Римская империя это: Священная Римская Империя — Всемирная историческая энциклопедия

О римском глобализме и запасе прочности Imperium Romanum

Библиографическое описание:

Волошин, Д. А. О римском глобализме и запасе прочности Imperium Romanum / Д. А. Волошин. — Текст : непосредственный // Исторические исследования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/54/2377/ (дата обращения: 25.02.2023).

Так называемая «имперская парадигма» сегодня активно используется для осмысления современных глобалистских тенденций. Обращение в этой связи к истории Древнего Рима как одного из первых наиболее развитых государств, убеждает нас в том, сколь значима (и в то же время утопична по своему содержанию) в его внешнеполитической доктрине была идея глобального «вселенского» государства.

В свое время император Октавиан использовал римское владычество, чтобы передать странам трех континентов римские ценности и мир: вслед за его войсками шли торговцы (прообраз будущих капиталистов), неся новым подданным блага римской культуры – такие как центральное отопление или канализация [1, с.

11]. Проблема отношений римского глобализма с римским же империализмом крайне сложна и неоднозначна. Отметим лишь один ключевой момент: глобализация привела к небывалому ранее росту экономики и выходу на новый цивилизационный уровень; именно она превратила Рим в мегаполис; сделала Италию фактически унитарным государством, ставшим центром огромной Империи и, вместе с тем, не препятствовала развитию провинций. Единая система экономики и торговли стала охватывать всю территорию Империи, продолжались урбанизация, романизация и колонизация.

При этом трудности, возникающие в процессе реализации имперского интеграционного проекта, большинством исследователей объясняются действием двух (противоположных по своей сути) исторических закономерностей:

1) Как только Империя перестает расширяться, она начинает «клониться к закату»;

2) Империя не расширяется потому, что в силу конкретно-исторических внутренних и внешних причин не имеет возможностей к расширению, поэтому и «клонится к закату».

Вообще, вопросы наподобие «В какой момент несокрушимая сталь Римской империи покрылась усталостными трещинами?», или «Сколько Римская империя могла бы еще «протянуть», если бы….?» давно уже обрели характер риторических. Известный футуролог Ф. Полак не скрывал своего удивления по поводу своеобразного «римского чуда»: «На наш взгляд, проблема Рима – это проблема не того, почему он пал, но как он смог вырасти до таких высот и почему он не пал раньше, не имея позитивного образа будущего» [2, p. 85]. Таким образом, проблема, которую пытаются решить с учетом опыта современной науки, по большому счету заключается в том, насколько универсален римский опыт реализации имперского интеграционного проекта. А поиски ответа на вопрос «Осознавали ли римляне пределы возможностей своей Империи?» становится одновременно средством осмысления многих ситуаций современности.

Как известно, древнее сознание могло мыслить только одну Римскую империю в качестве Вселенского государства; такое сознание как бы «сопротивляется» естественной центробежной силе мирового исторического процесса. Римская империя – это первый в истории опыт мировой глобализации, создания универсального многонационального общества, в котором были выявлены магистральные направления исторического развития с его взлетами и падениями, невиданным прогрессом и диким варварством [3, с. 21]. В этом смысле «римское государство продолжается, принимая те или иные формы, вот уже 2000 лет…» [4]. А все потому, что «Рим никогда не рассматривал себя в качестве государства в современном смысле слова, т.е. как одно государство среди других государств» [5, p. 121]. Римская империя претендовала на то, чтобы быть не просто государством, а государством вселенским, государством единственном во вселенной, совпадающим по своим масштабом со всем цивилизованным миром. В этом смысле Римская империя мыслила себя скорее уже не как государство, а как все цивилизованное и политически организованное человечество [6].

Что действительно отличало Римскую империю от ее предшественниц и современниц, это то, что ей действительно удалось совместить культурный универсализм и политический изоляционизм и реализовать их в своей практике – она и на самом деле была многоэтнической, превратившись в формацию, где этнические различия не имели никакого политического значения.

Политический порядок парил над этническим разделением, подобно тому, как у нас цивилизация парит над национальными границами и не является поводом для шовинизма. Таким образом была задана идеальная модель империи – в том, прежде всего, что касается формы. «Римская государственная религия не имеет смысла без римского государства, которого достояние она составляет; она есть religio civilis в собственном смысле [7, с. 212]. Рим становится единственной сверхдержавой, выражающей парадигму развития человечества, и фактически идентифицируется с этим последним. Развитие человечества вне «римского мира» становится не только нежелательным, но и невозможным, и все населяющие мир народы либо подчинены Риму, либо «замирены», т. е. находятся в русле его политических, а часто и экономических и иных интересов [8, с. 94].

Согласно В. Каганскому, с сугубо пространственной точки зрения империя – это объединенное особыми средствами пространство разнообразных и разнотипных культурных ландшафтов, удерживаемое внешним образом разнообразие ландшафтов. Империя – принудительное, искусственное, внешнее и неорганичное единство разнообразия культурных ландшафтов. Разумеется, это пространство до известной степени впоследствии интегрируется и оестествляется.

В пространстве империи самое пространство вторично, это пространство-проекция, пространство – эманация власти. Пространство империи создано, заполнено и оформлено властью. Данная, прежде всего в пространстве, империя не знает пространства как такового, как автономного феномена, как самозаконной сущности: пространство империи – всего лишь аспект (хотя мощный и значимый) государства, власти, государственной мощи и структуры. Имперское пространство – это пространство-государство, а не пространство-ландшафт. Власть – главный игрок, основный фактор пространства. Империя унифицирует и интегрирует свое пространство; имперское пространство структурируется и интегрируется специальными структурами, преимущественно силовыми.

Саму империю как феномен можно считать способом и механизмом силовой интеграции и унификации больших разнообразных территорий.

Всякая империя – пространство линий коммуникации, замыкающихся на центр, приобретающий особую роль и уникальную функцию. Империя – пространство центростремительное: «Все дороги ведут в Рим». Горизонтальные, непосредственные связи мест носят второстепенный характер и отнюдь не насаждаются властью; связи мест часто или в основном носят непрямой, трансцентральный характер (через центры). Империя – пространство доминирования статусных, вертикальных связей, связей прежде всего по направлению «центр – периферия». Потому пространство империи задано двумя основными особыми областями – Центром и Границей; их роль, в том числе сакрально-символическая, хорошо известна. Пространство империи – пространство, извне сжатое внешними, чуть не абсолютными границами – и организуемое внутренним абсолютно доминирующим центром.

И, конечно же, в любом случае в центре империи стоит вполне определенный глобальный проект. Именно им империя обосновывает свое существование, неся всем народам и культурам, которые входят в ее состав, нечто могущественное и объединяющее, чего не хватает ни одной из ее частей в отдельности.

Любая империя стремится простираться на бескрайние просторы и быть вечной, то есть не подверженной перипетиям мимолетной политической и исторической конъюнктуры. Империя – это сочетание локального своеобразия и некой рациональности большого пространства, которое империя будет контролировать. На практике бесконечность и вечность выражаются в том, что территории империи превышают масштабы национальных государств, а цикл существования империй дольше, чем история конкретного политического режима.

Империя – это монументальное величие человека, стремящееся к реализации некой сверхзадачи. Эта монументальность – отличительная характеристика универсалистского имперского мироощущения, воплощенного в нарочито помпезной архитектуре римских общественных зданий, базилик и форумов или в пронизанной римскими мотивами эстетике чопорного николаевского Санкт-Петербурга [9, c.

142]. Империя – уникальный по своим масштабам утопический проект, в свернутом виде присутствующий в мифологическом субстрате имперского бытия, суть которого в стремлении человека преодолеть дискретность и противоречивость собственного существования, как и существование всего мира за счет его упорядочивания и унификации в соответствии с неким априори заданным идеалом в рамках единого политического целого.

Утопический характер имперского проекта обусловлен лежащей в его основании мифологической сверхзадаче, вернее, в ее недостижимости. Однако недостижимость этого идеала отнюдь не обязательно очевидна сразу. Пока эксперимент продолжается, все будто зачарованы его ходом и искренне верят в его счастливое завершение. Много ли сомневающихся в «вечности» Рима было после победоносного взлета империи при Траяне или счастливом благоденствии Рах Romana под властью Антонина Пия? Много ли скептиков-диссидентов было в лучшие годы «страны развитого социализма», пока она последовательно расширяла свою экспансию? [9, с.

144]

В то же время, империи, искушенные в стратегическом искусстве и сумевшие просуществовать долго, например, Римская, осознавали пределы своих возможностей и чаще всего старались их не превышать. Потеряв три легиона в чащобах германских лесов, Октавиан Август и его преемники решили, что граница империи в этом районе пройдет по западному берегу Рейна. Аналогичным образом, Рим выбрал Дунай в качестве естественного барьера от дакийских племен, оставив Венгерскую равнину этим воинственным «варварам». Уэльс и Шотландия римлянам также были не интересны, поэтому туда их легионы, как правило, не вторгались. На юге прибрежные районы Северной Африки были богаты ресурсами, но путь дальше преграждала непроходимая Сахара. Продвигаться восточнее Палестины также было рискованно…

Таким образом, границы влияния империи были установлены самим Римом. Чтобы сохранить свою силу, римляне с безжалостной решительностью делали выбор, на каких территориях они намерены остаться – и драться за них до конца, а куда после неудачи не будут пытаться проникнуть. Это, наряду с некоторыми другими причинами, позволило Римской империи просуществовать целых пять столетий [10].

Однако покой стал для Римской империи губительным. Цитировавшийся выше А. А. Цуркан по этому поводу замечает: …это один из парадоксов имперского бытия: империя, в своей сверхзадаче стремящаяся к абсолютному и совершенному покою, крайне тягостно переживает остановку своей экспансии, состояние стазиса; стремясь к тотальности своей власти, к целостному охвату унифицированного пространства, она болезненно сносит любую паузу, ибо последняя – «момент истины» для тех, кто осуществляет имперское строительство на практике.

Не следует забывать: по большому счету, рождение Римской империи было вызвано материальными причинами. Еще до ее возникновения торговцы связали все Средиземноморье сетью морских путей. За походы легионеров и присоединение новых провинций выступали не столько настоящие правители Рима, аристократические сенаторы, сколько деятельные представители торговых кругов, которые в иерархии власти были на ступеньку ниже. Италия была для них слишком мала [11]. Не менее материальными причинами был вызван и отказ Империи от дальнейшей экспансии – завоевание этих территорий было попросту нерентабельным. А что до имиджа или престижа Империи, отказавшейся от великого натиска на еще нецивилизованный мир, – то следует учитывать и ее (Империи) внутренние трудности. К примеру, главной бедой Рима, по мнению «архитектора» Pax Romana Октавиана, была алчная, вздорная и продажная власть, власть нескольких связанных узами родства семейств, управлявших огромным государством путем постоянной перетасовки одних и тех же лиц… Что называется, no comments…

Т.е., применительно к римской истории одним из важнейших факторов прекращения экспансии явилось губительное состояние неустойчивого равновесия, когда цели и сверхзадача имперского бытия, очевидно, не достигнуты, а та реальность, которая имеет место, все чаще воспринимается негативно, как не заслуживающая тех жертв, которые были принесены ради ее создания. Римская империя стала примером того, как прагматичная великая держава в определенных случаях осознавала и признавала небеспредельность своих возможностей. И в этом отношении Рим представляется наиболее значительным историческим уроком – прежде всего, для тех современнных государств, которые в схожих ситуациях (движимые непримиримостью или идеологическими соображениями) предпочитают следовать девизу «бороться до конца».

P.S. Разумеется, недостижимость имперского идеала никогда не являлась препятствием для попыток его реализации. Пока имперская экспансия продолжается, идеал кажется более чем достижимым, а усилия, затраченные для его претворения, – оправданными. Так было и в Римской империи: в свое время уничтожение в Тевтобургском лесу значительного контингента хорошо обученных римских войск остановило расширение Римской империи. Однако совсем недавно на севере Германии были найдены следы крупного сражения между древними римлянами и германцами начала III века – т. о., после знаменитого поражения в Тевтобургском лесу Рим не оставил попыток покорить германцев…

Литература:

1. Холланд Р. Октавиан Август. Крестный отец Европы. Пер. с англ. Е. Корягина. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 348 с.

2. Polak F.L. The Image of the Future. 2 vols. – Vol. 1. –Leyden, The Netherlands: A. W. Sythoff; New York: Oceana Pub., 1961.

3. Буданова В.П., Токмаков В.Н., Уколова В.И., Чаплыгина Н.А. Древний Рим: Учебное пособие для вузов. – М.: Астрель, АСТ, 2006. – 688 с.

4. Das gemeinsame kulturelle Erbe des Römischen Reiches / Grenze des Römischen Reiches / Deutsche Limeskommission [электронный ресурс] // URL: http://www.deutsche-limeskommission.de (дата обращения: 17.04.2009).

5. Veyne P. L’Empire romain // Maurice Duverger (ed.) La Concept d’Empire. – Paris: Presses Univ. des France, 1980. – P. 121–130.

6. Лурье С. Translatio Imperii [электронный ресурс] // URL: http://svlourie.narod.ru (дата обращения: 18.03.2009).

7. Бердников И. Государственное положение религии в Римско-Византийской империи. – Казань: т-фия Императорск. Ун-та, 1881. – 580 c.

8. Егоров А. Б. Последние планы Цезаря (к проблеме римского глобализма) // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира / под ред. Э. Д. Фролова. – Вып. 5. – СПб., 2006. – С. 77–94.

9. Цуркан А. А. Трагедийный аспект имперского бытия (к вопросу о типологии языческой империи и православного царства) // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. – 2004. – № 1. – С.142–161.

10. Kennedy P. Rome offers Obama a lesson in limits // The Financial Times. – 2009. – 29 December [электронный ресурс]. URL: http://www.ft.com (дата обращения: 03.09.2011).

11. Pravec J. Pád říse evropské // Ekonom (29.07.2010) [электронный ресурс]. URL: http://ekonom.ihned.cz (дата обращения: 08.09.2011).

Римская империя ближе, чем мы думали

1 ноября исполняется всего 100 лет, как упразднили величайшую империю в мировой истории – Рим. Правда, «постарались» не варварские вооружённые силы, а обычный, хотя и талантливый турецкий генерал Мустафа Кемаль Ататюрк со своими единомышленниками. Они аннулировали султанат и Османскую империю. Вместе с ними в анналы истории был окончательно отправлен и Рим.

Так сто лет назад завершила существование Римская империя, пребывавшая, как казалось, в человеческой истории от века в той или иной своей форме. И до сих пор на Земле живут её современники. А те из нас, кто постарше, помнят времена, когда таких людей можно было встретить повсюду.

Но как же так, спросите вы, разве крах Рима не произошел давным-давно, ещё в 476 году, как нас учили в школе? Да, это правда. Но не вся. Распад Империи произошел лишь на Западе. Восток со столицей в Константинополе по-прежнему продолжал оставаться Римской империей, и просуществовал в таком качестве без малого ещё тысячу лет. И жители её продолжили называть себя по-гречески «ромеями», то есть римлянами. Если в те времена спросить о Византии, вас бы попросту никто не понял. Не было такого государства на протяжении всего тысячелетия его существования.

Ну, хорошо, скажете вы, а разве 29 мая 1453 года Константинополь не пал под ударами турок? Разве Мехмед II Фатих (Завоеватель) не ворвался в залитый кровью собор святой Софии? Да, это так. Всё верно. И вот тут начинается самая большая интрига. Если очень коротко: Османская Империя победила осколки Древнего Рима и стала его наследницей. Да-да, именно турки стали римлянами.  Мехмед II официально провозгласил себя Римским цезарем, – «Qayser-i Rûm», как и все византийские императоры до него. В дополнении, конечно, к разным восточным титула вроде падишаха, хана, халифа и многим другим. Эти «другие» время от времени менялись, но «цезарь Рима» оставался неизменным. Вплоть до самого конца.

Таким образом, Мехмед, овладев городом, всего лишь начал новую династию, как это уже случалось в истории. Тогда же учёный Георгий Трапезундский напишет: «Столица Римской империи – Константинополь… – и тот, кто владеет ею, становится императором римлян, а также правителем всего мира».

Для нас такое «преемство» выглядит странно – уж больно разные государства. Но это лишь наши предрассудки. Рим Цезаря, наполненный языческими богами, отличался от мистической православной Византии не меньше, чем от столь же мистически настроенных мусульман – халифов, суфиев, простолюдинов, которые к тому же нередко жили в том же городском, архитектурном пространстве, что и прежние обитатели тех мест…

В тот день бушевавшая повсюду смерть дала начало новой жизни. Вечером 29 мая лежащий у ног Мехмеда Константинополь словно бросал ему вызов: достоин ли ты и твой народ Меня, Моего Величия? Или вы всего лишь шайка успешных завоевателей, каковых всегда было немало? Мехмед принял вызов. Последующая история дала однозначный ответ: да, достойны. На руинах сгнившей, разоренной и поверженной империи возникло новое государство – Блестящая Порта. Так Великий Рим, действуя через людей, в очередной раз сменил маску, чтобы вернуть себе славу, мощь и былое величие. Судите сами. Римская империя во времена наивысшего расцвета (117 г. н. э.) занимала около 4,8 млн кв. км с населением свыше 60 млн человек. Спустя полторы тысячи лет Османская империя занимала 5,2 млн кв. км с населением 30 млн человек.

И всё же сомнения не прекращаются: ну как может мусульманский султан быть преемником православного императора? Ответ прост: а вот, видите ли, может. Во-первых, они родственники. Предок Мехмеда II – Орхан I – был женат сразу на двух (по некоторым данным) византийских принцессах, – Аспорча-хатун, дочери императора Андроника, и Феодоре Кантакузине, дочери императора Иоанна Кантакузина. Сам Мехмед возводил свой род к Иоанну Комнину. Причем мать Иоанна, скорее всего, была русской по происхождению.

Во-вторых, Мехмед подписал фирман (указ) о переносе своей столицы в Константинополь сразу же, в день штурма, 29 мая, не дожидаясь даже, пока стихнут бои. А значит, Константинополь, который в значительной мере и есть сама Византия, не утратил своих властных, столичных функций и продолжал существовать как великий город, непрерывно. Всего лишь сменил христианских царей на мусульманских султанов. Которые, кстати, римское наследие вовсе не отрицали и включили в новую османскую цивилизацию.

В-третьих, хотя последний Византийский император Константин XI пропал без вести, (скорее всего, был убит на городской стене во время штурма) и остался бездетным, но сыновья его старшего брата сделали блестящую карьеру в Османской империи. Один под новым именем Месих-паша стал адмиралом флота, наместником в Галлиполи, а позже и вовсе великим визирем, вторым человеком в Империи после султана. Второй – его брат, названный Хас Мурадом-пашой, – стал губернатором Балкан. Погиб в бою как командующий большой армией, сражаясь на востоке.

Так что два человека, которые вполне могли стать византийскими императорами, вместо этого оказались на вершине власти того самого государства, которое положило конец Византии. Более того, сам глава православной церкви, Вселенский Патриарх Геннадий Схоларий, признал Мехмеда II законным наследником императорского престола. В то время как последний православный император Константин XI такой чести не удостоился. И это ещё одно важнейшее обстоятельство…

Следы Рима: материальные свидетельства

Наш край – единственный регион России, где можно встретить следы Римской империи. Это развалины сторожевой башни близ Архипо-Осиповки. Датируются временем расцвета Империи, т. е. второй третью I века н. э. Тогда к этим пустынным берегам причалил большой (по меркам того времени – огромный) военный корабль, вмещавший до 300 римских легионеров. В 2 км к северо-западу от устья реки Вулан они и возвели то, что археологи сегодня официально называют «домом-башней антично-боспорского типа».

Вторая треть первого века… Только что где-то далеко на юге казнили одного из странствующих проповедников. Осудили и распяли. Обычная история. Он себя ещё Иисусом, кажется, называл…  А в наших краях царила тишина, без всяких драм. И даже две империи – Рим и Боспорское царство – встретились без конфликтов. Наша башня соседствовала с поселением Торик на месте нынешнего Геленджика. Они сосуществовали, торговали, даже заключили союз. А римские и боспорские элементы так тесно переплелись, что до сих пор учёные не всегда могут разобраться, где кончается один и начинается другой. Что это – восточный форпост Боспорского царства или крайний северный лагерь Понтийского лимеса (т. е. границы) Римской империи?

Однако вскоре после смерти императора Нерона гарнизон покинул башню, a деревянные строения сжег. Ныне сохранилось основание стен около 1 метра высотой и примерно 1,5 метра толщиной. Рядом с руинами – макет башни и мини-музей, где проводят экскурсии археологи. 

В развалинах обнаружили керамику второй трети I века н. э. из черноморских Синопа и Колхиды (с родины Золотого Руна), а также часть шлема из Галлии (тогдашняя Франция).

Современность римского мира

Артефакты помогают нам увидеть осколки старого мира. Но ушел ли он навсегда, окончательно и бесповоротно? Стал ли лишь достоянием учёных и тиши библиотек? Вглядимся в окружающую действительность и спросим себя: «Есть ли в ней что-то от Рима?» Сразу можно сказать: «Да, есть, и этого «что-то» очень много».  

Например, латинский язык, который по сей день употребляется в некоторых областях науки и практики (например, в медицине) и который лёг в основу европейских языков. На нём сейчас говорят в десятках стран мира на всех континентах.

Другое важнейшее наследие Рима – христианство. Все пять его  важнейших центров были на территории Империи. В одном из них – Антиохии – мир впервые увидел «тот самый» крест и услышал слово «христиане». И великие отцы-основатели – Тертуллиан, Ориген, Августин, Иероним, и все апостолы вроде Андрея, Павла и др. , – тоже жили в той же Империи.

Благодаря её дорогам, благодаря глобализации, благодаря императору Константину, религия небольшой прежде секты распространилась по всей огромной стране и стала государственной. Что через последующую историю оказало и продолжает оказывать колоссальное влияние на всю современную цивилизацию. Да, собственно, и породило её. Ничего подобного нигде и никогда не было. Уникальное стечение обстоятельств.

А что же Россия? В ней влияние Рима чувствуется повсюду. С самого начала. Названия страны. Когда-то она была Российской империей. Но слово «империя» – чисто римское. Потом – СССР, Союз Советских Социалистических Республик –  но «республика», это просто res publica, по-латыни «общественное дело» или, в те времена, государство как таковое. Ну а сейчас третья форма – Российская Федерация. Федерация – от слова «федераты» – так называли племена, поселенные, согласно договору, на окраинных землях Рима. А есть ещё герб – двуглавый орёл, – который скопирован с герба императора Византии. Есть сенат, муниципалитеты и другие институты, слова и символы, которые заимствованы у Рима.

А ещё был Юлианский календарь, которым в России пользовались до 1918 года. Да и сейчас с некоторыми поправками его применяет почти вся планета. Месяцы и дни недели, и даже само слово «календарь», – всё то же самое. Календарь, например, происходит от «календа» – первый день месяца, январь – от Януса, римского бога начал, февраль означал очищение, апрель – первый месяц после нового года, июль и август названы в честь цезарей и т. д.

А ещё структуру больницы, какой мы её знаем, от приёмного отделения до многих других помещений, которую впервые применил знаменитый врач Гален. И первый опыт глобализации, когда производитель в Британии договаривался с покупателем в Египте и по всему континенту выстраивал логистические цепочки поставок. Да что там Европа! Эти цепочки тянулись к кхмерам в Камбоджу и на другой конец бескрайнего континента, в Китай. Обычно высокомерные китайские правители Рим уважительно называли Дацинь, что означает «Большая Цинь» (Цинь – самая первая, большая и великая империя в истории Китая).

Сейчас нам даже трудно представить себе эпичность такого рода плаваний. Это гораздо «круче» полёта на Марс. Каким мужеством, бесстрашием надо обладать, чтобы… На небольших деревянных судах с веслами и парусом. Через Гибралтар, огибая Африку, через Индийский океан. Без карт, средств связи, по неведомым водам, открывая земли, населённые столь же неведомыми (а часто весьма недружелюбными) народами и существами. Через страшные бури и ураганы, голодая и сражаясь. Вперёд, к загадочной, великой и могущественной стране, – Китаю.

А ещё они основали Париж, Лондон, Марсель. Их укреплённые военные лагеря на территории современной Германии со временем превратились в Майнц, Регенсбург, Кельн, Кобленц. Да и Африка – это название римской провинции. Так же как и Британия. Как Белгика (Бельгия) и Германия.

И светлый праздник Рождества с колядованием, огнями и подарками – тоже Рим, и Санта-Клаус – св. Николай Мирликийский (IV в.) – оттуда же.

И много, много другого, – от Вечного огня (священный огонь богини Весты, без которого погибнет город) и белого платья невесты до первого зала в доме, который назывался вестибуле (вестибюль) и фамилии, как тогда называлась семья. Ну а римский бетон стоит, не разрушаясь, тысячелетия, становясь лишь крепче. В отличие от современного.

Плюс великая литература, философия, инженерное искусство, архитектура и многое-многое другое. Если перечислить всё, что «мы» получили от «них», может показаться, что римский мир никуда и не уходил.

Империя как высшая ценность

Но самое важное для нас – это всё же не достижения, а сама Империя. В мировой истории вы не найдёте больше ни одного государственного образования, которое было бы такой ценностью для людей самых разных эпох, культур, вероисповеданий. Мистическое, христианское, истово верующее средневековье тысячу лет предпринимало одну за другой попытку возрождения языческой империи.

К ним присоединились даже иноверцы-мусульмане, которые продлили её существование почти на полтысячи лет… Само по себе это событие исключительное. Вспомним и сравним. Обычно ведь империи живут, а потом умирают, просто уходя в небытие. Как будто их и не было. Чингисхан и Тамерлан, Британская и Французская, Испанская и Бельгийская, Японская и Голландская, ацтеки и майя. .. Где они? Эти великие государства после своего крушения моментально стали лишь достоянием историков. Пытаться восстанавливать их никому и в голову не приходило.  

А с Римом всё не так. Помимо тысячелетней борьбы за правопреемство и продолжение его дела, мы можем видеть это уважение и даже пиетет (вот ещё одно латинское слово. Означает повиновение отцу, благочестие) на самых разных уровнях.

В XIX веке высший класс огромной Британской Империи, над которой «никогда не заходило Солнце», просто благоговел перед Римом и пытался показать себя его наследниками. И это была элита элит, которая практически правила миром!

Под стать им была Франция. Здесь Рим не умирал никогда, время от времени предпринимались попытки его возрождения как государства. В 800 году папа римский Лев III короновал Карла Великого как «императора римлян». Потом были годы правления Наполеона Бонапарта и его племянника Наполеона III, когда она объявляла себя наследницей Рима.

Германия. Спустя всего чуть более 100 лет после распада империи Карла Великого, в 962 году, Оттон I становится во главе Империи, теперь уж без обиняков названной Священной Римской (в дальнейшем к ней добавят слова «германской нации»). Оттон III, чтобы быть ближе «к корням», даже переселяется в Рим, где строит дворец, в котором придворные носят титулы античной эпохи, и все вокруг занимаются тем, что сейчас называется «реконструкцией».

А попытки создания «Третьего Рима», которые продолжались от времён Московии до фашистской Италии Бенито Муссолини! Итальянцы, разумеется, не оставляли попыток возродить «что-то римское» ещё со времён объединения страны Джузеппе Гарибальди. Но, увы, страна, вроде, та же, а люди совсем не те. Ожидаемо, что все попытки с треском провалились.

Да даже болгары, и те не остались в стороне от увлекательного процесса. Их князь Симеон I в начале Х века объявил себя царем, а страну – наследницей Рима.

А вот турки-османы, на вершине своего величия и могущества, были как раз «теми» людьми. От избытка чувств они даже затеяли с германцами войну за эксклюзивное право именоваться цезарем. Император Фридрих III в нескольких кровопролитных битвах потерпел поражение и заключил мир, отказавшись (на время) от упоминания титула в официальной переписке.    

А в топонимике тюрков понятие «Рум» (Рим) просуществовало не только всю Османскую империю, но живёт и по сей день. И в названии областей, – Румелии (европейской части Турции), и в названии городов. Например, Эрзурум («земля Рума»).

А на человеческом уровне можно вспомнить величайшего поэта Империи Джалаладдина Руми. Масштаб и влияние его трудно переоценить. Оно продолжается и сегодня, вот уже почти 800 лет. В его родном турецком городке Конья каждый год тысячи людей собираются, чтобы почтить память просветлённого Учителя. Его так и звали Мауляна Руми (Господин из Рума). Он был не один такой: Руми называли тех, кто говорил на изысканном турецком языке и жил в городах. То есть высокому званию человека из Рима соответствовала подлинная элита общества.

Думаете, у турок-османов какие-то исключительные отношения с Римом? Ничуть не бывало. Вот Анатолийские сельджуки из района Коньи и южной Каппадокии. Свои княжества они называли Румом. Да любой уважающий себя тюркский бей, захвативший даже клочок византийской территории, ещё с конца XI века чеканил на своих монетах «Великий царь Романии и Анатолии».

И мы, отдалённые потомки, не перестаём удивляться, сколько же стран и народов во все эпохи попадало под обаяние этой древней, великой и всегда современной Империи с коротким названием Рим.

Пакс Романа | Римская история

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Britannica Beyond
    Мы создали новое место, где вопросы находятся в центре обучения. Вперед, продолжать. Просить. Мы не будем возражать.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Викторины

  • Викторина о римских и византийских императорах
  • Римская империя

Рим в расцвете | Римская империя | Лекции по средневековой истории


Средиземное море в 200 г. н.э.

Во многих отношениях Римская империя остается идеалом, на который опирается Запад. цивилизация сформировалась. Достаточно взглянуть на Капитолий в Вашингтон, чтобы увидеть, как широко основатели Соединенных Штатов следовал римскому образцу в формировании новой нации. Потому что так много римлян принципы воплощаются в современных институтах, люди чувствуют, что это Важно знать, почему Римская империя пала. Ответ может, в конце концов, выявить изъян или слабость в римской традиции, которая была перешло в современную западную цивилизацию и могло в конечном итоге привести до конца веков, в течение которых западная цивилизация была в состоянии расширяться и доминировать на земном шаре. Большая часть нашего высокого уровня жизни имеет было результатом нашей способности брать то, что мы хотели, от остальных мире, и потеря этой способности означала бы, что наша жизнь стала бы значительно менее удобным и роскошным.

И поэтому людям всегда интересны попытки ответить на вопрос «Почему пала Римская империя?» Время от времени каждый видит журнал или бульварная газета, сообщающая о последней теории — все римляне заразились малярией и болели большую часть времени; они были отравлены свинцом в глазури их кастрюли и сошли с ума; они начали устраивать оргии все время и их моральные устои были ослаблены их озабоченностью сексом; их обращение в христианство сосредоточило их внимание на загробном мире а не настоящий; и так далее. Этот вопрос может иметь или не иметь ответ, но сначала мы должны понять природу Римской империи. Видите ли, вопрос был не столько в том, почему он упал, сколько в том, что его удерживало. стоять так долго. Я выскажу предложение, которое даст вам что-то, о чем нужно подумать, пока вы будете освещать следующие несколько лекций.

Римская империя состояла в основном из единства Средиземного моря.

1. Римская империя не была уникальной. Это был один из классических империи Старого Света. Четыре классические империи — ханьский Китай, Маурьев. Индия, парфянская Персия и римская — возникли в период 200-100 гг. до н.э. Каждая из них характеризовалась тем, что они были сформированы объединение, по крайней мере, двух широко разрозненных географических регионов.

  • Хань Китай возник в умеренной зоне выращивания пшеницы в северной долине реку Хуан-хо и расширились на юг, завоевав субтропическая рисоводческая долина реки Ян-цзы.
  • Маурьев Индия расширилась от относительно засушливых, выращивающих пшеницу долине реки Инд, чтобы занять плодородную рисовую долину Река Ганг.
  • персы, жители пшеничных гор и плато то, что сейчас представляет собой нация Ирана, регион, характеризующийся крайностями климат. Они установили свой контроль над Месопотамией (современная Ирак), субтропический и просорастительный бассейн Тигра и реки Евфрат. Можно отметить, что персы установили свою правил уже в 500-х годах до н.э., но настоящее персидское господство регионы начались, когда горцы, известные как парфяне, захватили власть и восстановил основы государства.
  • Римляне, жители небольшого городка на итальянском полуострове, в западный бассейн Средиземноморья, сумел завоевать сначала весь западный бассейн, а затем восточный бассейн этого почти закрытый водоем.

    В каждой из этих империй объединенные регионы были настолько отличается тем, что они не сошлись бы вместе, если бы не сведены силой, и они не остались бы вместе, если бы у правителей не было развитых институтов, которые объединяли бы их.

    Можно подумать об этом на мгновение. Обычно думают об империи как государство, достаточно сильное, чтобы подчинить своих более слабых соседей и держите их в подчинении, часто тиранической, силе. Там действительно были таких империй, но они редко пережили правление своих основателей и, конечно, не продержались достаточно долго, чтобы оказать существенное влияние на долгосрочное историческое развитие своих регионов (хотя можно было бы сделать исключение для наполеоновской империи девятнадцатый век). Империи, сформировавшие историю, были характеризуются своими институтами, поскольку эти институты часто живут спустя много времени после того, как государство, разработавшее их, исчезло. Считается из С этой точки зрения, не способность завоевывать земли делала империя, но необходимость развития институтов, необходимых для консолидации и править этими землями. Это, безусловно, имело место в Римской империи.

Карта Средиземноморья 260 г. н.э.

2. Рассмотрим различия между западной частью империи, сосредоточена в западной части Средиземноморья, а в восточной части, в которую входили земли, испытавшие глубокое влияние греческой культуры.
Сравнение восточной и западной частей Римской империи
качество восточный западный
population dense sparse
society urban tribal
education literate oral
law written customary
economy коммерческая сельскохозяйственная
обмен деньги бартер
уровень жизни богатый бедный
язык койне смешанный

3. Как мы уже отмечали, регионы, в состав которых входили эти классические империи, включая Римскую империю, были настолько разными, что их приходилось объединены силами, а имперские правительства удерживали их, устанавливая и поддержание общих институтов на своих землях. интересно Достаточно того, что каждая из империй использовала в основном одни и те же объединяющие институты: общий язык, валюта, система мер и весов, сети дороги и каналы, постоянная армия, централизованная власть и профессиональная государственных служащих и т.д. Было несколько объединяющих факторов и институтов в Римской империи.

География

Большая часть населения Римской империи жила в непосредственной близости от Средиземноморье, а имперское правительство поощряло и защищало морскую торговлю и морские сообщения между различными частями империи. Хотя это могло быть относительно опасно, морской транспорт был намного быстрее и гораздо меньшее влияние на наземную перевозку. Были морские перевозки торговые империи в Средиземном море насчитывали более двух тысяч лет до римского господства. Римляне старались держать море в чистоте. пиратов, строить маяки и строить большие и защищенные гавани. для больших торговых городов, поддерживаемых этой торговлей. Можно пойти так далеко до того, чтобы сказать, что существование Римской империи зависело от единства Средиземноморья или, как его называли римляне, Mare nostrum , «Наше море».

Окраины империи были связаны с морем рекой. реки и ручьи, впадающие в него. Римляне активно участвовали в дноуглубление судовых каналов и строительство речных портов, вероятно, местах — таких как Лондон, Париж, Кельн, Вена, Белград и так далее далее — и содержание речного флота для поддержания безопасности и порядка на эти водные магистрали.

Но сеть водных путей простиралась еще дальше. Римляне и коренные народы, которых они контролировали, вкладывали много труда в раскопки каналы, многие из них с целью дренажа, правда, но многие другие предназначены для перевозки баржами и настолько хорошо сконструированы, что продолжали использоваться в течение тысячи лет после того, как римская имперская власть исчезнувший.

Наконец, эта сложная сеть водных путей была связана воедино система дорог и мостов, которые использовались в наше время. Люди часто испытывают благоговейный трепет перед усилиями, которые, должно быть, были затрачены на создание такого дороги без помощи современной техники, но надо помнить, что строительство больше зависит от организации, чем от развитой технологии. Римляне прекрасно понимали, что поддержание армия была дорогостоящим делом, тем более что эта армия используется в бою не более 10 процентов времени. Итак, римлянин админы позаботились о том, чтобы были продуктивные занятия для армии подразделения, когда они не участвовали в боевых действиях или не готовились к боевым действиям. Один одним из этих занятий было строительство дорог, которые позволили бы военным юниты для быстрого перемещения с места на место. Такая мобильность увеличила эффективность римской армии настолько, что можно было сократить ее численность, и, следовательно, его расход без снижения его эффективности. Великий сеть сухопутных путей, которая помогла объединить земли империи, была побочный продукт этой «политики сдерживания затрат».

Правительство

Высшие уровни римского правления воплощались в абсолютном правлении императора, который в спонсируемом государством императоре культ считался богом. Исполнение воли императора было Функция обученной бюрократии. Хотя эта государственная служба была малы по сравнению с учреждениями современных государств и их организация была рудиментарной по меркам империи Хань. Китай, он превосходил все, что предшествовало ему на Западе. и вполне соответствовал ожидаемой работе.

Большинство людей, когда думают о Римской империи, думают об императорах. и их советники. Несомненно, именно на этом сосредоточились римские историки. их внимание, и они предоставили более поздним сценаристам и романистам достаточно материалов для сотен романов и кинофильмов. В день до повседневной жизни среднего римского гражданина, однако император был далеким фигура, часто известная только как лицо, отштампованное на новых монетах. Самый римский граждане жили своей жизнью в своих местных civitas , местная единица правительство что-то вроде американского графства. Цивитас состоял из две части — город, в котором политическая, коммерческая и культурная жизнь района было сосредоточено и пагусов , сельская местность зависит от этого городского центра. Большинство из этих 90 158 граждан 90 159 пытались подражал великой столице в Риме, и это было действительно бедное место, которое не обладал впечатляющим судом, или базиликой , амфитеатр для любителей игр и ипподром. Civitas также может похвастаться общественная баня, оживленные рынки и все, что связано с общественными удобствами. богатые землевладельцы пага могли позволить себе пожертвовать город. Местный правительство и местная жизнь по всей империи были сосредоточены на таких общины, и римлянин мог переселиться от границ Шотландии в горы Сирии и до сих пор чувствую себя как дома.

Развитые письменные законы
Единая валюта
Единая система мер и весов

Военная

Большая постоянная армия была сосредоточена на границе и защищала внутренней части империи от иноземных вторжений.

Насколько это было возможно, римская имперская администрация пыталась сделать римские армии максимально продуктивными. Некоторые блоки работали из кирпича фабрики, черепичные мануфактуры, свинцово-металлургические заводы и многие другие предприятия. Им часто разрешалось оставаться штаб-квартирой в одном и том же месте. гарнизонным городом почти постоянно и часто набирали своих новобранцев из местное население. Кто-то, присоединившийся к римской армии, решил работа всей его жизни с момента стандартного призыва длилась двадцать пять лет. Поскольку многие новобранцы прибыли из бедных и изолированных районов, далеких от центров римской жизни, армия учила их буквально снизу вверх. Они научились правильно одеваться, говорить по-латыни, практиковать личную жизнь. гигиене, а также обучению по крайней мере одной, а возможно, и более одной профессии. Вместе с тем, однако, еще более важным было то, что они узнали о величие Рима и величие его институтов. Их год был отмечен большими ритуалами, в которых они чтили Рома , богиня, которая была образцом Рима, а также для мира императорской семьи, ее безопасность, лояльность, связывавшая армию с служба императору и так далее

В самом деле, во времена, когда сам Рим падал в беспорядке или когда имперская администрация впала в пучину коррупции или неэффективности, преклонение армии перед идеалом Рима оставалось не уменьшились, даже если бы они могли провозгласить своего полководца императором и поход на Рим, чтобы навести там беспорядок. Следовательно, они вложили их свободное время и усилия по превращению городов, которые возникли вдоль их крепости в маленькие Римы или, по крайней мере, близко к тому, что солдаты считали сущностью Рима. Находясь на границе, они были поставлена ​​задача создания транспортно-коммуникационных сетей — дороги, мосты, маяки, каналы, порты, акведуки, — а также многочисленные другие общественные работы по всей империи

Следует помнить, что римские границы на западе не предназначались в первую очередь для того, чтобы не пускать людей, а чтобы контролировать их проход. Был большая часть торговли проходила через приграничные зоны и несколько крупных Германские народы селились по другую сторону границы местами где они могли поддерживать обширные и надежные отношения с римлянами за границу. Города тех римлян за границей были быть может, более римским, чем сам Рим, и поэтому по крайней мере некоторые из германских народы, живущие более или менее мирно вдоль границы, развили знакомство с римскими обычаями и попытка подражать им. При необходимости Римские армии могли сражаться с врагами Рима, но во многих случаях это оказывалось проще и эффективнее завоевать их расположение и завербовать в союзники римское государство.

Куда бы оно ни направлялось или где бы оно ни селилось, римская армия обеспечивала местные жители выдающийся пример Romanitas , смысл принадлежность к великой цивилизации

Культура

Римляне установили латынь как общий и официальный язык империи. но также принял греческую культуру и в форме, названной греко-римской , распространять общую литературу, архитектуру, искусство и т. д. по всей империи.

Эконом

Между богатым и продуктивным Востоком и относительно бедный и отсталый Запад. Восток был обложен высокими налогами, и деньги, переведенные на Запад, который использовал деньги для покупки товаров у Восток.

Религия

Римляне установили строгую политику веротерпимости.
Они сами свободно приняли и адаптировали богов и богинь народа они завоевали, процесс, называемый синкретизмом
Они способствовали определенной степени общности, создавая и продвигая поклонение императору, действовавшее во многом так же, как и патриотические ритуалы — приветствие флаг, шаблонная клятва верности, стоя при пении национального гимн, благоговение перед полотнищем флага — предназначены для поощрения чувств о национальном единстве граждан.

Нематериальные активы

Pax romana (Римский мир): Римляне принесли беспрецедентную степень мира и безопасности землям своей империи, а также их гражданам и испытуемые полностью осознавали, что эти благословения зависели от постоянного единство империи.
Romanitas (ощущение себя римлянином) было глубоко укоренившимся чувством и пережил саму империю на несколько столетий.

Но такие учреждения требовали внимания и постоянных усилий для поддержания. А слабость римской имперской системы привела к внутренним войнам и междоусобицам. что в конечном итоге сделало невозможным поддержку имперским правительством этих институты и политика, как это было раньше.

Анналы Тацит дает прекрасное представление об управлении римскими делами. и были написаны человеком, имевшим определенную роль в этом управлении

3. Римляне не хотели отказываться от своего почтения к долгому Риму. традиция республиканского правления, даже когда такая форма правления уже не мог эффективно управлять римскими делами.

Август Цезарь превратил Республику в империю примерно в 14 г. до н.э. сосредоточение основных должностей Республики в его собственном лице и поддерживая фикцию, что он сохраняет и поддерживает Республика. При такой политике он не смог установить устойчивую систему имперского преемственность, и борьба за власть в конце концов начала истощать империю сила.

Прочитайте собственный отчет Августа о его достижениях в Деяния Божественного Августа

69 г. н.э. Началась гражданская война, когда несколько пограничных легионов каждый отдельно попытались поднять императора вместо Нерона, что привело до
69 — 192 , эпоха военных императоров, закончившаяся лишь в
193 — 197 кровавой гражданской войне Септимия Севера. С
198 до 282 стабильность, установленная Северусом, медленно разрушалась, и 258 — 283 Рим окончательно впал в период практически постоянной гражданской войн, известных как «Эра тридцати тиранов».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *