Религия восточных славян (таблицы + схемы)
Удобная навигация по статье:
- 1 Религиозные воззрения восточных славян
- 1.1 Истоки славянской религиозной культуры
- 1.2 Славянский пантеон богов
- 1.3 Смерть и похоронные обряды в религиозной культуре восточных славян
- 1.4 Таблица: нравы и верования (политеизм) восточных славян
- 1.5 Схема: обычаи и верования славянских племен
- 1.6 Схема: этапы становления религиозный воззрений восточных славян
- 2 Видео-лекция: верования древний славянских племен
Религиозные воззрения восточных славян
Религия восточных славянСм. также Верования восточных славян
Истоки славянской религиозной культуры
Восточные славяне на раннем этапе своего развития были язычниками. Язычество – это необычные и многогранные представления о природе и человеке, которые уходят корнями в глубь веков. При этом, исследователи и историки-славянофилы не имеют точной информации о месте зарождения языческих культов. Причиной этому выступает то, что большинство археологических свидетельств были полностью стёрты временем.
Всё, что нам фактически известно об этой древней религии дошло до нас благодаря устному народному творчеству и летописям более поздних времён.
Итак, согласно дошедшим до нас данным, верования восточных славян было основано на поклонении многим богам (политеизм). Для язычника каждое природное явление выступало в качестве предзнаменований этих богов. Кроме того, славяне считали, что вместе с ними живут невидимые глазу существа, некоторые из которых помогают людям в быту, а некоторые – вредят.
Все жители боялись гнева этих существ и регулярно приносили им жертвы, молясь о помощи. Таким образом, многие обычаи язычников были тесно связаны с подобными жертвоприношениями. Без одобрения богов не начиналось ни одно крупное дело.
Славянский пантеон богов
Славянский пантеон имел собственную иерархию, согласно законам которой боги были разделены на главных и второстепенных. Кроме того, в этой религии присутствовали и духи-хранители, помогающие людям в быту и спасающими их от болезней.
Религия восточных славян имела и описание миросотворения. Так, они верили, что начало мира было положено золотым яйцом, в котором находился бог Род, явившийся впоследствии отцом всего материального и нематериального. Именно этот бог сотворил землю, небо, деревья и остальных богов, входящих в славянский пантеон и именно от имени бога Рода было образовано слово «природа», которое означает, что всё живое и неживое состоит при Роде.
Род — главное славянское божество
Одним из первых творений Рода стал божий дух, которого славянский народ до самой христианизации изображал в виде большой совы. Исследователи утверждают, что в определённый период её называли Матерь Сова. От Духа появился Сварог представляющий в язычестве небесные силы и являющийся царём всего, что ходит по земле. У Сварога было двое детей: бог ветра Стрибог и бог солнца Дажбог и они создали других, которые начали творить различных мистических существ, пока на земле не сформировалось божественное царство, которое получило свои правила и законы.
Со временем божественные имена менялись, однако их сущность по-прежнему оставалась той же, что и раньше. Именно так зародилось язычество славян, а вместе с ним славянская культура.
При этом, как мы можем видеть на примере христианизации Руси, верования и обычаи славянских народов не заменялись новыми, но становились их продолжением, подстраиваясь под определённые важные (чаще политические) условия. Так и бог Перун, изначально находившийся не на вершине пантеона в итоге стал главным богом на Руси. Это случилось в период частых военных походов.
Многие исследователи отмечают тесную связь между бытом и религией славян. Например, раньше все посевы пшеницы и её сбор сопровождались песнями, славящими богиню Лелю, которая после этого должна была охранять урожай.
Смерть и похоронные обряды в религиозной культуре восточных славян
Особое место в язычестве занимала смерть и похороны умершего. Ведь именно от правильного соблюдения обряда зависело, как покойник будет встречен в загробном мире. Тело клали в деревянную лодку, после чего поджигали и отправляли вниз по течению реки, отправляя таким образом душу в загробный мир. Часто мёртвых сжигали и хоронили пепел в кургане.
В такие могилы воинов и знатных жителей также помещали доспехи, труп коня и боевое оружие, чтобы человек не нуждался в загробном мире ни в чём, что любил при жизни. Не менее трепетными были и обряды, связанные со свадьбой и рождением детей.
Каждый праздник, имеющийся в славянском календаре был напрямую связан с определённым природным явлением, а самые важные празднования проходили в период перехода одного сезона в другой. Стоит отметить, что многие такие праздники играли настолько большую роль, что существовали ещё сотни лет после принятия Русью христианской веры, хотя они и изменили внешне своё изначальное предназначение.
Например, первым гулянием в году был праздник в честь бога Коляды, который принёс славянам Знание. Его праздновали первого января, что впоследствии совпало с Рождеством Христовым. Как Вы могли догадаться, этот праздник существует даже в современном мире. Ведь и сегодня в начале года можно встретить коллективы распевающие стихи-колядки и получающие за это различные сладости.
Заведовали таинствами и обрядами на Руси волхвы. Однако, с приходом христианства все они исчезли, хотя эти люди и пытались ещё долго проводить свои требы на языческих капищах.
Таблица: нравы и верования (политеизм) восточных славян
Нравы и верования восточных славян |
Схема: обычаи и верования славянских племен
Обычаи и верования славянских племен |
Схема: этапы становления религиозный воззрений восточных славян
Этапы становления религиозных воззрений восточных славян |
Видео-лекция: верования древний славянских племен
youtube.com/embed/kchyv44KBis» frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»/> |
Материал к уроку литературы на тему «Мифология древних славян»
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очагe и его устройстве. Славянская мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями человеческой практики.
О мифологии Древних Европейских цивилизаций написано многое. До нас дошли находки в виде мировых литературных памятников. Это «Илиада» и «Одиссея» Гомера, руны «Калевала», мифы «О сотворении мира», «Книга познания явлений Ра» и другие. О славянской мифологии написано, к сожалению, гораздо меньше. Но это не значит, что мифология славян уступает европейской. Наоборот, она намного старше, богаче и разнообразнее западно – европейской мифологии. В данной работе раскрываются мифологические представления и воззрения древних славян.
Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области, соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми.
В статье мы раскроем основной пантеон языческих богов.
Пантеон славянских божеств представлен в таблице 1.
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней божеств.
Таблица 1. Уровни славянских божеств
Высший. Боги небесной сферы | Средний. Божества славян, тяготеющих к земле | Нижний. |
Перун Сварог Хорс Свантовит Стрибог Семаргл | Макошь Лада Ярило Мать-Сыра Земля Род Жива Мара | Кощей Вий Хворств Злебог Леший Русалки Домовой |
На высшем уровне располагались боги, наиболее
важные
для славян, которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях,
такие как: Перун – бог громовержец, покровитель
военных дружин; Сварог – бог небесного огня; Хорс
– бог солнца и миропорядка;
Даждьбог – бог, дарующий свет, тепло, двигающий небесные тела,
он знаменует смену дня и ночи, времена года, лет, столетия, он покровитель
славян, которым даровал правду; Свантовит – бог богов, даёт
победу в войнах, несёт меч, копья, Знамя; Стрибог – бог
воздушных стихий, владыка ветров; Семаргл – символизирует
единство пантеона из семи богов (Перуна, Хорса , Стрибога , Даждббога ,
Семаргла и Макоши).
К среднему уровню могли относиться божества,
связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами. К этому уровню относились
и женские божества. Например, Макошь – богиня урожая и удачливой
судьбы, покровительница дома. Она прядет нить судьбы; Лада – богиня любви красоты и гармонии; Ярило – бог
весеннего плодородия; Мать – Сыра — Земля – богиня земли,
порождающая всё сущее в мироздании. Её образ преломляется в образ женщины –
матери;
На нижнем уровне находились различные
узкоспециализированные существа, менее уподобленные человеку, чем божества
высших ступеней. Это Кощей – царь подземного царства, божество
окостенения и оцепенения; Вий — божество преисподней, судья
мёртвых; Хворств — бог хворей, болезней, старости.
Недобрый, т.к. обойден вниманием молодости; Злебог – бог,
терзающий грешников. К божествам нижнего мира относятся ещё и домовые, лешие,
русалки, водяные, упыри, лесовики и т.д.
Славяне представляли мир живых и умерших в виде древа. Священное Мировое Древо славян — Ирий, Вирий или Вырий — разное произношение у разных народов. Это Древо-Рай, где живут Райские Птицы. Мировое Древо соединяет мир Нави — наш мир живых людей и мир Прави — мир, где обитают боги. По стволу Мирового Древа боги спускаются в наш мир, чтобы править людьми. Традиционное изображение мирового древа – это переплетенные ветви и райские птицы — оберег, который гравировали на женских украшениях, вышивали на одежде, скатертях, покрывалах, полотенцах. Это сильный защитный символ. Особенно благоприятен для Женщины — хозяйке дома и матери. Это символ Лада и благополучия дома.
Изучив источники, в которых рассказывается о верованиях древних славян, мы систематизировали знания о многочисленных славянских богах, и представили их в таблице 2.
Таблица 2. Пантеон славянских богов
Божества | |
Мужские | Женские |
Род – единственный прародитель богов и творец мира | |
Перун Сварог Хорс Даждьбог Стрибог Семаргл Велес Ярило БелбогЧернобог | Мати-Сыра-Земля (высшее женское божество) Макошь Морена Лада
|
Следует заметить, что единого славянского пантеона богов,
скорее всего, не существовало по причине многочисленности и разбросанности
славянских племён.
В результате исследования
разных источников о пантеоне богов мы обнаружили следующие варианты. В таблице
приведены некоторые из них. (См. таблицу 3).
Таблица 3.
Варианты возможных пантеонов славянских богов.
Вариант 1 (деление по временному принципу) | Вариант 2 (деление по ступеням) | Вариант 3 (по функциональному принципу) | Вариант 4 (по функциональному принципу) |
Пантеон старого поколения: Род, Триглав, Свантовит (Белбог), Велес (Чернобог), Макошь | Высшая ступень: Живица, Земля, Небо (Сварог), Жаждьбог, Перун. Средняя ступень: Чур, Род. Ярило. Низшая ступень:Лешие, Русалки, Домовые
| Старшие боги: Низшие боги: | Начальствующие
боги: |
Пантеон представлен только высшими божествами, некоторые боги выполняют двойственную функцию | Пантеон представлен тремя ступенями. Наблюдается преобладание мужских богов | Пантеон представлен всего лишь двумя ступенями |
Таким образом, единства среди пантеона славянских богов не наблюдается, принадлежность к той или иной ступени (уровню) может варьироваться.
Пантеон греческих богов. Древние греки, любившие порядок, сгруппировали большинство из перечисленных богов в то, что они называли пантеон (“все боги”), или “двенадцать олимпийских богов”. Число 12 у различных народов считалось священным. Возможно, это связано с тем, что данное число можно получить, умножая 3 на 4. При этом 3 символизирует деление мира по вертикали (небо, земля и подземный мир), а 4 означает стороны света. Но, тем не менее, состав пантеона был не очень устойчив. Обычно, это Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис. Итак, Зевс — самый могущественный из олимпийцев, повелитель всех богов; Гера — сестра и законная супруга Зевса, царица богов и Олимпа; Аполлон — сын Зевса и Латоны (Лето), бог света, стреловержец, покровитель предсказаний, искусств, музыки и поэзии, предводитель муз; Афина — первая дочь Зевса и Метиды, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел; Артемида – дочь Зевса и Латоны (Лето), сестра-близнец Аполлона. Артемида — девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах Гермес — сын Зевса и нимфы гор Майи, дочери Атланта. Покровитель стад, торговли, ловкости, обмана и даже воровства; Дионис — сын Зевса и смертной женщины Семелы, бог растительности, вина и виноделия. Празднества в честь Диониса послужили началом театральных представлений; Гефест — сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, муж богини любви Афродиты; Арес — бог жестокой и безжалостной войны, сын Геры и Зевса. Атрибуты бога — копье, горящий факел, собака, коршун; Деметра — дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса, мать Персефоны, богиня плодородия и земледелия; Гестия — богиня священного огня; Афродита — первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Богиня родилась из морской пены. Ее символы — мирт, роза, мак и яблоко. Посейдон и Аид не включаются в это число, ибо пребывают в собственных владениях.
Древнетюркский пантеон богов. Анализ литературных и мифологических источников позволил сделать вывод о том, что сведения о тюркских божествах немногочисленные. В орхонских рунических памятниках упоминаются чётко лишь три божества — Тенгри, Умай и Ыдук Йер-Суб. Историк И. В. Стеблева предложила расположить древнетюркские божества по «уровням» — высший — Тенгри, затем Умай, третий уровень — Йер-Суб, и, наконец, культ предков. Сегодня много исследователей склоняются к тому, что воззрения ранних тюрков были трихотомическими, то есть делили макрокосм на Нижний, Верхний и Средний миры. В енисейских текстах упомянут Эрклиг-хан: «Нас было четверо, нас разлучил Эрклиг (повелитель подземного мира), о горе!».Познакомившись с материалом, в котором раскрывался смысл мифов других народов, мы составили таблицу сравнений пантеонов славянских, греческих и тюркских богов. (См. таблицу 4).
Таблица 4. Пантеон славянских, греческих, тюркских богов.
Боги | Славянский | Греческий | Тюркский |
Неба | Сварог | Тенгри | Зевс |
Войны | Перун | Сведения отсутствуют | Арес |
Любви | Леля | Умай | Афродита |
Брака | Лада | Гера | |
Дома | Макошь | Сведения отсутствуют | Гестия |
Очага | Сведения отсутствуют | ||
Воды | Ящер | Йер-Суб | Посейдон |
Плодородия | Ярило | Умай | Деметра |
Огня | Даждьбог | Огонь | Аполлон |
Смерти | Вий | Эрклиг | Аид |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что
пантеон славянских и греческих богов более широко представлен. Тюркский пантеон
представлен всего тремя божествами и одним божеством Огнем.
Славянская мифология
является совокупностью мифических представлений древних славян времени их
единства (до конца 1-го тысячелетия н. э.). Славянские мифологические тексты не
сохранились, потому что религиозно – мифологическая целостность язычества была
разрушена в период христианизации славян в 10 веке.
Отсутствие
источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты,
очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и
объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов
основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические
представления под греческие или римские образы.
В результате
исследования найденных нами источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и
В. Н. Топорова «Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, мы пришли
к выводу, что:
1. Славянская
мифология недостаточно разработана.
2.Сведения на эту тему не систематизированы.
3.Религия славян была оригинальной и самобытной, сведения о ней, к сожалению,
достаточно противоречивы.
4.Пантеон славянских богов представлен большим количеством действующих лиц, что затрудняет их восприятие.
5.Языческая мифология выражала все основные особенности духовного, этнокультурного, общественного и хозяйственного бытия древних славян.
Список литературы
1. Абрамов А. « Сокровища России»: Энциклопедия. – М. : Росмэн, 2001
г.
2.Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова « Славянская мифология»
3.Статья С. Н. Остапова « Языческая мифология славян»
4.М. В. Попович « Мировоззрение древних славян»: Киев, 1985
г.
5.Б. А. Рыбаков « Язычество древней Руси» : М., Наука. 1988
г.
6.М. Семенова. Статья « Мы – славяне»
7.Ю. Медведев, Е. Глушков –«Энциклопедия славянской мифологии»
8.А.
С. Фаминицын « Божества древних славян»: С. – П.,1995 г.
Свобода вероисповедания в современной России
Твердый переплет $55.00
- Амазонка
- Барнс энд Ноубл
- IndieBound
- Пауэллс
- Питтсбургский университет Press
Запрос на экзамен или стол Копировать. Копия запроса на проверку
Несмотря на религиозное разнообразие населения России и прочную связь между Российским государством и Православной Церковью, проблема свободы вероисповедания была движущей силой в истории страны. Этот том объединяет ведущих ученых, чтобы предоставить обширное исследование эволюции, опыта и оспариваемых значений религиозной свободы в России с раннего Нового времени до наших дней, с особым акцентом на девятнадцатом веке. Обращаясь к разным духовным традициям, священнослужителям и революционерам, идеям и жизненному опыту, Свобода вероисповедания в современной России исследует различные значения религиозной свободы, веротерпимости и свободы совести в России среди негосударственного сектора.
Рэндалл А. Пул (доктор философии, Университет Нотр-Дам, 1996 г.) — профессор истории Колледжа Св. Схоластики в Дулуте, Миннесота. Он преподает на кафедре истории и политики, в программе гуманитарных наук в области здравоохранения, в программе с отличием и в программе первого года обучения Dignitas. В сферу его научных интересов входят русская и европейская интеллектуальная история, история идей, история философской и религиозной мысли. Пул является научным сотрудником Центра изучения права и религии Университета Эмори в Атланте, штат Джорджия, и научным сотрудником Международного центра изучения русской философии Института философии Санкт-Петербургского государственного университета. В 2012 году он был приглашенным профессором российской интеллектуальной истории в Университете Торонто. Он получил исследовательские стипендии в Институте перспективных исследований в Принстоне, Нью-Йоркском университете, Стэнфордском университете, Колумбийском университете и других местах. За последние двадцать пять лет он представил около семидесяти пяти докладов и лекций на научных конференциях и в университетах США и за рубежом. Его резюме и многие его публикации доступны на https://css.academia.edu/RandallAPoole и на http://philosophy.spbu.ru/rusphil/1558/15339..
узнать более
Пол Верт поступил на факультет Университета Невады в Лас-Вегасе в 1997 году, после получения докторской степени в Мичиганском университете в 1996 году, и в настоящее время является профессором кафедры истории. В 2004-2005 годах был приглашенным научным сотрудником Центра славянских исследований Университета Хоккайдо, Япония; научный сотрудник Национального гуманитарного центра в Исследовательском Трайангл-Парке, Северная Каролина, в 2007-2008 гг. ; и приглашенный научный сотрудник Центра перспективных исследований Университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене, Германия, в 2011 г. С 2009 г.до лета 2015 года он был одним из трех редакторов журнала «Критика: исследования в истории России и Евразии» . В 2013–2014 годах он был председателем Сената факультета UNLV, после чего занимал пост председателя комитета UNLV по продвижению и срокам пребывания в должности, а затем — председателя исторического факультета. Освобождение от последнего поста в середине 2017 года стало главным событием его жизни.
узнать более
Вооружение и использование истории, религии и экономики
Проблема
- Вредоносное влияние России на Западных Балканах оказывает политическое влияние на Черногорию через эксплуатацию православной веры, панславянской идентичности и экономики.
- Попытка государственного переворота в октябре 2016 года оказала влияние на действие , поскольку оно стремилось разжечь политический хаос и помешать Черногории присоединиться к Организации Североатлантического договора (НАТО).
Вредоносное влияние России стремится использовать каждую слабость и социальное разделение внутри соответствующей страны. Советник президента России Владимира Путина Владислав Сурков недавно заявил, что «иностранные политики говорят о вмешательстве России в выборы и референдумы по всему миру. На самом деле дело даже серьезнее: Россия вмешивается в ваши мозги, мы меняем вашу совесть, и вы ничего не можете с этим поделать». Необходимо понимать, что все, от религии, истории, фактов, информации, расовой и этнической напряженности, незаконного финансирования до институциональной и экономической слабости, может быть использовано в качестве оружия.
Мобилизация православной церкви (в Черногории через Сербскую православную церковь) является одним из таких орудий в усилиях Кремля реанимировать панславизм и объединить славянский мир под покровительством России. Это поддерживает нарратив Кремля о том, что только президент России Владимир Путин является истинным «защитником веры», и все это является культурно традиционным и консервативным. По сути, Русская и Сербская православные церкви «вмешиваются в [чей-то] мозг и изменяют сознание человека», потому что церковь затрагивает многие аспекты повседневной жизни, от освящения автомобилей и домов до поощрения последователей к борьбе с упадком и либерализмом Запад. Смешение финансовой поддержки и создание каналов для благотворительной деятельности церкви часто можно проследить до российских ультранационалистически настроенных олигархов, имеющих тесные политические и финансовые связи с Кремлем. Особо активным деятелем в этом пространстве является Константин Малофеев, создавший Благотворительный фонд св. Василия Великого, который частично занимается распространением русской православной веры. Духовный советник г-на Малофеева, православный священник епископ Тихон, также является духовным советником президента Путина. Сообщается, что г-н Малофеев и г-н Сурков также тесно координируют свою деятельность.
Кремль также вооружает историю, пытаясь возродить историческую роль Российской империи как истинного защитника и «защитника» своих славянских братьев в Черногории от столкновений с Османской империей. Сегодня Россия защищает своих славянских братьев от Запада и решительно взывает к общей славянской идентичности и православной культуре, чтобы иметь большее влияние в Черногории.
Православная церковьКремль использует религиозное и культурное влияние через Православную церковь. Подавляющее большинство черногорцев являются православными христианами, и религиозные власти страны (Митрополия Черногории и Приморья) по-прежнему экуменически связаны с Сербской Православной Церковью. Однако есть Черногорская православная церковь, провозгласившая автокефалию (по аналогии с Украинской православной церковью), но не признанная восточно-православными церквями. 1 Сербский патриарх также служил проводником российского влияния в Черногории. Например, в один из недавних визитов в страну его сопровождал печально известный пропутинский байкерский клуб «Ночные волки». 2
Сегодня Россия защищает своих славянских братьев от Запада и делает мощные призывы к общей славянской идентичности и православной культуре, чтобы иметь большее влияние в Черногории.
Кремль использовал Православную церковь для оказания влияния на внешнеполитические решения Черногории в двух случаях: во время стремления Черногории к независимости в 2006 году и ее вступления в НАТО в 2016 году.
Когда Первая мировая война подошла к концу, Черногория стала частью союза сербов, хорватов и словенцев, который впоследствии стал Югославией. 3 Когда Югославия рухнула и растворилась в межэтнических войнах, в конечном итоге соглашением при посредничестве ЕС в 2002 году было создано новое государство Сербия и Черногория. Затем последовали призывы к большей независимости Черногории, и премьер-министр Мило Джуканович выступил за независимость и возможное членство в Европейский Союз. В 2006 году, после референдума, на котором был незначительно достигнут 55-процентный порог действительности, Черногория провозгласила независимость. Напряженность вспыхнула в преддверии референдума, поскольку большинство черногорских сербов были решительными сторонниками совместного государства с Сербией. Во время кампании Сербская православная церковь выступала в качестве усилителя и сторонника единого государства, играя на опасениях, что независимость будет иметь экономические и политические последствия для черногорцев, проживающих в Сербии. Несмотря на его проведение, многие до сих пор не согласны с результатами референдума, что подпитывает нарратив о разделенном государстве, подверженном влиянию России, которое противопоставляет одну часть населения другой. Кремль критически относится к любым усилиям в регионе, которые разрушают единое славянское и православное образование, поэтому он выступает против независимого Косово.
Более свежий пример использования Россией православной церкви произошел в 2016 году, когда Черногория вступала в Организацию Североатлантического договора (НАТО). Пытаясь разжечь внутреннюю оппозицию, патриарх Русской православной церкви Кирилл публично выразил обеспокоенность перспективами вступления в НАТО. 4 Вскоре после этого Сербская православная церковь в Черногории опубликовала собственное заявление, в котором повторила требования России о более тщательном рассмотрении этого решения. В заявлении поясняется: «Это наш долг от имени Церкви (курсив мой), давшей начало Черногории. . . сказать, что необходимо, чтобы такое историческое решение, как решение о независимости, было принято всеми гражданами на свободном референдуме, а не просто под давлением правящей клики». 5 Противодействие церкви последовало за агрессивными заявлениями Кремля, охарактеризовавшего членство Черногории в НАТО как «откровенно конфронтационный шаг», «безрассудную экспансию» и «прелюдию к новой холодной войне».
Православная церковь также стремилась разжигать социальные разногласия, превращая историю в оружие. Во время визита в Черногорию в октябре 2018 года сербский патриарх Ириней напомнил о едином сербско-черногорском государстве, объяснив, что «мы — один народ, хотя и разделены». Он также обратился к несправедливости по отношению к сербскому меньшинству в Черногории, сравнив обращение с Сербской православной церковью и сербами в Черногории с тем, как обращались с сербами во время османской оккупации и «в независимом Государстве Хорватия», что подразумевает жестокие преследования со стороны пронацистское правительство, которое терпело убийства сотен тысяч сербов, евреев, цыган и хорватов-антифашистов.
Такие заявления разжигают внутренние разногласия и подрывают доверие к лидерам и демократическим институтам. Поскольку многие страны региона являются очень молодыми и хрупкими демократиями, сложности, связанные с независимостью и демократическим переходом — вопросы представительства, защиты меньшинств и подотчетности правительства — политически дестабилизируют, делая эти страны непривлекательными для дальнейшей евроатлантической интеграции, одновременно укрепляя внутренний посыл о том, что западная демократия просто несовместима со славянской идентичностью и православной верой. Более того, идентичность и религия пересекаются и сильно усиливают пагубное влияние России и интересы Кремля.
Успешное формирование панславянских взглядовЗападные Балканы являются историческим краеугольным камнем российского влияния с желанием России объединить славянские общины по всей Европе. До Первой мировой войны славянское население Евразии оценивалось в 150 000 000 человек: 100 000 000 в России, 25 000 000 в Австро-Венгрии, а остальные 25 000 000 проживали на Балканах. Идея «панславизма» предполагает, что границы не имеют отношения к трансцендентной необходимости объединения этнических народов. Президент Путин часто отстаивает эту необходимость, особенно когда речь идет о воссоединении этнических русских общин в соседних странах. Недавний пример — построенная в 2014 году конструкция «новой России» или Новороссия , что было политикой Кремля по воссоединению русского народа за его пределами. Некоторые из ранних динамик этой политики можно найти в политике России в отношении соотечественников середины 1990-х годов. Возобновив историческую роль Российской империи в защите славянского мира, Россия может вернуть себе роль великой державы-хранителя региона.
В Черногории этнические сербы составляют около 30 процентов населения, 6 , и многие отождествляют себя со своим славянским наследием, некоторые даже стремятся создать Великую Сербию и укрепить отношения с Москвой. Опрос, проведенный Международным республиканским институтом (IRI) в октябре 2017 года, показал, что 42 процента черногорцев очень положительно относятся к Владимиру Путину, а 42 процента считают его защитником традиционных европейских ценностей. Кроме того, недавний опрос, проведенный Национальным демократическим институтом, показал, что в Черногории Россия наиболее благосклонно воспринимается иностранными государствами и международными организациями. Китай занимает второе место, за ним следуют Европейский Союз и США. Черногорцы также считают, что Россия превосходит НАТО в военном отношении.
Скептицизм, если не откровенная враждебность, в отношении более тесных отношений с Западом и НАТО являются ключевыми компонентами нарратива Кремля. Пока Балканы вспоминают 20-ю годовщину интервенции НАТО в Косово и последовавшую за ней 78-дневную бомбардировку сербских войск, многие этнические сербы рассматривают НАТО как агрессора, действовавшего без международного одобрения. Опрос общественного мнения, проведенный в мае 2017 года, за месяц до официального вступления Черногории в альянс, показал, что 47% черногорцев выступают против членства в НАТО, а 45% считают, что членство было положительным моментом. Несмотря на присоединение к альянсу, дебаты о НАТО и ее ценности продолжают вызывать разногласия в черногорском обществе. Оппоненты сразу же отмечают, что Черногория — единственная страна, присоединившаяся к альянсу после того, как она стала целью военных операций НАТО.
Активное использование социальных разногласий и обращение к этнической идентичности и исторической памяти помогло «изменить их сознание», но в конечном итоге это не помешало Черногории вступить в НАТО в качестве ее 29-го члена, несмотря на предполагаемые попытки Кремля подстрекать к насилию и способствовать перевороту . Уровень общественной поддержки России предоставляет множество возможностей влияния для достижения ее внешнеполитических целей.
Российское влияние в действии: попытка переворота 2016 годаПризывы к культурным, историческим и религиозным убеждениям, воплощенные в жизнь в октябре 2016 года в результате неудавшейся попытки государственного переворота, направленной на предотвращение вступления Черногории в НАТО, привели к политическому кризису.
Уровень общественной поддержки России предоставляет множество каналов влияния для достижения ее внешнеполитических целей.
За день до парламентских выборов 16 октября 2016 г. полиция Подгорицы арестовала бывшего командира сербской жандармерии и еще 19 человек на основании подозрений (и полученной ими инсайдерской информации) в планах свержения правительства и убийства премьер-министра. . Были замешаны граждане Сербии, а также, по словам черногорских официальных лиц, оперативники ФСБ и ГРУ. 7 Оперативники должны были замаскироваться под черногорских полицейских, которые должны были создать беспорядки в парламенте, стрелять в демонстрантов и в конечном итоге добраться до премьер-министра, обвиняя правительство в убийстве невинных. 8 Несколько дней спустя премьер-министр Сербии Александр Вучич подтвердил, что правоохранительные органы арестовали людей в связи с попыткой государственного переворота, подтвердив теорию о причастности лиц из третьих стран. 9 Примечательно, что Сербская православная церковь, как сообщается, провела встречу зачинщиков неудавшегося переворота в монастыре в 2016 году перед выборами. 10 Вердикт суда над предполагаемыми зачинщиками переворота должен быть вынесен 9 мая 2019 года.
Внимание России к Черногории было понятно: она стремилась предотвратить дальнейшую потерю своего влияния на Западных Балканах, а также предотвратить потерю последнего участка побережья Адриатического моря, не удерживаемого НАТО. Черногория уже отклонила просьбу России в 2013 году об использовании ее глубоководных портов Бар и Котор для временной стоянки военных кораблей (предоставив флоту легкий доступ в Восточное Средиземноморье). 11 Правительство России голосом тогдашнего вице-премьера Дмитрия Рогозина заявило, что Черногория пожалеет о своем решении присоединиться к альянсу. 12
Вооружение экономического присутствия России в ЧерногорииПомимо вопросов культуры, российское влияние в Черногории может осуществляться через экономическую сферу. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) из России в Черногорию составили около 30 процентов ВВП Черногории в 2016 году и 13 процентов всех прибывающих ПИИ (Россия была крупнейшим инвестором страны в том году). 13 Несмотря на то, что с момента обретения независимости корпоративное присутствие в России уменьшилось, инвестиции сконцентрированы в некоторых секторах, особенно в сфере услуг и металлургии. Туризм и недвижимость стали экономическим благом для Черногории: с 2006 года недвижимость принесла около 25 миллионов евро налогов с продаж (примерно 70 000 объектов недвижимости в стране принадлежат российским владельцам), в то время как туризм в настоящее время составляет 20 процентов ВВП Черногории. Россияне составляют сегодня самую большую группу туристов, посещающих Черногорию. 14 Это важный рычаг воздействия Кремля, и он использовал его в последние годы; в 2017 году он начал наступление в СМИ, в котором Черногория изображалась как опасная страна с растущим уровнем преступности, что привело к резкому падению туризма из России. 15
Присутствие России в металлургическом секторе на протяжении многих лет подтверждается владением Олегом Дерипаской Подгорицкого алюминиевого завода (КАЗ), который российский бизнесмен приобрел в 2005 году. Этот завод был крупнейшей компанией в стране (более 2000 сотрудников и составляла 15 процентов ВВП в 2005 году), а соглашение о приобретении требовало от компании Дерипаски погашения существующего долга в обмен на льготные цены на электроэнергию. Экономический кризис 2008 года нанес ущерб алюминиевому бизнесу, и КАП не смогла выполнить свое соглашение с государством, что привело к банкротству и переходу завода в собственность государства. Государство не вернуло всю задолженность, и большинство сотрудников потеряли работу из-за финансовых трудностей завода. С тех пор Дерипаска пытался подать в суд на Черногорию, требуя компенсации, которая ударила бы по финансам государства, но безуспешно, хотя сейчас он ведет дело на Кипре. 16
ЗаключениеПрямые иностранные инвестиции (ПИИ) из России в Черногорию составили около 30 процентов ВВП Черногории в 2016 году и 13 процентов всех ввозимых ПИИ (Россия была крупнейшим инвестором страны в том году).
Несмотря на повышенное внимание общественности к Черногории после предполагаемого заговора 2016 года, риск злонамеренного влияния России в Черногории не уменьшился после ее членства в НАТО и усилий по вступлению в Европейский Союз. Во всяком случае, это может усиливаться. Россия будет продолжать использовать политическую напряженность после завершения судебного процесса по делу о попытке государственного переворота, и есть свидетельства того, что Россия усиливает законные политические протесты в Черногории против премьер-министра и предполагаемой коррупции в правительстве в так называемом «деле о конвертах».
Стоит повторить — все , от религии, истории, информации, расовой и этнической напряженности, незаконного финансирования до институциональной и экономической слабости, может быть использовано Россией для изменения политической ориентации страны. Доказательства этого присутствуют в Черногории. Были развернуты культурные инструменты и сети влияния как внутри (сочувствующее этническое сербское население), так и за пределами Черногории (разведывательные и криминальные сети в регионе), и Черногория оказалась одной из российских лабораторий злонамеренного влияния.
Хизер А. Конли — старший вице-президент по Европе, Евразии и Арктике и директор Европейской программы Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. научный сотрудник программы CSIS Europe.
Это задание стало возможным благодаря щедрой поддержке Фонда братьев Рокфеллеров.
Информационные бюллетени CSIS подготовлены Центром стратегических и международных исследований (CSIS), частным, освобожденным от налогов учреждением, занимающимся вопросами международной государственной политики. Его исследования носят беспристрастный и некоммерческий характер. CSIS не занимает конкретных политических позиций. Соответственно, все взгляды, позиции и выводы, выраженные в данной публикации, следует понимать как принадлежащие исключительно автору (авторам).
© 2019 Центр стратегических и международных исследований. Все права защищены.
1 «Politicko Javno Mnjenje Crne Gore», CEDEM, октябрь 2009 г., https://web.archive.org/web/20110722171733/http://www.cedem.me/fajlovi/editor_fajlovi/istrazivan /CEDEM_oktobar09. pdf.
2 Филип Рудич и Душица Томович, «В Черногории задержаны пропутинские байкеры, сопровождающие сербского патриарха», Balkan Insight , 16 октября 2018 г., http://www.balkaninsight.com/en/article/montenegro-detains- про-путин-байкеры-сопровождение-сербский-патриарх-10-16-2018.
3 Сотрудники Би-би-си, «Профиль страны Черногории», Би-би-си, 27 мая 2018 г., https://www.bbc.com/news/world-europe-17667132.
4 Душица Томович, «Сербская церковь призывает Черногорию к референдуму НАТО», Balkan Insight , 5 января 2016 г., http://www.balkaninsight.com/en/article/serbian-church-urges-montenegro-to- провести референдум по НАТО-01-04-2016.
5 Душица Томович, «Сербская церковь призывает Черногорию к референдуму НАТО», Balkan Insights , 5 января 2016 г., https://balkaninsight.com/2016/01/05/serbian-church-urges-montenegro-to- провести референдум по НАТО-01-04-2016/.
6 МОНСТАТ, Данные переписи 2011 г. – Черногория , Данные, http://www.monstat.org/eng/page.php?id=393&pageid=57.
7 Байрович и др., «Подвешенный на волоске».
8 Дамир Марушич, «Неужели Россия провалила государственный переворот в Черногории?» American Interest , 30 октября 2016 г., https://www.the-american-interest.com/2016/10/30/did-moscow-botch-a-coup-in-montenegro/.
9 Миливое Пантович, «Вучич: Сербия арестовывает людей, причастных к «незаконным действиям» в Черногории», Balkan Insight , 25 октября 2016 г., http://www.balkaninsight.com/en/article/serbian-pm-failed-to-explain-coup-in-montenegro-10-24-2016.
10 Байрович и др., «Висячие на волоске».
11 «Черногория отказывает России в просьбе использовать порт Бар в военных целях», The MediTelegraph , 20 декабря 2013 г., http://www.themeditelegraph.com/en/transport/ports/2013/12/20 /montenegro-refuses-russian-request-use-port-bar-for-military-целей-VoWWwhslw6MuujizwzMj3K/index. html.
12 «Рогозин: Црна Гора će zažaliti zbog odluke da pristupi u NATO», Vijesti .
13 Heather Conley et al., The Minsk Playbook 2: Row10Lanman Playbook 2: The Enablers 901 , 94.
14 «Предраг ЕЛУШИЧ: Туризам дае петину БДП-а и чини више од половине извоза Црне Гор», Портал Аналитика , 27 сентября 2015, http://www.portalanalitika.me/clanak1/2033 /predrag-jelusic-turizam daje-petinu-bdp-a-i-cini-vise-od-polovine-izvoza-crne-gore.
15 «Туристов в Черногории становится больше, но русские держатся подальше», bne Intellinews, 31 июля 2017 г., http://www.intellinews.com/tourist-numbers-up-in-montenegro-but-russians-stayaway- 126383/.
16 Душица Томович, «Российский магнат подает в суд на Черногорию из-за алюминиевого завода», Balkan Insight , 15 ноября 2016 г., http://www.balkaninsight.com/en/article/russian-tycoon-sues-montenegrooveraluminum-plant -проигрывает-15-11-2016.