Религиозная реформа в эпоху нового царства была проведена: Религиозная реформа Эхнатона (1424–1388 гг. до н. э.). История Древнего Востока

Экономика, общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Религиозная реформа Эхнатона.

Началось все с XVIII династии, основал которую Яхмос I. По завершению изгнания гиксосов и когда египетская государственность была восстановлена, начался самое лучшее время в истории древнего Египта, так называемое Новое Царство, которое действовало около пятисот лет и застало правление XVlll-XX династий. Именного тогда египетская держава достигла наибольшего охвата территории, а уивилизация древнего Египта значительно развилась. Армия Египта, с введенными реформами была организована и вооружена, как никто другой в то время. Благодаря могучей армии XVll династия, путем проведения активной внешней политики захватила много територии.
Из каждого похода правители возвращались с немалым количеством рабов, золота, серебра, бронзы, ценностей. В Египте организовалась система, по которой с каждого захваченного государства собиралась дань. С Эфиопии забирали немалое количество золота и слоновой кости, с Ливана: корабельный лес, кедр + скот, рабы, зерно, из Палестины и Сирии изымали серебро, свинец, олово, ткани, краски, лазурит. Было разработано немало новых технологий вроде: кузнечных мехов, вертикальных ткацких станков, металлургии, пастового стекла, плугов с отвесными рукоятками, шадуфов для полива и прочего. Также ожило и начало прогрессировать сельское хозяйство: была упорядочена ирригационная система, увеличена площадь посевов, сделаны ниломеры в Асуане и Мемфисе, начали ремонтировать и строить каналы, дамбы, колодцы, водохранилища… Все это существенно подняло египетскую экономику.
Социальные отношения были довольно трудные. Население можно было разделить на три слоя:
1.Людей, которые имели собственных рабов, дома, мастерские, поместья, материальные ценности.
2.Земледельцев, ремесленников.
3.Рабов.
Рабовладение практиковалось и даже развивалось. После захвата некоторой территории Азии рабовладельческие отношения укрепились, а количество рабов существенно увеличилось, за счет палестинцев, сирийцев, финикийцев, ливийцев, нубийцев и других. К тому же появилось множество мелких рабовладельцев, которые имели по 1-3 раба. Структура господствующих классов усложнилась, делились:
1.Мелких и средних рабовладельцев.
2.Служилую аристократию (фараон).
3.Наследственную номовую знать и высшее жречество (фиванские жрицы Амона).
После того как отношения вторых и третьих испортились Эхнатон ввел свою реформу. Эхнатон всячески пытался устранить поклонение богу Амона, он отправился в установленную им около Гермополя новую столицу Ахетатон (сейчас руины этой столицы зовутся Эль-Амарна) и начал провозглашать для всех единственного настоящего бога Атона, в роли его символики выступал солнечный диск. Казалось бы, всевластное жречество, связанное с окультуриванием Амона, было полностью повержено, все храмы этого бога он закрыл, а все изображения, картины и прочее истесали и уничтожили.
Он боролся с традиционной религией в течение семнадцати лет, но завершилось все его собственной смертью. Истинной катастрофой для народа было последствия его пренебрежения обязанностями царя. Как только Эхнатон стал ослаблять бразды правления государством, этим тут же стали пользоваться мятежные вожди народов Азии, которые были нечестным путём включены в державу на Ниле.

В государстве тоже начали вводиться значительные перемены. Самое главное, что увеличилась территория, а соответственно и количество чиновников. Египтяне стали следовать инструкции визира фараона Тутмоса III Рехмира. Во-первых, это было создание центрального, обширного и мощного аппарата во главе с визиром, который гарантировал обеспечение управлением огромной державы и упрощение жизни египетского общества. Во-вторых, появилось несколько ведомств для начальника казны, главного домоправителя (были введены налоги), заведующего пашнями, начальника над скотом, начальника приемного чертога, заведующего судебным присутствием, главы военной палаты, и в-третьих, появилось 10 сановников верхнего Египта при визире в канцелярии, состоящие из писцов, секретарей, курьеров и прочих. Ввели региональную администрацию, в которую входили 4 административных региона, назначили градоправителей для крупных городов, деревнями и поселениями тоже стали управлять и возникли некие учреждения, в которых управляли завоеванными территориями.
К концу XVlll века до нашей эры начался общественный беспорядок и уже не было той стабильности. Основатель XX династии — вельможа Сетнахтст сбилизировал внешнюю и внутреннюю ситуацию. Его сыну, получившему имя Рамсес, удалось вернуть армию в готовность к боям и нормализовать ее численность. Но к сожалению, все последующие фараоны не смогли удержать хватку их величайших предшественников, отчего Египет начал слабеть.

Добавить комментарий

Искусство искусства Древнего Египта эпохи Нового царства

Эпоха Нового царства
Особенности:
Грандиозное храмовое
строительство
Большая подвижность фигур;
лирические мотивы
в росписях и рельефах
Роскошь в сочетании
с изысканной утонченностью,
стремление к изяществу
Новое царство – самый противоречивый, динамичный,
богатый событиями период культуры Древнего Египта.
Обострилась борьба за власть;
появились
необычные
личности,
в
частности,
единственная в истории женщина-фараон царица
Хатшепсут;
фараоном Аменхотепом IV была проведена религиозная
реформа и выстроена новая столица;
Египет вёл завоевательные войны.
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства
стали храмы – «дома» богов.
В архитектуре появился новый тип культового
сооружения

наземные
храмовые
комплексы,
посвящённые солнечному богу Амону.
Это комплексы в Карнаке и Луксоре. Они занимали
значительную территорию и строились на протяжении
длительного времени: каждый фараон, придя к власти,
пристраивал свою часть к уже существующим.
Храмовый комплекс
в Карнаке
Храмовый комплекс в Карнаке
Оба комплекса имели осевую планировку и были
рассчитаны на движение торжественных процессий.
От берега Нила процессия сначала двигалась по аллее,
окружённой рядами сфинксов с бараньими головами,
священных животных бога Амона.
Далее начинались постройки самого храмового
комплекса. По единой оси чередовались пилоны (пилоны
– массивная стена с входным отверстием, подобие ворот),
открытые дворы (дворы, по периметру окружённые
колоннадами), гипостильные залы (гипостильный – это
зал, заполненный гигантскими колоннами).
Постепенно сооружение уменьшалось, а пространство
суживалось. Святилище, бывшее целью пути процессии,
представляло
собой
тесное,
слабо
освещённое
помещение, туда допускались только жрецы и правители.
Храмовый комплекс в Карнаке
Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из 40
сфинксов с телом льва и головой барана
Храмовый комплекс в Луксоре
Храмовый комплекс в Луксоре:
аллея бараньеголовых сфинксов (символов бога Амона)
Один
из
входов
выходит
в
гипостильный зал (от
греч. хипостилос –
поддерживаемый
колоннами).
В нем более 130
колонн образуют 16
рядов.
Храмовый комплекс в Луксоре: гипостильный зал
В середине периода Нового царства фараон Аменхотеп IV
провёл религиозную реформу, которая заключалась в
переходе от политеизма (многобожия) к монотеизму
(единобожию).
Единственным богом был объявлен Атон, видимый на
небе солнечный диск. Реформа ограничивала власть жрецов
бога Амона. Теперь жрецы были не нужны, как и
грандиозные храмовые комплексы.
Местом почитания Атона стали обычные дворы или
площади, с которых было хорошо видно солнце. Бог Атон и
изображался как солнце, осеняющее подданных своими
руками-лучами и дарующее жизнь.
Фараон Аменхотеп IV принял новое имя – Эхнатон
(любимец Атона). На берегу Нила, в совершенно новом,
прежде не застроенном месте, Эхнатон основал новую
столицу Ахетатон (небосклон Атона), куда переехал вместе
с семьёй и двором.
Город был построен очень быстро, за несколько лет. Его
планировка была регулярной: вдоль Нила шли широкие
прямые улицы, они пересекались более узкими
перпендикулярными и образовывали прямоугольные
кварталы.
Каждую такую группу кварталов населяли представители
одного сословия или одной профессии.
Ахетатон находился неподалёку от современной
арабской деревни Тель-эль-Амарна, поэтому весь период
религиозной реформы получил название периода Амарны.
Изобразительное искусство периода Амарны имело свои
особенности.
Скульпторы и художники не только отказались от
идеализации облика фараона, но, напротив, подчёркивали
и усиливали характерные индивидуальные черты.
Эхнатон был очень высок ростом, худ, сутул, имел
длинные конечности и вытянутое лицо. Все эти качества,
ещё и преувеличенные, мы видим на его портретах,
выполненных как в круглой скульптуре, так и в рельефе.
Портреты фараона Эхнатона. Заострение характерных черт
Фараон Эхнатон
поклоняется Атону.
Техника врезанного рельефа
Эхнатон всемерно стремился
подчеркнуть
свой
разрыв
с
традициями прошлого, строгое
соблюдение
которых
всегда
являлось в руках господствующей
верхушки
мощным
средством
воздействия на народные массы.
Так, он приказал и официальные
надписи,
и
художественную
литературу, и даже гимны новому
богу
писать
современным
разговорным языком, на котором
говорил народ, а не устарелым
книжным, на котором писали до
него.
Колосс Аменхотепа IV (Эхнатона)
из Карнака
Гипсовая маска Эхнатона
из мастерской
скульптора Тутмеса
Голова фараона Эхнатона.
XVIII династия.
Супругой фараона Эхнатона была знаменитая своей
красотой царица Нефертити.
Сохранилось немало её портретных изображений. Один
из самых известных – портрет Нефертити в голубой тиаре
(короне).
Однако, когда Нефертити переступила порог зрелости,
даже её. Красивейшую из женщин, скульптор Амарны
изображает подчёркнуто правдиво: с морщинами в уголках
рта, с опустившимися плечами.
Новое царство: портрет царицы Нефертити
Портрет пожилой Нефертити
Найденные при раскопках Ахетатона мастерские
скульпторов дали очень ценный материал для
выяснения методов их работы.
Незаконченные скульптуры и особенно гипсовые
маски, снятые не только с умерших, но и с живых людей,
показали, как упорно работали такие мастера, как
знаменитый начальник скульпторов Тутмес, в
мастерской которого были найдены некоторые из
упомянутых выше портретов, или неизвестный
гениальный скульптор, создавший чудесный портрет
царицы в высокой тиаре
Нефертити
Голова царицы Нефертити
из мастерской скульптора
Тутмеса
Портрет Нефертити в голубой тиаре
Скульпторы и художники эпохи Амарны виртуозно
умели передавать изысканные детали, например,
изображать в камне полупрозрачные плиссированные
ткани.
В скульптуру приходят взгляд и жест. Фараон и его жена
не только властители: они показаны в окружении
любимых дочерей. Нежность и ласка, грусть расставания,
прикосновение, говорящее о глубине чувств – вот темы и
мотивы, свойственные для художников Амарны.
Голова старшей дочери
Эхнатона Меритатон.
Песчаник Берлинский музей
Голова дочери Эхнатона.
Известняк
Две принцессы, дочери Эхнатона и Нефертити (14 в до н.э.)
Изменилась не только форма памятников, но и их
содержание.
В амарнском искусстве впервые появились изображения
египетского царя в повседневной жизни.
Рельефы, высеченные на стенах амарнских гробниц
придворных Эхнатона, показывают царя на улице — в
носилках или на колеснице, во дворце — за обедом или в
узком семейном кругу, награждающим вельмож или
принимающим дань от покоренных народов. Впервые
всюду вместе с фараоном изображена его семья, причем
явно подчеркивается нежная любовь, связывающая
членов этой семьи.
Важно и стремление передать
конкретную обстановку, в которой происходят все
события; никогда еще до Амарны египетское искусство не
знало такого количества и разнообразия изображений
садов, домов, дворцов, храмов.
Рельеф эпохи Амарны:
Эхнатон и Нефертити с любимыми дочерьми
Отмеченные на скульптурах Ахетатона последовательные
изменения стиля одновременно наблюдаются и на рельефах
более поздних амарнских гробниц.
Аналогичным образом развивалось и художественное
ремесло, где с небывалым разнообразием использовались
реалистически переданные растительные и животные мотивы
и особенное внимание уделялось богатству расцветки
изделий, в частности, предметов из фаянса и стекла.
Сосуд в форме рыбы
из Ахетатона
(Эль-Амарны)
Эхнатон правил около 17 лет. После его смерти был
восстановлен культ Амона-Ра, власть перешла к мужу его
старшей дочери юному фараону Тутанхамону. Фараон
Тутанхамон вновь перенес столицу в Фивы.
Религиозная реформа была предана забвению,
Ахетатон покинут, жрецы Амона вернули свою власть – и в
имени
Тутанхамона
звучало
напоминание
о
возвращённом боге.
Тутанхамон – один из самых известных египетских
фараонов, но не потому, что он совершил какие-либо
исторические деяния: фараон умер девятнадцатилетним,
для подвигов у него было слишком мало времени.
Именно его гробница была найдена Г.Картером. Это
позволило составить представление об архитектуре
гробницы периода Нового царства и о наборе предметов,
сопровождающих умершего в иной мир.
• В 1922 году В Долине
Царей была найдена
могила Тутанхамона.
• Её нашли археолог
Говард Картер и лорд
Корнавон.
Говард Картер и лорд Корнавон.
Говард Картер
Гробница фараона Тутанхамона: такой её увидел Г.Картер
Гробница состояла из трёх основных помещений.
В первом хранились предметы мебели (ложа, троны) и
колесницы. Дальше находилась погребальная камера, где в
нескольких вложенных друг в друга саркофагах покоилось
набальзамированное тело Тутанхамона.
Лицо его было покрыто золотой маской, имеющей
портретные черты.
Третьим было помещение сокровищницы. Там, помимо
драгоценностей, находился большой ларец с канопами –
сосудами, содержащими вынутые при бальзамировании
внутренние органы.
Вход в сокровищницу охраняла статуя Анубиса – бога
врачевания и бальзамирования, изображавшегося в виде
шакала.
Помещение усыпальницы из гробницы Тутанхамона
Саркофаг фараона Тутанхамона
Золотая маска
фараона Тутанхамона
Изображение Анубиса и сосудыканопы из гробницы
Тутанхамона
Деревянная позолоченная
статуэтка богини, охраняющей
саркофаг Тутанхамона.
Все предметы из гробницы Тутанхамона исполнены с
высочайшим мастерством. Они близки стилю эпохи Амарны
и характеризуются изяществом и утончённостью.
Эта могила была разграблена не полностью, поэтому там
были найдены многочисленные сокровища.
Предметы мебели из гробницы Тутанхамона
Замечательные
разнообразные
по
материалам и технике ларцы,
в том числе ларец, покрытый
полными бурного движения
росписями,
великолепные
алебастровые
сосуды
разнообразной
формы,
причудливая
мебель

целый
мир
прекрасных
творений,
созданных
высоким
мастерством
и
безупречным вкусом.
Расписной ларец.
Тутанхамон на колеснице
Тутанхамон с женой
в саду.
Рельеф на крышке ларца.
Ювелирные изделия
из гробницы Тутанхамона
Ювелирные изделия из гробницы
Тутанхамона
Кровать Тутанхамона
с фигурами богини
Хатор
• Живопись обогатилась сочетанием розовато-фиолетовых,
золотистых, голубых тонов. Появились изображения в фас.
«Музыкантки и танцовщицы»
Заросли с летящими утками. Фрагмент росписи из
дворца в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия.
Начало 14 в. до н. э. Берлин.
Одним из последних великих фараонов и великих
строителей Древнего Египта был Рамзес II.
Главная его постройка – скальный храм в Абу-Симбеле.
Это грандиозное сооружение, полностью вырубленное в
скале. Вход в него предваряют колоссы (колоссальные –
огромные статуи) Рамзеса II высотою около 20 метров
(выше 6-этажного дома).
Внутреннее пространство храма выстраивается по оси и
постепенно сужается. В святилище, где находятся статуи
четырёх богов, лишь раз в год на несколько минут
проникает прямой солнечный луч. Всё остальное время
помещение святилища сокрыто во мраке.
Скальный храм Рамзеса II в Абу-Симбеле
Вход в храм Рамзеса II и фрагмент
колоссальной статуи
Внутреннее пространство храма Рамзеса II
Храм Рамзеса II и его святилище со статуями четырёх богов
Остра́кон – рисунки на обломках
Древние художники тренировались на них в
изображении, они не каноничны.
Их делят на:
• Рисунки-эскизы
• Композиции для настенных росписей
• Натурные зарисовки
• Наглядные пособия
Остра́кон или остра́к ( — глиняный черепок) — черепок
глиняного сосуда, а также реже морская раковина, яичная
скорлупа, осколок известняка или сланца.
В Древнем Египте, ввиду своей доступности по сравнению с
дорогими папирусами, глиняные черепки служили для записей,
расчётов, квитанций и коротких писем. На остра́конах древние
ученики выполняли школьные домашние задания.
Текст на остра́конах писали
чернилами или выцарапывали.
Были найдены целые архивы
остра́конов .
Кроме того, остраконы – рисунки
на обломках.
Древние художники тренировались
Остракон приобретен Дж.Капартом в
на них в изображении,
Луксоре в 1900, написан ручкой из
они не каноничны.
тростника. Содержит квитанцию об
уплате налога. Дата 40 г.н.э. Правление
императора Августа.
Среди рисунков много комических. В них вместо людей
действуют звери: лев и газель играют в шахматы; осёл, лев,
крокодил и обезьяна играют на музыкальных инструментах и
т.п.
В Поздний период Египет утратил политическую
независимость. Страной правили фараоны родом из
Нубии и других соседних стран.
Позже
Египет
был
завоёван
Александром
Македонским, а затем римскими войсками.
Но кто бы ни оказался в Египте, нубийцы, персы, греки
или римляне, все они попадали под влияние
великолепной египетской культуры, многое из неё
заимствовали и переосмысливали в собственных
произведениях.

Тайны религиозной революции

Лицо Эхнатона с характерными преувеличенными чертами на незаконченном пробном образце скульптора из Амарны. Фото: Метрополитен-музей

На протяжении долгой истории Египта немногие фигуры вызывали столь противоречивые чувства, как Эхнатон. Период правления этого египетского царя характеризовался социальными, политическими и религиозными потрясениями, подобными которым когда-либо подвергались немногие культуры. Менее чем за два десятилетия на престоле Эхнатон ввел новые аспекты египетской религии, пересмотрел ее царский художественный стиль, перенес столицу Египта на ранее незанятое место, внедрил новую форму архитектуры и попытался стереть с лица земли имена и изображения некоторых египетских святынь. традиционные боги. Отчасти из-за бурного характера правления Эхнатона эта эпоха в истории Египта, известная как период Амарны, привлекла такое большое внимание ученых и общественности.

С момента повторного открытия Эхнатона в наши дни ученые написали бесчисленное количество исследований и биографий этого так называемого царя-еретика, излагая его подстрекательскую природу способами, которые, возможно, лучше всего изложены Джеймсом Генри Брестедом: «До Эхнатона история мира была непреодолимой дрейф традиции. Все люди были лишь каплями воды в великом потоке. Эхнатон был первым человеком в истории».

Эхнатон пришел к власти как фараон Египта либо в 1353, либо в 1351 году до нашей эры и правил примерно 17 лет во времена 18-й династии Нового царства Египта. Эхнатон стал известен современным ученым благодаря созданной им новой религии, в основе которой лежал Атон. В новой религии Эхнатона эта фигура обычно представлялась в виде солнечного диска и лучше всего понималась как свет, излучаемый самим солнцем. Царь взошел на трон под своим именем при рождении Аменхотеп IV, но на пятом году своего правления он изменил свое имя на то, которое лучше отражало его религиозные представления (Аменхотеп = «Амон доволен», Эхнатон = «Действующий для Атона»). Вскоре после этого первого значительного шага Эхнатон инициировал ряд изменений в египетской религии, искусстве и письменности, которые, казалось, совпали с юбилеями его обожествленного отца Аменхотепа III и Атона.

Блок Талатат, используемый фараоном Эхнатоном, Луксорский музей, Египет
Фото: Кеннет Гарретт

Что же тогда представляла собой эта новая религия, которая побудила Эхнатона разрушить так много элементов египетского общества? Ответы коренятся в неопределенности, что заставляет египтологов долго спорить о природе трансформации Эхнатона. Ученые приводили доводы в пользу монотеизма, генотеизма, агностицизма и почти всего, что между ними. Несомненно, однако, то, что эта новая религия возвысила Атона до положения государственного божества и в основном сосредоточилась на поклонении ему. Эхнатон еще больше изменил религиозную сферу Египта посредством преследований некоторых традиционных богов, в первую очередь Амона — государственного божества Египта на протяжении большей части 18-й династии. Где-то на четвертом году своего правления Эхнатон даже отправил агентов, чтобы стереть имена и изображения некоторых богов из существующих текстов и памятников.

Руки предлагают картуши Атона, ок. 1352–1336 гг. до н.э. Фото: Метрополитен-музей

Новый подход Эхнатона к религии проявился и в других аспектах египетской культуры, прежде всего в художественной сфере. Первые работы, заказанные королем, появились в традиционном фиванском стиле, который использовался почти каждым фараоном 18-й династии до него. Однако по мере того, как он внедрял новые религиозные идеи, королевское искусство развивалось, чтобы отражать концепции атенизма.

Самые разительные изменения наблюдаются во внешнем виде царской семьи. Головы стали крупнее, чем в традиционном стиле, и поддерживались удлиненными и тонкими шеями. Царская семья приобрела более андрогинный вид, который иногда даже скрывал разницу между Эхнатоном и царицей Нефертити. Их лица характеризовались большими губами, длинными носами и прищуренными глазами, а их тела демонстрировали узкие плечи и талии, маленькие и несколько вогнутые туловища и большие бедра, ягодицы и животы.

Кульминацией этих шагов к культурной революции стало решение Эхнатона перенести столицу Египта из Фив на ранее незанятое место, которое он назвал Ахетатон (современный Телль-эль-Амарна), что означает «место, где Атон становится эффективным». На пятом году правления Эхнатона он утверждал, что «обнаружил» местонахождение нового царского города. Царь объявил, что Атон впервые появился на этом месте и что Атон выбрал это место только для царя. Армана, похоже, была выбрана еще и потому, что скалы, обрамляющие новый город, напоминали

Символ Axt , означающий «горизонт». Чтобы быстро построить город, были введены более мелкие строительные блоки, называемые талатат, , которыми было легче управлять неквалифицированным рабочим. Примерно через три года строительство большинства городских и административных зданий было завершено.

Блок Талатат, используемый фараоном Эхнатоном, Луксорский музей, Египет
Фото: Кеннет Гарретт

Конец правления Эхнатона туманен. Король, скорее всего, умер на 17-м году своего правления, поскольку это самая высокая дата, засвидетельствованная для него. Но неопределенность окружает его кончину. Во-первых, причина смерти Эхнатона неизвестна в основном потому, что неясно, были ли когда-либо обнаружены его останки. Царская гробница, предназначенная для Эхнатона в Амарне, не содержала царского захоронения, что вызывает вопрос о том, что случилось с телом. Несколько ученых предположили, что скелет, найденный в гробнице KV55 в Долине Царей, мог принадлежать Эхнатону, поскольку в гробнице было много погребального инвентаря (в том числе гроб, в котором были найдены останки), принадлежащего Эхнатону и другим фигурам периода Амарны.

Однако, как и многие темы, касающиеся Эхнатона, этот вопрос остается предметом многочисленных научных дискуссий.

 

Рекомендуемая литература

Эхнатон

Алдред, Кирилл 1988.  Эхнатон: царь Египта . Нью-Йорк: Темза и Гудзон.

Монтсеррат, Доминик 2003.  Эхнатон: История, фантастика и Древний Египет . Лондон: Психологическая пресса.

Редфорд, Дональд Б. 1987.  Эхнатон: Король-еретик . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.

 
Атон

«Великий гимн Атону» в Лихтхайме, Мириам 1978.  Древнеегипетская литература

 Том. 2. Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 96-100.

Hornung, Erik 2001.  Эхнатон и религия света . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.

Уилкинсон, Ричард Х. 2003. Полное собрание богов и богинь Древнего Египта.  Нью-Йорк: Темза и Гудзон. стр. 236–24.

Темы египтология, история, религия Тема Фараоны и правители Исторический период Новое Королевство Расположение Средний Египет

Амарнский период Египта — Энциклопедия всемирной истории

Амарнский период Древнего Египта был эпохой правления Эхнатона (1353-1336 гг. до н.э.), известного как «царь-еретик». На 5-м году своего правления (около 1348 г. до н.э.) он провел радикальные религиозные реформы, которые привели к подавлению традиционных политеистических / генотеистических религиозных верований культуры и возвеличению его личного бога Атона до верховенства.

По мнению одних ученых, этот период ограничивается правлением Эхнатона, в то время как другие утверждают, что он продолжается во времена преемников Эхнатона и заканчивается восхождением на престол фараона Хоремхеба (1320-129 гг.).2 г. до н.э.). Это последнее утверждение чаще всего поддерживает господствующая наука, и поэтому эпоха чаще всего обозначается как период между c. 1348-1320 гг. до н.э.

Удалить рекламу

Реклама

Религиозные реформы Эхнатона считаются первым истинным выражением монотеизма в мировой истории и были восхвалены и подвергнуты критике в современную эпоху учеными, выступающими за и против так называемого «царя-еретика».

Амарнский период, по сути, является эпохой в истории Древнего Египта, которая привлекла к себе наибольшее внимание, потому что правление Эхнатона рассматривается как резкий отход от стандарта традиционной египетской монархии.

После реформ Эхнатона храмы всех богов, кроме храмов Атона, были закрыты, религиозные обряды либо запрещены, либо жестко репрессированы, а столица страны была перенесена из Фив в новый царский город Ахетатон (современная Амарна). Ахетатон, по сути, был городом, построенным для бога, а не для людей, и это отражает центральную цель правления Эхнатона.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Приняв свою новую религию и подавив веру других, Эхнатон более или менее удалился в город своего бога, где принял на себя роль воплощенного бога и посвятил себя поклонению и преклонению перед своим небесным отцом Атоном. Жизнь его народа, торговые контракты и союзы с иностранными державами, а также поддержание инфраструктуры страны и вооруженных сил, похоже, стали второстепенными заботами его религиозной преданности.

Религиозные реформы, которые он провел, не продлились и после его смерти. Его сын и преемник Тутанхамон (ок. 1336–1327 гг. до н. э.) изменил свою политику и вернул традиционные религиозные обряды. Усилия Тутанхамона были прерваны его ранней смертью, но были продолжены с гораздо большим рвением одним из его преемников, Хоремхебом, который разрушил город Ахетатон и стер имя Эхнатона из истории.

История любви?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Эхнатон и боги Египта

Эхнатон был сыном великого Аменхотепа III (1386-1353 гг. до н.э.), чье правление было отмечено одними из самых впечатляющих храмов и памятников Нового царства Египта (ок. 1570 — ок. 1069 до н.э.), такими как его дворец, его погребальный комплекс, колоссы Мемнона, которые его охраняли, и так много других, что позже археологи полагали, что он правил в течение исключительно долгого времени, чтобы заказать их все. Эти грандиозные строительные проекты свидетельствуют о стабильном и процветающем правлении, которое позволило Аменхотепу III оставить своему сыну богатое и могущественное королевство.

Жизнь его народа, торговые контракты и союзы с иностранными державами, инфраструктура страны и вооруженные силы, похоже, стали второстепенными заботами по сравнению с религиозными обрядами Эхнатона.

В то время Эхнатон был известен как Аменхотеп IV, имя, взятое египетскими монархами в честь бога Амона и означающее «Амон доволен» (или «Амон доволен»). Аменхотеп IV продолжал политику своего отца, усердно занимался дипломатией в отношении иностранных дел и поощрял торговлю. Однако на пятом году жизни он внезапно изменил все это поведение, изменил свое имя на Эхнатон («Эффективный для Атона»), отменил традиционную структуру верований Египта и перенес столицу страны из Фив (центр культа Амона) в новый город, построенный на девственной земле в Среднем Египте, который он назвал Ахетатон («Горизонт Атона», но также называют «Место, где Атон становится эффективным»). Что именно послужило причиной этой внезапной смены царя, неизвестно, и ученые писали и обсуждали этот вопрос на протяжении последнего столетия.

Удалить рекламу

Реклама

Сам Эхнатон не приводит никаких причин своего религиозного преобразования ни в одной из своих надписей — хотя многие из них сохранились — и, кажется, считал, что причина его внезапной преданности одному богу очевидна: это был единственный истинный люди должны признать бога, а все остальные были либо ложными, либо гораздо менее могущественными. Однако, какими бы ясными он ни считал свои причины, его двор или народ не понимали их так же.

Древние египтяне, как и любое политеистическое общество, поклонялись множеству богов по простой причине: здравый смысл, по крайней мере, так они считали бы свое положение. Было достаточно легко увидеть, что в повседневной жизни один человек не может удовлетворить все потребности человека — человек общается с учителями, врачами, супругом, начальником, коллегами, отцом, матерью, братьями и сестрами — и каждый из этих людей имели свои уникальные способности и вклад в чью-то жизнь.

Утверждать, что один человек может удовлетворить все потребности человека — что все, что нужно в жизни, — это только этот другой человек, — показалось бы древнему египтянину столь же абсурдным, как и любому, кто живет в наши дни. Точно так же рассматривались боги в том смысле, что никто не подумал бы просить Хатор о помощи в написании письма — это была область знаний Тота — и никто не стал бы молить литературную богиню Сешат о помощи в зачатии ребенка — можно было посоветоваться с Бесом, или Хатор, или Бастет, или другими божественными экспертами в этой области.

Удалить рекламу

Реклама

Боги были неотъемлемой частью жизни людей, а храм был центром города. Храмы древнего Египта были не домами поклонения для людей, а земными жилищами богов. Священники существовали не для того, чтобы служить общине, а для того, чтобы заботиться о статуе бога в ее доме. Эти храмы часто представляли собой огромные комплексы с собственным персоналом, который готовил, убирал, варил пиво, хранил зерно и другие излишки пищи, копировал рукописи, обучал студентов, выполнял функции врачей, дантистов и медсестер, толковал сны, знамения и предзнаменования для верующих. люди.

Королевская пара

Франс Вандевалле (CC BY-NC-SA)

Важность храмов ощущалась далеко за пределами комплексов, поскольку они создавали и поддерживали целые отрасли промышленности. Сбор и обработка папируса во многом зависели от храмов, как и производители амулетов, ювелиры, производители кукол-шабти, ткачи и многие другие. Когда Эхнатон решил закрыть храмы и отменить традиционные религиозные верования, от этого пострадали все эти предприятия.

В наши дни, когда монотеистическое понимание стало обычным явлением, Эхнатона часто считают провидцем, который увидел за пределами своей религии и признал истинную природу Бога; но это далеко не так, как его воспринимали в свое время. Кроме того, вполне вероятно, что его реформы имели меньшее отношение к божественному видению и были скорее попыткой вырвать власть из Культа Амона и вернуть себе богатство и власть, накопленные за счет короны.

Удалить рекламу

Реклама

Король и культ Амона

Культ Амона впервые обрел силу в Древнем царстве Египта (ок. 2613–2181 гг. до н. э.), когда цари 4-й династии наградили священников статусом освобождения от налогов в обмен на их усердие в выполнении погребальных ритуалов и поддержании надлежащего порядка. обряды в комплексе царских пирамид в Гизе и других местах. Даже беглое изучение древнеегипетской истории с этого периода ясно показывает, что этот конкретный культ был вечной проблемой для знати, поскольку год от года они становились все богаче и могущественнее.

Поскольку они не платили налогов в виде зерна, выращенного на их землях, они могли продавать его по своему усмотрению. Короли 4-й династии также предоставили им огромные и плодородные участки земли навечно, и эта комбинация позволила им накопить невероятное богатство, и это богатство превратилось в власть. В каждый из так называемых «промежуточных периодов» египетской истории — тех эпох, когда центральная власть была слабой или разделенной — жрецы Амона оставались такими же могущественными, как и прежде, и в Третий промежуточный период Египта (ок. 1069 г.-525 г. до н.э.), жрецы Амона из Фив правили Верхним Египтом с большей демонстрацией силы, чем цари Таниса (в Нижнем Египте).

Следующий король не мог изменить политику Старого Королевства, не подорвав авторитет монархии. Царь Среднего царства Египта, например, не мог заявить, что Хуфу из Древнего царства допустил ошибку в отношении культа Амона, не признав при этом, что цари, включая его самого, могут ошибаться. Король был посредником между богами и людьми, которые поддерживали наиболее важные аспекты культуры, и поэтому царь не мог рассматриваться как что-то меньшее, чем совершенно божественное. Единственный способ, которым король мог вернуть себе богатство, отданное жрецам, заключался в упразднении священства, чтобы они выглядели менее чем достойными своего положения и власти, и это курс, который преследовал Эхнатон.

Даже во время процветающего правления Аменхотепа III существуют свидетельства конфликта между жрецами Амона и короной, а второстепенное солнечное божество, известное как Атон, уже почиталось Аменхотепом III вместе с Амоном и другими богами. Возможно, именно жена Аменхотепа III (и мать Эхнатона), Тийе (1398–1338 гг. до н. э.), предложила своему сыну стратегию религиозной реформы.

Амулет королевы Тийе

83d40m (общественное достояние)

Тийе оказала значительное влияние как на своего мужа, так и на сына, а через них на суд и бюрократию Египта. Ее поддержка реформ Эхнатона хорошо задокументирована, и как сообразительный политик она признала бы их единственным средством повышения власти фараона за счет священников. Некоторые ученые также предложили знаменитую царицу Эхнатона Нефертити (ок. 1370 — ок. 1336 до н.э.) в качестве вдохновителя реформ, поскольку она также явно поддерживала новую веру и участвовала в ней.

Ряд ученых на протяжении многих лет утверждали, что религиозные реформы Эхнатона не были монотеистическими, а просто подавляли деятельность других культов, направленных на возвышение Атона. Однако в этом утверждении мало смысла, если знать о подобных инициативах Египта в прошлом. Амон был возведен в ранг царя богов, а его храм в Карнаке был (и остается) самым большим религиозным сооружением, когда-либо построенным в истории. Тем не менее, культам всех других богов было позволено процветать, как и всегда.

Нельзя утверждать, что религиозные инициативы Эхнатона были в том же духе, что и предыдущая инициатива жрецов Амона; они не были. Великий гимн Эхнатона Атону , а также его религиозная политика ясно показали, что есть только один бог, которому стоит поклоняться. Великий гимн Атону , написанный королем, описывает бога настолько великого и могущественного, что его нельзя было представить в образах и нельзя было увидеть ни в одном из храмов или городов по всей стране; этому богу нужен был свой новый город со своим новым храмом, и Эхнатон построит его для него.

Ахетатон

Город Ахетатон был самым полным выражением нового видения Эхнатона. Он был построен c. 1346 г. до н.э. на девственной земле в центре Египта на восточном берегу реки Нил, построенный на полпути между традиционными столицами Мемфисом на севере и Фивами на юге. По его периметру через определенные промежутки были воздвигнуты пограничные стелы, рассказывающие историю его основания. На одном из них Эхнатон рассказывает историю о том, как он выбрал место:

.

Вот, это фараон нашел его – не являясь собственностью бога, не являясь собственностью богини, не являясь собственностью правителя-мужчины, не являясь собственностью правительницы-женщины, и не являясь собственностью любых людей. (Снейп, 155)

Новый город не мог принадлежать никому до Атона. Точно так же, как бог должен был быть понят в новом свете, место его поклонения должно было быть совершенно новым. Амону, Осирису, Исиде, Собеку, Бастет, Хатхор и многим другим богам веками поклонялись в разных священных для них городах, но бог Эхнатона нуждался в месте, где раньше не почитали ни одного бога.

Четыре основных района: Северный город, Центральный город, Южный пригород и Окраина. Северный город располагался вокруг Северного дворца, посвященного Атону. На протяжении всей истории Египта царь и его семья жили во дворце, и сам Эхнатон вырос в огромном и роскошном дворце своего отца в Малкате. Однако в Ахетатоне царская семья жила в покоях в задней части дворца, а самые роскошные комнаты, расписанные уличными сценами, изображающими плодородие региона Дельты, были посвящены Атону, который, как считалось, населял их. Для того, чтобы приветствовать Атона во дворце, крыша была открыта к небу.

Амарна, Северный дворец

Шанель Уилер (CC BY-SA)

Центральный город был спроектирован вокруг Великого Храма Атона и Малого Храма Атона. Это был бюрократический центр города, где работали и жили администраторы. Южный пригород был жилым районом для богатой элиты с большими поместьями и памятниками. На окраинах жили крестьяне-фермеры, которые обрабатывали поля, строили и поддерживали близлежащие гробницы в некрополе.

Ахетатон был тщательно спланированным чудом инженерной мысли с огромными пилонами у входа, впечатляющим дворцом и храмами, а также широкими улицами, по которым Эхнатон и Нефертити могли по утрам проезжать на своей колеснице. Однако, похоже, он не был разработан с учетом комфорта или интересов кого-либо, кроме них самих. Поскольку земля никогда раньше не обрабатывалась, все остальные люди, жившие и работавшие там, должны были быть изгнаны из других городов и общин и переселены в Ахетатон.

Письма Амарны

Район Центрального города представляет наибольший интерес для археологов с момента открытия так называемых Амарнских писем в 1887 году нашей эры. Местная женщина, копавшаяся в грязи в поисках удобрений, обнаружила эти глиняные клинописные таблички и предупредила местные власти. Эти таблички, датируемые периодом правления Аменхотепа III и Эхнатона, оказались записями месопотамских правителей, а также перепиской между царями Египта и Ближнего Востока.

Письма Амарны предоставили ученым бесценную информацию о жизни в Египте того времени, а также об отношениях между Египтом и другими народами. Эти таблички также показывают, как мало сам Эхнатон заботился об обязанностях правления, когда он обосновался в своем новом городе. Фараоны Нового царства расширяли границы страны, заключали союзы и поощряли торговлю посредством регулярной переписки с другими народами. Эти монархи прекрасно знали, что происходит как за пределами Египта, так и внутри него. Эхнатон предпочел просто игнорировать все, что происходило за пределами Египта и, кажется, все, что происходило за пределами Ахетатона.

Амарна Письмо Бурна-Буриаша II Аменхотепу III

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Письма и просьбы иностранных правителей о помощи остались без внимания и без ответа. Египтолог Барбара Уоттерсон отмечает, что Рибадди (Риб-Хадда), царь Библоса, который был одним из самых верных союзников Египта, отправил Эхнатону более пятидесяти писем с просьбой о помощи в борьбе с Абдиаширтой (также известным как Азиру) Амора (Амурру), но все они остались без ответа, и Библос был потерян для Египта (112 г.). Тушратта, царь Митанни, который также был близким союзником Египта, жаловался, что Аменхотеп III присылал ему золотые статуи, в то время как Эхнатон присылал только позолоченные статуи. Есть свидетельства того, что царица Нефертити вмешалась, чтобы ответить на некоторые из этих писем, в то время как ее муж был занят своими личными религиозными ритуалами.

Амарна Арт

Преобразующий характер этих ритуалов находит свое отражение в искусстве того периода. Египтологи и другие ученые часто отмечали реалистичность амарнского искусства, а некоторые даже предполагали, что эти изображения настолько точны, что можно обнаружить физические недостатки царя. Искусство Амарны является самым самобытным во всей истории Египта, и его различие в стиле часто интерпретируется как реализм.

В отличие от изображений других династий египетской истории, произведения Амарнского периода изображают царскую семью с удлиненными шеями, руками и тонкими ногами. Ученые предположили, что, возможно, король «страдал генетическим заболеванием, называемым синдромом Марфана» (Хавасс, 36), что объясняет эти изображения его и его семьи такими худыми и, казалось бы, странными пропорциями.

Эхнатон и царская семья благословлены Атоном

Троэльс Майруп (CC BY-NC-ND)

Однако гораздо более вероятной причиной такого стиля искусства являются религиозные убеждения короля. Атон считался единственным истинным богом, который руководил всем и наполнял все живое посредством животворящих, преобразующих лучей. Представленный в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались руками, касающимися и ласкающими тех, кто на земле, Атон не только дал жизнь, но и кардинально изменил жизнь верующих. Возможно, тогда удлинение фигур на этих изображениях должно было показать трансформацию человека под прикосновением силы Атона.

На знаменитой Стеле Эхнатона, изображающей царскую семью, видны лучи Атона, касающиеся их всех и каждая из них, даже Нефертити, изображена с такой же вытянутостью, как и царь. Считать эти изображения реалистическими изображениями царской семьи, страдающей каким-то беспорядком, кажется ошибкой, поскольку у Нефертити не было бы причин разделять предполагаемый синдром царя. Утверждение, что реализм в древнеегипетском искусстве является нововведением Амарнского периода, также несостоятельно. Художники Среднего царства (2040-1782 гг. до н.э.) положили начало реализму в искусстве за столетия до Эхнатона.

Тутанхамон и Хоремхеб

Эти произведения искусства были созданы для украшения гробницы царя и его семьи в городе Атон. Ахетатон был спроектирован как дом бога так же, как когда-то строились отдельные храмы богов. Ахетатон был создан, чтобы быть более величественным, чем любой из этих храмов, и, по сути, более богатым, чем любой другой город в Египте. Эхнатон, кажется, пытался познакомить Атона с великим храмом Амона в Карнаке в начале своих реформ, но эти попытки были нежелательны и побудили его строить в другом месте. Каждый аспект города был тщательно спланирован королем, а архитектура была спроектирована так, чтобы отражать славу и великолепие его бога.

Ахетатон процветал во время правления Эхнатона, но после его смерти был покинут Тутанхамоном. Кажется, есть свидетельства того, что город все еще функционировал во время правления Хоремхеба, в частности, святыня этого фараона была найдена на месте, но столица была перенесена в Мемфис, а затем обратно в Фивы.

Тутанхамон

Пользователь википедии: dalbera (CC BY)

В наши дни Тутанхамон наиболее известен открытием своей гробницы в 1922 году н.э., но после смерти отца его уважали бы как короля, восстановившего древние религиозные верования и обычаи страны. Храмы были вновь открыты, и предприятия, которые от них зависели, начали работать, как раньше. Однако Тутанхамон не дожил до завершения своих реформ, и его преемник (бывший визирь Ай) продолжил их.

Однако именно фараон Хоремхеб окончательно восстановил египетскую культуру. Хоремхеб, возможно, служил при Аменхотепе III и был главнокомандующим армией при Эхнатоне. Когда он взошел на трон, он поставил перед собой задачу уничтожить все следы Амарнского периода.

Хоремхеб разрушил Ахетатон и сбросил руины монументов и стел в ямы в качестве наполнителя для своих собственных монументов. Работа Хоремхеба была настолько тщательной, что Эхнатон был стерт из египетской истории. Его имя больше никогда не упоминалось ни в каких записях, а там, где нужно было указать его правление, его называли только «еретиком Ахетатона».

Заключение

Хоремхеб считал своего бывшего короля достойным того, что стало известно как Damnatio Memoriae (латинское «осуждение памяти»), в котором всякая память о человеке стирается из существования. Хотя эта практика чаще всего ассоциируется с Римской империей, впервые она была применена в Египте веками ранее в виде надписей, известных как тексты проклятий. Текст проклятия представлял собой отрывок, начертанный на остраке (осколок глиняного горшка) или иногда на фигуре (по образцу куклы вуду), а часто и на гробнице, предупреждающий потенциальных грабителей об ужасах, ожидающих их, если они войдут. незваный.

В случае с Эхнатоном текст проклятия принял физическую форму полного стирания памяти о нем из истории. Он написал свое имя и имя своего бога в храме Амона в Карнаке; эти были стерты. Он воздвиг другие памятники и храмы в других местах; эти были снесены. Он заменил имя Амона в храме Хатшепсут именем Атона; это было изменено обратно. Он построил величественный город на берегу Нила, окруженный надписями, повествующими об истории его постройки, его строителе и его боге; это было стерто с лица земли. Наконец, Хоремхеб датирует свое правление в официальных надписях задним числом правлению Аменхотепа III, чтобы полностью стереть память об Эхнатоне, Тутанхамоне и визире Айе.

Имя Эхнатона было забыто в истории до 19 века н.э., когда Розеттский камень был расшифрован Жаном-Франсуа Шампольоном в 1824 году н.э. Во время раскопок в Египте были обнаружены руины памятников Эхнатона, которые использовались в качестве засыпки, а местонахождение Ахетатона было нанесено на карту и нарисовано в начале 18 века нашей эры. Открытие Амарнских писем, наряду с другими находками, рассказало историю древнего «еретического царя» Египта в современную эпоху, когда монотеизм стал восприниматься как естественная и желательная эволюция религиозного понимания.

В эту эпоху Эхнатона часто превозносили как религиозного провидца и героя, который сделал первые шаги, еще до Моисея, в попытке просветить людей до истинной природы Бога. Согласно некоторым представлениям, Эхнатон является основным примером протохристианина, который — за столетия до христианской эры — признал реальность божества, в отличие от своих творений, того, кто обитает в «недоступном свете» (Исайя 55:8-9 и 1 Тимофею 6:16). Однако это уважение к древнему царю и его правлению следует признать современным развитием, основанным на современном понимании природы божества.

В его дни и на протяжении столетий Эхнатон и Амарнский период были неизвестны народу Египта по очень веской причине: его религиозные инициативы вывели страну из равновесия и нарушили основную культурную ценность гармонии между богами, людей, землю, в которой они жили, и рай загробной жизни, которым они надеялись наслаждаться вечно. Современное понимание может считать Эхнатона религиозным героем, но для своего народа он был просто плохим правителем, который позволил себе забыть о важности баланса и впал в ошибку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *