«Фелица» краткое содержание оды Державина
Настройки
Размер шрифта
Цвет текста
Цвет фона
Г.Р. Державин написал оду «Фелица» в 1782 году. Это торжественное произведение посвящено Екатерине II и прославляет её мудрость и дальновидность. В оде поэт запечатлел собирательный образ идеального правителя. Ода состоит из 26 столбцов, в каждом из которых по 10 строк. Поэт называет императрицу Фелицей, что в переводе с латыни означает «счастливая». Краткое содержание оды Державина «Фелица» познакомит читателей с этим произведением.
Действующие лица
- Лирический герой.
- Фелица (императрица Екатерина II Великая) — она символизирует образ идеального правителя.
В оде лирический герой прославляет мудрость императрицы, называет её «богоподобной». Он просит её оставить наставления для подданных о том, как нужно жить, как избавляться от страстей и искушений, как быть счастливыми. Лирический герой вдохновлён наставлениями царицы, но не готов им следовать, потому что подвержен слабостям и страстям, ему не хватает самообладания.
Лирический герой замечает, как скромно живёт императрица. Она предпочитает ходить пешком, питается простой пищей, избегает маскарадов и увеселительных заведений. Он восхищается тем, как много работает царица, читает и пишет. В отличие от неё, лирический герой любит весело проводить досуг, играть в карты, спит до полудня, курит, пьёт кофе и алкоголь, много мечтает, любит вкусно покушать на пирах. В своих фантазиях герой часто представляет себя султаном, который пугает взглядом весь мир. Лирическому герою нравятся прогулки, общество женщин, шикарные выезды в карете, музыка и танцы. Лирический герой подробно описывает пышные развлечения, которым он предаётся или мечтает о них. Затем он рассказывает о тихой домашней жизни: вместе со своей женой он любит играть в жмурки, «дураки», «свайку», залезать на голубятню. Тем не менее герой интересуется книгами, но предпочитает народную литературу («Повесть о Бове-Королевиче» и другие рассказы), но скучает, читая Библию.
Лирический герой отмечает, что таков не только он сам, но и все придворные. Люди предаются увеселениям и пренебрегают учением и мудростью. Герой утверждает, что найти путь добродетели среди соблазнов и пороков (лени, тщеславия, разврата) очень трудно. Даже тот, кто найдёт этот добродетельный путь, сомневается в своей правоте, потому что за внешней роскошью скрывается много обманов и соблазнов. Герой задаёт риторический вопрос: где же найти добродетель, «розу без шипов»?
В поиске ответа на этот вопрос герой утверждает, что только царица умеет «создавать свет из тьмы», поддерживать порядок, усмирять страсти. Герой восхищается справедливостью Фелицы, её умением никого не обижать. Она снисходительно относится к дурачествам людей, но не прощает зла. Люди подчиняются законам Бога и императрице.
Лирический герой замечает, что царица справедливо оценивает чужие заслуги и награждает достойных людей. Она не считает поэтов пророками, но любит поэзию и разбирается в ней. Императрице не свойственна гордыня, она умеет дружить и стойко переносить несчастья, очень скромна и равнодушна к славе. Лирический герой утверждает, что императрице можно говорить всю правду, не боясь возмездия. Она позволяет подданным говорить о себе и правду, и не правду, но при этом не наказывает за злословие. Лирический герой выражает своё восхищение, считает правление такой императрицы великой удачей для народа. Люди могут не бояться уронить её портрет или не выпить за её здоровье. Герой сравнивает Фелицу с предыдущими правителями Смутного времени: новая императрица не приемлет шутовских свадеб и ледовых дворцов. Фелица старается просвещать нравы подданных, оставляет мудрые наставления своему сыну, который в оде назван именем Хлор. Императрица не хочет, чтобы её называли великой за её жестокость, поэтому не стремится быть жёстким тираном над подданными. Фелица стремится к Божьей славе: она хочет прослыть милосердной и справедливой, поэтому стремится дать всё необходимое нуждающимся, вылечить больных и просветить подданных. Императрица поощряет развитие ремёсел, наук, путешествий, торговли. Лирический герой говорит, как много на свете несправедливости и несчастья, и утверждает, что их нет только в царстве Фелицы. Лирический герой восхваляет Бога и императрицу, желает ей здоровья и благополучия.
В среднем, пользователи прочитывают текст за 2 мин.
Добавить в избранное
ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ?
0
0
ПОДЕЛИТЬСЯ:
краткое содержание, описание и анализ
В 70-х годах XVIII столетия в российской словесности начинаются изменения. Они касаются конкретно поэзии таким образом, что разрушают канонизированные формы. Понемногу это начинали еще Ломоносов, Майков, Херасков, но Державин как бунтарь подошел к миру жанров. В особенности это касается жанра торжественной оды, о чем говорит, если внимательно и вдумчиво читать, ода «Фелица», краткое содержание которой представлено ниже.
Название оды
Felicitas на латинском означает «счастье». Но этого мало. Державин читал сказку, которую Екатерина II написала для своего внука, Александра, от имени царевны Фелицы царевичу Хлору, который далее будет встречаться в тексте как действующий герой. Из-за насмешек над вельможами, окружавшими Екатерину II, друзья не советовали печатать оду. Она небезобидна, эта ода «Фелица». Краткое содержание длинного произведения могло разгневать высоких сановников. Да и как могла сама императрица отнестись к шутливому описанию ее жизни? Тем более что оно говорит и о важных вопросах. Тем не менее, ода была напечатана и вызвала слезы умиления императрицы. Она узнала, кто был ее автором, и всячески его облагодетельствовала. У школьников наших дней интереса не вызывает ода «Фелица». Краткое содержание они прочтут по необходимости и с тоской.
Начало
Первые десять стихов рассказывают о том, как царевна, подобная богам, показала путь пленному царевичу Хлору — путь к тому месту, где растет роза без шипов. Эта роза была ему нужна, чтобы освободиться из рабства. А роза растет на высокой горе, где находится обитель добродетели. Эту сказку о царевиче и дочери хана Фелице сочинила, как уже было сказано, сама императрица. Так что ода «Фелица», краткое содержание которой включает пересказ труда Екатерины II, уже не могла не польстить императрице. Вторые десять стихов просят у Фелицы помощи научиться правильно жить, потому что автор сам слаб и не может справиться с житейскими страстями.
«Простота» императрицы
В следующих десяти стихах Державин создает идеальный образ героини, описывая ее поведение и привычки: любовь к пешим прогулкам, простой еде, чтению и письму, размеренному распорядку дня. Всем этим не отличались ее современники. Портретное описание отсутствует (имеется в виду ода «Фелица»). Державин, краткое содержание это показывает, выделяет демократизм монархини, неприхотливость, приветливость.
Ирония и сатира
Подобное новшество поэт вводит в оду, в то время как ранее такие вольности в этом жанре не дозволялись. Он противопоставляет добродетельную Фелицу ее окружению. Поэт пишет от первого лица, но имеет в виду князя Потемкина, который ведет разгульный образ жизни при дворе и, воюя, представляет себя полновластным властителем, подобным султану. Собираясь на войну, а воевал он много и, как правило, успешно, проводит дни в пирах, где изысканная еда, которой не счесть, подается на золотых блюдах. Или катается в золотой карете в сопровождении друзей, собак, красавиц.
Не забывает автор и А. Г. Орлова (ода «Фелица»). Державин (краткое содержание мы рассматриваем) рассказывает о его любви к конным гонкам. У Орловых на конных заводах разводились породистые рысаки. На своих замечательных конях граф устраивал скачки. Державин помнит и об увлечении фаворитов Орловых танцами и кулачными боями. Этим они веселили свой дух.
Кроме того, поэт упоминает П. И. Панина, который помог императрице в перевороте. Панин любил псовую охоту и много уделял ей времени, забывая о государственных делах. Не обделяет вниманием Державин такого большого царедворца, как Нарышкин, который обожал по ночам, а почему по ночам, неизвестно, кататься по Неве в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами. О тишине и покое в столичном городе можно было только мечтать простому обывателю, который трудом добывал себе на хлеб. Ну как же не улыбнуться мирному развлечению генерал-прокурора Вяземского? Он в свободное время читал лубочные повести и дремал над Библией.
Иронизирует поэт и над собой, словно причисляя себя к узкому кругу избранных. В таком ироническом ключе никто не решался писать. Ода «Фелица» (Державин), краткое содержание которой передается здесь, стала новаторским произведением. Когда Державина упрекали в насмешках, которые по нынешним дням кажутся довольно безобидными, поэт указывал на место, где он описывает свои недостатки, например, гонять голубей на голубятне или просто играть в карты в дурака. Люди, по мнению поэта, и правильному к тому же, не склонны все время заниматься серьезными делами. Важно только не бегать за пустыми мечтами, не вести роскошную и ленивую жизнь и не ворчать, когда требуют деньги на государственные дела. А этим славились и Потемкин, и князь Вяземский, которых Екатерина II описала в своей сказке о царевиче Хлоре под именами Лентяг и Брюзга.
Литературный анекдот
Но у поэта нет осуждения императрицы, которая окружена людьми с человеческими слабостями. Ведь их таланты стоят на службе процветания великой империи. Это показывает анализ стихотворения Державина «Фелица». Впортретах сановитых царедворцев использован прием литературного анекдота. В те времена под анекдотом понимали реальную историю о реальном человеке, но художественно обработанную, которая имеет поучительное или сатирическое звучание. Действительно, в памяти потомков остались гуляка, дуэлянт и неутомимый дамский угодник, фаворит Екатерины II Алексей Орлов, осмотрительный Панин, сибарит, но и воин-победитель Потемкин. Описывается постепенный уход со сцены масонов, который начался во времена Екатерины II под влиянием произошедшей кровавой революции во Франции. Масоны упоминаются в самом начале оды. Но в целом ирония Державина не носила пафосного, обличительного характера, она была мягкой, скорее, шутливой.
Как создается образ Екатерины
Через сказку об умнице Фелице, которая помогает царевичу Хлору, Державин создает образ идеальной правительницы. Там, где обычный человек, рассказывает Державин, сбивается с пути, идет вслед за страстями, одна царевна способна все освещать своей мудростью. Он намекает на создание губерний в государстве, приведшее управление им в больший порядок. Он ценит в Екатерине II, что она не унижает людей, не гнетет и не уничтожает, как волк, и сквозь пальцы смотрит на их слабости. Екатерина II — но не Бог, и соответственно ведет себя. Люди более подсудны Богу, нежели царю. Так говорит анализ стихотворения Державина «Фелица». Императрица соблюдает это правило, ибо она — просвещенная монархиня. И, тем не менее, Державин решается дать очень деликатный совет государыне: разделив государство на губернии, скрепить их законами, чтобы никаких разногласий не было. Далее он красиво сравнивает ее с умелым капитаном, ведущим корабль через бурное море.
Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины
Этому посвящено множество строф, но самое главное, что она отказалась от титулов «Премудрой», «Великой», «Матери отечества», которые ей преподнесли сенаторы. Да, скромность была ложной, но выглядело это красиво. Когда внимательно читаешь не только оду, но и комментарии к ней, такие выводы подразумевает анализ оды «Фелица» Державина Г. Р.
Идеализация образа Екатерины
В первой части оды образ монархини с простыми привычками обычного человека очень импонирует поэту. Далее Державин восхваляет ее как мудрого государственного деятеля. Это образ просвещенного государя в сравнении с царицами, правившими до нее, зачастую глубоко невежественными и жестокими. В третьей, завершающей части, создается образ высоко парящего над подданными философа, который глубоко задумывается над судьбами государства и народа.
Это все идеалы Г. Р. Державина в оде «Фелица». Фелица — живая богиня на земле, что подтверждают завершающие строфы. Они полны восхвалений, и немудрено, что государыня прослезилась, читая это сочинение.
Восточные мотивы в оде
Построив от начала до конца оду «Фелица» на восточной сказке, написанной самой монархиней, Державин придал ей восточный колорит. В ней присутствуют Лентяг, Брюзга, Мурза, Хан, ханская дочь, богоподобная царевна. Это создаёт особый «привкус», непривычный ни русской прозе, ни поэзии. Кроме того, сделав объектом поэзии монархиню, поэт написал оду как похвалу и одновременно как сатирическое произведение. Этим обеспечивается своеобразие оды Гавриила Державина «Фелица». Он один из первых поэтов начал открывать в литературе новые сокровища живого слова, один из тех, чье творчество не умещается в рамки теории трех стилей.
Г.Р. Державин, ода «Фелица»: краткое содержание, описание и анализ
В 70-х годах XVIII века в русской литературе начались перемены. Они имеют дело именно с поэзией, разрушая канонизированные формы. Понемногу начинали его Ломоносов, Майков, Херасков, но Державин, как бунтарь, подходил к миру жанров. Особенно это относится к жанру торжественной оды, о котором, если читать внимательно и вдумчиво, говорит ода «Фелица», краткое содержание которой представлено ниже.
Название оды
Felicitas в переводе с латыни означает «счастье». Но этого недостаточно. Державин прочитал сказку, которую Екатерина II написала для своего внука Александра от имени княгини Фелицы цесаревичу Хлору, который позже появится в тексте как действующий герой. Из-за насмешек дворян, окружавших Екатерину II, друзья не советовали печатать оду. Она не безобидна, эта ода Фелице. Краткое изложение длинного произведения могло разозлить высокопоставленных лиц. А как могла отреагировать на шутливое описание своей жизни сама императрица? Кроме того, это также говорит о важных вопросах. Тем не менее ода была напечатана и вызвала у императрицы слезы умиления. Она узнала, кто ее автор, и всячески оказала ему услугу. Школьников наших дней ода «Фелица» не интересует. Краткое содержание они будут читать по необходимости и с тоской.
Старт
Первые десять стихов повествуют о том, как принцесса, подобно богам, указала пленному принцу Хлору путь — путь к месту, где растет роза без шипов. Эта роза была нужна ему, чтобы освободиться от рабства. А роза растет на высокой горе, где находится обитель добродетели. Сказку эту о князе и дочери хана Фелице сочинила, как уже говорилось, сама императрица. Так что ода «Фелица», краткое содержание которой включает пересказ произведения Екатерины II, уже не могла льстить императрице. Вторые десять стихов просят Фелицу о помощи в том, чтобы научиться правильно жить, потому что сам автор слаб и не может справиться с мирскими страстями.
«Простота» императрицы
В следующих десяти стихах Державин создает идеальный образ героини, описывая ее поведение и привычки: любовь к походам, простую пищу, чтение и письмо, размеренный распорядок дня. Во всем этом ее современники ничем не отличались. Портретного описания нет (имеется в виду ода «Фелица»). Державин, краткое содержание показывает это, выделяет демократичность монарха, непритязательность, дружелюбие.
Ирония и сатира
Поэт вносит в оду такое нововведение, в то время как раньше в этом жанре не допускались такие вольности. Он противопоставляет добродетельную Фелицу ее окружению. Поэт пишет от первого лица, но имеет в виду князя Потемкина, который ведет при дворе разгульную жизнь и, воюя, представляет себя полновластным правителем, подобным султану. Собираясь на войну, а воевал он много и, как правило, успешно, он дни свои проводит в пирах, где на золотых блюдах подают изысканную пищу, которой не счесть. Или едет в золотой карете в сопровождении друзей, собак, красавиц.
Автор не забывает А.Г. Орлову (ода «Фелица»). Державин (мы рассматриваем краткое содержание) рассказывает о своей любви к скачкам. Чистокровных рысаков разводили на Орловских конезаводах. На своих чудесных лошадях граф устраивал скачки. Державин помнит и увлечение любимцев Орловых танцами и кулачными боями. Этим они радовали свой дух.
Кроме того, поэт упоминает П.И. Панин, помогавший императрице в перевороте. Панин любил собачью охоту и уделял ей много времени, забывая о государственных делах. Державин не обделяет вниманием и такого крупного придворного, как Нарышкин, который обожал по ночам, а зачем по ночам, неизвестно, ездить по Неве в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами. О тишине и спокойствии в столице мог только мечтать простой обыватель, тяжело трудившийся, чтобы заработать себе на хлеб. Ну как тут не улыбнуться мирному развлечению генпрокурора Вяземского? В свободное время он читал популярные рассказы и дремал над Библией.
Поэт иронизирует над собой, как бы причисляя себя к узкому кругу избранных. В таком ироническом ключе никто не решался писать. Ода «Фелица» (Державин), краткое содержание которой передается здесь, стала новаторским произведением. Когда Державина упрекали в насмешках, которые сегодня кажутся довольно безобидными, поэт указал на место, где он описывает свои недостатки, например, погоню за голубями на голубятне или просто игру в карты в дурака. Люди, по мнению поэта, и это правильно, не склонны постоянно заниматься серьезными делами. Важно только не бегать за пустыми мечтами, не вести роскошную и ленивую жизнь и не роптать, когда требуют денег на общественные дела. И славились этим и Потемкин, и князь Вяземский, которого Екатерина II описала в своей сказке о царевиче Хлоре под именами Лентяг и Ворчун.
Литературный анекдот
Но поэт не осуждает императрицу, окруженную людьми с человеческими слабостями. Ведь их таланты служат процветанию великой империи. Это показывает анализ стихотворения Державина «Фелица». В портретах высокопоставленных придворных используется прием литературного анекдота. В те времена под анекдотом понимался реальный рассказ о реальном человеке, но художественно обработанный, имеющий поучительное или сатирическое звучание. Действительно, в памяти потомков остался гуляка, дуэлянт и неутомимый ловелас, любимец Екатерины II Алексей Орлов, расчетливый Панин, сибарит, но и воин-победитель Потемкин. В ней описывается постепенный уход масонов со сцены, начавшийся во времена Екатерины II под влиянием кровавой революции, происшедшей во Франции. Масоны упоминаются в самом начале оды. Но в целом ирония Державина не носила претенциозного, обвинительного характера; оно было мягким, скорее, игривым.
Как создается образ Екатерины?
Через сказку об умнице Фелице, помогающей царевичу Хлору, Державин создает образ идеального правителя. Там, где обыкновенный человек, говорит Державин, сбивается с пути, идет на поводу у страстей, одна княгиня способна все осветить своей мудростью. Он намекает на создание провинций в государстве, что упорядочило его управление. Он ценит в Екатерине II то, что она не унижает людей, не притесняет и не губит, как волк, а сквозь пальцы смотрит на их слабости. Екатерина II — но не Бог, и ведет себя соответственно. Люди больше подчиняются Богу, чем царю. Так говорит анализ стихотворения Державина «Фелица». Императрица соблюдает это правило, ибо она просвещенный монарх. Тем не менее Державин решается дать очень деликатный совет императрице: разделить государство на губернии, скрепить их законами, чтобы не было разногласий. Далее он красиво сравнивает ее с опытным капитаном, ведущим корабль через бурное море.
Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины
Этому посвящено множество строф, но самое главное, что она отказалась от титулов «Мудрая», «Великая», «Мать Отечества», которые были представлены к ней сенаторов. Да, скромность была ложной, но выглядело красиво. Когда внимательно читаешь не только оду, но и комментарии к ней, такие выводы напрашивается при анализе оды «Фелица» Державина Г. Р.
Идеализация образа Екатерины
В первой части оды поэту очень импонирует образ монарха с простыми повадками простого человека. Далее Державин восхваляет ее как мудрого государственного деятеля. Это образ просвещенной государыни по сравнению с царицами, правившими до нее, часто глубоко невежественной и жестокой. В третьей, заключительной части создается образ философа, парящего высоко над своими подданными, глубоко задумывающегося о судьбах государства и народа.
Вот все идеалы Г. Р. Державина в оде «Фелица». Фелица — живая богиня на земле, что подтверждают заключительные строфы. Они полны похвал, и неудивительно, что императрица плакала, читая это произведение.
Восточные мотивы в оде
Построив оду «Фелица» от начала до конца на восточной сказке, написанной самой государыней, Державин придал ей восточный колорит. В нем Лентяг, Груб, Мурза, Хан, ханская дочь, богоподобная царевна. Это создает особый «вкус», несвойственный ни русской прозе, ни поэзии. Кроме того, сделав монарха объектом поэзии, поэт написал оду как хвалебное и одновременно как сатирическое произведение. Этим и обеспечивается оригинальность оды Гавриила Державина «Фелица». Он был одним из первых поэтов, начавших открывать в литературе новые сокровища живого слова, одним из тех, чье творчество не укладывается в рамки теории трех стилей.
Г.Р. Державин, ода «Фелица»: краткое содержание, описание и анализ
В семидесятых годах восемнадцатого века русская литература начала меняться. Именно к поэзии они относятся так, что разрушают канонизированные формы. Понемногу начали его Ломоносов, Майков, Херасков, но Державин как бунтарь пришел в мир жанров. В особенности это относится к жанру торжественных од, на что указывает, хотя и тщательно и вдумчиво, ода «Фелица», кратко изложенная ниже.
Имя ода
Felicitas в переводе с латыни означает «счастье». Но этого недостаточно. Державин прочитал сказку, которую Екатерина II написала для своего внука Александра от имени княгини Фелицы Цесаревича Хлора, который позже будет замечен в тексте как действующий герой. Из-за насмешек дворян, окружавших Екатерину II, друзья не советовали печатать оду. Не безобидна эта ода «Фелица». Краткость содержания длинного произведения могла разозлить высокопоставленных лиц. А как могла отреагировать на шутливое описание своей жизни сама императрица? Более того, он говорит о важных вещах. Тем не менее ода была напечатана и вызвала слезы умиления императрицы. Она узнала, кто был его автором, и всячески этому принесла пользу. Школьников наших дней ода «Фелица» не интересует. Они будут читать краткое содержание необходимости, и с печалью.
Старт
Первые десять стихов повествуют о том, как принцесса, подобно богам, указала пленному царевичу Хлоре путь — путь к месту, где растет роза без шипов. Эта роза была нужна ему, чтобы освободиться от рабства. И роза растет на высокой горе, где находится обитель добродетели. Эту сказку о царевиче и дочери хана Феличе сочинила, как уже говорилось, сама императрица. Так что Ода «Фелица», краткое содержание которой включает пересказ произведения Екатерины II, не могла не польстить императрице. Вторые десять стихов просят Фелицу помочь им научиться правильно жить, потому что сам автор слаб и не может справиться с житейскими страстями.
«Простота» императрицы
В следующих десяти стихах Державин создает идеальный образ героини, описывая ее поведение и привычки: любовь к прогулкам, простой пище, чтению и письму, размеренный распорядок дня. Все это не отличалось от ее современников. Описание портрета отсутствует (имеется в виду ода «Фелица»). Державин, кратко излагая это, выделяет демократичность монархии, непритязательность, приветливость.
Ирония и сатира
Такое новшество вводит поэта в оду, тогда как раньше такие вольности в этом жанре не допускались. Он противопоставляет добродетельную Фелич ее окружению. Поэт пишет от первого лица, но имеет в виду князя Потемкина, который ведет беспорядочную жизнь при дворе и, воюя, выдает себя за полновластного правителя, подобного султану. Отправляясь на войну, а воевал он много и, как правило, успешно, дни свои проводит на пирах, где на золотых блюдах подают вкусную еду, которой не счесть. Или катание в золотой карете в сопровождении друзей, собак, красавиц.
Не забыть автора и А.Г. Орлову (ода «Фелица»). Державин (краткое содержание мы рассматриваем) рассказывает о своей любви к скачкам. Орловы на конных заводах разводили чистокровных рысаков. На своих замечательных лошадях граф устраивал скачки. Помнит Державин и увлечение любимцев Орловых танцами и кулачными боями. В этом они забавляли свой дух.
Кроме того, поэт упоминает П.И. Панина, который помогал императрице в перевороте. Панин любил собачью охоту и много уделял ей времени, забывая о государственных делах. Не обделяйте Державина вниманием такого великого придворного, как Нарышкин, который обожал по ночам, а зачем по ночам, неизвестно, кататься по Неве в сопровождении целого оркестра музыкантов с роговыми инструментами. О тишине и спокойствии в столице мог только мечтать простой человек, тяжело трудившийся за свой хлеб. Ну как тут не улыбнуться мирному развлечению генпрокурора Вяземского? В свободное время он читал любовные рассказы и дремал над Библией.
Поэт также саркастичен по отношению к себе, как будто считает себя узким кругом избранных. Так иронично, никто не осмеливался писать. Ода «Фелица» (Державин), краткое содержание которой передается здесь, стала новаторским произведением. Когда Державина упрекали в насмешках, которые сегодня кажутся довольно безобидными, поэт указал на место, где он описывает свои недостатки, например, гонять голубей на голубя или просто играть в карты в дурака. Люди, по мнению поэта, и это правильно, не склонны все время заниматься серьезными делами. Важно только не бегать за пустыми мечтами, не вести роскошную и ленивую жизнь и не роптать, когда требуют денег на государственные дела. И этим прославились Потемкин и князь Вяземский, которого Екатерина II описала в своей сказке о царевиче Хлоре под именами Лентяг и Брюсга.
Литературный анекдот
Но у поэта нет осуждения императрицы, окруженной людьми с человеческими слабостями. Ведь их таланты стоят на службе процветания великой империи. Это показывает анализ стихотворения Державина «Фелица». В Портреты придворных Придворные использовали прием литературного анекдота. В те времена под анекдотом понимался реальный рассказ о реальном человеке, но художественно оформленный, имеющий поучительное или сатирическое звучание. Ведь в памяти потомков остались гуляка, дуэлянт и неутомимый ловелас, фаворит Екатерины II Алексей Орлов, осторожный Панин, сибарит, но и воин-победитель Потемкин. Описывается постепенный уход масонов со сцены, начавшийся во времена Екатерины II под влиянием кровавой революции во Франции. Масоны упоминаются в самом начале оды. Но в целом ирония Державина носила не пафосный, не обвинительный характер, а мягкая, скорее, шутливая.
Как создать образ Екатерины
Через сказку об умнице Феличе, помогающей князю Хлору, Державин создает образ идеальной правительницы. Там, где обыкновенный человек, говорит Державин, заблудится, следует за страстями, там одна княгиня может все осветить своей мудростью. Он намекает на создание провинций в государстве, что привело к управлению им в большем порядке. Он ценит в Екатерине II то, что она не унижает людей, не притесняет и не губит, как волк, а сквозь пальцы смотрит на их слабости. Екатерина II — помазанник Божий, но не Бог, и соответственно ведет себя. Люди больше подходят для Бога, чем для царя. Так говорит анализ стихотворения Державина «Фелица». Императрица соблюдает это правило, ибо она просвещенная монархия. И, тем не менее, Державин решается дать очень деликатный совет императрице: разделив государство на губернии, связать их законами, чтобы не было разногласий. Далее он красиво сравнивает его с умелым капитаном, ведущим корабль по бурному морю.
Подчеркивание скромности и великодушия в образе Екатерины
Этому посвящены многие строфы, но самое главное, она отказалась от титулов «Мудрость», «Великая», «Родина», которые вручила сенаторам. Да, скромность была ложной, но выглядело красиво. Когда внимательно читаешь не только оду, но и комментарии к ней, такие выводы предполагают анализ оды «Фелица» Державина Г. Р.
Идеализация образа Екатерины
В первой части оды образ монарха с простыми повадками простого человека производит большое впечатление на поэта. Потом Державин хвалит ее как мудрого государственного деятеля. Это образ просвещенной государыни по сравнению с правившими до нее царями, часто глубоко невежественными и жестокими. В третьей, заключительной части создается образ философа, высоко парящего над своими подданными, который глубоко размышляет о судьбах государства и народа. Это все идеалы Державина в платье «Фелица». Фелица — живая богиня на земле, что подтверждают заключительные строфы. Они полны похвал, и неудивительно, что императрица плакала, читая это сочинение.
Восточные мотивы в одежде
Построив оду «Фелица» от начала и до конца на восточной сказке, написанной самой монархией, Державин придал ей восточный колорит. В нем Лентаг, Брузга, Мурза, Хан, ханская дочь, богоподобная царевна. Это создает особый «привкус», несвойственный русской прозе или поэзии.