Реформы ликурга кратко: Ликург. Реформы Ликурга

Ликург. Реформы Ликурга

  • Главная
  • История
  • Ликург. Реформы Ликурга

Ликург является великим создателем спартанского государства и законодателем древней Спарты, установивший военную ориентацию общества. Все его реформы были направлены на три добродетели спартанцев: равенство (среди граждан), военный потенциал и строгость.

О жизни и деятельности Ликурга писали в своих работах древние историки и философы: Геродот, Ксенофонт, Платон, Плутарх и Эпиктет. Сведения в основном были противоречивые, т.

к. подлинных фактов о Ликурге совсем немного. Известно, что он родился в 800 году до н. э. и что принадлежал к царскому роду.

Ликург много путешествовал по разным странам, изучал организацию государств в Египте, Ионии, Ливии, на Пиренейском полуострове, в Индии. Он изучал законы и образ жизни людей в этих местах и ​​таким образом сформировал свою собственную систему. Вернувшись в Спарту, Ликург начал проводить реформы спартанского государства и разработку основных элементов спартанского режима.

       Жизнь в Спарте. Спартанское воспитание, читайте здесь

Реформы Ликурга

Ликург ввел законы жесткой экономии, где присутствовал дух равенства для всех. Он создал сенат, состоящий из 28 старейшин, ввёл управление государством двумя царями, основал народное собрание под названием Апеллас. Позже был основан Ефорат — пять человек ежегодно выбирались народным собранием для ограничения власти царей и контроля за соблюдением законов.

Эти институты были основополагающими принципами спартанской системы.

Ликург провёл земельную реформу — разделение земель на равные части, которым мог владеть свободный гражданин. Он ввёл тяжелые, железные деньги вместо золотых и серебряных, чтобы воспрепятствовать накоплению денег.

Ликург ввёл железную дисциплину в воспитании детей, обязательство подчинения младших старшим, обучение сопротивляться невзгодам и побеждать в битвах.

                Ксенофонт, читайте здесь.

Популярные статьи

Тризония. Греция, путешествия

Тризония (Τριζόνια) — небольшой остров в Коринфском заливе, принадлежащий префектуре Фокида (Центральная Греция). Растительность острова включает в себя оливковые и миндальные деревья, виноградники, падубы и эвкалипты.

10 причин заняться велоспортом

Велосипедные прогулки признаны отличным способом в поддержании оптимальной физической формы и оздоровлении организма в целом. Поэтому, если большинство людей пересядут из машин на велосипед, то кроме пользы своему организму, мы улучшим экологическую обстановку окружающей среды.

О положительном влиянии велосипедных прогулок на системы человеческого организма, а также как это отразится на вашей фигуре, пойдёт речь в этой статье.

В отпуск, в Грецию, подальше от суеты и машин!

Вы устали от рутины и безумия повседневной жизни? Хотите сбежать куда-нибудь от суеты и автомобилей?

Кошки. Кошка как священный символ

Во все времена животные играли огромную роль в жизни человека.

Кошка была священным животным во многих культурах. В Египте ее убийство считалось чудовищным преступлением и иногда каралось смертной казнью (когда кошка была дворцовая).

Кошка — самое распространенное домашнее животное из семейства кошачьих и, вероятно, самое старое, поскольку её появление произошло примерно 9500 лет назад.

Многие народы, особенно египтяне, поклонялись ей как священному животному.

Желе из йогурта и компота (γιαουρτοζελέ με κομπόστα)

Желе из йогурта и компота — десерт, который часто готовят греческие хозяйки. Он полезный и прост в приготовлении.

Желатин, главный составляющий желе — кладезь коллагена, белка, составляющего основу соединительной ткани организма и обеспечивающий её прочность и эластичность.

Вопрос-ответ

Путеводитель

Карта Греции

Табло аэропорта

Виза в Грецию

Русско-греческий словарь

Новые статьи

  • Шесть греков в списке миллиардеров Forbes на 2023 год
  • Ковид или простуда: как различить болезни. Как быстро и эффективно вылечить простуду
  • Aegean Airlines: впечатляющий рост пассажиропотока на 72% в первом квартале 2023 года
  • Аристотель: счастьем наслаждаются те, у кого хороший характер и умеренные материальные блага
  • История герцогини Плакентиас, в честь которой названа станция метро в Афинах

Powered by Onix Design

Copyright © 2015 — 2023 ThisGreece.Ru

ThisGreece

Реформы Ликурга. Всеобщая история государства и права. Том 1

Реформы Ликурга. Всеобщая история государства и права. Том 1

ВикиЧтение

Всеобщая история государства и права. Том 1
Омельченко Олег Анатольевич

Содержание

Реформы Ликурга

На пути создания государственности Спарта выработала свою систему, отличную от типовой для остальной Эллады тирании. Аристократия не была низвергнута, а народному правлению был придан особый строй, примирявший все интересы внутри спартанского общества, а кроме того, само это общество было поставлено под строгий государственный контроль.

Полулегендарный царь Спарты Ликург (VIII в. до н. э.) воспользовался в своих преобразованиях опытом древних ахейских обществ. Первым и самым важным из нововведений было создание Совета старейшин — «В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия» (Плутарх. Ликург. VIII). Тем самым в новоучреждаемом государстве должно было установиться равновесие между традиционной властью царей — потомственных аристократов и властью неорганизованной толпы, представленной народным собранием.

Другим из существенных преобразований был передел земли. Он имел не только социальное, но и политическое значение, «дабы изгнать наглость, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства — богатство и бедность» (там же). По своему замыслу, это было мероприятие, подобное тем, какие проводили древневосточные владыки в периоды перехода к государственной организации, чтобы снизить остроту социального недовольства. Для спартанцев в этом, видимо, был путь к социальному сплочению их народа перед лицом зависимых и покоренных племен. Чтобы уничтожить всякое неравенство, Ликург распространил переделы и на личную собственность. Были выведены из оборота реальные деньги, которые заменили неподъемной и не имевшей хождения вне Спарты железной монетой. Одним из следствий этого стало постепенное исчезновение воровства в Спарте. Но спартанцы пошли и далее: было предписано ограничиться самыми необходимыми ремеслами и искоренять особые искусства, чтобы стиль жизни зажиточных граждан не имел реального выражения в богатстве вещей.

Этой же цели должны были служить введенные Ликургом общественные трапезы, которые восходили к родовым пирам и на которых все должны были угощаться простой пищей и из простой посуды. Для организации этих трапез спартанцы должны были впредь уплачивать небольшой налог, служивший знаком добропорядочного спартиата. Целый ряд постановлений был специально направлен против роскоши: так, дома следовало строить при помощи только топора и пилы, дабы не предаваться украшательству.

Законы равенства Ликург распространил и на брачно-семейную сферу. Женщины были в значительной степени уравнены с мужчинами, допущены к занятиям спортом, военным делом. Это должно было способствовать простоте нравов, что, в свою очередь, содействовало бы росту браков и рождаемости. Поощрялись внебрачные связи, причем запрещено было проявлять собственнические чувства, ревность и т. п., в отношении женщин. Государство брало на себя заботу о воспитании всех без исключения детей.

Постановлениями Ликурга было введено единообразное и обязательное воспитание и обучение всех спартиатов, в которых военное дело занимало главенствующее и почти исключительное место. Запрещено было заниматься ремеслами, искусствами, земледелием, торговлей. «Никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено». Спартанский образ жизни должен был охраняться многочисленными запретами на общение с иностранцами, нововведениями в религиозной сфере. Даже говорить спартиаты должны были по-особому: лаконично, экономя слова, стремясь к нарочитой точности и образности (на деле такой искусственный язык также служил национальной изоляции от прочих).

Законодательные постановления Ликурга были высказаны в так называемых ретрах — ответах оракула Аполлона на вопрошания царя. Они не были записанными, и священный смысл должен был обеспечить сохранение их требований на века. По замыслу законодателя, стабильность спартанского общества должна обеспечиваться и нравами, и общим укладом жизни, и государственными учреждениями, в которых народ в целом реализует власть.

Одна из ретр завершалась словами: «Господство и власть пусть принадлежат народу».

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов.Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив список

Реформы

Реформы Война с Казанью наложила печать на ход преобразований в России. Мирная пауза, длившаяся с весны 1548 г. до конца 1549 г., оживила деятельность реформаторов. Церковное руководство опередило светскую власть. В 1549 г. митрополит Макарий провел второй собор, пополнив

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ

§ 1. РЕФОРМЫ 60–70-Х ГГ Подготовка реформ. После поражения в Крымской войне крепостное право стало рассматриваться как одна из причин внешнеполитической катастрофы. Теперь за его отмену выступили даже некоторые консерваторы, например приватный советник Николая I, один из

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте

4. Государственная реформа Ликурга в Спарте (Около 800 г. до Р. X.)В Беотии царское достоинство было уничтожено в 1126 году до Р. X., в Аргосе в 984 году, в Элиде в 780 году, в Коринфе в 584 году до Р. X. О времени уничтожения царского достоинства в Ахайе точных сведений нет.Одна Спарта не

Реформы

Реформы От Александра III в обществе ждали продолжения реформ, но в первые же дни своего правления, отменив идею конституционности государства, император начал проводить политику, направленную на усиление самодержавия. Он не хотел допустить ослабления власти и нарушения

30.

 РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Реформы

Реформы Летом 1904 года (во время войны!) Николай II меняет внутреннюю политику. После убийства эсерами министра внутренних дел Плеве вместо ужесточения курса (как нам кажется правильным теперь, с нашим советско-постсоветским менталитетом) он начинает готовить широкую

Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга

Примечание XII Свидетельство оратора Ликурга Защитники теории «Троя = Бунарбаши» и другие противники Трои на Гиссарлыке больше всего полагаются на свидетельство оратора Ликурга, который говорит в своей речи против Леократа, обвиненного в предательстве после битвы при

Законодательство Ликурга

Законодательство Ликурга В IX — первой половине VII в. относится серия реформ, как аграрных так и социально-политических. Легендарная личность Ликурга связана с рядом нововведений, имевших антиаристократическую окраску и направленных на усиление господства общины

3. РЕФОРМЫ

3. РЕФОРМЫ Каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. ГЕНРИ БОКЛЬ Император Александр I выгодно отличался от своего предшественника, и это проявлялось буквально во всем: в его намерениях, в первых

4. Реформы 60—70-х гг

4. Реформы 60—70-х гг 4.1. Причины реформ.• Необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися после отмены крепостного права общественными и экономическими условиями. •  Рост

4.

 Ход реформы

4. Ход реформы 4.1. Юридическая основа, этапы и сроки проведения реформы.Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного

Глава IX Реформы Александра II. — Реформы — судебная, военная, университетская и печати. — Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Реформы 80-х

Реформы 80-х Пугачевская война сильно тряханула Российскую империю. Надо было наводить порядок в государстве, и Екатерина, буквально засучив рукава, взялась за дело. К тому времени относятся очень важные правительственные документы, направленные на стабилизацию жизни в

3. Реформы

3. Реформы Естественным дополнением или продолжением крестьянской реформы была реформа земская, или реформа местного самоуправления. И на эту реформу дворянство, правившее в центре, наложило свою тяжелую руку.В цензовом земстве крестьяне, т.е. огромное большинство

Западная цивилизация Краткая история, том I до 1715 г. 9

Страница 95 — Западная цивилизация Краткая история, том I до 1715 г. 9 — Джексон Дж. Спилфогель

стр. 95

 Ликурганские реформы
Чтобы сохранить свой контроль над илотами, спартанцы провели реформы, которые создали их военное государство.  Эти реформы связаны с именем законодателя Ликурга (ly-KUR-guss), хотя историки не уверены, что он вообще когда-либо существовал. В этом рассказе о Ликурге древнегреческий историк Плутарх обсуждает влияние этих реформ на обращение с мальчиками и их воспитание.
Плутарх, Ликург
. . . Не было законным и то, что отец сам воспитывал детей по своему усмотрению; но как только им исполнялось семь лет, они должны были быть зачислены в определенные компании и классы, где все они жили в одном порядке и дисциплине, вместе выполняя свои упражнения и играя. Из них тот, кто проявил наибольшую храбрость и мужество, стал капитаном; они всегда смотрели на него, подчинялись его приказам и терпеливо переносили любое наказание, которое он налагал; так что весь курс их обучения был одним постоянным упражнением в готовом и совершенном послушании. Старики тоже были зрителями их представлений и часто возбуждали между ними ссоры и споры, чтобы иметь хороший случай узнать их разные характеры и увидеть, кто будет доблестным, а кто трусом, когда они придут в себя.  более опасные встречи. Чтению и письму они давали ровно столько, чтобы отработать свою очередь; их главная забота заключалась в том, чтобы сделать их хорошими подданными и научить их терпеть боль и побеждать в битвах. С этой целью по мере того, как они росли в годах, их дисциплина пропорционально возрастала; головы их были коротко острижены, они привыкли ходить босиком и большей частью играть нагими.
После того, как им исполнилось двенадцать лет, им уже не разрешалось носить нижнее белье.
одно пальто на год; их тела были твердыми и сухими, они мало знали о ваннах и мазях; эти человеческие потворства им разрешались только в некоторые определенные дни в году. Они поселились небольшими группами на постелях из тростника, росшего по берегам реки Еврот, и должны были сломать его руками с помощью ножа; если была зима, они примешивали к камышу немного чертополоха. . . . К тому времени, когда они достигли этого возраста, не было ни одного из самых полных надежд мальчиков, у которого не было любовницы, которая составляла бы ему компанию.  Старики тоже следили за ними, часто приходя на территорию, чтобы послушать и увидеть, как они соревнуются друг с другом в остроумии или силе, и это столь же серьезно. . . как если бы они были их отцами, их воспитателями или их судьями; так что почти не было ни времени, ни места, чтобы кто-нибудь не напомнил им об их долге и не наказал их, если они пренебрегли им.
[Спартанских мальчиков также поощряли воровать их еду.] Они также воровали все остальное мясо, до которого могли дотянуться, высматривая и высматривая все возможности, когда люди спали или были более беспечны, чем обычно. Если их ловили, их наказывали не только кнутом, но и голодом, сводя их к обычному довольствию, которое было только очень скудным и так устроено нарочно, чтобы они могли взяться за помощь и были вынуждены проявлять свою энергию и адрес. Это было основным замыслом их тяжелой платы за проезд.
В. Что этот отрывок из рассказа Плутарха о Ликурге говорит вам о природе спартанского государства? Почему вся программа была неприятна афинянам?
   Источник: Из «Жизнеописаний благородных греков и римлян» Плутарха, переведенного Джоном Драйденом и отредактированного Артуром Х.  Клафом.
и уксус, заставив посетителя, который ел в общественной столовой, заметить, что теперь он понимает, почему спартанцы не боятся умереть. В тридцать лет спартанским мужчинам разрешалось голосовать в собрании и жить дома, но они оставались в армии до шестидесяти лет.
В то время как их мужья оставались в военных казармах до тридцати лет, спартанские женщины жили дома. Потому что
из-за этого разделения спартанские женщины имели большую свободу передвижения и большую власть в домашнем хозяйстве, чем женщины в других местах Греции. Их поощряли заниматься спортом и оставаться в форме, чтобы рожать и растить здоровых детей. Как и мужчины, спартанские женщины занимались атлетическими упражнениями в обнаженном виде. Многие спартанские женщины придерживались строгих спартанских ценностей, ожидая
Мир греческих городов-государств (ок. 750–ок. 500 до н. э.) 57
Copyright 2017 Cengage Learning. Все права защищены. Запрещается копировать, сканировать или дублировать полностью или частично. В связи с электронными правами некоторый сторонний контент может быть исключен из электронной книги и/или электронной главы(ей).  Редакционная проверка посчитала, что любой запрещенный контент не оказывает существенного влияния на общий процесс обучения. Cengage Learning оставляет за собой право удалить дополнительный контент в любое время, если этого требуют последующие ограничения прав.
 

Реформы Ликурга — Спартапедия

Ликург был мифическим основателем тоталитарного режима классической Спарты. Освященные Аполлоном, законы Ликурга на протяжении веков были ключом к стабильности и успеху города. Фантастическая история этих законов, вероятно, была пропагандой, скрывающей более сложную правду.  

 

Споры о Ликурге занимали ученых с самой классической эпохи. Был ли он реальным, воображаемым или составленным из других? Кем он был и когда жил? А как на самом деле возникли уникальные законы классической Спарты? Плутарх подробно размышлял над этими вопросами в своем эссе «Жизнь Ликурга». Картледж (2003) не убежден в существовании Ликурга и склонен думать, что он был выдумкой. Со своей стороны, Раэ (2016) представляет убедительный довод о том, что славная легенда о Ликурге-законодателе, вероятно, скрывает менее объединяющую историю внутриспартанских трений и политических потрясений.

 

Содержание

Легенда

Плутарх считал наиболее вероятным, что Ликург был спартанским Гераклидом из линии Еврипонтидов. Рожденный вторым сыном царя Евнома, Ликург не был воспитан для царской власти, но его родословная завещала ему престиж от рождения. Согласно Плутарху, доклассическая Спарта страдала от политической напряженности между королями и их подданными, и Ликург, возможно, достиг совершеннолетия в обществе со значительными внутренними раздорами. Царь Евном погиб, пытаясь подавить мятеж, безвременно погиб и его наследник Полидект (старший брат Ликурга). Трон перешел к Ликургу, но вскоре после этого он узнал, что вдова Полидекта беременна, и он хотел отречься от престола, желая править в качестве регента, пока ребенок, Харилл, не достигнет совершеннолетия. Отречение осложнялось интригами вдовы и ее сторонников. Сначала она попыталась обмануть его, пообещав прервать беременность, если он женится на ней и станет королем, но Ликург обманом заставил ее родить ребенка, а затем отверг ее. Затем Ликурга обвинил в заговоре против Харилла брат вдовы. Понимая, что его положение и даже его жизнь находятся под угрозой, Ликург отрекся от престола всего через восемь месяцев и покинул Спарту, чтобы путешествовать и скитаться, пока Харилл не станет королем.

 

Ликург впервые отправился на Крит, где были дорийские колонии и который также характеризовался «простой и суровой» культурой. Возможно, выбор был сделан не случайно, поскольку Крит — одно из мест в древней Греции, где впервые появились свод законов, гражданство и конституция (ср. Rahe, 2016), а одна из колоний, Ликтос, была заселена спартанцами. Эмигрант, бывший царь, изучал формы правления в различных городах-государствах, и Плутарх пишет, что он «горячо одобрял» одни законы, отвергая другие.

 

Покинув Крит, он затем отправился в Малую Азию и посетил там ионийские греческие города. Они сильно отличались от Крита и Спарты. Ликург, вероятно, осуждал богатую и гедонистическую культуру ионийцев. С другой стороны, он познакомился с сочинениями Гомера и черпал в них большое вдохновение.

 

Некоторые утверждают, что Ликург посетил Египет и даже Иберию и Ливию, но Плутарх настроен скептически. Как бы долго он ни отсутствовал, многие дома скучали по спартанцу-экспатрианту, возможно, потому, что политическая напряженность не уменьшилась в его отсутствие. Его возвращение было мирным и широко приветствовалось. Бывший царь был охвачен идеей революционизировать спартанские политические институты — корень и ветвь. В поисках божественного благословения для этой цели он отправился в Дельфы и получил подтверждение от Оракула, что он установит лучшую конституцию во всей Греции. Плутарх описывает следующий ход Ликурга:

 

Ободренный таким образом, он попытался привлечь на свою сторону знатных людей Спарты и призвал их приложить свои усилия к работе вместе с ним, сначала тайно объясняя свои планы своим друзьям, а затем мало-помалу привлекая больше и объединяя их, чтобы попытаться выполнить задачу. И когда пришло время действовать, он приказал тридцати вождям выйти с оружием на рыночную площадь на рассвете, чтобы вселить ужас и ужас в противников.

 

Сначала Харилл ошибочно полагал, что Ликург пытается занять его трон, но вскоре убедился в обратном. Затем он решил присоединиться к заговору, а не выступать против него.

 

Великая Ретра

Установив необходимый политический контроль над своими реформами, Ликург изложил «Великую Ретру» — великое заявление. Прежде всего в Ретре было введено новое учреждение: сенат или совет старейшин, известный в Спарте как Герусия. Цель Герусии заключалась в том, чтобы ввести третий локус власти в спартанское политическое тело. В прошлом короли временами склонялись к тирании, в то время как простолюдины тянулись к демократии, другой крайности. Герусия ограничит и сдержит обе их силы, чтобы Спарта не была ни абсолютной монархией, ни полноценной демократией. Он станет центральным политическим форумом политических дебатов и высшим судом, который сможет судить и приговаривать королей.

 

Первые члены или пожизненные сенаторы Герусии были назначены Ликургом. Членов было двадцать восемь, а с добавлением двух королей весь совет насчитывал тридцать человек. Если член умирал, новый член избирался любопытным полудемократическим процессом. Кандидатам должно было быть не менее шестидесяти лет. Каждый в отдельности молча проходил через общее собрание спартанцев, и толпа аплодисментами показывала силу своей поддержки ему. Победил на выборах тот, кто получил самые громкие аплодисменты. Победителя и его жену хвалили как превосходных спартанцев и возвышали в глазах общественности. Плутарх описал празднование после победы:

Затем победитель возложил венок на голову и по порядку посетил храмы богов. За ним последовало множество молодых людей, которые хвалили и превозносили его, а также множество женщин, которые прославляли его превосходство в песнях и размышляли о счастье его жизни. Каждый из его родственников и друзей поставил перед ним трапезу, говоря: «Город чтит тебя этим столом». Закончив свой обход, он пошел к столовой. Здесь он поступил иначе, как обычно, но перед ним была поставлена ​​вторая порция еды, которую он взял и отложил. После того, как ужин кончился, и родственницы его собрались теперь у дверей столовой, он подозвал к себе ту, которую больше всего уважал, и отдал ей сбереженную часть, сказав, что получил ее. как средство совершенства, и как таковое дал его ей. После этого ее тоже хвалили остальные женщины и проводили к ней домой.

 

Введение эфоров, которые наиболее точно представляли интересы простолюдинов, Плутарх приписывает не Ликургу, а более позднему царю Феопомпу, который хотел защитить монархию от эксцессов, которые могли привести к ее падению. . Величайшей реформой Ликурга для простого спартанца было перераспределение земли. Плутарх указывает, что распределение земли до Ликурга было сильно искажено; в Спарте было много бедных и безземельных, а другие имели большие богатства. Подобные крайности сеют инакомыслие и эгоизм, считал Ликург, и поэтому их нужно устранить или ограничить. Таким образом, спартанская земля была разделена на тысячи равных наделов и разделена между гражданами мужского пола, так что каждый получил равную долю. Навязываемое государством экономическое равенство станет правилом.

 

Экономический эгалитаризм

Изначально Ликург хотел лишить граждан личного богатства. Однако он встретил слишком большое сопротивление этой идее и поэтому работал окольными путями, чтобы воспрепятствовать накоплению богатства. Золото и серебро были изъяты из обращения по мере введения валюты и железных слитков, размеры и вес которых делали их неудобными для транспортировки и хранения. Затем он еще больше девальвировал железную валюту, чтобы воспрепятствовать многим видам преступного коммерческого поведения, но свободное предпринимательство также было затруднено, а торговля с другими городами полностью прекратилась. Спартанцам запрещалось заниматься ремеслами и торговыми профессиями; они будут почти исключительно воинами. Экономическая жизнь в Спарте стала суровой и неснисходительной.

 

Экономические перемены сделали многие виды искусства и творческих услуг убыточными и вынудили в производство практичность, ибо то, что не было полезным, не было востребовано. Ликург даже изгнал некоторые искусства, влияние которых он считал ненужным. Чрезмерному личному потреблению пищи препятствовало введение столовых. Теперь спартанские мужчины должны были есть вместе, а не дома; богатые и бедные обедали друг с другом, и в таких обстоятельствах было мало возможностей для излишеств, что в любом случае считалось постыдным. Простой аскетический образ жизни стал общественным идеалом.

 

Учреждение столовой с ее строгими правилами, кто с кем обедал и что ел, было особой занозой в боку более состоятельных граждан. Легенда гласит, что на Ликурга обрушился гнев по этому поводу, что он подвергся нападению толпы и был ранен. После бегства в безопасное место Ликург проявил большое хладнокровие, противостоял нападавшим и мягко заставил их осознать ошибочность своего пути. Его достоинство и честность в невзгодах стали известны; культ его личности был установлен еще при его жизни.

Ликург усилил общественный аскетизм в Спарте, постановив строить дома с помощью простейших инструментов: топоров и пил. Эта простая мера отпугивала дорогие украшения для дома и мебель, которая выглядела бы неуместно и чрезмерно.

 

Женщины пользовались значительной властью в тылу в Спарте, что было связано с тем, что их мужья часто отсутствовали, будь то в походе или обедали, тренировались и спали вместе со своими столовыми в обычном ходе дел. В то время как женщины были освобождены от военной службы, Ликург стремился сформировать роль женщин таким образом, чтобы это косвенно приносило пользу военному государству. В их образовании, как и в мужском, большое внимание уделялось физическому развитию: девушки боролись, метали диск и копье. Считалось, что их физическая сила облегчит роды и родит здоровых и крепких детей. Таким образом, женщины также могли комментировать физическую форму или ее отсутствие у мужчин, и их поощряли хвалить или высмеивать мужчин в зависимости от их поведения. И быть в почете у молодых девушек было, конечно, очень желанной целью для юношей и юношей. Что необычно для классической Греции, спартанские девушки были скудно одеты и даже обнажены во время упражнений; эта мера Ликурга поощрила их внимание к здоровью и красоте своего тела и вдохновила их вести себя с гордостью тех, кто физически развит. Это не предназначалось для поощрения распущенности, как могли ошибочно подумать некоторые иностранцы, поскольку спартанская культура делала упор на дисциплину, а не на разврат. Однако, когда девушки находились на виду у юношей, неизбежным был элемент восхищения и влечения, который делал женихов более пылкими в своих поисках.

 

Брак также был тщательно отрегулированным делом, которое Ликург организовал в интересах государства. Не жениться было неприемлемо в обществе, и медливших с этим холостяков публично стыдили: эфоры заставляли их ходить по базару зимой только в хитонах и петь песню о справедливом наказании. Свадьбы, если их можно было так назвать, были необычными. Они не делали упор на создание домашнего хозяйства; скорее, они держали пару врозь большую часть времени. Невесту фиктивно похищали, когда она достигла совершеннолетия, но после этого жених и она не жили вместе; вместо этого жених был вынужден пробираться ночью из своей столовой в дом ее семьи, чтобы вступить в супружеские отношения. Таким образом, Ликург позаботился о том, чтобы военный образ жизни молодых людей почти не прерывался браком и чтобы муж и жена сохраняли свое желание друг к другу свежим.

 

Главной целью брака было потомство. Требовались новые поколения спартанцев, чтобы пополнить ряды, поскольку обширная территория, находящаяся под его контролем, и многочисленные войны, в которых он участвовал, требовали рабочей силы. Ликург довел эту логику до крайности, провозгласив, что женами можно по взаимному согласию делиться с другими мужчинами с целью продолжения рода, но не для романтических связей. Таким образом, прелюбодеяние по обоюдному согласию было институционализировано, и, возможно, это было удобно, поскольку мужчины, отсутствовавшие в кампании или по другим делам, не производили потомства и не проявляли внимания к своим женам. Следуя этой логике, дети рассматривались не как собственность родителей, а как собственность государства.

 

Ликургианское государство было вовлечено в жизнь спартанского ребенка с самых ранних моментов. По рождении ребенка отдавали на обследование к старейшинам; если он был здоров и достаточно крепок, младенца возвращали отцу и выделяли участок земли, равный всем другим спартанским гражданам. Младенца, который был признан слабым, уродливым или болезненным, оставляли умирать, подвергаясь воздействию стихии, в месте под названием Апотеки возле горы Тайгет. Практика санкционированного государством детоубийства явно служила интересам Спарты в воспитании только тех, кто мог бы стать будущими воинами, а не тех, кто не мог нести свою тяжесть в фаланге. Более того, предоставление спартанского статуса слабым означало бы подрыв духа силы и равенства, который пронизывал класс воинов. Идеалы силы и дисциплины распространялись и на детскую, как рассказывает Плутарх:

 

Их медсестры тоже проявляли большую заботу и мастерство; они выращивали младенцев без пелен и, таким образом, оставляли их конечности и фигуры свободными для развития; кроме того, они научили их быть довольными и счастливыми, не привередничать в еде, не бояться темноты, не бояться остаться в одиночестве, не предаваться презренной сварливости и хныканью.

 

Ликург распорядился, чтобы в возрасте семи лет мальчиков забрали из дома в агоге. Агоге, пожалуй, лучше всего сравнить с военной школой-интернатом, где еды было мало, а условия и дисциплина были суровыми. Там спартанские мальчики превращались в прото-воинов, какими хотел их видеть Ликург, когда они достигали совершеннолетия. Их время в агоге включало физическую и культурную обработку, а также общее образование. Для спартанского мальчика окончание агоге было единственным способом получить гражданство по праву рождения.

 

Плотно окутав спартанское общество своей особой идеологией непоколебимого служения коллективу, Ликург решил изолировать Спарту и особенно спартанцев от иностранного влияния. Спартанцам не разрешалось путешествовать или пребывать за границей, кроме как с разрешения, чтобы они не перенимали иностранные обычаи. И наоборот, иностранцам не разрешалось оставаться в Спарте, кроме как по специальному приглашению.

 

Клятва и смерть Ликурга

Удовлетворенный своими реформами и их влиянием на государство, легенда гласит, что Ликург стремился сделать их прочными. Он получил клятвы от королей, Герусии и спартанских простолюдинов, что они будут соблюдать его законы, пока он не вернется из паломничества в Дельфы. Законодатель хотел получить одобрение Аполлона на его работу. Он отправился в Святилище через Коринфский залив и принес там свои жертвы. Ответ Пифийского оракула был безошибочным: законы Ликурга были хороши и обеспечили превосходство Спарты среди греческих городов-государств 9 .0043 до тех пор, пока он соблюдает его законы . Спартанцы поклялись соблюдать законы до возвращения Ликурга, и потому почтенный законодатель решил не возвращаться, а окончить свои дни вдали от Спарты. Таким образом, спартанские клятвы были бы обязательными навечно.

 

Некоторые говорят, что законодатель путешествовал на Крит (где он давно начал свои путешествия). Он отправился туда один после того, как попрощался со своей семьей и друзьями в Дельфах. Однажды на Крите, вдали от любимого дома, он уморил себя голодом. Его смерть была его последним вкладом в государство, которое он так глубоко изменил, и она соответствовала его посланию о самопожертвовании на благо Спарты. Показательно, что для человека, не известного своими боевыми достижениями, спартанцы все же оставили за Ликургом высшую честь и построили ему храм.

 

Человек или миф?

В своей книге Спартанцы (2003) Пол Картледж считает, что Ликург мог быть выдуманным персонажем. Он предполагает возможность того, что Ликург был «овеществленной проекцией Аполлона», человеческим символом религиозных указов, которые могли быть переданы спартанцам из Дельф. Действительно любопытно, что спартанцы и античные историки не смогли договориться о том, когда вообще жил Ликург. Аристотель, например, датирует его началом восьмого века, а Геродот относит его на два столетия позже. Тиртей, один из любимых поэтов спартанцев в седьмом веке, демонстрирует знание Великой Ретры, но странным образом не упоминает легендарного законодателя. Чтобы еще больше усугубить путаницу, возникли разногласия по поводу того, к какой королевской линии принадлежал Ликург. Учитывая то, как тщательно отслеживались жизни и смерти их царей в Спарте, кажется невероятным наличие такой неопределенности в отношении столь важного лидера.

 

Вопрос о существовании Ликурга еще больше осложняется приписыванием некоторых его реформ двум царям, Феопомпу и Полидору, правившим на рубеже седьмого века. Таким образом, одни приписывают учреждение института эфоров Ликургу, а другие — царю Феопомпу. Земельная реформа, разделившая Лаконию и Мессению на тысячи наделов, приписывается Ликургу, но также и Полидору.

 

В Спартанский режим (2016) Пол Раэ предполагает, что реформы Ликурга были не продуктом отдельного человека или события, а скорее серией исторических изменений, которые спартанцы задним числом приписали одному персонажу. Первым изменением, которое могло произойти уже в восьмом веке, было ограничение власти королей сводом законов и создание института, наделенного полномочиями регулировать действия королей. В тот же период произошло сокращение королевской власти в таких известных городах, как Афины, Коринф и Аргос. Раэ указывает на свидетельства того, что в спартанской колонии Тера на Кикладах в то время могли быть и эфораты, и герусии. Он также убедительно утверждает, что созданием этих институтов вряд ли руководил король, поскольку те, кто находится у власти, редко пытаются ограничить свою собственную власть.

 

Условия его избрания и полномочия указывают на то, что Герусия была институтом аристократов; Эфораты также могли иметь аристократические наклонности в архаический период. Первоначально было, вероятно, всего три эфора (по одному на каждое дорийское племя), которые могли быть знатными людьми, но позже их число выросло до пяти (по одному на каждую спартанскую деревню), и любой спартанец в возрасте сорока пяти лет и старше мог быть избран Эфором. . Примечательно, что спартанская армия претерпела аналогичную численную реорганизацию от структуры из трех частей до структуры из пяти частей. Раэ предполагает, что эти изменения произошли в результате введения войны гоплитов, которая из-за своего эгалитарного характера оказала бы демократизирующее влияние на государство. По всей вероятности, возвышение фаланги как стандартная тактика спартанцев передала власть простолюдинам, которые добились бы права голоса в отношении членства в Герусии и Эфорате. Отсюда странные, но полудемократические системы выбора членов каждого учреждения. Если эти изменения произошли во время правления царя Феопомпа и с его молчаливого согласия, то это могло бы объяснить их приписывание ему.

 

Аналогичный аргумент приводит Раэ в отношении земельной реформы. Несмотря на то, что Спарта была напряжена Мессенскими войнами, у нее был стимул к перераспределению земли, чтобы простые спартанцы (некоторые из которых были бедны) продолжали год за годом сражаться плечом к плечу с аристократами. Земельные реформы и связанные с ними изменения в экономике и образе жизни вполне могли спровоцировать более богатых спартанцев, как указывает легенда о Ликурге, а царь Полидор (предполагаемый поборник реформы, по мнению некоторых), как отмечает Раэ, был убит разгневанным аристократом. Однако, учитывая зависимость Спарты от людских ресурсов простолюдинов для ведения войны, необходимость и политическое давление могли в конечном итоге вынудить аристократов подчиниться.

 

Параллельно Рахе также считает, что длительные мессенские войны повлияли на создание столовых и агоге, которые были столь военными по стилю и структуре. Требуемые в походах учреждения (столовые) и подготовка воинов (агоге) стали нормативными и сохранились впоследствии. Эгалитаризм полевой жизни также восходит к спартанским практикам мирного времени, например, в простых способах строительства домов и предотвращении накопления богатства.

 

Удобная история

Существовал ли Ликург на самом деле, кем он был и чем занимался, вероятно, никогда не будет достоверно известно. Широкий спектр противоречивой информации о нем и Великой Ретре всего через несколько столетий после его смерти является серьезным поводом для скептицизма. Однако полностью отрицать его существование может быть неправильно. Превращение архаичной Спарты, управляемой племенными вождями, в классическую Спарту, тоталитарный режим (с государством, отличным от большинства других греческих городов-государств) за несколько столетий или даже за одно столетие было драматичным и революционным. Вполне возможно, что спартанец с высоким статусом, такой как Ликург, сыграл ключевую роль в осуществлении трансформации.

 

Rahe (2016) убедительно доказывает, что Мессенские войны и их суровые требования ко всей структуре лаконского общества должны были стать решающим импульсом для перемен. Также вероятно, что существование внутренней политической борьбы между королями, простолюдинами и аристократами было реальным и ощутимым и даже усугублялось требованиями длительной войны и отсутствием четкой конституции. Примеры такой напряженности существуют в отношении земли и других экономических изменений. На этой арене стояли не только два короля, но и знатные спартанцы, которые были бы сильно заинтересованы не только в сохранении своей власти, но и в достижении прочного политического урегулирования, которое сохранило бы доминирующее положение Спарты на Пелопоннесе. Нетрудно представить, что Ликург или кто-то вроде него взял на себя роль реформатора или политического наводчика мостов. Много споров и формулировок идей должно было быть связано с превращением Герусии и Эфората в учреждения, которыми они в конечном итоге стали. Точно так же введение земельной реформы, столовых, агоге и экономических изменений в валюте и профессии — все радикальные изменения — потребовали бы внутреннего политического руководства, которое мог обеспечить влиятельный спартанец с высоким статусом. Хотя, конечно, не все реформы, которые создали классическую Спарту, могут быть приписаны Ликургу, он или другие, подобные ему, вполне могли сыграть центральную роль в их разработке.

 

Основываясь на этой роли, мог возникнуть миф о Ликурге, в соответствии с которым реформы не были результатом временами уродливого политического перетягивания каната, а скорее рассматривались как работа санкционированного Богом политического провидца. . Замалчивание или даже сокрытие внутренних разногласий прошлого служило важной пропагандистской роли в классической Спарте, где единство и целостность политического организма были неприкосновенны. Подчинение законам Аполлона через Ликурга было гораздо более приятной пилюлей среди набожных спартанцев, чем соблюдение законов, болезненно выработанных в политических сделках столетия назад. Короче говоря, миф о Ликурге был центральной пропагандой, необходимой спартанскому обществу из поколения в поколение, и этот миф, вероятно, рос по мере того, как его рассказывали.

 

Источники:

  • Плутарх. Параллельные жизни.
  • Картледж, Пол. Спартанцы.
  • Раэ, Пол. Спартанский режим.

 

Дополнительная литература:

 

Некоторые из ссылок в этой статье являются «партнерскими ссылками», ссылками со специальным кодом отслеживания. Это означает, что если вы нажмете на партнерскую ссылку и купите товар, мы получим партнерскую комиссию. Цена товара одинакова независимо от того, является ли он партнерской ссылкой или нет. Несмотря на это, мы рекомендуем только те продукты или услуги, которые, по нашему мнению, принесут пользу нашим читателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *