Роль принятия христианства на руси: Крещение Руси (X век) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Значение принятия христианства на Руси

Определение 1

Крещение Руси — это принятие христианства как государственной религии в Киевской Руси, осуществлённое князем Владимиром в конце X века.

В исторических источниках содержатся противоречивые указания на время принятия христианства. Вслед за летописной традицией, принято относить это событие к 988 году, который считается началом истории Русской церкви. Отдельные исследователи считают, что «крещение» состоялось в 990 или 991 году.

Цивилизационное значение

Цивилизационное значение крещения огромно. Филолог В. Топоров при оценке значения крещения для цивилизации России пишет:

«Эти события [принятие христианства Литвой и Русью], сыгравшие исключительную роль в их истории и предопределившие на столетия их места в истории, должны расцениваться, как события вселенского характера… Принятие христианства не только приобщило к христианскому миру обширную и отдалённую часть – Восточную Европу, но и в ближайшем будущем открыло огромный мир, который с помощью русских христиан должен был христианизироваться. Каковы бы ни были судьбы христианства в Восточной Европе, его наследие было неотменимой составной частью духовной культуры»

Политические последствия

Крещение произошло до раскола Восточной и Западной церквей в 1054 году, но когда он уже вызрел и получил выражение как в вероучении, так и во взаимоотношениях светской и церковной властей.

В византийском государственном правосознании император понимался как хранитель и защитник Церкви, а, следовательно, и самодержец всех православных народов. Правители других христианских народов получали от него титулы князей, архонтов, стольников. Приняв крещение от византийцев, Владимир включил русские земли в сферу византийской государственности.

В XII веке Киевскому великому князю присваивался в Константинополе скромный титул стольника. В диптихах Киевская митрополия занимала одно из последних мест.

Митрополит Платон в начале XIX века видел в принятии из Константинополя христианства особое значение:

«Россия обязана великое благодарение воссылать Пастыреначальнику, что не объял её мраком, то есть, что не подверглась она игу Римския церкви»

Культурные последствия

Принятие христианства привело к развитию живописи и зодчества, проникновению византийской культуры. Особенно было важно распространение книжной традиции и кириллической письменности: после крещения появились первые памятники письменной культуры Древней Руси.

Внедрение христианства в качестве государственной религии привело к ликвидации традиционных языческих культов, пользовавшихся ранее патронатом великих князей.

Духовенством осуждались языческие празднества и обряды (некоторые долгое время сохранялись вследствие того, что исследователями квалифицируется как двоеверие или религиозный синкретизм). Разрушались капища, уничтожались идолы и многие другие культовые сооружения.

По мнению опирающихся на текст «Повести временных лет» исследователей, «восстание волхвов» в Ростово-Суздальской Руси сопровождалось действиями, имевшими ритуальный характер.

Оценки в историографии

В месяцеслове церкви никогда не имелось ежегодного воспоминания в честь событий 988 года; однако существует мнение, что «крестный ход на источники» 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня установлен в память крещения Руси. До начала XIX века не было истории Русской церкви как самостоятельной научной отрасли: первый систематический труд представлен «Краткой Церковной Российской Историей» Московского митрополита Платона. Современный церковный историк В. Петрушко пишет: «Поразительно, но греческие авторы не упоминают о таком событии, как крещение Руси при святом Владимире».

Русская литература истории церкви XIX — начала XX века рассматривала историю христианства в России с I века, связывая её начало с деятельностью апостола Андрея. Авторитетный церковный историк конца XIX века Е. Голубинский первую главу исследования «История Русской Церкви» назвал «Христианство на Руси до святого Владимира». Русский историк церкви митрополит Макарий посвятил истории христианства на Руси до 988 года две части своего труда.

Оценка в советской историографии

Введение христианства как официальной религии в советской историографии оценивалось от негативного до в целом позитивного.

В книге 1930 года «Церковь и идея самодержавия в России» говорится следующее:

«Принесённое из Византии православие сломило языческий дух свободолюбивого росса, века держало в невежестве народ, было гасителем в общественной жизни просвещения, убивало творчество народа, глушило звуки живой песни в нём, вольнолюбивые порывы к освобождению.

Само пьянствуя, древнерусское духовенство приучало к пьянству и подхалимству и народ, а духовной сивухой — проповедями и церковно-книжной литературой создало почву для закабаления трудящихся во власти князя, боярина и княжеского чиновника— тиуна, творившего суд над угнетенными массами»

«Пособие по истории СССР для подготовительных отделений вузов», изданное в 1979 году введение христианства называет «второй религиозной реформой» Владимира I и даёт другую оценку:

«Принятие христианства укрепило государственную власть и единство Древнерусского государства. Оно имело международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув язычество, становилась равной христианским народа»

В европейской историографии

Историк из Болгарии Николай Тодоров христианизацию Руси оценивал так:

«Византия побудила Русь принять христианство. В результате этого племена восточных славян были приобщены к средиземноморской цивилизации, известной как «Византийская цивилизация» и утвердившейся в Юго-Восточной Европе и на Ближнем Востоке как синтез античного и христианского наследия. Это дало древнерусскому обществу возможность доступа к плодам многолетнего развития мысли, естественных и социальных наук. Русь создала собственные институты в соответствии с моделью европейского сообщества от государства до епископата, от школы до суда».

4. Значение и последствия принятия христианства на Руси

Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные.

Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который «разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети», князь Ростовский Константин Всеволодович снабжавший «книгами церкви Божии»; «богат был. . . книгами» епископ Ростовский Кирилл I (XIII век). Рукописные книги были очень дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди (князья, епископы) и монастыри.

Содержание русских книг было преимущественно духовным. Это объясняется влиянием переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к вопросам христианской веры, нравственности и тем, что русскими писателями в то время были в основном лица духовные.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь».

Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия — за венгерским королем Андреем I, Елизавета — за Геральдом Норвежским, а затем за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и свое влияние в мире.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз­личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами; рабы носили название «челядь» (в единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много­численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои преступления пред законом.

За них ответствовал господин, который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у своего господина; когда же господин его отпускал на волю или прого­нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста­нища. Таким образом, в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня­зей она учила, как они должны управлять: «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье», — говорила духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю.

Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга», то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они «имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на него, как на избранника Божия. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых ссорах и междоусобиях («которах» и «коромолах»), духовенство старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка, имея перед собою пример Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и городских, церковь образовала собою особый союз — церковное об­щество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских обществ и союзов.

Церковь получала в свое владение села, насе­ленные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь су­дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церков­ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано­вились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански — как на свободного человека. В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об­ращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во­обще нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи, во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыка­ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские законы, более развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово­рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило­сердными с рабами и помнить, что раб — такой же человек и хрис­тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не только убивать, но и истязать раба. В некоторых случаях церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По­лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо­тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од­нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще­ние с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось за­коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель­ным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес­кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст­ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель­ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы­ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству. В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев­ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз­делению государства, — церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов­ластие на Руси явилось, прежде всего, в церкви, и это сообщало церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви­дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз­на. Прежде всего, просветительное значение имели те практические примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям отдельные подвижники и целые общины подвижников — монастыри. Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере­водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просветительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко­торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир I Святославович в 980 году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера­турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах, прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще­ния не только с современными культурами, но и с культурами прошлыми. Она делала возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме­танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите­ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс­тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснован­ной 988 год.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс­тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск­лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс­твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми, обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным образцам так, как умели, без школьной учености и риторического искусства. Тем не менее, их произведения оказывали заметное вли­яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению нравов на Руси.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс­тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение. Христи­анство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс­кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину» (то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка­менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною церковью. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи­тельного развития. А с ними вместе развились прочие искусства и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо­жественного производства были, конечно, греки. Позднее под их руководством появились и русские мастера. Развилось, таким образом, национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным византийским характером и поэтому известно в науке под именем русско-византийского.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так, что, решившись принять христианство и, крестившись сам, он тот­час же приступил к крещению своего народа. В действительности это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка. Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры. Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс­твенное крещение было делом частным.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс­кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир. Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде­лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра­ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде­лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. Напротив, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру­гих.

Время Владимира нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства (это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру — государство развалилось).

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житейная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен — крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только «словом нарицающиеся христиане», а на деле — «поганьске живуще», на игрищах людей «многое множество», а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю — «поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.

Новая русская церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери — константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно было заплатить приспособлением христианской идеологии к язычеству славян.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несомненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственности в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении посвящения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Героическая эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем и народом потому, что в главных своих событиях она сливала воедино феодальное начало с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами.

Список использованной литературы

  1. Н. М. Карамзин «Предания веков» (c) 1988 «Правда»

  1. С. М. Соловьев Сочинения книга I, том 1, 1988 «Мысль»

Роль религии в войне России с Украиной

Поиск экспертов, проектов, публикаций, курсов и многого другого.

Расширенный поиск

Поиск USIP.org

Тип контента Публикация в блогеЦентрКурсЮжный Суданский мирный процесс Цифровая библиотека ЭлементСобытиеВнешние новостиСтипендияТема обсужденияGC — Academy LandingGC — Продвижение курсаGC — EventGlossary TermGrantINPROL PublicationLanding PageNewsOnline CoursePagePersonProjectsPublicationPublic Education PageLibrary ResourceSite Notification

страны Африка-Ангола-Бенин-Ботсвана-Буркина-Фасо-Бурунди-Камерун-Кабо-Верде-Центральноафриканская Республика-Чад-Коморские Острова-Кот-д’Ивуар-Демократическая Республика Конго-Джибути-Экваториальная Гвинея-Эритрея-Эфиопия-Габон-Гана- Гвинея-Гвинея-Бисау-Кения-Лесото-Либерия-Мадагаскар-Малави-Мали-Мавритания-Маврикий-Мозамбик-Намибия-Нигер-Нигерия-Руанда-Сан-Томе и Принсипи-Сенегал-Сейшельские острова-Сьерра-Леоне-Сомали-Южная Африка-Юг Судан-Судан-Свазиленд-Танзания-Гамбия-Республика Конго-Того-Уганда-Замбия-ЗимбабвеАмерика-Антигуа и Барбуда-Аргентина-Багамы-Барбадос-Белиз-Боливия-Бразилия-Канада-Чили-Колумбия-Коста-Рика- Куба-Доминика-Доминиканская Республика-Эквадор-Сальвадор-Гренада-Гватемала-Гайана-Гаити-Гондурас-Ямайка-Мексика-Никарагуа-Панама-Парагвай-Перу-Сент-Китс и Невис-Сент-Люсия-Сент-Винсент и Гренадины-Тринидад и Тобаго-США-Уругвай-ВенесуэлаАзия-Афганистан-Австралия-Бангладеш-Бутан-Бруней-Бирма-Камбоджа-Китай-Федеративные Штаты Микронезии-Фиджи-Индия-Индонезия-J Апан-Казахстан-Кирибати-Кыргызстан-Лаос-Малайзия-Мальдивы-Маршалловы Острова-Монголия-Науру-Непал-Новая Зеландия-Северная Корея-Пакистан-Палау-Папуа-Новая Гвинея-Филиппины-Самоа-Сингапур-Соломоновы Острова-Южная Корея-Шри Ланка-Суринам-Таджикистан-Таиланд-Тимор-Лешти-Тонга-Туркменистан-Тувалу-Узбекистан-Вануату-ВьетнамЕвропа-Албания-Андорра-Армения-Австрия-Азербайджан-Беларусь-Бельгия-Босния-Герцеговина-Болгария-Хорватия-Кипр-Чехия- Дания-Эстония-Финляндия-Франция-Грузия-Германия-Греция-Гренландия-Святой Престол (Ватикан)-Венгрия-Исландия-Ирландия-Италия-Косово-Латвия-Лихтенштейн-Литва-Люксембург-Македония-Мальта-Молдова-Монако-Черногория -Нидерланды-Норвегия-Польша-Португалия-Румыния-Россия-Сан-Марино-Сербия-Словакия-Словения-Испания-Швеция-Швейцария-Турция-Украина-Великобритания Ближний Восток и Северная Африка-Алжир-Бахрейн-Египет-Иран-Ирак-Израиль и палестинские территории-Иордания-Кувейт-Ливан-Ливия-Марокко-Оман-Катар-Саудовская Аравия-Сирия-Тунис-Объединенные Арабские Эмираты-Йемен

Области проблем Гражданско-военные отношенияЭкономикаАнализ и предотвращение конфликтовДемократия и управлениеОкружающая средаОбразование и обучениеНасилие на выборахХрупкость и устойчивостьГендерГлобальное здоровьеГлобальная политикаПрава человекаПравосудие, безопасность и верховенство законаПосредничество, переговоры и диалогНенасильственные действияМирные процессыПримирениеРелигияНасильственный экстремизмМолодежь

Сортировать

Актуальность

Дата

Нет содержимого, соответствующего критериям фильтрации.

Дом ▶ Публикации

Битва за духовную независимость Украины имеет глубокие корни в религиозной истории региона.

Четверг, 17 марта 2022 г. / Автор: Эйдан Хьюстон; Питер Мандавиль, доктор философии.

Тип публикации: Анализ и комментарии

Поделиться

Распечатать страницу

6 марта Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл произнес проповедь, которая традиционно знаменует собой начало православного поста. Однако самая заметная тема его проповеди имела мало общего с ежегодным периодом христианского поста. Вместо этого патриарх решил обратиться к теме, которая волнует всех: российское вторжение в Украину.

Женщина зажигает свечу в Спасо-Преображенском соборе в Виннице, Украина. 12 марта 2022 г. (Айвор Прикетт/The New York Times)

Духовный конфликт

В своей проповеди Патриарх Кирилл изобразил войну в резко духовных терминах: «Мы вступили в борьбу, имеющую не физическое, а метафизическое значение». Он изображал войну как борьбу «за вечное спасение» этнических русских.

Выступление доверенного советника президента Владимира Путина Патриарха Кирилла значительно отличалось от высказываний других международных религиозных лидеров. Вселенский православный патриарх Константинополя Варфоломей I открыто осудил войну в интервью турецким СМИ, заявив, что «весь мир против России». А перед толпой на площади Святого Петра в Ватикане Папа Франциск умолял: «Именем Бога я прошу вас: остановите эту бойню», назвав вторжение актом «неприемлемой вооруженной агрессии».

По всей Украине и среди украинской диаспоры лидеры Украинской православной церкви выступили с пламенным осуждением российского вторжения. Ясно, что в одном ограниченном смысле Патриарх Кирилл прав: конфликт в Украине — это не только вопрос ужасного насилия, но и конфликт с глубоко укоренившимся религиозным значением.

Роль религии в украинской идентичности

В длинной речи президента Путина перед вторжением он упомянул религиозные нарративы, лежащие в основе битвы вокруг украинской национальной идентичности. Путин заявил, что Украина является «неотъемлемой частью нашей собственной истории, культуры и духовного пространства».

Утверждение Путина отражает общепринятую интерпретацию истории православия в России. Согласно этой точке зрения, русские и украинцы — один народ, происходящий из одного и того же христианского царства, возникшего в X веке. Согласно национальным историям обеих стран, князь Владимир I Киевский принял христианство в 988 году и основал набожное царство, которое стало предшественником современных государств Украины и России.

Этот факт не оспаривается. Но украинцы не согласны с утверждениями, подобными тому, что сделал патриарх Кирилл в письме Всемирному совету церквей, где он заявил, что украинцы и русские «происходят из одной киевской купели… и разделяют общую историческую судьбу».

По мнению большинства украинцев, заявления Путина и Кирилла игнорируют долгую историю украинской независимости, которая является основополагающей для их национальной идентичности.

Он также игнорирует тот факт, что религиозный ландшафт Украины гораздо более разнообразен, чем принято считать. В то время как почти 80 процентов украинцев исповедуют православную конфессию, около 10 процентов населения — особенно на западе Украины — принадлежат к Украинской греко-католической церкви. Мусульмане, в основном крымскотатарского происхождения, составляют около одного процента населения Украины, наряду с исторически значимой еврейской общиной, насчитывающей около 200 000 человек, и небольшими группами христиан-протестантов.

Украина как поле религиозной битвы

Когда в XV веке Константинополь пал под османскими захватчиками, Православная церковь в Москве заявила о себе как о прямой наследнице единственной оставшейся «истинной» христианской церкви в мире, взяв под свою полную юрисдикцию православные приходы на Украине.

Но с тех пор Украина стала полем битвы православных за власть, которая проистекает из этих первоначальных притязаний на российскую власть. После распада Советского Союза и провозглашения независимости Украины некоторые голоса начали выступать за независимую Украинскую Православную Церковь. В то время эти крики остались неуслышанными.

Затем, после революции Евромайдана в Киеве в 2014 году, снова всплыл тот же разговор. Киевский патриарх Филарет обратился к Русской православной церкви с просьбой предоставить Украине автокефалию, но получил отказ. В знак неповиновения он решил основать независимую Православную церковь Украины без согласия Москвы и начал обращаться к приходам по всей стране с просьбой изменить свою лояльность. В ответ Москва отлучила Филарета от церкви и назначила своего Патриарха Украины в Харькове на востоке.

К 2018 году тогдашний президент Украины Петр Порошенко осознал политическое значение этого раскола между церквями. Он организовал петицию к Вселенскому Патриарху Варфоломею I, тем самым возродив многовековую борьбу между Москвой и Константинополем за верховную власть над мировым Православием. Варфоломей одобрил просьбу об автокефалии в Украине, благословив создание независимой Православной церкви Украины. В результате Русская Православная Церковь разорвала общение со Вселенским Патриархатом.

Вторжение ослабляет авторитет Московской Патриархии

Несмотря на это, Московский Патриархат остается наиболее распространенным объединением православных приходов в Украине, насчитывая примерно 11 000 приходов по сравнению с 7 000 независимой Православной церкви Украины. Таким образом, Московские Патриархии функционировали как важный механизм для осуществления жесткой власти России в стране в годы, предшествовавшие нынешнему вторжению.

Но нашествие буквально за несколько недель быстро подорвало позиции Московской Патриархии. Со дня вторжения в приходах по всей Украине имя Патриарха Кирилла не упоминалось в литургии. А священники решили развевать украинские флаги и читать проповеди, осуждающие насилие со стороны России, во всех регионах страны.

Некоторые Русские Православные Церкви в Европе объявили о разрыве связей с Московским Патриархатом. Даже глава Московского патриархата в Украине митрополит Онуфрий обратился к Путину с призывом «немедленно прекратить братоубийственную войну» и обвинил его в «повторении греха Каина, который из зависти убил собственного брата». Позиция Русской православной церкви на Украине сегодня пошатнулась из-за продолжающегося российского насилия.

Тем временем, пока бушует война, мирные жители укрылись в церквях, поскольку международное право запрещает нападения на религиозные объекты. Но зданиям православных церквей и другим объектам, связанным с религией, наносится прямой ущерб по всей Украине. 1 марта российская ракета нанесла удар по Киеву недалеко от места проведения 1941 Резня в Бабьем Яру, где около 33 000 евреев были убиты нацистскими войсками за два дня. Затем 13 марта почитаемый монастырь XVI века в Донецке подвергся артиллерийскому обстрелу, оставив его поврежденным от неоднократных обстрелов. Здания были заняты беженцами и монахами во время нападений, некоторые из которых были ранены.

Подобные инциденты ставят под вопрос будущее православия в Украине. Если Украине в конечном итоге удастся дать отпор российским войскам, будущее российского патриархата кажется туманным. Однако, если Украина падет перед российскими оккупантами, независимая Православная церковь Украины, вероятно, столкнется с такой же неопределенностью. Таким образом, роль религиозных акторов в поддержании солидарности между экуменическими линиями имеет решающее значение для сохранения социальной ткани единой Украины и станет ключевым фактором миростроительства, если и когда замолкнут пушки.

Эйдан Хьюстон — научный сотрудник отдела религии и инклюзивного общества в USIP.

Связанные публикации

С тех пор, как в феврале прошлого года Россия начала наступление на Украину, Индия и Китай перешагнули через забор, намекая на свою обеспокоенность глобальными последствиями войны, избегая при этом прямой публичной критики Москвы. Несмотря на риторический ужас и призывы к мирному урегулированию, ни один из них не продемонстрировал готовности дать осмысленный отпор путинской эскалации в Украине. Вместо этого две азиатские ядерные державы подходят к ситуации с осторожностью и расчетливой дипломатией для защиты собственных стратегических интересов — как в России, так и на Западе.

Тип: Анализ и комментарии

Анализ и предотвращение конфликтов; Глобальная политика

Прошедшая неделя подчеркивает растущую угрозу в Европе от жестокого нападения России на Украину: параллельная дестабилизация Кремлем крошечной Молдавии между Украиной и Румынией. Кремль наращивает гибридную подрывную кампанию против усилий Молдовы построить стабильную демократию и присоединиться к Европейскому Союзу. Она перекрывает жизненно важные поставки газа для поддержки экономики, спонсирует массовые антиправительственные протесты и помогает беглому молдавскому олигарху создать одну из последних пророссийских политических партий. Европейские политики говорят, что Молдова, частично оккупированная российскими войсками, является одной из стран, наиболее уязвимых перед распространением войны на Украине.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

За несколько дней до эскалации российских бомбардировок Украины в начале октября министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба посетил Африку, пытаясь заручиться поддержкой и противостоять пропаганде Москвы о войне. В то время как большая часть западного мира сплотилась вокруг Украины, африканские государства по большей части избегают принимать чью-либо сторону. Со своей стороны, Россия ведет дипломатическое наступление на большей части Глобального Юга, лоббируя страны Африки, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока, чтобы они не присоединялись к международным санкциям и осуждению Москвы. Действительно, борьба Украины с Россией происходит не только на поле боя, но и посредством амбициозных и необходимых усилий международной дипломатии, которые простираются от Европы до глобального Юга.

Тип: Анализ и комментарии

Глобальная политика

Президент России Владимир Путин сослался на религию как часть своего оправдания нападения России на Украину, полагая, что их общая православная история придаст убедительности его амбициям. «Конечно, украинцы не согласны, — говорит Нокс Темз из USIP. «Фактически это усиливает украинское сопротивление агрессивным действиям [Путина]».

Тип: Подкаст

Религия

Просмотреть все публикации

Нечестивая война Путина — Atlantic Council

В эти выходные миллионы россиян и украинцев отметят православную Пасху крашеными яйцами и особыми праздничными куличами, освященными местными священниками. Эти традиционные пасхальные празднования — одна из немногих вещей, которые все еще объединяет соседние земли, поскольку война, начатая Владимиром Путиным два месяца назад, продолжается.

Религия уже давно лежит в основе непростых отношений между двумя странами, а Русская православная церковь исторически служила для укрепления имперской власти России над Украиной. В последние годы религиозные связи играли центральную роль в усилиях Путина по предотвращению выхода Украины из российской сферы влияния. Однако кремлевский лидер теперь обнаруживает, что общая православная вера не означает, что украинцы обязательно принимают его видение своей страны как части возрожденной Российской империи.

И Россия, и Украина ведут свою национальную историю с десятого века и раннесредневекового государства Киевская Русь. Принятие христианства киевским князем Владимиром Великим в 988 году рассматривается как в Киеве, так и в Москве как отправная точка их православной идентичности. Однако нет единого мнения о современных геополитических последствиях этой древней связи.

Сегодня обе страны остаются преимущественно православными. По данным исследовательского центра Pew Research Center, 78% взрослых украинцев и 71% взрослых россиян идентифицируют себя как православные верующие. Тем не менее религиозный ландшафт не так однороден, как может показаться на первый взгляд.

Украинская православная община разделена на несколько различных господств, двумя крупнейшими из которых являются недавно созданная Православная церковь Украины и соперничающая Украинская православная церковь-Московский патриархат, которая тесно связана с Русской православной церковью и традиционно рассматривается как подчиненный Кремлю.

Подписаться на UkraineAlert

Пока весь мир наблюдает за тем, как разворачивается российское вторжение в Украину, UkraineAlert два раза в неделю доставляет лучшие экспертные знания и аналитические материалы Атлантического совета по Украине прямо на ваш почтовый ящик.

Путин давно стремится использовать Русскую православную церковь и ее украинское ответвление в качестве инструментов мягкой силы. Эти усилия потерпели серьезную неудачу в начале 2019 года, когда духовный лидер православного мира, Вселенский Константинопольский патриарх, предоставил Православной церкви Украины независимость (известную как «автокефалия»). Это было расценено как серьезный удар по реваншистским амбициям Путина. В ответ Русская православная церковь официально разорвала отношения со Вселенским патриархом.

Несмотря на разочарование России в связи с созданием независимой Православной церкви Украины, Путин, похоже, искренне верил, что многие украинские православные верующие приветствуют его вторжение. Во время выступления накануне войны Путин говорил о необходимости защитить «неотъемлемое духовное пространство» России на Украине. Эту точку зрения поддержала и Русская православная церковь, неоднократно заявлявшая, что Украина является частью ее духовной территории.

С тех пор как 24 февраля российские танки вошли в Украину, Путин активно стремился изобразить вторжение как праведный крестовый поход, пользующийся божественным благословением. Российский лидер даже процитировал Библию во время массового провоенного митинга, состоявшегося в Москве в середине марта. «И тут мне приходят на ум слова из Священного Писания: нет большей любви, чем если кто душу отдаст за друзей своих», — заявил Путин большому скоплению людей в российской столице.

События Центра Евразия

Пока война идет не по плану. В то время как российские войска столкнулись с более жестким, чем ожидалось, сопротивлением на поле боя и были вынуждены отступить с севера Украины, священная война Путина за души украинских православных верующих столкнулась с аналогичными проблемами.

Многие украинцы были возмущены открытой и часто откровенной поддержкой войны лидером Русской православной церкви патриархом Кириллом, которая включала повторение путинских заявлений относительно места Украины в так называемом «русском мире». Украинцы также были шокированы и огорчены, увидев, что религиозный лидер, по-видимому, благословил убийство украинских солдат.

Эта тревога выразилась в духовном сопротивлении, которое сплотило разрозненные православные конфессии Украины. Митрополит Онуфрий, возглавляющий Московский Патриархат, выступил с беспрецедентным заявлением, в котором призвал Путина прекратить войну. Между тем, более 300 священников из его церкви ходатайствуют о смещении патриарха Кирилла, что было немыслимо еще несколько недель назад. «Для нас невозможно оставаться в какой-либо форме канонического подчинения Московскому патриарху», — утверждают они теперь.

Ряд отдельных украинских общин выразили свое несогласие с провоенной позицией Русской Православной Церкви, перейдя от Московского Патриархата к Православной Церкви Украины.

Война затронула и православные общины за пределами Украины. Русские православные священники и диаконы со всего мира публично призвали Патриарха Кирилла занять более твердую миролюбивую позицию. Некоторые верующие в знак протеста вообще покидают Русскую православную церковь, многие отдельные приходы дезертируют.

Другие христианские лидеры также выразили тревогу по поводу роли Русской православной церкви в путинской агрессивной войне. Сообщается, что Всемирный совет церквей рассматривает возможность исключения Русской православной церкви из своего братства. Папа Франциск особенно громко призывал к миру и недавно отменил планы на июньскую встречу с патриархом Кириллом в Иерусалиме.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби призвал Кирилла помочь «положить конец насилию в Украине». Его предшественник, Роуэн Уильямс, глубоко ценивший восточное христианство, был значительно менее дипломатичен. Уильямс подчеркнуто раскритиковал Русскую православную церковь и говорил о «шокирующей, чтобы не сказать кощунственной, абсурдности православных христиан, занимающихся неизбирательными убийствами невинных».

Вера имеет значение во время войны, особенно в соседних преимущественно православных странах, таких как Россия и Украина, с глубоко переплетенным религиозным наследием. По мере развития нынешнего конфликта становится все более очевидным, что сообщения, доходящие до российских и украинских православных общин, разительно различаются. Это духовное измерение окажет решающее влияние на окончательный исход войны и, похоже, еще больше углубит пропасть, разделяющую современную Россию и Украину.

Нокс Темз был специальным посланником по делам религиозных меньшинств в Государственном департаменте США во времена администраций Обамы и Трампа. В настоящее время он пишет книгу о прекращении преследований в двадцать первом веке. Подпишитесь на него в Твиттере  @KnoxThames .

Дополнительная литература

Мнения, выраженные в UkraineAlert, принадлежат исключительно авторам и не обязательно отражают точку зрения Атлантического совета, его сотрудников или сторонников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *