Краткая биография чаадаев > Школа искусств
Биография Чаадаева
Детство и юность
Петр Яковлевич Чаадаев появился на свет 27 мая (7 июня) 1794 года в Москве в старинном дворянском семействе. Родители Петра скончались, когда он был еще маленьким. Со старшим братом Михаилом он был взят на воспитание родной теткой по материнской линии, княжной Анной Щербатовой.
Получив достойное домашнее образование, в 1808 году Петр Чаадаев поступил в Московский университет. Способный вдумчивый юноша быстро снискал благосклонность своих преподавателей, а известный философ И. Т. Буле считал его своим любимым учеником.
Уже в студенческие годы Петр Яковлевич был образцом светского денди: одевался он по последней моде, умел поддержать любой разговор и выгодно отличался умением танцевать. Чаадаев пользовался большим вниманием у женщин, а его интеллектуальное превосходство никто не осмеливался оспаривать.
Военная служба
С началом Отечественной войны 1812 года братья Чаадаевы в чине подпрапорщиков вступили в лейб-гвардию Семеновского полка.
Во время военных действий Петр Чаадаев принимал участие в знаменитом Бородинском сражении и за проявленное мужество был произведен в прапорщики. Также участвовал во многих других важных сражениях, в том числе во взятии Парижа. Был награжден орденом Св. Анны 4-й степени, прусским орденом «Pour le Mérite» («За заслуги») и Кульмским крестом.
Год спустя Петр перешел на службу в Ахтырский гусарский полк, а затем — в лейб-гвардию Гусарского полка. Во время дислокации полка в Царском селе судьба свела Чаадаева с Александром Пушкиным, который посвятил своему новому другу несколько стихотворений.
Военная карьера Чаадаева развивалась очень удачно, но в 1821 году он неожиданно для всех ушел в отставку. Если кратко, самое важное решение в жизни он принял после приватного разговора с императором, породившего множество легенд и слухов.
Общественная деятельность
После отставки Чаадаев погрузился в тяжелую депрессию. Чтобы поправить здоровье, он отправился в путешествие по Европе, во время которого занялся поиском книг на религиозную тематику. Петр Яковлевич не собирался возвращаться в Россию, однако из-за проблем со здоровьем был вынужден сделать это.
Еще во время службы Чаадаев был принят в масонскую ложу, затем — в Союз благоденствия, а в 1821 вступил в Северное тайное общество декабристов. По возвращении в Россию Чаадаев был арестован по обвинению в причастности к декабристам, но спустя время был отпущен под подписку о непричастности к действиям любых тайных обществах.
Философия и творчество
По возвращении в Россию Петр Яковлевич поселился под Москвой, где завел переписку со своей соседкой Екатериной Пановой. Желая ответить на многие вопросы Пановой касательно религии и философии, Чаадаев написал свой главный труд — произведение в эпистолярном жанре «Философические письма».
Публикация этой книги вызвала в обществе большой резонанс. Чаадаев посмел подвергнуть критике один из важнейших столпов монархии — культ православия. Он был уверен, что православие не освобождает народ от рабства, а, в отличие от западного христианства, еще более порабощает его.
В итоге Чаадаева признали cyмacшедшим и установили за ним врачебный надзор. Панову сослали в психиатрическую лечебницу. Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году впервые были опубликовано «богохульное» произведение, был закрыт, а его редактор отправлен на каторгу.
Надзор с Чаадаева был снят с условием ничего более не писать. Однако Петр Яковлевич нарушил этот запрет в том же году, написав «Апологию cyмacшедшего», в которой причины отсталости русского народа.
Личная жизнь
Несмотря на то, что Чаадаев был избалован женским вниманием, личная жизнь его сложилась несчастливо. Он не был женат, не оставил после себя потомства. В жизни Петра Яковлевича было три сильных любви, но лишь со стороны женщин: философ никого не осчастливил своей благосклонностью.
Судьбы этих женщин — Катерины Паниной, Авдотьи Норовой и Екатерины Левашовой — были неразрывно связаны с судьбой Чаадаева, который никого из них не смог сделать счастливой.
Скончался Петр Яковлевич 14 (26) апреля 1856 года в Москве. Причиной cмepти стала пневмония. Согласно последней просьбе, философ был похоронен на Донском кладбище в Москве, рядом с могилой Авдотьи Норовой.
Петр Чаадаев
Биография
Петра Чаадаева называли нравственным идеалом эпохи, а после публикации философского труда, идущего в разрез с царским строем – «государственным cyмacшедшим». Его биография легла в основу ряда литературных образов: Евгения Онегина, Александра Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова. В отличие от своих персонажей Чаадаев жил вдали от человеческих страстей и ушел из жизни одиноким.
Детство и юность
Петр Яковлевич Чаадаев родился 27 мая (7 июня) 1794 года в Москве. Отец Яков Петрович служил советником Нижегородской уголовной палаты, матерью была княжна Наталья Михайловна, дочь князя Михаила Михайловича Щербатова. Родителей Петра и Михаила, его старшего брата, рано постигла cмepть, и в 1797 году мальчиков взяла на попечение старшая сестра матери Анна Щербатова.
Петр Чаадаев в молодости
В 1808 году Петр Чаадаев, получив достойное домашнее образование, поступил в Московский университет. Среди его учителей были историк права Федор Баузе, исследователь рукописей Священного Писания Христиан-Фридрих Маттеи. Философ Иоганн Буле называл Чаадаева любимым учеником. Уже в студенческие годы Чаадаев проявлял интерес к моде. Мемуарист Михаил Жихарев так описывал портрет современника:
«Искусство одеваться Чаадаев возвел почти в степень исторического значения».
Петр Яковлевич славился умением танцевать и вести светский разговор, что выставляло его в выгодном свете среди женщин. Внимание со стороны противоположного пола, а также интеллектуальное превосходство над сверстниками сделали Чаадаева «жесткосердным себялюбом».
Военная служба и общественная деятельность
Отечественная война 1812 года застала братьев Чаадаевых в Московском обществе математиков. Молодые люди вступили в лейб-гвардию Семеновского полка в чине подпрапорщиков. За мужество, проявленное в Бородинском сражении, Петра Яковлевича повысили до прапорщика, наградили орденом св. Анны и Кульмским крестом за штыковую атаку в сражении под Кульмом. Также он участвовал в Тарутинском маневре, сражении под Малоярославцем.
Портрет Петра Чаадаева
В 1813 году Чаадаев перевелся в Ахтырский гусарский полк. Декабрист Сергeй Муравьев-Апостол объяснял этот поступок Петра Яковлевича желанием покрасоваться в гусарском мундире. В 1816 году он перешел в лейб-гвардию Гусарского полка, произведен в поручики. Спустя год Чаадаев стал адъютантом будущего генерала Иллариона Васильчикова.
Гусарский полк дислоцировался в Царском селе. Именно здесь, в доме историка Николая Карамзина, Чаадаев познакомился с Александром Пушкиным. Великий русский поэт посвятил философу стихотворения «К портрету Чаадаева» (1820), «В стране, где я забыл тревоги прежних лет» (1821), «К чему холодные сомненья» (1824), а Петр Яковлевич, будучи другом Пушкина, «заставлял его мыслить», беседуя на литературные и философские темы.
Петр Чаадаев и Александр Пушкин
Васильчиков поручал Чаадаеву серьезные дела, например, доклад Александру I о бунте в лейб-гвардии Семеновского полка. После встречи с императором в 1821 году адъютант, подающий надежды на блестящее военное будущее, ушел в отставку. Известие шокировало общество и породило множество легенд.
Согласно официальной версии, Чаадаев, некогда служивший в Семеновском полку, не вытерпел наказания близких товарищей. По иным соображениям, философу претила мысль доносить на бывших однополчан. Современники также предполагали, что Чаадаев опоздал на встречу с Александром I, потому что долго подбирал гардероб, либо что государь высказал мысль, которая противоречила идеям Петра Яковлевича.
Расставшись с военным делом, Чаадаев погрузился в затяжной духовный кризис. Из-за проблем со здоровьем в 1823 году он отправился в путешествие по Европе, не планируя возвращаться в Россию. В поездках Петр Яковлевич активно обновлял библиотеку религиозными книгами. Особенно его привлекали работы, основная идея которых состояла в сплетении научного прогресса и христианства.
Состояние здоровья Чаадаева ухудшилось, и в 1826 году он решил вернуться в Россию. На границе его арестовали по подозрению в причастности к восстанию декабристов, которое произошло годом ранее. С Петра Яковлевича взяли расписку о том, что он не состоял в тайных обществах. Впрочем, эта информация являлась заведомо ложной.
Еще в 1814 году Чаадаев входил в Петербургскую Ложу Соединенных друзей, достиг сана «мастер». Философ быстро разочаровался в идее тайных обществ, а в 1821 году и вовсе покинул соратников. Тогда же он вступил в Северное общество. Позже он критиковал декабристов, считая, что вооруженное восстание отодвинуло Россию на полвека назад.
Философия и творчество
Вернувшись в Россию, Чаадаев поселился под Москвой. Его соседкой была Екатерина Панова. С ней у философа завязалась переписка — сначала деловая, потом дружеская. Молодые люди обсуждали в основном религию, веру. Ответом Чаадаева на духовные метания Пановой стали «Философические письма», созданные в 1829-1831 годах.
Портрет Петра Чаадаева
Написанное в эпистолярном жанре произведение вызвало негодование политических и религиозных деятелей. За высказанные в труде мысли Николай I признал Чаадаева и Панову cyмacшедшими. За философом установили врачебный надзор, а дeвyшку сослали в психиатрическую больницу.
Острую критику «Философические письма» вызвали потому, что в них развенчивался культ православия. Чаадаев писал, что религия русского народа, в отличие от западного христианства, не освобождает людей от рабства, а напротив, порабощает. Эти идеи публицист Александр Герцен позже назвал «революционным католицизмом».
Император Николай I
Журнал «Телескоп», в котором в 1836 году было опубликовано первое из восьми «Философических писем», был закрыт, редактора сослали на каторгу. До 1837 года Чаадаев ежедневно проходил медицинское освидетельствование, чтобы доказать свое умственное благополучие. Надзор с философа был снят с условием, что он «не смеет ничего писать».
Данное обещание Чаадаев нарушил в том же 1837 году, написав «Апологию cyмacшедшего» (не опубликована при жизни). Труд отвечал на обвинения в «негативном патриотизме», рассказывал о причинах отсталости русского народа.
Книга Петра Чаадаева
Петр Яковлевич считал, что Россия находится между Востоком и Западом, но по своей сути не относится ни к одной из сторон света. Нация, которая стремится почерпнуть лучшее из двух культур и при этом не стать последователем ни одной из них, обречена на деградацию.
Единственный правитель, о котором Чаадаев говорил с уважением, — Петр I, который вернул России былое величие и могущество путем введения в русскую культуру элементов Запада. Чаадаев был западником, но славянофилы относились к нему с уважением. Доказательство тому – слова Алексея Хомякова, яркого представителя славянофильства:
«Просвещенный ум, художественное чувство, благородное сердце – таковы те качества, которые всех к нему привлекали; в такое время, когда, по-видимому, мысль погружалась в тяжкий и невольный сон. Он был особенно дорог тем, что он сам бодрствовал и других побуждал».
Личная жизнь
Недоброжелатели называли Чаадаева «дамским философом»: он постоянно был окружен женщинами, умел влюбллять в себя даже преданных мужьям жен. При этом личная жизнь Петра Яковлевича не сложилась.
Петр Чаадаев и Авдотья Норова — прототипы Евгения Онегина и Татьяны Лариной
В жизни Чаадаева было три любви. Екатерина Панова, адресат «Философических писем», сильнее всего пострадала от мужского честолюбия. Даже после освобождения из психиатрической больницы дeвyшка не винила возлюбленного в своем несчастье. Она искала встречи с философом, но умерла без ответного письма, одинокой безногой старухой.
Чаадаев послужил прототипом для Евгения Онегина из одноименного романа Александра Пушина, а в роли Татьяны Лариной выступила Авдотья Норова. Она влюбилась в философа без памяти, и когда у него не осталось денег на оплату прислуги, предложила бесплатно присматривать за ним, но тот уехал в Москву, к семье Левашовых.
Петр Чаадаев и Екатерина Левашова
Авдотья была дeвyшкой болезненной и слабой, а потому рано умерла – в 36 лет. Чаадаев, долгое время оставлявший письма Норовой без ответа, навестил ее в больнице незадолго до cмepти.
Екатерина Левашова, хоть и была замужней женщиной, искренне любила Чаадаева. Супруг и старшие дети не понимали, почему она не берет с философа денег за жилье. Трепетное отношение Екатерины к гостю продолжалось 6 лет, вплоть до ее кончины.
Cмepть
14 апреля 1856 года в газете «Московские ведомости» появился короткий некролог:«В 5 часов пополудни скончался после непродолжительной болезни один из московских старожил Петр Яковлевич Чаадаев, известный почти во всех кружках нашего столичного общества».
Он умер от воспаления легких, немного не дожив до 63 лет. Мемуарист Михаил Жихарев однажды спросил философа, почему он бегает от женщин, «как черт от ладана», а тот ответил:
Чаадаев велел похоронить себя возле любимых женщин — в Донском монастыре у могилы Авдотьи Норовой или в Покровском храме около Екатерины Левашовой. Философ нашел последний покой на Донском кладбище в Москве.
Цитаты
«Тщеславие порождает Дypaка, надменность – злобу».
«Никто не считает себя вправе что-либо получить, не дав себе труда по крайней мере протянуть за этим руку. Одно есть исключение – счастье. Считают совершенно естественным обладать счастьем, не сделав ничего для того, чтобы приобрести его, то есть чтобы его заслужить».
«Неверующий, на мой взгляд, уподобляется неуклюжему циркачу на канате, который, стоя на одной ноге, неловко ищет равновесие другой».
«Прошлое уже нам не подвластно, но будущее зависит от нас».
ЧААДАЕВ ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ
Русский философ, публицист. Автор знаменитых «Философических писем» (1829-1831), за написание которых был официально объявлен cyмacшедшим (1836).
Принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец – Яков Петрович Чаадаев.
Рано остался сиротой, вместе с братом Михаилом воспитывался теткой по матери княжной А.М. Щербатовой, сестрой известного историка князя М. М. Щербатова. Князь Д.М. Щербатов стал опекуном мальчиков. Чаадаев получил хорошее домашнее образование. В 1807-1811 годах слушал лекции в Московском университете. Здесь он познакомился с будущими декабристами И.Д. Якушкиным и Н.И. Тургеневым. В 1811 году переехал в Петербург.
В мае 1812 года Чаадаев вместе с братом поступил лейб-прапорщикам в Семеновский полк. В 1813 году Петра Яковлевича перевели в Ахтырский гусарский полк. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, сражался в Бородинской битве, участвовал в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Во время них сражался под Лейпцигом и Парижем. Чаадаев стал кавалером ордена Св. Анны и прусского Кульмского креста.
Читайте также Краткая биография йирасекВ 1816 году он перешел в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный в Царском селе. Здесь он познакомился с А.С. Пушкиным. В то же время Чаадаев вступил в масонскую ложу, познакомился с С.П. Трубецким, П.И. Пестелем, М.И. Муравьевым-Апостолом.
В 1817 году стал адъютантом комaндира гвардейского корпуса генерала И. В. Васильчикова. В 1820 году произошло восстание Семеновского полка. Петр Яковлевич был послан с донесением об этом государю в Троппау. Это событие стало поворотным моментом в жизни блестящего офицера. Вскоре после поездки Чаадаев подал в отставку. В феврале 1821 года прошение было удовлетворено. Это вызвало огромный резонанс в обществе, в котором Петр Яковлевич славился своим блестящим умом, образованностью и дендизмом. Причины этого до сих пор не выяснены.
Знакомство с будущими декабристами не прошло для Чаадаева бесследно. Еще в 1819 году он вступил в «Союз благоденствия», в 1821 году – в Северное общество, хотя относился к их идеям довольно скептически.
События 1820 года оставили неизгладимый след на Петре Яковлевиче. Пережитый им тогда духовный кризис привел его к погружению в религию и мистику. В 1823-1826 годах Чаадаев путешествовал по Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Германии. Заграницей он также хотел поправить свое пошатнувшееся здоровье. Перед отъездом, в 1822 году Чаадаев разделил имущество с братом Михаилом, т. к. собирался остаться за рубежом. В 1825 году в Карлсбаде он познакомился с Шеллингом, с которым потом состоял в переписке. Во время путешествия он пополнял свои знания по богословию, философии и истории.
В 1826 году Чаадаев все же вернулся на родину. Тут же он был арестован по делу декабристов, но вскоре отпущен за отсутствием доказательств вины. После этого инцидента Петр Яковлевич обосновался в Москве. Несколько последующих лет он переживал второй свой внутренний кризис: жил в затворничестве и уединенном размышлении. Именно тогда полностью сложилось его мировоззрение. Чаадаев задумал написать обширный труд по философии истории в виде писем.
В 1829-1831 годах он создал свои знаменитые «Письма о философии и истории», адресованные Е.Д. Пановой, больше известные как «Философические письма». Вскоре они были представлены публике и начали ходить по рукам в списках. В 1836 году в журнале «Телескоп» было опубликовано первое письмо, что стало целым событием и имело неприятные последствия для издателя журнала Н. М. Надеждина, сосланного в Усть-Сысольск, для цензора Болдырева, пропустившего его в печать и лишившегося из-за этого своей должности, и для самого автора, объявленного властями cyмacшедшим. Как умалишенный, Чаадаев должен был находиться под домашним арестом в доме на Новой Басманной, в котором он жил. Также ежедневно его осматривал врач, чей надзор был снят в 1837 году. Философу было запрещено писать.
Резкая реакция на «Философические письма» общества и правительства была вызвала взглядами Чаадаева на Россию и ее роль в мире. В «Письмах…» он говорил об отлученности нашей страны от мировой культуры, об ее отсталости и духовном застое. Там же можно было заметить его холодность к православной вере и симпатии к католицизму, который философ считал прямым наследником апостольской церкви. Согласно ему, православие ушло в сторону после Схизмы и осталось за пределами влияния европейской мысли. Также и православная Россия была обречена на изоляцию. Вся ее история после Схизмы не дала ничего для мира, ее будущее туманно. Вместе с тем, Чаадаев писал, что даже географически России было предопределено вместить в себя дух Востока и дух Запада, быть великой страной. Но теперь для этого ей было необходимо, по мысли философа, сблизиться с Западом.
В 1837 году, несмотря на запрет, Петр Яковлевич написал «Апологию cyмacшедшего», в которой Россия представала уже несколько иначе. Здесь Чаадаев говорил о ее потенциале, об ее особенностях и особенностях русского духа, благодаря которым она также сможет перенять у западной цивилизации только все лучшее, оставив в стороне ее пороки. «Апология» была опубликована только после cмepти автора.
Дальнейшую жизнь Чаадаев провел в Москве. Он участвовал в общественной жизни, тесно общался с будущими западниками и славянофилами, на идеи которых имел большое влияние.
После поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов подумывал о самоубийстве. Умер П.Я. Чаадаев 14 (26) апреля 1856 года в Москве от пневмонии. Похоронен на Донском кладбище.
Чаадаев в искусстве
П. Я. Чаадаев считается прототипом Александра Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
А.С. Пушкин сравнивает с известным денди Чаадаевым своего Евгения Онегина: «Второй Чадаев мой Евгений…».
Стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» (1818), «К портрету Чаадаева» (1818-1820).
Сочинения:
Философические письма. Казань, 1906.
Сочинения и письма. В 2-х т. М., 1913-1914.
Статьи и письма. М., 1989.
Полное собрание сочинений и письма. Т. 1-2. М., 1991.
Чаадаев биография, факты, личная жизнь
Писатель — нравственный идеал эпохи, был признан «государственным cyмacшедшим» после публикации своих философских работ. Чаадаев, как сообщает его биография, стал прообразом для создания литературных персонажей: Онегина, Чацкого, князя Мышкина, Пьера Безухова.
Чаадаев Петр Яковлевич краткая биография
Датой рождения Петра Яковлевича Чаадаева принято считать 7 июня 1794 г. Семейство зажиточных дворян проживало в Москве. Отец семьи — Яков Петрович Чаадаев, как сообщает краткая биография, трудился в уголовной палате, мать — Наталья Михайловна, происходила из княжеского рода Щербатовых. Родители умерли едва будущему писателю минуло 3 года. Осиротевших детей сестры взяла на воспитание Анна Щербатова. Домашнее образование полученное в доме тети было блестящим. В 14 лет Петр стал студентом Московского университета. Выделялся среди молодых людей своим умом и светскими манерами. Имел репутацию щеголя и модника. Изучал историю права, исследовал рукописи Священного Писания Христиан, особенно его выделял учитель философии — Иоганн Буле.
Служил в армии, участвовал в знаменитом сражении при Бородино. После завершения военной карьеры, Петр Чаадаев, как повествует биография, был в депрессии. Много путешествовал, решил не возвращаться на родину. В 1823 году уехал в Европу. Слушал лекции философа Шеллинга, после которых изменил свое мировоззрение. Здоровье было подорвано, в 1826 году писатель вернулся в Россию. Состоял в тайном сообществе — Петербургской Ложе Соединенных друзей, которую покинул в 1821 г. Стал члeном Северного общества. Не женился. Умер в 1856 г. Причиной cмepти стало воспаление легких.
Военная служба
С 1812 года подпрапорщик Чаадаев Петр Яковлевич, как повествует биография, служил в Семеновском полку. Успешно проявил себя в знаменитом сражении под Бородино, получил повышение — стал прапорщиком. Был участником Тарутинского выступления, сражался под Малоярославцем. Через год Чаадаев — гусар Ахтырского полка. Позже — получил чин поручика в Гусарском полку. С 1817 г. Чаадаев служил адъютантом И.Васильчикова, по поручению которого, ездил с докладом к императору — Александру I. После этого визита, где докладывал о бунте сослуживцев по Семеновскому полку, подающий надежды адъютант уволился со службы.
Читайте также Краткая биография акутагаваЛитературное творчество
После возвращения в Россию жил в Подмосковье. Завязал переписку на религиозные темы с соседкой — Екатериной Пановой. В результате в 1829-1831 г. им были написаны «Философические письма». За это произведение автора признали cyмacшедшим и установили медицинский надзор. Панову насильно поместили на лечение в психбольницу.
«Революционный католицизм» произведения развенчивал православный культ. Автор считал, что религия должна давать свободу, а не порабощать.
Первое из «Философических писем», напечатанное в журнале «Телескоп», в 1836 году послужило поводом к закрытию издательства. Руководитель журнала был сослан на каторгу. Год Петр Чаадаев был вынужден регулярно проходить осмотры у врачей на предмет умственного благополучия. Краткая биография сообщает, что писателю запретили издавать свои литературные произведения.
В этом же году он создал труд — «Апология cyмacшедшего», которая повествовала об отсталости русских людей. Произведение было издано после cмepти создателя.
В поездках изучал вопросы соединения научного и духовного миров.
Петр Чаадаев: личная жизнь
Чаадаев Петр Яковлевич, как информирует краткая биография, был несчастен в личной жизни.
С Екатериной Пановой, получателем опального литературного труда, прошедшей лечение в клинике для душевнобольных, писатель не встречался.
В Чаадаева была самозабвенно влюблена Авдотья Норова. Отношения не сложились. Авдотья умерла в возрасте 36 лет.
Екатерина Левашова, была замужем, но искренне любила Чаадаева. Она позволила писателю жить у нее бесплатно.
Интересные факты
Портрет писателя художник вынужден был переписывать 15 раз из-за недовольства заказчика.
Завещал себя похоронить рядом с любимыми им женщинами. Нашел последний приют на Донском кладбище, где захоронена Авдотья Норова.
Чаадаев, Петр Яковлевич
Чаадаев, Петр Яковлевич
Пётр Яковлевич Чаадаев | |
Пётр Яковлевич Чаадаев | |
Дата и место рождения: | 27 мая (7 июня) 1794, Москва |
Дата и место cмepти: | 14 (26) апреля 1856, Москва |
Школа/традиция: |
Пётр Я́ковлевич Чаада́ев (27 мая (7 июня) 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, там же) — русский философ и публицист.
Содержание
Биография
Чаадаев родился в старинной зажиточной дворянской семье. В 1807—1811 учился в Московском Университете, дружил с А. С. Грибоедовым, будущими декабристами Н. И. Тургеневым, И. Д. Якушкиным. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовал в Бородинском сражении, ходил в штыковую атаку при Кульме, был награждён русским орденом св. Анны и прусским Кульмским крестом. В 1814 в Кpaкове был принят в масонскую ложу. В 1816 был переведён в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. В доме Н. М. Карамзина Чаадаев познакомился с А. С. Пушкиным, на которого оказал громадное влияние. Чаадаеву посвящено несколько стихотворений Пушкина. Не считая нравственно возможным продолжать службу после наказания близких друзей из восставшего в 1820 Семеновского полка, Чаадаев отказался от блестящей карьеры и в 1821 вышел в отставку. Вступив в общество декабристов, участия в его делах не принимал. П. Я. Чаадаев считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Творческий путь
Испытал сильнейшее влияние немецкой классической философии в лице Шеллинга, с идеями которого познакомился во время своего путешествия по Европе в 1823—1826 годах. В 1829—1831 создает своё главное произведение — «Письма о философии истории» (на французском языке; было переведено Кетчером), за которыми закрепляется название «Философических писем». Обнародование первого из них в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвало резкое недовольство властей из-за выраженного в нём горького негодования по поводу отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии. Журнал был закрыт, а Чаадаев — объявлен cyмacшедшим. Написанная Чаадаевым в ответ на обвинения в недостатке патриотизма «Апология cyмacшедшего» (1837) осталась неопубликованной при жизни мыслителя.
Чаадаев оказал существенное влияние на дальнейшее развитие русской философской мысли, во многом инициировав полемику западников и славянофилов.
Философия
«Философическое письмо» Чаадаева (1836), опубликованное в журнале «Телескоп», дало мощный толчок развитию русской философии. Его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Он обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Чаадаев не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле», причём Царство Божье — это метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники). Что касается национальной идентичности, то Чаадаев лишь обозначает идею самобытности России. «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, — пишет он, — мы — народ исключительный». Смысл России — быть уроком всему человечеству. Однако Чаадаев был далёк от шовинизма и веры в исключительность России. Для него цивилизация едина, а все дальнейшие попытки поиска самобытности — суть «национальные предрассудки».
Сочинения
- Философические письма
- Апология cyмacшедшего
- Несколько слов о польском вопросе
- Отрывки и разные мысли (1828—1850 е годы)
Литература
- Тарасов Б. Н. Чаадаев. М.: Молодая гвардия, 1986, 1990. — (Жизнь замечательных людей) ISBN 5-235-01032-9
- О. Э. Maндельштам «Петр Чаадаев» Собрание сочинений в четырех томах под редакций проф. Г. П. Струве и Б. А Филиппова, том II.
«Сильнейшая потребность ума была для него в то же время и величайшей нравственной необходимостью»
Еще:
Материалы для подготовки -1 :: Материалы для подготовки -2 :: Материалы для подготовки -3 :: Материалы для подготовки -4 :: Материалы для подготовки -5 ::
Пётр Я. Чаадаев — краткая биография.
Петр Яковлевич Чаадаев – русский философ, мыслитель, публицист. В его главном произведении – «Философических письмах» — содержалась столь резкая критика современной ему России, что власти официально объявили его сумасшедшим. Он родился в Москве 7 июня (27 мая по ст. ст.) 1794 г., стал продолжателем рода в богатом старинном дворянском семействе, рано стал сиротой и воспитывался с братом у тети — княжны А. Щербатовой.
В их доме Петр получил отличное домашнее образование, которое продолжил в Московском университете (1807-1811). В этом учебном заведении его ожидало знакомство с будущими декабристами И. Якушкиным и Н. Тургеневым. В мае 1812 г. Чаадаев и его брат поступают в Семеновский полк в качестве лейб-прапорщиков, в 1813 г. его переводят в Ахтырский гусарский полк. Чаадаев был участником Отечественной войны 1812 г. и Бородинского сражения в частности, стал кавалером ордена св. Анны и прусского Кульмского креста; участвовал в заграничных военных походах 1813-1814 гг., сражался в боях под Лейпцигом, Парижем и др.
В 1816 г. корнета Чаадаева переводят в гусарский лейб-гвардейский полк, дислоцирующийся в Царском Селе. Здесь, в доме Карамзина, состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным. Чаадаев произвел тогда на него огромное впечатление. Кроме того, в 1816 г. Чаадаев стал членом масонской ложи, познакомился с А. Грибоедовым, С. Волконским, П. Пестелем, М. Муравьевым-Апостолом.
В 1817 г. Петра Чаадаева назначают адъютантом генерала Васильчикова. В конце 1820 г. он послал Чаадаева к царю с докладом о взбунтовавшемся батальоне лейб-гвардии Семеновского полка, в котором тому доводилось служить раньше. Спустя полтора месяца после этой миссии Чаадаев подал прошение об отставке, и в феврале 1821 г. оно было удовлетворено. Причины этого поступка остаются не до конца проясненными, но, как бы там ни было, он произвел немалый резонанс, породило множество версий, тем более что Чаадаев в обществе был персоной известной. Помимо прочего, он славился образованностью, превосходными манерами, особо трепетным отношением к своей одежде. Все ожидали от него блестящей карьеры, дружбу с ним почитали за честь.
В 1819 г. П. Чаадаев становится членом декабристского «Союза благоденствия», в 1821 г. — Северного общества декабристов. Это членство едва не сыграло роковую роль в его биографии, однако деятельного участия в работе обществ он никогда не принимал и относился к ней с изрядной долей скептицизма. С 1823 по 1826 гг. путешествовал по континенту, посетил Великобританию, Францию, Германию; поездка была связана в том числе с желанием поправить ухудшившееся здоровье. В мае 1822 г. Чаадаев произвел раздел имущества, т.к. возвращаться на родину не собирался. Однако в 1826 г. все же сделал это и практически сразу же был арестован. Его обвиняли в причастности к декабристскому движению, однако доказать ее не удалось, Чаадаев категорически все отрицал и спустя 40 дней был выпущен на свободу. Позднее о декабристском восстании он будет отзываться нелестно, видя в этом шаге отбрасывание общества на полстолетия назад.
По возвращении на родину Петр Яковлевич проживал в Москве, а также в подмосковном селе, в имении тети. В этот период он мало общается, много читает, ведет уединенный образ жизни. На протяжении 1829-1831 гг. пишет на французском языке главную работу в своей жизни — «Письма о философии и истории», получившую большую известность как «Философические письма». Они были представлены публике уже весной 1830 г. , а в конце весны или начале лета 1831 г. Чаадаев прервал свое уединение и возобновил выходы в свет.
В 1836 г. в журнале «Телескоп» было опубликовано первое письмо, следствием чего стала ссылка редактора и увольнение цензора. Самого же Чаадаева официально объявили умалишенным и в качестве наказания применили домашний арест, снятый только в 1837 г. с условием, что тот больше не напишет ни строчки. Написанная в этот период «Апология сумасшедшего» была опубликована лишь посмертно. Остаток жизни Чаадаев провел в Москве, активно участвовал в общественной жизни. В период после Крымской войны у него возникали мысли о самоубийстве, т.к. будущее России виделось ему в самом мрачном свете. Скончался же он 26 апреля (14 апреля по ст. ст.) 1856 г. в Москве от пневмонии и был похоронен здесь же, на Донском кладбище.
Творчество Чаадаева, его идеи были настолько неоднозначны, что по отношению к нему применялись самые различные определения — консерватора, религиозного мыслителя, мистика, воинствующего западника и т. п. Как бы там ни было, роль его идей в формировании российской общественной мысли весьма значительна. Мировоззрение многих мыслителей, в частности, В. Белинского, Герцена, М. Бакунина, формировалось не без воздействия Чаадаева.
Петр Яковлевич Чаадаев | Русский автор
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
Образ жизни и социальные вопросы- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Чаадаев, Питер | Encyclopedia.

ЧААДАЕВ ПЕТР (1794–1856), русский интеллигент и писатель.
Знаковым событием в истории России стало издание первого из Философских писем Петра Чаадаева (1836) в Телескоп . Его неблагоприятное сравнение русской культуры с культурой Запада и его сомнение в значении русской истории бросили вызов шовинистическому «официальному национализму» Николая I (годы правления 1825–1855) и привели в ярость читающую публику. В ответ режим уволил цензора, разрешившего публикацию письма, и закрыл Телескоп и изгнание редактора журнала в отдаленный уголок королевства. Автора признали невменяемым и поместили под домашний арест. Тем не менее Чаадаев оказал глубокое влияние на славянофилов и западников 1840-х годов и продолжает влиять на обсуждение национальной идентичности России в начале двадцать первого века. Более того, история его жизни как мистика, прогрессивного масона, мученика и близкого друга декабристов и Александра Пушкина вдохновляла несколько поколений интеллигенции. В 1915 Поэт Осип Мандельштам писал, что «след Чаадаева в сознании русского общества остается столь глубоким и столь неизгладимым, что нельзя не задаться вопросом, не писал ли он алмазом по стеклу?» (Бурлака, Ермичев и Златопольская, стр. 401).
Родившийся в Москве 7 июня (27 мая по старому стилю) 1794 г., Чаадаев происходил из старинного дворянского рода. Его дед по материнской линии, Михаил Щербатов (1733–1790), государственный деятель и историк, был лидером аристократической оппозиции Екатерине II (Великой; годы правления 1762–179).6). Чаадаев начал свое формальное образование в Московском университете в 1808 году, но через три года ушел, чтобы участвовать в наполеоновских кампаниях. За храбрость он был награжден, а после войны назначен на должности, приближенные к царю. В 1821 году, разочаровавшись в жизни при дворе, он подал в отставку, отказавшись от обещания блестящей военной карьеры и пренебрегая оказавшим ему благосклонность монархом. В 1823 году он продал своих крепостных, чтобы профинансировать поездку в Европу, которая продлилась три года. Находясь за границей, он познакомился с работами нескольких авторов, которые повлияли на его Philosophical Letters, , включая немецкого идеалиста Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга и французских писателей-католиков Франсуа-Огюста-Рене де Шатобриана, Жозефа-Мари де Местра и Фелисити Ламенне. Европейские путешествия Чаадаева также непреднамеренно защитили его от ареста. Если бы он был в России в 1825 году, он, вероятно, был бы замешан в злополучном восстании декабристов.
Чаадаев составил восемь Философских писем на французском языке в 1829 годудо 1831 г., и следующие несколько лет он провел, пытаясь их опубликовать. Работа глубоко христианского мыслителя, Философские письма попытка дать России последовательную философию истории. Первое письмо, единственное, появившееся в России в девятнадцатом веке, исследует отношения России с Западом. Больше всего на Чаадаева произвело впечатление развитие в католической Европе средневековья единой христианской цивилизации и пагубные последствия изоляции России от этой цивилизации. Вторым фактором отсталости России было отсутствие полезного прошлого. Чаадаев считал, что успешные цивилизации строятся на истории, но у России нет истории, на которой можно было бы строить. В результате его культура и социальная жизнь были бесформенными.
Оглянитесь вокруг. Разве мы не все одной ногой в воздухе? Кажется, что мы путешествуем. Ни для кого нет определенной сферы существования, нет хороших привычек, вообще нет правил ни для чего; даже не дом; ничего, что привлекает или пробуждает нашу нежность или привязанность, ничего прочного, ничего прочного; все уходит, все утекает, не оставляя следов ни вне, ни внутри нас самих. (Чаадаев, 1969, с. 28)
Хотя Чаадаев восхищался Западом, он отвергал его либерализм. Остальные Philosophical Letters посвящены прежде всего критике Просвещения и интеллектуального высокомерия разума, не умеренного верой.
Чаадаев был искренне удивлен бурной реакцией на его работу. Он утверждал, несколько лицемерно, что перерос свои взгляды и что Телескоп опубликовал их без его разрешения. Вскоре после этого он написал «Апологию сумасшедшего» (1837 г.), в которой защищался от нападок на свой патриотизм и признал, что Россия может извлечь выгоду из своих недостатков. Не обремененная собственной национальной историей, она могла учиться на ошибках других наций и тем самым играть ведущую роль в духовной жизни Европы.
Диагноз невменяемости и домашний арест были сняты менее чем через месяц после их вынесения, но Чаадаеву запретили публиковаться до конца жизни, а другим запретили упоминать его имя в печати. Тем не менее он продолжал оказывать влияние на русскую литературу через переписку с более молодыми писателями, беседы в московских салонах и издание за границей «Философских писем». Чаадаев скончался в Москве 26 апреля (14 апреля по старому стилю) 1856 г.
См. также Россия; славянофилы; западники.
Бурлака Д.К., Ермичев А.