Религия персия: Религия персов — урок. История, 5 класс.

ее история, религия и культура

Где находится Персия
  • История Персии

  • Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

  • Культура Персии

  • Искусство Персии

  • Религия Персии

  • Древняя Персия, видео
  • В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ Индии. В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге древних греков во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому Вавилону, бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека – македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время финикийцами. Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Зороастрийский храм.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».

    Автор: Павел Чайка, главный редактор исторического сайта Путешествия во времени

    При написании статьи старался сделать ее максимально интересной, полезной и качественной. Буду благодарен за любую обратную связь и конструктивную критику в виде комментариев к статье. Также Ваше пожелание/вопрос/предложение можете написать на мою почту [email protected] или в Фейсбук, с уважением автор.

    Исторический сайт Путешествия во времени


    Схожі статті:

    Религия Персии

    Первые упоминания о персах как самостоятельно существующем народе датированы VI веком до начала новой эры. Появление этого народа предрекло многим землям и их обитателям вскоре стать частью империи невиданных размеров – Персии. Войска Персии стремительно продвигались всё дальше от дома, завоёвывая новые территории. Так, Персия в относительно короткий срок превратилась в государство, занимавшее всё пространство между Индией, Ливией и Египтом, а также – часть земель Греции. Лишь войска греков смогли остановить захват персами новых государств. Тем не менее, Персия практически единовластно владела землями востока. Войска империи, казалось, не знали усталости, не требовали отдыха и не думали останавливаться.

    Успех персидских военачальников не мог длиться вечно, и, после абсолютного разгрома их греческой армией, в военных походах персов наступила длительная пауза. Сопровождалась она упадком самой империи. Государство ослабевало, завоёванные земли пришли в волнение, ситуация внутри империи грозила выйти из-под контроля. Произошло же неожиданное – теперь уже войска Греции вторглись на территорию Персии и одержали победу. Покорённые персами народы поднимают восстания, империя рушится.

    С расцветом Персии, в ходе её продвижения дальше и дальше по завоёванным землям, не смотря на смешение народов, культур и искусства, религия Персии сохранилась подобно непоколебимому столпу. Верование персов сохранялось на протяжении всего свободного существования империи. Религия Персии – Зороастризм. Название этой ветви мировой религии дано было в честь пророка, основавшего и проповедовавшего веру в бога Ахуру-Мазду, единого, олицетворяющего добро.

    Как в любой религиозной ветви, где существует бог, который есть добро, также существует бог, который есть разрушение, зло. В Зороастризме этим богом был Друдж. Последователей неправедного пути, вершивших насилие и убийства, воровство и обман, ожидали вечные мучения в адском пламени. Тех же, кто жил, следуя принципам священной Зенд-Авесты, ожидал рай и вечная радость и успокоение. Так, персы веровали в единого сущего бога, стараясь жить по совести и не преступать законов праведной жизни. На их религиозные взгляды не смогла повлиять ни одна другая вера, будь то единобожие или язычество, встреченная у завоёванных народов и земель. И, тем не менее, Зороастризму не суждено было остаться единственной и основной религией Персии.

    После победоносного вторжения арабских войск на земли персов в 642 году пострадала культура Персии, хозяйство, торговые взаимоотношения претерпели существенные изменения не в лучшую сторону. В целом империя прекратила своё развитие. К упадку пришла и религия. Связано это было с тем, что вместе с арабскими войсками на земли персов пришёл Ислам. Арабы активно принуждали покорённых персов принимать свою веру.

    Начались гонения зороастрийцев, не прекращавшиеся до тех пор, пока большая часть населения не приняла Ислам. Процесс этот длился долго и проходил крайне тяжело для арабов, желающих обратить в свою веру жителей Персии. Сопротивление чужой религии было яростным и ожесточённым. В ответ на повешения священников зороастрийцев люди поднимали восстания и нападали на последователей Ислама. Тем не менее, господство арабской религии в Персии всё же установилось. Особенно убеждённые последователи Зороастризма были вынуждены бежать. Чаще всего они находили пристанище в землях Индии, где сохраняли остатки своей веры. Зороастризм существует и сегодня, но распространён совсем не широко. Ислам же продолжил своё шествие на восток и юго-восток.

    Добавить комментарий

    Древняя персидская религия — Энциклопедия всемирной истории

    Древняя персидская религия была политеистической верой, примерно соответствующей тому, что сегодня известно как древнеперсидская мифология. Сначала он возник в регионе, известном как Большой Иран (Кавказ, Средняя Азия, Южная Азия и Западная Азия), но в какой-то момент около 3-го тысячелетия до нашей эры сосредоточился на территории, ныне известной как Иран.

    Этот регион уже был заселен эламитами и жителями Сузианы, чьи верования, как считается, повлияли на более позднее развитие персидской религии. Персы прибыли как часть крупномасштабной миграции, включавшей в себя ряд других племен, которые называли себя арийцами (обозначая класс людей, а не расу и, по сути, означая «свободные» или «благородные»), включая аланов, бактрийцы, мидяне, парфяне, скифы и др. Персы поселились рядом с эламитами в Персиде (также известном как Парса, современный Фарс), откуда и произошло их название, и вскоре после этого были установлены религиозные ритуалы.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Неизвестно, как первые персы поклонялись своим богам, за исключением того, что это включало огонь и наружные жертвенники. Считается, что он во многом напоминал современные зороастрийские обряды. Надписи из Персидской империи Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н. э.) ссылаются на религиозные верования царей, которые могли быть ранней политеистической верой или более поздним зороастрийским монотеизмом, а религия продолжала играть центральную роль в более поздней Парфянской империи (247 г. до н. э.). до н.э.-224 н.э.) и, в гораздо большей степени, в Сасанидской империи (224-651 н.э.), которая сделала зороастризм государственной религией.

    YouTube Следите за нами на Youtube!

    Когда Сасанидская империя пала перед вторжением арабов-мусульман в 651 г. н.э., персидская религия была подавлена, и ее приверженцы либо обратились в христианство, либо покинули регион, либо продолжали исповедовать тайно. Однако зороастризм пережил усилия по обращению и все еще практикуется в наши дни, в то время как ранняя политеистическая вера была отнесена к мифам и преданиям. Современная религия, известная как Вера Бахаи, которую часто называют «персидской религией», возникла из исламской секты, известной как бабизм, и не имеет прямой исторической связи с религиозными системами древней Персии.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Ранняя вера

    Политеистическая вера персов была сосредоточена на столкновении положительных, светлых сил, поддерживающих порядок, и отрицательных, темных энергий, поощряющих хаос и раздоры. Персидским пантеоном руководил Ахура Мазда, всеблагий, всемогущий творец и хранитель жизни, породивший других богов. Ахура Мазда сотворил мир за семь шагов, начиная с неба (хотя в некоторых версиях это была вода). Целью, похоже, было проявление вселенской гармонии, но этому помешал злой дух Ангра-Майнью, космического противника Ахура Мазды.

    Конфликт между Высшим Добром и Абсолютным Злом был сердцем ранней религии, и почти все сверхъестественные существа встали на ту или иную сторону.

    Сначала небо было создано как шар, способный удерживать воду, а затем воды были отделены друг от друга землей, которая была засажена растительностью. Как только это было сделано, Ахура Мазда создал Изначального Быка, Гаваэводата, который вскоре был убит Ангра-Майнью (также известным как Ариман). Труп Гаваеводаты был доставлен на Луну, и его семя было очищено, и после его смерти он породил всех других животных.

    Любите историю?

    Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

    Затем был создан первый человек, Гайомартан (также известный как Гайомард, Киюмарс), который был настолько красив, что Ангра-Майнью пришлось его убить. Его семя было очищено в земле солнцем, и из него выросло растение ревеня, ставшее первой смертной парой – Машья и Машьянаг. Ахура Мазда даровал им души своим дыханием, и они жили в гармонии друг с другом и с миром, пока Ангра-Майнью не прошептал им, что он их истинный создатель, а Ахура Мазда — обманщик. Супруги поверили этой лжи и впали в немилость, после чего остались жить в мире беспорядка и раздора.

    Они могли бы жить хорошо, даже в этих условиях, придерживаясь истины Ахура Мазды и отворачиваясь от искушений Ангра-Майнью. Этот конфликт между Высшим Добром и Абсолютным Злом был сердцем ранней религии, и почти все сверхъестественные существа, связанные с верой, пали на ту или иную сторону (за исключением джиннов и фейри), и люди также были вынуждены сделать тот же выбор. Самое раннее видение жизни после смерти представляло собой темное царство теней, через которое проходила душа, ее существование зависело от молитв и памяти живых, пока она не пересекла темную реку, где добрые души были отделены от злых.

    Позже — возможно, до Зороастра, но, вероятно, после — загробная жизнь была переосмыслена, чтобы включать в себя окончательный суд на мосту Чинват (промежуток между живыми и мертвыми), действия человека, взвешенные на небесных весах, и концепцию рая и ада. Если бы кто-то выбрал путь истины, он бы жил хорошо и после смерти нашел бы рай в Доме Песни; если кто-то решит слушать Ангра-Майнью, он будет жить в раздорах, смятении и тьме, а в загробной жизни попадет в ад, известный как Дом Лжи.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Фаравахар в Персеполе

    Напиштим (CC BY-SA)

    Душа, которую Ахура Мазда вдохнул в первую пару, была бессмертной и, как дар, нуждалась в заботе. Ахура Мазда снабжал людей всем, в чем они нуждались, и хотел взамен только одного: чтобы они заботились о своих душах, прислушиваясь к его советам и защищая ценности, которые он отстаивал. Таким образом, смысл человеческого существования заключался в том, чтобы сделать выбор: почтить этот дар или отказаться от него посредством эгоистичной и умышленной приверженности Ангра-Майнью и его красивым, но в конечном счете ложным обещаниям.

    Людям была дана свобода воли, и каждый человек должен был сам выбирать, по какому пути идти и как жить. Чтобы помочь людям сделать правильный выбор, а также защитить их от темных сил, Ахура Мазда создал остальные пантеоны богов и среди самых популярных были:

    • Митра – бог восходящего солнца, заветов и контрактов
    • Хвар Кшата – бог полного солнца
    • Ардви Сура Анахита – богиня плодородия, здоровья, воды, мудрости и иногда войны
    • Рашну – ангел; праведный судья мертвых
    • Веретрагна — бог-воин, борющийся со злом
    • Ваю – бог ветра, отгоняющий злых духов
    • Тири и Тиштрия – боги земледелия и дождя
    • Атар — бог божественной стихии огня; олицетворение огня
    • Хаома – бог урожая, здоровья, силы, жизненной силы; олицетворение одноименного растения, соки которого принесли просветление

    Ритуалы, основанные на четырех элементах, начиная с огня (который зажигали на открытом алтаре) и заканчивая водой (которая почиталась как животворящая стихия) в присутствии воздуха и стояния на земле. Также были признаны четыре стороны света. В ранней персидской религии не было храмов, как не было их и позже в зороастризме, потому что считалось, что боги вездесущи и имманентны, и никакое здание не могло и не должно было вместить их.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Огонь занимал центральное место в вере, символизируя божественность — реальное присутствие бога Атара — но земля, воздух и вода также глубоко почитались как священные эманации верховного бога. Хотя греки утверждали, что персы поклонялись огню и элементам, это неправда; они поклонялись божественной силе, создавшей элементы.

    Зороастр

    Древняя персидская религия была устной традицией — у нее не было письменных писаний — и поэтому все, что известно о ней в наши дни, исходит из произведений, написанных после откровения пророка Зороастра (также известного как Заратустра) между ок. 1500-1000 гг. до н.э. Похоже, что почитание многих богов распространялось на поклонение своим предкам и классу жрецов (позже известному как волхвы ) проводили ритуалы и декламировали любые требуемые священные тексты.

    Хотя храма не было, существовала религиозная бюрократия и иерархия с первосвященником и меньшими священниками, которым люди приносили подношения в обмен на молитвы и исцеление.

    Класс жрецов был одним из высших представителей персидской социальной системы и был достаточно богат, чтобы предлагать значительные ссуды, по которым они получали проценты. Также, без сомнения, существовал рынок статуэток и амулетов различных богов или существ, которые носили для защиты, точно так же, как это было в Месопотамии и Египте. Поэтому неудивительно, что когда впервые была предложена религиозная реформа, она не была хорошо воспринята духовенством.

    Удалить рекламу

    Реклама

    Деталь головного убора, высеченные в скале гробницы Кизкапана

    Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

    Очень мало известно о жизни Зороастра. Говорят, что он родился от знатных персидских родителей — Поурушаспы и Дугдовы — в восточной Персии, и у него было четыре брата.
    Он был членом жреческого сословия и, скорее всего, начал свое обучение довольно рано. В возрасте 30 лет он получил откровение от верховного божества в виде существа света, появившегося на берегу реки и идентифицировавшего себя как Воху Манах, воплощение Добрых Мыслей, Добрых Слов, Добрых Дел и обычно переводится как «благая цель».

    Воху Манах был непосредственным представителем Единого Истинного Бога, Ахура Мазды, который открыл Зороастру, что прежнее понимание религии, практиковавшееся волхвами , было неверным. Был только один бог, Ахура Мазда, и Зороастр должен был стать его пророком.

    Обращение Виштаспы знаменует рост принятия монотеистической зороастрийской веры над ранней политеистической верой.

    Зороастр начал проповедовать это откровение и был немедленно отвергнут и подвергнут гонениям. Секта духовенства, известная как карпаны были особенно враждебны, как и другая группа, менее четко определенная, кави . Это были представители знатного класса жрецов, которые видели в этом новом учении угрозу своему статусу и стремились быстро заставить его замолчать. Зороастр был вынужден покинуть свой дом, но не отказался от своей веры.

    Он отправился ко двору царя Виштаспы, где обсуждал высшую истину и природу божественности со жрецами двора Виштаспы. Хотя, согласно сообщениям, он доказал свои утверждения, Виштаспа был недоволен и заключил его в тюрьму. Находясь в тюрьме, Зороастр исцелил любимого коня Виштаспы, который был парализован, и царь не только освободил его, но и стал его первым известным новообращенным. Обращение Виштаспы знаменует собой рост принятия монотеистической зороастрийской веры по сравнению с ранней политеистической верой.

    Эта новая вера была основана на пяти принципах:

    1. Верховный бог Ахура Мазда
    2. Ахура Мазда всеблагой
    3. Его извечный противник, Ангра-Майнью, полностью злой
    4. Доброта проявляется в добрых мыслях, добрых словах и добрых делах
    5. Каждый человек имеет свободу выбора между добром и злом

    Более ранние боги, такие как Митра и Анахита, были понижены в должности до духовных эманаций Ахура Мазды, и другие сущности также были переназначены. Концепция моста Чинват была взята из более ранней религии, согласно которой только что умершие должны были пересечь темную реку на лодке, и этот процесс был известен как «Пересечение Разделителя». В зороастризме это стало мостом, который для осужденных сужался и становился острым, как лезвие бритвы, а для оправданных душ открывался и становился широким и легко переходимым. Зороастр также сохранил видение двух собак, которые охраняют мост и приветствуют оправданных, рыча на осужденных, а также ангела Суруша, проводника и хранителя душ, который защищает их, когда они переходят дорогу, и Даэну, Святую Деву, которая утешает души умерших, когда они прибывают на переправу.

    Мир, согласно Зороастру, был полон благожелательных и злобных духов — ахура и дэва — и нужно защищаться от негативных влияний, отвечая на позитивные. Наконец, человек сам несет ответственность за то, чтобы жить жизнью правды, а не жизнью, основанной на лжи, и, если человек чтит своего создателя, он будет жить полной, продуктивной жизнью и наслаждаться раем после смерти.

    Но даже если это не удалось, наказание в Доме Лжи не было вечным. Придет мессия – Саошьянт («Тот, кто приносит пользу»), который откроет Фрашокерети (Конец времени), который принесет воссоединение всех душ с Ахура Маздой, и все будут прощены. Ангра-Майнью будет побежден, и все будут жить в блаженстве в компании своего создателя и тех, кого, по их мнению, они потеряли навеки.

    Зороастр продолжал проповедовать это новое понимание до своей смерти в возрасте 77 лет. Согласно ранним источникам, он умер от старости после жизни, посвященной своему богу, в то время как в более поздних работах утверждается, что он был убит приверженцем старой религии.

    Империя Ахеменидов и зорванизм

    В 550 г. до н. э. Кир Великий (ок. 550–530 гг. до н. э.) после серии завоеваний основал империю Ахеменидов и поблагодарил за свой успех Ахура Мазду. Поскольку в то время в регионе уже давно утвердился зороастризм, ранние ученые автоматически предполагали, что Кир был зороастрийцем, но это не обязательно так. Современные ученые пересмотрели это мнение, потому что Ахура Мазда явно упоминался до возникновения зороастризма как Верховное Божество среди многих других, точно так же, как египетский фараон Рамсес II (Великий, год правления 1279).-1213 г. до н.э.) призвал Амона как царя богов. Таким образом, призыв Кира к Ахура Мазде не означает, что он был зороастрийцем, хотя мог бы.

    Кир Великий

    Сиамакс (CC BY-SA)

    Этот же аргумент применялся к более поздним правителям Империи Ахеменидов, таким как Дарий I (Великий, годы правления 522–486 до н. э.) и Ксеркс I (годы правления 486–465 до н. э.), хотя с этими и более поздними монархами скорее всего, они были зороастрийцами. Хвала Ахура Мазде появляется в произведениях искусства, указах и посвящениях, особенно в великом городе Дария I Персеполисе и в знаменитой Бехистунской надписи, но, в соответствии с политикой религиозной терпимости империи Ахеменидов, вера царского дома не навязывалась. население. Любая вера приветствовалась в Империи Ахеменидов, и людям разрешалось верить и поклоняться, как им заблагорассудится.

    Поощрение независимой религиозной мысли и выражения породило так называемую «ересь» зорванизма в конце ахеменидского периода. Зорванизм развивался непосредственно из зороастризма, но существенно отличался от него. В зорванизме верховным божеством было Время (Зорван), которое создало божества-близнецы Ахура Мазды и Ангра Майнью. Ахура Мазда по-прежнему оставался творцом, но уже не был несотворенным всемогущим существом. В этой системе Ахура Мазда и Анхро Маинйу были полностью равны по силе, вовлеченными в космическую борьбу, в которой, даже в этом случае, Ахура Мазда в конечном итоге победил.

    Зорванизм и сасаниды

    Зорванизм получил дальнейшее развитие при парфянах, чье децентрализованное правительство поощряло свободу религиозного выражения, но полностью реализовался при Сасанидской империи. Сасаниды сделали зороастризм государственной религией, но не ограничивали деятельность других конфессий, и кажется, что многие представители высшего класса на самом деле были зорванитами, но, поскольку эти две системы так сильно походили друг на друга, трудно сказать с уверенностью.

    Сасанидские цари явно поддерживали зороастризм и были первыми, кто зафиксировал учение Зороастра в письменной форме.

    Ассоциация высшего сословия с зорванизмом проистекает, прежде всего, из их склонности к фаталистическому видению жизни — в противоречии с установленным преобладанием свободы воли в зороастризме — который признавал верховенство Времени во всех аспектах жизни и то, насколько бессильны человеческие существа. перед лицом этого. Понятие que cera, cera — «что должно быть, то и будет» — лучше всего выражает зорванистский взгляд, получивший дальнейшее развитие в персидском искусстве и поэзии.

    Какое бы влияние зорванизм ни оказал на монархию или сасанидскую культуру в целом, сасанидские цари явно поддерживали зороастризм и были первыми, кто зафиксировал учение Зороастра в письменной форме. Раньше содержание Священного Писания, ныне известного как Авеста , запоминалось и передавалось устно. Первый сасанидский царь Ардашир I (годы правления 224–240 гг. Н. Э.) Поддержал политику письменного писания, как и его сын и преемник Шапур I (годы правления 240–270 гг. Н. Э.), Хотя работа не была завершена до правления Шапура II (годы правления 240–270). 309-379 г. н.э.) и не был полностью реализован в окончательной форме до правления Косрау I (531-579 гг. н.э.). К концу правления Косрау I Авеста и другие работы, относящиеся к зороастрийской вере, практике и ценностям, были по большей части систематизированы в письменной форме.

    Христианство и ислам

    Хотя христианскую веру терпели и даже поощряли при сасанидах, христиане не отвечали взаимностью и рассматривали зороастризм как злую систему, поклоняющуюся ложному богу. Ближе к концу сасанидского периода христиане тушили пожары в открытых зороастрийских храмах огня — жертвенниках, на которых всегда должно было гореть пламя бога, — и проповедовали против веры, призывая людей вместо этого принять «истинную веру». христианства.

    К этому времени (4 век н.э.) зороастризм уже повлиял на развитие христианства через иудаизм посредством таких концепций, как единый верховный бог, значение свободной воли человека и индивидуальной ответственности за спасение, суд после смерти, небо и ад, мессия и конец времени, и сверхъестественный противник, которому приверженец должен противостоять. Эти влияния позже сыграли важную роль в развитии ислама через христианство и иудаизм, но в обоих случаях зороастрийское вдохновение и пример не были признаны, а вместо этого вера была очернена и демонизирована.

    После мусульманского завоевания Персии в 651 г. н.э. мусульмане разрушили храмы огня или заменили их мечетями, сожгли библиотеки, а зороастрийцев преследовали или убивали, если они не обращались. Многие зороастрийцы бежали из этого региона в поисках безопасности в Индию, где по сей день остается большая зороастрийская община, в то время как другие либо умерли за свою веру, либо обратились в христианство. В настоящее время зороастрийские общины продолжают процветать во многих странах, сохраняя ценности одной из древнейших и, безусловно, самых оригинальных религиозных конфессий в мире.

    Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

    Персидские верования | TOTA

    Доисламские религии Персии

    До исламского завоевания 651 года империи Персии были домом для самых разных религий. Самым известным из них был зороастризм, религия, основанная пророком Заратустрой в 6 веке до нашей эры. Заратустра поощрял поклонение Ахура Мазде, божественному воплощению мудрости и творческой энергии. Согласно его учению, каждый человек обладает свободной волей, необходимой для выбора пути к мудрости и добру. Те, кто вместо этого не усиливают Ангра-Майнью, разрушительную энергию, противостоящую приказу Ахура Мазды. Ангра-Майнью иногда воплощается в образе демона Аримана. Таким образом, силы добра и зла сошлись в непрекращающейся битве за душу каждого человека.

    Зороастризм подчеркивает важность добрых дел, полного участия в жизни и защиты мира природы. Его обряды обычно проводятся вокруг огня и воды, которые считаются священными, дающими жизнь элементами. Когда человек умирает, его душа измеряется его делами и продолжает свою духовную борьбу за добро или зло. Зороастрийцы верят, что однажды эти души будут воскрешены фигурой спасителя, Саошьянтом. Этой фигуре предсказано, что она возглавит духов праведников и раз и навсегда очистит злые силы Ангра-Майнью.

    Зороастризм оказал влияние на развитие других региональных религий, особенно авраамических верований. Волхвы, или три волхва, которые посетили Иисуса Христа в младенчестве, вероятно, были зороастрийскими священниками. Христианство рано закрепилось в Персии через такие общины, как армяне. Однако напряженность обострилась, когда его соперничающее государство Рим приняло эту веру в качестве официальной религии. Различные секты христианства вскоре начали расходиться, что привело к несторианскому расколу в 431 году. Несториане, изгнанные из Константинополя, переселились в Персидскую Сасанидскую империю. Затем они распространились по большей части персидской христианской общины.

    Манихейство, отдельная вера, была основана иранским пророком Мани в 3 веке н.э. Его религия была основана на знакомой борьбе между силами света и тьмы. Манихейство признавало Иисуса, Будду и Зороастра пророками, хотя и неполными. Он оказался очень популярным и просуществовал около тысячи лет в различных регионах от Рима до Китая. И христианские, и буддийские власти считали эту веру опасной ересью. Как следствие, его постепенно преследовали до исчезновения, подавляющее большинство его священных текстов было уничтожено.

    Религиозная терпимость в персидских империях

    Многие религии процветали под персидским правлением из-за его древней политики терпимости. Ахемениды создали прецедент уважения к обычаям покоренного народа. Его основатель Кир играет видную роль в Ветхом Завете Библии как освободитель евреев. После завоевания Вавилона ему приписывают освобождение еврейских граждан от рабства, позволение им вернуться в Иерусалим и финансирование восстановления их храма. Зороастризм был признан государственной религией и исповедовался персидской знатью. Однако по большей части религиозным общинам было разрешено самоуправление.

    Ислам в Персии и Иране

    Религиозное разнообразие на Ближнем Востоке значительно сократилось с 7-го века. Ислам, авраамическая религия, основанная арабскими племенами на западе, быстро собрала прозелитическую армию. Сасанидские персы, измученные гражданской войной и конфликтами Византийской империи, мало сопротивлялись. Их династия закончилась поражением и крахом персидской власти в 651 году. Новые исламские арабские правители подавили зороастризм и его единоверцев. Те, кто не обратился, были вынуждены платить специальный налог, известный как джизья, но, как правило, не подвергались насилию. Чтобы овладеть новыми предметами, мусульмане разрешили преподавание ислама на персидском языке. Это действие могло сохранить персидский язык благодаря арабскому господству.

    Персы внесли значительный вклад в развитие Ислама и его Золотой Век. Их знания в области управления, медицины, астрономии, литературы и архитектуры повлияли на исламскую культуру и ее распространение на восток. Вплоть до 16 века в Иране было большинство суннитов. Это изменилось с династией Сефевидов. Окруженный врагами-суннитами, такими как Османская империя, основатель Сефевидов Исмаил I обратился в секту двунадесятников шиитского ислама. Он возглавил кровавую кампанию по обращению в ислам в Иране, в результате чего большинство населения стало шиитским. Этот драматический сдвиг с тех пор усугубил продолжающуюся напряженность на Ближнем Востоке.

    Секуляризация и исламская революция в современном Иране

    В 20-м веке предпринимались постоянные попытки отделить правительство Ирана от его религиозного наследия. Династия Пехлеви Реза-шаха и его сына Мохаммада Реза-шаха не поощряла публичные исповедания веры, включая религиозную одежду и молитвы. Эти шаги, направленные на укрепление государственного контроля, встретили сильное сопротивление со стороны иранского духовенства и консервативной общественности. Религия, среди прочих факторов, подпитывала иранскую революцию 19-го века.79. Впоследствии изгнанный аятолла Рухолла Хомейни был объявлен верховным лидером нового теократического правительства Ирана.

    Современный Иран является государством с преобладающим мусульманским шиитским населением. Исламские принципы кодифицированы как закон, включая ограничения на одежду и алкоголь. Христианам, евреям и зороастрийцам разрешено поклоняться, и они имеют ограниченное политическое представительство как признанные религиозные меньшинства. Согласно данным ЦРУ и иранского правительства за 2011 год, его нынешний религиозный состав выглядит следующим образом:

    Справки

    Аманат, Аббас. Иран: современная история . Издательство Йельского университета. 2017.

    Андре-Сальвини, Беатрис. Забытая Империя: Мир Древней Персии . Калифорнийский университет Press. 2005.

    Арчибальд, Зофия Х., Джон Дэвис, Винсент Габриэльсен и Грэм Оливер, ред. Эллинистическая экономика . Рутледж. 2006.

    Эксворти, Майкл. История Ирана: Империя Разума . Основные книги. 2016.

    Фольц, Р. Религии Шелкового пути: досовременные модели глобализации . Спрингер. 2010.

    Ньюман, Эндрю. Сефевидский Иран: Возрождение персидской империи .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *