Экономика, общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона.
Началось все с XVIII династии, основал которую Яхмос I. По завершению изгнания гиксосов и когда египетская государственность была восстановлена, начался самое лучшее время в истории древнего Египта, так называемое Новое Царство, которое действовало около пятисот лет и застало правление XVlll-XX династий. Именного тогда египетская держава достигла наибольшего охвата территории, а уивилизация древнего Египта значительно развилась. Армия Египта, с введенными реформами была организована и вооружена, как никто другой в то время. Благодаря могучей армии XVll династия, путем проведения активной внешней политики захватила много територии.
Из каждого похода правители возвращались с немалым количеством рабов, золота, серебра, бронзы, ценностей. В Египте организовалась система, по которой с каждого захваченного государства собиралась дань. С Эфиопии забирали немалое количество золота и слоновой кости, с Ливана: корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно, из Палестины и Сирии изымали серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит. Было разработано немало новых технологий вроде: кузнечных мехов, вертикальных ткацких станков, металлургии, пастового стекла, плугов с отвесными рукоятками, шадуфов для полива и прочего. Также ожило и начало прогрессировать сельское хозяйство: была упорядочена ирригационная система, увеличена площадь посевов, сделаны ниломеры в Асуане и Мемфисе, начали ремонтировать и строить каналы, дамбы, колодцы, водохранилища… Все это существенно подняло египетскую экономику.
Социальные отношения были довольно трудные. Население можно было разделить на три слоя:
1.Людей, которые имели собственных рабов, дома, мастерские, поместья, материальные ценности.
2.Земледельцев, ремесленников.
3.Рабов.
Рабовладение практиковалось и даже развивалось. После захвата некоторой территории Азии рабовладельческие отношения укрепились, а количество рабов существенно увеличилось, за счет палестинцев, сирийцев, финикийцев, ливийцев, нубийцев и других. К тому же появилось множество мелких рабовладельцев, которые имели по 1-3 раба. Структура господствующих классов усложнилась, делились:
1.Мелких и средних рабовладельцев.
2.Служилую аристократию (фараон).
3.Наследственную номовую знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона).
После того как отношения вторых и третьих испортились Эхнатон ввел свою реформу. Эхнатон всячески пытался устранить поклонение богу Амона, он отправился в установленную им около Гермополя новую столицу Ахетатон (сейчас руины этой столицы зовутся Эль-Амарна) и начал провозглашать для всех единственного настоящего бога Атона, в роли его символики выступал солнечный диск. Казалось бы, всевластное жречество, связанное с окультуриванием Амона, было полностью повержено, все храмы этого бога он закрыл, а все изображения, картины и прочее истесали и уничтожили.
Он боролся с традиционной религией в течение семнадцати лет, но завершилось все его собственной смертью. Истинной катастрофой для народа было последствия его пренебрежения обязанностями царя. Как только Эхнатон стал ослаблять бразды правления государством, этим тут же стали пользоваться мятежные вожди народов Азии, которые были нечестным путём включены в державу на Ниле.
В государстве тоже начали вводиться значительные перемены. Самое главное, что увеличилась территория, а соответственно и количество чиновников. Египтяне стали следовать инструкции визира фараона Тутмоса III Рехмира. Во-первых, это было создание центрального, обширного и мощного аппарата во главе с визиром, который гарантировал обеспечение управлением огромной державы и упрощение жизни египетского общества. Во-вторых, появилось несколько ведомств для начальника казны, главного домоправителя (были введены налоги), заведующего пашнями, начальника над скотом, начальника приемного чертога, заведующего судебным присутствием, главы военной палаты, и в-третьих, появилось 10 сановников верхнего Египта при визире в канцелярии, состоящие из писцов, секретарей, курьеров и прочих. Ввели региональную администрацию, в которую входили 4 административных региона, назначили градоправителей для крупных городов, деревнями и поселениями тоже стали управлять и возникли некие учреждения, в которых управляли завоеванными территориями.
К концу XVlll века до нашей эры начался общественный беспорядок и уже не было той стабильности. Основатель XX династии — вельможа Сетнахтст сбилизировал внешнюю и внутреннюю ситуацию. Его сыну, получившему имя Рамсес, удалось вернуть армию в готовность к боям и нормализовать ее численность. Но к сожалению, все последующие фараоны не смогли удержать хватку их величайших предшественников, отчего Египет начал слабеть.
Добавить комментарий
Искусство искусства Древнего Египта эпохи Нового царства
Эпоха Нового царства
Особенности:
Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в росписях и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу
Новое царство – самый противоречивый, динамичный,
богатый событиями период культуры Древнего Египта.
Обострилась борьба за власть;
появились
необычные
личности,
в
частности,
единственная в истории женщина-фараон царица
Хатшепсут;
фараоном Аменхотепом IV была проведена религиозная
реформа и выстроена новая столица;
Египет вёл завоевательные войны.
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства
стали храмы – «дома» богов.
В архитектуре появился новый тип культового
сооружения
–
наземные
храмовые
комплексы,
посвящённые солнечному богу Амону.
Это комплексы в Карнаке и Луксоре. Они занимали
значительную территорию и строились на протяжении
длительного времени: каждый фараон, придя к власти,
пристраивал свою часть к уже существующим.
Храмовый комплекс
в Карнаке
Храмовый комплекс в Карнаке
Оба комплекса имели осевую планировку и были
рассчитаны на движение торжественных процессий.
От берега Нила процессия сначала двигалась по аллее,
окружённой рядами сфинксов с бараньими головами,
священных животных бога Амона.
Далее начинались постройки самого храмового
комплекса. По единой оси чередовались пилоны (пилоны
– массивная стена с входным отверстием, подобие ворот),
открытые дворы (дворы, по периметру окружённые
колоннадами), гипостильные залы (гипостильный – это
зал, заполненный гигантскими колоннами).
Постепенно сооружение уменьшалось, а пространство
суживалось. Святилище, бывшее целью пути процессии,
представляло
собой
тесное,
слабо
освещённое
помещение, туда допускались только жрецы и правители.
Храмовый комплекс в Карнаке
Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40
сфинксов с телом льва и головой барана
Храмовый комплекс в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре:
аллея бараньеголовых сфинксов (символов бога Амона)
Один
из
входов
выходит
в
гипостильный зал (от
греч. хипостилос –
поддерживаемый
колоннами).
В нем более 130
колонн образуют 16
рядов.
Храмовый комплекс в Луксоре: гипостильный зал
В середине периода Нового царства фараон Аменхотеп IV
провёл религиозную реформу, которая заключалась в
переходе от политеизма (многобожия) к монотеизму
(единобожию).
Единственным богом был объявлен Атон, видимый на
небе солнечный диск. Реформа ограничивала власть жрецов
бога Амона. Теперь жрецы были не нужны, как и
грандиозные храмовые комплексы.
Местом почитания Атона стали обычные дворы или
площади, с которых было хорошо видно солнце. Бог Атон и
изображался как солнце, осеняющее подданных своими
руками-лучами и дарующее жизнь.
Фараон Аменхотеп IV принял новое имя – Эхнатон
(любимец Атона). На берегу Нила, в совершенно новом,
прежде не застроенном месте, Эхнатон основал новую
столицу Ахетатон (небосклон Атона), куда переехал вместе
с семьёй и двором.
Город был построен очень быстро, за несколько лет. Его
планировка была регулярной: вдоль Нила шли широкие
прямые улицы, они пересекались более узкими
перпендикулярными и образовывали прямоугольные
кварталы.
Каждую такую группу кварталов населяли представители
одного сословия или одной профессии.
Ахетатон находился неподалёку от современной
арабской деревни Тель-эль-Амарна, поэтому весь период
религиозной реформы получил название периода Амарны.
Изобразительное искусство периода Амарны имело свои
особенности.
Скульпторы и художники не только отказались от
идеализации облика фараона, но, напротив, подчёркивали
и усиливали характерные индивидуальные черты.
Эхнатон был очень высок ростом, худ, сутул, имел
длинные конечности и вытянутое лицо. Все эти качества,
ещё и преувеличенные, мы видим на его портретах,
выполненных как в круглой скульптуре, так и в рельефе.
Портреты фараона Эхнатона. Заострение характерных черт
Фараон Эхнатон
поклоняется Атону.
Техника врезанного рельефа
Эхнатон всемерно стремился
подчеркнуть
свой
разрыв
с
традициями прошлого, строгое
соблюдение
которых
всегда
являлось в руках господствующей
верхушки
мощным
средством
воздействия на народные массы.
Так, он приказал и официальные
надписи,
и
художественную
литературу, и даже гимны новому
богу
писать
современным
разговорным языком, на котором
говорил народ, а не устарелым
книжным, на котором писали до
него.
Колосс Аменхотепа IV (Эхнатона)
из Карнака
Гипсовая маска Эхнатона
из мастерской
скульптора Тутмеса
Голова фараона Эхнатона.
XVIII династия.
Супругой фараона Эхнатона была знаменитая своей
красотой царица Нефертити.
Сохранилось немало её портретных изображений. Один
из самых известных – портрет Нефертити в голубой тиаре
(короне).
Однако, когда Нефертити переступила порог зрелости,
даже её. Красивейшую из женщин, скульптор Амарны
изображает подчёркнуто правдиво: с морщинами в уголках
рта, с опустившимися плечами.
Новое царство: портрет царицы Нефертити
Портрет пожилой Нефертити
Найденные при раскопках Ахетатона мастерские
скульпторов дали очень ценный материал для
выяснения методов их работы.
Незаконченные скульптуры и особенно гипсовые
маски, снятые не только с умерших, но и с живых людей,
показали, как упорно работали такие мастера, как
знаменитый начальник скульпторов Тутмес, в
мастерской которого были найдены некоторые из
упомянутых выше портретов, или неизвестный
гениальный скульптор, создавший чудесный портрет
царицы в высокой тиаре
Нефертити
Голова царицы Нефертити
из мастерской скульптора
Тутмеса
Портрет Нефертити в голубой тиаре
Скульпторы и художники эпохи Амарны виртуозно
умели передавать изысканные детали, например,
изображать в камне полупрозрачные плиссированные
ткани.
В скульптуру приходят взгляд и жест. Фараон и его жена
не только властители: они показаны в окружении
любимых дочерей. Нежность и ласка, грусть расставания,
прикосновение, говорящее о глубине чувств – вот темы и
мотивы, свойственные для художников Амарны.
Голова старшей дочери
Эхнатона Меритатон.
Песчаник Берлинский музей
Голова дочери Эхнатона.
Известняк
Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)
Изменилась не только форма памятников, но и их
содержание.
В амарнском искусстве впервые появились изображения
египетского царя в повседневной жизни.
Рельефы, высеченные на стенах амарнских гробниц
придворных Эхнатона, показывают царя на улице — в
носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в
узком семейном кругу, награждающим вельмож или
принимающим дань от покоренных народов. Впервые
всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем
явно подчеркивается нежная любовь, связывающая
членов этой семьи.
Важно и стремление передать
конкретную обстановку, в которой происходят все
события; никогда еще до Амарны египетское искусство не
знало такого количества и разнообразия изображений
садов, домов, дворцов, храмов.
Рельеф эпохи Амарны:
Эхнатон и Нефертити с любимыми дочерьми
Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные
изменения стиля одновременно наблюдаются и на рельефах
более поздних амарнских гробниц.
Аналогичным образом развивалось и художественное
ремесло, где с небывалым разнообразием использовались
реалистически переданные растительные и животные мотивы
и особенное внимание уделялось богатству расцветки
изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла.
Сосуд в форме рыбы
из Ахетатона
(Эль-Амарны)
Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был
восстановлен культ Амона-Ра, власть перешла к мужу его
старшей дочери юному фараону Тутанхамону. Фараон
Тутанхамон вновь перенес столицу в Фивы.
Религиозная реформа была предана забвению,
Ахетатон покинут, жрецы Амона вернули свою власть – и в
имени
Тутанхамона
звучало
напоминание
о
возвращённом боге.
Тутанхамон – один из самых известных египетских
фараонов, но не потому, что он совершил какие-либо
исторические деяния: фараон умер девятнадцатилетним,
для подвигов у него было слишком мало времени.
Именно его гробница была найдена Г.Картером. Это
позволило составить представление об архитектуре
гробницы периода Нового царства и о наборе предметов,
сопровождающих умершего в иной мир.
• В 1922 году В Долине
Царей была найдена
могила Тутанхамона.
• Её нашли археолог
Говард Картер и лорд
Корнавон.
Говард Картер и лорд Корнавон.
Говард Картер
Гробница фараона Тутанхамона: такой её увидел Г.Картер
Гробница состояла из трёх основных помещений.
В первом хранились предметы мебели (ложа, троны) и
колесницы. Дальше находилась погребальная камера, где в
нескольких вложенных друг в друга саркофагах покоилось
набальзамированное тело Тутанхамона.
Лицо его было покрыто золотой маской, имеющей
портретные черты.
Третьим было помещение сокровищницы. Там, помимо
драгоценностей, находился большой ларец с канопами –
сосудами, содержащими вынутые при бальзамировании
внутренние органы.
Вход в сокровищницу охраняла статуя Анубиса – бога
врачевания и бальзамирования, изображавшегося в виде
шакала.
Помещение усыпальницы из гробницы Тутанхамона
Саркофаг фараона Тутанхамона
Золотая маска
фараона Тутанхамона
Изображение Анубиса и сосудыканопы из гробницы
Тутанхамона
Деревянная позолоченная
статуэтка богини, охраняющей
саркофаг Тутанхамона.
Все предметы из гробницы Тутанхамона исполнены с
высочайшим мастерством. Они близки стилю эпохи Амарны
и характеризуются изяществом и утончённостью.
Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там
были найдены многочисленные сокровища.
Предметы мебели из гробницы Тутанхамона
Замечательные
разнообразные
по
материалам и технике ларцы,
в том числе ларец, покрытый
полными бурного движения
росписями,
великолепные
алебастровые
сосуды
разнообразной
формы,
причудливая
мебель
—
целый
мир
прекрасных
творений,
созданных
высоким
мастерством
и
безупречным вкусом.
Расписной ларец.
Тутанхамон на колеснице
Тутанхамон с женой
в саду.
Рельеф на крышке ларца.
Ювелирные изделия
из гробницы Тутанхамона
Ювелирные изделия из гробницы
Тутанхамона
Кровать Тутанхамона
с фигурами богини
Хатор
• Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых,
золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас.
«Музыкантки и танцовщицы»
Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из
дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия.
Начало 14 в. до н. э. Берлин.
Одним из последних великих фараонов и великих
строителей Древнего Египта был Рамзес II.
Главная его постройка – скальный храм в Абу-Симбеле.
Это грандиозное сооружение, полностью вырубленное в
скале. Вход в него предваряют колоссы (колоссальные –
огромные статуи) Рамзеса II высотою около 20 метров
(выше 6-этажного дома).
Внутреннее пространство храма выстраивается по оси и
постепенно сужается. В святилище, где находятся статуи
четырёх богов, лишь раз в год на несколько минут
проникает прямой солнечный луч. Всё остальное время
помещение святилища сокрыто во мраке.
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Вход в храм Рамзеса II и фрагмент
колоссальной статуи
Внутреннее пространство храма Рамзеса II
Храм Рамзеса II и его святилище со статуями четырёх богов
Остра́кон – рисунки на обломках
Древние художники тренировались на них в
изображении, они не каноничны.
Их делят на:
• Рисунки-эскизы
• Композиции для настенных росписей
• Натурные зарисовки
• Наглядные пособия
Остра́кон или остра́к ( — глиняный черепок) — черепок
глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная
скорлупа, осколок известняка или сланца.
В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с
дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей,
расчётов, квитанций и коротких писем. На остра́конах древние
ученики выполняли школьные домашние задания.
Текст на остра́конах писали
чернилами или выцарапывали.
Были найдены целые архивы
остра́конов .
Кроме того, остраконы – рисунки
на обломках.
Древние художники тренировались
Остракон приобретен Дж.Капартом в
на них в изображении,
Луксоре в 1900, написан ручкой из
они не каноничны.
тростника. Содержит квитанцию об
уплате налога. Дата 40 г.н.э. Правление
императора Августа.
Среди рисунков много комических. В них вместо людей
действуют звери: лев и газель играют в шахматы; осёл, лев,
крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах и
т.п.
В Поздний период Египет утратил политическую
независимость. Страной правили фараоны родом из
Нубии и других соседних стран.
Позже
Египет
был
завоёван
Александром
Македонским, а затем римскими войсками.
Но кто бы ни оказался в Египте, нубийцы, персы, греки
или римляне, все они попадали под влияние
великолепной египетской культуры, многое из неё
заимствовали и переосмысливали в собственных
произведениях.
Тайны религиозной революции
Лицо Эхнатона с характерными преувеличенными чертами на незаконченном пробном образце скульптора из Амарны. Фото: Метрополитен-музейНа протяжении долгой истории Египта немногие фигуры вызывали столь противоречивые чувства, как Эхнатон. Период правления этого египетского царя характеризовался социальными, политическими и религиозными потрясениями, подобными которым когда-либо подвергались немногие культуры. Менее чем за два десятилетия на престоле Эхнатон ввел новые аспекты египетской религии, пересмотрел ее царский художественный стиль, перенес столицу Египта на ранее незанятое место, внедрил новую форму архитектуры и попытался стереть с лица земли имена и изображения некоторых египетских святынь. традиционные боги. Отчасти из-за бурного характера правления Эхнатона эта эпоха в истории Египта, известная как период Амарны, привлекла такое большое внимание ученых и общественности.
С момента повторного открытия Эхнатона в наши дни ученые написали бесчисленное количество исследований и биографий этого так называемого царя-еретика, излагая его подстрекательскую природу способами, которые, возможно, лучше всего изложены Джеймсом Генри Брестедом: «До Эхнатона история мира была непреодолимой дрейф традиции. Все люди были лишь каплями воды в великом потоке. Эхнатон был первым человеком в истории».
Эхнатон пришел к власти как фараон Египта либо в 1353, либо в 1351 году до нашей эры и правил примерно 17 лет во времена 18-й династии Нового царства Египта. Эхнатон стал известен современным ученым благодаря созданной им новой религии, в основе которой лежал Атон. В новой религии Эхнатона эта фигура обычно представлялась в виде солнечного диска и лучше всего понималась как свет, излучаемый самим солнцем. Царь взошел на трон под своим именем при рождении Аменхотеп IV, но на пятом году своего правления он изменил свое имя на то, которое лучше отражало его религиозные представления (Аменхотеп = «Амон доволен», Эхнатон = «Действующий для Атона»). Вскоре после этого первого значительного шага Эхнатон инициировал ряд изменений в египетской религии, искусстве и письменности, которые, казалось, совпали с юбилеями его обожествленного отца Аменхотепа III и Атона.
Блок Талатат, используемый фараоном Эхнатоном, Луксорский музей, ЕгипетФото: Кеннет Гарретт
Что же тогда представляла собой эта новая религия, которая побудила Эхнатона разрушить так много элементов египетского общества? Ответы коренятся в неопределенности, что заставляет египтологов долго спорить о природе трансформации Эхнатона. Ученые приводили доводы в пользу монотеизма, генотеизма, агностицизма и почти всего, что между ними. Несомненно, однако, то, что эта новая религия возвысила Атона до положения государственного божества и в основном сосредоточилась на поклонении ему. Эхнатон еще больше изменил религиозную сферу Египта посредством преследований некоторых традиционных богов, в первую очередь Амона — государственного божества Египта на протяжении большей части 18-й династии. Где-то на четвертом году своего правления Эхнатон даже отправил агентов, чтобы стереть имена и изображения некоторых богов из существующих текстов и памятников.
Новый подход Эхнатона к религии проявился и в других аспектах египетской культуры, прежде всего в художественной сфере. Первые работы, заказанные королем, появились в традиционном фиванском стиле, который использовался почти каждым фараоном 18-й династии до него. Однако по мере того, как он внедрял новые религиозные идеи, королевское искусство развивалось, чтобы отражать концепции атенизма.
Самые разительные изменения наблюдаются во внешнем виде царской семьи. Головы стали крупнее, чем в традиционном стиле, и поддерживались удлиненными и тонкими шеями. Царская семья приобрела более андрогинный вид, который иногда даже скрывал разницу между Эхнатоном и царицей Нефертити. Их лица характеризовались большими губами, длинными носами и прищуренными глазами, а их тела демонстрировали узкие плечи и талии, маленькие и несколько вогнутые туловища и большие бедра, ягодицы и животы. Кульминацией этих шагов к культурной революции стало решение Эхнатона перенести столицу Египта из Фив на ранее незанятое место, которое он назвал Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), что означает «место, где Атон становится эффективным». На пятом году правления Эхнатона он утверждал, что «обнаружил» местонахождение нового царского города. Царь объявил, что Атон впервые появился на этом месте и что Атон выбрал это место только для царя. Армана, похоже, была выбрана еще и потому, что скалы, обрамляющие новый город, напоминали
Фото: Кеннет Гарретт
Конец правления Эхнатона туманен. Король, скорее всего, умер на 17-м году своего правления, поскольку это самая высокая дата, засвидетельствованная для него. Но неопределенность окружает его кончину. Во-первых, причина смерти Эхнатона неизвестна в основном потому, что неясно, были ли когда-либо обнаружены его останки. Царская гробница, предназначенная для Эхнатона в Амарне, не содержала царского захоронения, что вызывает вопрос о том, что случилось с телом. Несколько ученых предположили, что скелет, найденный в гробнице KV55 в Долине Царей, мог принадлежать Эхнатону, поскольку в гробнице было много погребального инвентаря (в том числе гроб, в котором были найдены останки), принадлежащего Эхнатону и другим фигурам периода Амарны.
Однако, как и многие темы, касающиеся Эхнатона, этот вопрос остается предметом многочисленных научных дискуссий.
Рекомендуемая литература
Эхнатон
Алдред, Кирилл 1988. Эхнатон: царь Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон.
Монтсеррат, Доминик 2003. Эхнатон: История, фантастика и Древний Египет . Лондон: Психологическая пресса.
Редфорд, Дональд Б. 1987. Эхнатон: Король-еретик . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Атон
«Великий гимн Атону» в Лихтхайме, Мириам 1978. Древнеегипетская литература Том. 2. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 96-100.
Hornung, Erik 2001. Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
Уилкинсон, Ричард Х. 2003. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта. Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 236–24.
Темы египтология, история, религия Тема Фараоны и правители Исторический период Новое Королевство Расположение Средний Египет
Религиозная реформа Езекии — в Библии и археологии
Религиозная реформа Езекии — в Библии и археологии
На что была похожа реформа царя Езекии на местах?
Дэвид Рафаэль Мулис 09 ноября 2021 г. 3 комментариев 25830 просмотров Поделиться
Одно из самых значительных изменений в религиозной жизни древнего Израиля произошло во время правления иудейского царя Езекии, в конце VIII века до н. э. Еврейская Библия дает нам такой образ: «Он разрушил высоты, разрушил столбы и срубил священный столб ( ашера ). Он сокрушил медного змея, которого сделал Моисей, ибо до тех дней сыны Израилевы приносили ему жертвы» (4 Царств 18:4). При этом, как объясняет Библия, верный царь Езекия просто «делал то, что было угодно в очах Господа». Но действительно ли Езекия руководствовался только «заповедями, которые Господь повелел Моисею»? Какой была его реформа на местах?
В библейском тексте мало подробностей реформы Езекии в Иудее, но мы можем обратиться за помощью к археологии. Археологические останки происходят из Тель-Арада, Тель-Моцы, Беэр-Шевы, Телль-Халифа и Лахиса — поселений с культовыми местами девятого и восьмого веков — чтобы помочь нам понять, что на самом деле произошло. Археология показывает, что, за исключением Телль-Халифа, эти места были частью официального иудейского культа, находящегося под королевским контролем, и похоже, что все они были разобраны и захоронены.
Святая Святых с двумя культовыми стелами из Тель-Арада, сейчас находится в Музее Израиля в Иерусалиме. Фото: Давид Рафаэль Мулис.
Чтобы продемонстрировать произошедшие культовые изменения, мы отправимся сначала в Арад. Покойный Йоханан Ахарони из Института археологии Тель-Авивского университета утверждал, что ранняя ханаанская деревня Арада была преобразована в крепость со святилищем и алтарем в 10 веке до н. э. Затем жертвенник был упразднен в конце восьмого века Езекией (который запретил жертвоприношения), но святыня использовалась до конца седьмого века, когда она была частично разобрана царем Иосией, который якобы сосредоточил богослужения в Иерусалиме. Аарони предположил, что это было свидетельством двух разных культовых реформ при двух разных царях — точка зрения, поддерживаемая также Библией (4 Царств 23).
БЕСПЛАТНАЯ электронная книга: Израиль: археологическое путешествие . Просейте легендарную историю древнего Израиля.
Имя:*
Фамилия:*
Адрес электронной почты: * * Указывает на обязательное поле.
Если вы не хотите получать информационный бюллетень Bible History Daily , снимите этот флажок.
Археологическое повторное исследование, проведенное Зеэвом Герцогом, однако, показало, что стены храма были уменьшены, а разобранная священная территория была засыпана землей уже к концу восьмого века. В результате территория храма хорошо сохранилась, и ничто в храме не указывает на насильственное разрушение.
Было ли святилище Арад захоронено заранее в ожидании похода ассирийского царя Сеннахирима (в 701 г. до н. э.), чтобы избежать разрушения и осквернения приближающимся врагом? Археология указывает, что захоронение Арада произошло по приказу из Иерусалима и должно было лишить местных жрецов власти и централизовать культ в столице.
Из Арада движемся на запад в Беэр-Шеву. Там был обнаружен большой рогатый жертвенник IX века, уже разобранный. Три из четырех его рогов были найдены целыми, врезанными в стену. Их вторичное использование указывает на то, что камни больше не считались священными. Рогатый жертвенник был разобран во время правления Езекии, что мы знаем, потому что некоторые из его камней были повторно использованы в общественном хранилище, которое было построено, когда ассирийцы угрожали Иудее 1 , и было разрушено ассирийской армией в 701 году9.0003
Слева: Алтарь Беэр-Шевы в Музее Израиля в Иерусалиме. Фото: Тамара/CC BY-SA 3.0. ; Справа: реконструкция алтаря. Рисунок: Дэвид Рафаэль Мулис.
Нет никаких археологических свидетельств существования святилища в Беэр-Шеве во время железного века IIA (ок. 980–830 гг. до н. э.). Тем не менее, маловероятно, что в столь важном городском центре будет большой жертвенник, но не будет законного святилища. На этом месте находится кратер железного века (большая ваза) с надписью на иврите, которая говорит «святость» или «святой», что предполагает, что ваза принадлежала храму или священнику и использовалась в религиозных церемониях, как и две аналогичные вазы, найденные в храме Арад.
Станьте членом
Общества библейской археологии прямо сейчас и получите скидку более чем наполовину от обычной цены на полный доступ!Изучите самые интригующие библейские исследования в мире
Изучите более 9 000 статей в обширной библиотеке Общества библейской археологии, а также многое другое с пропуском полного доступа.
Далее переезжаем в Лахиш. Второй по важности город в Иудее после Иерусалима, Лахис был военным и административным центром на Иудейских холмах, но мы почти ничего не знаем об официальном культе железного века там. Поскольку город-крепость был осажден и разрушен ассирийцами в 701 г. до н. э., у нас есть некоторые сведения из внебиблейских источников: Рельеф в царском дворце в Ниневии, изображающий победу Сеннахирима над Лахишем, на котором изображены ассирийские солдаты, несущие что-то вроде как курильница. Казалось бы, это предполагает, что ассирийская армия разграбила иудейское святилище в Лахише. Однако предмет, изображенный на рельефе, не мог быть храмовым инвентарем, так как культовые места до этого времени были закрыты. Вместо этого он мог быть конфискован во дворце или использован для отопления.
Аарони считал, что нашел иудейское святилище в Лахише в небольшой широкой комнате со скамьями вдоль стен. Любопытно, что культовые предметы были найдены закопанными по кругу на разных высотах и позже засыпаны дворцовой постройкой. Керамический комплекс, по-видимому, был захоронен в яме не позднее второй половины VIII века — возможно, около 760 г. до н. э., когда был возведен дворец. 2 Культовые артефакты, должно быть, принадлежали более раннему святилищу, которое было разобрано до правления Езекии.
Эллинистический храм в Лахише, где была найдена яма с культовыми предметами. Фото: Давид Рафаэль Мулис.
В 2016 году в восьмом веке до н. э. культовое место в Лахише было обнаружено рядом с главными городскими воротами. Археологи назвали это культовое место «надвратной святыней». В нем были обнаружены два небольших рогатых жертвенника, рога которых были срезаны и вмурованы в соседнюю стену. Кроме того, в храме был обнаружен квадратный туалет, но им так и не воспользовались. Туалет был скорее символическим актом осквернения (см. 4 Царств 10:27) — частью культовых реформ Езекии.
Теперь мы перемещаемся в Тель-Мотца на западной окраине современного Иерусалима, где с 2012 года ведутся раскопки храма II железного века. Этот храм является вторым когда-либо обнаруженным иудейским храмом. Археологи обнаружили два археологических пласта, которые поначалу напоминали две исторические фазы, обнаруженные в Араде. Первая страта датируется десятым и девятым веками, а вторая могла быть с седьмого или начала шестого века. Но функция строения седьмого или шестого века как храма не имеет археологического подтверждения.
Храм Тель Моца с алтарем посередине.
Раннее святилище в Моце состояло из главного зала, двора с алтарем и пяти стоячих камней. Главный алтарь и весь храм были засыпаны землей где-то в девятом веке до н. э. Когда святилище было перестроено на втором этапе, уровень пола был поднят, а на новом возвышении было построено монументальное общественное сооружение. Культовые сосуды, черепки глиняной посуды и кости жертвенных животных были найдены рядом с алтарем в этом более позднем сооружении вместе с глиняной посудой, которая была захоронена в яме для отходов, заполненной пеплом. Рядом с этой мусорной ямой (использовавшейся во время ритуалов) лежали обломки глиняных фигурок и нижняя часть курильницы, украшенная лепестками, вроде арадской. Все культовые предметы были преднамеренно повреждены и засыпаны слоем пепла. Если это монументальное сооружение седьмого или шестого века действительно было храмом, то процесс, положивший конец культу в Тель-Мотце, имеет сходство с храмом в Араде и может также быть связан с культовыми изменениями Езекии, но отсутствие положительных доказательств предполагает, что культ в Моце храм был заброшен и похоронен задолго до правления Езекии.
Наконец, мы отправляемся в Телль Халиф, где в четырехкомнатном доме железного века была обнаружена алтарная комната. Изначально дом был жилым. Храмовая комната была создана позже, путем добавления скамеек вдоль ее стен. В комнате были гончарные сосуды, а также костяные орудия, органические материалы, пемза и наконечники стрел, что свидетельствовало о разрушении города ассирийцами. Остатки пищи позволяют предположить, что все было съедено или использовано в культовых ритуалах. Выкрашенная в белый цвет голова женской фигурки («статуэтка Иудейского столба»), глиняная подставка для кадильного алтаря, два плоских камня со знаками огня (столы для жертвоприношений) и две известняковые глыбы могут интерпретироваться как культовые предметы.
Храм в доме с четырьмя комнатами в Телль-Халифе. Фото предоставлено Исследовательским проектом Лахав.
Материальная культура, обнаруженная при раскопках, связана с приготовлением пищи, что позволяет предположить, что в конце восьмого века этим небольшим домашним святилищем управляли женщины. Как и другие иудейские памятники, он был разрушен Сеннахиримом. Но как получилось, что святыня оставалась активной позже других культовых мест в Иудее? Возможны два варианта: (1) царь Езекия реформировал преимущественно официальные, государственные святыни и не заботился о бытовых культах — иными словами, культ в Телль-Халифе не был упразднен центральной властью в Иерусалиме, потому что был вне контроля царя; или (2) Езекия допускал воскурение ладана там, где не было жертвенных алтарей.
Приведенные выше примеры предполагают, что в Иудейском царстве произошли три различных вида культовых изменений или реформ:
(1) Официальные святилища (вместе с их культовыми объектами) были частично разобраны и захоронены из-за их священного характера. Этот сценарий разыгрался в Араде и Моце. Единственная разница между этими двумя местами заключается в том, что культовая жизнь в Моце закончилась раньше, чем в остальной части Иудеи.
(2) Полностью убраны культовые предметы, такие как жертвенник в Беэр-Шеве и, возможно, святилища в Беэр-Шеве и Лахише. Если это действительно произошло в Лахише, то это было до правления Езекии, как и в Моце.
(3) Домашние святыни, такие как Телль-Халиф, были терпимы центральной властью, потому что не приносилось в жертву ничего более «опасного», чем ладан.
Итак, кто виноват? Лучшим кандидатом на ликвидацию этого культа является царь Езекия, который, вероятно, приказал упразднить все официальные культовые места. Уцелели только Иерусалимский храм и небольшие домашние святыни. Судя по всему, царь не указал, как упразднять культовые места, или автор библейского текста не описал реальных деяний, поскольку не имел подробных сведений о каждом городе.
БЕСПЛАТНАЯ электронная книга: Израиль: археологическое путешествие . Просейте легендарную историю древнего Израиля.
Имя:*
Фамилия:*
Адрес электронной почты: * * Указывает на обязательное поле.
Если вы не хотите получать информационный бюллетень Bible History Daily , снимите этот флажок.
Централизация культа Езекии имела много аспектов. Прежде всего, оно преследовало политические и экономические цели. В конце восьмого века Езекии было просто необходимо централизовать правительство, армию и религию в столице Иерусалиме. Езекия подготовил Иудейское царство к ассирийскому нападению и позаботился о том, чтобы налоги и доходы от культовой деятельности собирались централизованно (от паломников, прибывающих в Иерусалим со всего царства). Езекия также инициировал новые строительные проекты, направленные на защиту Иерусалима: он укрепил западный холм Иерусалима и закрепил Силоамскую купальню, а также построил новый туннель от источника Гихон и новые склады в Лахише и других местах. Эти проекты требовали денег, которые могла обеспечить централизация. Без сомнения, Ассирия — как враг Иуды — сыграла роль в культовых реформах Езекии.
Несмотря на то, что Библия говорит в 4 Царств 23, культовые изменения во время правления Езекии были абсолютными, и царю Иосии в конце седьмого века не оставалось ничего, что можно было бы централизовать. Действительно, в археологических записях можно увидеть только одну фазу религиозной реформы иудеев, и это фаза Езекии.
Давид Рафаэль Мулис имеет степень доктора библейского богословия протестантского богословского факультета Карлова университета в Праге. Его докторская степень Диссертация посвящена иудейскому святилищу в Тель-Араде, а другие его публикации касаются археологии и религии древнего Израиля. Он принимал участие в нескольких археологических проектах в Израиле, в том числе в Хирбет-Кейяфе, Тель-Азеке, Эйн-эль-Джарбе и в иерусалимском городе Давида.
Примечания:
1. Хотя один из алтарных камней был обнаружен в подпорной стене, датируемой девятым веком до н. э., мы легко можем предположить, что эта стена рухнула и была укреплена с использованием более поздних материалов, имеющихся на этом месте.
2. Святилище могло быть частью дворца, но похоже, что дворцовый комплекс уже не использовался ко времени правления Езекии, что позволяет предположить, что святилище все-таки не было связано с дворцом.
Соответствующее чтение в Bible History Daily:
Царь Езекия в Библии: появляется царская печать Езекии
Древняя уборная: взгляд на библейские реформы царя Езекии?
Пересмотр тоннеля Езекии
Ашера и Ашерим: богиня или культовый символ?
Высоты, жертвенники и Бама
Какой жертвенник был правильным в древней израильской религии?
Ежедневная библейская история впервые была опубликована 16 августа 2017 года.
Метки: древние культуры Древний Израиль Древняя израильская религия древние израильтяне древний рядом Древности археологический археологические свидетельства археологи Археология археологические памятники археология сегодня артефакты и библия Ашера ашерим Бама нагрудник арка нагрудник арка орг Библия библейская история библейская история ежедневно Толкование Библии библейский Библейская археология Библейские археологические памятники Библейские артефакты библейский хлеб библейские сайты библейские темы библейскаяархеология город Давида город Иерусалим культурное наследие повседневная жизнь и практика Давид Уссишкин Исход Исход герой сады вавилона гихон весна висячие сады Висячие сады Вавилона иврит Еврейская Библия Езекия Езекия в Библии туннель Езекии высокие места Железный век израильская религия израильтяне Иерусалим иерусалимский храм Иисус Иисус исцелил слепого Иуда фигурки иудейских столбов хирбет кейафа царь Езекия царь Езекия в Библии слащавый Моисей девственница фигурки столбов Кейафа религия древнего израиля священный столб печать Езекии Шеба силоам Силоам Пул Тель-Авив тель лахиш тель моца скажи халифу Еврейская Библия Израильский музей иерусалимский храм кто был Моисей www.