Революция 1917 года в россии и евреи: Евреи в революции — Революция 1917 года

Евреи в революции — Революция 1917 года

{{ current + 1 }}/{{ total }}

Говоря о роли евреев в революции 1917 года, мы касаемся крайне болезненной темы, которая до сих пор муссируется в России и обросла множеством старых пропагандистских клише. Широкая представленность евреев в большевистском партийном руководстве дала повод поставить знак равенства между политическим движением и национальной принадлежностью его участников.

Не принимая во внимание откровенно конспирологические теории, необходимо, однако, признать, что евреи действительно были вовлечены в революционные события (как и многие другие общественные или этнические группы), но едва ли можно говорить о каком-то однозначном выборе, сделанном еврейским народом.

Яков Михайлович Свердлов (1885-1919), российский политический и государственный деятель, революционер, большевик. Член ЦК РСДРП(б), РКП(б). Председатель Всероссийского ЦИК (формальный глава РСФСР). РИА Новости

{{ current + 1 }}/{{ total }}

Прежде всего, нужно сказать, что к началу 1917-го евреев в центральной России было уже довольно много. Гораздо больше, чем в прежние годы. Это прямое следствие Первой мировой войны: отступающая из Польши и Западной Белоруссии в 1915 году русская армия провела массовую эвакуацию еврейского населения вглубь России — в первую очередь потому, что евреев по разным причинам подозревали в прогерманских симпатиях. Эвакуировано было около 600 тысяч евреев. Появление огромного числа представителей этой национальности за пределами черты осёдлости (то есть тех областей Российской империи, в которых было разрешено селиться евреям) привело к тому, что эти ограничения фактически перестали действовать.

Одновременно множество еврейских поселений, жителей которых не успели эвакуировать, оказались отрезанными немецким фронтом — так что утверждать, что в России во время войны стало больше евреев, некорректно.

{{ current + 1 }}/{{ total }}

Февральская революция отменила все дискриминационные законодательные акты, действовавшие в царской России в отношении некоторых национальных и религиозных групп. И в первую очередь это коснулось ограничений, распространявшихся на евреев. Впрочем, однозначно утверждать, что именно это вовлекло в революцию еврейские массы населения, было бы неверно. Многие местечковые евреи оставались абсолютно инертны по отношению к революции.

Однако в России в короткий период между февралём и октябрём 1917 года возникло много еврейских объединений (как национальных, так и религиозных). В частности, в мае в Петрограде проходил съезд сионистов России, а в июле в Москве — съезд религиозных и политических групп. Стоит отметить, что на выборах в Учредительное собрание сионисты получили заметную поддержку (во всяком случае, в сравнении с другими еврейскими организациями). И всё же роль сионистов и других еврейских национально-религиозных движений в ключевых событиях 1917 года была невелика.

{{ current + 1 }}/{{ total }}

А вот представители светской еврейской интеллигенции, в значительной степени уже ассимилировавшейся, действительно принимали активное участие в политической жизни России. Ещё с дореволюционных времён они были представлены во многих партиях России. Причём политически активных евреев привлекали преимущественно левые социалистические партии: ведь именно социалисты ставили во главу угла освобождение масс от всех видов угнетения.

А когда после октябрьского переворота большинство левых партий отказалось поддержать новую власть, многие политические деятели еврейского происхождения, достаточно широко представленные в руководстве меньшевиков и эсеров, оказались в оппозиции к большевикам.

«Газета.Ru» назвала конспирологические версии свершения Октябрьской революции

Уже более 100 лет в России пытаются найти истинные причины Октябрьской революции. «Газета.Ru» рассказывает о наиболее распространенных конспирологических версиях, каждая из которых имеет как сторонников, так и убежденных противников. Так кто же оплатил приход к власти большевиков — немцы, американцы, старообрядцы или масоны?

Вопрос происхождения Октябрьской революции 1917 года, коренным образом изменившей Россию, привычный ход событий и уклад жизни людей, волновал отечественных и зарубежных историков на протяжении всего XX века. Волнует и до сих пор, хотя воцарившийся после выстрелов «Авроры» в Петрограде, а после победы Красной армии – на территории практически всей страны большевистский режим давно канул в небытие. В первую очередь, специалистов, да и простых любителей истории всегда интересовало – платил ли немецкий Генштаб деньги Владимиру Ленину за разжигание революционных страстей во враждебной немцам России, сотрудничал ли лидер РСДРП (б) с вражеским государством, и если да – на каких условиях.

Предположение о том, что Ленин является немецким шпионом, было весьма распространено среди спецслужб Временного правительства.

А лидеры оформившегося чуть позднее Белого движения, независимо от собственных убеждений, уже не сомневались в данном утверждении. Пропаганда белых делала особый акцент на том, что — будь ты хоть республиканцем, хоть монархистом, хоть эсером, — твоя священная обязанность заключается в непримиримой борьбе с «предателями Родины», то есть, с большевиками. Работал ли Ленин на немцев или нет, но деникинский ОСВАГ делал все возможное, чтобы контрреволюционные силы любых окрасов даже не сомневались, — не просто работал, а брал деньги и вредил, подрывал, разжигал.

В рамках этой исторической гипотезы можно выделить два основных направления: сторонники первого полагают доказанным лишь факт субсидирования партии большевиков германской военно-политической верхушкой; склоняющиеся ко второму течению не ограничиваются этим, отмечал в своей статье «Германский след» в Октябрьской революции» специалист по истории Первой мировой войны Юрий Бахурин. По мнению этой группы исследователей, Ленин наряду с другими представителями ЦК РСДРП (б) в годы означенной войны являлся германским «агентом влияния», по приказу немецкого Генштаба и на его деньги разваливавшим русскую армию, а после прихода к власти подписавшим с Германией «похабный» Брест-Литовский мирный договор.

Один из крупнейших отечественных специалистов профессор Илья Фроянов обозначил эти тенденции в исследовании вопроса следующим образом:

«Брали ли большевики деньги у немцев? Брали. Были ли они немецкими агентами? Безусловно, нет».

Другая встречающаяся версия «проделок из-за рубежа» — революцию в России организовала британская разведка. Предварительно англичане якобы завербовали адмирала Александра Колчака, который после октябрьской развязки должен был превратиться в их ставленника, — а проще говоря, послушную марионетку, — обеспечивая доступ Лондона к ресурсам бывшей Российской империи и контролю над политикой нового государственного образования.

В Петрограде за событиями следил – и по мере сил пытался ими дирижировать — английский посол Джордж Бьюкенен, постоянно докладывавший на Даунинг-стрит, 10 о развитии ситуации. Из всех революционных сил британцы поставили на большевиков как на единственную партию, немногочисленную по составу, но обладавшую наиболее четкой программой. Во время Гражданской войны англичане одновременно поддерживали и красных, и белых, желая добиться максимального разорения и раздробления России. Их привлекали Кавказ, незамерзающие порты Белого моря и Сибирь с ее богатствами. Однако в итоге интервентам все же пришлось убраться восвояси.

Разумеется, при разглагольствованиях о бедах России никогда не обходится без американцев. Сторонники концепции о зловещей «руке США» (или САСШ, как тогда именовали эту страну на русском языке) приписывали американцам альянс с Львом Троцким. Один из вождей Октябрьской революции, как известно, попал в возбужденный февральскими событиями Петроград прямиком из-за океана, где оказался в результате своих вынужденных скитаний по миру, и даже какое-то время провел в лагере для военнопленных. Если всерьез рассматривать эту версию, Троцкий мог получить от американского правительства даже больше, чем Ленин от обедневших из-за войны немцев.

Первый советский Наркоминдел был своим человеком для финансистов с Уолл-стрит, утверждают конспирологи.

Что же американцы получили взамен? Все просто – те же ресурсы, которые доставлялись акулам капитализма через Общество технической помощи Советской России. После Гражданской войны в разоренную страну хлынули добровольцы из-за океана, активно взявшиеся за восстановление уничтоженного в период военного коммунизма сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Эти процессы являлись не более, чем ширмой для разграбления России, уверены апологеты антиамериканизма.

В Советском Союзе было немало людей, которые искренне считали, что Октябрьскую революцию устроили «жидомасоны». Теория о том, что «матушка-Русь» пала жертвой «жидомасонского заговора» имела значительную популярность еще в революцию 1905 года, поскольку евреи занимали видное место в революционном движении. Абсурдная версия о масонах-большевиках, насаждавших сионистские порядки в послереволюционной России, существует и сегодня.

Ряд авторов всерьез причисляет к масонским ложам Якова Свердлова, Григория Зиновьева, Льва Каменева и даже Ленина.

Доводы конспирологов этого класса обычно начинаются примерно так: «Публицист Х провел собственное расследование. То, что он обнаружил, его потрясло…». Министра-председателя Временного правительства Александра Керенского эти люди называют «другом детства Ленина». Якобы он просто передал «коллеге» по масонству бразды правления – это была спланированная операция.

Адептов версии о масонах ничуть не смущают документальные свидетельства, согласно которым советское правительство с первых же лет своего существования энергично ринулось зачищать от масонов властные структуры всех уровней. Процесс не останавливался вплоть до 1935 года. Все уличенные в причастности к масонским ложам или подозревавшиеся в таинственности деятели высылались из страны, заключались в лагеря или уничтожались. Тот же Зиновьев на одном из заседаний Второго Интернационала выступил с требованием изгнать масонов из своих рядов.

Естественно, в трудном деле поисков предпосылок и причин Октябрьской революции традиционно не обходится без пятой колонны.

Согласно этой концепции, подавляющее большинство как русской буржуазии, так и русских рабочих составляли староверы. Крестьяне, — а это 95% населения державы, — тоже удовлетворяли свои религиозные потребности по старому обряду, но из-за страха наказания со стороны властей маскировались под приверженцев официальной церкви.

До 1905 года, как известно, староверы официально именовались в Российской империи «раскольниками» и преследовались по закону. Все они, прекрасно помня о былых гонениях, зная о трагической судьбе многих своих пращуров, люто ненавидели никониан, а потому составили движущую силу революции. Исследователи вопроса склонны объяснять этим антиправославный характер революции: староверы мстили никонианам за многовековые обиды.

И все же, если рассуждать всерьез о гипотетическом влиянии старообрядцев на революционные события, речь стоит вести скорее применительно к Февралю 1917 года.

Кстати, дед Керенского, скорее всего, служил протопопом. Считается, что к староверам принадлежал ряд министров Временного правительства. Родоначальниками почти половины из 25 самых влиятельных купеческих родов Москвы были староверы из разных толков и согласий. Это Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Солдатенковы, Авксентьевы, Гучковы – в большинстве своем противники монархической идеи, выступавшие за провозглашение в России республиканского строя.

Разумеется, они расценивали приход большевиков как временное явление, однако жестоко просчитались. «Рабоче-крестьянским» властям, взявшим курс на построение принципиально нового государства, совсем не требовались «пережитки» ушедшей эпохи. Если крупные промышленники и приложили руку к революционным процессам, то сами первыми и пострадали от своих действий. Искать спасения им пришлось за границей.

евреев во время и после русской революции 1917 года

Вс/Пн 5-6 ноября

Обложка «Dos revolutsyonere rusland» («Революционная Россия»), иллюстрированной антологии текущих событий в России, изданной Еврейским рабочим союзом в Нью-Йорке, 1917 год. Библиотека YIVO.

 

Конференция
5 ноября 2017 г.
9:00–18:00
6 ноября 2017 г.
9:00–18:00

При поддержке Американского еврейского исторического общества, Центра еврейской истории, Фордемского университета, Genesis Philanthropy Group, Института Гарримана Колумбийского университета, Фонда Пратта и Русско-американского фонда

Спонсор приема: Мари Ванна


Вход на два дня: $20
Вход на один день: $10*
Члены YIVO: Бесплатно (оба дня)
Студенты: Бесплатно (оба дня)

(*при личном обращении только в кассе, в день)

 

Посмотреть видео:

Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8


Посмотреть расписание конференции.

Посмотреть полную программу конференции.


Двумя определяющими моментами прошлого века, возможно, были Холокост и русская революция. Трагическая роль евреев в первом очевидна; их выдающаяся — хотя и глубоко парадоксальная — роль в последнем является предметом нашей новаторской конференции YIVO. Русская революция освободила самую большую еврейскую общину в мире. Это также открыло шлюзы для величайшей резни евреев перед Второй мировой войной на фоне гражданской войны и ее последствий в 1918-21. После того, как большевистское правление укрепилось, евреи вошли почти во все сферы жизни России, в то время как со временем большая часть исключительного богатства еврейской культурной жизни в России была сглажена, а в конечном итоге стерта с лица земли.

YIVO представляет двухдневную конференцию о евреях во время и после русской революции 1917 года. Профессор Стивен Дж. Зипперштейн из Стэнфорда является ведущим научным руководителем. Первый день конференции открывается программным докладом профессора Сэмюэля Кассоу 9.0014 г., установив социальную, экономическую, политическую и культурную сцену для мира, в котором произошла революция 1917 года. На утренних дискуссиях этот контекст обсуждается далее и рассматриваются различные непосредственные реакции на революцию 1917 года. На дневных дискуссиях исследуются еврейские революционные лидеры Эстер Фрумкин, Лев Троцкий и Рафаэль Абрамович, а также еврейская община глазами русских писателей.

Второй день конференции открывается основным докладом с

Профессор Элисса Бемпорад в общих чертах обсуждает мир, возникший в результате революции 1917 года. На утренних дискуссиях обсуждается еврейская жизнь в Советском Союзе, в том числе участие евреев в тайной полиции, остаточная подпольная еврейская ортодоксальность во времена Советского Союза и еврейская культура в Советском Союзе посредством бесед о литературе и музыке. Дневная панель обсуждает революцию за границей через призму еврейского коммунизма, евреев в шпионаже, литературы на идиш и отношений Института еврейских исследований YIVO с Советским Союзом. Заключительный основной доклад от Профессор Стивен Зипперштейн говорит о долговременном влиянии революции 1917 года и о том, как она политически и культурно сформировала еврейский мир за последние сто лет. Затем конференция завершается дискуссионной панелью о евреях в революции. Под руководством профессора Зипперштейна в состав комиссии войдут
Митчелл Коэн
, Шон МакМикин и Дебора Липштадт .

русская революция и евреи | IJN

Русская революция и евреи | ИНН | Межгорные еврейские новости

Столетие русской революции. Первый этап, который позже в том же году привел к большевистской революции, начался в столице Санкт-Петербурге. Мятежники и забастовщики отказались прекратить свои попытки посеять хаос. В это время дезертировали полки царской армии. Царь Николай II, терявший контроль над своей империей, отрекся от престола.

По григорианскому календарю, которому следует большая часть мира, революция началась 8 марта. В 1917 марта в России по-прежнему использовался юлианский календарь, поэтому для них революция началась 23 февраля, поэтому она известна как Февральская революция.

Война, голод и нищета подпитывали ярость. Огромный ущерб и разрушения, причиненные России ее участием в Первой мировой войне, в значительной степени способствовали падению царя. Сообщается, что два миллиона солдат погибли, один миллион пропал без вести, многие другие были серьезно ранены, экономика была в упадке, а безработица свирепствовала.

Создано новое временное правительство. У руля стоял социалист-демократ Александр Керенский, ставший министром юстиции. В это же время Керенский стал и заместителем председателя Петроградского (Санкт-Петербургского) Советского революционного совета. Эти должности сделали его самым важным лидером революции. Ожидалось, что правительство будет более терпимым.

В еврейской общине многие видели надежду в смене руководства от деспотизма и антисемитизма царя.

Керенский, отец которого был евреем, сочувствовал евреям, которых жестоко преследовал царский режим.

Он был одним из соавторов постановления Санкт-Петербургской коллегии адвокатов, осуждающего суд 1913 года над Менделем Бейлисом, ложно обвиненным в ритуальном убийстве, как «клеветническое нападение на еврейский народ».

Во время Первой мировой войны лично расследовал и опроверг получившие широкую огласку сфабрикованные обвинения в государственной измене, выдвинутые против евреев в селе Кужи 19 апреля.15.

Всего через 10 дней после отречения царя новое временное правительство официально даровало свободу давно осажденной еврейской общине России. Эти свободы включали проживание там, где им заблагорассудится, участие в голосовании за все образовательные преимущества и владение собственностью.

Означает ли это заявление конец десятилетий преследований крупнейшей в мире еврейской общины?

Многие в еврейской общине отреагировали с энтузиазмом.

29 апреля 1917 года еврейский писатель и активист Шмария Левин задался вопросом: «Стань ли евреи впервые в нашей истории свободными, но не как расчлененные личности, а как национальное меньшинство?»

В журнале Американский иврит в одной редакционной статье говорилось: «Первая французская революция провозгласила евреев людьми, последняя русская революция провозгласила евреев свободными гражданами, нацией свободных людей».

Одно письмо в редакцию Американский иврит от 23 марта 1917 года предлагалось «15 марта, день отречения царя, сделать еврейским праздником». Добавляя: «Этот день навсегда останется величайшим днем ​​радости в еврейском календаре».

В редакционной статье London Jewish Chronicle говорилось: «Есть твердая надежда, что угнетение темных дней никогда не вернется. С нашим большим другом г-ном Керенским как движущей силой нового правительства и г-ном Зарудным [защитником Менделя Бейлиса, которому в 1919 г.13] в качестве его помощника в министерстве юстиции, русские евреи не только могут вздохнуть свободно, но и могут с ясным умом заниматься своими национальными насущными проблемами».

Результаты оказались далеко не такими, как ожидалось. Временное правительство было очень молодым и уязвимым. Революционный марксистский лидер большевистской партии Владимир Ленин, вернувшийся из ссылки в Швейцарии с помощью Германии, помог разжечь революцию и свергнуть правительство Керенского.

Чтобы сохранить союзы с Западом, Керенский, ставший в мае 1917 года военным министром, удержал Россию в Первой мировой войне и предпринял еще одно наступление против Австро-Венгрии в районе Галиции, известное как Брусиловский прорыв, который превратил быть очень дорогостоящим провалом. Ленин, выступавший против войны, пообещал страдающему русскому народу «землю, хлеб и мир», заслужив достаточную поддержку местных советских революционных советов, чтобы осуществить захват власти и реализовать свои планы 19 ноября.17.

Большевистская революция, известная также как Октябрьская революция (опять же, из-за юлианского календаря), причинила людям неизмеримые страдания. Хотя первая русская революция 1917 года не понесла существенных потерь, последовали десятилетия ужасов советских диктатур. Миллионы погибли от преследований, террора и ГУЛАГа.

Евреи России испытали суровость жизни в России; вместо этого их мечты о свободе превратились в кошмары репрессивного правления.

Октябрьская революция породила опасные и разрушительные формы антисемитизма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *