Революционная живопись
Новости 15.01.2023Умер Вахтанг Кикабидзе
Сборник
Северная война
Новости 14.01.2023Умерла Инна Чурикова
Новости 29.12.2022Умер композитор Эдуард Артемьев
Роль искусства в деле революции определил Владимир Ленин:»Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их».
Первые картины (1917−1920-е годы)
Полотна на тему революции писались, как сегодня сказали бы, онлайн.
И. Владимиров «Долой Орла». (wikipedia.com)
Владимиров значительную часть своей жизни провел в путешествиях. В качестве художника-корреспондента в журнале «Нива» он был на фронтах русско-японской (1905), болгаро-турецкой (1912) и, конечно, Первой Мировой войны. После февральской революции художник работал милиционером и зафиксировал ряд событий, очевидцем которых был.
Так родилась картина «Долой Орла!». На ней вооруженные люди с остервенением сшибают символ монархии с крыльца аптеки и готовы установить вместо царского герба красный флаг. Художник использует образ падающего орла как символ необходимых перемен. Эта же идея заключена и в названии картины, которое напоминает лозунг.
М. Греков «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск».
(wikipedia.com)Другое настроение изображает Греков на своем полотне «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск» (1920). В фокусе не яростное желание борьбы и крови, но фигуры усталых солдат. Большую роль здесь играет пейзаж и изображение деревни, на улицах которой не видно никого — в страхе все попрятались, в воздухе повисла напряженная тишина. Это другая сторона революции. Пустынные станицы, уставшие солдаты, испуганные люди, закрытые окна и затянутое серой дымкой небо. К этому сюжету Греков еще вернется в 1927 году, изобразив уже белогвардейцев, отступающих из Новочеркасска.
А. Рылов «В голубом просторе». Источник: pinterest.comБыли и те художники, кто передавал настроение революции через пейзаж. Так, на картине Рылова «В голубом просторе» изображена пробуждающаяся весна: широкий простор, заполненный воздухом и светом, свободные лебеди в спокойном голубом небе. Подобными образами художник вызывает у зрителя чувство свободы и надежды на грядущие светлые перемены.
Послереволюционные картины
В начале 1920-х была создана Ассоциация художников революционной России (АХРР). Свои цели они определяли в декларации, опубликованной в мае 1922 года: «Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документально запечатлеть величайший момент истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочий, крестьянство, деятелей революции и героев труда. Революционный день, революционный момент — героический день, героический момент, и мы должны теперь в монументальных формах стиля героического реализма выявить свои художественные переживания».
Дореволюционные объединения художников не признаются членами АХРР. По их мнению, они «потеряли свой смысл, границы между ними стерлись как в отношении идеологии, так и в отношении форм». Ведущим в искусстве АХРР становится исторически-революционный жанр.
В. Мешков «Вся власть Советам». (wikipedia.com)
Многие картины Мешкова относятся к хронико-документальному жанру.»Вся власть Советам» прямо отвечает установкам декларации АХРР. Картина была написана с набросков 1917 года. Художник стремился к достоверной фиксации момента истории. Вместе с этим Мешков передал и настроение, царившее в народе. Красногвардейцы, чьи взгляды устремлены к Кремлю, воспринимаются как люди, спаянные единым желанием, целью, идеей. В сторону Кремля бегут и вооруженные рабочие. Такое динамичное композиционное решение помогло художнику передать неудержимое движение восставших, подчеркнуть их энтузиазм.
Ахровцы прочно утвердили в живописи образ народа как главного героя революции. Героический реализм стал основным методом работы ассоциации. Художники изображали беззаветную преданность масс делу борьбы, рассказали о жертвах гражданской войны, которые, безусловно, считались оправданными и священными, ведь были совершены во благо революции.
Г. Шегаль «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле». (maslovka.org)
Героической является и картина Шегаля «Расстрел железнодорожников колчаковцами в Кизеле». В 1918 году белогвардейцы заняли город Кизел и хотели воспользоваться железнодорожными путями, чтобы вывезти богатства Урала и Сибири за границу. Они попытались заставить кизельских рабочих запустить несколько паровозов, но жители города проявили сопротивление и отказались помогать захватчикам. За это они были расстреляны. Этот момент и запечатлел на своей картине Шегаль.
П. Соколов-Скаль «Таманский поход». (evg-crystal.ru)
Непоколебимый дух сторонников революции изобразил на своем полотне художник Соколов-Скаль. Темой для одной из своих картин он выбирает поход 40-тысячной Таманской армии, отрезанной белыми от основных частей Красной армии. На полотне — огромная людская масса, бесконечным потомком идущая по скалистому берегу моря. Первый план заполнен изнуренными женщинами с детьми, раненными бойцами. На их фоне особенно выделяются солдаты Красной армии. Художник стремился показать, как революционный дух для изнуренных людей становился источником силы. Они крепко сжимают в руках винтовки и продолжают долгий и сложный путь.
Петров-Водкин — один из тех художников, кто всецело принял революцию и посвятил множество своих работ этому историческому событию. Живописец, в отличие от сторонников АХРР, был сосредоточен не на героизме народа, но много размышлял об экзистенциальных вопросах и о философско-теоретических проблемах искусства.
Картина «Смерть комиссара» изображает последние минуты раненого бойца на поле боя. Его поддерживает преданный солдат, который не оставил комиссара умирать одного. По мнению художника А. Матвеева, в этой картине Петров-Водкин «старательно избегает натурализма в раскрытии содержания сцены».
Лицо офицера не искажено от боли, оно одухотворено и не несет в себе никаких признаков предсмертной агонии. Цветовая гамма картины передает трагизм момента: черная верхняя одежда комиссара, яркая красная повязка на его руке.У полотна существует второй вариант — эскиз, написанный годом ранее. На той картине комиссар уже мертв. Петров-Водкин решил переписать свою работу, когда в начале 1928 года заболел скоротечной чахоткой. Жена художника вспоминала, что только за работой он забывал о своей болезни. Возможно, именно поэтому Петров-Водкин решил оставить своего комиссара живым.
И. Бродский «Расстрел 26 бакинских комиссаров». Источник: wikipedia.comОсобое место в становлении историко-революционного жанра занимает И. Бродский. На протяжении 1920-х годов он в своем творчестве исходил из принципа «художественного документализма». Автор с большим вниманием подходил к историческим деталям и старался запечатлеть эпизоды революции с документальной точностью.
Так, созданию картины «Расстрел 26 бакинских комиссаров» предшествовала большая работа по изучению различных материалов, освещающих трагическую гибель руководителей революционного движения Закавказья. Бродский выезжал на место расстрела, работал в архивах, беседовал с родственниками погибших, знакомился с показаниями участников расправы.
Важную роль в картине играет композиция. Группа расстреливаемых коммунистов изображена на высоком краю рва. Она противопоставлена врагам, расположенным значительно ниже. Бродский не останавливается на индивидуальных образах расстреливающих солдат, все они — лишь безликая масса. За их спинами стоят инициаторы расстрела — члены белогвардейского закаспийского правительства и представители английской интервенции. Образы комиссаров же наделены документально точными портретными чертами. Среди них можно узнать Шаумяна, Джепаридзе, Азизбекова, Фиолетова, Корганова, Амиряна, Басина, Зевина.
И. Бродский «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе». Источник: pinterest.comОдним из ключевых образов в творчестве Бродского был Ленин. Художник несколько раз видел вождя вживую и рисовал его с натуры. «В.И. Ленин на фоне кремля», «В.И.Ленин на фоне Волховстроя», «В.И.Ленин в Смольном», «Ленин и манифестация 1919» — это лишь неполный список картин, на которых Бродский изобразил политика. Новаторской картиной 1920-х годов стало полотно «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе». Стараясь изобразить событие таким, каким оно было на самом деле, автор внес в изображенное некий оттенок будничности. Он не использовал яркие краски и не наделил свою работу привычным пафосом или торжественностью. Даже вождь, обычно занимающий центральное место, несколько теряется на фоне огромной толпы рабочих.
М. Греков «В отряд к Будённому». (wikipedia.com)
Интересна картина Грекова, посвященная событиям после Октябрьской революции. По сравнению с рассмотренными картинами выше, она выглядит очень просто и скромно. В годы гражданской войны Греков жил в родных краях на Дону, где неоднократно становился свидетелем столкновения белых и красных. Герой полотна «В отряд к Будённому» — бедный казак, который желает присоединиться к большевикам. Он устал, и среди степей его фигура выглядит одиноко. В этом эпизоде Греков хотел показать раскол казачества.
Сборник: Северная война
Военные действия закончились в 1721 году поражением Швеции. Россия, получившая выход к Балтийскому морю, была провозглашена империей.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Непобедимыя господа шведы скоро хребет показали»
«Непобедимыя господа шведы скоро хребет показали»
В Полтавской битве Швеция потеряла более 9000 человек убитыми и 18000 пленными.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Трофеи Полтавской битвы
Трофеи Полтавской битвы
Русская армия получила после Полтавской битвы множество трофеев, в том числе холодное и огнестрельное оружие. Они были привезены в Оружейную палату.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Полтавская битва. Пушка и фузея против пики и шпаги
Полтавская битва. Пушка и фузея против пики и шпаги
Победа русской армии в Полтавской битве была обеспечена грамотным применением артиллерии против противника, делавшего ставку на атаку холодным оружием.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Дорога в «парадиз»
Дорога в «парадиз»
В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией, которая продолжалась 21 год.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Полтавская битва
Полтавская битва
Победа над шведами вывела Россию из зрительного зала истории. Но почему война продолжилась? Сколько пуль попало в Петра и что там делал Бах?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Ледяной поход Петра Великого
Ледяной поход Петра Великого
Выборгский замок, угрожавший Петербургу с севера, Пётр решил взять в кампанию 1710 года, для чего русская армия отправилась в настоящий «ледяной поход».
- Статьи
- Европа
- XVIII век
«Непобедимыя господа шведы скоро хребет показали»
В Полтавской битве Швеция потеряла более 9000 человек убитыми и 18000 пленными.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Трофеи Полтавской битвы
Русская армия получила после Полтавской битвы множество трофеев, в том числе холодное и огнестрельное оружие. Они были привезены в Оружейную палату.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Полтавская битва. Пушка и фузея против пики и шпаги
Победа русской армии в Полтавской битве была обеспечена грамотным применением артиллерии против противника, делавшего ставку на атаку холодным оружием.
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Дорога в «парадиз»
В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией, которая продолжалась 21 год.
- ЕГЭ
- Европа
- XVIII век
Полтавская битва
Победа над шведами вывела Россию из зрительного зала истории. Но почему война продолжилась? Сколько пуль попало в Петра и что там делал Бах?
- Статьи
- Европа
- XVIII век
Ледяной поход Петра Великого
Выборгский замок, угрожавший Петербургу с севера, Пётр решил взять в кампанию 1710 года, для чего русская армия отправилась в настоящий «ледяной поход».
Рекомендовано вам
Лучшие материалы
- Неделю
- Месяц
- Статьи
- Европа
- IV век до н.э.
Зачем Герострат уничтожил чудо света?
- Статьи
- Европа
- XVIII-XIX вв.
Военные поселения
- Статьи
- Европа
- XX век
Последний день Советского Союза
- Статьи
- Европа
- XIV век
Чёрный Принц на белом коне
- Статьи
- Европа
- I-II вв.
Муштра легионера
- Статьи
- Европа
- XII век до н.э.
Эгида греческих богов
- Статьи
- Европа
- XIII век
Батый — первый царь России
- Статьи
- Европа
- V век
Суассонская чаша Хлодвига
- Статьи
- Европа
- XIX век
Крымская война: схватка четырёх империй
- Статьи
- Европа
- XV век
Королева больших надежд Маргарита Анжуйская
- Статьи
- Европа
- XX век
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Ненасытная Виктория
- Статьи
- Европа
- XIX век
Дуэль Лермонтова с Мартыновым
- Статьи
- Европа
- XIX-XX вв.
Пётр Столыпин: студент-агроном, ставший реформатором
- Статьи
- Европа
- XX век
Бухенвальд — лагерь смерти (18+)
- Статьи
- Европа
- XX век
Махно и его команда в эмиграции
- Статьи
- Европа
- V-XV вв.
Как вступали в брак в Средневековье
- Статьи
- Европа
- XX век
Пропавшие без вести: дело «Исландской шестёрки»
- Статьи
- Европа
- XX век
Агния Барто против
- Статьи
- Европа
- XVIII-XXI вв.
Время пить чай
- Неделю
- Месяц
- 📚 Статьи
- 👀 67694
- 📚 Статьи
- 👀 65175
- 📚 Статьи
- 👀 60123
- 📚 Статьи
- 👀 59800
- 📚 Статьи
- 👀 40223
- 📚 Статьи
- 👀 38870
- 📚 Статьи
- 👀 35914
- 📚 Статьи
- 👀 35594
- 📚 Статьи
- 👀 34668
- 📚 Статьи
- 👀 32821
- 📚 Статьи
- 👀 4999814
- 📚 Статьи
- 👀 810362
- 📚 Статьи
- 👀 435371
- 📚 Статьи
- 👀 379117
- 📚 Статьи
- 👀 364390
- 📚 Статьи
- 👀 335135
- 📚 Статьи
- 👀 229316
- 📚 Статьи
- 👀 115801
- 📚 Статьи
- 👀 114446
- 📚 Статьи
- 👀 112646
Конец света и живопись: 6 художников русской революции
В начале XX века в России произошло три революции: Русская, Февральская и Октябрьская. Разумеется, на каждую из них откликнулись художники. О том, как русские живописцы отнеслись трагическим событиям 1905-1918 гг., кто и зачем порезал Ивана Грозного и для чего Василию Кандинскому был нужен конец света, корреспонденту «МИР 24» рассказал профессор РГГУ, специалист по искусству русского символизма и авангарда Борис Соколов.
Кустодиев — добрый насмешник. Он давно решил для себя все преувеличивать. Закат у него – лимонный, масленица – на весь мир. Певец Шаляпин– величиной с гору, а все вокруг маленькие.
Кустодиев использовал иронию и принцип лубка, когда преувеличивается именно то, что интересно.
Художник, безусловно, сочувствовал многому в революции. Когда настал 1917 год, Кустодиев жил в Москве. Он не мог ходить после операции, и поэтому Февральскую революцию наблюдал из своего окна.
У Кустодиева есть документальная картина – «27 февраля 1917 года» [День избрания Временного правительства – «МИР 24»]. На ней изображено собрание людей у церкви в Подколокольном переулке. Оттуда же, из этого окна, Кустодиев увидел композицию другой, совершенно фантастической картины – «Большевик».
Борис Кустодиев. Большевик. 1920. Холст, масло.
На картине видны узнаваемые переулки Москвы, по которым идут толпы, тучи народу. А над ними – Большевик, такой же огромный, как Шаляпин. Он [Большевик] – во вьющемся шарфе, с серьезным, истовым лицом несет огромное красное знамя. Это тоже лубок – представление о народе и за народ. Это революция в ее прекрасном, правдивом и честном, крестьянском представлении.
Кустодиев не вкладывал в свои образы горечь от происходящего. Чего не сказать о его собрате по «Миру искусства» – Иване Билибине. Карикатура Билибина «О том, как немцы большевика на Россию выпускали», с коварным врагами и злобным карликом на горе, над светлой страной, до сих пор вызывает оторопь. И это сарказм настолько сильный, что дальше уже некуда…
Петров-Водкин хранит в себе очень прочный сплав разных художественных начал и элементов эстетики. Он горячо любит и икону, и Матисса, он понимает аналитический метод Сезанна и в то же время делает каждую свою картину необычной и невесомой. Хорошо видно, что люди на этих картинах едва касаются ногами земли.
Кузьма Петров-Водкин. Смерть комиссара. 1928. Холст, масло.
Петров-Водкин объяснил свой метод так: ему хотелось изобразить человека в такой момент, когда он находится между небом и землей – и здесь, и в духовном мире одновременно.
В эпоху Мировой войны и революции Петров-Водкин написал ряд картин, где люди не сражаются с оружием в руках за жизнь и за будущее, а как бы собираются взлететь, подобно святым на иконах. Это земные люди, но попавшие на грань бытия, в условия иного – горнего – мира. Так он изобразил атаку и смерть командира в картине «На линии огня» (1916), и точно так же, в невесомости и среди близких облаков, показана «Смерть комиссара» (1928).
Петров-Водкин старается не показывать врагов, сходящихся лицом к лицу (монархистов и революционеров, русских и немцев). Он никогда не изображает зло, дисгармонию и мерзость. В 1914-1915 годах им была написана «Богоматерь Умиление злых сердец». Это картина-икона, она выражает надежду на мир и возвращение человечности. А после революции Петров-Водкин пишет другую картину – простую и почти реалистичную по сюжету. Она называется «В Петрограде в 1918 году».
Кузьма Петров-Водкин. В Петрограде в 1918 году. 1920. Холст, масло.
Эту картину очень давно стали называть «Петроградской Мадонной». Потому что там, на картине, на фоне улицы с изысканными по цвету домами, люди тоже невесомо ходят и обсуждают революционные декреты, наклеенные на стены. И на этом фоне сидит мать с младенцем, которая выглядит как Богородица с Младенцем. Это разговор о современном человеке, о том, что происходит революция, но на уровне духовных сущностей.
В 1913 году с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван» произошел чудовищный случай. Человек, который долго бродил по Третьяковской галерее, в конце концов набросился на эту картину с ножом и страшно ее изрезал. При этом он кричал: «Довольно крови!». Как выяснилось, человек с ножом – бывший иконописец, вышедший на время из психиатрической лечебницы.
Валентин Серов как-то написал своей невесте, что устал от всего тяжелого и проблемного в искусстве и жизни, и что теперь он хочет отрадного и будет писать только одно отрадное. Он старался держаться этого выбора. Но увидев в 1905 году, как войска разбивают баррикады и уничтожают повстанцев в Москве, Серов написал заявление об увольнении из Училища живописи, ваяния и зодчества. И больше никогда там не преподавал.
Причина увольнения заключается в том, что попечителем этого Училища был великий князь Сергей Александрович [Романов], который как раз и руководил подавлением восстания. Под впечатлением от произошедшего Серов пишет небольшую, но очень выразительную картину – «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?».
Валентин Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?». 1905. Картон, пастель, гуашь.
Напомню, что в качестве мести за подавление революции (действие, необходимое с точки зрения властей) великого князя убил эсер Иван Каляев. А памяти великого князя Сергея Александровича посвящен архитектурный ансамбль Марфо-Мариинской обители, который создавали архитектор Алексей Щусев и художник Михаил Нестеров. Так все было тесно переплетено в искусстве.
Многие художники-символисты в эпоху первой русской революции становятся карикатуристами. В журналах вроде «Жупела», которые цензура закрывала один за другим. Возникает удивительный жанр символисткой карикатуры — форма сложная и эстетичная, содержание горькое и гневное.
Может быть, самые сильные работы в этом жанре создал Мстислав Добужинский.
Художник, который до этих страшных событий изображал странности и гримасы города, теперь показывает пустую улицу с пятнами крови, с лежащими на мостовой очками и куклой, и называет это «Октябрьская идиллия». Он изображает Кремль, стоящий в море блестящей жидкости (мы сразу понимаем, что это кровь!), и называет сцену «Умиротворение». Книга Мережковского «Царь и революция» вышла за границей именно с этой карикатурой на обложке.
Добужинский, Умиротворение pic.twitter.com/QDYWJfLxaN
— Павел Гнилорыбов (@erizo_rayado) 21 декабря 2014 г.
Василий Поленов (у него проблемных социальных картин почти нет) по-своему ответил на социальные проблемы начала века – художник создал усадьбу, где крестьянские дети могли получать образование, знакомиться с живописью. До сих пор там проводятся рождественские елки, на которые приглашают только детей из «поленовских» деревень близ музея-заповедника.
Очень многие художники слова и кисти хотели высказаться о своей эпохе с ее потрясениями и созревающими катастрофами. Но они считали возможным высказываться только на языке символизма – опосредованном, фантастическом и сложном.
Эстет, художник-модельер и преуспевающий балетный художник Лев Бакст пишет картину, где сквозь дымку пожарища или брызги соленой морской волны видна картина гибнущего античного города. Здесь сразу вспоминается Атлантида. Бегут люди, ломаются лестницы, набегают волны, все тонет. Мы видим огромную молнию, которая рассекает небеса. А на переднем плане – бесстрастную богиню, которая смотрит на нас с таинственной улыбкой. Бакст назвал эту картину «Terror Antiquus» – «Древний ужас».
Леон Бакст. Древний ужас. 1908. Холст, масло.
На «Древний ужас» отозвался поэт и философ Вячеслав Иванов. Он перевел происходящее на картине в политический план. Иванов утверждал, что Бакст изобразил наш мир – гибнет не античный город, а гибнем мы, у нас все проваливается в бездну. Этот ужас живет у нас в душе, потому что ужасно то, что происходит вокруг.
Из желания устроить бескровную, духовную революцию многие художники Серебряного века — Бенуа, Грабарь, Рерих – становятся историками искусства. Они пишут картины о прекрасном историческом времени, а не о тяжелой современности, грозящей гибелью культуре. Они хотят увести людей в красоту искусства всех времен и народов. Так же поступал и Кандинский, который создал теорию «звучащего мира» и старался дать гармонию этих звучаний в своих картинах ради гармонизации души зрителя.
Василия Кандинского многие считают изобретателем искусства абстрактных форм. Но на самом деле его живопись полна конкретного содержания. Кандинский утверждал, что «Эпоха Великой Духовности» требует нового, духовного искусства. Поэтому он и стремился изображать на картине не сами предметы, а сущности этих предметов, так называемое «звучание вещей».
Когда художник написал картину, которую условно называют «Битва» (там изображены виселицы и стреляют пушки), у него спросили: вы выразили в этой картине предчувствие [Первой – «МИР 24»] мировой войны? На что Кандинский ответил: нет – я предчувствовал великую мировую войну, но не в материальном, а в духовном мире. И в этом его позиция. Кандинский считал, что развитие проходит путем катастроф, через смерть и возрождение мира — но в не материальном, а в духовном плане.
Василий Кандинский. Битва. 1913. Холст, масло.
На многих картинах Кандинского можно заметить змея или чудовище, появляющееся снизу, из волн. Как это понимать? Дело в том, что художник — а ведь он уподоблял новую живопись иконам религии будущего — создал свой миф. Он изображает конец света (картина «День всех святых II»), но не так, как апокалипсис изображен в Новом Завете. Конец света у Кандинского совмещен с потопом. Там видны фигуры людей, которые тонут, из поднимающихся вод выходят драконы, тянутся щупальца. Там – в воде – берут свое начало извивающиеся змеи. И над всем этим высится холм. На холме виден город, похожий на русский Кремль, и он тоже рушится, а под его стенами – любимый герой Кандинского, всадник. Он то ли возвещает будущее, то ли спасается из этого гибнущего, отжившего мира.
Василий Кандинский. День всех святых II. 1911.
Свои сюжеты Кандинский напрямую не объясняет: он считал, что их следует воспринимать через собственную интуицию. Но при этом Кандинский постоянно повторяет в своих текстах: грядет великая война, гибель мира, за которой следует его возрождение. Сюжет Кандинского, воплощенный в «Композициях» – он про революцию. Однако про революцию, пережитую в метафизических сферах.
После Октябрьской революции Кандинский вовсе не стремится уехать из страны. Он организует Институт художественной культуры, в котором хочет свести вместе ученых и художников, опытных и молодых. Он придумал создать в регионах Музеи живописной культуры, которые должны воспитывать людей средствами нового искусства.
Горечь ситуации в том, что его не приняли собратья по искусству. Для них «духовное искусство» было чужой и непонятной фразой — ведь каждая группа старалась создать свою теорию. И Кандинский, который так хотел совершить революцию духа в родной стране, нашел себе место в революционном искусстве Германии, став одним из ведущих преподавателей Баухауза.
Место Кандинского в советском искусстве 1920-х годов заняли талантливые, но при этом агрессивные объединения — Малевич с супрематистами, Татлин с конструктивистами. Их революционность была радикальной, и вскоре стала расходиться с жизнью, с государственной политикой по сплочению нации. Так, в середине 1930-х годов, кончилось революционное искусство, оставив эхо великих идей для мирового дизайна и для послевоенного «второго авангарда».
С профессором Борисом Соколовым беседовал Алексей Синяков
Революция: обзор русского искусства 1917-1932 гг. – когда все было возможно | Арт
Ленин, умерший в возрасте 53 лет, появляется в монументальном крупном плане в открытом красном гробу. Скорбящие в очереди, также нарисованные на месте, по сравнению с ними крошечные. Шесть лет спустя, в 1930 году, он возрождается как портрет в натуральную величину интеллектуальной силы, работающей над своими произведениями (стул напротив многозначительно пуст, как бы приглашая проходящего мимо рабочего приобщиться к диалектике).
Ленин вырастает в бронзового колосса, сжимается в фарфоровую статуэтку, становится абстрактным полотном. Он обеденная тарелка, платок или фарфоровая ваза. Лидер, мертвый или живой, бывает всех форм и размеров.
Платок Николая Демкова с портретом Ленина в центре и вырезанным портретом Троцкого в углу, 1924 г. Фото: © Бурилин Ивановский историко-краеведческий музей, ИвановоЭто также относится к Сталину и Троцкому, хотя последний гораздо меньше присутствует в грандиозная революция Королевской академии: русское искусство 1917-1932 (его лицо, действительно, вырезано ножницами из этого платка). Но это не проявление коммунистической пропаганды. Что делает Революцию такой важной, даже исторической выставкой, так это то, что она объединяет все артов того периода. Не только советский шлак — соцреалистические утопии, гимны механизации и фильмы о крестьянах, благодарно ожидающих прихода первого паровоза, — но и искусство авангарда. Мы впервые можем увидеть искусство Революции в целом.
После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года ни одна социальная группа не была так охвачена революционным духом, как художники, композиторы и писатели. И их амбиции — возможно, впервые в истории — совпадали с амбициями правителей страны. Оба верили, что у искусства может быть цель, выходящая за его пределы, что оно может помочь переделать целую нацию, от плакатов и росписей до униформ фабричных рабочих и даже изящных чашек Троцкого.
Короткий, но стремительный полет русского авангарда падает на землю в иле сталинского китча
Это был новый мир, в котором возможно все – и в искусстве, и в жизни. Великолепно красивый Spectrum: Flight of Forms Ивана Пуни посылает кириллические буквы сквозь лунно-голубую краску, как освобожденные голуби. Мавзолей Алексея Щусева для Ленина — это гибрид пирамиды, супрематической геометрии и лайнера Кунарда. Константин Юон представляет себе целые новые планеты, взлетающие на картинную плоскость и взрывающиеся в лучах разноцветного света, как дальновидные лучевые полосы художника Михаила Матюшина.
Удивительно, как быстро новые идеи пересекали Европу еще до 1917 года. Пикассо изобретает кубизм; Через несколько минут Казимир Малевич адаптирует его в Москве. Аристарх Лентулов и Борис Григорьев изображают большевистских лидеров, как Сезанн на картине Мон-Сент-Виктуар. Постимпрессионистские луковичные купола, футуристические самовары и дикие эксперименты с пространством и точкой зрения в кино и фотографии. Прежде всего, это великая революция в русском искусстве.
Супрематическое построение красок, 1928-29 Казимира Малевича. Фото: © 2017, Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗдесь есть все: от первых абстрактных картин Кандинского до призрачных летательных аппаратов Татлина и конструктивистских текстильных рисунков Любови Поповой. На почетном месте находится целая галерея Малевича, в которой его чудесная супрематическая конструкция цвета отклоняется в какое-то стратосферное будущее в бирюзовом, розовом и ярко-желтом цветах на белой доске. Черный квадрат , резко контрастирующий с белым квадратом, на котором он плавает, кажется самой динамичной антитезой фигуративной живописи. И полагая, что единственный способ служить народу — через универсальный язык абстракции, Попова и Родченко отвергли даже самый простой символизм, наполнив мир своим геометрическим конструктивизмом и его наследием концентрических кругов.
Как надо было рисовать послереволюционного крестьянина? В фильмах он загорелый советским солнцем герой, весело поющий домой после дня в поле или ухмыляющийся при виде новомодного доильного аппарата. Но на картинах он может быть кем угодно: от ветерана войны со шрамами в снегу на ботинках до набора ослепительных прямоугольников. « Красная площадь » Малевича кажется неопровержимо абстрактным, если не считать подзаголовка: Живописный реализм крестьянки в двух измерениях . Не так уж сложно разглядеть жизненную силу в этой устремленной вперед форме.
Текстильщицы Александра Дейнеки, 1927 год. Фото: © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург/DACSБосые, обмотанные ремнями и платками работницы таскают тюки сена и маслобойки. На необычайно футуристических картинах Александра Дейнеки, окруженные арсеналом катушек и ткацких станков, они выглядят как фантастические роботы. Исаак Бродский рисует ударника, как называли этих сверхсильных рабочих, полуголого и поднятого на леса на фоне ночного неба – москвича Микеланджело.
Но когда он вернется домой, что он сможет съесть? В соседнем интерьере изображен ребенок, стоящий перед столом без всего, кроме корочки. Немаловажным аспектом этого потрясающего шоу, великолепно организованного Анной Дюма из РА и двумя профессорами русского искусства из Курто, является то, что оно, так сказать, продолжает менять картину. Вы можете посмотреть на реконструкцию в натуральную величину проекта Эль Лисицкого для рабочей капсулы с обтекаемыми кроватями и консолями до Корбюзье, а затем обратиться к изображению реальной московской жизни — ветераны Красной Армии возвращаются домой с гражданской войны, ошарашенные и безработные. , продавцы сигарет дрожат на улицах.
«Москвич Микеланджело»: Ударник из Днепростроя, 1932 Исаак Бродский. Фото: © Музей Российской академии художеств, Санкт-ПетербургСам Лисицкий предстает на гламурном снимке, как русский Камю. Родченко фотографирует своего друга Маяковского во всей его бритоголовой харизме. Ман Рэй фотографирует Эйзенштейна, отвечающего на срочный телефонный звонок, в то время как отрывки из его фильмов проигрываются на протяжении всего спектакля, а Мейерхольд, великий театральный режиссер, появляется в гиперреалистичном наброске, графической акварели и крупным планом утреннего идола. Каждый портрет приближает эти почти невообразимо далекие фигуры.
Русское государственное искусство могло обобщить пролетариат до нечеловеческой степени. «» Бориса Кустодиева «Большевик », в котором великан с красным знаменем топает по заснеженному городу, едва не наступая на крохотных рабочих внизу, не содержит ни одного человеческого портрета. Толпы, сопровождающие Ленина или марширующие за свободу, представляют собой безликое пятно. Это шоу блестяще перемежает широкоэкранную пропаганду внезапными крупными планами живых русских: крестьяне, пытающиеся поставить телеграфный столб, крестьянин, контуженный, возвращающийся с фронта, два философа, идущие по лесу — как бы идущие навстречу своей судьбе. Ибо многие из этих жизней, на мгновение возвращенные из тьмы на этой выставке, вскоре будут потеряны.
Большевик, 1920 Бориса Микаиловича Кустодиева. Фото: © Государственная Третьяковская галерея, МоскваИстория, как ветер, пронизывает это искусство, формируя все, что мы видим. Цифры появляются и исчезают, лидеры приходят и уходят, лишения, войны и голод вползают в пейзаж. Карточки, разработанные художниками-авангардистами, показывают распределение хлеба — вдвое больше для рабочих, чем для буржуазии, — а бывшие иконописцы вынуждены производить лакированные ящики, посвященные победам Красной Армии. Разрушительный черно-белый принт Дмитрия Моора Помогите! , изображающий крестьянина-скелета, вскидывающего руки вверх, является образцовым. Шедевр графического искусства, он должен был оправдать секвестр церковных фондов, но теперь он представляет собой образ сталинского террора.
Краска истончается, поверхности трескаются; удивительно, что некоторые работы сохранились, когда их создатели были подавлены или убиты. (Ленина в гробу не видели уже 90 лет, по иронии судьбы, потому что его нельзя было показать мертвым.) Краткий, но стремительный полет русского авангарда падает на землю в иле сталинского китча, а дальше следует сгустились в интенсивно движущейся Комнате Памяти. Лица Маяковского, Мейерхольда и двух философов предстают перед нами на экране среди милицейских фотоснимков крестьян, библиотекарей и домохозяек, которые будут расстреляны или забиты насмерть в ГУЛАГе. Но здесь они снова живут, как это искусство, в наших глазах.
Revolution: Russian Art 1917-1932 находится в Королевской академии в Лондоне до 17 апреля
Revolution: Russian Art 19171932 — ARTBOOK|D.A.P.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| & NBSP | & NBSP |
|