Роль и место в россии в современном мире кратко: Россия в современном мире / Идеи и люди / Независимая газета

Россия в современном мире / Идеи и люди / Независимая газета

Одна из проблем с ядерными боеголовками состоит в том, как их считать.
Фото из книги «Оружие России», т. 7, М., 1997

Место России в современном мире определяется прежде всего тем, что уже после ликвидации СССР она сохраняется в качестве самой большой по территории страны в мире, в недрах которой сосредоточена весьма значительная часть основных природных ресурсов планеты, обладает большим интеллектуальным потенциалом, является ядерной державой, сопоставимой с Соединенными Штатами, входит в состав пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Определитель – экономика

Это – общие положения. Но в преломлении к сегодняшнему дню отнюдь не маловажен ответ на вопрос: какой выйдет Россия из нынешнего мирового финансово-экономического кризиса? Россия не стала островом стабильности в бушующем кризисном море. И не могла стать, так как российская экономика – уже органичная часть мировой экономики. Однако первоначальные радужные прогнозы опирались на то, что Россия в результате политики правительственных финансистов приобрела солидную подушку безопасности за счет огромных средств, получаемых от высоких мировых цен на экспортируемые нефть и газ. Эти средства сознательно не направлялись на изменение сырьевой структуры экономики, на ее диверсификацию, а вкладывались в американские ценные бумаги. Мотивировалось это опасениями инфляционного взлета в России и необходимостью создания этой, теперь уже пресловутой, подушки безопасности. В итоге Россия вошла в кризис с валовым внутренним продуктом, 40% которого создавалось за счет экспорта сырья.

Без использования полученных средств от экспорта сырья для развития своей кредитно-банковской системы многие российские предприниматели стали должниками зарубежных банков. В результате Россия вошла в кризис, имея 500 млрд. долл. корпоративного внешнего долга.

Многие из предприятий и банков-должников принадлежат государству. С учетом такой предкризисной специфики ныне проявляется необходимость решения трех взаимосвязанных задач. Первая из них – минимизировать, главным образом путем государственных финансовых вливаний, кризисные потери в социальной сфере. Вторая задача, связанная с первой, это нахождение точек инновационного роста, выстраивание их иерархии с тем, чтобы найти оптимальный путь подъема российской экономики. Третья задача, тоже связанная и с первой, и со второй, это создание новой послекризисной экономической модели для России. Таким образом, вчерашний день предопределил необходимые действия сегодня, с тем чтобы открыть для страны послекризисное завтра.

У решения этой триединой задачи свои особенности. Одна из них – не последовательное, а одновременное продвижение по трем направлениям. Разговоры о том, что сначала следует затыкать кризисные дыры, а лишь после окончания кризиса работать в пользу инновационной экономики, просто вредны.

Такое «расписание» неизбежно приведет к тому, что после кризиса Россия будет плестись в технико-технологическом отношении в хвосте десятков, а возможно, и сотни стран.

Характерно, что антикризисные меры в России, начавшись с государственных финансовых вливаний в кредитно-банковскую систему, первоначально преследовали комплекс целей: в социальном плане – сохранить вклады населения, в экономическом – сделать все, чтобы не сломался хребет экономики, и одновременно направить через банки кредиты в производственный сектор. На том этапе объединение социальных и экономических задач не получилось, и акцент был перенесен на финансовую помощь и поддержку реального сектора экономики при продолжении антикризисной социальной политики. Но и тут проявляется недостаточная выверенность позиций. Дело в том, что существует два альтернативных варианта социальной политики в условиях резкого падения производства: любыми путями заставить работать все предприятия, чтобы сохранить занятость работников, или селективный отбор объектов государственной поддержки.

Несмотря на заявленную принадлежность ко второму варианту, складывается впечатление о продолжающемся колебании руководства между вариантом первым и вторым. Такие колебания объяснимы с политической, но не с экономической точки зрения. Спору нет, необходимо оказать государственную поддержку градообразующим и конкурентоспособным, эффективным предприятиям. Но не «всем сестрам по серьгам», что никоим образом не исключает помощь людям, вынужденным терпеть бедствие на своих неэффективных, с низкой производительностью труда, предприятиях.

Отказ от возвращения к докризисной сырьевой экономической модели отнюдь не означает, что Россия отворачивается от отраслей, ориентированных на экспорт первичных энергоресурсов – особенно нефти и газа. Но общее направление, которое должно затронуть и сырьевые отрасли, – это перевод всей экономики страны на инновационные рельсы. Разговоров об этом не счесть. Однако вряд ли такому переводу способствует линия на общее, без дифференцированного подхода, сокращение от 30 до 60% бюджетных расходов на федеральные целевые программы. И не только. Несомненно, кризис заставляет сокращать бюджетные расходы, даже резко сокращать. Но на практике получается, что не Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, а Министерство финансов определяет масштабы конкретных сокращений по конкретным направлениям. Думаю, что рано или поздно – лучше рано, чем поздно, – наряду с действующими комиссиями и советами будет создано правительственное ведомство по науке и технике, орган исполнительной власти.

В кризисных условиях многие страны – Россия не является исключением – действуют по принципу проб и ошибок. В конечном счете есть основания считать, что все более контрастно обозначится курс на инновационное развития страны, на создание внутренних источников роста. Иного пути для великого государства, каким является Россия, попросту нет.

Нынешний экономический кризис еще раз продемонстрировал, что мировая финансовая система не может управляться из одного центра. Наряду с очевидностью этого факта неуклюже выгладят разговоры о том, что уже сегодня доллар изжил себя как резервная валюта. Однако определенная децентрализация за счет усиления ряда национальных валют, процессов, ведущих к созданию региональных валют, будет происходить. Это еще один показатель складывающегося многополярного мироустройства, в котором Россия может и должна занять особое место.

Военно-политическая роль

В многополярном мире эта роль прежде всего определяется востребованностью России в решении общемировых задач борьбы против распространения ядерного оружия, терроризма, за ликвидацию региональных международных конфликтов. Подчеркну важные, как мне представляется, характеристики этих вызовов и угроз безопасности для всего мирового сообщества.

Распространение ядерного оружия сфокусировалось сегодня на проблемах ядерного вооружения Северной Кореи и перспективности ядерного вооружения Ирана. Россия предпринимала и продолжает предпринимать усилия, чтобы заставить КНДР отказаться от военной ядерной программы и не допустить разворота ядерной программы Ирана в военном направлении.

Решать эти задачи нужно, исключив применение военной силы, при весьма осторожном отношении к экономическим санкциям. Последние недели продемонстрировали динамичность внутриполитической ситуации в Иране. При всех сложностях внутриполитической обстановки в этой стране все-таки можно прийти к выводу, что произошедший оппозиционный взрыв может затормозить переход через черту, отделяющую технические работы в ядерной области от непосредственного перерастания в сферу производства ядерного оружия. При упоре на силовые приемы ситуация в Иране изменится к худшему.

Что касается КНДР, то решение многих вопросов зависит от позиции Китая. С учетом важности момента, как явствует из сообщений СМИ, российское руководство специально проконсультировалось по этому вопросу с председателем КНР Ху Цзиньтао во время его недавнего пребывания в Москве. Известно, что и ранее по проблемам ядерного вооружения КНДР Россия и Китай занимали согласованную позицию.

Для противодействия распространению ядерного оружия имеет большое значение продвижение по пути сокращения стратегических наступательных вооружений, что само по себе, естественно, является жизненно важной задачей. Достаточно сказать, что в соответствии с 6-й статьей Договора о нераспространении ядерного оружия, подписанного в 1968 году, официальные ядерные державы должны взять на себя обязательства по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению. На отсутствие продвижения к исполнению этого обязательства, в частности, ссылалась Индия, овладевшая ядерным оружием.

В конце этого года заканчивается срок действия Договора о СНВ-1. Можно приветствовать тот факт, что на экспертном уровне происходят российско-американские переговоры с целью либо продления Договора СНВ-1, либо подписания нового договора с учетом нынешних реалий.

Каковы эти реалии? Прежде всего существует общая заинтересованность в сокращении ядерных боеголовок и средств их доставки. К этому следует добавить общую – я подчеркиваю, общую – заинтересованность в строгом контроле за процессом сокращения СНВ. Однако на величину этого сокращения оказывает непосредственное влияние ряд обстоятельств. Среди них зачет не только по боеголовкам, но и по ракетам, в том числе по складированным, договоренность не размещать СНВ вне территорий США и России. Но при согласовании количества боеголовок и носителей для России, как мне представляется, определяющим или, во всяком случае, наиважнейшим является состояние дел с противоракетной обороной.

Республиканская администрация США в 2002 году, как известно, вышла из бессрочного Договора по ПРО, заключенного США и СССР в 1972 году. Разрушение этого столпа, на котором наряду с Договором по СНВ базировался процесс сокращения ядерных вооружений, было мотивировано тем, что, дескать, Договор по ПРО устарел, не адекватен изменяющимся технико-технологическим условиям. Были ли попытки модифицировать этот договор в связи с технико-технологическим развитием? Да, такие попытки были. Будучи министром иностранных дел, мне довелось участвовать в переговорах в Хельсинки в 1997 году, а затем подписать соглашение с США по разграничению стратегической и нестратегической ПРО.

Это соглашение означало, что стороны берут на себя обязательства по необходу Договора по ПРО, – предусматривались консультации для модернизации, приспособления этого договора к меняющейся технико-технологической обстановке.

Однако администрация Буша-младшего все-таки перечеркнула договор. Более того, при Буше-младшем США решили создать объекты американской ПРО в Польше и Чехии, что, по мнению наших военных специалистов, имеет антироссийскую направленность. Когда американские коллеги подчас упрекают нас в том, что мы «излишне реагируем» на размещение ПРО Соединенных Штатов в Восточной Европе, то следовало бы напомнить, что негативное отношение России усиливается, так как есть основания считать такое размещение звеном единой цепи отказа США от согласованной с Россией политики в области противоракетной обороны. Думается, что при фиксации числа боезарядов и носителей у России и США очень многое будет зависеть от «фактора ПРО».

Теперь о роли России в противостоянии такой угрозе международной безопасности, как терроризм. Можно констатировать, что у нас единое представление с новой американской администрацией о том, что, несмотря на исламскую окраску большинства террористических групп, терроризм не порожден исламом как религией. Об этом свидетельствует недавнее выступление президента Обамы в Каире. Следовательно, образуется общая идея неадекватности борьбы против терроризма в войне между цивилизациями или религиями. Но необходимо при этом понимание тех причин, которые порождают террористические методы в мировом масштабе. К ним, очевидно, можно было бы далеко не в последнюю очередь отнести ситуацию на Ближнем Востоке, особенно долголетнюю неурегулированность арабо-израильского конфликта.

Существует ли возможность его урегулирования? Исторически осуществлялись действия, ведущие к урегулированию в трех формах: прямые (без посредников) переговоры сторон, монополизация посреднической миссии Соединенными Штатами и коллективное посредничество – нынешний «квартет», состоящий из США, России, Европейского союза и Организации Объединенных Наций. Две первые формы можно считать несостоявшимися, они не привели к прогрессу. А как с «квартетом»?

В настоящее время положение с урегулированием ближневосточного конфликта осложнилось. Две основные причины этого – позиция израильского правительства, возглавляемого Нетаньяху. Этот факт еще раз был подтвержден его заявлением, уже последовавшим за переговорами израильского премьер-министра с президентом США Обамой. Нетаньяху выдвинул два условия согласия на создание палестинского государства: его демилитаризацию и признание всеми арабскими странами еврейского характера Израиля. Второе условие открыто расшифровывается в Израиле как отказ от даже формального права на возвращение палестинских беженцев и от раздела Иерусалима. Министр иностранных дел Израиля дополнил эти неприемлемые для арабской стороны положения еще и тем, что арабы, ныне населяющие Израиль, должны быть лишены политических прав. Такая постановка вопроса якобы диктуется тем, что Израиль должен быть сохранен в качестве однонационального государства.

Одновременно мешают урегулированию развал палестинской стороны на два враждующих лагеря – ФАТХ и ХАМАС. Представляется, что в таких условиях контрпродуктивен созыв в ближайшее время международной конференции по ближневосточному урегулированию в Москве. Подготовка к ней займет длительное время.

Вместе с тем нельзя снижать активность международных усилий в ликвидации ближневосточного конфликта. В этом направлении может проявиться особая целесообразность тесного американо-российского взаимодействия. Не следует абстрагироваться от уникального положения России, которая одновременно имеет отличные отношения с Израилем, Сирией, Ираном, ХАМАС и «Хезболлах». И от уникального положения США в плане воздействия на Израиль. Соединение этих возможностей при продуманной тактике и обоснованном разделении функций может дать весьма положительный эффект в приближении всеобщего урегулирования арабо-израильского конфликта.

Вскоре состоится визит президента США Обамы в Москву. Переговоры американского президента с российскими руководителями способны внести серьезный вклад в дело стабилизации мировой обстановки, укрепления международной безопасности.

Общая характеристика места России в современном мире

Роль России в современном мире

Место России в современности будет определяться воздействием большого количества разнообразных факторов. При этом важно учитывать не только обстоятельства внутреннего плана, но также и условия, которые влияют на жизнь и развитие российского общества извне. Необходимо учитывать и те, и те факторы для того, чтобы выяснить, в какой точке социальных изменений находится общество, как мировые тенденции будут проявлять себя в рамках отечественной специфики.

Внешние факторы, которые влияют на развитие нашего общества, необходимо выделять в связи с тем, что за последние десятилетия Россия больше интегрировалась в систему международных и межгосударственных отношений.

Замечание 1

С позиции развития межгосударственных связей важно то, что, начиная с 2001 года Россия – полноценный участник «Большой восьмерки» (G8), которая объединяет в себя глав государств и правительств наиболее развитых и влиятельных стран мира. Также 22 августа 2012 года Россию приняли во Всемирную торговую организацию (ВТО). Немаловажно и то, что Россия – полноправный член Совета Европы с 1996 года. Саммит АТЭС во Владивостоке 2-8 сентября 2012 года позволил окончательно утвердить вклад России в развитие международных связей. 

Важный шаг на пути развития торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, России и Казахстана стало формирование организации «Таможенный союз в рамках Евразийского экономического сообщества» в июле 2010 года. Также при участии России и по ее инициативе были созданы объединение БРИК (Бразилия – Россия – Индия – Китай) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Саммиты данных организаций прошли в Екатеринбурге, в июне 2009 г. 

Роль России в качестве члена мирового сообщества определяет множество постоянных факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Ядерный потенциал России, который является вторым по величине после США, а также наличие средств доставки ядерного оружия;
  • Самая большая по площади и протяженности территория, что позволяет России быть евроазиатской державой;
  • Наличие больших запасов природного сырья, которые позволяют России оставаться одним из самых крупных поставщиков газа и сырой нефти.

Благодаря наличию вышеупомянутых факторов можно определить роль России в современном мире в контексте терминов концепции глобализации И. Валлерстайна. По мнению данного исследователя, в связи с усилением процессов глобализации формируются экономически и политически господствующие регионы с одной стороны, и экономически зависимые от центра периферии – с другой. Сообщества, которые находятся в центре системы, характеризуются высоким уровнем развития технологий, а также определенным уровнем развития политической демократии и социальной сферы. Страны, которые находятся на периферии, наоборот, будут характеризоваться преимущественно поставками сырья и будут объективно находиться в зависимости от цен, которые определяет центр. Несомненно, что Россию нельзя отнести в полной мере ни к одной из данных групп, однако ее можно отнести к «полупериферии» — еще один термин, который предложил И. Валлерстайн.

Именно он наиболее точно отражает все переходное состояние современной России, которая сочетает в себе следующие особенности:

  • Высокий уровень технологического развития в таких сферах производства как космонавтика, производство вооружений, ядерная энергетика;
  • Значительная степень изношенности производственных фондов, которые были созданы еще в период СССР, а также отсутствие развитой транспортной инфраструктуры;
  • Высокая степень зависимости экономики от мировых цен на энергоносители, экспортируемые Россией.

Все данные показатели позволяют отнести Россию к странам полупериферии, к которым также еще относятся, к примеру, Бразилия и Индия, и которые сочетают в себе как черты периферии, так и черты центральных стран.

Замечание 2

Интересно то, что в документах Киотского протокола (1998) Россию отнесли в категорию стран с развивающейся экономикой.

В развитии России важную роль сыграли экономические реформы правительства Е.Т. Гайдара, осуществленные в 1992 году, а также принятие 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации. Благодаря реформам, проведенным Гайдаром, для России был открыт путь к развитию рыночных отношений, а также появилась возможность ввести ее экономику в международную систему разделения труда. В Конституции Российской Федерации была закреплена демократия, федеративные основы государственного устройства, а также основные свободы и права граждан России. 

Важно отметить то, что оба данных фактора позволили сформировать предпосылки, которые при наличии благоприятных условий могли бы поспособствовать развитию свободной конкурентоспособной и высокотехнологичной экономики, а также формированию гражданского общества, последовательному разделению ветвей государственной власти и развитию социальной активности жителей России. Тем не менее, это не произошло.

Основными причинами, почему это не удалось, можно назвать то, что вместе с другими условиями на процесс развития России отрицательно повлияли такие факторы, как:

  • Первая (1994-1996) и вторая (1999-2000) контртеррористические операции в Чеченской Республике;
  • Военный конфликт в Грузии, произошедший в августе 2008 года;
  • Финансовый дефолт в августе 1998 года.

Также немаловажную роль сыграл и экономический кризис, который произошел в период с 2008 по 2010 года и выявил высокую степень вовлеченности российской экономики в мировую систему хозяйственных связей.

Также в связи с тем, что упал спрос на сырьевые ресурсы, которые составляют большую долю экспорта России, возникли вопросы о путях интеграции экономики страны в систему международного разделения труда. 

Три задачи развития России

Немаловажна и проблема определения приоритетов внутреннего развития страны, о котором говорил В.В. Путин 12 декабря 2012 года, выступая перед Федеральным собранием РФ. В данном выступлении Президент РФ определил три задачи, которые связаны между собой и от решения которых будет зависеть будущее российского государства и общества.

Первая задача касалась места, которое занимает современная Россия в международном сообществе. Здесь необходимо подчеркнуть следующие факторы, которые позволяют влиять на мировое развитие в долгосрочной перспективе:

  • Неравномерность глобального развития, которая проявляется в разнице темпов экономического роста и качества жизни. Именно они являются одним из важнейших условий продвижения страны вперед;
  • Наличие условий для новых конфликтов на разных уровнях, как локальном, так и глобальном – экономическом, геополитическом, этническом;
  • Растет и становится жестче конкуренция за ресурсы, которая включает в себя также борьбу не только за природные ресурсы, но и за человеческие – интеллект и знания.
  • Необходимость повышать уровень технологического развития в связи с ростом потребления, а также расширением культурных и жизненных возможностей населения страны.

Будущее страны будет зависеть от того, насколько эффективно решатся проблемы в сфере развития и экономики в предшествующий период. Также это будет влиять и на то, сможет ли Россия сохранить свое влияние на мировой арене, сумеет ли защитить свой суверенитет и национальную идентичность. Данная задача являлась сложной при учете результатов, с которыми государство и общество вступило в данный временной период. 

Замечание 3

На 2012 год доля России в мировом ВВП составляла 4,1%.

В 2012 году в рейтинге глобального благосостояния (Legatum Institutes Prosperity Index) Россия занимала 66 позицию, по состоянию на 2021 год Россия занимает 76 позицию. Данный рейтинг учитывает такие факторы как конкурентоспособность экономики, состояние окружающей среды, развитие системы здравоохранения, религиозные и семейные ценности.

Как сообщают эксперты, основными проблемами для развития бизнеса в России являются коррупция и неэффективность государственного аппарата, а также большие налоговые ставки.

По результатам Индекса экономической свободы, которые каждый год рассчитывается американским исследовательским центром «Фонд Наследие» (Heritage Foundation) и экспертами, представляющими журнал Wall Street Journal, среди 179 стран Россия заняла 139 место в 2013 году. На сегодняшний день страна занимает 92 место. Данный индекс оценивает такие параметры, как право собственности, свободу от коррупции, от давления правительства, финансовую свободу. При этом, несмотря на то, что Россия поднялась в рейтинге, она продолжает оставаться страной с «главным образом несвободной» экономикой.

Вторая задача, которая была сформулирована Президентом РФ относится к сфере социальной политики, т.к. именно она будет определять всю систему устройства общества и касается интересов людей. В данном направлении основными проблемами являются и те, что были унаследованы из прошлого, и те, что появились в настоящем времени.

В первую очередь, государство должно выработать последовательную политику, направленную на повышение рождаемости и снижение смертности, а также повысить продолжительность жизни населения. В 90-е годы в связи с социальными катаклизмами в России заметно снизилась продолжительность жизни людей, и только начиная с 2003 года ситуация начала улучшаться. К 2012 году продолжительность жизни составила 70 лет и выше, при этом мужчины жили около 64,3 лет, а женщины – 76, 1 год. Также в 2012 году впервые зафиксировали естественный прирост населения, в то время как в период с 1991 по 2011 годы численность населения страны уменьшилась с 148, 3 млн до 142. Немаловажно и то, что все еще высок уровень смертности среди мужчин среднего возраста.

Замечание 4

От других стран Россия отличается тем, что смертность включает в себя раннюю смерть людей в связи с заболеваниями системы кровообращения, а также таких внешних причин как травмы, ДТП, убийства, самоубийства и отравления. 

Затем в рамках социальной политики необходима разработка мер, которые были бы направлены на то, чтобы оказывать помощь семьям, улучшать условия для рождения и воспитания детей, а также создавать благоприятные условия для того, чтобы в семье рождался второй и третий ребенок. Отдельное место занимает развитие и повышение качества работы системы дошкольных учреждений. Необходимы меры, которые бы позволили женщинам не бояться, что рождение второго и последующих детей перекроет ей доступ к карьерному росту и хорошей работе.

Далее важно кардинально улучшить систему здравоохранения, осуществить меры по внедрению стандартов здорового образа жизни и ввести новые формы спортивной работы среди молодежи и детей. Важно, чтобы занятия физическими упражнениями стали престижными для молодежи, студентов, и могли стать для них дополнительным социальным лифтом.

И, наконец, необходимо интенсифицировать меры, которые были бы направлены на решение жилищного вопроса и обеспечить жильем молодые семьи, работников социальной сферы, педагогов, ученых, врачей. Также отдельно в рамках решения данной проблемы стоит предоставление жилья ветеранам и военнослужащим.

Последняя, третья задача, о которой говорил Президент РФ, не уступает в своей значимости предыдущим и связана с развитием гражданского общества в России. Необходимо обеспечить и защитить гражданские права, углубить демократию, повысить эффективность государственного управления, а также стремиться противодействовать коррупции.

Взаимоотношения общества и государства часто кажутся конфликтными, однако при этом они предполагают, что нужно выстроить динамичную систему учета разных мнений и интересов, механизмов и каналов легитимации проводимых решений.

Самыми важными направлениями развития в данной сфере были отмечены:

  • Запрос общества на расширение возможностей проявления гражданской активности, формирование ответственности за то, что происходит в стране, государстве и обществе, а также расширение количества форм взаимной поддержки и социальной солидарности;
  • Увеличение открытости власти для граждан и для осуществления диалога с населением, развитие способности власти быть понятной и аргументированной в своих решениях, а также умение слушать, адекватно воспринимать и реагировать на мнение общества. Необходимо закрепить юридически право народной законодательной инициативы для того, чтобы идея, которая получила поддержку граждан (и посредством Интернета в том числе), была обязательна для рассмотрения парламентом России;
  • Возможность осуществлять постоянный и эффективный общественный контроль за решениями, которые принимает власть, оценивать результаты ее работы. Здесь необходимо развивать формы прямой демократии, непосредственного народовластия. Одним из условий борьбы с коррупцией является активное гражданское участие и эффективный общественный контроль; 
  • Проведение реформ в рамках важнейших сфер жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, культура, наука) должно происходить с учетом мнения профессиональных сообществ, которые заняты в данных сферах деятельности, а также посредством мониторинга общественного мнения. Таким образом профессиональные сообщества медицинских работников, ученых, работников сферы культуры и образования получат дополнительные стимулы для своего развития.

Российский опыт демонстрирует, что технический прорыв невозможно осуществить самостоятельно, не опираясь на всеобъемлющие социальные реформы. Серьезный индустриальный рывок, который совершила Россия в период правления Александра II и за последующие годы был возможен только в связи с тем, что проводились глубокие институциональные реформы, которые преобразили социальную структуру общества и правовую систему российского государства (были освобождены крепостные крестьяне, проведены земская, судебная, военная реформы).

Таким образом, можно подвести итог, что успешность социальных реформ в России будет во многом зависеть от того, насколько власть готова меняться в зависимости от времени.

Россия больше не нужна мировой экономике

Аргумент

Точка зрения эксперта на текущее событие.

При наличии альтернативных источников попытка Путина шантажировать Европу энергоносителями потерпела неудачу.

By Джеффри Зонненфельд , Лестер Краун, профессор практики управления и старший заместитель декана Йельской школы менеджмента, и Стивен Тиан , директор по исследованиям в Йельском институте руководителей высшего звена.

Встреча Владимира Путина с рабочими ракетного завода в Санкт-Петербурге.

Президент России Владимир Путин встречается с рабочими завода по производству ракет в Санкт-Петербурге, Россия, 18 января. ИЛЬЯ ПИТАЛЕВ/SPUTNIK/AFP via Getty Images

Понимание конфликта год спустя.

Подробнее по этой теме

Большую часть прошлого года, а также после вторжения на Украину в феврале прошлого года, российский президент Владимир Путин высоко ценил свое предполагаемое энергетическое всемогущество, держа мировую экономику в заложниках своих прихотей. С лета прошлого года Путин перекрыл поставки природного газа в Европу, надеясь, что европейцы, дрожащие зимой и лишенные тепла, отвернутся от своих лидеров и сделают политически невыполнимой дальнейшую поддержку Украины.

На протяжении большей части прошлого года, а также после вторжения на Украину в феврале прошлого года, российский президент Владимир Путин высоко ценил свое предполагаемое энергетическое всемогущество, держа мировую экономику в заложниках своих прихотей. С лета прошлого года Путин перекрыл поставки природного газа в Европу, надеясь, что европейцы, дрожащие зимой и лишенные тепла, отвернутся от своих лидеров и сделают политически невыполнимой дальнейшую поддержку Украины.

Угроза была серьезной: в 2021 году колоссальные 83 процента российского газа были экспортированы в Европу. Общий мировой экспорт России, составляющий 7 миллионов баррелей нефти в день и 200 миллиардов кубометров (млрд кубометров) газа по трубопроводам в год, составляет около половины ее федерального дохода. Что еще более важно, экспорт товаров из России играл решающую роль в глобальных цепочках поставок: Европа зависела от России в плане поставок газа на 46% при сопоставимом уровне зависимости от других российских товаров, включая металлы и удобрения.

Теперь, когда мы приближаемся к годовщине путинского вторжения, становится очевидным, что Россия навсегда утратила свою былую экономическую мощь на мировом рынке.

Благодаря не по сезону теплой зиме в Европе путинский момент максимального рычага давления прошел без происшествий, и, как мы правильно прогнозировали в октябре прошлого года, самой большой жертвой путинского газового гамбита стала сама Россия. Путинского рычага давления на природный газ больше не существует, поскольку миру — и, что важнее всего, Европе — больше не нужен российский газ.

Европа не замерзла насмерть, но быстро обеспечила себя альтернативными поставками газа, перейдя на глобальный сжиженный природный газ (СПГ). Это включает примерно 55 миллиардов кубометров из Соединенных Штатов, что в два с половиной раза больше, чем довоенный экспорт СПГ из США в Европу. В сочетании с увеличением поставок из возобновляемых источников, атомной энергии и, в промежутке, угля, эти альтернативные поставки снизили зависимость Европы от российского газа до 9 процентов от общего объема импорта газа. Фактически, сейчас Европа покупает больше СПГ, чем когда-либо покупала российского газа.

Кроме того, не по сезону теплая зима в Европе означает, что не только удалось избежать наихудших сценариев, но и полные резервуары для хранения в Европе почти не были истощены и могут быть перенесены на следующую зиму. В январе немецкие резервуары для хранения были заполнены на рекордные 91 процент по сравнению с 54 процентами в прошлом году, а это означает, что в 2023 году Европе потребуется покупать значительно меньше газа, чем в 2022 году.

Последствия огромны. В настоящее время Европе гарантировано достаточное энергоснабжение как минимум до 2024 года, что дает достаточно времени для того, чтобы более дешевые альтернативные источники энергии — как возобновляемые источники энергии, так и промежуточное топливо — были полностью внедрены и работали в Европе. Это включает в себя завершение строительства дополнительных экспортных мощностей СПГ на 200 млрд кубометров в год к 2024 году — достаточно, чтобы раз и навсегда полностью и навсегда заменить российский экспорт газа в размере 200 миллиардов кубометров газа в год.

Кроме того, дни глобально дорогой энергии в условиях «ограничения поставок из-за России» навсегда прошли. В дополнение к более низкому ожидаемому спросу на СПГ в Европе Китай отказывается от глобального СПГ в пользу внутренних источников. В сочетании с быстро растущим предложением СПГ неудивительно, что рынок фьючерсов на газ в настоящее время оценивает газ так, чтобы он был дешевле довоенного уровня на долгие годы.

У Путина, с другой стороны, нет никаких рычагов воздействия и нет возможности заменить своего бывшего основного клиента; он на горьком опыте обнаруживает, что потребителям гораздо легче заменить ненадежных поставщиков товаров, чем поставщикам найти новые рынки. Путин уже практически не получает прибыли от продажи газа, поскольку его прежние 150 миллиардов кубометров газа по трубопроводу в Европу были заменены жалкими 16 миллиардами кубометров в Китай и карманными деньгами от мировых продаж СПГ, которых едва хватает для покрытия расходов. У Путина нет рынков, которые могли бы заменить что-то близкое к дефициту в 150 млрд кубометров: у Китая нет необходимой мощности трубопровода, чтобы взять больше, по крайней мере, на десятилетие, и он в любом случае предпочитает внутренние и диверсифицированные источники энергии, в то время как отсталая технология России делает невозможным масштабирование. Экспорт СПГ выходит за рамки медленного ручейка.

Нефтяные рычаги Путина также уменьшаются. Прошли те времена, когда из-за страха перед тем, что Путин снимет с рынка поставки российской нефти, цены на нефть взлетели на 40 процентов за две недели. На самом деле, когда — в ответ на введение в прошлом месяце предела цен на нефть Большой семерки, который мы помогли разработать, — Путин объявил о запрете с 1 февраля на экспорт нефти в страны, принявшие предел цен, цены на нефть фактически упали. вниз.

Почему? Потому что теперь очевидно, что мир больше не зависит от путинской нефти. Рынок нефти ориентируется на покупателей, а не на продавцов, на фоне увеличения предложения — этого более чем достаточно, чтобы компенсировать возможное падение добычи нефти в России. (В декабре вице-премьер России Александр Новак заявил российским СМИ, что правительство готово сократить добычу нефти до 700 000 баррелей в 2023 году.) Цены на нефть сейчас ниже, чем до войны, и только во второй половине 2022 года произошел всплеск предложения на 4 миллиона баррелей в день от таких производителей, как США, Венесуэла, Канада и Бразилия. Поскольку в этом году ожидается еще больше новых поставок, любую потерянную российскую нефть можно будет беспрепятственно и легко заменить в течение нескольких недель. И на этот раз Путин не может заставить Саудовскую Аравию спешить на помощь, резко урезав добывающие квоты ОПЕК+, как это было в октябре прошлого года. Это связано с тем, что Соединенные Штаты в настоящее время приостанавливают передачу важнейших саудовских вооружений и технологий на фоне усиленного международного контроля за значительными излишками неиспользуемых мощностей ОПЕК+.

Влияние Путина также испарилось, потому что ценовой потолок G-7 дает ему проигрышный выбор, что подрывает позиции России в области энергетики, что бы он ни делал. Китай и Индия, не участвуя явным образом в ограничении, используют его, чтобы вести жесткую сделку с Россией со скидками до 50 процентов, поэтому, хотя Индия покупает в 33 раза больше российской нефти, чем год назад, Россия не приносит большой прибыли, учитывая безубыточную себестоимость производства в размере 44 долларов в дополнение к более дорогостоящей транспортировке. Но если Путин сократит добычу еще больше, как он угрожал сделать, он лишится важнейшей доли рынка нефти, что является давней навязчивой идеей Путина, на фоне все более перенасыщенного нефтяного рынка и еще больше сократит свои собственные доходы, когда он уже испытывает голод. наличные.

Даже карточки других товаров Путина уже израсходованы. Его попытка использовать еду в качестве оружия потерпела крах, когда против него отвернулись даже его номинальные союзники. А на рынках некоторых металлов, где Россия исторически доминировала, таких как никель, палладий и титан, покупатели, опасающиеся шантажа, в сочетании с более высокими ценами ускорили переориентацию и активизировали бездействующие государственные и частные инвестиции в важнейшие цепочки поставок полезных ископаемых и горнодобывающие проекты. В основном они находятся в Северной и Южной Америке и Африке, где находится много недоиспользованных запасов полезных ископаемых. Фактически, на нескольких важнейших рынках металлов, таких как кобальт и никель, совокупная добыча новых рудников, которые будут открыты в ближайшие два года, составляет более чем достаточно, чтобы навсегда заменить российские металлы в глобальных цепочках поставок.

Неудачные экономические гамбиты Путина — это еще один набор просчетов, который следует добавить к постоянно растущему списку, начиная от недооценки им народа Украины и заканчивая недооценкой коллективного единства и силы воли Запада.

Конечно, неудачная экономическая и энергетическая война Путина не осталась без последствий. Вторичные эффекты повлияли на жизнь многих людей, трансформировали цепочки поставок, изменили торговые потоки, и потребители по-прежнему ощущают на себе воздействие более высоких цен, поскольку новым более низким ценам требуется некоторое время, чтобы воздействовать на экономику.

Но важно то, что конец близок. Никогда больше Путин не сможет вызвать такой хаос и беспорядки в мировой экономике, потому что он навсегда ослабил самую сильную руку России — ее энергетическую и сырьевую мощь — безвозвратно. Война на поле боя все еще ведется, но, по крайней мере, на экономическом фронте победа не за горами.

Джеффри Зонненфельд — профессор практики управления имени Лестера Крауна и старший заместитель декана Йельской школы менеджмента. Твиттер: @jeffsonnenfeld

Стивен Тиан — директор по исследованиям в Йельском институте руководителей высшего звена.

Метки: экономика, Энергетическая политика, Россия

Еще из Foreign Policy

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин произносят тост во время приема по итогам переговоров в Кремле в Москве 21 марта.

Сможет ли Россия привыкнуть быть младшим братом Китая?

Динамика сил между Пекином и Москвой резко изменилась.

Си и Путин обмениваются рукопожатием, неся красные папки.

У Си и Путина самый значимый необъявленный союз в мире

Сегодня он стал важнее официальных союзов Вашингтона.

Президент России Владимир Путин приветствует Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.

Это новая отличная игра. Снова.

В Центральной Азии бренд России запятнан Украиной, у Китая есть проблемы, и Вашингтон чувствует еще одну возможность.

Курдские офицеры принимают участие в выпускной церемонии в Эрбиле, столице иракского Курдистана, 15 января.

Карточный домик Иракского Курдистана рушится

Этот регион когда-то казался ярким пятном в беспорядке, вызванном сменой режима в США. Сегодня все выглядит мрачно.

В тренде

Какое место занимает Россия в Совете Безопасности ООН? : NPR

Какое место занимает Россия в Совете Безопасности ООН? Айеша Раско из NPR беседует с Ричардом Гоуэном из Международной кризисной группы о месте России в Совете Безопасности ООН.

Мир

Слушали в выпуске выходного дня в воскресенье

Какое место занимает Россия в Совете Безопасности ООН?

Айеша Раско из NPR беседует с Ричардом Гоуэном из Международной кризисной группы о месте России в Совете Безопасности ООН.

АЙЕША РАСКО, ВЕДУЩАЯ:

Сегодня ровно два месяца, как Россия начала вторжение в Украину. С тех пор усилились попытки оказать давление на президента России Владимира Путина с целью прекращения войны. Против России были введены беспрецедентные санкции и ведутся переговоры о расширении НАТО на их границе. Но в Организации Объединенных Наций некоторые из этих усилий зашли в тупик. Россия является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, что дает ей право наложить вето на любую резолюцию по безопасности. Это привело к вопросам о том, насколько эффективна ООН во время конфликтов и что можно сделать для реформирования ее нынешней структуры. Чтобы поговорить об этом сейчас, к нам присоединился Ричард Гоуэн. Он директор ООН в Международной кризисной группе. Добро пожаловать.

РИЧАРД ГОВАН: Большое спасибо за то, что пригласили меня на шоу.

РАСКО: Не могли бы вы вкратце объяснить нам, почему у России есть право вето на резолюции по безопасности?

ГОВАН: Победители Второй мировой войны — Великобритания, Франция, Китай, США и Россия — обладали этой силой с момента создания тела. И русские всегда довольно агрессивно применяли право вето на предложения по таким вопросам, как Сирия, которые им не нравились.

РАСКО: Итак, каковы последствия наличия пяти очень могущественных стран, способных заблокировать любую резолюцию по безопасности?

ГОВАН: Ну, это означает, что эти пять стран фундаментально доминируют в дипломатии ООН в вопросах войны и мира, и многие более мелкие страны действительно возмущены этим. Но реальность такова, что США, например, хотят сохранить свое право вето, потому что они могут использовать его для защиты Израиля от негативных резолюций в Совете Безопасности. И я думаю, что если бы у России не было права вето, она, вероятно, вообще ушла бы из ООН.

РАСКО: И Россию никак нельзя исключить из Совета Безопасности, верно?

ГОУЭН: Здесь есть ирония. В уставе ООН есть статья, в которой говорится, что страны могут быть полностью исключены из ООН. Но для этого нужно получить рекомендацию Совета безопасности, и Россия может использовать свое право вето, чтобы заблокировать рекомендацию. Итак, вы в ловушке.

РАСКО: Есть ли способ оказать на них еще большее давление? Понятно, что есть санкции. Все эти действия предпринимаются для изоляции России. Но похоже, что пока они являются частью этого очень могущественного тела, насколько они могут быть изолированы?

ГОВАН: Что ж, США и другие союзники Украины очень усердно работают над тем, чтобы изолировать Россию в других частях системы ООН или осудить Россию. И действительно, Генассамблея ООН очень жестко высказалась по поводу этой войны. Еще в марте было принято две резолюции, в которых очень четко осуждается Россия. И, вы знаете, эти голоса прошли с большим отрывом. Я имею в виду, я думаю, что сейчас мы действительно увидим Россию, запертую в ООН. Но больше всего их волнует место в Совете Безопасности и право вето. Это часть ООН, имеющая политическое значение для России. Поэтому они готовы принять эти удары на других форумах ООН, зная, что они все еще в безопасности в Совете Безопасности.

РАСКО: Когда у вас есть участник, который, как вы сказали, занимается таким поведением, которое остальной мир назвал неприемлемым — вы знаете, и они в определенной степени согласны с изоляцией — например — я угадайте, что это значит для дипломатии в самой ООН?

ГОВАН: Я думаю, если вы посмотрите на послужной список ООН, то увидите, что она полезна для разрешения конфликтов, которые не затрагивают основные стратегические интересы обладающих правом вето. Таким образом, ООН очень полезна с точки зрения развертывания миротворческих сил в слабых странах Африки, таких как Южный Судан. И это играет очень важную роль в доставке гуманитарной помощи в проблемные страны, такие как современный Афганистан. Вот где ООН обычно имеет значение. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с кризисом, непосредственно затрагивающим одну из больших держав, совет всегда заходит в тупик. Правда это было в 1960-х годов из-за кубинского ракетного кризиса. К сожалению, за последнее десятилетие это неоднократно случалось в отношении Сирии, и сегодня это верно в отношении Украины.

РАСКО: Недавно вы сказали, что война в Украине, цитирую, «самый большой кризис, который ударил по ООН с момента окончания холодной войны». Итак, как вы думаете, дипломатия, о которой вы говорите с ООН, будет выглядеть в будущем?

ГОВАН: Послушайте, существует сценарий, при котором отношения между западными державами и Россией становятся настолько плохими, что они не могут даже поддерживать обычную дипломатию в Совете Безопасности по другим вопросам, кроме Украины. А еще есть сценарий, при котором — я думаю, не очень скоро, но в какой-то момент в будущем — Россия и Украина добьются своего рода мирного урегулирования. И на самом деле Совет Безопасности мог бы сыграть свою роль в одобрении этого или даже в отправке миротворцев ООН для помощи в наблюдении за урегулированием. Я не думаю, что мы обречены на новую холодную войну в ООН, но я определенно думаю, что даже в лучшем случае отношения с русскими будут ужасно, ужасно трудными в Нью-Йорке для очень долго ждать.

РАСКО: Ричард Гоуэн — директор ООН в Международной кризисной группе. Большое спасибо за то, что вы с нами.

ГОУЭН: Большое спасибо.

Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www.npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *