Решебник по истории россии 6 класс данилов: ГДЗ по истории России 6 класс Арсентьев Данилов Стефанович Токарева учебник

Контрольная работа по истории России 6класс Учебник История России 6 класс Арсентьев Данилов часть 1

Контрольная работа по истории России 6класс

Учебник История России 6 класс Арсентьев Данилов часть 1

 

1. В каком веке согласно летописному преданию в Новгород на княжение были призваны варяги?

 

1) VII в.

2) VIII в.

3) IX в.

4) X в.

2. В каком году произошло крещение Руси?

 

1) 882 г.

2) 988 г.

3) 1097 г.

4) 1147 г.

3. В каком году состоялся съезд князей в Любече?

 

1) 882 г.

2) 988 г.

3) 1097 г.

4) 1185 г.

4. Как назывался сбор дани князем на Руси в X в.?

 

1) десятина

2) полюдье

3) вира

4) вервь

5. Укажите князя, в годы правления которого был заключён первый письменный договор между Русью и Византийской империей.

 

1) Ярослав Мудрый

2) Олег Вещий

3) Игорь Старый

4) Владимир Святой

6. Кто являлся высшим должностным лицом в Новгородской республике?

 

1) митрополит

2) тиун

3) князь

4) посадник

7. Где в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом управления являлось вече?

 

1) в Москве

2) в Новгороде

3) во Владимире

4) в Рязани

8. Русская Правда в Древней Руси — это

 

1) сборник законов Древнерусского государства

2) первая древнерусская летопись

3) название международного договора Руси и Византии

4) литературное произведение, написанное киевским князем

9. Что согласно летописи стало одной из причин призвания варяжских князей в IX в.?

 

1) разгром Русью Хазарского каганата

2) неудачная война Руси с Византией

3) набеги половцев на Русь

4) межплеменные усобицы на севере Руси

10. Что из названного было одной из причин возникновения удельной системы на Руси в XII–XIII вв.

?

 

1) несовершенный порядок наследования престола в Древнерусском государстве

2) усиление внешней опасности со стороны варягов

3) принятие христианства

4) нашествие на Русь монголов

11. Что из названного было одним из следствий политической раздробленности Руси?

 

1) ослабление обороноспособности Руси

2) усиление власти киевского князя

3) упадок древнерусской культуры

4) прекращение торговли с другими государствами

12. С какой целью был со­зван съезд рус­ских князей в 1097 г. в Любече?

 

1) уста­но­вить новый по­ря­док взимания дани

2) при­нять Русскую Правду

3) оста­но­вить междоусобицы

4) при­нять решение о вве­де­нии на Руси христианства

13. Что стало след­стви­ем вос­ста­ния древ­лян в 945 г.?

 

1) упорядочение сбора дани кня­ги­ней Ольгой

2) принятие Русью христианства

3) включение в Рус­скую прав­ду статей, огра­ни­чи­вав­ших кров­ную месть

4) начало раз­дроб­ле­ния Древ­не­рус­ско­го государства

14. Прочтите отрывок из летописи и укажите древнерусского князя, к которому были обращены следующие слова.

«И послали со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Неужели не жаль тебе своей отчизны, старой матери, детей своих?»»

 

1) Олег Вещий

2) Игорь Старый

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святой

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите князя, о котором идёт речь.

 

«Наверное, можно сказать, что по масштабу своей личности он уступал и своему отцу Владимиру Мономаху, и своему сыну Андрею Боголюбскому. Возможно, его биография менее интересна, более однообразна, скучна, однопланова: военные походы и подготовка к ним составляют её преимущественное содержание, и почти всё сводится к борьбе за Киев. Но масштаб личности не всегда напрямую определяет значимость той или иной фигуры, её место в истории».

 

1) Юрий Долгорукий

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Ярослав Мудрый

16. Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах.

 

1) «Слово о законе и благодати»

2) «Повесть временных лет»

3) «Поучение детям»

4) «Житие Бориса и Глеба»

 

17. Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите князя, изображённого на иллюстрации.

 

1) Олег Вещий

2) Игорь Рюрикович

3) Святослав Игоревич

4) Владимир Святославич

 

18. Рассмотрите иллюстрацию и выполните задание.

Укажите вид искусства, представленный на данной иллюстрации.

 

1) фреска

2) скань

3) миниатюра

4) зернь

 

19.  Установите соответствие между термином и его значением:

1) Бояре

А. Свободные крестьяне в Древней Руси

2) Епископ

Б. Простые свободные жители Руси

3) Смерды

В. Глава крупной церковной области – части митрополии

4) Люди

Г. Люди, заключившие ряд на выполнение определенной работы

5) Рядовичи

Д. Высший слой общества на Руси, владельцы больших вотчин

20. . Определите кто? или что? лишнее в ряду. Выбрать слово и объяснить, почему оно лишнее.

А) Митрополит, боярин, епископ, священник

Б) Рядовичи, закупы, словене, смерды

21. Ниже приведены исторические термины. Все они, за исключением одного, относятся к истории восточных славян VIII−X вв.

 

Баскаки, дружина, урок, вервь, полюдье.

 

Найдите и запишите термин, относящийся к другому периоду.

22. Укажите время (с точностью до половины века), к которому относится начало процесса, описанного в тексте. Назовите предшественника князя, о котором идёт речь в отрывке, на киевском престоле.

 

Из сочинения историка

«Начался период раздробленности Древнерусского государства. Это был закономерный процесс, вызванный политическими и экономическими причинами. С одной стороны, отсутствие твёрдого порядка престолонаследия объясняло отчасти стремление некоторых князей, не растрачивая силы на борьбу за киевский престол, закрепить свою власть на определённой территории и передать её по наследству. С другой стороны, закрепившейся на своих вотчинах местной знати было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. Тенденции к разделению усилились после смерти последнего могущественного киевского князя Мстислава Великого. Заинтересованность князей в укреплении своих уделов способствовала динамичному экономическому развитию русских земель.

В каждом из княжеств-государств продолжала развиваться культура, складывались местные культурные традиции. Строились замечательные архитектурные сооружения; создавались летописные своды; расцветала литература, публицистика. Однако отсутствие политического и военного единства привело к ослаблению обороноспособности русских земель.

Тем не менее понятие Русской земли как единого целого не исчезло. Во всех княжествах и землях проживали люди, составлявшие единую древнерусскую народность, они говорили на одном языке, исповедовали православное христианство. В Киеве по-прежнему проживал митрополит, возглавлявший единую Русскую Церковь. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей. Несмотря на свою самостоятельность, княжества продолжали жить по законам Древнерусского государства, восходящим к Русской Правде».

 

23. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о последствиях которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведённых в отрывке, которые явились последствием указанной ситуации.

24. Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

25. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Происхождение и расселение восточных славян». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с происхождением и расселением восточнославянских племён.

 

1. Варягов призвали в 862 г. Это был IX в.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

2. Крещение Руси было проведено князем Владимиром в 988 г.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

3. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 г.

Правильный ответ: 3.

4. Полюдье, ежегодный объезд подвластного населения («людей») древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в X−XIII вв.

с целью кормления и сбора податей.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

5. В правление Олега Вещего 882−912 гг. были заключены первые письменные договоры Руси с Византией: 907 г. и 911 г.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

6. Высшими должностными лицами «Господина Великого Новгорода» были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

7. В Новгороде в период политической раздробленности Руси сложилась республиканская форма правления, при которой высшим органом управления являлось вече. В остальных городах в это время была достаточно сильная княжеская власть.

 

Правильный ответ указан под номером 2.

8. Русская Правда — это первый письменный сборник сборник законов на Руси, начало которому положил Ярослав Мудрый, а дополнения были внесены его потомками.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

9. Попытка северных славян избавиться от власти заморских варягов в 862 г. привела к междоусобицам и закончилась призванием варягов. Русскую землю основали три брата Рюрик (Ладога), Трувор (Изборск) и Синеус (Белоозеро). Вскоре Рюрик стал единоличным правителем страны.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

10. Несовершенный порядок наследования престола в Древнерусском государстве стал одной из причин феодальной раздробленности на Руси. Из-за отсутствия четкого регламента кто должен наследовать власть после смерти правившего князя, каждое новое княжение начиналось с очередной войны между претендентами на престол, что ослабляло власть киевского князя, и в конечном результате стало одной из причин дробления.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

11. Политическая раздробленность резко ослабила обороноспособность Руси. собрать единое войско, равное тому, что было до раздробленности стало невозможно. А военные силы отдельных княжеств были в разы меньше.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

12. Инициатор съез­да Владимир Мо­но­мах при­звал остальных кня­зей прекратить меж­ду­со­би­цы и объ­еди­нить­ся для борь­бы с половцами.

 

Правильный ответ указан под номером 3

13. Княгиня Ольга после смер­ти Игоря, чтобы в даль­ней­шем меньше воз­ни­ка­ло сложностей со сбо­ром дани, про­ве­ла налоговую реформу, упо­ря­до­чив сбор дани, введя уроки (точный раз­мер дани) и по­го­сты (место их сбора).

 

Правильный ответ указан под номером 1.

14. Так обратились киевляне к князю Святославу, когда он остался на Балканах после своего похода против болгар, а в это время на Киев совершили нападение печенеги.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

15. Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (др. -рус. Гюрьги, Дюрьги; 1090-е годы — 15 мая 1157 года, Киев) — князь ростово-суздальский и великий князь киевский, шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Отец Андрея Боголюбского.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

16. Автором «Поучения детям» является Владимир Мономах.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

 

17. На картине изображен Владимр Святославич, который крестил Русь в 988 г.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

18. Фреска (от итал. fresche — свежий), aффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом. В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска».

 

Правильный ответ указан под номером 1.

19.

20. боярин , словене

21. Баскаки — лишний термин, появился с наступлением зависимости от Золотой Орды в XIII в.

 

Ответ: баскаки.

22. В ответе должны быть указаны следующие элементы:

1) время — первая половина XII в.;

2) предшественник — Владимир Мономах.

23. В ответе должно быть указано предложение: «Начался период раздробленности Древнерусского государства».

Могут быть указаны следующие факты:

1) ослабление обороноспособности русских земель;

2) формирование и развитие местных культурных традиций;

3) экономический подъём в русских землях.

 

24. Могут быть приведены факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская Правда» (могут быть приведены другие факты).

 

25. Один из вариантов плана раскрытия данной темы.

1. Происхождение славян. Индоевропейцы. Выделение балто-славянских племён. Расселение славянских племён.

2. Разделение славян на три ветви:

а) западные славяне — предки современных поляков, чехов, словаков и др.;

б) южные славяне — предки современных болгар, сербов, хорватов, словенцев и проч.;

в) восточные славяне — предки современных русских, украинцев и белорусов.

3. Расселение восточных славян

Восточные славяне заселили обширные территории от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке.

4. Крупнейшие племенные союзы восточных славян:

а) поляне;

б) словене ильменские;

в) древляне;

г) вятичи;

д) полочане и др.

 

 

ГДЗ по истории для 6 класса от Спиши фан

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Баранов П. А.

    Автор: Баранов П.А.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Н.А. Курбский

    Автор: Н.А. Курбский

  • Решебник по истории 6 класс Е. В. Агибалов

    Авторы: Е. В. Агибалов, Г. М. Донской

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Данилов Д.Д.

    Авторы: Данилов Д.Д., Давыдова С.М.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Ведюшкин В. А.

    Авторы: Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Е.А. Крючкова

    Автор: Е.А. Крючкова

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс С.В. Колпаков

    Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Кочегаров К.А.

    Автор: Кочегаров К.А.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Петрова Н. Г.

    Автор: Петрова Н.Г.

  • Школа 2100 по истории 6 класс Данилов А.А.

    Авторы: Данилов А.А., Данилов Д.Д., Клоков В.А, Тырин С.В.

  • Школа 2100 по истории 6 класс Д.Д. Данилов

    Авторы: Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.М. Давыдова

  • Решебник по истории 6 класс С.В. Перевезенцев

    Авторы: С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Панов С. В.

    Автор: Панов С. В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Федосик В.А.

    Авторы: Федосик В.А., Темушев С.Н., Мазарчук Д.В.

  • Решебник по истории 6 класс Штыхов Г.В.

    Авторы: Штыхов Г.В., Темушев С.Н., Ракуть В.В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Секацкая К.И.

    Автор: Секацкая К.И.

  • Решебник по истории 6 класс Бойцов М. А.

    Авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

  • Решебник по истории 6 класс Е.В. Пчелов

    Авторы: Е.В. Пчелов, П.В. Лукин

  • Решебник по истории 6 класс Ведюшкин В.А.

    Авторы: Ведюшкин В.А., Уколова В.И.

  • Решебник по истории 6 класс А.А. Данилов

    Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

  • Решебник по истории 6 класс Искровская Л. В.

    Авторы: Искровская Л.В., Федоров С.Е., Гурьянова Ю.В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Данилов А. А.

    Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

  • Решебник по истории 6 класс Баранов П.А.

    Авторы: Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Шейко Н.Г., Гурьянова Ю.В.

  • Решебник по истории 6 класс Арсентьев Н.М.

    Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С.

  • org/Book»>

    Решебник по истории 6 класс В. А. Федосик

    Авторы: В. А. Федосик, С. Н. Темушев, З. Е. Виноградова, И. О. Евтухов, О. А. Яновский

  • Решебник по истории 6 класс Ю.Н. Бохан

    Авторы: Ю.Н. Бохан, С.Н. Темушев

  • Тетрадь-Тренажёр по истории 6 класс Ведюшкин В.А.

    Авторы: Ведюшкин В.А., Ведюшкина И.В.

  • Контрольно-Измерительные Материалы (Ким) по истории 6 класс Волкова К.В.

    Автор: Волкова К.В.

  • org/Book»>

    Контрольно-Измерительные Материалы (Ким) по истории 6 класс Волкова К.В.

    Автор: Волкова К.В.

  • Решебник по истории 6 класс М.В. Пономарев

    Авторы: М.В. Пономарев, А.В. Абрамов, С.В. Тырин

  • Решебник по истории 6 класс Андреев И.Л.

    Авторы: Андреев И.Л., Федоров И.Н.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Клоков В.А.

    Авторы: Клоков В.А., Симонова Е.В.

  • org/Book»>

    Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Артасов И.А.

    Авторы: Артасов И.А., Данилов А.А., Косулина Л.Г., Соколова Л.А.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Н.Г. Петрова

    Автор: Н.Г. Петрова

  • Тетрадь-Тренажёр по истории 6 класс Данилов А.А.

    Авторы: Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

  • Тетрадь-Экзаменатор по истории 6 класс Артасов И.А.

    Автор: Артасов И.А.

  • org/Book»>

    Тетрадь-Экзаменатор по истории 6 класс Уколова И.Е.

    Автор: Уколова И.Е.

  • Решебник по истории 6 класс В.А. Федосик

    Авторы: В.А. Федосик, И.О. Евтухов, О.А. Яновский, А.А. Прохоров, С.Н. Тёмушев, И.А. Авдеев

  • Решебник по истории 6 класс Данилов А. А.

    Авторы: Данилов А. А., Косулина Л. Г.

  • Исторя средних веков по истории 6 класс Бойцов М.А.

    Авторы: Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

  • org/Book»>

    Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Баранов П.А.

    Автор: Баранов П.А.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Чернова М.Н.

    Автор: Чернова М.Н.

  • Решебник по истории 6 класс В.А. Ведюшкин

    Авторы: В.А. Ведюшкин, В.И. Уколова

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Симонова Е.В.

    Автор: Симонова Е.В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Н. Г. Петрова

    Автор: Н.Г. Петрова

  • Тесты по истории 6 класс Е.В. Симонова

    Автор: Е.В. Симонова

  • Решебник по истории 6 класс Айтбай Р.Т.

    Авторы: Айтбай Р.Т., Касымова А.К., Ешмукамбетов А.

  • Тетрадь-Экзаменатор по истории 6 класс И.Е. Уколова

    Автор: И.Е. Уколова

  • Контрольные Работы по истории 6 класс И. А. Артасов

    Автор: И.А. Артасов

  • Рабочая Тетрадь С Контурными Картами по истории 6 класс Пономарев М.В.

    Авторы: Пономарев М.В., Абрамов А.В

  • Контурные Карты по истории 6 класс Тороп В.В.

    Автор: Тороп В.В.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Ведюшкин В.А.

    Авторы: Ведюшкин В.А., Гусарова Т.Г.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Гевуркова Е. А.

    Автор: Гевуркова Е.А.

  • Рабочая Тетрадь С Контурными Картами по истории 6 класс Симонова Е.В.

    Автор: Симонова Е.В.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Колпаков С.В.

    Авторы: Колпаков С.В., Пономарев М.В

  • Контрольные Измерительные Материалы по истории 6 класс Чернова М.Н.

    Автор: Чернова М.Н.

  • Проверочные И Контрольные Работы по истории 6 класс Крючкова Е. А.

    Автор: Крючкова Е.А.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Колпаков С.В.

    Автор: Колпаков С.В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Чернова М.Н.

    Автор: Чернова М.Н.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Чернова М.Н.

    Автор: Чернова М.Н.

  • Тесты по истории 6 класс С. Е. Воробьева

    Автор: С. Е. Воробьева

  • org/Book»>

    Контурные Карты по истории 6 класс Колпаков С.В.

    Автор: Колпаков С.В.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Приваловский А.Н.

    Автор: Приваловский А.Н.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Чугунова Н.Н.

    Авторы: Чугунова Н.Н., Матиенко Л.В.

  • Решебник по истории 6 класс Бгажнокова И.М., Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

    Авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В.

  • org/Book»>

    Контурные Карты по истории 6 класс Тороп В.В.

    Авторы: Тороп В.В., Курбский Н.А.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Пчелов Е.В.

    Автор: Пчелов Е.В.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс Бгажнокова И.М., Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

    Авторы: Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В., Фёдорова Е.Н.

  • Контурные Карты по истории 6 класс Курбский Н.А.

    Автор: Курбский Н.А.

  • org/Book»>

    История Средних веков по истории 6 класс Абрамов А.В.

    Авторы: Абрамов А.В., Рогожкин В.А., Тырин С.В.

  • Тематический Контроль по истории 6 класс Гаврилина Ю.Г.

    Авторы: Гаврилина Ю.Г., Артасов И.А.

  • Рабочая Тетрадь по истории 6 класс С.В. Александрова

    Автор: С.В. Александрова

  • Решебник по истории 6 класс Т.В. Черникова

    Авторы: Т.В. Черникова, К.П. Чиликин

  • org/Book»>

    Решебник по истории 6 класс Вовина В.Г.

    Авторы: Вовина В.Г., Баранов П.А., Александрова С.В., Лебедева И.М., Журавлева О.Н.

  • Решебник по истории 6 класс А.В. Абрамов

    Автор: А.В. Абрамов

Виктор Данилов | Россия | The Guardian

В советское время историк крестьянства Виктор Данилов, скончавшийся в возрасте 79 лет, боролся с цензурой и бюрократией. В постсоветской России он выступал против мародерствующего капитализма. В его сутках никогда не было достаточно часов. Обычно его видели на платформе Московского метро одним воскресным утром, когда он проводил семинар с двумя студентами-исследователями, когда мимо проносились поезда.

Родился в крестьянской семье в Оренбургской губернии, недалеко от Урала. Виктор ушел в армию в 1943 и воевал на Балканах в звании лейтенанта артиллерии. Один из фронтовиков, вернувшихся домой с решимостью улучшить свое общество, он получил первое высшее образование в Оренбургском университете в 1950 году и учился в аспирантуре Института истории в Москве. Несмотря на некоторый доступ к официальным архивам, он не имел права делать записи, поэтому работал в основном тайно, защитив докторскую диссертацию в 1955 году. 1930 были должным образом обеспечены сельскохозяйственной техникой. Статья 1958 г. о сельских поземельных отношениях в 1920-е гг. продемонстрировала рост силы крестьянской общины после революции 1917 г.

Виктор стал одним из шестидесятников, партийным демократом. Он был назначен заведующим отделом советского крестьянства института и избран секретарем его партгруппы. Он поддерживал коллективизацию, но он и его коллеги использовали партийные архивы, чтобы показать, что Сталин проводил политику против крестьянской оппозиции. Виктор утверждал, что это должно было быть более постепенным, опираясь на крестьянские кооперативные традиции.

Он закончил 798-страничную историю коллективизации в 1964 году, но 14 октября, вечером, когда Никиту Хрущева отстранили от власти, Виктору поручили вернуть гранки. Его группа вела арьергардный бой, но книга не была издана, а Виктора уволили с должностей в институте.

В 20-летнюю брежневскую эпоху ему запретили работать на 1930-х гг. Тем не менее ему удалось опубликовать в 1977 и 1979 годах два тома о крестьянстве 1920-х годов с использованием обширного архивного материала, в том числе национальных и деревенских налоговых и демографических данных, социальных опросов, крестьянских подворных бюджетов и частушек (поговорки в стихах). форма).

Первая книга была переведена на английский язык как «Сельская Россия при новом режиме». В нем Виктор подчеркивал активную роль крестьян в социальных преобразованиях и отверг мнение о застое советского сельского хозяйства в 1920-х годах. Он показал, что крестьянская революция против помещиков способствовала развитию сельского хозяйства, основанного на семейном труде.

В те годы западным историкам удавалось встречаться с Виктором только в присутствии советского чиновника, хотя иногда им удавалось тайно поговорить с ним в углу Ленинской библиотеки. Ему не разрешили выезжать за границу.

Однако с приходом к власти Михаила Горбачева он был вновь назначен на прежнюю работу в историческом институте, а открытие официальных архивов позволило ему опубликовать тома секретных документов, которые свидетельствовали о том, что в течение пяти лет после 1917 года крестьяне добивались независимости как от белых русских, так и от большевиков и временно вынудили новый коммунистический режим приспособиться к их интересам.

С 1999 года при поддержке западных историков Виктор издал пять томов «Трагедии советской деревни», 1927-1939), задокументировав ожесточенную борьбу между сталинизмом и крестьянством. Готовится сокращенное издание на английском языке.

Он приветствовал победу свободы и поражение цензуры, но резко критиковал постсоветский режим за то, что он бросил Россию в третий мир, описывая эти «катастрофические события» как «направляемые диктатурой бюрократии — главное наследие сталинизма».

Он привел поразительный случай из своего собственного опыта, чтобы поддержать это утверждение. В 19В 90-м он присутствовал на обсуждении на высоком уровне с Горбачевым сельскохозяйственной реформы. Ответственный партийный чиновник спросил его, поддерживает ли он приватизацию земли; после того, как Виктор ответил отрицательно, его не попросили говорить.

Несмотря на все эти перипетии, он продолжал скромно жить в тесной квартирке на окраине Москвы с женой Людмилой, выдающимся средневековым историком, которая пережила его, как и его сын и дочь.

· Данилов Виктор Петрович, историк, родился 4 19 марта25; умер 16 апреля 2004

The Bells | The New Yorker

Отец Роман (слева) звонит в один из Даниловских колоколов в Лоуэлл-Хаусе. местопребывание Священного Синода. Но впервые он позвонил в оригинальные монастырские колокола в 2003 году в гарвардском Лоуэлл-Хаусе, где они висели с первых лет сталинского террора, когда колокольный звон был запрещен по всей Советской России. Я познакомился с отцом Романом в июне этого года, когда он вернулся в Гарвард, чтобы отметить возвращение колоколов на родину. Он был представлен мне довольно неожиданно одним из мастеров Лоуэлл Хаус. «Это отец Роман», — объявила она, и, повернувшись, я увидел высокую фигуру лет тридцати пяти, ростом значительно выше шести футов, с огромными руками и ниспадающей каштановой бородой, в длинном черном одеянии и скуфья , черная остроконечная шапка русского православного монаха. — А , этот , — продолжала она, указывая на мольберт, — портрет отца Романа. На большой фотографии был изображен сероглазый мужчина на колокольне с развевающейся на ветру бородой на фоне свинцового неба, пересеченного веревками русских церковных колоколов. Когда я спросил отца Романа, могу ли я встретиться с ним позже в тот же день, он достал из складок своей одежды тонкий черный телефон «Нокиа», в котором, как я узнал, звучала запись русских церковных колоколов.

Восемнадцать даниловских колоколов весом от двадцати двух фунтов до тринадцати тонн звонили в Советском Союзе одними из последних. Отлитые между 1682 и 1907 годами, они являются одним из немногих сохранившихся неповрежденных наборов дореволюционных русских колоколов. Некоторые из них звонили на погребении Николая Гоголя. В 30-е годы Данилов монастырь был превращен в «колонию» для детей диссидентов. Большинство монахов были расстреляны в 1937 году во время Великой чистки, но колокола ускользнули из страны. В 1930 октября американский филантроп купил весь комплект по цене металлолома — около восемнадцати тысяч долларов — и подарил его Гарварду. Колокола висели в Лоуэлл-Хаусе, где они звонили по воскресеньям, а также после домашних футбольных побед и побед над Йельским университетом, независимо от места проведения, более семидесяти лет.

В 1983 году Данилов стал первым монастырем, официально возвращенным Русской Православной Церкви. Колокольня была отреставрирована и оснащена пятнадцатью колоколами, спасенными из разных несуществующих церквей. Но эти колокола были несоответствующими друг другу, а некоторые были сильно повреждены. В 1988 года Рональд Рейган выразил готовность вернуть колокола во время посещения Данилова монастыря, где по сей день висит фотография Рональда и Нэнси Рейган. Но многое должно было измениться как в России, так и в Гарварде, прежде чем возвращение могло состояться.

Десять лет назад, когда я учился в Лоуэлле, я ничего не знал о происхождении колоколов или о надеждах и судьбах, которые они олицетворяли. У меня было смутное ощущение, что они старые, и более яркое ощущение, что в них звонят каждое воскресенье в час дня — час, когда я особенно любил, чтобы меня не беспокоили громкие лязгающие звуки. Колокола были прерогативой студенческой группы под названием Клаппермейстеры, которые проявляли большой интерес к традициям дома. Пятнадцать минут подряд они отрабатывали какие-то немелодичные вариации на мелодии вроде «Мерцай, мерцай, звездочка».

В русской истории и культуре церковные колокола занимают загадочно важное место. Известно, что их звон, как сказал мне отец Роман, приводит скупых или жестокосердых людей к покаянию и отговаривает потенциальных убийц и самоубийц. В «Преступлении и наказании» Раскольников впадает в лихорадку, вызванную чувством вины, услышав звон воскресных церковных колоколов; он выдает себя, возвращаясь на место преступления и навязчиво звоня в дверь жертвы убийства. В «Войне и мире» колокола Кремля звонят во время вторжения Наполеона, тревожа Великую Армию. Колокола, считающиеся в русском фольклоре одушевленными существами, обладают огромной властью над человечеством — властью, которая была мертва или бездействовала большую часть двадцатого века. Возвращение даниловских колоколов олицетворяет собой надежду на то, что эта сила, наконец, может быть восстановлена.

В русской православной вере колокола широко считаются «звуковыми иконами», символизирующими зов трубы на горе Синай и звук трубы для воскрешения мертвых перед Страшным Судом. Подобно тому, как написанные иконы предназначены не для миметического изображения духовного предмета, а для магических окон в мир духовного, русский колокольчик — не музыкальный инструмент, а, по выражению отца Романа, «икона гласа Божия». ” Русский колокол, говорил он, должен звучать богато, глубоко, звонко и ясно, ибо как иначе может быть голос Божий? Это должно быть громко, потому что Бог всемогущ. Прежде всего, русские колокола никогда не должны быть настроены ни на мажорный, ни на минорный аккорд. «Голос колокола понимается именно так», — сказал он. «Не нота, не аккорд, а голос . В то время как западноевропейские колокола настраиваются на токарном станке для воспроизведения знакомых мажорных и минорных аккордов, русский колокол ценится за свой индивидуальный, ненастроенный голос, создаваемый наложением многочисленных парциальных частот, имеющих лишь приблизительное отношение к традиционной высоте тона — особенность, которая дала в выступлениях Лоуэлла Клаппермейстера денатурированный эффект музыки, играемой по телефону с кнопочным телефоном. Там, где западноевропейские колокола играют мелодии, русский колокольный звон состоит из ритмичных наслоенных звонов.

В тот день, когда я встретил отца Романа, я поднялся по ста двадцати восьми ступеням на вершину колокольни Лоуэлла. На звоннице находились отец Роман, пятеро его даниловских коллег и Константин Мишуровский, один из кремлевских звонарей. Оконные проемы в звоннице были закрыты сеткой. Снаружи на фоне пасмурного неба сверкал далекий горизонт Бостона. На полу валялись крошечные перья и другие следы соколиной жизни, а также несколько выброшенных флуоресцентно-оранжевых поролоновых затычек для ушей, которые носят некоторые звонари — к презрению других звонарей. Мишуровский сказал мне, что затычки для ушей мешают звонарям добиться необходимого деликатного прикосновения. Когда я спросил его о потере слуха, он вздохнул и сказал: «Люди всегда задают мне этот вопрос. И всем им отвечаю одно и то же: Э-э-э

В Лоуэлл-Хаусе самый большой колокол был известен как колокол Матери-Земли. Русские называют его просто Большой («большой») или Благовестник («благовестник»), потому что самый большой колокол всегда используется для звона благовеста — глубоких, регулярных звонов, возвещающих о начале службы. Три самых больших колокола украшены надписями на старославянском языке, изображениями святых или императорскими медальонами; на старейшем колоколе коллекции — предположительно отлитом известным мастером Федором Маториным в 1682 году — тоже изображены херувимы и нечто, напоминающее лицо Бахуса с открытым ртом, окруженное виноградом. В отличие от западных церковных колоколов, которые движутся, когда в них звонят, русские колокола остаются неподвижными и звонят с помощью веревок, прикрепленных к хлопушкам. Чтобы позвонить в колокол Мать-Земля размером с вестибюль на колокольне Лоуэлла (каждая колокольня устроена по-своему), один или два человека стояли внутри колокола на возвышении, раскачивая на веревке трехсотфунтовую хлопушку. В остальные колокола звонили с нижней площадки: басовые колокола управлялись ножными педалями; теноры и альты — перекрещенной паутиной веревок. «Трели» — самые маленькие колокольчики, некоторые не больше цилиндра — были прикреплены к веревкам, похожим на поводья, которые держали в правой руке, и звенели при взмахах запястья, производя жуткий птичий звон.

Тенистые, покрытые зеленью, колокольчики даже в покое, казалось, слегка шевелились, словно под водой. Было легко понять, почему с такими колоколами можно обращаться как с живыми существами. Русским колокольчикам даются такие названия, как «Лебедь» (за лебединый крик), «Медведь» (за грохот или громоздкость) или «Овца» (за дребезжащий или неровный тон). Они звенят «языками», висят на «ушах», имеют плечи, талии, короны и юбки. Они считаются способными к страданию и даже к некоторому металлическому упрямству. Когда Петр Великий приказал сделать из Троице-Сергиевых колоколов пушки, каждый колокол сопротивлялся ему по-своему: один исчез и только потом был обнаружен на дне пруда; двоих оказалось невозможно снять с крюков, и они внезапно рухнули на землю. Четвертый колокол долго бил, но не разбился и укоризненно звенел три дня после этого.

Звонок начался. Оглушительный лязг, казалось, производился чем-то средним между металлом и живым существом, и чувствовалось физическое нападение невероятно большой и могущественной силы. В какой-то момент я полез в сумку за бутылкой воды; он так сильно вибрировал, что я принял его за свой мобильный телефон. От двух до четырех звонарей одновременно воздействовали на канаты и педали, в то время как остальные стояли в стороне, давая советы о том, кто где должен стоять.

Когда Мишуровский звонил в колокольчики, его обычное скептическое выражение лица сменялось выражением улыбки блаженства, он раскачивался и размахивал руками. («Надеюсь, вы заметили, как я двигаюсь, когда звоню, — сказал он мне потом довольно строго. — Как будто летаю на самолете».) По словам Мишуровского, на звук колоколов влияют погодные условия, и их лучше преимущество во время небольшого дождя, так что нам повезло, что холодная морось начала брызнуть на колокольню через экраны. Через несколько минут я поднялся по небольшой лестнице на верхнюю платформу, чтобы найти укрытие под колоколом Матери-Земли. Ярь-медянка стерлась в двух точках колокола, куда ударяла колотушка, оставив после себя блестящую полированную бронзу. Внутри колокола выцарапано граффити с русскими именами, написанными с дореволюционной орфографией.

Мишуровский и отец Роман поднялись на перрон. Роман поймал мой взгляд и заботливо указал на свои уши: в них вот-вот прозвенит колокольчик. На фоне ритмичного звона других колоколов двое мужчин начали медленно раскачивать колотушку взад-вперед. С каждым разом дуга расширялась, пока, наконец, язычок не коснулся кромки колокола, производя протяжный, непредвиденный гул, от которого вибрировало все мое тело. Они продолжали раскачивать массивный маятник в том же ритме, но меняя движение, так что колотушка иногда ударяла по обеим сторонам колокола, а иногда только по одной. Когда звон кончился и колокола смолкли, гул продолжал оживлять воздух. Мишуровский жестом пригласил меня прикоснуться к большому колокольчику. Ощущение напоминало удар током.

Одно из первых упоминаний о колоколах на Руси встречается в Новгородской летописи, где зафиксировано изъятие полоцким князем колоколов новгородского Софийского собора в 1066 г. В конце XIV в. металлургические заводы начали ковать и колокола, и пушки, положив начало непростому партнерству между двумя великими создателями шума: во время войны первые находились в постоянной опасности быть переплавленными во вторых. Но колокола также были почетными объектами государства. Иван Грозный каждое утро в четыре часа поднимался на колокольню, чтобы лично звонить на утреню. Опоздавшие монахи были заключены в тюрьму на восемь дней.

Самый известный памятник русской колокольной истории связан с наследниками Ивана. В живых у Ивана было трое сыновей: Иван Иванович, старший и любимый, которого Иван Иванович случайно убил во время домашней ссоры; умственно отсталый Федор, который так любил колокола, что был известен как Федор Звонарь; и младенец-эпилептик Дмитрий. Хотя официально Ивану наследовал Федор, фактическим правителем был зять Федора, Борис Годунов, честолюбивый боярин, присматривавший за троном. Для защиты своих интересов Годунов сослал Дмитрия в город Углич, где через несколько лет мальчика нашли зарезанным. Когда угличский колокол протрубил погребальный звон, вспыхнул бунт: наверняка мальчика убили агенты Годунова. (По официальному сообщению, раны были нанесены самому себе во время эпилептического припадка.) Годунов так взбесился, что приказал оторвать колокольчику уши и язык. Немой и изуродованный колокол был затем буквально сослан в Тобольск, в Сибирь, где губернатор зарегистрировал его как «первую неодушевленную ссылку Углича».

Вопреки приказу вечно молчать бронзовому гостю, тобольчане снабдили его хлопушкой и установили на местной колокольне. Так как колокольчик защищал царевича Дмитрия и наверняка любил детей, возникла легенда, что, если колотушку помыть и набрать воду в специальную емкость, она становилась эликсиром от детских болезней. Этот и другие рассказы о колокольчиках, стоящих за маленького человека, возможно, вдохновили Александра Герцена, великого дореволюционного интеллигента-народника, на то, чтобы назвать свой влиятельный подпольный журнал Колокол: «Колокол».

И огромное народное пристрастие к русским церковным колоколам, и их систематическое уничтожение радикальным режимом имеют исторический прецедент во Франции. Во время Французской революции колокола были переплавлены в монеты и пушки, церкви были превращены в «Храмы Разума», а колокольный звон был запрещен, что внезапно выявило глубокое культурное значение колокола. Французский историк Ален Корбен в своем исследовании «Деревенские колокола» цитирует отчет администратора на Сомме: «Нет никаких сомнений в том, что больше всего во время Революции ударило по людям то, что они лишились колоколов». Общественный резонанс был таков, что французские власти в конечном итоге не смогли обеспечить соблюдение закона о запрете звонков. В конечном итоге колокольни были восстановлены и расширены в золотой век кампанологии, который длился до конца девятнадцатого века.

В России все случилось иначе. Советы отнеслись к уничтожению колоколов, как и ко многим вещам, со смертельной серьезностью. Сталинский «Великий перелом» конца 1920-х годов был направлен на полное преобразование всех аспектов жизни. Была введена поэтапная рабочая неделя, отменившая понятие воскресенья. Московский храм Рождества Христова стал приютом для цирковых львов, Храм Христа Спасителя стал крупнейшим в мире открытым бассейном, а сельские храмы превратились в плотницкие или слесарные коллективы. Колокольный звон был запрещен законом, а уничтожение тысяч тонн освященной бронзы, висевшей на колокольнях по всему Советскому Союзу, регламентировалось ВЦИК. «Они падали с грохотом и глухим стуком, прорывая в землю ямки футов на пять», — писал об угличских колоколах писатель Борис Пильняк. «Весь город был наполнен стонами этих древних колоколов». Фотографии того периода показывают, как пролетарии размахивают молотками в море разбитой бронзы; подростки сидят в опрокинутых колокольчиках, сигареты свисают изо рта. Разбитые колокола были переплавлены в промышленный материал, реализуя излюбленную трансформационную метафору государства: переплавку металла. Один крестьянин из Орлова позже вспоминал, что в год, когда в деревне разобрали колокольню, «новый трактор, сверкая на солнце шпорами, проехал по всей деревенской улице, показывая нам, мальчикам, странное превращение колокола в машину. ”

В то время как французские колокола в конечном счете утратили свою актуальность, поскольку индустриализация и урбанизация растворили деревню, Советы отказались от колоколов в то время, когда они все еще были любимым элементом культурного ландшафта. В русской поэзии ХХ века колокол выступает как центр вневременной, округленной вселенной. «Небо как колокол, луна — язык», — писал популярный поэт Сергей Есенин; а когда Осип Мандельштам хотел описать бессмысленность, он писал: «Кто-то сорвал колокола / с размытой башни». Если колокола в революционной Франции были голосом деревни, то колокола в революционной России по-прежнему были голосом Бога.

История колоколов в Гарварде начинается с Чарльза Р. Крейна, который посвятил семейное состояние, заработанное на сантехнике и арматуре, карьере в международной благотворительности и политической активности. Его бенефициары варьировались от сирийских революционеров до македонских славянофилов и чешского художника Альфонса Мухи (который впоследствии использовал дочь Крейна Жозефину в качестве модели для Славии на банкноте в сто крон). Роман, основанный на его приключениях, изображает Крэйна как эксцентричного плутократа, который, согласно статье в Times в 1909 году использовал «не только свое колоссальное американское состояние, но и свои блестящие деловые способности для организации революции во всем мире на чисто деловых принципах». Крейн пересек Албанию верхом и Ирак на машине и совершил около двадцати пяти поездок в Россию; в 1917 году он ехал на том же петроградском пароходе, что и Лев Троцкий. Впервые он узнал о Даниловских колоколах в конце 1920-х годов от своего друга, византолога Томаса Уитмора, который сегодня наиболее известен своей реставрацией мозаики стамбульского собора Святой Софии, датируемой эпохой Юстиниана.

Луис Кампос, бывший клаппермейстер, который сейчас преподает историю в Университете Дрю, заканчивает книгу для издательства Гарвардского университета о покупке и возврате колоколов, рассказывая об авантюрах Крейна и Уиттемора. По словам Кампоса, Крейн в юности осуждал религиозные традиции. Его самая первая положительная реакция на любой религиозный объект, по-видимому, возникла, когда он увидел тибетские молитвенные барабаны: молодой бизнесмен был очень впечатлен идеей, как выразился Кампос, «машины, которая могла бы молиться за вас». В более позднем возрасте Крейн стал преданным покровителем русского православного искусства. В его доме висели иконы и изображения соборов, и в конце концов он профинансировал целый православный церковный хор в Нью-Йорке. Когда Виттемор услышал о демонтаже Даниловской звонницы, он связался с Крейном, который дал ему карт-бланш на покупку колоколов. Крейн подарил колокола Гарварду в 1930, во время строительства Лоуэлл Хаус. Запроектированная башня с часами была спешно переделана под колокольню, способную вместить до тридцати пяти тонн русских колоколов.

Вскоре после того, как колокола прибыли в Кембридж, в Лоуэлл Хаус появился молодой русский по имени Константин Сараджев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *