Раскол Русской церкви. Причины неприятия реформ и сопротивление
Церковный раскол произошел в том числе и потому, что Никон недооценил силы преданности общества привычным идеям. Давайте посмотрим, почему народ не принимал его реформы, и немного поговорим о старообрядцах.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Николай Могилевский
Кандидат исторических наук, доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО
🤔 Никон пытался вернуть русскую церковь к ее истокам, но он не учел, что простые верующие уже не помнят этих истоков и привыкли жить в той парадигме, которая сложилась в стране с течением времени.
🌾 Нововведениям Никона противились не только часть служителей веры, но и крестьяне. В 17 веке сельский, крестьянский образ жизни вела основная масса населения России. Крестьянское сознание было консервативно, а любые перемены воспринимались ими как угроза собственной жизни и встречались с большой опаской.
💭 Борьба шла не между народом и патриархом, а между идеями. Противники выступали именно против реформ, а не против Никона. И сам патриарх тоже воевал именно с идеями: если противник раскаивался и принимал позицию Никона, то тот просто переставал его преследовать.
👊 Еще одна причина негодования против реформ Никона — его решительность и жесткость в их проведении. Диспуты и попытки кого-то убедить были несвойственны личности Никона, он привык действовать прямо.
✏️ Когда Никон стал присылать в церкви новые книги и иконы,
и возник вопрос, куда деть старые, патриарх отвечал просто «сжечь», что, конечно, приводило верующих в ужас.Противники Никона так же упорно боролись за свои убеждения, как и сам патриарх за реформы. Посмотрим на некоторые примеры.
✊ Одним из показательных примеров упорства противников реформ можно считать Соловецкое сидение — восстание в одном из крупнейших монастырей России в 1668 году.
🙅♂️ Соловецкий монастырь отказался принимать реформы Никона, несмотря на то, что именно там Никон постригся в монахи и со многими был лично знаком.
💔 Монахи в течение 8 лет держали осаду против стрельцов, закрывшись в монастыре, который считался одним из самых укрепленных. Стрельцы сумели попасть в монастырь только после предательства одного из монахов, который показал им тайных ход.
✊ Еще одним примером упорства и стойкости был протопоп Аввакум, самый известный лидер старообрядцев и бывший член «кружка ревнителей благочестия». Это был человек несгибаемой воли, готовый бороться за свои убеждения до конца.
☝️ Помимо этого, Аввакум впервые в истории сам написал свое «Житие» — повесть о жизни и борьбе. Его острый и полемический язык до сих пор интересно читается в переводах на современный русский язык.
✏️ Особенность в том, что житие — это не просто биография, а определенный жанр со строгими канонами. Его писали, во-первых, только про святых, и во-вторых, только после их смерти. А Аввакум смог обойти оба канона.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться 1. Соловецкий монастырь
2. Потайной ход, через который в монастырь попали стрельцы
Давайте посмотрим, как происходила борьба Никона со староверами, и куда им пришлось бежать.
🤷♂️ Многие бывшие сторонники Никона — другие члены «кружка ревнителей благочестия», тоже стали видными лидерами староверов. Но даже они не пользовались расположением власти, несмотря на их высокое положение.
🤴 Царь Алексей Михайлович полностью поддерживал реформы Никона, даже после того, как стал охладевать к самому патриарху. После лишения Никона сана правительство все равно будет продолжать его реформы.
👊 В период патриаршества Никон вел борьбу с противниками руками власти. Часть староверов была казнена, часть ушла в глухие регионы.
🧭 Первые русские староверы уходили прежде всего на север из-за его отдаленности и труднодоступности, поэтому Русский Север станет очень мощным центром старообрядчества.
↔️ Еще одним местом расселения старообрядцев стало Заволжье, часть уходила на Дон к казакам, а к 18 веку такими центрами станут Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Задание.
Как вы думаете, кто мог лишить Никона патриаршего сана?
курс Level One
История тайн: теории заговоров от древности до наших дней
Курс из 6 лекций о главных конспирологических теориях прошлого и наших дней. Обсудим масонов, ведьм, сатанистов и движение Qanon и другие теории заговоров. Попробуем разобраться, почему мы боимся заговоров и верим в них, как распознать заговор, и не рептилоиды ли мы сами.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
подробнее о курсе
Реформы патриарха Никона и история старообрядчества. Часть 1
Раскол – Как Вы оцениваете эту веху в русской истории 17 века?
Если давать общую оценку 17-му веку, то он был переломный. Очень острые оценки историки, мыслители прилагают к этому времени.
Может быть, для начала нам надо вспомнить святейшего патриарха Кирилла, то, что он говорил, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, в Архиерейском соборе в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Ломка традиционных церковно-бытовых устоев и духовно-нравственных ценностей разделила некогда единый народ не только в церковном отношении, но и в социальном. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Разделение российского общества, вызванное церковным расколом, стало предвестием дальнейших разломов, приведших к революционной катастрофе». Здесь уместно вспомнить и то, что говорил Александр Исаевич Солженицын: «Не было бы раскола 17-го века, по-видимому, не было бы революции 17-го года».
Произошло нечто катастрофическое, нечто грандиозное, то, что изменило ход дальнейшей русской национальной истории. Попытаться ответить на то, что было в период 17-го века, или хотя бы в кульминационный период раскола, можно начинать издалека, даже не с 17-го века. Есть очень интересные, часто очень тонкие определения, которые дает профессор, протоирей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия»: «Весь век проходит в крайнем напряжении и в беспокойстве, в разноголосице, пререканиях и спорах».
А почему? Было все хорошо, была Святая Русь, и вдруг пререкания и споры и разноголосицы. С точки зрения светской истории, то, что происходит в 17-ом веке – это переход российского общества, России, от Позднего Средневековья к Новому времени. Часто современный читатель, не вполне понимает, в чем трагедия такого перехода? Она ведь может проходить и без всякой трагедии. Это происходило постепенно, что-то где-то менялось, менялось сознание, мироощущение. Есть такое понятие «традиционное общество». Это общество построенное на традициях, где существует определенное понятие об укладе в семье, обществе, существуют какие-то устройства этого общества, его управления. Все функционирует на основе каких-то порядков. Известно такое сочинение как «Домострой». Может, кто-то позитивно это видит, кто-то негативно, считает, что это время закостенения. Это время, когда человек мыслил себя и ощущал себя несколько в иной среде, несколько иным образом нежели в позднее время.
Новое время – время рационализма. Его можно называть временем просвещения, временем, когда развиваются науки. Но человек средневекового мышления, он жил в другой системе координат, он жил в другой системе ценностей, им двигали другие какие-то вещи. Это можно понимать на основании того, как вообще со временем меняются ценности, как меняется мышление. Сегодняшний человек очень рационален, очень прагматичен. Для него некоторые материальные вещи стоят почти всегда на первом месте. Потом говорим о каких-то духовных вещах, иногда даже не понимая, что это такое.
Есть такие ценности, которые вообще не понятны современному человеку. Иногда очень трудно разъяснить, что такое семья, очень трудно объяснить человеку, что такое долг, что такое нравственность. А вот человек, который жил в другие времена и был иначе воспитан, у него совсем другая система представления о мире, и мироощущение было иное. Вот это менялось. Менялось устройство общества. Там модель, которая пыталась привиться на Руси, со стороны светской власти прежде всего, это западная модель.
Реформы Патриарха Никона и споры о ложках
Патриарх Никон
8 июня на сайте ПЦА было опубликовано «Письмо приходского священника к своей пастве». Это письмо было широко распространено в социальных сетях людьми из разных православных юрисдикций. Оно было написано неназванным священником ПЦА из Южной епархии и обнародовано его епископом, архиепископом Далласским Александром. Некоторые аспекты этого письма касаются исторических вопросов, и именно на них я хотел бы сосредоточиться.
***
Неназванный священник пишет: «Многие люди, особенно в Интернете, теперь в ярости из-за практики чистки или даже замены ложки. Использование ложки для Святого Причастия насчитывает около 1000 лет. Значит, до этого не было лжицы для причастия. Я не буду вдаваться в более древние практики принятия Святого Причастия, скажу только, что делать из лжицы догму неправильно».
Какие «более древние практики» священник не обсуждает? От апостольских времен все верующие причащались так, как до сих пор причащаются священники и диаконы: принимали в руки Тело, а потом припивали Кровь из чаши — общей чаши. Ложка, по-видимому, вытеснила старый метод по чисто практическим причинам — гораздо менее грязно кормить верующих ложкой, чем класть им в руки Тело, из-за которого могут упасть крошки и т. д. быстрее, когда причащаешь большое количество причастников за одной Божественной Литургией. В любом случае, старый метод определенно не является «более гигиеничным», чем ложка, с мирской точки зрения, поскольку он предполагает, что верующие высасывают хлебные крошки из рук и пьют из общей чашки.
***
Затем священник обращается к старообрядческому расколу:
Братья и сестры, существует реальная опасность другого рода старообрядческого раскола, затрагивающего Церковь сегодня, как это произошло в России несколько сотен лет назад, когда люди отказывались принимать изменения в богослужебных книгах и некоторых обычаях верующих даже тогда, когда становилось ясно, что старые пути ошибочны. В то время исправления часто вносились грубо, но это не так в нашей ситуации, когда епископы предусмотрительно и перед лицом серьезного кризиса здоровья внесли временные изменения, изменения, которые никоим образом не затрагивают догматы или учения. нашей Веры.
В 1652 году на престол Московской Патриархии взошел Патриарх Никон. Как пишет митрополит Каллист Уэр в Православной Церкви , «Никон был, вероятно, самым блестящим и одаренным человеком, когда-либо становившимся главой Русской Церкви; но он страдал властным авторитарным характером». Никон обнаружил ряд различий между обычаями Русской и Элладской Церквей и решил «подправить» эти русские обычаи, приказав немедленные, односторонние изменения, распространяющиеся на всю Московскую Патриархию. Самое известное из этих изменений касалось крестного знамения — русские делали его двумя пальцами, а Никон настоял, чтобы они теперь делали его тремя, как греки.
Значительное меньшинство Русской Церкви отвергло реформы Никона. В статье 1957 года Серж Зеньковский объясняет: «Каковы были настоящие причины разногласий по поводу реформ? Патриарх и царь хотели устранить расхождения, вкрадывавшиеся веками; они хотели ввести общий православный обряд. Противники реформы рассматривали московские обычаи как неотъемлемую часть русского православного быта — как, впрочем, и освященного поколениями московских клириков, святителей и мирян».
Это была щекотливая пастырская ситуация, и Патриарх Никон не мог справиться с этой задачей. Митрополит Каллист пишет: «Если бы Никон поступал мягко и тактично, все еще могло бы быть хорошо, но, к сожалению, он был нетактичным человеком». Противники никоновских реформ — «старообрядцы» — подверглись жестоким гонениям. В 1666-67 годах в Москве состоялся Всеправославный Собор под председательством Александрийского и Антиохийского патриархов. Решение Совета было неоднозначным. Митрополит Каллист резюмирует это так: «Собор решил в пользу Никонова реформирует , а против своего человека : изменения Никона в богослужебных книгах и в особенности его постановление о крестном знамении подтвердились, а сам Никон был низложен и сослан, с поставлением на его место нового Патриарха».
К сожалению, раскол не уврачевался — он сохранился и по сей день, хотя в последнее время часть старообрядцев воссоединилась с Русской Православной Церковью.
***
Так что же нам может сказать старообрядческий раскол о нынешнем споре вокруг ложницы?
Во-первых, важно отметить существенную разницу между реформами Никона и вопросом о ложках: в случае с реформами Никона среди православной иерархии существовал широкий консенсус. С ложкой такого нет. Большинство Православных Церквей , а не , изменяющих традиционную практику. Московская Патриархия ввела временную меру по «дезинфекции» лжицы между причастниками, и помимо этого, относительно небольшое количество архиереев в так называемом «зарубежье» санкционировали использование нескольких лжиц. Все остальные придерживаются общей ложки.
Это резко контрастирует с никонианскими реформами, в ходе которых Никон пытался привести Русскую Церковь в соответствие с обычаями других Православных Церквей. Сопоставимый подход сегодня состоял бы в том, чтобы епископы с «множеством ложек» снова переключились на общую ложку, а не наоборот. Вместо никоновских реформ нынешние перемены, пожалуй, больше сродни «Живой церкви» в коммунистической России 1920-х годов, когда изменения внешних условий жизни общества создали импульс для сторонников перемен внутри Русской Церкви. В дополнение к основным изменениям Живой Церкви, таким как разрешение священнослужителям (в том числе епископам) жениться после рукоположения и сохранять свои чины, эти обновленцы внесли литургические изменения, в том числе перенесли алтарь в центр храма.
Старообрядцы были прежде всего мирянами, восставшими против единой Русской церковной иерархии. Американское православие с его путаницей юрисдикций совсем не похоже на это. Американские православные миряне, которые в настоящее время вопрошают своих епископов, живут бок о бок с другими православными верующими, чьи епископы , а не новаторов.
Кроме того, неназванный священник настаивает на том, что, в отличие от «деспотичного» подхода Никона, архиереи ПЦА (тема письма автора) вносили свои изменения «взвешенно». Это, конечно, вопрос мнения, но любой мандат, переданный сверху, без исключений и без напряженной работы по достижению консенсуса, рискует оказаться «деспотичным» и вызвать непреднамеренные разногласия.
Я уверен, что епископы, которые вводят сегодня литургические изменения, все мягкие и любящие люди, действующие, как они считают, в интересах своей паствы. Я не говорю это в потворствующей манере — я имею в виду это. Именно потому что этого важно, чтобы они рассматривали никонианские реформы как предостережение не только своим расстроенным прихожанам (т. е. не уподобляйтесь старообрядцам), но и самим себе (т.е. Никон). Никон, возможно, был правильно , но его пастырский подход был неверным и имел катастрофические последствия.
***
Наконец, неназванный священник уверяет нас, что проблема ложек не догматична. И, конечно же, в использовании ложки нет ничего «догматического» — в конце концов, ее не использовали в течение первой тысячи или около того лет церковной истории. Но основные вопросы, безусловно, догматичны: Что такое Причастие? Может ли он быть переносчиком болезни? Если я заболел после причастия, что это значит? Ответы на эти вопросы имеют важное догматическое и сотериологическое значение.
Священник говорит, что многие люди «сейчас в ярости» из-за проблем с ложками, и осуждает «кабинетных архиереев без благодати епископата». Из контекста кажется, что священник сосредоточил свою критику на людях, которые проповедуют в Интернете. Справедливо. Но многие правоверные православные священнослужители и миряне искренне обеспокоены изменениями, предписываемыми определенными иерархами, и правильным ответом этим заинтересованным лицам является не стереотипный совет «молиться, платить и повиноваться», который, кажется, лежит в основе этого анонимного письма. Здесь есть настоящие догматические вопросы, и они касаются всего Тела верующих.
Мне кажется, что и расстроенным клирикам, и мирянам и архиереям-нововведениям следует обратить внимание: мы, верующие, не должны уподобляться старообрядцам, но также и иерархи должны стремиться не подражать Патриарху Никону.
Никон, Патриарх | Encyclopedia.com
(1605–1681), патриарх Московский и всея Руси; реализовал программу церковной реформы, вызвавшую бурную оппозицию, что в конечном итоге привело к расколу и возникновению старообрядчества.
Никита Минич или Минов (в монашестве Никон) родился у крестьянской пары в селе Вельдеманов под Нижним Новгородом. Его мать умерла вскоре после его рождения, и ребенка отдали к местному репетитору, который научил его читать. В юности продолжил обучение в Макарьевском Желтоводском монастыре, недалеко от Нижнего Новгорода. Автор Никона Жизнь сообщает, что юноша был заядлым учеником и тяготел к монашеской жизни. Тем не менее в 1625 году он подчинился просьбе умирающего отца вернуться домой. Через год он женился и получил должность дьякона в соседней деревенской церкви. Вскоре его рукоположили в священники, и они с женой переехали в Москву.
В 1636 году Миних уговорил жену уйти в монастырь. Сам ушел в Анзерский скит на Крайний Север. По прибытии принял монашеский постриг и имя Никон. В 1649 году разногласия со старцем Елиазаром побудили Никона перейти в Кожеозерский монастырь. Через три года он стал игуменом. В 1646 году Никон отправился в Москву по монастырским делам. Там он привлек внимание молодого царя Алексея Михайловича. Царь повелел ему остаться в Москве и сделал игуменом Новоспасского монастыря. Энергичный и талантливый, Никон вскоре стал доверенным лицом и духовным советником царя. Он также стал важной фигурой в ревнителях благочестия, кружке реформаторов, собравшихся вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева.
В марте 1649 года Никон был назначен митрополитом Новгородской важной кафедры. Он поддерживал связь с реформаторами в Москве и стремился осуществить их программу в Новгороде.
Многогласие, упразднена практика одновременного совершения разных частей литургии с целью ее более быстрого совершения. Греческие и киевские распевы заменили традиционный стиль пения. Проповеди митрополита Никона в архиерейском соборе собирали большие толпы. В 1650 г. острая нехватка хлеба вызвала в Новгороде голод и инфляцию. Народ ответил насилием, и Никон сыграл важную роль в том, чтобы взять ситуацию под контроль без кровопролития.Весной 1652 года митрополиту Никону было поручено отправиться в Соловецкий монастырь, собрать мощи святого Филиппа и вернуться с ними в Москву. Перевод мощей св. Филиппа иллюстрирует взгляды ревнителей благочестия. Будучи митрополитом Московским, святитель Филипп принял мученическую смерть за публичное обличение жестоких и нехристианских поступков царя Ивана IV («Грозного»). Пример св. Филиппа подчеркнул обязанность духовенства напоминать мирянам, в том числе и царям, об их христианских обязанностях. Перенесение его мощей подчеркивало достоинство и важность церкви.
Никон был избран патриархом для руководства программой реформ, отстаиваемой Ревнителями благочестия и поддержанной царем. Если все реформаторы соглашались с необходимостью поднять народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, то пересмотр литургических книг с целью приведения их в соответствие с современной греческой практикой и осуществление власти внутри церкви были более деликатными вопросами. Посвященный патриархом, Никон решительно принялся за продвижение литургической реформы со всей возможной быстротой. В феврале 1653 г. исправленное издание 9Напечатана 0077 Псалтирь
, за вычетом двух статей, присутствовавших в более ранних изданиях. Инструкция, призывающая к шестнадцати полным поклонам во время постной молитвы, была изменена, а раздел, в котором говорилось, что крестное знамение следует делать двумя пальцами, был удален. Корректоры ( справщики ) правительственной типографии, люди, давно связанные с работой ревнителей благочестия, протестовали против изменений. Их тут же сняли со своих постов и заменили сторонниками Никона. К концу года Патриарх Никон принял непосредственное управление Типографией.Кроме того, по более поздним сведениям противников Никона, вскоре после появления новой Псалтири, патриарх направил сообщение протоиерею Казанского собора Ивану Неронову, обратив внимание на исправления и повелев их внести в литургию. Столкнувшись с тем, что он считал ошибкой, Неронов помолился о руководстве, а затем обсудил приказ со своими сподвижниками, в том числе с архиепископом Коломенским Павлом и протоиереями Аввакумом, Даниилом и Логином. Аввакум и Даниил собрали доказательства против правок в только что напечатанном
Реформаторская деятельность Патриарха Никона не ограничивалась богослужебной реформой. В течение шести лет своего активного патриаршества он работал над подчинением церкви епископскому контролю, освобождая духовенство и церковные дела от вмешательства светских властей и создавая иерархию власти, идущую от патриарха к мирянам. Однако, как отмечали современники, Никон освобождал святителей и другое духовенство от светской власти только для того, чтобы подчинить их своей собственной. Слишком часто он не советовался с церковным советом, прежде чем действовать, вызывая возмущение и сопротивление там, где ему нужна была поддержка. Энергичен Никон был и в области монашеской реформы, сурово карая тех, кто пренебрегал монашеским уставом. Возможно, более важным вкладом Никона в этой области были три основанных им монастыря: Крестовоздвиженский монастырь, Монастырь Иверской Божией Матери и Воскресенский монастырь (или Новый Иерусалим). Богато обеспеченные как в материальном, так и в духовном плане, последние двое были центрами учености и благочестия. Все подчинялись непосредственно Никону. Наконец, Никон не игнорировал недостатки народной практики и прославления религии. Он инициировал походы против бродячих менестрелей и шутов с их нечестивой музыкой и непристойными шутками, а также против икон, которые он считал написанными ненадлежащим образом. Такие кампании демонстрировали его рвение возвеличить народное благочестие и реформировать популярные религиозные обычаи, но они часто оскорбляли как сильных, так и скромных.
Ученые расходятся во мнениях относительно того, было ли целью Никона утверждение превосходства церкви над государством или просто достижение симфонии между церковью и государством, которая является византийским идеалом. На самом деле власть Никона зависела от благосклонности царя. Пока Никон пользовался доверием и поддержкой царя, те, кого он обижал в своем усердии, были против него бессильны. Однако к 1658 году отношение царя к Никону охладело. 10 июля 1658 г., чувствуя себя оскорбленным тем, что царь не пригласил его на важный государственный прием, Никон совершил литургию в Успенском соборе, облачился в простое монашеское одеяние, объявил собравшимся, что он не будет более патриархом, и ушел.
Действия Никона были беспрецедентными. Через два года царь Алексей Михайлович созвал церковный собор для разрешения ситуации. Все согласились с тем, что следует выбрать нового патриарха, но единого мнения о том, что делать с Никоном, достичь не удалось. Никон осложнил дело, утверждая, что он отрекся от патриаршего престола, но не от своего призвания, и что он один имеет власть поставить нового патриарха.
В 1666 году, после продолжительного обмена мнениями, патриархи Александрийский и Антиохийский согласились отправиться в Москву для участия в церковном соборе для разрешения дела. Перед приездом восточных патриархов собрались делегаты и подтвердили правильность самой программы реформ. Тех, кто выступал против реформы, осуждали как еретиков. Так официально начался церковный раскол. Прибыли восточные патриархи, и 7 ноября был созван очередной церковный собор для решения дела Никона. 12 декабря 1666 года Никон был признан виновным в оставлении патриаршего престола; оклеветать царя, русскую церковь и весь русский народ как еретиков; оскорбления восточных патриархов; и о низложении и изгнании епископов без церковного собора. Он был официально смещен с патриарха, лишен священнических функций, низведен в сан простого монаха и сослан в Ферапонтов монастырь на крайнем севере. В 1676 году его перевели в Кириллов монастырь, тоже на севере. В 1681 году, благодаря заступничеству царя Федора Алексеевича, Никон получил разрешение вернуться в Москву. Скончался на обратном пути 17 августа 1681 г. и был погребен в Воскресенском монастыре.
См. также: алексей михайлович; аввакум петрович; староверы; русская православная церковь; ревнители благочестия
Лобачев С.