Религия неолит: Религиозные представления эпохи неолита. История религий Востока

Содержание

Религиозные представления эпохи неолита. История религий Востока

Религиозные представления эпохи неолита

Неолитическая революция резко изменила образ жизни людей, оказавшихся в сфере ее воздействия. Человек научился выращивать одомашненные им злаки, создавать запасы пищи, и это привело его к оседлому образу жизни, к практике строительства прочных помещений, прежде всего жилищ и амбаров. Человек приручил животных и научился пользоваться продуктами животноводства, не только мясом, но и молоком, и шерстью. Знакомство с производством пищи и строительством вызвало к жизни появление новых необходимых материалов: человек научился обрабатывать глину, из которой стал выделывать сосуды для хранения пищи и питья, строить свои жилища. Несравненно лучше, чем его верхнепалеолитические предшественники, человек эпохи неолита владел и обработкой камня, включая шлифовку и полировку каменных изделий, – это важное отличие и дало наименование всей эпохе (неолит – новый каменный век, т. е. век новых приемов обработки камня).

Новые производственные возможности открыли перед земледельцами неолита новые горизонты. Земледельцы селились более компактными и многочисленными группами, чем это было доступно их предшественникам. Защищенные от нападения врагов и диких зверей поселки разрастались и окружались дочерними поселениями. Спокойная и обеспеченная пищей жизнь способствовала увеличению рождаемости и выживанию детей. Быстро увеличивавшееся население расселялось на новые земли.

Изменившийся образ жизни создал новые условия для развития религиозных представлений. Потребности земледелия, необходимость долгого терпеливого ожидания урожая и важность точного исчисления времени, циклов годовых сезонов – все это оказалось причиной принципиально нового интереса земледельческих племен к небу и земле, солнцу и луне, дождю и ветру, т. е. к тем силам природы, от которых зависело теперь благосостояние земледельца. А это значит, что зависимость от могущественных духов стала заметнее и ощутимее, мольбы и жертвы в их честь начали приноситься чаще, а представления об их сверхъестественных возможностях все возрастали.

В результате древние духи – объект анимистического культа – постепенно превращались во все более могущественных богов, в чью честь создавались алтари и храмы, кому денно и нощно служили специально выделявшиеся из коллектива земледельцев специалисты-служители, будущие жрецы.

Трансформировались и древние тотемистические представления. Земледельцы, чье благосостояние уже не зависело от результатов охоты, не нуждались в почитании зверя. Однако представления о тотемическом родстве с животными продолжали сохраняться в памяти поколений, что находило свое отражение в перенесении зооморфного облика на некоторых из возвысившихся божеств, многие из которых имели либо голову, либо часть тела какого-либо животного, птицы или рыбы. Сохранялись и даже более красочно разрабатывались в мифологических преданиях представления о родстве предков данной общности с почитаемыми ею божествами, заместившими собой древние тотемы.

Видоизменился и характер фетишизма. Идол» могущественных богов приняли вид крупных статуй, помещавшихся близ алтарей либо в храмах, где в их честь приносились жертвы, в том числе и кровавые. Иногда вместо идолов по-прежнему употреблялись условные предметы-символы – обелиски, валуны, группы камней. Восходя к ранним фетишам, эти фигуры и сооружения символизировали собой святилища, которые считались причастными к божеству и близ которых возносились молитвы, совершались ритуалы.

Изменилась и магия. На смену примитивным приемам колдунов, стремившихся наслать порчу на врагов, обеспечить удачную охоту или добиться от духов выполнения желаемого, пришли гораздо более строгие и тщательно разработанные обряды общения с божествами, включая нормы ритуала, порядок принесения жертв и молитв. В основе их лежала все та же древняя магия. Однако появились и некоторые нововведения, близкие ей по духу и углублявшие ее возможности, обогащавшие арсенал ее методов и целей.

Одним из таких нововведений была мантика, т. е. система гаданий и предсказаний, близкая магии и основанная на тех же магических принципах и приемах. Но цель ее иная – не вызвать желаемые действия, а лишь узнать о них. Возможно, в зачаточном виде мантические гадательные обряды практиковались и до эпохи неолита, но как завершенная система гаданий мантика сформировалась именно в это время, причем появление ее было вызвано увеличившимся значением роли божеств и их воли в жизни земледельцев. Трепетавшие перед созданными ими же могущественными богами, земледельцы неолита были крайне заинтересованы в их благожелательном отношении. Принося жертвы и мольбы божествам сил природы или обожествленным предкам, они хотели иметь хотя бы некоторую уверенность в том, что их жертвы и мольбы достигают цели, что они не напрасны, что божество или обожествленный предок окажут им требуемую помощь, согласятся выполнить просьбу. Но как узнать об этом? Вот здесь-то и приходила на помощь мантика со всем арсеналом се средств.

В отличие от сравнительно примитивных магических обрядов, доступных любому шаману, мантика требовала более высокого культурного уровня. Исполнявший обряд гадатель должен был следовать достаточно сложной системе условных символов, расшифровка которых только и могла дать ответ на конечный вопрос: удовлетворено ли божество, готово ли оно дать четкий ответ на посланную ему просьбу. Система символов бывала различной ~ от элементарного жребия до весьма сложного сочетания линий, трещин, точек и черточек. Гадания могли производиться по полету птиц, траектории движения брошенных предметов и т. п. Но сложность профессии гадателя была не только в умении производить обряд.

По мере развития общества и усложнения социальных связей в коллективе неолитических земледельцев вставали новые и более сложные проблемы. Мало было уже только произвести гадание о том, выпадет ли так нужный земледельцу дождь. Важно было узнать, не пойдет ли на деревню войной соседнее племя, стоит ли заключить союз с ним, сулит ли удачу намечаемая экспедиция и т. п. Все эти и множество других вопросов, имевших отношение более к политике, нежели к сфере сверхъестественного, входили в компетенцию гадателя, от которого зависело правильно сформулировать вопрос и однозначно расшифровать полученный ответ. Это вело к тому, что ряды профессионалов-гадателей пополнялись за счет наиболее привилегированных и компетентных представителей уже выделявшейся в коллективе земледельцев социальной верхушки.

Кроме мантики в эпоху неолита получил дальнейшее развитие культ плодородия и размножения. Вобрав в себя многое из древних тотемистических представлений, этот культ как бы слил воедино плодородие земли, размножение домашнего скота и плодовитость женщины-матери. Отправления культа (чаще всего весной, но иногда и осенью) обычно сопровождались пышными ритуальными торжествами в честь божеств и духов, имевших отношение к этому культу. Обряды и ритуалы при этом красочно обрамлялись фаллическими эмблемами и символами, что должно было подчеркнуть значимость мужского оплодотворяющего и женского плодоносящего начала, а также великие творческие потенции их соединения.

К числу символов, о которых идет речь, относились раковины каури, по форме напоминавшие вульву и высоко ценившиеся в качестве жизнеутверждающего амулета. К их числу относились широко распространенные среди неолитических земледельцев керамические фигурки женщин с подчеркнутыми половыми признаками, а также, хотя и реже, фигурки женщин с младенцем на руках.

Наконец, та же символика в обилии встречается в орнаментальной росписи сосудов, где можно увидеть множество овальных или треугольных изображений вульвы, схематические изображения оплодотворяющего землю дождя и т. п.

Культ плодородия, размножения, оплодотворения со временем нашел отражение и в мифологии: в преданиях все чаще стали встречаться могущественные божества, принимавшие мужское или женское обличье, вступавшие друг с другом в брачные связи, порой весьма сложные, с различными приключениями, обманами, перевоплощениями и т. п. Особенно щедро мифологические сюжеты описывают связь бога с женщиной: именно от этой воображаемой связи, корни представлений о которой восходят к тотемизму, рождались легендарные герои, оказывавшиеся затем первопредками или правителями той или иной этнической общности.

Еще одним важным культом, получившим новое содержание в эпоху неолита, был культ умерших предков. Этот культ был известен и прежде: считалось, что души умерших обитают в мире сверхъестественных сил и оттуда могут влиять на жизнь живых, особенно вследствие их родственных связей с тотемом. С начала неолита этот культ заметно усложнился.

Во-первых, упрочилось представление о том, что не только бесплотный дух умершего, но и какая-то частица его материальной субстанции переходит в загробный мир, где для поддержания ее существования необходимо все то, что имел и чем пользовался человек при жизни на земле. Это нашло свое отражение в характере неолитических захоронений: погребения являют собой своего рода склады, в которые вместе с покойником помещены его вещи – одежда, орудия и оружие, сосуды с пищей и питьем, различная утварь, украшения и т. п. При этом для захоронения отбиралось все самое лучшее, а сосуды из числа погребальной керамики были выделаны особенно тщательно и, как правило, испещрены сложной и причудливой росписью ритуального характера, насыщенной различного рода символикой.

Во-вторых, стала более заметной разница в отношении к умершим в зависимости от их социального положения, т. е. места и роли их в первобытном коллективе неолитических земледельцев. Погребения свидетельствуют о неравенстве покойников: некоторых из них хоронили с большим количеством богатых, великолепно выделанных вещей, а остальных – с небольшим числом сопогребенных предметов. Эта разница объективно свидетельствует о важных социальных, экономических и политических процессах, протекавших в эпоху неолита, когда возрастание совокупного продукта производящего коллектива создало условия для появления некоторого его избытка. Этот, так называемый, избыточный продукт стал экономической основой для возникновения социального неравенства, т. е. для формирования слоя людей, которые могли уже не участвовать в производстве пищи, но сосредоточить свои усилия в сфере управления, военного дела, ремесла, строительства, культов и т. п.

Наконец, в-третьих, в силу отмеченного процесса генезиса социального неравенства культ мертвых в эпоху неолита стал постепенно приобретать форму культа умерших представителей привилегированного слоя, прежде всего старейшин и вождей. Объяснялось все это просто и логично: вождь становился первым и главным представителем коллектива, облеченным высшей властью политическим администратором, на чьи плечи падала верховная ответственность за благосостояние всех его подопечных. Понятно, что это распространялось и на сферу общения коллектива с миром сверхъестественных сил. Вождя начинали рассматривать как сакральную фигуру, наделенную высшей святостью, небесной благодатью, наибольшей магической силой. С течением времени вождь все более отдалялся от простых смертных, а то и начинал противопоставляться им. Его тело, еда, одежда становились табуированными, неприкосновенными для остальных.

Культ вождей – живых и умерших – сыграл важную роль в развитии и трансформации раннерелигиозного комплекса. Этот культ играл роль связующего единства, способствовал сплочению возраставшего и усложнявшегося социального организма, Порой уже выходившего за пределы гомогенной этнической общности и становившегося этнически гетерогенным. В этих условиях, характерных для ранних этапов возникновения цивилизации и государственности, культ вождя с его сакральной магической силой имел немаловажный интегрирующий смысл. Здоровье, мощь вождя символизировали процветание всего большого коллектива, поэтому состарившихся вождей – как это было показано еще Д. Фрэзером – иногда устраняли от власти (нередко их отравляли). В других случаях, когда уже устанавливалась практика наследования власти вождя, его преемник должен был прикоснуться губами к губам умирающего правителя, чтобы в последний миг как бы вобрать в себя уходившую из тела вождя вместе с дыханием его магическую силу, передававшуюся таким образом по наследству.

Культ вождя в эпоху неолита с усложнением и развитием социальных связей становился все более существенным моментом складывавшейся в рамках нового общества религиозной системы. Именно вождь олицетворял собой силу и жизнеспособность общества, а после смерти представлял разросшийся коллектив в мире духов; от вождя зависело процветание его потомков и подданных. Неудивительно поэтому, что культ умершего вождя со временем практически вытеснил и заместил собой культ остальных умерших, особенно из числа простолюдинов.

Выход на авансцену – вместе с культом плодородия и размножения – культа вождей, живых и умерших, был показателем трансформации первобытных раннерелигиозных представлений, складывания на их основе более развитых религиозных систем, свойственных обществам, уже знакомым с цивилизацией и государственностью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава девятая Человек эпохи неолита в Европе

Глава девятая Человек эпохи неолита в Европе 1. Начало эпохи цивилизации. 2. Истоки неолитической культуры. 3. Повседневная жизнь при неолите. 4. Примитивная торговля. 5. Затопление Средиземноморской долины 1Неолитическая фаза в истории человечества началась в Европе

«Тексты пирамид». Религиозные представления египтян III тыс. до н. э.

«Тексты пирамид». Религиозные представления египтян III тыс. до н. э. Посмертное бытие египетского царя вследствие сакрализации его власти и личности естественным образом отличалось от судьбы обычных смертных. Его гробница-пирамида считалась местом, с которого он

§2.

КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА И БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ

§2. КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ НЕОЛИТА И БРОНЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ В большинстве современных концепций считается, что время происхождения индоевропейцев — III — II тыс. до н.э., т.е. эпохи энеолита и бронзы. В качестве возможной «прародины» указываются разные территории — Южная

Приложение 2  Стоунхендж: компбютер эпохи неолита[44]

Приложение 2  Стоунхендж: компбютер эпохи неолита[44] Диодор в своей «Истории Древнего мира», написанной примерно в 50 г. до н. э., так характеризует древнюю Британию: «С того острова Луну видно, словно до нее совсем близко от земли, и даже можно разглядеть на ней

Религиозные представления древних ассирийцев

Религиозные представления древних ассирийцев Религии Ассирии и Вавилонии имеют между собой много общего. Основы религиозной системы и почти все божества у ассирийцев и вавилонян были одни и те же. Религиозные тексты (гимны в честь богов, ритуальные предписания т. д.),

Религиозные представления кельтов

Религиозные представления кельтов Первоначально религиозные представления были очень тесным связующим звеном всего кельтского общества, и как сообщает Цезарь, народ в Галлии был очень предан религии. Как и все народы, кельты сохранили с древних времён некоторые

Глава первая Религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае

Глава первая Религиозные представления, культы и обряды в древнейшем Китае Первые религиозные представления возникли у предков китайского народа очень давно, еще в эпоху древнего каменного века, палеолита. Раскопки археологов в пещере Шаньдиндун в Чжоукоудянь, близ

Глава 6.

Нравы и религиозные представления галлов

Глава 6. Нравы и религиозные представления галлов 1. Характер галлов О характере галлов можно сказать, что у них имелись недостатки, свойственные молодым народам, и сводятся они к одному — к неуравновешенности. Смелые, но хвастливые, умные, но не очень-то склонные к

Религиозные представления греков и римлян

Религиозные представления греков и римлян Возникновение и развитие религиозных представлений греков и римлян не отличается в принципе от всех рассмотренных выше процессов формирования религий. И тут в определенные исторические периоды существовал широко развитый

«Доисторические религии. Религия палеолита и неолита». Андрей Зубов. Лекторий. Прямая речь.

— Переход к земледелию, от присваивающей экономики к производящей – не столько экономическое явление, сколько удивительное изменение и прорыв религиозного духа.

Он кристаллизовался в памятниках эпохи мегалита – эпохи больших камней. Когда люди, не жалея своих сил строили огромные духовные заупокойные религиозные сооружения. Почему? Для чего?
Один из таких памятников, известный всем – Стоунхендж. 
А ведь таких явлений довольно много…

И наконец, все это – через ошибки, через внутренние срывы и через достижения привело людей к двум величайшим открытиями, в которых они живут сейчас. Это письменность и государство. Почему и как они возникли? Причем возникли одновременно в разных места мира – в Египте, Месопотамии, на берегах реки Инд и в Китае.

О билетах

  • Как купить билеты

    1. Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь на сайте.
    2. Выберите нужное мероприятие.
    3. Выберите места, и нажмите кнопку «Купить».
    4. На странице оплаты проведите необходимые действия для осуществления платежа. Время на оплату – 30 минут, по истечении заказ автоматически аннулируется. Билеты снова поступают в продажу.
    5. По факту оплаты на электронную почту придет письмо с электронными билетами в виде PDF-файлов.
    Билеты будут храниться на сайте в вашем личном кабинете в разделе «Билеты/Заказы».

  • Какие способы оплаты возможны?

    Мы принимаем к оплате российские банковские карты VISA, MasterCard, Maestro, МИР и
    электронные кошельки ЮMoney и QIWI Wallet.
    Оплата происходит с помощью защищенной платежной системы Platron.

  • Есть ли дополнительные сборы?

    При покупке взимается комиссия платежной системы в размере 5% от стоимости покупки.

  • Промокоды и скидки

    Промокоды имеют разный номинал и действуют в течение указанного времени на определенную группу мероприятий или выборочно на отдельное событие.
    Скидки по промокодам не суммируются.

  • Правила использования и возврата билета

    1. Покажите электронный билет с экрана телефона или предъявите распечатанный билет для прохода на мероприятие.
    2. Штрих-код, указанный на билете, действителен только для однократного прохода на мероприятие.
    3. Проверка электронных билетов и проход на мероприятие осуществляются в соответствии с правилами, установленными организатором.
    4. Опоздавшие зрители теряют право на места, указанные на билетах.
    5. «Прямая речь» оставляет за собой право в исключительных случаях вносить изменения в даты мероприятий, программы и состав лекторов.
    6. Возврат стоимости электронных билетов возможен не позднее трех календарных дней до начала мероприятия. А также в случае отмены, замены или переноса мероприятия организатором. Сервисный или иные дополнительные сборы, взимаемые при продаже электронного билета, возврату не подлежат.

    Запрос на возврат билетов осуществляется путем обращения покупателя по адресу электронной почты [email protected] с приложением бланков билетов, подлежащих возврату.

  • Пользовательское соглашение сервиса

    Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты

  • Поддержка пользователей

    Обратитесь к нашим специалистам на почту: [email protected] или по телефону +7 (495) 542 88 06

Подробнее о видео

  • В чем разница между видео и онлайн-трансляцией

    Онлайн-трансляция – это показ события (лекции/курса) в режиме реального времени с места проведения. Для просмотра нужен интернет.
    Видео – это запись онлайн-трансляции лекции или курса.

  • Как оплатить просмотр

    Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте
    Окно регистрации появится при попытке посмотреть контент, либо нажмите на кнопку входа в личный кабинет.
    Вы можете оплатить просмотр с помощью банковской карты или активировать промокод. Кнопки оплаты: Оплатить в корзине — для покупок нескольких видеозаписей событий. Оплатить сразу — для покупок только одной видеозаписи российской картой. Pay Stripe — для оплаты банковской картой иностранного банка

  • Где смотреть

    После оплаты вам станет доступен просмотр видео:
    – на странице мероприятия;
    – в личном кабинете в разделе «Видео»;
    – по персональной ссылке, которая придет на ваш email;
    Одновременный доступ к просмотру видео с разных устройств по одной ссылке невозможен.

  • Сколько времени доступен просмотр

    Период доступа к видео указан на странице события: от 30 до 60 дней с даты оплаты видео. После оплаты информация о сроке доступа отображается на странице оплаченного события и в личном кабинете.

  • Не хотите смотреть сейчас? Смотрите позже

    Добавляйте в избранное все, что не хотите потерять. Из раздела «Избранное» в личном кабинете есть быстрый доступ к видео, которые вас заинтересовали.

  • На каких устройствах смотреть

    На вашем компьютере, планшете или мобильном устройстве в актуальном браузере без установки дополнительных плагинов.
    Смотреть видео онлайн можно неограниченное количество раз.
    В плеере трансляции доступны пауза и перемотка.
    Запись лекции нельзя будет скачать или скопировать.

  • Как проверить качество

    Мы рекомендуем перед оплатой просмотреть тестовое видео. Если оно проигрывается в хорошем качестве, то и с просмотром архива будет все в порядке.

  • В каких странах работает

    Видеосервис работает без географических ограничений.

  • Пользовательское соглашение сервиса

    Вы можете ознакомиться на сайте с условиями оферты

  • Поддержка пользователей

    Обратитесь к нашим специалистам на почту: [email protected] или по телефону +7 (495) 542 88 06

Доисторическая религия | Каменный век, палеолит, мезолит, неолит и факты

Мегалитический монумент Ньюгрейндж в Ирландии

Смотреть все медиа

Похожие темы:
мегалит курган жертвоприношение северного оленя галерея могила кость оракула

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

доисторическая религия , верования и обряды народов каменного века.

Общая характеристика

Погребальные обычаи и культы умерших

Древнейшие известные захоронения можно отнести к периоду среднего палеолита. Трупы в сопровождении каменных орудий и частей животных клали в ямы в земле и иногда трупы особо оберегали. В некоторых случаях находки создают впечатление, что за мертвых нужно было «держаться». Означало ли это, что о умерших нужно заботиться с любовью или что их возвращения следует опасаться, в любом случае это подразумевает веру в жизнь после смерти в той или иной форме. Но нет необходимости делать вывод о вере в отдельные души; скорее, это могло также указывать на концепцию «живого трупа».

Начиная с периода верхнего палеолита, погребения содержат более богатый инвентарь; однако из этого нельзя сделать вывод, что религиозные представления изменились. То же самое относится и к принятию других погребальных практик, как, например, вторичные захоронения, при которых телам сначала давали полностью разложиться, а затем закапывали кости, или при сжигании тел (очевидно в эпоху неолита). Из этих фактов невозможно сделать вывод о существовании определенной веры в души; также невозможно определить появление таких концепций на основании археологических свидетельств. Даже увеличение количества находок погребального инвентаря, иногда включающего и другие человеческие останки, свидетельствует не об изменении религиозных представлений, а об увеличении потребностей умерших в потустороннем мире, т. е. потребностей после смерти, которые зависят от экономического и социального положения. в жизни. Аналогии с недавними (примитивными) явлениями показывают, что невозможно связать отдельные погребальные обычаи с определенными представлениями о потустороннем или с какими-либо другими религиозными представлениями. Помимо захоронения всего тела, важно расположение отдельных частей тела, особенно черепа. Ритуальное отложение черепов подтверждено для эпохи среднего палеолита. Однако с еще более ранних периодов в пределах одного участка находили отдельные или множественные человеческие черепа и длинные кости (например, связанные с пекинским человеком). Нет необходимости интерпретировать эти находки как следы охоты за головами или развитые культы черепов, поскольку даже сегодня некоторые простые общества охотников и собирателей имеют обычай сохранять такие части трупов в течение длительного периода времени и даже носить их с собой на теле. Такая же практика наблюдалась и в верхнем палеолите и даже в более поздние периоды, но невозможно сделать вывод о развитом культе предков непосредственно из таких длительных связей живых с мертвыми.

Иная ситуация с находками из постоянных поселений земледельцев, в отличие от постоянно кочующих охотников-собирателей. Доказательства практики культа предков, относящиеся к 7-му тысячелетию до н. черепа, сохранившиеся у современных земледельческих народов Южной Азии и Океании. Развитый культ черепа обычно связан с почитанием предков. Важной темой культов предков является вера в связь умерших с плодородием земли их потомков.

Особого внимания заслуживают мегалитические (огромные каменные) могилы, которые появляются в различных районах начиная с эпохи неолита. Вполне вероятно, что в этой практике также существовала жизненно важная верная связь между живыми и мертвыми, и что иногда с такими могилами были связаны священные места и места сбора. Практика строителей мегалитов, вероятно, в значительной степени коренилась в представлениях о мертвых и в культах предков, которым их камни придавали особую прочность и монументальную форму. Сложнее объяснить отдельные возвышающиеся камни (менгиры), которые, конечно, могли быть символом или местопребыванием предков, особенно там, где есть признаки того, что они были вылеплены в виде человека. Однако было бы ошибкой искать единую интерпретацию всех мегалитических памятников или даже говорить об отдельной мегалитической религии. Мегалитические памятники скорее следует понимать как комплекс грандиозных проявлений идей, которые вполне могли быть разнообразными, но среди которых культ мертвых, тем не менее, играл важную роль.

В находках, относящихся к периоду палеолита, части человеческих тел, а также кости других животных находят разбросанными по археологическим слоям, иногда они сломаны или обуглены. Это часто принимается за свидетельство каннибализма, но столь же вероятны и другие интерпретации (например, действие животных-падальщиков [таких как гиены], выбрасывающих кости на поверхность и, таким образом, вызывающих их сжигание более поздними пожарами в том же месте). ). Безусловно, находки позволяют интерпретировать каннибализм; однако они не обязательно или по существу требуют этого, а скорее допускают такое объяснение, если исходить из предварительного убеждения, что каннибализм уже существовал в то время. От этой устаревшей концепции, которой до сих пор придерживаются некоторые ученые, т. е. что каннибализм есть сугубо «примитивное» явление и, следовательно, очень древнее, следует отказаться. Этнологические исследования ясно показывают, что каннибализм проявляется почти исключительно в обычаях земледельческих народов, т. е. на более поздней культурной стадии, и, по-видимому, существенно связан с религиозными или магическими представлениями, в которых большую роль играют культурные растения. Даже если бы палеолитический каннибализм существовал в больших масштабах, его нельзя было бы объяснить с помощью понятий, возникших на культурной стадии, столь иначе структурированной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Ситуация в более поздние периоды, особенно в неолите, иная. Здесь вместо отдельных частей человеческих скелетов, разбросанных по поселению, изредка находят человеческие останки вместе с остатками пищевых продуктов в ямах или в норах и тоннелях, служивших местами жертвоприношений. Особенно там, где человеческие черепа были вскрыты, а полые кости расколоты, интерпретация каннибализма неизбежна. Поскольку эта предполагаемая практика имела место в сфере аграрных культур, более уместно провести сравнение с современным каннибализмом, смысл которого обычно заключается в приобретении сил и других качеств жертвы.

Предыстория: Религия | Английское наследие

Предыстория

Мы можем только строить обоснованные предположения о том, во что верили доисторические люди, используя свидетельства сохранившихся памятников и артефактов. В доисторической Британии не было единой или постоянно развивающейся системы верований. Однако долгое время существовали религиозные обряды, касающиеся мертвых, их загробной жизни и их влияния на живых.

ОБЩИЕ ГРОБНИЦЫ

Когда примерно в 4000 г. до н.э. люди начали возделывать землю и селиться на постоянных территориях, они начали помещать своих умерших в огромные общие гробницы. Уэст-Кеннет-Лонг-Барроу в Уилтшире и Улей-Лонг-Барроу в Глостершире — два хороших примера этого. Таким образом было похоронено лишь небольшое количество людей, несмотря на многие тысячи человеко-часов, которые потребовались бы для строительства курганов. Почему были выбраны именно эти мужчины, женщины и дети, неизвестно.

Непонятно также, почему иногда их кости откладывались только после того, как их тела сгнили в другом месте — возможно, в церемониальных погребениях, связанных с общественными местами сбора, такими как Уиндмилл-Хилл в Уилтшире.

Примерно с 3500 г. до н.э. появились новые типы общественных памятников: линейные «курсы», круглые земляные валы с насыпями и, примерно с 3000 г. до н.э., каменные круги, такие как Кастлеригг в Камбрии, Эйвбери в Уилтшире и, конечно же, Стоунхендж. Эти памятники, по-видимому, представляют собой попытки создать священные места, которые были отделены от повседневной жизни или использовались в качестве церемониальных мест сбора.

Кузница Вейланда в Оксфордшире, длинный курган эпохи неолита, была названа так потому, что позже считалось, что в ней жил саксонский бог-кузнец Вейланд. Он был построен над более ранним курганом между 3460 и 3400 годами до нашей эры.

РИТУАЛЬНЫЕ ЛАНДШАФТЫ

Стоунхендж — ранняя форма земляных хенджей, к которым позже были добавлены каменные круги — несомненно, соответствует восходу солнца в середине лета и заходу солнца в середине зимы. Не все каменные круги были выровнены по небесным телам, но ясно, что ход времени и сезонов, движение солнца и луны имели большое значение для доисторических людей.

Памятники различных типов, построенные в течение довольно длительного времени, теперь были включены в искусственные «ритуальные ландшафты», все еще видимые вокруг Эйвбери и Стоунхенджа. Мы полагаем, что это были декорации для сложных религиозных церемоний, которые могли быть связаны с верованиями в плодородие людей, животных и сельскохозяйственных культур.

В могилах Грайма в Норфолке (добываемых примерно с 2600 г. до н.э.) ритуальные подношения сопровождали закрытие выработанных кремневых рудников, очевидно, для поощрения обновления.

Уинтерборн-Сток-Барроуз — одно из самых впечатляющих курганных «кладбищ» в Уилтшире. Эта группа курганов включает длинный курган эпохи неолита между 3750 и 3400 годами до нашей эры, а затем круглые курганы бронзового века примерно с 2000 года до нашей эры.

КРУГЛЫЕ КУРГАРЫ

Неолитические священные места и ритуальные ландшафты явно оставались значимыми в течение многих лет после того, как они были построены, использованы и даже поняты. Многие сотни круглых курганов бронзового века были построены недалеко от Стоунхенджа и Эйвбери.

Безусловно, наиболее часто встречающийся доисторический памятник в Англии (и часто расположенный группами, такими как курганы Бедных Уинтерборн в Дорсете). Круглые курганы предназначены для отдельных захоронений или кремаций, иногда в сопровождении богатого инвентаря. Они отмечают переход от общественных памятников к сосредоточению внимания на конкретных людях и их силе.

По мере развития бронзового века кремация стала более распространенной, при этом прах помещался в небольшую яму или глиняную урну в старом или новом кургане.

Эти предметы из золота и янтаря были найдены в захоронениях под курганами бронзового века в Нормантон-Даун, недалеко от Стоунхенджа. Такие особенно богатые коллекции погребального инвентаря предполагают, что похороненные здесь люди имели большое богатство и статус. © English Heritage (любезно предоставлено Уилтширским музеем, Devizes)

РОДНИКИ, РОЩИ И ДРУИДЫ

Примерно с 800 г. до н.э., в раннем железном веке, произошли еще большие изменения. Свидетельства захоронений редки, но люди все чаще бросали ценные предметы — оружие, изделия из металла и даже золото — в реки, бассейны и родники, по-видимому, в качестве жертвоприношения водным богам.

По словам римских писателей, которые предоставили самые ранние письменные отчеты о доисторической религии, поклонение позднему железному веку было сосредоточено не в построенных храмах, а в «священных рощах», убежищах друидов, чье имя означает «знающие дубы».

Юлий Цезарь, пишущий пропаганду для римской публики, любящей сенсации, описывает друидов, совершающих человеческие жертвоприношения, но также и как философов, проповедующих о переселении бессмертных человеческих душ из одного тела в другое; а Тацит описывает, как друиды дали последний бой римлянам на острове Англси в 61 году нашей эры.

Помимо этих записей, о друидах почти ничего не известно. Тем не менее, на протяжении веков они доминировали в представлениях о доисторических временах, и их ошибочно изображали строителями Стоунхенджа — памятника, заброшенного по крайней мере за тысячу лет до того, как о них впервые узнали.

Подробнее о доисторической Англии

  • Доисторическая архитектура

    Структуры, сохранившиеся с доисторических времен, могут не соответствовать тому, что мы обычно называем «архитектурой». Но эти сооружения и сегодня внушают благоговейный трепет

  • Доисторическое искусство

    В доисторические времена люди умели изготавливать инструменты и декоративные предметы из камня и металла, иногда с удивительным украшением.

  • Доисторическая торговля

    Товары и навыки, должно быть, обменивались или обменивались в доисторической Британии с ранних времен, но сохранилось очень мало свидетельств, и, как мы думаем, торговля могла и не существовать.

  • Доисторическая повседневная жизнь

    Появление земледелия примерно в 4000 г. до н.э. оказало глубокое влияние на все аспекты повседневной жизни людей, живших на Британских островах.

  • Предыстория: Пейзаж

    Как люди эпохи неолита связывали комплексы рукотворных памятников в искусственные ландшафты.

  • Предыстория: Сети

    Появление земледелия, строительство великих общественных памятников и знание металлообработки преобразили доисторическую Британию.

  • Предыстория: власть и политика

    Власть в доисторической Британии выражалась символически, через могучие общинные монументы, богатые могильные принадлежности и массивные городища.

  • Предыстория: Религия

    В доисторической Британии не существовало единой или постоянно развивавшейся системы верований, но мы можем делать обоснованные предположения о том, во что верили разные доисторические люди.

  • Предыстория: Конфликт

    Насилие и конфликты, несомненно, имели место в доисторической Британии, но археологические свидетельства часто интерпретируются по-разному.

Доисторические истории

  • Еда и пиршество в Стоунхендже

    Узнайте, что ели люди, которые строили и использовали Стоунхендж, как они готовили и подавали еду, а также какие передовые научные достижения стоят за этими открытиями.

  • Длинные курганы и сломанные кости

    Что атмосферные, вызывающие воспоминания длинные курганы Котсуолд-Хиллз и Мальборо-Даунс рассказывают о погребальных практиках и отношении к смерти в период раннего неолита.

  • Строительство Стоунхенджа

    Стоунхендж — шедевр инженерной мысли. Как люди эпохи неолита строили его, используя только доступные им простые инструменты и технологии?

  • Установление связей: Стоунхендж в его доисторическом мире

    Во времена Стоунхенджа люди связывались с другими людьми и с окружающим миром, создавая предметы и делясь ими. Исследуйте историю этих связей.

  • Ритуальные тайны в доисторической кремневой шахте

    Находки в могилах Грайма в Норфолке раскрывают значение добычи и ценность кремня для неолитических общин.

  • Короли железного века и их римские связи

    Как погребальный инвентарь из Эссекса позволяет увидеть богатых и могущественных лидеров Британии железного века и их прочные связи с римским миром.

  • Римское вторжение в Девичий замок

    Крупнейшее городище железного века в Британии когда-то считалось памятником жестокости римского вторжения, но его история может быть более сложной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *