Возникновение государства в Древнем Риме
План
Введение
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
- Развитие древнего государства.
- Реформы Сервия Туллия.
Глава II. Становление Римской Республики.
Глава III. Падение республики и переход к империи.
Глава IV. Римская империя.
- Общественный и государственный строй.
- Принципат.
- Доминат.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение.
История древнего Рима последний этап в развитии древнего мира, охватывает время с начала 1 тысячелетия до н.
Литературные данные о возникновении Рима легендарны и противоречивы. Это отмечают сами античные авторы. Так, например, Диосиний Галикарнасский говорит, что “существует много разногласий как по вопросу о времени основания города Рима, так и о личности его основателя”. Наиболее распространена была версия, которую приводит Ливий: основателем Рима был потомок троянца Энея, приехавшего в Италию.
Изучение истории римского общества прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт имеет особый интерес. Ведущие проблемы курса древней истории (определение своеобразия экономического развития рабовладельческого общества, института рабства, социальной и классовой борьбы, форм рабовладельческих государств) получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское время.
История цивилизации, как известно, начинается с Древнего Востока. Ее новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тысячелетии до н.э. в начале I тысячелетия н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.
Глава I. Возникновение государства в Древнем Риме.
- Развитие древнего государства.
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.. Члены старейших римских родов назывались патрициями.
Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой появление частной собственности. Возникает и рабство, источниками которого становятся войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества.
В родах выделяются богатые аристократические семьи. К ним переходят лучшие земельные участки, считающиеся еще коллективной собственностью общины. Они получают и большую долю военной добычи. Вместе с тем появляется и обособленная социальная группа обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, и, иногда, отпущенных на свободу рабов. Будучи лично свободными, но ограниченными в правах, они находились под покровительством патронов из патрициев, за что, в свою очередь, должны были оказывать им имущественные и личные услуги.
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину.
Оказавшееся вне римской родовой общины пришлое население получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.
Во главе римской общины стоял выборный вождь реке. Хотя по традиции его называли царем (отсюда «период царей»), его полномочия были ограниченны. Они сводились главным образом к военным, жреческим и судебным.Органом управления был совет старейшин родов сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. Однако его решения могли быть отвергнуты сенатом и рексом. Последний мог издавать общеобязательные постановления.
В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской родовой организации позволял ей какое-то время поддерживать свой замкнутый характер. Но в Риме развивались процессы, которые неизбежно должны были ускорить ее крушение. Появляются плебеи богатые ремесленники и торговцы, которые начинают играть все возрастающую роль в экономике Рима. Вместе с тем увеличивается число плебеев-бедняков, многие из которых становятся неоплатными должниками патрициев и попадают в долговую кабалу. Беднеющая часть плебса в условиях возрастающей численности рабов становится еще более опасной для римской общины силой.
Положение осложнялось и тем, что римляне были вынуждены привлекать плебеев к участию в военных походах. Развивающееся несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, и его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с членами ослабленной внутренними противоречиями римской родовой общины, представленной ее ведущей силой патрициями. Она закончилась победой, разрушившей замкнутую римскую родовую организацию и расчистившей тем самым путь к образованию государства.
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима.
Победа плебеев и возникновение государства в Древнем Риме связывают с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.
- Реформы Сервия Туллия.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима и члены римских родов, и плебеи было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела во второй и т.
Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии сотни. Всадники составляли центурии конницы, 13 разряды тяжеловооруженной пехоты, 45 разряды легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Общее число центурий равнялось 193. Из них. 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий.
Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Вторая часть реформ деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального
Возникновение государства в Древнем Риме
Возникновение государства в Древнем Риме
Образование Римского государства
Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н.э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины.
С момента основания Рима и до 509 года н.э. у римлян существовал родовой строй, который находился уже в стадии разложения. Наряду с земледелием и скотоводством важным занятием населения Рима было ремесло. Зарождалась торговля.
Предание гласит, что легендарный
основатель Рима, первый его царь Ромул,
разделил землю между членами
городской общины так, что каждый
из них получил по 2 югера земли
(около 0,5 га). Это были приусадебные
участки, поскольку, по мнению большинства
историков, пахотные земли у римлян
долгое время считались собственностью
всей городской общины. Пахотная земля,
луга, пастбища и другие угодья предоставлялись
во владение и пользование отдельным
семьям городской общины. Приусадебные
участки являлись собственностью всей
семьи и переходили по наследству.
Глава семьи распоряжаться
Основной социальной единицей
родовой организации был
Роды у римлян были разделены
на семьи, которые усиливались по
мере ослабления родовых отношений
и становились основными
С имущественной дифференциацией
социальная структура общины усложняется.
В родах выделяются отдельные
богатые аристократические
Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Ограниченность земельного фонда поставила в этих условиях под угрозу само благосостояние общины. Естественной возможностью, позволявшей хотя бы временно разрешить возникшее противоречие, было превращение общины в замкнутую организацию, не допускающую в свой состав новых родов или лиц и защищающую права только своих членов.
Патриции, клиенты и плебеи
Оказавшееся вне римской
родовой общины пришлое
В организации римской общины привлекает внимание ее стройность. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые, в свою очередь, входили в 3 трибы. Народные собрания созывались по куриям (куриатные комиции). Каждая курия в собрании была представлена только воинами (100 пеших и 10 конных) и имела один голос.
Военизированный характер римской
родовой организации позволял ей
какое-то время поддерживать свой замкнутый
характер. Но в Риме развивались
процессы, которые неизбежно должны
были ускорить ее крушение. Рост численности
плебса, концентрация в его руках
ремесленного производства и торговли
превратили плебеев в своеобразную,
правда, этнически пеструю, но с преобладанием
этрусского элемента, общину. Социальное
значение и сила этой общины возрастали.
Внутри нее, также как и в римской
общине, развивается имущественная
дифференциация. Появляются плебеи —
богатые ремесленники и торговцы,
которые начинают играть все возрастающую
роль в экономике Рима. Они остро
ощущают свое бесправие. Вместе с
тем увеличивается число
Положение осложнялось и
тем, что римляне были вынуждены
привлекать плебеев к участию
в военных походах. Развивающееся
несоответствие между большой ролью,
которую в жизни Рима стал играть
плебс, и его бесправным положением
породило борьбу плебеев за уравнение
в правах с членами ослабленной
внутренними противоречиями римской
родовой общины, представленной ее
ведущей силой — патрициями. Перипетии
этой борьбы неизвестны, но ее результат
очевиден — она закончилась победой,
разрушившей замкнутую римскую
родовую организацию и
Таким образом, возникновение государства в Древнем Риме было результатом общих процессов разложения первобытнообщинного строя, порожденных развитием частной собственности, имущественной и классовой дифференциации. Но эти процессы были ускорены борьбой плебеев за равноправие с членами римской общины, окончательно разрушившей основы родового строя Древнего Рима. На смену полису как политической общине приходит государство.
Государственный строй Древнего Рима в «царский период». Реформы Сервия Туллия
Особенности государственного устройства Рима в «царский период»
В определенные дни роды,
курии, племена, а затем и весь
союз племен сходились на собрания
для рассмотрения дел, отнесенных к
их компетенции: о спорных наследствах
и судебных спорах вообще, о приговорах
к смертной казни и т. д. Всего
родов было 300, по 100 в каждом племени.
Десять родов образовывали курию (10
курий — триба — племя)[2.С.80]
Главы родов составляли совет
старейшин, или сенат, который с
течением времени приобрел значение
главной правительственной
Сенат. Общественными делами ведал сенат, состоявший из старейшин трехсот родов. Сенат был совещательным органом при так называемом царе, но пользовался большим влиянием в решении многих вопросов и предварительно обсуждал важные дела, которые потом принимались народным собранием. Помимо этого сенат влиял на избрание царя.
Народное собрание. Так же как и у греков в героическую эпоху, это собрание состояло из полноправных членов римских родов, мужчин, способных нести военную службу. Но в отличие от общего собрания, существовавшего у греков, римский народ собирался по куриям, в которых происходило обсуждение и решение вопросов, подлежащих ведению народного собрания. Каждая курия имела один голос, и подсчитывались голоса не отдельных граждан, голосовавших в куриях, а решения каждой курии в целом.
Это собрание называлось куриатными комициями. Собрание либо принимало, либо отвергало предложение сената, избирало всех должностных лиц, в том числе и царя, и объявляло войну (мир заключался сенатом).
Главой римской общины, ее гражданским управителем и верховным военачальником был реке (царь).
Царь. Положение так называемого царя было таким же, как и греческого базилевса. Он был военачальником, верховным жрецом и производил суд по делам об измене, мятеже и другим преступлениям, считавшимся публичными. Его должность была выборной.
Царь имел неограниченное
право наказания и был
Жреческие коллегии. Большое значение имели в Древнем Риме жреческие коллегии. Самыми древними жреческими коллегиями были коллегии авгуров, понтификов и фециалов. Позднее образовались другие коллегии.
Авгуры давали свои заключения о действиях должностных лиц на основании всяких знамений и гаданий (гадания по полету птиц, по стихийным явлениям природы, расположениям внутренностей животных и пр.).
Понтифики [5.С.130] были хранителями и толкователями обычаев, а впоследствии — обычного права. Председатель коллегии понтификов мог приговаривать к смертной казни за так называемые сокральные преступления, например весталок, нарушивших обет девственности.
Фециалы совершали акт объявления войны (бросания копья с окровавленным концом на территорию врага).
Разложение родового строя
и социальная дифференциация на самых
ранних стадиях истории Рима вызвали
обострение классовой борьбы, которая
и явилась причиной революции, положившей
конец родовому строю. Земля к
этому времени была почти равномерно
распределена между патрициями, но
торговым и промышленным богатством,
хотя и не очень развитым, обладали
плебеи. Стремление плебеев к уравниванию
в правах с полноправными римлянами
усиливалось тем
Реформы Сервия Туллия
Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами царя Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э.. По своему историческому значению его реформа равна реформам Солона 594 г. до н.э. и Клисфена 509 г. до н. э., так как она завершила процесс превращения римской родовой общины в государство.
Самое главное в реформе Сервия Туллия — это новая классификация всего населения по имущественному цензу. В ходе реформы все римляне, т. е. как патриции, так и плебеи, были разделены по имущественному принципу. В основу деления были положены размер земельного участка и количество скота, которым владел глава семьи. В IV в. до н. э. с появлением денег вводится денежная оценка имущества. В соответствии с реформой все римляне были разделены на 193 сотни — центурии. Те, чье имущество достигало 100 тыс. ассов (за один асе можно было купить овцу), были объединены в 80 центурий. Самые богатые, чье имущество превышало 100 тыс. ассов, составили 18 центурий конницы. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство — 98 голосов из 193. Второй класс граждан с цензом в 75 тыс. ассов объединился в 22 центурии, третий класс с цензом в 50 тыс. ассов — в 20 центурий и т. д. Пролетарии, т. е. вовсе лишенные учитываемого имущества, составили всего одну центурию. В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям (центуриатным комициям). Каждая из них имела один голос. При согласованном голосовании первых двух разрядов голоса остальных не имели значения [2.С.82].
Таким образом, было
положено начало господству
Реформа Сервия Туллия разрушила общество, базировавшееся на родоплеменном строе, и вместо него создала государственное устройство, основанное на имущественном различии и территориальном делении. После устранения должности царя как главы государства Рим стал республиканским.
Государственный строй
Древнего Рима в
Центральные органы управления. Римская армия.
В 509 году до н. э. в Риме была
установлена республика. В течение
почти 500-летнего периода
В римской республике центральными органами государства были: народные собрания (куриатные, центуриатные и трибутные комиции), сенат и магистратуры.
Народные собрания. В Римском государстве народным собранием считалось собрание, которое было организовано в виде комиций. Народные собрания созывались только по инициативе магистратов и выслушивали их предложения. Эти предложения могли либо быть принятыми, либо отвергнутыми собраниями полностью. Постановления народных собраний нуждались некоторое время в утверждении сената. Такие собрания народа были полномочны выносить решения, имевшие юридическую силу.
Главным видом народных собраний были центуриатные комиции. Они принимали законопроекты, внесенные теми магистрами, которые выбирались в этих комициях, производили выборы высших магистров (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции имели и судебную власть. Им были подсудны дела по обвинению в наиболее тяжких преступлениях, за совершение которых предусматривалась смертная казнь.
Вторым важным видом народных собраний были трибутные комиции. Этот вид народных собраний появился в V в. до н. э. как результат борьбы плебеев с патрициями. Они обладали в принципе почти той же компетенцией, что и центуриатные, избирали некоторых магистратов, решали вопросы о наложении штрафов и т. д. Позднее они получили также законодательную и судебную власть.
Существовали две
Сохранились как пережиток от родового строя собрания по куриям, которые со временем потеряли свое значение и были заменены собранием 30 ликторов, которые представляли прежние 30 курий[5.С.139]. В собраниях по куриям совершались акты формального характера: введение в должности высших магистратов, наделение их правом обращаться к богам. Они утверждали также акты об усыновлении и завещаниях.
Европа после падения Рима
https://thhsmiddleages.wikispaces.com/file/view/time.png/420795496/720×931/time.png
Около 500 г. н.э. большая часть Западной Европы осталась без сильного централизованного правительства из-за распада Римской империи. С небольшим организованным сопротивлением германские захватчики совершали набеги на западноевропейские города и монастыри. Поскольку короли часто были слишком слабы, чтобы дать отпор захватчикам, многие горожане перебрались в сельскую местность в надежде на большую безопасность. В результате вторжений и слабости центрального правительства возникла новая социальная и политическая система, известная как феодализм. Сильные местные лорды сформировали строгий кодекс поведения и привязанностей, которые стали основой феодальной жизни.
стандарты содержания социальных наук по истории:7. 6.3 Понять распространение феодализма, его роль в средневековой европейской экономике, влияние на него физической географии (роль поместий и рост городов) и то, как феодальные отношения легли в основу политической жизни. заказ. 7.6.4 Продемонстрировать понимание конфликта и сотрудничества между папством и европейскими монархами (например, Карлом Великим, Григорием VII, императором Генрихом IV). 7.6.6 Обсудите причины и ход религиозных крестовых походов и их влияние на христианское, мусульманское и еврейское население Европы, уделяя особое внимание растущему контакту европейцев с культурами Восточного Средиземноморья. 7.6.5 Знать значение изменений в средневековой английской правовой и конституционной практике и их важность в развитии современной демократической мысли и представительных институтов (например, Великая хартия вольностей, парламент, развитие habeas corpus, независимая судебная система в Англии). 7.6.8 Понимать важность католической церкви как политического, интеллектуального и эстетического института (например, основание университетов, политическая и духовная роль духовенства, создание монашеских и нищенствующих религиозных орденов, сохранение латинского языка и религиозные тексты, синтез классической философии св. Фомы Аквинского с христианским богословием и концепция «естественного права»). Что в библиотеке? Беовульф | Основные вопросы:
Чему вы научитесь на этом уроке?Чтобы понять, что отличало европейскую культуру того периода, учащиеся должны сравнить Западную Европу с Японией эпохи Средневековья. Они увидят, что у этих двух культур были общие аспекты: феодальная система лордов-вассалов с военачальниками (сёгунами), великими лордами (даймё) и рыцарями (самураями). Оба феодальных общества подчеркивали личную лояльность сеньору, военные навыки, строгий кодекс чести, самодисциплину и бесстрашие в бою. Учащиеся также увидят поразительные различия в культурных ценностях, религиозных верованиях и социальных обычаях, включая различия в ролях женщин. Японская поэзия хайку и европейская эпическая поэзия, такая как Беовульф , представляют собой интересный контраст. Увидев, что некоторые культурные традиции сохранились со времен Средневековья, в том числе то значение, которое японцы придают семейной верности и церемониальным ритуалам, учащиеся должны лучше понять значение исторической преемственности. Они также должны оценить значение перемен, увидев, насколько обе культуры были преобразованы силами модернизации при сохранении аспектов своего культурного наследия. Другим аспектом средневековых обществ, который должны понять студенты, были продолжающиеся преследования еврейского меньшинства; резня евреев крестоносцами; и изгнание евреев из Англии в 1290 году, из Франции в 1306 и 1394 годах и из многих немецких городов во время Черной смерти. Студенты должны узнать о конфликтах между христианами и мусульманами в Испании, начавшихся в 1085 году, и о бедственном положении евреев, оказавшихся между враждующими религиями. Изучение испанской и португальской инквизиций, во время которых людей пытали и сжигали на костре, должно продемонстрировать, насколько далеко шли религиозные власти, чтобы принуждать к обращению и уничтожать как еретиков тех, кто оставался в своей иудейской вере. Изгнание евреев и мусульман из Испании в 149 г.2 следует отметить. |
История Рима | rome.com
История Рима начинается со знаменитой легенды о его основании в 753 г. до н.э. мальчиками-близнецами Ромулом и Ремом, воспитанными волчицей. Нет сомнений в том, что с тех пор Рим выполнил свое предназначение, став великим мировым городом и центром одной из величайших империй в истории.
Период царей (625-510 гг. до н.э.)
Первый период известной истории Рима охватывает правление шести царей. В это время Рим начал свой путь к превращению в военную и экономическую силу с принятием своей конституции. Эта эпоха подошла к концу, когда власть этрусков пришла в упадок.
Республиканский Рим (510-31 гг. до н.э.)
Семена Римской империи были посеяны в 510 г. до н.э., когда римляне установили новый тип правления под властью высших классов – сенаторов и всадников, также известны как рыцари. За этим последовало введение в 451 г. до н.э. «Двенадцати таблиц», которые представляли собой установленные законом правила, охватывающие все вопросы, будь то общественные, частные или политические.
В течение этого периода Рим расширялся и к 338 г. до н.э. установил контроль над всем итальянским полуостровом. Это было около 60 г. до н.э., когда к власти пришел Юлий Цезарь, покоривший кельтов к 51 г. до н.э. В 44 г. до н.э. он был убит, и ему наследовал его наследник Гай Юлий Цезарь Октавиан, который принял титул Августа и стал первым римским императором.
Имперский Рим (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.)
Этот период был периодом расцвета Рима, и к 117 г. н.э. Римская империя распространилась на три континента, охватив Малую Азию и Северную Африку и захватив большую часть Европы.
В 286 году нашей эры Римская империя была разделена на две части, и восточная и западная империи управлялись независимо друг от друга. Это было началом периода упадка, и в 476 году нашей эры пришел конец Западной Римской империи. Восточная Римская империя, управляемая из своей столицы Константинополя (современный Стамбул), не была захвачена до 15 9 г.0086-й век.
Средневековый Рим (476 г. н.э. – 15 -й -й век)
В этот период была основана Папская область, и влияние города Рима уменьшилось. К середине 14 века римское государство распалось и распалось на мелкие самостоятельные государства.
Римское Возрождение (16 век)
Шестнадцатый век характеризуется эпохой Возрождения во всей Европе, когда искусство и культура вышли на первый план.