Религия норманнов: Религия народов Скандинавского полуострова

Содержание

Религия народов Скандинавского полуострова

Каждому из нас известны легенды о светловолосых могучих воинах-викингах, не знавших страха, поклоняющихся своим языческим богам и захватывающих огромные территории других стран. Жителям Западной Европы эти воины родом из Скандинавского полуострова были известны как норманны, и именно под этим названием в большинстве современных учебниках упоминаются жители Скандинавии. Сами же себя представители коренных народов Скандинавского полуострова называли викингами, причем на территории полуострова жили несколько северных народов — германцы, готы, шведы и др. В отличии от множества других древних народов, которые не могли поделить одну территорию и регулярно воевали между собой, племена и народы Скандинавии неоднократно объединялись в мощные военно-политические союзы, и именно благодаря этому войска викингов сумели в разные времена оккупировать территории Франции, Англии, Ирландии, Шотландии и некоторые острова Средиземноморья.   

 

Одним из главных факторов, объединяющих между собой народы, населяющие Скандинавию, была религия. Все викинги верили в одних и тех же богов и соблюдали схожие традиции, поэтому неудивительно, что норманнские племена всегда могли найти межу собой «общий язык». Религия норманнов представляла собой сложную политеистическую систему, основанную на поклонении божествам, почитании духов природы, предков и мифических существ — гномов, альвов, валькирий, гигантов и др. И обряды, связанные с почитанием божеств, и мифы скандинавской религии очень красочны, и мало в какой религии есть столько традиций, мифических персонажей и легенд, как в веровании викингов. 

 

Миры и божества в скандинавской религии

 

Боги норманнов, согласно верованию, как и люди, имели семьи и принадлежали к одному из двух кланов: асам или ванам. Обособленно от этих двух родов божеств стояли богини судьбы норны, которым подчинялись и люди, и боги, а также не принадлежали к божественным семьям различные мифологические сверхъестественные существа. Согласно преданиям викингов, в древние времена асы и ваны враждовали между собой, однако позже они заключили мир, и стали совместно править и людьми, и некоторыми мифическими существами. 

 

Семья асов были более многочисленной, и к ней принадлежали большинство почитаемых норманнами богов. Боги-асы обитали в Асгарде — укрепленном городе, построенном во время войны с ванами. Асы считались божествами порядка, поэтому в их городе каждому жителю было отведено отдельное место — чертог, и в каждом чертоге был возведен дворец того или иного бога. Помимо чертогов с замками асов, в Асгарде была расположена

Вальхалла — место, где проводят посмертие павшие в бою викинги. Валькирии, воинственные девы, забирающие души мертвых из поля брани, также проживали в Асгарде. Самыми известными и почитаемыми норманнами богами из семьи асов считаются:

  • Один — верховный бог асов, бог воинов, неба и повелитель мертвых
  • Тор — бог грома
  • Тир — бог войны и храбрости
  • Фригг — богиня брака и продолжения рода
  • Ёрд — богиня земли
  • Идунн — богиня вечной молодости
  • Бальдер — бог весны, интеллекта и мудрости
  • Браги — бог поэтов
  • Вар — богиня истины и хранительница людских клятв
  • Снотра — богиня мудрости, благопристойности и вежливости

 

Ванахейм, город и мир обитания ванов, был противоположностью Асгарду. В этом городе жили ваны — древнейшие боги природы и плодородия, а после окончания войны с асами сюда были допущены божества из семьи асов. Этот город, согласно скандинавской религии, был поселением на берегу моря в лоне природы; здесь было много цветущих садов, все растения всегда цвели и все посаженное приносило плоды. Наиболее почитаемыми богами с семьи ванов были:

  • Фрейя — богиня любви и плодородия
  • Фрейр — бог плодородия и лета
  • Улль — бог плодородия, закона, неба и моря
  • Гулльвейг — богиня-колдунья
  • Аегир — бог моря
  • Рен — богиня природы и штормов

 

Согласно религии викингов, помимо Асгарда, мира богов асов, и Ванахейма, мира богов ванов, еще существовало 7 следующих миров:

  1. Ётунхейм — мир великанов-ётунов
  2. Альвхейм — мир светлых альвов (эльфов)
  3. Мидгард — мир людей
  4. Муспельхейм — мир огненных великанов
  5. Нибльхейм — мир ледяных великанов
  6. Свартальфахейм — мир цвегов (гномов)
  7. Хельхейм — мир мертвых, в котором царствует богиня умирания и возрождения Хель.

 

Верования и обряды в религии норманнов

 

Скандинавская религия утверждает, что миры людей и сверхъестественных сущностей создали первые боги, причем в создании человечества принимали непосредственное участие три божества: Трель, создавший рабов, Карл, создавший землепашцев, и Ярл, прародитель воинов. Так как основным способом добычи ресурсов и новых территорий у викингов была война, неудивительно, что в скандинавских народов наибольшим почетом пользовались божества и сущности, связанные с войной, а люди, занимающиеся воинским делом, имели привилегии и высокий статус в обществе.

 

Поклонение богам у норманн сопровождалось многочисленными обрядами и ритуалами, нередко включающими в себя жертвоприношения. Некоторые боги викингов, согласно верованию, имели излюбленных священных животных, и им в жертву часто приносили именно их; большинству богов плодородия и стихий жертвовали зерно, овощи и фрукты, а вот богам войны и покровителям воинов жрецы приносили в жертву военнопленных. Жертвоприношения и обряды, связанные с поклонениям богов, совершались в Уппсале — тогдашней столице народов Скандинавского полуострова (сейчас этот старинный город является административно-территориальной единицей Швеции). В Уппсале было возведено покрытое позолотой капище, вокруг которого росли священные рощи, и именно на ветках деревьев этих рощ жрецы развешивали тела животных и людей, принесенных в жертву богам.   

 

Как и древние германцы, викинги верили в неминуемый конец света — Рагнарек. Согласно древней легенде, пророчество о конце света, при котором погибнет большинство людей и богов, а все миры будут разрушены, произнесла поднятая Одином из могилы мертвая провидица Вельва. Пророчество гласит, что перед Рагнареком и боги, и люди забудут моральные нормы, а в семьях начнется вражда. Тогда произойдет битва между силами добра и зла, но победителя в ней не будет, и огненные великаны своим пламенем сожгут все миры. Однако после Рагнарека выживут несколько богов, сверхъестественных сущностей и двое людей, которые и построят новый идеальный мир.  

 

Религия викингов и руны

 

Современные люди, верящие в магию, экстрасенсорику и возможность предсказать будущее, часто обращаются за помощью к рунам. И наиболее используемыми для этой цели являются руны Старшего Футарка, которые применяли для общения с богами, проведения различных ритуалов  и зачарования вещей жрецы скандинавских богов. Согласно легенде, руны Старшего Футарка были добыты тремя могущественными богами — Фрейей, Хеймдалем и Туром. Всего рун в Старшем Футарке 24, и все они делятся на три атта — семейства. В каждом атте по 8 рун, связанных с добывшим их божеством.

 

Старший Футарк, самая старая система рун, используемая жрецами, а затем и обычными людьми исключительно для магических целей, широко используется до сих пор. Считается, что каждая руна изначально несет в себе заряд определенной энергии, применив которую, можно добиться определенной цели. Поэтому и сейчас в магазинах, торгующих сувенирами и продукцией, связанной с эзотерикой, предоставлен широкий выбор амулетов из изображением рун Старшего Футарка, а люди, занимающиеся гаданиями и магией, самостоятельно изготавливают для себя руны из дерева, глины или других материалов, чтобы использовать их в своей работе.     

Статистика по материалу: Скандинавская религия: во что верили бесстрашные викинги?
Просмотров  29209  комментариев  2164

Религиозные верования Норманнов до христианизации

Министерство  образования РФ

Красноярский  государственный педагогический университет  имени В.П. Астафьева

Исторический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По всеобщей истории на тему:

«Религиозные  верования Норманнов до христианизации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 23 группы

Тупеко  И.В. 
 

Научный руководитель

 Доктор  ист. наук Попова Т.А. 
 
 
 
 

Красноярск 2006 
 
 
 

Оглавление: 

  1. Введение.

 

  1. Постановка  темы и определение цели и задачи работы.

 

  1. Характеристика  использованных источников и литературы.

 

  1. 4.1 Представления норманнов об окружающем мире

     

    4.2 Руны и рунная магия 

  1. Заключение.

 

  1. Ссылки.

 

  1. Библиография.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     В мире существовало, существует, и будет существовать много разных религий и верований с их богами и обрядами. Но наверно самой странной и загадочной является вера древних норманнов с их магией, богами, песнями и сагами, описывающими жизнь, как конунгов, так и простого крестьянина-бонда.

     Для этой работы были использованы монографии по данной теме, как отечественных авторов, так и зарубежных. Некоторые монографии, в связи с тем, что они были написаны в 50-х – 80-х годах были тщательно проанализированы и сверены с монографиями более поздних авторов. В результате чего были устранены некоторые недостатки или неточности.

     Мною  были прочитаны следующие книги.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи». В этой книге автор подробно рассказывает о рунной письменности как о алфавите, с помощью которого общались древние  скандинавы. Приводится множество археологических  памятников, на которых были изображены руны. Начиная от наконечников копий и заканчивая различными каменными плитами и росписью корпуса захороненных вместе с кораблем конунга. Эта книга почти не дает информации по теме курсовой, кроме некоторых социальных явлений.

Стеблин-Каменский М.И. «Миф» Эта работа рассказывает о сагах как о мифах, в которой автор рассматривает саги  обычных людях-общинниках и общественных явлениях, способствовавших появлению саг. Не несет полезной информации для курсовой.

Стеблин-Каменский  М.И. «Мир саги. Становление литературы». Эта книга является совместным изданием двух научных работ автора. В них освещаются исландские саги о героях и обычных, рядовых бондах. Приводятся множественные саги, и описание возникновения некоторых источников по этому вопросу. Говориться что большинство саг, ныне известных нам, взяты и переведены из рукописей некоего скальда Снорри Стурлсона. Эта работа косвенно касается темы данной курсовой. Так как саг написаны про обычных людей и, по сути, являются обычными рассказами.

Флорентьева Л. «Викинги: Набеги с Севера». В книге говориться про викингов, их вооружение, социальный строй и культуру. Эта книга почти не несет полезного для курсовой работы материала.

Гуревич А.Я. «Походы  викингов». В книге рассказываются некоторые аспекты бытовой и культурной жизни викингов, их походы и войны.  В том числе и некоторые религиозные аспекты, как боги, так и руны. Книга дает некоторый полезный материал, но в малом объеме.

Гуревич А.Я. «История и сага». В этой книге саги о  богах рассматриваются в немного историческом аспекте. Приводятся некоторые саги о богах, и рассказываются истории о некоторых из них, дается описание. В книге содержится не очень много полезной информации. Хотя стоит отметить что больше, чем в большинстве прочитанных книг вместе взятых.

Циммерлинг А.В. «Исландские саги» В книге  приводятся саги о простом народе и некоторых героях. Так же включает понимание и описание саг самим  автором. Почти не несет ценной информации для курсовой.

Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи» Данная работа повествует о руническом алфавите и археологических находках, являющихся источниками этих письмен. Почти не несет полезной информации кроме различных видов алфавита, изменявшегося с течением времени.

История Норвегии. Москва «Наука». Данная работа повествует о истории Норвегии, его географического положения и развития.

Почти не содержит необходимой информации для курсовой.

Младшая Эдда –  Москва «Наука». В этой книге рассказываются саги о героях и обычных людях. Книга не имеет ни какого материала для курсовой.

Пенник Н. «История языческой Европы» В книге  рассказывается истории возникновения различных языческих европейских верований.

Фрейя Асвинн –  Руны и мистерии северных народов, Москва. В книге повествуется о Футарке, рунной магии и гаданиях, образах богов, женских мистериях. Повествуется в форме фанатично-религиозных высказываний, что очень негативно сказывается на способе подачи информации и на ее корректности.

В целом информация есть, но она не особо полезна из-за некоторой доли фанатизма.

Кеннет Медоуз. Магия рун. Тайные знания мудрецов. Москва. Рассказывается о рунах и их происхождении, о рунной магии и ее применении, создании различных магических предметов. Автор неплохо освещает тему. Имеется довольно полезная информация по рунам для курсовой.

Антон Платов –  Руническая магия. Москва. В книге  повествуется о появлении рун  и их магическом применении. Содержит некоторую полезную информацию.

Воскобойников В.М. – Сказания средневековой Европы. Санкт-Петербург. В книге представлены песни Старшей Эдды об образовании мира, его устройстве и богах скандинавов. Книга содержит много полезного материала для курсовой.

Для начала мы рассмотрим то, как древние норманны представляют свой мир через мифологический образ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

     В мифах говорится, что в начале не было ни чего, кроме мировой бездны Гинунгагап. На крайнем юге этой бездны горело страшное пламя, этот мир называется Муспелльхейм, то на севере, на самом дне, царил вечный мрак и мороз. Там бил источник с ядовитыми водами. Которые, растекаясь, превращались в иней и слой за слоем заполняли Гинунгагап.

Со временем инея накопилось так много, что он стал достигать Муспелльхейма и таять. Эти капли ожили, и из них возник великан Имир. Из капель его пота возникли Хримтурсы – инистые великаны. Они были злы и глупы из-за того, что капли талой воды были наполнены ядом. К другим попало в кровь меньше яда, либо он совсем рассеялся. Так получились добрые великаны, с которыми дружат и боги и люди.

Вместе с Имиром возникла корова Аудумла, и неплохо видно доилась эта корова, если ее молока доставало великану. Она лизала соленые камни и к исходу третьего дня вылизала подобное человеку существо, не такое большое как Имир и вовсе не злобное.

От него пошло  славное племя Асов, вот почему его называют Бури, то есть Родитель. Говорят, он был хорош собою, высок и могуч. Он назвал своего сына Бор – Рожденный. Бор взял в жены дочь доброго великана, и родились у них дети – Один, Вили и Ве1.

     Так описывают Одина. Один был не только военным вождем, зачинщиком битв и сеятелем раздоров. Он – вечный странник, старец в надвинутой на глаза шляпе, в голубом плаще, склонный к перевоплощениям и мистификации. Верхом на восьминогом коне Слейпнире (авт. о нем будет сказано ниже), в сопровождении волка и воронов, зовущихся «Память» и «Мысль», он постоянно охотится, как бы олицетворяя дух беспокойства и тяги к странствиям. Он же покровитель торговли. Один – воплощение высшей мудрости, он считался источником магии и поэзии («меда Один»)2.

     Братья  боги сразились с Имиром и убили  его. Кинули братья тело Имира в глубину мировой бездны и сделали из него землю, а из крови – озера, реки, моря. Кости Имира стали горами, а из осколков костей и зубов сделали валуны и скалы. Из черепа Имира сделали небосвод, а мозг бросили в воздух и сделали облака. Потом Боги взяли искры из пламя Муспелля, и прикрепили их к небу. Получились неподвижные звезды. Другим Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили свой путь.

В мертвом теле Имира завелись черви; Боги наделили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошел род Карликов – двергов. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Боятся солнечного света, так как он обращает их в камень. Они настолько сильны, что четверым из них боги доверили держать небо там, где оно всего ближе к земле. Они стоят по четырем углам света, их так и зовут: Аустри (Восточный), Нордри (Северный), Вестри (Западный) и Судри (Южный).

Земля получилась округлая, а кругом нее глубокий Океан. Что за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по-прежнему нет жизни и света, лишь звездные искры Муспелля да вековой холод темного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими богами? И кажется людям, что тот океан и нельзя его переплыть… 

Из волос Имира  возникли деревья и травы, зазеленела земля, начали заселять ее звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам змеи да ящерицы. Однажды шли сыновья Бора – Один, Вили и Ве – берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву.

Поразмыслили Боги, взяли деревья и вырезали из них Людей. Один, старший из братьев, дал им душу и жизнь. Вили – разум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям одежду – вот откуда пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или прозвание.

      Тогда юные Боги взяли веки Имира и огородили  ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах  позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен срединный мир, Мир Людей, и оттого зовется он Мидгард – «то, что огорожено». А великанов называли Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард – «то, что за оградой». Там чужая, враждебная Людям земля, ни когда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем Великаны – кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла…

Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир  Асгард – Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Карлики — дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм – им с их огнедышащими кузнечными горнами ни какой мороз нипочем. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде.

     Когда родились существа, прозванные светлыми и темными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда  в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги – появился Мир мертвых, угрюмый мир Хель. В начале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зеленом лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым.

      В те времена Солнце, слепленное Асами  из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом  родилась дочь у одного великана –  сумрачная и темноволосая, и он назвал ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю.

     До  сих пор несется по небу Ночь и  правит конем по кличке Инистая грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил. А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами матери и сына, и с тех пор ведется обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать. А еще у одного человека было двое детей, прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак (Ранний) и Альсвинн (Быстрый), и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые обдувают Солнце и дают прохладу коням. А братец Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звезды. И все было бы хорошо – но родились в Железном Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка – Обман и Ненависть, и погнались за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в огне и вновь возрождаться.

     Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже было сделано  кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен – добра или худа?

Нормандское христианство — Сара Вудбери

Опубликовано Оставить комментарий

Сегодня мы поговорим о нормандском христианстве.

Дэн: В более раннем видео вы сказали, что норманны произошли от викингов, которые были язычниками. Но они не были язычниками, когда завоевали Англию?

Нет, они обратились в христианство в тот же период времени, что и большинство датчан, от которых они произошли, так что к 1066 году, когда герцог Вильгельм сражался с Гарольдом в битве при Гастингсе, его народ был христианином уже сто с лишним лет. пятьдесят лет.

Напомним, потому что я думаю, что это стоит повторить, норманнов называют «нормандцами», потому что они пришли из Нормандии, провинции во Франции. Но, как мы говорили в предыдущем видео, «викинги» — это род занятий, а не этническая группа. Они происходят из той же датской диаспоры, которая вторглась в Ирландию, Великобританию, Сицилию и западную часть России. В конце концов они были либо побеждены, либо ассимилированы во всех этих местах, и то же самое верно и в Нормандии. В 910 году франкский король Карл заключил сделку с этой конкретной группой викингов, возглавляемой человеком по имени Ролло, что они могут сохранить Нормандию, если согласятся стать частью империи Карла (сделав своего лидера герцогом, а не королем). ) и принять христианство. Что они и сделали.

Дэн: По сути, он подкупил их, чтобы они прекратили нападать на его земли.

Это проверенный и верный способ сделать врагов союзниками!

И в этом случае это «сработало» по-своему. Датчане стали норманнами, приняв христианство и отказавшись от прежних языческих традиций — но не от своей культуры. Монах и историк 11-го века описал их как: особенно отличающихся хитростью, презирающих собственное наследство в надежде добиться большего, стремящихся как к выгоде, так и к владычеству, склонных ко всякого рода подражаниям, удерживающих определенную середину между щедростью и жадностью, то есть, возможно, объединив, как они, безусловно, и сделали, эти два, казалось бы, противоположных качества. Их начальники были особенно щедры из-за своего стремления к хорошей репутации. Кроме того, они были народом, искусным в лести, склонным к изучению красноречия, так что сами мальчики были ораторами, народом совершенно необузданным, если только его не сдерживало ярмо правосудия. Они переносили тяжелый труд, голод и холод всякий раз, когда на них налагала судьба, предавались охоте и соколиной охоте, наслаждались лошадьми, всем оружием и военной одеждой.

Они также непредвзято относились к заключению сделок. Что касается их церкви, то одним из способов, которым Вильгельм убедил папу согласиться с его завоеванием Англии, было обещание навязать полную реорганизацию английской церкви и исправить «неправильности» англо-саксонской церкви, которая сложились свои отличительные обычаи. Мы видели это и в Уэльсе.

Например, несмотря на существование епископств, богослужение было очень «местным», и многие небольшие саксонские церкви обслуживали местное население. После завоевания норманны не только заняли подавляющее большинство церковных должностей, но и построили массивные каменные церкви, что означает, что их духовная власть была столь же велика, как и их мирская. Первый архиепископ Кентерберийский при Вильгельме, монах по имени Ланфранк, провел реформы и внутри самого священства, в том числе потребовал безбрачия от всех священников. Это было облегчено тем фактом, что он заменил саксонское духовенство норманнским, которое было предрасположено к более центральному контролю.

На следующей неделе мы поговорим об одной из первых нормандских церквей в Англии, Баттл-Аббатстве.


Средневековая религия | Английское наследие

Средневековый

Вильгельм Завоеватель провел полную реорганизацию английской церкви после завоевания 1066 года. Он заручился благословением Папы на свое вторжение, пообещав исправить «нарушения» англо-саксонской церкви, которая разработала свои собственные отличительные обычаи. . Церковь была всепроникающей силой в жизни людей, а сила и влияние католической церкви — тогда единственной церкви в Западной Европе — достигли своего апогея в Англии в Средние века.

Аббатство Уитби , Северный Йоркшир, основанное вскоре после норманнского завоевания.

Нормандская церковь

Реформы церкви Вильгельма I были почти таким же орудием завоевания, как и его рыцари и замки.

В течение десятилетия почти все англосаксонские епископы и аббаты уступили свои должности норманнам. Под удар попали даже местные святые, поскольку некоторые церкви были повторно посвящены норманнским фаворитам, хотя некоторые святые, такие как Катберт, Суитун и Этельдреда, были в некоторой степени приняты вторгшимися силами.

Спустя полтора века после Завоевания также началась кампания по строительству церквей, соборов и монастырей в масштабах, невиданных ранее в Англии.

Башни церкви Рекалвер в Кенте, известной среди местных жителей как «две сестры», были пристроены в XII веке к гораздо более ранней англо-саксонской церкви, построенной в 669 году. Церковь была снесена в 1809 году, оставив башни в качестве ориентира для проходящие корабли

Монашеское возрождение

Существующие английские монастыри, такие как аббатство Мучелни в Сомерсете, были преобразованы по норманнским образцам, и было основано много новых монастырей. На севере монастыри Линдисфарн, Тайнмут и аббатство Уитби были заново основаны на монастырских участках, заброшенных во время набегов викингов в 9 веке. Эти монастыри принадлежали, как и престижное аббатство Баттл на юге, монахам-бенедиктинцам, изначально единственному религиозному ордену в Англии.

Монашеская жизнь привлекала широкий круг людей. Среди тех, кто принял его, были аристократы и рыцари, отставной «пират» (святой Годрик из монастыря Финчал, который держал гадюк в качестве домашних животных) и неграмотные крестьяне, которым разрешили присоединиться к цистерцианскому ордену в качестве «мирских братьев».

По мере того, как распространялся энтузиазм, с конца 11 века распространялись цистерцианцы и другие новые религиозные ордена, которые часто намеревались реформировать обычаи своих предшественников. Каждый предлагал свой вариант совместной жизни.

Новые приказы

Цистерцианские «белые монахи» (названные в честь цвета их одежды) основывали, как того требовало их правило, монастыри «вдали от людских пристанищ». Среди них было аббатство Риво в Северном Йоркшире, в котором к 1160-м годам проживало 650 монахов. Простота ранней цистерцианской архитектуры отражала аскетизм их жизни. Но другие монашеские ордена допускали более сложные украшения, как, например, монастырь Кланиак-Касл-Акр в Норфолке и монастырь Венлок в Шропшире.

«Обычные каноники» представляли собой общины священников, которые часто служили викариями приходских церквей. В начале 12 века наблюдался огромный всплеск популярности общин августинских «черных каноников», таких как монастырь Киркхем в Северном Йоркшире и монастырь Ланеркост в Камбрии.

Монастырь Литтл-Маттерси в Ноттингемшире — одна из немногих сохранившихся реликвий единственного исключительно английского ордена — Гилбертинцев. Некоторые из их других фондов были «двойными монастырями», в которых жили как мужчины, так и женщины.

Совершенно отличными от монахов, поскольку они работали «в миру» (а не в аббатствах и монастырях), были четыре ордена монахов: францисканцы, доминиканцы, кармелиты и августинцы. Они были вдохновлены учением святого Франциска Ассизского, чтобы посвятить жизнь евангельской бедности, живя среди бедняков.

В период позднего средневековья было основано несколько новых монастырей, за исключением монастырей картезианских монахов-отшельников, таких как монастырь Маунт-Грейс в Северном Йоркшире в 1398 году. Но, несмотря на кризис Черной смерти, многие старые монастыри возродились и процветал, часто вводя в эксплуатацию щедрые новые строительные работы.

Реконструкция монастыря монастыря Ланеркост, Камбрия. Замкнутое пространство, примыкающее к монастырской церкви, монастырь был центральной частью монашеской жизни, где монахи также могли читать и медитировать. © Историческая Англия (иллюстрация Лайама Уэльса)

Крестовые походы

Военные ордена тамплиеров и рыцарей-госпитальеров, чье английское имущество в основном финансировало их деятельность на Святой земле, отличались друг от друга.

Оба родились в результате крестовых походов, начавшихся в 1095 году и в которых приняли участие многие англичане. Несмотря на то, что в конечном итоге они не достигли заявленной цели по освобождению Иерусалима от его исламских правителей, крестовые походы оказали глубокое влияние на многие аспекты жизни и мысли в Западной Европе. Вернувшиеся крестоносцы привезли из своих путешествий новые идеи об архитектуре, здоровье и науке.

Плитка из церкви аббатства Клив, Сомерсет, с изображением Саладина, первого султана Египта и Сирии (годы правления 1174–1193). Хотя Саладин был грозным воином, отвоевавшим Иерусалим в 1187 году, многие в Англии считали Саладина воплощением рыцарского идеала.

Вера и молитва

Однако для большинства людей приходская церковь была центром религиозной жизни. Здесь они слушали мессу каждое воскресенье и праздновали многочисленные дни святых и праздники, переплетенные с повседневной жизнью и сельскохозяйственным годом. Церковные обряды отмечали жизненные события от колыбели до могилы, а местная приходская церковь доминировала в духовном – да и в физическом – ландшафте для подавляющего большинства простых людей.

Некоторые могут завещать деньги священнику, чтобы тот помолился за их души после смерти. Они надеялись, что молитва может сократить их пребывание в чистилище, где души, не приговоренные к аду, «очищались» от своих грехов до тех пор, пока они не были пригодны для рая.

Богатые могут построить постоянные часовни (например, великолепную часовню Перси в монастыре Тайнмут, Тайн-энд-Уир, и часовню в замке Фарли Хангерфорд, Сомерсет). Священники церкви были наняты исключительно для того, чтобы молиться за спасение этих благотворителей и их семей 9.0005

Часовня в монастыре Тайнмут, Тайн-энд-Уир, была построена в конце 15 века, возможно, семьей Перси. Мессы регулярно служили для человека или семьи, у которых была часовня, так как считалось, что молитвы и мессы могут сократить время, проведенное душой в чистилище.

Паломничество

Многие люди также надеялись достичь духовных заслуг или излечить слабое здоровье, совершая паломничества к святым местам. Для других, таких как некоторые рассказчики, увековеченные в «Кентерберийских рассказах» Чосера, паломничество было предлогом для приятного времяпрепровождения.

Целью персонажей Чосера была самая известная английская святыня: святыня святого Томаса Бекета в Кентерберийском соборе, где он принял мученическую смерть в 1170 году. К ней стекались паломники со всей Британии и Европы.

Это было частью более широкой схемы паломничества по Англии, часто в места, где якобы хранятся мощи святых. Аббатство Хейлз в Глостершире могло похвастаться не меньшей реликвией, чем сосудом предполагаемой Крови Христа. «Святой дом Девы Марии» в Уолсингеме в Норфолке принес процветание таким монастырям, как Монастырь Касл-Акр и Монастырь Бинхем, поскольку паломники странствовали по «Уолсингемскому пути».

Емкости со святой водой или ампулы часто продавались паломникам в святилищах. Эта ампула была найдена в монастыре Финчале, графство Дарем, популярном месте паломничества, где находилась усыпальница святого Годрика, аскета и отшельника XII века. © Музей Сандерленда и Зимние сады/Кафедра Даремского собора

Несогласие и ересь

Те, кто оспаривал учение Церкви, считались еретиками, в то время как представители других конфессий едва терпели. Во время антисемитских беспорядков в 1190 году евреи Йорка укрылись в королевском замке, где сейчас стоит Клиффордская башня. Многие покончили с собой вместо того, чтобы рисковать ими с толпой снаружи, а затем подожгли замок; те немногие, кто выжил, были убиты бунтовщиками. Столетие спустя Эдуард I изгнал всех евреев из Англии.

Хотя многие жаловались на духовенство, лишь немногие в Англии открыто подвергали сомнению учения Церкви вплоть до конца 14 века.

Оксфордский академик Джон Уиклиф (ум. 1384 г.) лихо осуждал имущество и влияние Церкви. Он поставил под сомнение небиблейские верования в чистилище, паломничество и культ святых. Что наиболее важно, он также оспаривал право священников создавать Тело и Кровь Христа на мессе. Последователи еретиков первоначально получили некоторую поддержку в высших эшелонах власти. Это побудило встревоженную Церковь принять закон De Heretico Comburendo в 1401 году, позволивший сжечь упрямых еретиков. А после того как неудавшийся заговор лоллардов в 1414 году не смог похитить Генриха V во дворце Элтем в Гринвиче, ересь была приравнена к государственной измене и утратила всякое политическое доверие.

Только во времена Реформации при Тюдорах государство само свергло власть католической церкви в Англии.

Средневековые рассказы

  • Что произошло в битве при Гастингсе?

    Ранним утром 14 октября 1066 года две великие армии приготовились к битве за трон Англии. Узнайте, что произошло в самом известном сражении в истории Англии.

  • Пирс Гавестон и падение Эдуарда II

    Узнайте, как зависимость Эдуарда II от своих «фаворитов» и возможных любовников привела к его отречению и смерти.

  • Резня евреев в Клиффордс-Тауэр

    В 119 г. в Йорке произошла одна из самых страшных антисемитских массовых убийств средневековья.0. Вся еврейская община города была заперта разъяренной толпой в башне Йоркского замка.

  • Лорд Гастингс, Ричард III и недостроенный замок

    Как ультрамодный замок Уильяма Лорда Гастингса в Кирби-Макслоу, Лестершир, остался незавершенным после того, как его казнили будущим Ричардом III.

  • Ричард Корнуоллский, король Артур и замок Тинтагель

    Почему Ричард, граф Корнуолл и один из богатейших людей Европы, променял три замка на камень?

  • Где произошла битва при Гастингсе?

    Историки давно признали, что аббатство Баттл было построено «на том самом месте», где Вильгельм Завоеватель победил короля Гарольда. Есть ли правда в утверждениях, что битва произошла в другом месте?

  • Плохое поведение монахов аббатства Хейлс

    Записи о посещениях аббатов, которые пришли осмотреть аббатство Хейлс, предлагают дразнящие взгляды на жизнь живших там монахов и пороки, которые могли их соблазнить.

  • Кентерберийская сказка: гобелен из Байе и аббатство Святого Августина

    Аббатство Святого Августина давно известно своим вкладом в английское христианство. Но может ли это также быть родиной одного из самых известных артефактов в истории?

Подробнее о средневековой Англии

  • Средневековье: Архитектура

    В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все существенные каменные здания в Англии были построены в романском стиле, известном на Британских островах как нормандский. С конца 12 века на смену ему пришел новый стиль — готика.

  • Средневековье: религия

    Церковь была всепроникающей силой в жизни людей, а сила и влияние католической церкви — тогда единственной церкви в Западной Европе — достигли своего апогея в Англии в Средние века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *