Религия древнего востока кратко: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао

от говорящих лисиц до храмов председателя Мао

  • Главная
  • События
  • Афиша
  • Лекции

Российская государственная библиотека, главное здание, конференц-зал

4 декабря 2016 года (16:00)

свободный, количество мест — 400, необходима предварительная регистрация

Лектор — Константин Тертицкий, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Китая Института стран Азии и Африки МГУ.

Основные тезисы лекции:

  • Религии Китая имеют целый ряд особенностей, отличающих их от ре­лигий Европы и Ближнего Востока. В традиционном Китае верховной сакральной фигурой был император, а религии и учения (конфуциан­ство правильнее считать именно учением, имеющим черты религии) выполняли для императорской власти инструментальные функции.
    Это привело к тому, что в Китае никогда не было господствующей религии и, соответственно, не было стремления обратить в неё всё население страны.

  • Господствовавшее в сфере идеологии и образования конфуцианство признавало существование человеческой души и Неба как высшего начала, но собственно религиозными вопросами интересовалось мало — его прежде всего привлекали проблемы этики и управления государ­ством.

  • Культурный разрыв между элитами и «народом», существующий в каж­дой развитой традиционной культуре, принял в Китае особые черты: среди простых людей могли сохраняться и возникать верования и прак­тики, весьма предосудительные с точки зрения носителей высокой традиции. В результате получилось, что большая часть китайцев обладала своим собственным сложным комплексом верований. Этот мир сверхъестественного был огромен и с трудом поддавался описанию, хотя и имел свою внутреннюю логику, а также виды сверхъестественных существ. К храмам и священнослужителям буддизма или даосизма китайцы обычно обращались только время от времени, в зависимости от ситуации в той местности, где они жили.

  • Ещё одной чертой, выработавшейся в условиях длительного сосуществования нескольких религиозных традиций, был синкретизм: в каждом из трёх учений стали появляться элементы доктрины или практик двух других. Своеобразным результатом этого процесса стало возникновение десятков новых религий, для которых подобный синтез стал одной из идейных основ, позволявшей им претендовать на роль конфессии, соединяющей все прочие религии и стоящей над ними.

  • События ХХ века привели в Китае, так же как и во всем мире, к кризису религиозного сознания, вытеснению религии из жизни общества, рас­пространению секуляризма и попыткам заменить религию идеологией. Однако и в этих условиях многие элементы традиционной религиозной системы продемонстрировали удивительную устойчивость, и они будут сохраняться в обозримой исторической перспективе.

 

 


СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ


 

К лекции «Китайские религии: от говорящих лисиц до храмов председателя Мао»
сотрудники Центра восточной литературы Российской государственной библиотеки
подготовили мини-выставку редких книг из фонда ЦВЛ РГБ: издания священных
текстов трёх учений (по-китайски 三教 сань цзяо) — конфуцианства, даосизма и буддизма.


Китай — страна многих религий. Конфуцианство и даосизм — исконно китайские, возникшие и развившиеся на почве древнейшей самобытной культуры и верований, уходящих далеко вглубь веков.

Конфуцианство (по-китайски называется 儒学 жусюэ, а вовсе не по имени Конфуция, как это принято на Западе) — формально не религия, но прежде всего философское учение, теснейшим образом связанное с управлением государством. В конфуцианстве никогда не было церковной организации — её функции выполняли миряне, начиная с императора и заканчивая старшими в семье. Конфуцианство, за исключением коротких периодов, было господствующей религией в Китае; государственные должности могли занимать только конфуцианцы.

Основополагающий текст — 论语 Лунь юй, Беседы и суждения — начал составляться учениками Конфуция (551—479 гг. до н. э.) ещё при его жизни и был канонизирован в эпоху Хань (221 г. до н. э. — 220 г. н. э.). На выставке представлены пекинское и санкт-петербургское издания «Лунь юя» конца XIX века и жизнеописание Конфуция, изданное в Китае в 1826 году.


 

В «Беседах и суждениях» говорится: «Учитель сказал: «Молодые люди, находясь дома, должны проявлять почтительность к родителям, выйдя за ворота — быть уважительными к старшим, в делах — осторожными, в словах — правдивыми, безгранично любить людей и особенно сближаться с теми, кто обладает человеколюбием. Если у них после осуществления всего этого еще останутся силы, то потратить их надо на изучение вэнь-культуры»».
(Перевод Л. С. Переломова)


Лунь юй. — Пекин, 1890
Конфуций. Беседы и суждения. Т. 2, 3

Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-12/221

 

Шэн да ту. — Б. м., 1826
Биография Конфуция. Биография Мэн-цзы. Т. 6

Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-4/1165 (6)

 

Китайская хрестоматия. Вып. 2: Лунь-юй. — Санкт-Петербург, 1894
Конфуций. Беседы и суждения

Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-24/62



Даосизм — учение о Пути (道 Дао) — появился примерно в то же время, что и конфуцианство — в V веке до н.  э. Его основателем считается Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.). в «Исторических записках» Сыма Цяня говорится, что мудрец Лао-цзы в преклонном возрасте покинул Китай и ушёл на запад. Начальник пограничной заставы по имени Инь Си попросил его рассказать о своём учении, и тогда Лао-цзы составил «Книгу о Пути и добродетели» (道德经 Дао дэ цзин), ставшую основным каноническим текстом даосизма.

В «Каноне Пути и добродетели» сказано: «Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из дао, всё это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий дао, этого не делает».

(Перевод Ян Хин-Шуна)


Дао дэ цзин цзе. — Б. м. , 1896
Лао-цзы. Канон пути и добродетели. Т. 1, 2

Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-11/396

 

Дао Цзан. — Китай, 1607
Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-2/1

Даосский канон — собрание религиозных и философских сочинений  даосизма. Включает три раздела: «Проникновение в истинное», «Проникновение в сокровенное» и «Проникновение в священное». В Центре восточной литературы РГБ хранится ксилографическое издание даосского канона, отпечатанное в 1607 году с досок, выгравированных в 1445 году. Это собрание насчитывает 5488 томов и 1487 сочинений (в РГБ имеется 4238 томов в виде комплектов книг-гармоник).




 


В I веке в Китай начал проникать буддизм. (В Китае существует легенда о том, что Лао-цзы, ушедший на запад, достиг Индии и стал наставником Будды.) Основополагающим текстом буддизма махаяны является Алмазная сутра, созданная приблизительно в III веке или в первой половине IV века. На выставке экспонируется факсимильная копия издания 1431 года, которое представляет собой первый образец двуцветной ксилографии в истории китайского книгопечатания.

 

Алмазная сутра: «Я слышал так, что однажды в Шравасти, в лесу Джеты, где некогда отдыхал Анатхапиндада, пребывал Благодатный совместно с большой общиной нищенствующих монахов, [числом] 12 с половиной сотен, и с очень многими великосущими просветлёнными существами (бодхисатвами)…»
(Перевод В. П. Андросова)


Цзинь ган баньжо боломи цзин. — Тайбэй, 2010
Алмазная сутра. Перевод на китайский Кумарадживы
Факсимиле ксилографа 1431 года

Шифр хранения ЦВЛ РГБ: ЗВ 2-16/105


 

Культура Древнего Востока в таблице (кратко для 5 класса)

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 562.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 562.

Древний Восток стал колыбелью первых цивилизаций, которым было суждено оставить глубокий след в истории человечества.

Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура и наука.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Кратко о культуре Древнего Востока

Зарождение и развитие культуры Древнего Востока относится к III тысячелетию до н. э. Предпосылками этому послужили благоприятные природные условия: жаркий климат, плодородные земли, но больше всего – наличие крупных рек, на берегах которых и зарождались первые цивилизации.

  • На территории между реками Евфрат и Тигр была сформирована уникальная культура Месопотамии или Междуречья.
  • Долина Нила стала родиной для культуры Древнего Египта.
  • С реками Ганг и Инд связано зарождение культуры Древней Индии.
  • Река Хуанхэ стала матерью для культуры Древнего Китая.
Рис. 1. Междуречье.

Важнейшая особенность культуры Древнего Востока – строгое соблюдение традиций. Такие страны относят к обществам традиционного типа. Это значит, что на протяжении сотен лет подобное общество тщательно соблюдает устоявшиеся традиции, которые оказывают влияние на все сферы жизни.

На территории Месопотамии проживало множество племен и народов, однако наибольший вклад в развитие науки был сделан шумерами. Они с высокой точностью предсказывали лунные и солнечные затмения, обладали глубокими познаниями в математике, слыли прекрасными архитекторами.

Достижения культуры Древнего Востока

Значение Древнего Востока в развитии культуры трудно переоценить. Именно здесь возникли все условия для разделения труда и появления различных социальных слоев общества, появились предпосылки для развития письменности, науки, искусства.

  • Возникновение письменности. Самой ранней разновидностью стала иероглифическая письменность, характерная для Китая, Египта и Междуречья. Позже в Финикии была создана алфавитная письменность, которая была освоена греками и римлянами.
Рис. 2. Иероглифы.
  • Все мировые религии – буддизм, христианство и ислам – были рождены на Востоке. Их отличает большое количество последователей во всем мире, вовлеченность представителей всех социальных групп, межэтнический характер.

Древнейшей мировой религий является буддизм, возникший в Индии на рубеже VI-V вв. до н. э. Согласно древним преданиям, у истоков стоял царевич Сиддхартха Гаутама, которому удалось постичь истину и стать Буддой, то есть «Просветлённым или Мудрецом». Буддизм видит во всех страстях и земных желаниях лишь источник бесконечных страданий. Чтобы избавиться от них, необходимо игнорировать все мирские соблазны и вести нравственный образ жизни.

  • Восточная архитектура подарила миру удивительные монументальные сооружения: пирамиды, зиккураты, храмовые комплексы. Именно на Древнем Востоке зародилась культура построек городских комплексов, с гармоничным включением площадей, дорог, жилищ, монументальных скульптур.
Рис. 3. Египетские пирамиды.
  • Особое внимание в Древнем Востоке уделялось наукам, в частности, астрономии, математике, медицине. Уже тогда люди имели представление о календаре и летоисчислении, успешно лечили многие заболевания и даже делали операции, создавали точные приборы.
  • Не было оставлено без внимания и искусство. На Древнем Востоке зародились художественная литература,театр, живопись, скульптура.

Таблица “Культура Древнего Востока”

Древнее Царство

Достижения

Древний Египет

  • монументальная архитектура;
  • папирус;
  • развитие ткацкого дела;
  • изготовление стекла.

Древняя Индия

  • развитие математики, первыми стали использовать ноль;
  • аюрведа – лечение с помощью растительных компонентов;
  • научили весь мир играть в шахматы.

Древний Китай

  • изобретение бумаги, лака, пороха, измерительных приборов;
  • открытие Великого шелкового пути;
  • создание философского подхода к жизни – конфуцианство и даосизм.

Междуречье

  • изобретение письменности;
  • дворцовые постройки;
  • развитие математики и астрономии;
  • формирование первой профессиональной армии.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Востока» по программе 5 класса истории мы узнали, какое большое влияние оказал Древний Восток на формирование мировой культуры. Мы выяснили основные черты и предпосылки формирования культуры в восточных странах, познакомились с основными ее достижениями.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Катя Морозова

    5/5

  • Татьяна Донченко

    5/5

Оценка доклада

4. 6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 562.


А какая ваша оценка?

Ближневосточная религия | Определение, убеждения, практика, типы и факты

Связанные темы:
Месопотамская религия древнеегипетская религия древняя иранская религия Сирийская и палестинская религия Анатолийская религия

Просмотреть весь связанный контент →

Ближневосточная религия , любые религиозные верования, взгляды и практики, развитые на древнем Ближнем Востоке (географически простирающиеся от Ирана до Египта и от Анатолии и Эгейского моря до Аравийского полуострова, а во времени от примерно с 3000 по 330 г. до н.э., когда Александр Македонский завоевал большую часть территории). Они оказали непреходящее влияние на западную цивилизацию. Хотя в этой статье рассматриваются только те религии ближневосточной древности, которые не дожили до современности, во введении особое внимание уделяется их роли как предшественников основных западных религий (9). 0013 т. е. иудаизм, христианство и ислам), все из которых возникли в этом регионе. Полное описание этих «наследников» ближневосточной традиции, включая также сохранившиеся зороастризм и парсизм, см. под названиями отдельных религий.

Общие положения

Древний Ближний Восток представлял собой ойкумену. Термин ойкумена происходит от греческого слова oikoumenē , что означает обитаемый мир и обозначает отдельную культурно-историческую общность. Материальные следствия торговых и культурных взаимосвязей, пронизывающих составные регионы древней ближневосточной ойкумены, обильно дополняются археологическими раскопками, свидетельствующими о распространении архитектурных, керамических, металлургических и др. продуктов древне-ближневосточной человеческой промышленности. Производство и услуги, как правило, монополизировались профессиональными гильдиями, в том числе религиозным персоналом, специализирующимся на жертвоприношениях, оракулах, предсказаниях и других видах жреческого искусства. Мобильность таких гильдий по всей территории помогает объяснить распространение специфических религиозных идей и техник на большие расстояния. Точно так же, как цеховые гончары распространяли керамические формы и методы, так и цеховые жрецы распространяли свои религиозные концепции и практики от Индийского океана до Эгейского моря и от реки Нил до Средней Азии. Греческий поэт Гомер в 9 в.0013 Odyssey отметил мобильность членов гильдии, упомянув религиозный персонал, а также архитекторов, врачей и менестрелей. Жрецы гильдии под названием коэнов были найдены в древнем Угарите на средиземноморском побережье северной Сирии, а также в Израиле. Более того, микенские греческие (век поздней бронзы) способы жертвоприношения сходны с древнееврейскими, сохранившимися во многих странах до наших дней в традиционных приемах еврейского ритуального забоя.

Дешифровка месопотамских и египетских литератур в XIX в.век открыл новые горизонты древней ближневосточной истории. До сих пор научное знание ограничивалось содержанием классической еврейской, греческой и латинской литературы. Исследования и раскопки на Ближнем Востоке дали не только тексты, но и множество предметов древнего искусства, артефактов повседневной жизни и архитектуры и, таким образом, произвели революцию в научных знаниях о древнем Ближнем Востоке, включая его религии. Зиккурат, раскопанный в Вавилоне, иллюстрирует форму библейской Вавилонской башни. Прототип библейской истории о Всемирном потопе появился в эпосе о Гильгамеше. Фрагмент (датируемый примерно 1400 г. до н. э.) этого вавилонского эпоса был найден в Мегиддо в Израиле, что свидетельствует о том, что месопотамская версия была распространена в Палестине до того, как евреи под предводительством Иисуса Навина завоевали эту землю около 1200 г. до н. э. Ранее малоизвестный народ, хетты, благодаря археологическим открытиям теперь признан крупной державой древности с богатым наследием религиозных текстов, особенно ритуалов.

Самая ранняя и, безусловно, самая фундаментальная древняя ближневосточная цивилизация — шумерская — исчезла без упоминания в мировой литературе. Шумерология в настоящее время является важной областью исследований. Библейские исследования произвели революцию благодаря табличкам (1400–1200 гг. до н. э.), найденным с 1929 г. в Угарите. Стало чрезвычайно трудно идти в ногу с постоянно растущим объемом материала, и очень немногие ученые сегодня чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы выйти за пределы ограниченных областей.

Литературные источники знаний о древней ближневосточной религии

Классическая литература остается важным источником древней ближневосточной религии. Римский историк Ливий написал множество описаний религиозных обрядов древнего Ближнего Востока. Энеида и Эклоги римского поэта Вергилия отражают египетское, семитское и анатолийское, а также греческое происхождение. Книга греческого биографа Плутарха « De Iside et Osiride » («Об Исиде и Осирисе») до сих пор остается лучшим описанием египетского мифа об Исиде и Осирисе и культа мертвых. Греческий сатирик Лукиан De Dea Syra («О сирийской богине») имеет непреходящее значение для понимания ханаанской религии. Сочинения Геродота, греческого историка V века до н.э., остаются незаменимым источником по истории культуры и религии древнего Ближнего Востока. А благодаря открытию текстов из Угарита гомеровский эпос греков теперь прочно связан с ближневосточной литературой.

Еврейская Библия до сих пор остается самым важным источником знаний о древнем Ближнем Востоке, отражающим жизнь от Египта до Ирана и от начала бронзового века до эллинистического века. В Ветхом Завете очень мало того, что не соответствует типам религиозной литературы древнего Ближнего Востока: псалмы, гимны, законы, ритуалы, пророчества, литература мудрости и другие типы. Иногда части Библии подробно связаны с конкретными внешними источниками. Египетский Мудрость Аменемопа , впервые опубликованная в наше время в 1923 году, например, настолько точно соответствует Притчам 22: 17–24: 22, что фактически открыла поле для сравнительного изучения древней ближневосточной литературы мудрости.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Месопотамская религия | Факты, имена, боги, храмы и практики

Места, связанные с древней историей Месопотамии

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Анри Франкфорт
Похожие темы:
Хайя Эннуги Ниншебаргуну этемму Намтар

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Месопотамская религия , верования и обычаи шумеров и аккадцев, а также их преемников, вавилонян и ассирийцев, населявших древнюю Месопотамию (ныне Ирак) за тысячелетия до христианской эры. Эти религиозные верования и практики образуют единый поток традиции. Шумерская по происхождению, месопотамская религия была дополнена и слегка видоизменена аккадцами (семитами, эмигрировавшими в Месопотамию с запада в конце 4-го тысячелетия до н. их новое окружение. Для исторической справки, см. Месопотамия, история.

Как единственная доступная интеллектуальная система, которая могла обеспечить всестороннее понимание сил, управляющих существованием, а также руководство по правильному поведению в жизни, религия неизбежно обусловила все аспекты древней месопотамской цивилизации. Он дал формы, в которых социальные, экономические, правовые, политические и военные институты этой цивилизации должны были быть поняты, и дал важные символы для поэзии и искусства. Во многих отношениях он даже повлиял на народы и культуры за пределами Месопотамии, такие как эламиты на востоке, хурриты и хетты на севере, арамейцы и израильтяне на западе.

Историческое развитие

Культурный фон

Заселение людьми Месопотамии — «земли между реками» (т. их небольшие деревни где-то около 6000 г. до н.э. Доисторические культурные этапы Хассуна-Самарра и Халаф (названные в честь мест археологических раскопок) сменяли друг друга здесь, прежде чем появились свидетельства поселений на юге (область, которая позже была названа Шумером). Там самые ранние поселения, такие как Эриду, по-видимому, были основаны около 5000 г. до н. э., в поздний период Халаф. С тех пор культуры севера и юга проходят через череду крупных археологических периодов, которые в своих южных формах известны как Убайд, Варка и Протолитерат (во время которого была изобретена письменность), в конце которых — вскоре после 3000 г. до н. э. — начинается записанная история. Исторические периоды 3-го тысячелетия — это по порядку Раннединастический, Аккадский, Гутиум и 3-я династия Ура; ко 2-му тысячелетию относятся исин-ларсские, древневавилонские, касситские и средневавилонские; а те, что относятся к 1-му тысячелетию, — ассирийские, нововавилонские, ахеменидские, селевкидские и парфянские.

В политическом плане за ранним разделением страны на небольшие независимые города-государства, свободно организованные в союзе с центром в Ниппуре, последовало насильственное объединение под властью короля Лугальзагеси (ок. 2375–2350 до н. э.) из Урука, только что до аккадского периода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *