Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области
Прокурор разъясняет
- 11 декабря 2018, 00:00
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Текст
Поделиться
12 декабря 2018 г. наша страна отметит важный юбилей — 25-летие Конституции Российской Федерации — Основного Закона государства.
Для нашей страны как правопреемника СССР и РСФСР это уже не первая после принятой в 1918 году Конституции РСФСР – конституции диктатуры пролетариата и Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как основной новой формы власти.
Эта Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. и содержала шесть разделов:
1) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
2) «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»;
3) «Конституция Советской власти»;
4) «Активное и пассивное избирательное право»
5) «Бюджетное право»;
6) «О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Эти документы вошли в качестве частей в первую Конституцию СССР, принятую 31 января 1924 года и закрепившую победу социализма. По Конституции к исключительному ведению Союза были отнесены внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.
После образования СССР началась работа по созданию общесоюзного законодательства и республиканских конституций, в том числе создание Конституция РСФСР 1925 г.
«Сталинская» Конституция СССР 1936 года закрепила существующие в Советском государстве формы собственности, права и обязанности советских граждан, в качестве принципов провозглашала ведущую роль рабочего класса, руководящую роль Коммунистической партии; союз рабочего класса с трудящимся крестьянством; ликвидацию капиталистической частной собственности и утверждение общественной социалистической собственности на основные орудия и средства производства, демократический централизм — основополагающий принцип организации и деятельности всей системы органов государства снизу доверху; социалистическую законность и гуманизм; пролетарский интернационализм, тесное сотрудничество советских народов для достижения их общей цели — построения коммунистического общества.
7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР – «конституция развитого социализма». Определялись задачи социалистического общенародного государства на этапе зрелого социализма: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, воспитание человека в духе коммунистических идеалов, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.
В Конституцию СССР вносились изменения, в том числе в 1988 году высшим органом государственной власти был объявлен Съезд народных депутатов. В 1990 году новыми поправками исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС, введен пост Президента СССР, легализована частная собственность – «собственность советских граждан».
Действие Конституции СССР 1977 года фактически утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Постановления Верховного Совета РФ от 12.12.1991 № 2014-1, установившего, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств. Одновременно Соглашением было констатировано, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование.
Конституция РСФСР была принята в 1978 году и закрепляла построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. 15 декабря 1991 года в Конституцию РСФСР внесена Декларация о полном государственном суверенитете РСФСР.
Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституция Российской Федерации явилась Конституцией уже нового государства, провозглашающего незыблемость его демократической основы, суверенную государственность, человека, его права и свободы как высшую ценность, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, провозглашая признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Конституция 1993 года стала базой для формирования конституционного строя, основанного на приоритете прав и свобод человека и гражданина.
ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2018 г. наша страна отметит важный юбилей — 25-летие Конституции Российской Федерации — Основного Закона государства.
Для нашей страны как правопреемника СССР и РСФСР это уже не первая после принятой в 1918 году Конституции РСФСР – конституции диктатуры пролетариата и Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как основной новой формы власти.
Эта Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. и содержала шесть разделов:
1) «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа»;
2) «Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики»;
3) «Конституция Советской власти»;
4) «Активное и пассивное избирательное право»
5) «Бюджетное право»;
6) «О гербе и флаге Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.
После образования СССР началась работа по созданию общесоюзного законодательства и республиканских конституций, в том числе создание Конституция РСФСР 1925 г.
«Сталинская» Конституция СССР 1936 года закрепила существующие в Советском государстве формы собственности, права и обязанности советских граждан, в качестве принципов провозглашала ведущую роль рабочего класса, руководящую роль Коммунистической партии; союз рабочего класса с трудящимся крестьянством; ликвидацию капиталистической частной собственности и утверждение общественной социалистической собственности на основные орудия и средства производства, демократический централизм — основополагающий принцип организации и деятельности всей системы органов государства снизу доверху; социалистическую законность и гуманизм; пролетарский интернационализм, тесное сотрудничество советских народов для достижения их общей цели — построения коммунистического общества.
7 октября 1977 года Верховным Советом СССР была принята новая Конституция СССР – «конституция развитого социализма». Определялись задачи социалистического общенародного государства на этапе зрелого социализма: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений, воспитание человека в духе коммунистических идеалов, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.
В Конституцию СССР вносились изменения, в том числе в 1988 году высшим органом государственной власти был объявлен Съезд народных депутатов. В 1990 году новыми поправками исключено положение о руководящей и направляющей роли КПСС, введен пост Президента СССР, легализована частная собственность – «собственность советских граждан».
Действие Конституции СССР 1977 года фактически утратило силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Постановления Верховного Совета РФ от 12. 12.1991 № 2014-1, установившего, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств. Одновременно Соглашением было констатировано, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекратил свое существование.
Конституция РСФСР была принята в 1978 году и закрепляла построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства. 15 декабря 1991 года в Конституцию РСФСР внесена Декларация о полном государственном суверенитете РСФСР.
Принятая 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституция Российской Федерации явилась Конституцией уже нового государства, провозглашающего незыблемость его демократической основы, суверенную государственность, человека, его права и свободы как высшую ценность, свободу экономической деятельности и многообразие форм собственности, провозглашая признание и равную защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Конституция 1993 года стала базой для формирования конституционного строя, основанного на приоритете прав и свобод человека и гражданина.
Конституция РСФСР 1978 г.
После принятия Конституции РСФСР в 1937 году шло время, менялась экономическая и социальная ситуация СССР (чьим субъектом являлась РСФСР), а также его международное положение. Все это послужило причиной появления новой Конституции СССР (это событие произошло 07.10.1977), которая послужила базой для Конституции РСФСР, принятой в 1978 году.
Новая структура Конституции РСФСР 1978 года
Структура Конституции стала ее новеллой.
Определение 1Новеллой в праве называют изменение, вносимое новым нормативным правовым актом в уже действующий.
Эта структура содержала 11 разделов, которые были разделены на 22 главы. Конституция подчеркивала преемственность идей/принципов трех предыдущих конституций, а также их развитие, протекающее на новом этапе истории государства. В ней нашли свое развитие черты социалистического типа и принципы построения государства, которые были разработаны В. И. Лениным.
Замечание 1Наиболее значимым было закрепление политической основы РСФСР — Советов.
В Конституции РСФСР 1978 года они именовались Советы народных депутатов, которые подразумевались как символ построения общенародного социалистического государства, а также развития коммунизма. Еще в этом документе утверждалась социальная однородность, а также укрепление морально-политического единства общества.
Статья 6 Конституции выражала классовый характер демократии и закрепляла за КПСС руководящую роль в политической структуре государства.
Отличия Конституции РСФСР 1978 от предыдущих
В ходе разработки Конституции был учтен опыт иных социалистических стран, причем некоторые положения из их конституций вошли в структуру Конституции РСФСР.
Также Конституция РСФСР расширила круг прав/обязанностей граждан государства. Статус личности в этот период развивался в двух направлениях.
- В Конституции 1978 года прописали достаточно большое количество новых прав/свобод. Так, в их число входили права на: охрану здоровья, жилище, использование культурных достижений, свободу творчества, внесение предложений в госорганы и много другое.
- В Конституции укрепили связь прав/свобод с обязанностями граждан. Обеспечение широкого диапазона гражданских прав/свобод подразумевало уважение каждым из них общественных интересов и прав всех остальных граждан. В ней впервые были закреплены такие гражданские обязанности, как: оберегание природы, обязательное среднее образование, сохранение исторических памятников, уважение национального достоинства, укрепление дружбы между нациями/народностями и народами иных стран.
Последующие изменения Конституции 1978 года
После 1989 года в нее внесли более 300 поправок. Этому послужило причиной изменение политической системы общества и экономической ситуации в стране в период перестройки. Так, были учреждены:
- Президент РФ;
- Конституционный суд;
- Съезд народных депутатов;
- Верховный Совет.
Также были осуществлены реформы в сфере судебной власти. Из официальных названий страны/республик были удалены такие понятия, как «советская» и «социалистическая», что подразумевало отход от модели социалистического развития государства, а также политической монополии КПСС. Конституция пополнилась нормами, которые касались признания частной собственности на производственные средства, разделения власти, местного самоуправления и политического плюрализма.
Замечание 2Помимо этого в нее вошли Декларация гражданских и человеческих прав/свобод, что позволило расширить диапазон этих прав/свобод, а также предоставило гарантии их реализации.
Также сильно изменилось федеративное устройство страны. Часть автономных республик/областей получили статус республик, которые вошли в состав РФ, у части повысился имеющийся статус. Также изменилась государственная символика.
После внесения изменений, объем Конституции стал больше примерно в два раза и она стала представлять собой непоследовательный и противоречивый документ. Например, она закрепляла разделение власти и одновременно признавала Совет народных депутатов как основу госаппарата, в чьем подчинении находились органы исполнительной власти государства. Что по сути определенно является противоречием конституционным принципам.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Автор: Екатерина Свеклова-Богданова
Преподаватель гражданского права
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции и Заключительные и переходные положения
Статья 134
Предложения об изменении и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вноситься Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также группами в составе не менее одной пятой числа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. В случае поддержки предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации тремя пятыми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями от общего числа его членов либо вносится на рассмотрение референдум. В случае проведения референдума Конституция Российской Федерации считается принятой, если ее поддержало более половины избирателей, пришедших на избирательные участки, и при условии, что в референдуме приняло участие более половины избирателей.
Статья 136
Поправки к положениям глав 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются по правилам, установленным для принятия федеральных конституционных законов, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем за два трети субъектов Российской Федерации.
Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющие устройство Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о приеме в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов Российской Федерации в пределах это, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации включается в статью 65 Конституции Российской Федерации. Россия Федерация.
1. Конституция Российской Федерации вступает в силу с момента ее официального опубликования по результатам всенародного референдума.
Днем принятия Конституции Российской Федерации считать день всенародного референдума 12 декабря 1993 года.
Одновременно утрачивает силу Конституция (Основной Закон) Российской Федерации — России, принятая 12 апреля 1978 года со всеми поправками и изменениями.
В случае несоблюдения Конституцией Российской Федерации положений Федерального договора — Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти Российской Федерации суверенных республик в составе Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также иные договоры, заключенные между Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются положения Конституции Российской Федерации.
2. Законы и иные правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в той части, которая не противоречит Конституции Российской Федерации.
3. Президент Российской Федерации, избираемый в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России, со дня вступления в силу настоящей Конституции, с момента осуществления закрепленных в ней полномочий до срока полномочий, на который он был избран истекает.
4. Совет Министров (Правительство) Российской Федерации с момента вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, и с этого момента именуется Правительством Российской Федерации.
5. Суды Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
6. До принятия и вступления в силу федерального закона, устанавливающего правила рассмотрения дел судом присяжных, сохраняются действующие правила судебного рассмотрения соответствующих дел.
До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняются прежние правила ареста, задержания и содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении преступления.
7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
8. Совет Федерации собирается на свое первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
9. Депутат Государственной Думы первого созыва может быть одновременно членом Правительства Российской Федерации. Положения настоящей Конституции об иммунитете депутатов в части, касающейся действий (бездействия), связанных с исполнением должностных обязанностей, не распространяются на депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации.
Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.
Алфавитный указатель
A B C D E F G H J L M N P R S T
. .
| Россия Местные юрисдикции согласно Конституции https://photius.com/countries/russia/government/russia_government_local_jurisdictions_~1350.html Источники: Библиотека Конгресса США по изучению стран; Всемирный справочник ЦРУ
Конституция 1993 г. разрешила многие неясности и противоречия, касающиеся степени децентрализации в соответствии с сильно измененной Конституцией Российской Республики 1978 г.; большинство таких решений способствовало концентрации власти в руках центрального правительства. Когда конституция была ратифицирована, Федеративный договор был понижен до статуса подконституционного документа. Переходное положение конституции предусматривало, что в случае расхождений между федеральной конституцией и Федеративным договором или между конституцией и другими договорами, затрагивающими субнациональную юрисдикцию, все другие документы будут подчиняться конституции. Конституция 1993 года представляет пугающий список полномочий, закрепленных за центром. Полномочия, разделенные совместно между федеральными и местными властями, менее многочисленны. Региональные юрисдикции наделены только полномочиями, которые специально не зарезервированы за федеральным правительством или осуществляются совместно. Эти полномочия включают управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение региональных бюджетов, установление и сбор региональных налогов, поддержание правопорядка (см. таблицу 25, Приложение). Некоторые границы между совместными и исключительно федеральными полномочиями прописаны нечетко; предположительно, они станут более ясными благодаря обмену федеральной практикой или судебному решению, как это произошло в других федеральных системах. Между тем двусторонние договоры о разделении полномочий между центральным правительством и подразделениями стали важным средством уточнения границ разделенных полномочий. Однако многие субнациональные юрисдикции имеют свои собственные конституции, и часто эти документы наделяют юрисдикцию полномочиями, несовместимыми с положениями федеральной конституции. По состоянию на 1996, не было разработано никакого процесса для разрешения таких конфликтов. В соответствии с Конституцией 1993 г. республики, края, области, автономные области, автономные округа и города федерального значения признаются «равноправными в отношениях с федеральными органами государственной власти»; эта формулировка представляет собой попытку положить конец жалобам нереспубликанских юрисдикций на их более низкий статус. В соответствии с этим новым равенством республики уже не получают эпитета «суверенная», как это было в XIX веке.78 конституции. Равное представительство в Совете Федерации для всех восьмидесяти девяти юрисдикций способствует процессу уравнивания, предоставляя им значимый вклад в законодательную деятельность, особенно в деятельность, имеющую особое значение на местном уровне (см. Парламент, этот раздел). Однако чиновники Совета Федерации критикуют Государственную Думу за неспособность адекватно представлять региональные интересы. В середине 1995 года Владимир Шумейко, тогдашний спикер Совета Федерации, подверг критике положение о партийных списках действующей избирательной системы за то, что оно позволяет некоторым частям России получать непропорциональное представительство в нижней палате. (В 19На выборах 1995 года Московская область получила почти 38% мест в Государственной Думе из-за концентрации кандидатов по партийным спискам в столице. , это гл.). Несмотря на конституционные формулировки, уравнивающие региональные юрисдикции в их отношениях с центром, пережитки советского многоуровневого федерализма сохраняются в ряде положений, в том числе допускающих использование нерусских языков в республиках, но не в других юрисдикциях, и в определениях пяти категорий субъединиц. По большинству деталей федеративной системы конституция расплывчата, а уточняющий закон не был принят к середине 19 века.96. Однако некоторые аналитики отмечают, что эта неясность способствует разрешению отдельных конфликтов между центром и регионами. Разделение энергииГибкость является целью конституционного положения, позволяющего заключать двусторонние договоры или хартии между центральным правительством и регионами о разделении власти. Например, в двустороннем договоре, подписанном с правительством России в феврале 1994 г., Республика Татарстан отказалась от своих претензий на суверенитет и приняла налоговые полномочия России в обмен на признание Россией татарского контроля над нефтью и другими ресурсами и право республики на подписать экономические соглашения с другими странами. Этот договор имеет особое значение, поскольку Татарстан был одной из двух республик, не подписавших Федеративный договор в 1992. К середине 1996 года почти треть федеральных образований заключили договоры или хартии о разделении полномочий. В декабре 1995 г. была подписана первая хартия о разделении власти, согласованная центральным правительством и областью с Оренбургской областью. Хартия разделила полномочия в областях экономической и сельскохозяйственной политики, природных ресурсов, международных экономических отношений и торговли, военной промышленности. По словам премьер-министра Черномырдина, хартия предоставила Оренбургу полную власть над своим бюджетом и позволила области участвовать в принятии решений о приватизации. К началу 1996 аналогичные уставы подписаны с Краснодарским краем, Калининградской и Свердловской областями. Летом 1996 г. Ельцин заручился поддержкой потенциальных региональных сторонников своего переизбрания, подписав хартии с Пермской, Ростовской, Тверской и Ленинградской областями, а также с городом Санкт-Петербургом, среди прочего предоставив этим регионам либеральный налоговый режим и другие экономические ограничения. преимущества. К середине 1990-х годов региональные юрисдикции также стали смелее принимать местные законы для заполнения пробелов в уставах федерации, не дожидаясь действий Федерального собрания. |