Реформы петра могилы: Глава II. Петр Могила и реформация Украинской православной церкви

Образовательная реформа свт. Петра Могилы: латинизация против окатоличивания — История и культура — новости Православия

История и культура

11 Августа 2015 14:21

Автор: Редакция СПЖ

В октябре 2015 года исполнится 400 лет со дня основания Киевской братской школы, которая, после объединения со школой Киево-Печерской Лавры в 1632 году, стала фундаментом для образования Киево-Могилянской Академии. Петр Могила, канонизированный Украинской и Румынской Православной Церковью, заслуженно считается выдающимся защитником православной веры и просветителем.

Святой защитник Православия

Свт.Петр Могила (рум. PetruMovilă) (1596‑1647) является одним из выдающихся православных иерархов и богословов второй половины XVII в. Выходец из древнего молдавского боярского рода, Петр Могила стал Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси, экзархом Константинопольского трона, всю свою жизнь посвятившим неустанному служению Богу, Его единой, святой, соборной и апостольской Православной Церкви. Он был ревностным защитником святоотеческой веры и борцом против униатства и римского католицизма.

За свои труды на благо Православия Петр Могила был канонизирован Украинской Православной Церковью в декабре 1996 г., с празднованием памяти 31 декабря. В октябре 2002 г. Румынская Православная Церковь официально признала канонизацию Святителя Петра Могилы, с празднованием памяти 22 декабря – в день, когда он предстал пред Господом.

Однако сегодня можно услышать и многие критические мнения о вкладе святителя Петра Могилы в православное богословие, о его роли в истории Православия на Руси. Все это обуславливает насущную актуальность изучения жизни и деятельности Петра Могилы, особенно его образовательно-просветительских трудов.

Образование Киево-Могилянской Коллегии

Образовательные преобразования святителя Петра в основном сводилась к основанию им крупнейшего в Европе центра православного просвещения – Киево-Могилянской Коллегии, которая в 1701 г. была переименована в Академию. Будучи архимандритом Киево-Печерской Лавры, подчиняющимся напрямую Константинопольскому Патриарху, Петр Могила сначала устроил при ней высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631). Когда же киевские братчики признали его блюстителем и опекуном своей киево-братской школы и подчинили её исключительно власти Константинопольского Патриарха,тогда эти православные учебные заведения были объединены в одно – Киево-Могилянскую Коллегию (1632).

Коллегия стала базой для всех образовательных реформ, проводимых свт. Петром (1, 794).

Митрополит сам опубликовал материал в защиту своих деяний (Литос, Киев, 1644 г.), который может быть дополненвведением Экзегетики Сильвестра Коссова ‑ главного сподвижника, соратника и продолжателя дела свт. Петра Могилы (2, 11).

Латинско-польский характер образования

Первое, что можно сказать о могилянской образовательной реформе – это ее латинский характер. Киевская Коллегия в организационном и методологическом планах стремилась подражать западным университетам XVI в. (3, 83). Это отражалось даже в званиях профессоров и надзирателей. Изучение латыни стояло на первом месте. Преподавание велось по учебникам на латинском и польском языках, но не на старославянском. Как и в западных университетах в Киевской Коллегии изучали риторику, диалектику, поэзию и философию.

Главной целью «латинских» образовательных преобразований свт. Петра было качественное обучение православного клира, чтобы клирики могли на равных противостоять иезуитской и униатской пропаганде, их нападкам против ортодоксальной доктрины и практики. В ту эпоху агрессивная деятельность римо-католиков и униатов угрожала самому существованию Православной Церкви в Речи Посполитой. Поэтому для научных и литературных произведений киевской духовной школы были главным образом характерны полемические работы по богословской проблематике, написанные на латыни и польском языке.

Архимед против римлян

Сам митрополит Петр глубоко ценил западную «культуру» и «науку». Был уверен, что с их помощью можно и нужно защитить и укрепить православную веру (2, 12). «Наука подобна искусству Архимеда, – пишет святитель, ‑ которому удалось отразить нападения римлян» (4, 7). Обращаясь к православным священникам, он говорил: «Я приобретал для вас и не перестану до смерти приобретать книги и учителей» (4, 8) . Будущий митрополит Сильвестр Коссов также рассматривал культурные и научные достижения как lumenapollineum (5, 131-173).

Западная культура не означала в представлении митрополита Петра принятия католицизма. Она рассматривалась им как оружие, которое можно и нужно позаимствовать у противника, чтобы ему успешно противостоять. Свою правоту святитель Петр отстаивал, пытаясь убедить своих противников ‑ консервативную партию православных русинов, сгруппированных вокруг преемника Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайи Копинского и Ставропигии (автономного монастыря) во Львове. Они с большим недоверием относились к реформам «западника» Петра Могилы.

Богу – Богово, а кесарю – кесарево!

Хотя реформа Петра Могилы была «латинской», она не была прокатолической. В то же время она была пропольской, то есть предполагала сближение православных с польским государством, нормализацию и легализацию их статуса в Речи Посполитой. До этого, православные, клир, казаки, мещане, крестьяне Малороссии, занимали положение глухой обороны; считая себя несправедливо преследуемыми антиправославным государством; выступали против него, даже с оружием в руках, ища зачастую поддержку в православной Московии (польско-литовский термин для обозначения Великого княжества Московского и Московского царства).

Петр Могила считал такой подход бесперспективным. Он был убежден, что для защиты Православной веры необходимо было сделать Киевскую Митрополию органической частью польского государства (6, 12). Вывести ее из-под подозрений в политической нелояльности и государственной измене. Сам митрополит при этом опирался на помощь своих родственников и политических союзников из рода Радзивиллов (предводителей протестантов Польши), на свои обширные связи среди польской знати и богатый опыт политической жизни.

В 1632 г. свт. Петр добился у польского короля Владислава IV признания самостоятельного статусаПравославной Церкви в Речи Посполитой. До этого она официально не признавалась польскими властями и была вне закона. Таким образом, под руководством Петра Могилы, говоря современным языком, Киевская Митрополия получила статус «юридического лица» (кстати, этот вопрос до сих пор является актуальным и для УПЦ), перестала стоять в стороне от польской политической жизни и начала бороться за свои права и свободы легитимными методами в дворянских сеймах.

В свою очередь это было важнейшим аргументом в пользу латинизации духовного образования. Могила и Коссов подчеркивали для всех сомневающихся, что без знания латыни, без латинского образования и наук просто невозможно участвовать в политической жизни Польши (2, 12), то есть невозможно отстаивать интересы Православной Церкви всеми доступными законными средствами, невозможно ее стабильное существование и развитие в социально-политический и культурных условиях того времени.

Спасение русинской нации

Речь тогда шла не только о защите и сохранении Православия, но и о «спасении русинской нации», в чем свт. Петр также видел свою главную заботу. Он прекрасно понимал, что без Православия не будет и русинского народа. Будучи молдаванином по происхождению, он, как киевский архиепископ, также был и русином, более того ‑ духовным главой всей «русинской нации». По словам Дмитрия Скворцова молдаванин Петр Могила был «более русским, чем всякий русский». При этом русинство для него не исключало, но даже предполагало подданство польскому государству.

Подобную лояльную позицию высказывал и воевода Адам Кисель, который говорил о себе ‑ genteruthenus, nationepolonus.

Как мы знаем, в дальнейшем связи между преемниками свт. Петра и польской политической элитой, которые он с таким трудом налаживал, были разорваны. Надежды митрополита на мирное существование и развитие Киевской Митрополии и русинского народа в составе Речи Посполитой не оправдались. Под давлением трагических исторических событий последующие митрополиты Киева были вынуждены выйти из подчинения польскому государству и поддержать восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В итоге это привело к краху Речи Посполитой, образованию Российской империи и переходу Киевской Митрополии в каноническое подчинение Московскому Патриархату.

  1. Arbore Z., Petru Movilă, Mitropolitul Kievului, în „Tinerimea Română”, București, XVI
  2. P.P. Panaitescu Petru Movilă „STUDII”, București, 1996
  3. Petru Movilă însuși, în intruducerea Triodului de la Kiev, elogiază Academia latină.
  4. Petr Moghila, prefața Antologionului din 1636
  5. N. Stoicescu, Sfatul domnesc și marii dregătoridin Țara Românească și Moldova, sec. XIV- XVII
  6. Georghe Dobână, Petru Movilă „Profilul unui destin”, Chișinău

0 0

Поделиться

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку, чтобы сообщить об этом редакции.

Читайте также

Святая, к которой выстраивались в очередь животные 28 Февраля 23:20

VI Вселенский Собор: победа истины над политической целесообразностью 28 Февраля 22:14

Притча: немая церковь 24 Февраля 21:55

Семь пророчеств Захарии Серповидца 20 Февраля 19:13

Православие как гарант единства нашего народа 17 Февраля 19:06

«Пикасо́»: авария и молитва на всю ночь 15 Февраля 19:42

На ВДНХ прошла панельная дискуссия «Реформы Петра I: история, традиции, мифы»

Информация о материале
Опубликовано: 08 июня 2022
Просмотров: 792

8 июня 2022 года в Историческом парке «Россия — Моя история» в рамках четвертого форума Российского военно-исторического общества состоялась панельная дискуссия «Реформы Петра I: история, традиции, мифы», посвящённая обсуждению образа Петра I как «преобразователя», круто изменившего ход российской истории, возвысившего Россию до положения великой державы, внедрившего основы политики, экономики, культуры и быта страны, которые до сих пор во многом формируют развитие государства и самовосприятие граждан Российской Федерации.

Участие в мероприятии приняли историки и общественные деятели, в частности член президиума Совета Российского исторического общества, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, член Совета Российского исторического общества, академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, директор Национального исторического архива Беларуси Олег Воинов, заместитель директора «Роспатриотцентра» Иван Радько. В качестве модератора выступил главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков.

«Сторонники Петра отмечают значительный прогресс в экономике и промышленности в период правления императора, особенно в строительстве крупных предприятий. При Петре было основано около 200 промышленных предприятий в стране, так что можно говорить о своего рода протоиндустриализации. Нельзя не отметить развитие внешней торговли, рост экспорта, строительство каналов и дорог»,


— рассказал Юрий Петров.


Он отметил, что в историографии до сих пор идут споры о вкладе Петра I и существует так называемая сторона сontra.


«По мнению тех, кто оценивает политику Петра негативно, усиление крепостнического режима, насаждение принудительно труда, доминирование государства в сфере экономики препятствовало свободному развитию купеческих капиталов и инвестиций»,

— отметил Юрий Петров.


Однако, по словам эксперта, необходимо во всех этих рассуждениях искать золотую середину. Например, усиление государственного и финансового гнёта было следствием мобилизации всех ресурсов страны на дело войны и коснулось всех слоёв населения. Юрий Петров заявил, что в данных условиях говорить о негативном векторе государственной политики не приходится.


«Нужно отметить, что экономическая политика Петра I соответствовала тогдашнему общеевропейскому тренду, опиралась на те институты и ресурсы, которые имелись в стране»,

— подчеркнул он.


«Кроме того, большое значение имело распространение современных иностранных технологий. Можно сказать, что при Петре I в России прошла технологическая революция, когда страна была переведена на стадию мануфактурного производства»,

— сказал Юрий Петров.

«Именно в первой четверти XVIII столетия начинается имперский период развития российской государственности, когда к 1721 году была решена проблема выхода России к незамерзающей Балтике и появилась основа заявить о себе как о европейской державе. В царствование Петра I модернизация русского общества приобретает особую динамику. Крепнущее Российское государство проводило стремительную мобилизацию внутренних ресурсов для создания пространственно-географических условий развития, обеспечивало насильственную европеизацию и взяло на себя инициативу глубоких преобразований», — заявил Валерий Тишков.


«На мой взгляд, успехи реальных деяний Петра I как преобразователя России гораздо больше, чем историки оценивают»,

— добавил он.

Валерий Тишков также отметил, что Пётр Великий дал своим подданным возможность быть членами огромной и мощной империи, повод для национальной гордости, которая была использована последующими поколениями.

Иван Радько заявил, что необходимо уделять отдельное внимания популяризации исторического знания, в частности о Петре I.

«Мы опираемся на два формата для того, чтобы заинтересовать молодёжь: исторический и событийный. Мы расширяем применение современных цифровых технологий, создаём мультимедийные комплексы и оцифровываем архивы. Нашими основными подходами являются содействие в развитии патриотических проектов, создаваемых молодыми сверстниками, и внедрение концепции “10 граней патриотизма”»,

— рассказал он.

В ходе дискуссии участники обсудили вопросы роли Петра I как реформатора, методы и характер петровских преобразований, воспоминания современников и потомков Петра Великого, а также необходимость популяризации истории в современной России.

Текст: Дарья Денисова

  • 350-летие Петра Великого
  • 350-летие со дня рождения Петра I

Ватикан сомневается в новых заявлениях о том, что кости святого Петра находятся в забытой гробнице

Папа Франциск воскуривает благовониями бронзовый реликварий, содержащий костные фрагменты, которые, как считается, принадлежат апостолу Петру во время мессы на площади Святого Петра в Ватикане ноябрь , 24, 2013. Дебаты разгорелись после того, как три итальянских исследователя опубликовали статью, в которой утверждается, что останки святого Петра могли быть — и продолжают покоиться — в катакомбах под Мавзолеем Святой Елены, а не под собором Святого Петра. Базилика. (Фото CNS/L’Osservatore Romano)

ГОРОД ВАТИКАН (CNS) — Останки Святого Петра могли быть и, возможно, все еще могут быть захоронены в катакомбах под Мавзолеем Святой Елены после того, как были перенесены со склона холма Ватикана во время антихристианских гонений в третьем веке. согласно статье, опубликованной недавно тремя итальянскими исследователями.

Обозначив свои выводы как «догадки», исследователи предположили, что археологи могут «подтвердить» свои выводы с помощью «кампаний по раскопкам»; однако ведущий эксперт в области христианской археологии и член Папской комиссии по священной археологии сообщил Vatican News, что гипотеза исследователей «неприемлема».

Император Константин никогда бы не столкнулся с такими трудностями при строительстве базилики Святого Петра в начале четвертого века, «если бы это не зависело от присутствия почитаемых останков» внизу, где гробница святого почиталась с раннего христианства раз», — сказал Винченцо Фиокки Николаи в интервью Vatican News 30 мая. базилика, когда-либо установленная в городе», — сказал он, добавив, что если позже останки были перенесены «ad catacumbasto», то это относится к кладбищу на Аппиевой дороге, позже названному катакомбами св. Себастьяна.

Ведущий эксперт в области христианской археологии и член Папской комиссии по священной археологии сообщил Vatican News, что гипотеза исследователей «неприемлема».

Комментарии Фиокки Николаи были ответом на статью под названием «Поиски памяти святого Петра в катакумбах на кладбище и в Duos Lauros в Риме», опубликованную в начале марта в журнале Heritage, посвященном науке о культурном и природном наследии.

Исследователи отметили длительные поиски археологами места захоронения Святого Петра, но добавили, что до сих пор не утихают споры о том, где можно найти его останки.

«Наиболее распространенное мнение состоит в том, что останки Петра были перенесены в одну из римских катакомб», — написали они, но добавили, что «археологические данные, по-видимому, исключают» распространенную гипотезу о том, что останки Святого Петра хранились «в течение определенного периода». в катакомбах на Виа Аппиа.

Ссылаясь на раннехристианские тексты, карты катакомб, мраморную надгробную надпись «Петри» четвертого века и ориентацию надземной базилики и мавзолея, которые Константин построил для своей матери, Святой Елены, исследователи утверждают: « последняя катакомба, в которой хранились или могут храниться останки св. Петра … определенно является катакомбой святых Марцеллина и Петра», расположенной на древней Виа Лабикана. Св. Марцеллин был священником, а Св. Петр — экзорцистом, оба умерли в 304 г. во время гонений Диоклетиана.

Хотя ученые уверены, что древняя гробница Святого Петра находилась на холме Ватикана, где он умер мученической смертью и где Константин приказал построить базилику, его останки были источником многих споров и тайн.

«Наличие останков Петра в катакомбах святых Марцеллина и Петра, таким образом, прямо и просто объясняет, почему Константин построил в этом районе сложную базилику и мавзолей», — пишут исследователи. Они сослались на копию Liber Pontificalis — Книги Пап — седьмого века, в которой говорилось, что базилика «посвящена святому апостолу Петру (Беато Петро), замученному вместе с Марцеллином».

И в одной погребальной «кабинке» ниже есть фреска, изображающая Святого Петра, держащего свиток, писали они.

Фиокки Николаи сообщил Vatican News, что доводы авторов о том, что это место посвящено святому апостолу Петру, были «акробатическими и, по сути, ни на чем не основанными».

Термин «беатус» является общим термином в Liber Pontificalis для обозначения каждого святого, а надгробная надпись «Петри», чья дата смерти — праздник св. По его словам, Петр и Павел — это совпадение, поскольку имя «Петрус» очень распространено.

Хотя ученые уверены, что древняя гробница Святого Петра находилась на холме Ватикана, где он умер мученической смертью и где Константин приказал построить базилику, его останки были источником многих споров и тайн.

Недостатки святого Петра являются напоминанием о том, что Бог любит нас такими, какие мы есть быть убедительным», после того как кости были обнаружены при раскопках некрополя под собором Святого Петра, начавшихся в XIX в.40-х годов возле памятника, воздвигнутого в четвертом веке в честь Святого Петра.

У папы были ящики с мощами, помещенные под главный алтарь базилики и в его личную часовню в Апостольском дворце. По данным Vatican News, ученые подтвердили, что это останки крепкого мужчины в возрасте от 60 до 70 лет.

Подробнее: Святые / Ватикан

Папа Римский посещает могилу Святого Петра под Ватиканом

ГОРОД ВАТИКАН — Папа Франциск в понедельник взглянул крупным планом на могилу Петра, первого понтифика церкви, похороненную под собором Святого Петра. , Базилика Святого Петра, сказал Ватикан.

Таким образом, Франциск стал первым понтификом, посетившим некрополь, где были захоронены язычники и ранние христиане, поскольку десятки лет назад на этом древнем месте проводились обширные археологические раскопки, сообщил Ватикан.

45-минутное «посещение могилы Святого Петра» было частным, заявили в Ватикане, но позже опубликовали видеозапись.

Базилика была построена на месте, где ранние христиане тайно собирались во время гонений в Древнем Риме, чтобы помолиться у безымянной могилы, которая, как полагают, принадлежала Петру, апостолу Иисусу, избранному руководителем своей церкви.

Сначала Ватикан заявил, что Франциск будет молиться у могилы Петра, но позже сообщил, что вместо этого молился в базилике.

Новый папа «задержался в безмолвной молитве, в глубокой и эмоциональной медитации» в часовне Климентины в огромной базилике, которая является «самым близким местом (в базилике) к гробнице Принца Апостолов», — говорится в нем.

Во время экскурсии по некрополю, проведенной его директором и итальянским кардиналом, папа «немножко поднялся, приблизился к месту, где лежит гробница св. Петра, точно под центральным алтарем и куполом базилики «, — заявил Ватикан.

Фрэнсис прошел всю главную улицу древнего города мертвых, говорится в заявлении. Улицы некрополя похожи на улицы древнего Рима, только по бокам вместо магазинов и квартир расположены гробницы.

Ватикан сообщил, что Франциск прошел ко входу в некрополь из отеля на территории Ватикана, где он живет, совершил экскурсию, а затем — отдав дань уважения гробницам нескольких пап на другом подземном уровне, известном как гроты, включая Пия XII, Павел VI и Иоанн Павел I — прогулками вернулись в свою резиденцию.

Подземная экскурсия была резким отходом от того, как папы в прошлые годы часто проводили день после Пасхи, известный в Италии как «маленькая Пасха». Эти понтифики отправятся в Кастель-Гандольфо, ватиканский дворец на Альбанских холмах, в нескольких минутах езды от Рима.

Но этот оазис с раскидистыми садами и прогулочными дорожками в причудливом городке на холме занят предшественником Франциска, Бенедиктом XVI, который провел там последние часы своего папства, прежде чем стать первым за 600 лет папой, ушедшим на покой. Бенедикт остается в Кастель-Гандольфо, пока для него не подготовят монастырь в Ватикане в Риме.

Многие итальянцы проводят «маленькую Пасху», устраивая пикник в сельской местности или в городских парках, и Франциск сказал римлянам и туристам, собравшимся на площади Святого Петра в полдень в понедельник, чтобы увидеть его, «хорошо пообедать». Франциск сказал, что молится о том, чтобы Пасха вдохновила верующих, чтобы «ненависть уступила место любви, ложь — правде», и чтобы она особенно утешила тех, кто «наиболее нуждается в доверии и надежде».

Он говорил с ними из окна студии квартиры в Апостольском дворце, выходящей на площадь. Бенедикт и папы до него жили там, но до сих пор Франциск, подчеркивающий простоту, отказался переехать в эти покои.

Вместо этого он по-прежнему останавливался в отеле Ватикана, где, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, останавливался с другими кардиналами, чтобы избрать преемника Бенедикта. Они выбрали его, Хорхе Бергольо, первого понтифика из Южной Америки.

Миссия Святого Петра заключалась в том, чтобы продолжать проповедовать послание Иисуса и достигать большего количества душ. Франциск, как иезуит, погружен в евангелизирующую миссию церкви, и экскурсия по некрополю возвращает его к истокам церкви в ее самые простые годы как общины христиан, исповедующих свою веру вопреки репрессиям со стороны римских императоров.

Сам Петр был среди христианских мучеников во время правления Нерона. Считается, что он был распят головой вниз на холме Ватикана.

Константин, первый христианский император, приказал построить раннюю базилику на склонах Ватиканского холма, похоронив языческое и христианское кладбище — некрополь означает «город мертвых», окружавший место захоронения Петра.

Нынешняя базилика, названная в честь Святого Петра, была построена на месте более ранней базилики, которую сочли небезопасной и снесли в конце 15 века.

Мастер барокко Бернини спроектировал бронзовый балдахин над центральным алтарем над местом захоронения Петра. Нынешняя базилика была задумана как внушающий благоговейный трепет монумент, создающий образ могущественной церкви.

При папах прошлого века в обширном некрополе проводились масштабные раскопки. В 1965 году археологи заявили, что нашли кости Петра рядом с древнегреческой надписью «Петр здесь».

Часть близлежащего некрополя была обнаружена в 2003 году во время строительства автостоянки.

Несколько лет назад Ватикан открыл самую большую и роскошную из языческих гробниц под базиликой Святого Петра — могилу семьи бывших рабов.

Экскурсии по некрополю по предварительной договоренности были одним из самых популярных развлечений для туристов в Ватикане.

Присылайте вопросы/комментарии в редакцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *