Пётр I и его реформы. Как Россия стала великой державой | История | Общество
Михаил Веллер
Примерное время чтения: 6 минут
77757
Еженедельник «Аргументы и Факты» № 5. SOS. Продукты в магазинах станут опаснее? 03/02/2010Портрет Петра I, 1838 г. / Поль Деларош / public domain
За несколько лет он изменил практически всё: от календаря (сменив отсчёт от византийской эры на отсчёт от Рождества Христова — с 1700 года) до одежды, стиля общения. В 1710 году утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), несколько букв — в том числе «кси» и «пси» — были исключены. За следующие 25 лет в России книг было напечатано в два раза больше, чем за всю предыдущую историю книгопечатания на Руси.
Реформы Петровские шли тяжело, но проводить их было необходимо.
В Европу из-под палки?
Если быть исторически честными, то первым радикальным реформатором в области культуры нужно считать всё-таки не Петра I, а Владимира Святого. Потому что проведённое им крещение Руси принесло за собой гигантский пласт христианской культуры, которая во многом задавила, растворила, уничтожила пласты культуры предшествующей — языческой, дохристианской.
Мы редко задумываемся, ещё реже вспоминаем, а многие так и просто не понимают, что культура не существует сама по себе. И когда наступает эпоха великих перемен, культура меняется вместе с наукой, политикой, экономикой — всем стилем жизни.
К реформам Петра I отношение до сих пор неоднозначное: а надо ли было насильно брить бороды, переодевать бояр в европейское платье, заставлять пить чай и кофе, по-другому писать другие буквы и цифры? Одним словом — надо ли было насильно загонять Россию в европейскую культуру? Мы, люди образованные, в состоянии понять: любая хирургическая операция всегда не только благо и исцеление больного, но и сильнейший стресс, травма для организма.
Однако порой пациенту по-другому просто невозможно сохранить жизнь. Точно так же невозможны и самые благие реформы, которые прошли бы без всяких травм для общества. И правителю приходится взвешивать, какое из зол меньшее: травмировать общество переменами или оставить всё как есть. Насильственное бритьё бород, XIX в. Фото: Public DomainДа, Пётр пролил моря крови, при нём ощутимо уменьшилось население страны. Крестьяне бежали из деревень — кто в солдаты, кто в Польшу, кто в Сибирь. Но не забудем, что именно Пётр создал Академию наук, которая открылась в 1725 году, методом импорта немецких учёных. Ибо наука на тот момент в России отсутствовала полностью! Вообще! Как жанр! И это — только один из примеров. Как всякий фанат идеи, Пётр перехлёстывал. Все лыка он норовил вставить в одну строку. И его ассамблеи — новая форма общения между людьми, и его тройная перцовая, его безобразные попойки — это те недостатки, которые суть продолжение достоинств. Он мечтал так нетерпеливо и страстно увидеть Россию цивилизованной, просвещённой, развитой, образованной страной, что в прямом смысле слова готов был лично рубить головы, чтобы быстрее наступило обещанное счастье.
По пути Китая
В реформах для Петра не существовало мелочей — важно было всё: от конструкций кораблей будущего русского флота до русского алфавита. Ну прошла бы ещё пара веков, ну утомились бы выписывать эти «пси» и «кси», зато и реформа протекала бы менее болезненно. Мы, хлебнувшие лиха русских революций ХХ века, не понимаем, что революция — это узелок на нитке эволюции. Противопоставление эволюции и революции бессмысленно. Изменения всегда идут скачкообразно. Постепенное скрытое накопление качества, а потом — шарах! — и понеслось. Я полагаю, что если бы Пётр своими ужасными, волюнтаристскими, самодержавными методами не начал бы пытаться вернуть Россию на тот путь, с которого она сошла в ХIII веке, став вассалом Золотой Орды, то к ХХ веку наша страна была бы подобна Китаю 1900 года. А Китай, напомню, тогда являл собой печальное зрелище: распавшийся, бессильный, отсталый, его рвали на части европейские державы. У нас не любят вспоминать тот период истории — эпоху монголо-татарского ига, когда Великое княжество Литовское было могущественным и огромным, а Московия маленькой, отсталой и на европейских картах часто называлась Татарией.
Но именно Пётр сделал так, что Московия превратилась в мощную империю.Вообще Пётр I до крайности внимательно изучал европейский опыт. Заметьте: он ориентировался на протестантские страны — Данию, Германию, Голландию, Англию. А протестантские страны, напомню, появились после реформ
Реформы Петра I: от бороды до академии
Пётр I в 1709 году. Рисунок середины XIX века. Фото: Public Domain- 1700 г. Изменена система летоисчисления: с так называемой византийской эры Пётр велел перейти на принятую в Европе систему «от Рождества Христова»
- 1701 г. Открыта школа математических и навигационных наук
- 1703 г. Напечатана первая книга на русском языке с арабскими цифрами
- 1705 г. Запрет на ношение «русского и черкесского платья». Вместо него Пётр повелевает надевать «верхние -саксонские, а исподнее, башмаки, камзолы и пр., — немецкие»
- 1710 г. Введён новый алфавит с упрощённым начертанием букв, буквы «пси», «омега» и некоторые другие исключены из алфавита
- 1715 г. Ношение «русского платья» и бород карается каторгой и конфискацией имущества в царскую казну
- 1725 г. Открыта Академия наук (приказ о её создании Пётр подписал ещё при жизни — в 1724 г.)
Петр Iистория России
Следующий материал
Самое интересное в соцсетях
Новости СМИ2
основные направления преобразований и их особенности
Многие знают, что изменения, проводимые Петром I, кардинально изменили государство. Преобразования затронули все сферы жизни российских подданных, оставив важнейший след в истории.
Реформы Петра I имели огромное значение для дальнейшего развития страны, заложили фундамент для многочисленных достижений во всех сферах жизни государства и его граждан.
Все нововведения, которые перевернули устройство России в начале 18 века, охватить в одной статье очень трудно, но кратко о том, какие преобразования ломали старый общественный уклад, постараемся описать.
Оглавление
- Основные направления
- Военные реформы
- Социальные изменения
- Реформы управления
- Особенности реформ
- Полезное видео
- Подведем итоги
Основные направления
Петр I своими реформами затронул практически все сферы жизни.
Преобразования происходили одновременно по важнейшим направлениям государственной деятельности:
- армия;
- сословия;
- государственное управление;
- церковь;
- экономика и финансы;
- наука, культура и образование.
Деятельность большинства областей изменилась основательно.
Больше всего государь мечтал о создании флота и развитии морских торговых отношений с Европой. Чтобы осуществить эту цель, он отправился в путешествие. Вернувшись после посещения нескольких европейских стран, царь увидел, насколько Россия отставала в своем развитии.
Причем отсталость от Европы проявлялась во всех сферах деятельности. Петр понимал, что без реформ Россия навсегда потеряет возможность сравниться по уровню развития с европейскими государствами. Необходимость преобразований давно назрела, причем сразу во всех областях жизни.
Так, Боярская дума не выполняла предназначенной ей функции по управлению страной. Обучение и вооружение стрелецкого войска не годилось. В случае необходимости вряд ли солдаты справились бы со своей задачей. Уровень промышленного производства, образованности и культуры был значительно ниже европейского.
Хотя некоторые сдвиги в сторону развития уже имелись. Города были отделены от деревень, ремесло и сельское хозяйство разделились, появлялись промышленные предприятия.
Это интересно! Что такое аракчеевщина и в чем ее смысл
Путь развития России проходил по двум направлениям: что-то заимствовалось у Запада, что-то развивалось самостоятельно. На такой базе Петр I начал глобальные преобразования в России.
Цели реформ кратко отражены в таблице:
Военная | Создание постоянного войска и флота |
Центрального управления | Централизация власти |
Местного управления | Централизованность управления на местах |
Церковная | Подчинение церкви государству |
Феодального сословия | Равные права бояр и дворян |
Государственной и военной службы | Продвижение по службе осуществляется благодаря личным заслугам и не зависит от знатности фамилии и рода |
Культурная | Развитие России по западному образцу |
Военные реформы
Самое знаменитое преобразование Петра I – создание военного флота. При Петре I было построено около 800 галер и 50 парусников.
Реформа армии ввела регулярные полки нового строя. Эти изменения начались еще при Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче. Но тогда полки собирались только на время боевых действий, а после окончания распускались.
Переустройство заключалось в том, что солдаты специально набирались для регулярной армии. Они изымались из семей и не могли заниматься ничем, кроме военного дела. Казачество переставало быть вольным союзником. На него накладывалось обязательство регулярно поставлять определенное количество войск.
Социальные изменения
Благодаря реформам Петра изменилась жизнь всех слоев общества. Дворяне вынуждены были проходить службу наравне со всеми. Начинали они, как и все, с низших чинов. Остальные могли дослужиться до высших чинов наравне с дворянством. Была издана «Табель о рангах». В ней назначались 14 чинов службы.
Вводилось обязательное обучение для подготовки к службе. Оно включало в себя грамоту, арифметику (по тем временам цифирь), геометрию. Прохождение обучения было обязательным и для дворянства.
Это интересно! Эпоха Столыпина: столыпинские реформы – емко и кратко об итогах
Кроме того, после завершения был экзамен. Если дворянин не проходил его, ему запрещалось получать офицерский чин и жениться.
Но изменения не могли произойти моментально. На деле дворяне все равно имели привилегии.
Они сразу назначались в гвардейские полки и не всегда начинали службу с низших чинов.
Несмотря на это, было много недовольств со стороны дворянства. Но это не меняло реформ Петра I.
В жизни крестьян тоже произошли изменения. Вместо подворного налогообложения появилось подушное.
Был издан важный указ о единонаследии. По этому указу дворяне имели право оставлять свое недвижимое имущество только одному человеку. Это мог быть старший ребенок, а мог быть другой человек по завещанию.
Реформы управления
Появился новый государственный орган – Правительствующий Сенат. Его членов назначал сам царь. За работой этого органа следил генерал-прокурор. Сначала Правительствующий Сенат имел только распорядительную функцию, немного позже появилась законодательная.
Боярская Дума окончательно потеряла значение и влияние на царя. Все дела государь обсуждал со своими приближенными, которых было немного.
Произошли изменения в управлении различных сфер. Приказы заменились коллегиями.
Последних было 12:
- церковная;
- морская;
- военная;
- иностранных дел;
- торговая;
- по доходам;
- по расходам;
- финансовая;
- добывающей промышленности;
- обрабатывающей промышленности;
- юстиции;
- городская.
Обратите внимание! Первоначально члены этих коллегий были равными и совещались между собой. Руководство коллегий министром появилось позднее.
Другое преобразование касается разделения России. Страна была разделена на губернии, которые, в свою очередь, включали провинции и уезды. В последних главой назначался воевода, а в губерниях главным был губернатор.
Одна из реформ Петра I стала ключевой в истории. Она повлекла за собой эпоху дворцовых переворотов. Царь изменил закон о престолонаследии. По новому закону государь сам мог назначать наследника.
Экономические изменения кратко перечислены в таблице:
Промышленность | открытие мануфактур и заводов появление новых отраслей промышленности: судостроение, изготовление бумаги развитие легкой промышленности создание цеховой организации, по которой все мастера и ремесленники разделялись на сообщества по однородности выполняемого дела появление нового района промышленности на Урале |
Торговля | политика меркантилизма и протекционизма главным торговым городом становится Петербург покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на ввозимые товары с целью ликвидации иностранной конкуренции. |
Сельское хозяйство | освоение южных и сибирских земель новые посевные культуры |
Финансовые реформы проявились в том, что изменилась система налогообложения. Появлялось все больше так называемых косвенных налогов. Обложения назначались на такие вещи, как гербовая бумага, бани, бороды. Монеты чеканились облегченными.
Была придумана новая должность – прибыльщик. Эти люди подсказывали царю, на что еще можно сделать обложение. Эти меры привели к существенному увеличению казны.
Это интересно! Династия Рюриковичей: генеалогическое древо рода с годами правления
Церковная реформа Петра I поставила церковь в зависимость от царя. После смерти последнего патриарха Адриана патриаршество перестало существовать. Появился Святейший Синод. Эта коллегия представляла духовенство. Его членов избирала не церковь, а государь. Под контролем государства были и монастыри.
Наука, культура и образование также не остались в стороне от преобразований Петра, государь изо всех сил старался придать России западный вид.
Среди дворянства и знати стали устраиваться светские приемы на западный манер. Высшему сословию было приказано состричь бороды. В моду вводилась европейская одежда, обустройство домов менялось в подражание Лондону и Парижу. Литература Запада переводилась на русский язык.
Значительные преобразования были предприняты в сфере обучения дворянских отпрысков. Петр I открыл несколько школ, в которых гуманитарная составляющая образования отошла на второй план. Большое внимание уделялось точным наукам. Изменения произошли и в письменности. Старое письмо заменили современным.
Важно! При Петре I стала издаваться первая общедоступная газета – «Московские ведомости».
Кратко перечислить основные направления реформ и их достижения поможет таблица:
Военные реформы | Постоянные войска вместо стрелецкого войска и дворянского ополчения |
Управление | Боярскую думы заменил Сенат появились губернии |
Церковная | вместо патриаршества – Священный Синод церковь стала полностью зависеть от государства |
Социальная | уравнивание дворян и бояр создания «Табели о рангах», в которой были разделены 14 чинов |
Образование | создание школ, университета, Академии наук |
Экономическая | включение всего населения в налогообложение денежной единицей становится копейка |
Культура | культурное развитие по западному образцу |
Другое | С 1721 г Россия становится империей |
Самые важных события преобразований с датами нашли отражение в следующем хронологическом списке:
- 1708–1710 – учреждение восьми губерний;
- 1711 – учреждение Сената;
- 1712 – возникновение компаний в торговле и промышленности;
- 1714 – указ о передаче недвижимого имущества;
- 1718 – перепись населения;
- 1718–1720 – появление коллегий;
- 1718–1724 – реформа о подушном налогообложении крестьян;
- 1719 – разделение страны на губернии и провинции;
- 1721 – начало зависимости церкви от государства;
- 1722 – «Табель о рангах»;
- 1722 – цеховая организация;
- 1724 – введение больших налогов на импортный товар.
Особенности реформ
Преобразования, проводимые Петром I, были одними из самых необычных в истории России.
Особенности реформ Петра I состояли в том, что они:
- они охватывали все сферы жизни;
- преобразования проходили очень быстро;
- больше всего использовались методы принуждения;
- все преобразования Петра были направлены на подражание Европе.
Главной особенностью реформ Петра I можно назвать его непосредственное участие во всех проводимых преобразованиях.
Это интересно! Что такое смутное время: кратко о причинах и последствиях смуты
Что получилось после завершения преобразований:
- централизованная власть;
- сильные армия и флот;
- стабильность в экономической сфере;
- упразднение патриаршества;
- потеря независимости церковью;
- большой шаг вперед в развитии науки и культуры;
- создание основы для российского образования.
Полезное видео
Подведем итоги
В результате реформ Петра I в России произошел значительный подъем во всех сферах жизни. Преобразования обеспечили не только огромный скачок в развитии, но и хорошую базу для дальнейшего прогресса. Страна начала развиваться ускоренными темпами.
Петр Великий: Реформы будущей империи
Петр ВеликийПетр Романов не родился Великим, но заслужил это прозвище, создав прецедент, ранее неслыханный для царства Русского. Рожденный царем в 1672 году у царя (или царя) Алексея I и его второй жены Натальи, поскольку он был младшим сыном, никто не думал о том, что он когда-либо будет править королевством.
Когда Петру было всего 3 года, его отец скончался, оставив старшего сына королем России. Федор III или, более точно названный Федором Тихим, страдал от проблем со здоровьем в результате падения с лошади, когда ему было 12 лет. Травмы сделали его почти инвалидом, так как он мог ходить только с помощью трости и даже не мог надеть шапку на голову. Помимо полученных травм, он также страдал цингой и имел очень тихое поведение, отсюда и имя Федор Тихоня. Неудивительно, что Федор рано умер в возрасте 20 лет в 1682 году, к тому же бездетный.
Следующий в очереди был предметом споров, когда Иван, старший сводный брат Петра, был провозглашен царем к несогласию семьи Петра. Решение было предоставлено Софией, еще одним старшим сводным братом, которая убедила Россию принять совместное правление Ивана и Петра, в то время как она будет их регентом, пока Иван не достигнет совершеннолетия. Софья так и сделала, она была регентшей России за 2 года до Ивана V и Петра Великого.
Звучит просто, правда? Это было не так, и важно понять, что произошло за это время, чтобы полностью осознать, что Петру пришлось преодолеть. Вернемся к дебатам короля. Когда семья Петра боролась за то, чтобы его избрали царем вместо Ивана, семья Ивана приняла ответные меры и, что еще хуже, их поддержала Кремлевская гвардия. Иван и его сторонники решили всеми возможными способами захватить власть. К несчастью для Петра, эти средства заключались в том, что он наблюдал, как его семью и сторонников бросали из Грановитой палаты на смерть на пики гвардейцев. Довольно жестоко для мальчика, которому еще нет и 10 лет.
Российская империя при Петре Великом. Также обратите внимание на маршрут Гранд-тура по Европе, который Петр выбрал в начале своего единоличного правления.С тех пор Петр никогда не будет наслаждаться городом Москвой. К счастью, София отослала его, так что у нее действительно был только один правитель между ней и королевством, которое, по ее мнению, она заслуживала. Через семь лет после того, как он провел в Москве, Петр приближался к совершеннолетию, и в качестве еще одной попытки на престол Софья устроила второй переворот и потерпела неудачу, в результате чего ее отправили в монастырь. В 1696, Иван V умер, оставив Петра единоличным правителем России, таким образом, став Петром I.
То, что позже стало известно как Гранд-тур по Европе, было двухлетним путешествием, в которое Петр отправился по Европе, изучая обычаи, культуры, отрасли промышленности, и еще одно знание, которое он мог получить. Он уехал в этот тур вскоре после смерти Ивана, чтобы сделать Россию лучшим местом для жизни, поскольку она считалась страной, отсталой от времени.
Пока его не было, Софья не тихо дулась в заточении, а готовила очередной переворот с участием кремлевской гвардии. Когда в его голове плясали воспоминания о детстве, Петр тут же развернулся и направился в Россию. Питер был на тропе войны и был не в настроении для дипломатии, потому что когда он вернулся, он легко победил Гвардию. После поражения Петр также приказал казнить всех уцелевших мятежников, а тела решительно повесить за окном Софьи в монастыре. Сошедшая с ума от этого эпизода, София больше никогда не боролась за королевство.
Сократив свое путешествие из-за этой заминки в своем королевстве, Петр не беспокоился, так как он многому научился в своих путешествиях и решил, что пришло время модернизировать Россию. Вихрь новых законов был реализован немедленно. Всей старой аристократии в России было приказано сбрить свои традиционные бороды или заплатить штраф, а также он запретил всю русскую традиционную одежду для мужчин, поскольку модернизированные страны были заполнены мужчинами, которые имели более утонченный вид. Однако Петра интересовала не только мода, он также сосредоточил свои усилия на школах и колледжах по всей России, чтобы обучать своих людей и создавать рабочие места, открывая железные и стальные рудники, и все это в попытке увеличить военную мощь России.
Петр также отвечал за строительство первой в России военно-морской базы, чтобы увеличить свою мощь на море, но возникла проблема, которую нужно было решить. Единственный морской порт, который был у России, находился через Белое море, водоем, который замерзал до 9 месяцев в году, а не успешный торговый порт для тех, кто хотел импортировать и экспортировать товары на регулярной основе. Торговый порт нужно строить на лучшем берегу, и Петр положил глаз на Балтику. Чтобы он получил доступ к этому району, велась война со Швецией, Великая Северная война, открывшая территорию на Балтийском море, позволяющую построить новый город. Петр выиграл войну и создал Санкт-Петербург. Когда новый город был завершен, Петр перенес столицу России с Москвы на Санкт-Петербург.
Именно война со Швецией в одночасье превратила Россию из королевства в империю, поскольку ей удалось стать самым могущественным государством на Балтийском море. Петр все еще не был удовлетворен и продолжал укреплять свои вооруженные силы, создавая верфи, корабли и крепости для усиления флота. Он продолжал навязывать империи западную культуру, включая употребление кофе и курение сигарет, чтобы выглядеть более западным и менее варварским, даже создал Сенат, как он видел во время своих западных путешествий.
О смерти Петра Великого ходят легенды, и согласно этой легенде, Петр был на берегу, когда увидел группу солдат, тонущих в холодных ноябрьских водах на северо-западе. Прыгнув, чтобы спасти как можно больше солдат, Питер страдал от лихорадки, из-за которой его почки отказали, а мочевой пузырь пострадал от эффекта гангрены. Четыре месяца боли было вынесено от прыжка в ледяные воды, прежде чем Петр умер 8 февраля 1725 года.
Казалось бы, со всеми великими реформами, которые Петр привил своей стране, его будут помнить как одного из величайших правителей за все время. Это не совсем так, так как не все верят, что он был наполнен такой добротой. Он был безжалостным человеком ростом 6 футов 7 дюймов, который не хотел, чтобы кто-либо встал на его пути, чтобы сделать свою империю величайшей державой из когда-либо существовавших. Не все были согласны с его методами, поскольку духовенство и дворянство были категорически против реформ, которые наносили ущерб финансовой стабильности крестьян из-за такой нагрузки на экономику из-за его военной экспансии.
Некоторые даже считают, что Россия стала европейской державой не благодаря реформам Петра Великого, а благодаря его преемнице Екатерине Великой. Тем не менее нельзя утверждать, что именно благодаря этому гиганту Россия стала модернизированной страной, обладающей военной мощью, выдающимися образовательными возможностями, недоступными ранее, культурой одновременно утонченной и цивилизованной.
Байден делает все возможное, чтобы победить Китай, какими бы ни были последствия
Соединенные Штаты ведут вялотекущую экономическую войну против Китая уже по меньшей мере четыре года, обрушивая залп за залпом на тарифы, экспортный контроль, инвестиционные блоки, визовые ограничения и многое другое.
Но эндшпиль Вашингтона в этом конфликте всегда был туманным. Стремится ли он добиться конкретных изменений в поведении Пекина или бросить вызов самой китайской системе? Для защиты основных интересов безопасности или сохранения гегемонии любыми средствами? Чтобы усилить Америку или сковывать ее главного соперника? Разрозненное регулирование и беспорядочные публичные заявления Дональда Трампа не вносили ясности союзникам, противникам и компаниям по всему миру. Действия Джо Байдена были более систематическими, но долгосрочные цели США оставались скрытыми за бюрократической непрозрачностью и осторожными банальностями.Однако в прошлую пятницу многочисленные отчеты малоизвестного федерального агентства дали самый убедительный намек на намерения США. Бюро промышленности и безопасности (BIS) объявило о новых экстерриториальных ограничениях на экспорт в Китай передовых полупроводников, оборудования для производства микросхем и компонентов суперкомпьютеров. Меры контроля в большей степени, чем какие-либо более ранние действия США, демонстрируют целеустремленность, направленную на то, чтобы помешать китайским возможностям на широком и фундаментальном уровне.
Короче говоря, американские рестрикционисты — мыслители с нулевой суммой, которые срочно хотят ускорить технологическое разделение — выиграли стратегические дебаты внутри администрации Байдена. Более осторожные голоса — технократы и центристы, которые выступают за постепенное ограничение отдельных аспектов технологических связей Китая — проиграли. Этот сдвиг предвещает еще более жесткие меры США не только в области передовых вычислений, но и в других секторах (таких как биотехнологии, производство и финансы), которые считаются стратегическими.
Темпы и детали неизвестны, но стратегическая цель и политическая приверженность теперь ясны как никогда. Технологический подъем Китая будет замедлен любой ценой.Соединенные Штаты ведут вялотекущую экономическую войну против Китая уже по меньшей мере четыре года, обрушивая залп за залпом на тарифы, экспортный контроль, инвестиционные блоки, визовые ограничения и многое другое. Но эндшпиль Вашингтона в этом конфликте всегда был туманным. Стремится ли он добиться конкретных изменений в поведении Пекина или бросить вызов самой китайской системе? Для защиты основных интересов безопасности или сохранения гегемонии любыми средствами? Чтобы усилить Америку или сковывать ее главного соперника? Разрозненное регулирование и беспорядочные публичные заявления Дональда Трампа не вносили ясности союзникам, противникам и компаниям по всему миру. Действия Джо Байдена были более систематическими, но долгосрочные цели США оставались скрытыми за бюрократической непрозрачностью и осторожными банальностями.
Однако в прошлую пятницу многочисленные отчеты малоизвестного федерального агентства дали самый убедительный намек на намерения США. Бюро промышленности и безопасности (BIS) объявило о новых экстерриториальных ограничениях на экспорт в Китай передовых полупроводников, оборудования для производства микросхем и компонентов суперкомпьютеров. Меры контроля в большей степени, чем какие-либо более ранние действия США, демонстрируют целеустремленность, направленную на то, чтобы помешать китайским возможностям на широком и фундаментальном уровне. Несмотря на то, что это сделано в качестве меры национальной безопасности, основной ущерб Китаю будет экономическим, и его масштаб будет далеко несоизмерим с указанными Вашингтоном военными и разведывательными опасениями. Правительство США ввело новые правила после ограниченных консультаций со странами-партнерами и компаниями, доказав, что его стремление сковывать действия Китая намного важнее опасений по поводу дипломатических или экономических последствий.
Короче говоря, американские рестрикционисты — мыслители с нулевой суммой, которые срочно хотят ускорить технологическое разделение — выиграли стратегические дебаты внутри администрации Байдена. Более осторожные голоса — технократы и центристы, которые выступают за постепенное ограничение отдельных аспектов технологических связей Китая — проиграли. Этот сдвиг предвещает еще более жесткие меры США не только в области передовых вычислений, но и в других секторах (таких как биотехнологии, производство и финансы), которые считаются стратегическими. Темпы и детали неизвестны, но стратегическая цель и политическая приверженность теперь ясны как никогда. Технологический подъем Китая будет замедлен любой ценой.
Чтобы понять стратегию этих новых элементов управления, полезно взглянуть на то, что им предшествовало. Множество мер США в последние годы ограничили поток технологий в Китай и из Китая. Главным из них является Список юридических лиц, который запрещает определенным фирмам импортировать товары из США без лицензии. Количество уникальных китайских компаний в этом списке увеличилось в четыре раза, со 130 до 532, в период с 2018 по 2022 год. В список попали ведущие китайские производители микросхем, суперкомпьютерные организации, а также поставщики программного и аппаратного обеспечения. Тем не менее, BIS по своему усмотрению лицензировал большие объемы неконфиденциального экспорта листинговым компаниям.
Одна китайская компания Huawei столкнулась с уникальной расширенной версией списка объектов. BIS нацелился на Huawei с помощью расширенной формы своего «правила прямого иностранного продукта», мощного правила, которое предоставляет экспортному контролю США больший экстерриториальный охват. Экспортный контроль США в первую очередь применяется к товарам, произведенным в США, но правило прямой иностранной продукции расширяет сферу действия, чтобы охватить товары за пределами США, которые были произведены с использованием технологий США. Используя центральное положение Америки в глобальной цепочке поставок чипов, BIS вынудила разработчиков и производителей полупроводников в третьих странах ограничить продажи Huawei. Передовые чипы были запрещены, в то время как менее продвинутые чипы были разрешены. Органы управления тяжело ранили Huawei.
Эти более ранние ограничения были провокационными в свое время, но они отражали хоть какое-то чувство меры. Однако новый экспортный контроль отличается. Они фактически помещают весь Китай под особое правило, ранее зарезервированное для Huawei. Усовершенствованные полупроводники из любой страны предположительно будут запрещены каждой китайской компании, даже фирмам, не имеющим прямых связей с военными или разведывательными службами Пекина. Помимо других последствий, это затруднит разработку и развертывание искусственного интеллекта (ИИ) по всей стране, препятствуя прогрессу Китая в электронной коммерции, автономных транспортных средствах, кибербезопасности, медицинской визуализации, открытии лекарств, моделировании климата и многом другом. Собственный полупроводниковый сектор Китая не в состоянии производить передовые чипы, используемые в приложениях ИИ. И BIS стремится сохранить это положение: его средства контроля будут блокировать китайские закупки даже многолетнего оборудования для производства чипов и не позволят американскому персоналу предоставлять поддержку или ноу-хау.
Чтобы оправдать эту драматическую эскалацию, BIS приводит те же старые аргументы в пользу национальной безопасности. Его заявка изо всех сил старается изобразить китайские высокопроизводительные компьютеры как неотложную военную угрозу. Ядерное оружие используется 16 раз на том основании, что процессоры высшего уровня облегчают его разработку и могут быть «по своей сути радиационно стойкими». В качестве инструмента наблюдения упоминается искусственный интеллект. Все верно по факту. Тем не менее, BIS никогда не учитывал тот фундаментальный факт, что полупроводники и ИИ являются инструментами общего назначения двойного назначения. Действительно, они являются основными строительными блоками передовой, конкурентоспособной на глобальном уровне экономики. Отказ в них Китаю фактически является формой экономического сдерживания.
Конечно, новые элементы управления не соответствуют полному эмбарго на чипы. Китайские фирмы по-прежнему могут импортировать более мелкие полупроводники для использования в автомобилях, тостерах и многом другом. Кроме того, BIS еще не ввела столь же строгий контроль в других технологических областях, таких как биотехнология, которая может быть менее поддающейся отделению по технологическим, экономическим или политическим причинам. Но последний шаг правительства США демонстрирует стратегическое мышление, которое не может не повлиять на будущую технологическую политику Китая. Официальные лица США сосредоточили внимание на возможных угрозах, ввели непропорциональные меры, преуменьшили значение осложнений и заставили других подчиниться. Такое мышление почти гарантирует продолжение движения к широкомасштабному технологическому отделению. Даже потоки американского капитала в Китай, над расширением которого Трамп упорно трудился, одновременно подавляя технологические связи, теперь сталкиваются с новыми формами федерального давления.
Многие американские политики и аналитики будут приветствовать дальнейшее разделение. Они справедливо утверждают, что многолетняя стратегия Пекина по краже интеллектуальной собственности, скрытым субсидиям и незаметной нормативной дискриминации сыграла большую роль в китайском технологическом прогрессе. Они правильно отмечают, что Китай использовал свое растущее мастерство, чтобы сокрушить инакомыслящих и меньшинства, угрожать соседям, поддерживать иностранных автократов, осуществлять шпионаж и операции по оказанию влияния, укреплять господствующее положение на рынке и закладывать основу для будущего цифрового саботажа или принуждения. И они могут справедливо заявить, что большинство предыдущих ограничений США — хотя далеко не все — были разумными и успешными.
Тем не менее, последний шаг США может разрушить некоторые из тех самых условий, которые позволили добиться более ранних успехов. До сих пор союзники и партнеры были более или менее готовы следовать примеру Америки, Китай оказался не в состоянии дать решительный ответ, частный сектор достаточно хорошо адаптировался, а у американских технократов было пространство для формирования ключевых деталей политики. Однако следующий этап разделения может быть более непредсказуемым и рискованным. Растущая смелость односторонних действий США и открытое принятие Вашингтоном стратегии квазисдерживания вызовут реакцию многих акторов. Это может, наконец, привести в движение силы, неподконтрольные лидерам национальной безопасности США. Четыре разные группы определят, что будет дальше.
Самый важный набор игроков — это союзники и партнеры США. Они, конечно, будут соблюдать новые правила экспортного контроля из-за длинной руки законодательства США. Но Вашингтон не может позволить себе скупое повиновение, потому что экспортный контроль — это лишь одна часть международной повестки дня Америки в области технологий. Соединенным Штатам крайне необходимы другие страны для координации промышленной политики, обмена экономической информацией, согласования цифровых правил, оказания давления на Пекин по поводу общих проблем и коллективного представления будущего экономического порядка. Это требует сложных переговоров.
Соединенные Штаты, например, работали над созданием альянса «Чип 4» с Южной Кореей, Тайванем и Японией. которые вместе доминируют в большей части полупроводниковой промышленности. Но проект страдает от внутреннего конфликта, и теперь он должен преодолеть возмущение Сеула по поводу исключения его компаний из новой налоговой льготы на электромобили в США. Вашингтон также пытался написать кодекс поведения в области прав человека для экспортного контроля вместе с Канадой, Францией, Нидерландами и Соединенным Королевством, хотя прошло 10 месяцев, а публичных результатов нет. Совет по торговле и технологиям США и Европейского союза оказался более продуктивным. Индо-Тихоокеанская экономическая структура, в меньшей степени. Амбициозные многосторонние усилия, такие как надежда США на реформирование Всемирной торговой организации, еще не набрали обороты.
Последние меры экспортного контроля Америки подрывают эти диалоги двумя способами. Раскрывая максимализм кампании Вашингтона против китайских технологий, этот шаг обострит дебаты в союзных столицах о том, соответствуют ли цели США их собственным политическим и экономическим интересам. И, напрягая односторонние мускулы с такой силой, контроль поставит под сомнение готовность США учитывать различные интересы. (Официальные лица США ввели новые меры контроля в то время, когда международные консультации все еще продолжались, без каких-либо конкретных соглашений. )
Китай, конечно, тоже отреагирует. Симметричное возмездие — например, блокирование импорта критически важных полезных ископаемых в США или наказание ключевых компаний, таких как Microsoft, Apple или Tesla, — маловероятно. Китаю есть что терять от таких действий, и его экономика уже столкнулась с серьезными трудностями. Вместо этого Пекин может дать отпор более тонкими способами, возможно, замедлив получение разрешений регулирующих органов или подорвав недавнюю сделку между США и Китаем по стандартам бухгалтерского учета публичных компаний. Более серьезной угрозой будут репрессии Китая против союзников и партнеров США, таких как Южная Корея, Япония или Тайвань, которые должны ввести контроль Вашингтона. У Китая больше рычагов воздействия на эти страны, и он захочет вбить клин в экономическую коалицию Америки.
Китай также может подать жалобу в ВТО. Многие представители национальной безопасности США закатят глаза, увидев этот громоздкий и отчасти незаконченный процесс, но нельзя сбрасывать со счетов его долгосрочные последствия. Большая часть структуры технонационалистической политики США — от экспортного контроля до тарифов и черных списков — более или менее противоречит общему запрету ВТО против дискриминации по признаку страны. Соединенные Штаты оправдывают свои действия расширительным толкованием «исключения для национальной безопасности», но они мудро избегают проверки этого аргумента при официальном разрешении споров. 2019 годРешение ВТО в отношении России и Украины ставит под сомнение интерпретацию США как в целом, так и применительно к этим новым экспортным ограничениям. Неблагоприятное решение вызовет обеспокоенность у действующих лиц, настроенных на ВТО, таких как Европейский союз и большая часть глобального Юга. Более того, крупный убыток США может еще больше подорвать приверженность Америки открытой торговой системе, что в конечном итоге поставит под угрозу ее жизнеспособность, даже если пока не существует плана того, что могло бы ее заменить.
Приверженность Америки квазисдерживанию не станет неожиданностью для Си Цзиньпина. Но это, безусловно, поможет ему продвигать давнюю версию Пекина о том, что гегемонистские Соединенные Штаты стремятся задушить нормальное развитие Китая. Многие страны могут воспринять этот аргумент, судя по вялой реакции Глобального Юга на санкции и торговые ограничения, введенные США против России. Китай также может изображать экспортный контроль США как сдерживающий прогресс в решении общих глобальных проблем. Например, это может указывать на потребность китайских исследователей в использовании суперкомпьютеров для разработки вакцин и изучения климата. (Недавний приказ Байдена определил «передовую чистую энергию» и «технологии адаптации к климату» как «области, влияющие на национальную безопасность США», которые могут требовать ограничительных мер.)
Глобальный частный сектор представляет собой еще одну важную группу игроков. Хорошо известно, что экспортный контроль США побуждает фирмы избегать американской юрисдикции, переводя свои операции в офшоры. Точно так же правило прямого зарубежного продукта поощряет более полную очистку от американских технологий по всей глобальной цепочке поставок. Это, по общему признанию, трудно осуществить. Тем не менее, частные субъекты отреагируют на новый сигнал экспортного контроля о повышенных геополитических рисках. Вашингтон продемонстрировал явное намерение подавить технологические достижения Китая и готовность нести для этого растущие экономические издержки. Предприятия и инвесторы поймут, что разъединение далеко не предел. Фирмы будут ожидать широкого спектра последующих ограничений, не только более жесткой проверки исходящих инвестиций и правил трансграничных данных, но и других неопределенных мер, которые еще не определены. Это окажет сдерживающий эффект на американо-китайскую торговлю и, возможно, даже на финансовые связи во многих секторах.
Некоторые политики США могут приветствовать такие события. Фигуры от Майка Помпео до Кристофера Рэя и Марка Уорнера призвали американские компании переосмыслить свои связи с Китаем в свете кражи интеллектуальной собственности, возможного тайваньского кризиса и других бизнес-рисков. Но Вашингтон может получить больше, чем рассчитывал. Многие частные лица устали от политического процесса в США, который иногда бывает непрозрачным, непредсказуемым, нерегулярным и даже неосведомленным. Перед лицом этой неопределенности фирмы (и академические институты) могут отказаться от благотворных и выгодных областей взаимодействия США и Китая. В конечном итоге частный сектор может решить ускорить свое собственное разъединение, которое может оказаться более масштабным, быстрым и хаотичным, чем планировали американские политики.
Американские предприятия и университеты могут отвергнуть высококвалифицированных китайских абитуриентов, которые не представляют реальной угрозы национальной безопасности, но, тем не менее, столкнутся с расплывчатой и обременительной проверкой визы, «предполагаемым экспортным» контролем или требованиями безопасности исследований. Американские организации могут замедлить внедрение инновационных технологий (например, дронов) из-за растущего риска запрета на китайское оборудование и нехватки конкурентоспособных альтернатив. Американские компании могут не вывести новые товары на рынок, если Китай предложит наиболее жизнеспособную производственную площадку, но при этом существует слишком большой регулятивный риск (от возможной проверки исходящих инвестиций, правил защиты данных, тарифов и т. д.), чтобы оправдать долгосрочные инвестиции. В этих и других сценариях нестабильная политическая среда США вынуждает частных субъектов выходить за рамки или опережать то, чего на самом деле хотят политики, нанося при этом ущерб интересам США.
Наконец, новый экспортный контроль отразится на политической системе США. Байден, вероятно, надеется отразить нападки республиканцев на то, что он слаб в отношении Китая. Это может помочь на ноябрьских промежуточных выборах, но в долгосрочной перспективе это пустая игра. Антикитайские меры были односторонним храповым механизмом: каждое новое ограничение или санкция просто повышает ставку для следующего, усиливая при этом сторонников жесткой позиции. Вскоре прозвучат призывы расширить этот экспортный контроль и использовать еще более мощное оружие, такое как Список особо обозначенных граждан, против крупных китайских компаний.
Если Байден еще не готов предпринять эти шаги, ему будет все труднее объяснить, почему. Ни он, ни любой другой лидер США не предприняли серьезных усилий для просвещения американского народа о затратах и рисках разъединения. Скорее, популярный дискурс и политическая энергия в подавляющем большинстве благоприятствуют ограничителям. Республиканцы сделали нападки на Китай центральным элементом своего бренда, и лишь немногие демократы заинтересованы в том, чтобы оспаривать их предположения или указывать на возможные компромиссы. Многие бизнес-лидеры думают по-другому, но они потеряли политическое влияние и знают это. Большинство предпочитает не поднимать голову, предлагая тихие просьбы и технические комментарии к нормотворчеству. (Ассоциация полупроводниковой промышленности заявила только, что она «оценивает влияние новых мер экспортного контроля», которые были введены до периода официальных комментариев). развязка. Пока это остается верным, новые строгие меры контроля будут только еще больше укреплять доминирование рестрикционистов в мейнстримном дискурсе и создавать импульс для дальнейшего повторения того же самого.