Рем и ромул основание рима: Легенда об основании Рима | izi.TRAVEL

Ромул и Рем, основание Рима: читать сказку, рассказ для детей, текст полностью онлайн

В славном городе Альба-Лонге царствовал потомок великого троянского героя Энея — Нумитор, который был справедливым и милостивым правителем. Но брат его Амулий, завидовавший Нумитору и сам стремившийся к царской власти, подкупил приближенных царя и, воспользовавшись доверчивостью Нумитора, свергнул его с престола. Однако убить брата Амулий, не осмелился. Для того, чтобы царскую власть закрепить за собой, он решил убить сына Нумитора, а прекрасную Рею Сильвию, дочь царя, сделал жрицей богини Весты.

Жрицы этой богини должны были давать обет безбрачия и сохранять неугасимый священный огонь, горевший день и ночь в святилище. Весталка, нарушившая обет чистоты и осквернившая таким образом святость очага Весты, осуждалась на страшную казнь — ее зарывали живой в землю. Пленившись красотой Реи Сильвии, бог Марс вступил с нею в связь, и у дочери свергнутого царя родились мальчики-близнецы. Едва родившись, они поразили царя Амулия своим необычным видом: исходила от них какая-то непонятная сила.

Взбешенный и напуганный появлением близнецов, в которых он увидел претендентов на престол, Амулий приказал бросить новорожденных в воды Тибра, а мать их за нарушение обета зарыть в землю. Однако бог Марс не допустил гибели своих детей и их возлюбленной матери. Когда по приказу Амулия царский раб принес корзину с плачущими младенцами на берег Тибра, он увидел, что вода стоит высоко и бушующие волны грозят каждому, кто дерзнет приблизиться к реке. Испуганный раб, не решившись спуститься близко к воде, бросил корзину на берегу и убежал. Разбушевавшиеся волны захлестнули корзину с лежащими в ней младенцами и унесли бы ее по течению, если бы не задержали ее ветви смоковницы, росшей у самой воды. И тут, как по волшебству, вода в реке стала убывать, буря прекратилась, а близнецы, выпав из наклонившейся корзины, подняли громкий крик. В это время к реке подошла волчица, у которой недавно родились волчата, чтобы утолить жажду. Она согрела близнецов, которые с жадностью приникли к ее сосцам, полным молока. Волчица принесла их в свое логово, где в скором времени их обнаружил царский свинопас по имени Фаустул. Увидев двух прекрасных младенцев в волчьем логове, Фаустул забрал их в свою хижину и вместе со своей женой воспитал мальчиков, которых назвали Ромулом и Ремом. Близнецы и тогда, когда они были детьми, и тогда, когда стали юношами, выделялись своей красотой, силой и горделивой осанкой среди других детей пастухов. Молоко вскормившей их волчицы сделало юных Ромула и Рема смелыми и дерзкими перед лицом любой опасности, сердца их были мужественны, руки и ноги крепки и мускулисты. Правда, оба они были вспыльчивы и упрямы, но Ромул все же оказался рассудительнее брата. И на общинных сходках, когда речь шла об охоте или выпасе скота, Ромул не только выступал с мудрыми советами, но и давал окружавшим понять, что он скорее рожден повелевать, нежели находиться в подчинении у других. Оба брата пользовались всеобщей любовью, они отличались силой и ловкостью, были прекрасными охотниками, защитниками от разбойников, опустошавших их родные края. И Ромул и Рем вступались за несправедливо обиженных, и вокруг них охотно собирались самые разные люди, среди которых можно было встретить не только пастухов, но и бродяг и даже беглых рабов. Таким образом, у каждого из братьев оказалось по целому отряду. Случилось так, что Рем в одной из стычек был схвачен пастухами Нумитора. Когда его привели к свергнутому царю, тот был поражен красотой и благородным обликом Рема. На вопрос о том, кто он и откуда родом, Рем ответил откровенно. Он рассказал, что ранее они с братом считали себя сыновьями пастуха, воспитавшего их. Потом они узнали, что их выкормила волчица своим молоком, что дятлы носили им пищу и бурная река пощадила беспомощных младенцев. Тогда братья поняли, что их появление на свет связано с глубокой тайной, которую они разгадать не могут. Внимая рассказу юноши, Нумитор заподозрил, что по возрасту, тайне, окружающей их появление на свет, чудесному спасению близнецы вполне могут быть его внуками, которых все считали погибшими и которых он оплакивал. Пока Рем рассказывал свою историю Нумитору, проникавшемуся к рассказчику все большей лаской и доверием, пастух Фаустул, услыхав, что Рем захвачен слугами царя, и опасаясь коварства Амулия, бросился за помощью к Ромулу. Фаустул рассказал Ромулу все, что знал о тайне рождения братьев. Ромул, собрав свой отряд, двинулся к городу, чтобы освободить брата. На пути к Альба-Лонге из окрестностей города к нему стало присоединяться местное население, ненавидевшее алчного и вероломного царя Амулия, жестоко притеснявшего своих подданных. Жители Альба-Лонги под предводительством Ромула освободили Рема и свергли с престола Амулия. Он был убит, а Нумитору вновь возвращен царский трон. Но ни Ромул, ни Рем не пожелали остаться в Альба-Лонге даже под благосклонным правлением своего деда. Для них нестерпимой была мысль о зависимости от кого-либо. Они хотели основать новый город и властвовать над теми, кого привели с собой, — пастухами, бродягами и рабами, видевшими в братьях-близнецах своих предводителей. Да и жители города Альба-Лонги не захотели бы принять к себе как равноправных граждан весь тот пестрый сброд, который привел Ромул.

Братья решили построить новый город на том самом месте, куда они были выброшены водами Тибра (это и был древний Палатинский холм — колыбель великого города Рима). Однако сама мысль о постройке города сразу же вызвала разногласия между столь дружными прежде братьями. Они стали спорить о том, откуда начинать постройку, чьим именем будет называться заложенный город и кто из них станет в нем царствовать. После долгих пререканий братья решили ждать указания богов и стали гадать по полету птиц. В ожидании божественного предзнаменования они сели поодаль друг от друга. Рем радостно вскрикнул — он первым увидел шесть коршунов, медленно круживших в ясном небе. Спустя мгновение мимо Ромула с шумом, сопровождаемым грозовыми раскатами, пролетело двенадцать коршунов. Братья вновь стали спорить. Рем, которому первому явились вестники воли богов, считал, что царем должен быть он. Ромул же, поскольку коршунов мимо него пролетело вдвое больше, настаивал на том, что решение богов было вынесено в его пользу. Оба брата были упрямы, и ни один не хотел уступить другому. Когда Ромул, желая настоять на своем, принялся копать ров, который должен был очертить контуры будущего города, Рем, раздосадованный упорством брата, начал издеваться над ним и, легко перескакивая через ров и насыпанный вал, с насмешкой приговаривал, что никогда не видел столь мощных укреплений. Взбешенный Ромул, не помня себя от гнева, вскричал: «Так будет с каждым, кто осмелится переступить стены моего города!» и обрушил на Рема страшный удар, от которого тот упал замертво.

Похоронив Рема, Ромул самым тщательным образом выполнил предписанный богами обряд основания города. Прежде всего сам Ромул и его спутники прошли очищение священным огнем — каждый из них перепрыгнул через пылающий костер, чтобы с чистыми помыслами приступить к закладке города. Затем Ромул вырыл небольшую круглую яму, куда бросил комок земли, принесенный им из Альба-Лонги, где жили его предки. Точно так же поступили и все остальные. Это было сделано для того, чтобы для каждого поселенца земля, на которой он собирался жить, стала родной почвой. Древние верили, что вместе с горстью родной земли они переносят и души предков, охраняющие их (своих манов). Именно на этом месте Ромулом был устроен алтарь и зажжен жертвенный огонь. Так возник священный очаг нового города, его центр, вокруг которого должны были быть воздвигнуты жилые дома. Вслед за этим Ромул провел священную борозду, очертившую границы города. Белый бык и белая корова, запряженные в плуг с медным сошником, направляемые Ромулом в одежде жреца с покрытой головой, медленно вели глубокую борозду. Вслед за Ромулом двигались его спутники, ревностно следя за тем, чтобы комья взрытой лемехом земли были отброшены внутрь проводимой черты. Переступить эту борозду не имел права ни местный житель, ни чужестранец. Такой поступок почитался бы великим бесчестием, и, возможно, Рем поплатился так жестоко именно потому, что совершил его. В тех местах, где должен был находиться вход и выход из города, борозда прерывалась — так обозначалось местонахождение городских ворот. Для этого Ромул приподнимал плуг и оставлял невспаханное пространство. Стены, воздвигнутые на этой освященной борозде, также считались священными. Ромул, совершивший обряд основания города по всем требованиям религиозных представлений того времени, сделался его первым царем. И дал ему свое имя. Город стал называться Римом (по-латински — Рома).

Основание города — Прокопий Феофанов на DTF

Узнаем о легендах возникновения Рима.

13 372 просмотров

Древний Рим — удивительное государство, которое до сих пор привлекает каждого любителя истории. Все мы с детства знаем про Цезаря и его убийство от рук Брута, про коня Калигулы, которого тот сделал сенатором, про Цицерона и его великие речи… Список можно продолжать еще очень долго, но все это будет потом, до этого Риму пришлось пройти путь в как минимум 700 лет. С чего же все началось? В первой главе мы разберем эту странную историю про Ромула и Рема и как проходили первые годы Рима.

Оглавление

  • Легенда о двух братьях
  • Эней и Латин
  • Правление Ромула
  • Вывод и литература

Легенда о двух братья

Сразу начнем с того, что история Ромула и Рема — странная. По-хорошему легенда должна быть красивой, ну или хотя бы просто давать положительное представление о городе. То, что знаем мы, лишь омрачает Рим, о чем говорил Цицерон в своих речах, а многие римские историки пытались дать хоть какое-то логическое обоснование данному мифу. Даже великий Теодор Моммзен настолько критично относился к этой истории, что лишь быстро упомянул ее, сказав, что «Исто­рия долж­на преж­де все­го отбро­сить такие бас­ни, выда­вае­мые за насто­я­щую исто­рию». Однако эта басня все же интересна, поэтому я предлагаю чуть сильнее окунуться в нее.

Итак, близнецы родились в городе Альба-Лонга. Как мы знаем, у крутых основателей должны быть крутые родители, наши братья не исключение. Мать — жрица Рея Сильвия, которая является потомком легендарного Энея в каком-то там поколении (если быть точным, то по Дионисию — в 17-ом). Дядя Реи заставил свою дочурку стать жрицой богини Весты, тем самым обреча ее на вечную девственность. Сделано это было по той причине, что Амулий (дядя) ввел войну за власть с Нумитором (отцом Реи). Первый, в итоге, победил, и боясь наследников у второго, решил пресечь проблему на корню.

Аму­лий разде­лил отцов­ское досто­я­ние на две части, про­ти­во­по­ста­вив цар­ству богат­ства, вклю­чая и золо­то, при­ве­зен­ное из Трои, и Нуми­тор выбрал цар­ство. Вла­дея богат­ст­вом, кото­рое дава­ло ему боль­ше вли­я­ния и воз­мож­но­стей, неже­ли те, кото­ры­ми рас­по­ла­гал брат, Аму­лий без труда лишил Нуми­то­ра вла­сти и, опа­са­ясь, как бы у доче­ри сверг­ну­то­го царя не появи­лись дети, назна­чил ее жри­цею Весты, обрек­ши на веч­ное дев­ство и без­бра­чие.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Ну и конечно, все пошло не так, как хотел Амулий.

Рея залетела, причем не от кого-то там, а от самого Марса (по некоторым источникам — от Энея). Историк Тит Ливий скептично относя к этому тезису, посчитав, что жрица намерено всех обманула, так как «пре­гре­ше­нье, винов­ник кото­ро­му бог, — мень­шее бес­че­стье».

Впрочем, Реи это не помогло — ее казнили (по Плутарху — заключили в темницу), а близнецов было приказано утопить, но произошло что-то непонятное, то ли вода так бушевала, что их просто оставили у берега, а потом Тибр успокоился, то ли рабы были просто тупыми и решили оставить братьев у стоячей реки. Короче, Ромул и Рем выжили.

В этом моменте приходит та самая знаменитая волчица, ну или та, кто скрывается под латинским словом «lupa», которое переводится еще и как «проститутка».

Рас­ска­зы­ва­ют, что, когда вода схлы­ну­ла, оста­вив лоток с детьми на суше, вол­чи­ца с сосед­них хол­мов, бежав­шая к водо­пою, повер­ну­ла на дет­ский плач. При­гнув­шись к мла­ден­цам, она дала им свои сос­цы и была до того лас­ко­ва, что ста­ла обли­зы­вать детей язы­ком; так и нашел ее смот­ри­тель цар­ских стад, звав­ший­ся, по пре­да­нию, Фав­сту­лом.

Он при­нес детей к себе и пере­дал на вос­пи­та­ние сво­ей жене Ларен­ции. Иные счи­та­ют, что Ларен­ция зва­лась сре­ди пас­ту­хов «вол­чи­цей», пото­му что отда­ва­лась любо­му, — отсюда и рас­сказ о чудес­ном спа­се­нии.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Понятное дело, что волчица вряд ли вскармливала двух мальчиков, поэтому версия Тита Ливия о том, что близнецов подобрала обычная давалка не кажется такой уж и плохой. Пока все вполне логично, не находите?

Но давайте и в этот раз поверим легендам и допустим, что волчица и правда заботилась о них. Дальше — больше, пока происходил процесс кормления, пришел пастух, который, мягко говоря, оху… сильно поразился происходящим, поэтому первым же делом позвал всех братков с села, чтобы те тоже заценили данное действо. В общем, все пришли, поглазели, поняли, что волчицу все же лучше отогнать, что и было сделано, после сего братьев приютил тот самый пастух Фаустул.

Пастух Фаустул приносит Ромула и Рема своей жене Ларентии. Николя Миньяр. 1654 год.

На самом деле, у данного момента достаточно много различных интерпретаций. То, что было в предыдущем абзаце, принадлежит историку Дионисию. Для него кормление было мимолетным процессом, то бишь волчица просто пришла, дала пососать и в этот же день была прогнана пастухами. Вот Плутарх, например, писал, что волчица о них заботилась чуть более продолжительное время, причем не одна, а с дятлом, ибо этот звериный дуэт считается священным для бога Марса. Пастух же, по данной версии, забрал мальчиков тайно, под покровительством Нумитора.

Пока пастух подбирал братьев, его жена рожала, но ее ребенок умер сразу же после родов. Однако наш герой не растерялся и подложил вместо одного мертвого младенца двух живых. Ларентия (жена) подвоха не заметила, приняв детей за родных.

Позже им дали имена — Ромул и Рем. Оба брата были крепки, умны, а что самое важное — благородны.

С пер­вых лет жиз­ни маль­чи­ки отли­ча­лись бла­го­род­ной осан­кой, высо­ким ростом и кра­сотой, когда же они ста­ли постар­ше, оба выка­за­ли отва­гу, муже­ство, уме­ние твер­до глядеть в гла­за опас­но­сти, одним сло­вом — пол­ную неустра­ши­мость. Но Ромул был, каза­лось, креп­че умом, обна­ру­жи­вал здра­во­мыс­лие государ­ст­вен­но­го мужа, и соседи, с кото­ры­ми ему слу­ча­лось общать­ся — по делам ли о пасть­бе скота или об охо­те, — ясно виде­ли, что он создан ско­рее для вла­сти, неже­ли для под­чи­не­ния.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Как вы поняли, оба брата, конечно, были хороши, но Ромул хорошее. Плутарх нам уже тут дает почву для того, что произойдет дальше, но это еще не скоро…

Для начала им еще нужно было разобраться с делами в Альбе, где все еще правил Амулий. Конец правления дяди был предрешен обычным случаем.

Все началось с того, что пастухи Амулия и Нумитора малясь повздорили. Братья часто пользовались этим и воровали скот у вторых. Конечно, за это близнецов сильно невзлюбили, и пока Ромул то ли приносил кому-то жертву, то ли просто исполнял какой-то обряд, Рема похитили и отвели к Нумитору.

Дальше настоящая Санта-Барбара. Нумитор то ли страшась гнева Амулия, то ли почуяв родственную дедовскую душу, не решился наказывать Рема лично, посему отдал его Амулию.

Тот, в свою очередь, тоже не хотел разбираться с братом Ромула, ведь местные жители считали, что это личное дело Нумитора, поэтому парень был обратно отдан своему деду. Тот посмотрел на Рема и ради любопытства спросил, кто его родители, ну и тот ответил:

Что ж, я ниче­го от тебя не скрою. Мне кажет­ся, ты бли­же к истин­но­му царю, неже­ли Аму­лий. Преж­де чем нака­зы­вать, ты выслу­ши­ва­ешь и рас­сле­ду­ешь. А он отда­ет на рас­пра­ву без суда. Рань­ше мы счи­та­ли себя детьми Фаусту­ла и Ларен­тии, цар­ских слуг (мы с бра­том — близ­не­цы), но с тех пор, как нас лож­но обви­ни­ли перед тобой и нам при­хо­дит­ся защи­щать свою жизнь, мы слы­шим о себе пора­зи­тель­ные вещи. Насколь­ко они вер­ны? Это, по-види­мо­му, решит опас­ность, кото­рой я теперь под­вер­га­юсь. Гово­рят, что наше рож­де­ние окру­же­но тай­ной и что еще более таин­ст­вен­но и необыч­но мы кор­ми­лись и рос­ли, едва появив­шись на свет: нас пита­ли те самые дикие пти­цы и зве­ри, на съе­де­ние кото­рым нас бро­си­ли, — вол­чи­ца пои­ла нас сво­им моло­ком, а дятел при­но­сил в клю­ве кусоч­ки пищи, меж тем как мы лежа­ли в лоха­ни на бере­гу боль­шой реки.

Лохань эта цела до сих пор, и на ее мед­ных скре­пах — полу­стер­ши­е­ся пись­ме­на. Быть может, когда-нибудь они ста­нут опо­зна­ва­тель­ны­ми зна­ка­ми для наших роди­те­лей, но — бес­по­лез­ны­ми, ибо нас уже не будет в живых.

Рем (из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха), Как вы поняли, в древности люди не умели отвечать односложно

Фаустул тем временем узнал где Рем и попросил Ромула спасти братца. Тогда пастух и поведал ему всю правду о их рождении (точнее то, что знал сам), и пока парень собирал отряд, Фаустул, взяв лохань (ту самую, в которой он нашел младенцев), решил двинуться к замку Нумитору. И так уж вышло, что чисто случайно среди караульных оказался тот, кто когда-то топил близнецов, и так как лоханка, по всей видимости, была одна на весь город, стражник сразу узнал пастуха и тут же арестовал его.

Под пытками Фаустул признался, что мальчики живы, но обманул солдат, сказав, что они где-то далеко в степи, а лохань он просто так нашел и решил передать Реи, чтобы та получила надежду о спасении своих детей. Для стражи это прозвучало достаточно правдоподобно и они доложили об этом Амулию, который сразу же подослал шпиона к Нумитору, чтобы выяснить, не знает ли тот, что его внуки живы. По мнению Плутарха это стало фатальной ошибкой для царя.

[Шпион] При­дя к Нуми­то­ру и увидев, как тот лас­ков и нежен с Ремом, послан­ный окон­ча­тель­но под­твер­дил все его пред­по­ло­же­ния, сове­то­вал деду с вну­ком ско­рее брать­ся за дело и сам остал­ся с ними, пред­ло­жив свою помощь.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Итак, Амулий остался в неведении, Ромул уже надвигался с отрядом извне, а Рем поднимал мятеж в самом городе. Царь был слишком растерян и не успел что либо предпринять — его быстро пленили и убили, новым правителем снова стал Нумитор.

Так братья героически спасли город от тирании, но желанную власть в итоге не получили, ведь не хотели ссориться со своим дедом, поэтому они покинули город, чтобы основать свой. Тут история Ромула и Рема приближается к кульминации…

Братья нашли отличное место для возведения города — 7 отличных холмов для обороны, река Тибр для торговли. Казалось бы, все прекрасно, но тут возник спор, причем довольно глупый — где же возвести главный замок и как назвать город. Рем выбрал холм Авентин, а город хотел назвать Ремурием, Ромул же выбрал холм Палатин (отсюда palace (англ.) — дворец), а название для города — Рим. Спор хотели разрешить знамением, но даже тут вышел казус:

Рему, как пере­да­ют, пер­во­му яви­лось зна­ме­нье — шесть кор­шу­нов, — и о зна­ме­нии уже воз­ве­сти­ли, когда Рому­лу пред­ста­ло двой­ное про­тив это­го чис­ло птиц. Каж­до­го из бра­тьев тол­па при­вер­жен­цев про­воз­гла­си­ла царем; одни при­да­ва­ли боль­ше зна­че­ния пер­вен­ству, дру­гие — чис­лу птиц.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Далее по Тит Ливию, по итогу небольшой стачки между сторонниками братьев, Рем погиб, Ромул стал единоличным правителем.

По Плутарх Ромул обманул всех, и на самом деле, никакого знамения у него вообще не было, когда Рем узнал об этом, то начал всячески издеваться над братом, за что в порыве ярости был убит вместе с Фаустулом.

То есть, как вы понимаете, Рем в любом сюжете погибал. Или же не в любом? Интерпретаций у этой истории просто миллионы, поэтому давайте обратимся к другому сюжету. Вот, например, историк IV века Аврелий Виктор (или, скорее, тот, кто скрывается за этим псевдонимом) пишет вот что:

Когда Ромул подо­шел к нему [Рему] и спро­сил, какие имен­но ука­за­ния он полу­чил, и тот ска­зал, что к нему во вре­мя гада­ния при­ле­те­ло сра­зу шесть кор­шу­нов, Ромул вос­клик­нул: «А я тебе пока­жу сей­час две­на­дцать кор­шу­нов!» И дей­ст­ви­тель­но, сей­час же за эти­ми сло­ва­ми появи­лись при блес­ке мол­нии и рас­ка­тах гро­ма две­на­дцать кор­шу­нов. Тогда Ромул обра­тил­ся к Рему с таки­ми сло­ва­ми: «Ну что же, Рем, увидев, что про­изо­шло, будешь ли ты наста­и­вать на преж­нем?» Рем, поняв, что он про­иг­рал спор о цар­стве, ска­зал: «Мно­го сме­лых надежд это­го горо­да и дерз­ких его начи­на­ний при­ве­дут к успеш­но­му их осу­щест­вле­нию»

Аврелий Виктор, «Происхождение Римского народа»

По его версии (хотя она, скорее всего, не его, но конкретный источник он тут не указывает) все закончилось вполне себе мирно. Помимо этого, далее историк упоминает некого Эгнация, который тоже считал, что Рем ни только не умер, но и прожил дольше своего брата.

Впрочем, давайте все же оттолкнемся от того, что Рем погиб от рук Ромула, который, по Ливию, вскрикнул: «Так да погибнет вся­кий, кто пере­ско­чит через мои сте­ны». На этом моменте мы пока оборвем легенду об основании города, чтобы немного проанализировать данную историю.

Ромул убивает Рема

Давайте все же остановимся на том, что вся эта история — один большой миф. Нет ни одного факта, который хоть бы как-то подтверждал существование братьев. Слишком много противоречий в этой легенде, даже смущает и тот факт, что мы знаем точную дату основания города — 21 апреля 753 года до н.э. Археологические данные дают понять, что тут были некие поселения и до Ромула и Рема, но когда это переросло в осознание жителей единым целым точно сказать нельзя.

Так что же по итогу? Рем кажется лишним в этой истории, некоторые полагают, что наличие второго брата должно показывать дуализм римского мира, но для многих история двух братьев стала «предрешающей» для Рима. К этом часто ссылается римский поэт Гораций:

Да! Римлян гонит лишь судьба жестокая За тот братоубийства день, Когда лилась кровь Рема неповинного, Кровь правнуков заклявшая.

Квинт Горация Флакк, Эподы

Он же и подводил к одной мысли: история Ромула и Рема была спроецирована самими римлянами. Каждый писатель трактовал легенду по своему, пытаясь раскрыть свое виденье, однако по итогу главная идея о римской жестокости дает о себе знать, и дальше будет только больше.

Эней и Латин

Прежде чем продолжить историю уже одного Ромула, стоит упомянуть еще одну важную для Рима личность, с ролью которой римские историки все никак не могли определиться. То он далекий предок близнецов, то он их отец, то вообще единоличный основатель Рима. Да, поговорим об Энее. Собственно, существует легенда, по которой наш герой после троянской войны уплыл в Италию, где и основал вечный город.

Эней побеждает Турна. Лука Джордано.

Хотя историк Дионисий высказывает множество мнений, то ли он в итоге не доплыл, то ли просто отряд послал, а сам остался, то ли это вообще тезка-Эней. Более красивую историю нам преподнес Вергилий в своем эпосе «Энеида», как раз и повествующий о легендарном герое и его жизни после падении Трои.

На какой почве возникла данная легенда непонятна, еще больше вопросов к тому, как ее хоть немного привязать к созданию Рима, ведь он, как мы знаем, был основам в VIII веке до н.э., а Троя пала в XII до н.э. Вряд ли Эней жил столько времени, чтобы потом основать город.

Падение Трои. Франсиско Коллантес.

Можно предположить, что данная история была придумана греками, чтобы пытаться показать доминацию над римлянами, типо: «Вот, смотрите какие мы крутые, что ваш же город основали». По крайней мере, точно известно, что во II веке до н.э. греческое посольство с острова Делос в своих речах нередко упоминала Энея и его нахождение в Италии.

Римским историкам была знакома и это легенда, поэтому они всячески пытались их хоть как-то связать, чтобы история Ромула, Рема и Энея были где-то рядом и казались последовательной. Если же мы хотим сделать также, то логичнее будет предположить, что герой Трои основал не Рим, а Лавиниум, а сын Асканий — Альбу, ту самую, где наши братья были рождены. А так как разница между жизнями близнецов и Энея — 500 лет, то логичнее будет взять во внимание слова Дионисия, что родственниками они были аж в 17 поколении.

Однако это не все, еще более вскользь упомяну очередную версию возникновения города, по которой его основателем был сам сын Одиссея и Кирки Латин. По легенде, остров, где он родился, располагался как раз недалеко от Италии, куда наш герой и приплыл, где и основал Рим.

Латин (слева) и его жена Амата (справа)

Хотя по все тому же Дионисию, он лишь основал племя латинов, которых также любили называть аборигенами то ли от слова ab origine (изначально), то ли от глагола errare (блуждать). Две абсолютно диаметральные версии, и все же первая звучит лучше. Вторая — плод воображения все того же историка, который назвал латинов аборигинами, чтобы подогнать их под свою этимологию. Сложно сказать, почему он так считает, возможно, так он хотел обосновать образ жизни Рима, его некую текучесть и непостоянность.

Теперь, пройдясь по всем трем легендам, мы можем представить небольшую целостную картину. Латин основал племя, Эней — Лавиниум, Асканий — Альбу, а Ромул и Рем — Рим. И хотя надо все еще понимать, что это лишь красивые мифы, мы теперь проанализировали их и поняли, на какой почве они возникли и была ли в ней хоть капля правды.

Ну а теперь, обратно к Ромулу!

Правление Ромула

Итак, Ромул становится единоличным правителям только что им основанного Рима. Какие же беды смог натворить наш первый царь за 37 лет мы сейчас и узнаем.

Городу нужны были жители. К сожалению, постройка хижин не прибавляет населения, поэтому Ромул пошел на смелый шаг — объявил Рим пристанищем для беглецов, беженцев, преступников и иного сброда. Это сработало — в город прибыло много мужчин, но, к сожалению, маловато женщин. Так уж вышло, что римляне еще не постигли искусство мужского зачатия, поэтому решились на одну шалость, подумал, что раз девушки не идут в Рим, то пусть Рим придет к девушкам.

21 августа, то бишь ровно через 4 месяца после основания города, проходил праздник в честь бога Конса. Гостеприимный Ромул пригласил сабинян и латинян, обещав веселую, а главное абсолютно бесплатную тусу.

Иронично, но до этого Ромул отправлял посольства в близлежащие города с просьбой дать парочку женщин для браков, но везде получали отворот-поворот.

[Римские] посоль­ства нигде не нашли бла­го­склон­но­го при­е­ма — так вели­ко было пре­зре­нье соседей и вме­сте с тем их боязнь за себя и сво­их потом­ков ввиду вели­кой силы, кото­рая сре­ди них под­ни­ма­лась. И почти все, отпус­кая послов, спра­ши­ва­ли, отче­го не откро­ют рим­ляне убе­жи­ще и для жен­щин: вот и было бы им супру­же­ство как раз под пару.

Тит Ливий, «История Рима от основания города», Книга I

Как вы поняли, приглашение на праздник соседи приняли. Казалось бы, что могло пойти не так. Так вот, неожиданно, в самый разгар пьянки, Ромул дал знак своим людям, чтобы те начали просто выхватывать женщин из пьяной толпы и делать их женами.

Некоторые историки утверждали, что количество украденных сабинянок можно прировнять к математической погрешности и истинная цель — найти повод для войны. Хотя большинству все же видится более поверхностная причина в виде биологического размножения. Вообще Тит Ливий очень любил оправдывать это действо — видите ли, захватывали только незамужних, да и соседи так-то сами виноваты, ведь не хотели сближаться.

Похищение сабинянок. Себастьяно Риччо.

Девушки сильно горевали (кто бы не горевал), поэтому Ромул чуть ли с каждой провел сеанс реабилитации, рассказывая, как прекрасен Рим, и все похищенные станут его полноправными гражданами. Вроде как, дамы утихомирились. Не утихомирились лишь родители тех самых дам, которые начали устраивать саботаж в Риме, а позже латиняне и сабиняне и вовсе пошли войной на Рим. Итого, как мы видим, вечный город продержался без войны аж 4 месяца. Похвально.

Подробности битвы с латинянами мы не знаем. Все закончилось хорошо и Рим победил, а вот сабиняне оказались куда более серьезным противником. Ромулу пришлось пообещать Юпитеру, что построит в честь того храм, если римляне одолеют врага. Как вы поняли, вскоре в городе появилось новое здание. Сабиняне, правда, после нескольких неудач не сдались. Они решились на реванш и, собрав отряд, двинулись на Рим.

Далее Плутарх описывает невероятно смешную историю. Войско сабинян не могло подступить к городу из-за очень хорошего караула, но, как и всегда, в такое дело вмешались женщины. Начальником караула был Тарпей, у которого была дочь Тарпея. Ей, видите ли, очень понравилось богатое обмундирование сабинян, поэтому она предложила им сделку: она открывает им ворота, а они дают ей все, что имеют на левой руке. На том и порешали. Как только враги вошли в Рим, они начали выполнять свою часть договора, только, почему-то, решили не просто дать в руки все украшения, а тупо их кидать в девушку, причем в левой руке, как мы знаем, находились не только побрякушки, но и щиты (а у кого-то и основное оружие). Ну, в итоге, один удачно кинутый предмет с легкостью убил девушку, так она и погибла в куче золота.

Тарпея, предположительно, заброшенная щитами.

Во время городских боев Римляне реально чуть было не проиграли, но тут опять вмешались женщины, а именно те самые сабинянки, которых когда-то похитили. Они уже совсем не хотели возвращаться, ведь имели мужей и детей.

Что дур­но­го сде­ла­ли мы вам, чем вас так оже­сто­чи­ли, за что уже пре­тер­пе­ли и тер­пим вновь лютые муки? Насиль­ст­вен­но и без­за­кон­но похи­щен­ные нынеш­ни­ми наши­ми вла­ды­ка­ми, мы были забы­ты бра­тья­ми, отца­ми и роди­ча­ми, и это забве­ние ока­за­лось столь про­дол­жи­тель­ным, что соеди­ни­ло нас с нена­вист­ны­ми похи­ти­те­ля­ми тес­ней­ши­ми уза­ми и ныне застав­ля­ет стра­шить­ся за вче­раш­них насиль­ни­ков и без­за­кон­ни­ков, когда они ухо­дят в бой, и опла­ки­вать их, когда они поги­ба­ют! Вы не при­шли ото­мстить за нас обид­чи­кам, пока мы еще хра­ни­ли наше дев­ство, а теперь отры­ва­е­те жен от супру­гов и мате­рей от мла­ден­цев — помощь, кото­рая для нас, несчаст­ных, гор­ше давеш­не­го небре­же­ния и пре­да­тель­ства! Вот какую любовь мы виде­ли от них, вот какое состра­да­ние видим от вас! Даже если бы вы сра­жа­лись по какой-либо иной при­чине, даже в этом слу­чае вам бы сле­до­ва­ло оста­но­вить­ся — ведь бла­го­да­ря нам вы теперь тести, деды, близ­кие! Но коль ско­ро вой­на идет из-за нас, уво­ди­те нас, но толь­ко — вме­сте с ваши­ми зятья­ми и вну­ка­ми, вер­ни­те нам отцов и роди­чей, но толь­ко — не отни­мая детей и мужей! Избавь­те нас, молим, от ново­го раб­ства!

Сабинянки (со слов Плутарха)

Война окончена, сошлись на том, чтобы объединить Рим и племя сабинян, живя в неком симбиозе и разделив между собой власть. Такой расклад продлился недолго, ведь Таций (царь сабинян) сильно разругался с жителями города Лавиниума, за что был убит, а Ромулу только в кайф, править одному все-таки проще. Вместо мертвого царя, наверно, нового поставили? Как бы ни так.

… ни бес­по­ряд­ков, ни воз­му­ще­ния саби­нян не после­до­ва­ло: одни люби­ли царя, дру­гие боя­лись, третьи вери­ли, что он во всем без изъ­я­тия поль­зу­ет­ся покро­ви­тель­ст­вом богов, и чти­ли его по-преж­не­му. Чти­ли Рому­ла и мно­гие из чужих наро­дов, а древ­ние лати­няне, при­слав к нему послов, заклю­чи­ли дого­вор о друж­бе и воен­ном сою­зе.

Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», Ромул

Убийц Тация выдали Ромулу, но он решил их не наказывать, правда потом передумал, когда в Риме и Лавиниуме началась эпидемия. Все, конечно же, увидели в этом гнев самих богов, поэтому тут же покарали убийц, и о чудо — мор пошел на спад.

Собственно, далее могущество Рима только росло, все соседи лишь пытались сыскать милости у новоиспеченного города, но только один народ решил пойти войной — этруски. Придумав тупой повод, они тут же вооружили войска и отправились в поход.

Война состояла из двух битва. Первая неинтересная — там Римляне быстро сос… проиграли. Во второй, почему-то, очень часто восхваляли Ромула, будто бы он половину этрусской армии перерезал лично (всего их было 14.000). Ну, как бы то ни было, враги дали заднюю, попросили мир на 100 лет и уступили многие земли. Собственно, далее Ромул уже правил в мире.

Через какое-то время после, Нумитор, про которого все уже успели забыть, умирает. Власть над Альбой, по идеи, должна была перейти Ромулу, но наш царь решил показаться героем и дать право городу распоряжаться своими делами самостоятельно, лишь ставя им наместника раз в год. Знать Рима сразу же удивилась такому и захотела так же, поэтому между нашим героем и его верными слугами часто возникали конфликты, поэтому и не удивляйтесь, что произошло дальше.

На этом историю Ромула можно и закончить. В один день, у Козьего болота, что на Марсовом поле, царь созвал войска для осмотра. Тут же начался ураган, который унес правителя Рима в неизвестность. Конечно же, царя пытались искать, но по итогу не нашли, тем самым, больше его и не видели.

Есть, конечно, и более приближенная версии, по которой Ромула убили сенаторы, а потом по частям выносили тело, чтобы никто не смог найти и опознать.

Так и кончилась жизнь первого царя. О том, кто же такие эти ваши цари и насколько их существование достоверно, мы поговорим в следующей главе.

Вывод

Вывод для всей этой истории достаточно неутешительный — все это лишь миф, а Ромула и Рема, вполне возможно, даже и не существовало. Однако все это, как было упомянуто в начало, очень странно с точки зрения составления мифологии. Никаких тебе героев, богов особо нет, только предательства, похищения и убийства. Опять же, вполне возможно, что римляне сами придумали себе такую историю, чтобы хоть как-то оправдать свое нутро.

Многие интересные моменты я упустил. Конечно же, сделал я это специально, чтобы вы могли сами окунуться в античную и современную литературу по этой теме:

Источники и литература:

Источники:

  • Аврелий Виктор. Происхождение римского народа.
  • Аппиан. Римская история. Книга I.
  • Дионисий. Римские древности. Книга I-II.
  • Евтропии. Краткая история от основания Города. Книга I.
  • Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ромул.
  • Цицерон. О государстве. Книга II.

Литература:

  • Бирд М. SPQR История Древнего Рима. Глава 2.
  • Ковалев С.И. История Рима. Часть I.
  • Нетушил И.В. Легенда о близнецах Ромуле и Реме
  • Теодор Моммзен. История Рима. Том I. Книга I.
  • Энман А. Ф. Легенда о римских царях, ее происхождение и развитие.

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ

Ромул и Рем: Убийство и основание Рима

Написано Эдвардом Уиланом, писателем Classical Wisdom

Древние римляне настолько уважительно относились к традициям и древним обычаям, что почитали основателя Рима Ромула, хотя он убил своего брата Римуса. Фактически, миф о Ромуле и Реме имел решающее значение для построения римской идентичности и важен для развития их ценностей и мировоззрения.

Происхождение мифа о Ромуле и Реме

Единой версии мифа о двух братьях не существует. Возможно, он был основан на раннем культе волка, который в какой-то момент стал основополагающим мифом города Рима. Археологи нашли свидетельства существования святилища Ромула и Рема в самом сердце древнего города, что указывает на то, что им поклонялись в давние времена. Было много церемоний, посвященных этому дуэту, например, Луперкалии. Однако многие римляне не были уверены в происхождении этих ритуалов и праздников.

История Ромула и Рема

Согласно общепринятой версии мифа, отцом близнецов был римский бог войны Марс, а матерью – весталка Рея Сильвия. Она была дочерью короля Альба-Лонги, свергнутого своим братом Амулием. Он заставил ее стать весталкой, чтобы она не родила сыновей.

La Lupa Capitolina «Капитолийский волк». Традиционная наука говорит, что фигура волка является этрусской, 5 век до н.э. Фигуры Ромула и Рема были добавлены в 15 веке нашей эры Антонио Поллайуоло. Недавние исследования показывают, что волчица может быть средневековой скульптурой, датируемой 13 веком нашей эры. Источник: Википедия. (Не очень) забавный факт: Бенито Муссолини, 1931 года подарил Цинциннати, штат Огайо, копию Капитолийского волка в память о римском государственном деятеле и военачальнике Цинциннате, названном в честь города. Статуя и по сей день находится в Иден-парке.

Новому королю было предсказано, что любые дети мужского пола, которых она родит, свергнут его. Когда он услышал, что Рея Сильвия беременна, он пришел в ярость. Амулий приказал разоблачить близнецов — обычная форма детоубийства в Риме на протяжении всей его истории.

Слуге было приказано взять мальчиков в корзину и бросить их. Однако слуга сжалился над ними и поставил корзину с близнецами на реку Тибр. Мальчики уплыли, и в конце концов их нашла волчица, которая вскормила их. Позже их вырастил пастух. В молодости они вернулись в Альба-Лонгу, убили узурпатора и вернули на престол своего деда. Затем они отправились искать новый город и в конце концов остановились на реке Тибр.

Убийство Рема

По словам великого историка Ливия, два брата начали ссориться из-за предполагаемого места для города. Ромул хотел основать город на Палатинском холме, а Ремус хотел основать его на Авентинском холме. Они пришли к компромиссу, решив изучить предзнаменования от богов. Они согласились выбрать место, которое выберет тот, кто увидит больше всего птиц, что является распространенным этрусским методом гадания.

Римский рельеф из собора Марии Зааль, изображающий Ромула и Рема с волчицей.

Ремус видел шесть птиц, а Ромул утверждал, что видел более дюжины. Однако Рем отказался признать предзнаменования богов и решил построить свой город на холме, соседнем с его братом Ромулом. Двое мужчин и их последователи начали конфликтовать. Ромул, который был более проницательным из них двоих, начал строить ров и стену вокруг своего поселения. Ремус начал насмехаться над этим и прыгал через стены, насмехаясь над стараниями брата. Это привело к драке.

Один из сторонников Ромула ударил его близнеца лопатой, и тот тут же был убит. В другой версии мифа боги убивают Ремуса. Ливий сообщает, что Ромул был огорчен смертью своего брата и похоронил его с должными почестями. Смерть Рема стала считаться основанием Рима.

Ромул: первый правитель Рима

Ромул стал королем своего поселения. Он должен был показать себя великим лидером и воином и значительно расширил свой город. В конечном итоге он был назван в его честь, и это происхождение названия Рим.

Алтарь Марсу (божественному отцу Ромула и Рема) и Венере (их божественной прародительнице), изображающий элементы их легенды. Тиберин, отец Тибра, и младенцы-близнецы, которых вскармливает волчица в Луперкале, находятся внизу. Слева — гриф из состязания гаданий и Палатинский холм. (Из Остии, сейчас в Палаццо Массимо алле Терме). Источник: Википедия.

Считается, что он завоевал сабинян и Альба-Лонгу. Также считалось, что Ромул основал многие политические институты Рима, такие как Сенат. Он также разделил население на ордена плебеев и патрициев. Сообщается, что многие законы Рима были установлены Ромулом. Считается, что когда он умер, то вознесся в небо или исчез во время бури. По другой версии мифа, он был убит сенаторами и похоронен на Форуме.

Значение мифа

История Ромула и Рема является основополагающим мифом, поскольку она объясняет основание политического сообщества, в данном случае Рима. Важно помнить, что близнецы и их действия предопределены судьбой, а значит, одобрены богами. Миф указывал римлянам, что их город был вдохновлен Богом и будет защищен Богом.

Фигура Ромула использовалась для объяснения многих политических институтов и законов города-государства. История Ромула и Рема ценит такие понятия, как единство и уважение к предзнаменованиям. История была очень популярна и часто обсуждалась художниками в республиканский и имперский периоды.

Пастух Фаустул приводит Ромула и Рема к своей жене Николя Миньяр (1654 г.)

Заключение

Миф о Ромуле и Реме использовался для объяснения ранней истории Рима. Он играл важную роль в общественной религии Республики, а затем и Империи. Более того, миф использовался для формирования ценностей граждан и способствовал формированию отчетливо римского чувства идентичности и миссии.

Ссылки

  • Койпер, К. (ред.). (2010). Древний Рим: от Ромула и Рема до нашествия вестготов. Образовательное издательство Britannica.

Как был основан Рим? Не за день и не близнецами.

Высокоцивилизованные этруски оказали огромное влияние на возможную географию, архитектуру, правительство, торговлю и сельское хозяйство города. Они создали превосходные школы, в которые богатые римляне отдавали своих сыновей, подобно тому, как позднее они отправляли их в греческие институты. К шестому веку до нашей эры некоторые из самых известных институтов Рима, от Форума до Сената, уже существовали, но даже самые авторитетные историки, включая Фабия, Ливия и Плутарха, начинали свои описания империи с легенд.

( Как предметы повседневного обихода отдергивают завесу древнего Рима. )

Легендарное начало

История основания Рима начинается в Альба-Лонге, первом «городе» Лациума, области в центральной части западной Италии, оккупированной Латиняне. Этот район был заселен земледельческими общинами с бронзового века и был известен древним грекам, возможно, поэтому Эней, троянский принц, как говорят, основал его около 1150 г. до н.э.

По словам историка Ливия, сексуального насилия над сабинянками не было. Здесь Герсилия разделяет Ромула и сабинского царя Татия.

Изображение предоставлено Эрихом Лессингом/Art Resource, NY

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Согласно легенде, в Альба-Лонге двое потомков Энея, братья Амулий и Нумитор, боролись за то, кто будет править. Амулий победил, убив сыновей Нумитора и сослав свою дочь Рею Сильвию, чтобы она стала весталкой. Благодаря божественному вмешательству она родила близнецов Ромула и Рема.

Под угрозой со стороны потенциальных претендентов на его трон Амулий обезглавил Рею Сильвию и бросил младенцев в реку Тибр. Чудесным образом волчица спасла мальчиков и заботилась о них, пока пастух Фаустул не усыновил их и не вырастил на Палатинском холме, расположенном в современном Риме.

( В Италии популярны древние вина. Вот почему. )

Легенда гласит, что братья основали город Рим на берегу реки Тибр, где она была достаточно узкой для пересечения и холмы обеспечивали хорошую оборонительную позицию. Однако земля между холмами была довольно болотистой и не такой уж плодородной. Вскоре близнецы поссорились из-за точных границ города, и Ромул убил Рема.

На цветной гравюре изображен вид XVI века на Капитолийский холм из садов Фарнезе, первого частного ботанического сада в Европе.

Изображение предоставлено Bibliothèque Mazarine, Paris, France/Archives Charmet/The Bridgeman Art Library

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Ромул вместе с завербованными им разбойниками и преступниками пригласил соседнее племя сабинян, сопротивлявшихся смешанным бракам с римлянами, на праздник. Во время веселья Ромул поднял плащ, давая своим людям сигнал схватить и похитить молодых сабинянок. Как гласит история происхождения, женщин устраивало быть римскими женами, и они не давали сабинянам сражаться с римлянами, когда те пришли, чтобы отбить их. В конце концов сабиняне остались в Риме как часть нового города.

( Как римские гладиаторы готовились к бою. )

Влияния в этом районе

Археологические данные говорят нам, что реальное происхождение Рима было менее драматичным. Первыми римлянами были латинские земледельцы и пастухи, жившие в небольших деревенских хижинах на Эсквилинских и Палатинских холмах. Сабины, племя, жившее на севере, разделились вскоре после основания города, а некоторые из них ушли на юг и объединились с римлянами.

Показаны руины комиция в Салерно, Италия, где собрания римских судов собирались для избрания местных магистратов и где проводились народные собрания.

Фотография Стефано Равера/Alamy Стоковое фото

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Рим оставался относительно примитивным до 600-х годов до нашей эры, когда этруски, контролировавшие ряд городов-государств на севере, начали захватывать город.

( 200 000 миль римских дорог составляли основу империи. )

Римское королевство

Хотя современные ученые не принимают во внимание некоторые отчеты древнеримских историков, они согласны с тем, что на первом этапе его истории — примерно с от 753 до 509до н.э. – Римом правили короли. Согласно этим авторам, первым был Ромул, за ним последовал Нума Помпилий, сабинянин, а в 616 г. до н.э. этруском по имени Л. Тарквиний Приск.

Короли обладали почти абсолютной властью, будучи административными, судебными, военными и религиозными лидерами. Сенат выполнял функции совещательного совета. Король выбрал его членов, которые стали известны как патриции, из ведущих семей города. В отличие от более поздних монархов, римское царство не передавалось по наследству. После смерти царя наступил период, известный как междуцарствие, 9 г.0079   , когда Сенат выбрал нового правителя, который затем был избран народом Рима. Избранному королю нужно было получить одобрение богов и Империи,   власть командовать, прежде чем занять свой трон.

( Внутри заговора с целью убить Юлия Цезаря. )

Первая перепись населения Рима

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пятый король Рима изображен на фламандском гобелене из шелка и шерсти.

Изображение предоставлено Полом Мейяртом/Bridgeman Images

Говорят, что Тарквиний Приск, пятый царь Рима, организовал первую перепись населения. Он поместил людей в три трибы, состоящие из десяти приходов, или курий, из которых король выбрал 300 патрициев для заседания в сенате. Его преемник, Сервий Туллий, реорганизовал граждан в пять классов, основанных на богатстве.

Классы разделились на века равного достатка. Хотя в более богатых классах было меньше людей в свои века, каждый человек имел больше власти, поскольку каждое столетие голосовало как блок. В более поздние эпохи перепись использовалась для взимания налогов.

Этрусские влияния

Монета из Понта в Малой Азии с изображением пантеистического бога

Изображение предоставлено Münzkabinett в Staatliche Museen/Reinhard Saczewski/Art Resource, NY

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Этруски правили свободной конфедерацией городов-государств, простиравшейся от Болоньи до Неаполитанского залива. Остается неясным, откуда они произошли, но они использовали версию греческого алфавита, и некоторые древние источники описывают их как происходящие из Малой Азии. Около 650 г. до н.э. они уже доминировали в регионе и взяли под свой контроль Рим, желая занять его стратегическое положение на Тибре.

При этрусских королях Рим вырос из ряда деревень в настоящий город. Этруски осушили болота вокруг города, построили подземную канализацию, проложили дороги и мосты. Они основали рынок крупного рогатого скота, Бычий форум, а также Римский форум, центральный рынок и место встреч, которые превратились в сердце империи. К концу этого периода этрусского влияния на Капитолийском холме был построен первый храм Юпитера; этот храм, хотя и перестраивался много раз, стал символом могущества Рима.

( Какое таинственное послание было написано на обертках мумии? )

Построенный как мавзолей императора Адриана на берегу Тибра, замок Святого Ангела сейчас является музеем.

Фотография anshar/Shutterstock

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Основание Республики

Эпоха римских королей закончилась в 509 г. до н.э., когда римляне предположительно изгнали последнего этрусского царя, Л. Тарквиния Гордого, в другом мифизированном событии. Как рассказывают историки, в том числе Ливий, сын Тарквиния Гордого, Секст, угрожая ножом, изнасиловал дворянку Лукрецию, жену внучатого племянника короля. Лукреция, чувствуя, что ее честь и добродетель потеряны, покончила жизнь самоубийством. Ее дядя Брут клянется отомстить за нее и совершает революцию и изгнание монархии. Для римского народа ее история представляет собой тираническую власть монарха над государством, поэтому сага о Лукреции цитируется как событие, которое привело к возникновению Римской республики.

( Кровь и предательство превратили Рим из республики в империю. )

Туристы посещают Римский Форум в Риме, Италия.

Фотография Андреа Фраззетта/National Geographic Image Collection

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Вместо монархии римляне установили республику, просуществовавшую до 30 г. до н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *