Реформация в Европе в 16 век
Начало реформации в Германии
Германия находилась в состоянии феодальной раздробленности. В деревне все еще существовали крепостная зависимость и барщина. В городах цеховые уставы не позволяли расширяться мастерским, и мануфактуры все больше возникали в сельской местности.
Вследствие увеличения роли огнестрельного оружия рыцари, невостребованные в армии, занимались грабежом и разбоем. Зато католическая церковь была могущественной. Феодальные порядки и церковный гнет тормозили развитие страны. В XVI веке все слои населения Германии были недовольны католической церковью. Обладавшая крупными земельными наделами церковь собирала с населения и налог — десятину, продавала должности и индульгенции.
Расширение Римским Папой торговли «райскими квитанциями» было толчком для открытой борьбы против католической церкви. Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер в 1517 году выступил против торговли «райскими квитанциями» индульгенциями. Сторонник Папы — император вызвал Лютера на съезд в городе Вормсе с целью его арестовать, но один из германских князей спрятал его в своем замке. Лютер не выступал против религии вообще, он заложил основу реформации — перестройку церкви. В реформации каждый видел свое: горожане боролись за уменьшение церковных налогов и за закрытие монастырей, рыцари хотели прибрать к рукам церковные земли, князья желали подчинения церкви не Папе, а князьям, бедняки хотели ликвидации как католической церкви, так и феодальных порядков. Борьба крестьян против феодального строя была истинно народной реформацией, и возглавил ее Томас Мюнцер.
Крестьянская война
Война началась в 1524 году на юге Германии, а в 1525 году охватила всю страну. В Тюрингии возглавил борьбу священник Томас Мюнцер, который призвал уничтожить феодальные порядки. Городская беднота поддерживала крестьян, помогала ей. А богатые горожане вместе со своими руководителями перешли на сторону феодалов. Крестьянам не удалось объединиться в единую армию. Против восставших в Тюрингии двинули наемное войско, которое перебило почти пять тысяч человек, в том числе убили и Мюнцера. И в других областях восстание было подавлено. После этого феодальные порядки в стране еще более ужесточились. Свободные до сих пор крестьяне тоже стали крепостными. Раздробленность Германии и феодальный гнет усилились.
Распространение реформации
Император Карл V хотел предотвратить распространение реформации в Германии, однако в 1524 году пять князей и четырнадцать городов подняли протест против этого и защитили Лютера. С тех пор сторонников Лютера стали называть «протестантами», а новая церковь стала называться “протестантской”.
В 1555 году между протестантскими и католическими князьями в Аугсбурге было достигнуто соглашение («Аугсбургское соглашение»), по которому признавалась свобода вероисповедания протестантов. Каждый князь становился главой церкви. Были отменены роскошные церемонии. Население должно было исповедовать ту религию, которую принял князь. Кто был не согласен, мог переселяться в другое место. Церковь германских протестантов стала называться «лютеранской церковью». В Англии, Дании и Швеции короли сами провели церковную реформу и возглавили церковь.
Кальвинистская церковь
В Швейцарии церковную реформу возглавил Жан Кальвин, а потому новая церковь здесь называлась «кальвинистской церковью». Кальвин не выступал против богатства, но запрещал расточительство. Его церковь состояла из отдельных самостоятельных общин. Главы этих общин избирались из среды горожан. Как и католики, кальвинисты преследовали своих противников, сжигали их на кострах. Больше всего кальвинизм распространился в Швейцарии, Франции и Нидерландах.
С возникновением протестантской церкви католическая церковь раскололась на два лагеря. Католики потеряли часть своего имущества, авторитет Папы был утерян.
Для возвращения былого могущества Римская католическая церковь перешла в атаку на реформацию. С этой целью:
- Папа Римский в 1540 году создал «Общество Иисуса», или орден иезуитов, чтобы вернуть в лоно церкви «заблудших».
- В 1542 году была создана папская инквизиция. Отступников от католицизма жестоко наказывали и сжигали на кострах.
- Торжественно сжигали на кострах книги, запрещенные для чтения католикам.
- В области, густонаселенные протестантами, совершали набеги и истребляли их в массовом порядке.
В августе 1572 года, накануне дня Святого Варфоломея, началась бойня протестантов в Париже, вошедшая в историю как «Варфоломеевская ночь». В течение недели были убиты свыше 30 тысяч человек.
Несмотря на все эти жестокие меры, католической церкви не удалось предотвратить распространение протестантизма. Католическая церковь закрепилась лишь в Польше, Италии и Южной Германии. В этих странах долгое время продержались феодальные порядки.
Запад: Реформация. Рождение современной Европы
Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и фильмам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристократов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизиции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного представления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания. Об этом — седьмая лекция из цикла «Запад»: «Реформация: рождение современной Европы» .
Лектор — Анна Серёгина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН.
Основные тезисы лекции:
- Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и главной её задачей было изменить сообщество верующих. И католики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения её учения, строго контролировавших своё поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массовых проповеднических кампаний и создания новой системы европейского образования.
- Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принёс с собой конфликты — кровавые войны, преследование религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии. Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом. История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.
- Именно Реформация определила облик современной Европы. Принесённые Реформацией конфессиональные различия сказались на европейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время национальные государства принимали отчётливые конфессиональные очертания: так, например, Британия мыслилась как протестантское государство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.
СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ
К лекции «Реформация: рождение современной Европы» сотрудники Российской
государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ.
Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации —
Мартину Лютеру (1483—1546). На ней представлен автограф Лютера, Библии,
изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера
и его соратника Филиппа Меланхтона.
Портрет Мартина Лютера. Гравюра офортом и резцом Себастьена Пинзио. Середина XVIII века.
Отдел изоизданий РГБ
Иконографически портрет восходит к работам Лукаса Кранаха Старшего, хотя портретные черты несколько изменены.
Лукас Кранах Старший (1472—1553) — знаменитый немецкий художник, будучи сторонником Реформации и другом Лютера, создал достаточно большое количество портретов Лютера и Меланхтона. Позднейшие их портретные изображения воспроизводят, в основном, иконографические типы Кранаха.
Портрет Филиппа Меланхтона.
Гравюра резцом монограммиста HG.
Конец XVI века.
Отдел изоизданий РГБ
Данный лист является копией в обратную сторону гравюры Генриха Альдегревера (1540), сделанной по живописному оригиналу Лукаса Кранаха Старшего (1532). Представляет собой один из распространённых иконографических типов Меланхтона.
Филипп Меланхтон (1497—1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.
Мартин Лютер.
Письмо к Иоахиму II, маркграфу Бранденбургскому.
Виттенберг, 2 мая 1545 года. Немецкий язык.
Немецкое канцелярское письмо. Автограф.
Отдел рукописей РГБ
Письмо от 2 мая 1545 года адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505—1571). Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации. При нём в 1539 году в Бранденбурге была проведена церковная реформация.
В данном письме Лютер сообщает курфюрсту о получении от него верительной грамоты для Иоганна Агриколы, но отказывается от встречи с ним. Речь идёт о конфликте, возникшем между Лютером и протестантским теологом Иоганном Агриколой (Шнайдером) (1494—1566), которому Иоахим II покровительствовал, и о попытке курфюрста примирить оппонентов.
Сокращение «E. K. F. G.», которое Лютер использует в письме, раскрывается как «Euer Kurfürstliche Gnaden» — «Вашей Курфюршесткой Милости» и является характерной особенностью писем Мартина Лютера.
На оборотной стороне листа рукой Лютера указан адресат письма, там же имеется запись неустановленного лица о том, что документ написан рукой Мартина Л ютера.
Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541.
Biblia: Das ist: Die gantze Heilige Schrifft / Deudsch Auff New zugericht. D. Martin. Luther… — Gedr ü
ckt zu Wittemberg : Durch Hans Lufft, 1541.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное в Виттенберге Гансом Луффтом в 1541 году. Перевод Библии стал выдающимся явлением в истории Реформации и немецкого народа. Текст Библии лёг в основу формирования общенационального немецкого языка.
Иллюстрированное издание в ренессансном стиле украшено гравированными на дереве рамками, сделанными неизвестным мастером. Иллюстрации — гравюры на дереве мастера «MS» (Мельхиора Шварценберга) и мастерской Лукаса Кранаха Старшего.
Особую ценность экземпляру придаёт ручная раскраска — иллюминирование, сделанное темперой. На обоих титульных листах запись иллюминатора: «Baltzer Kinast Illummenist» — «Иллюминировал Бальтазар Кинаст».
Ксилографическая рамка титульных листов воспроизводит знаковые события Ветхого и Нового Завета, представленные в контексте учения Лютера об оправдании верой. Перед нами один из примеров попыток перевода протестанских догматов на язык изобразительного искусства.
Библия. Полное Священное Писание на немецком д-ра Мартина Лютера. Виттенберг, 1589—1590.
Biblia Das ist, Die gantze Heilige Schrifft, Deudsch. D. Martin Luther. — Wittemberg: Gedr
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное в Виттенберге Иоганном Краффтом в 1589—1590 годах. Иллюстрации — гравюры на дереве, раскрашенные акварелью и творёным золотом, работы Ганса Брозамера и Иоганна Теуфеля.
Переплёт XVI века работы Томаса Крюгера. На нижней крышке переплёта два тиснёных портрета: Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона в полный рост. Иконографически восходят к живописным портретам кисти Лукаса Кранаха Старшего.
Мартин Лютер и Филипп Меланхтон представлены в портретах на переплёте как учёные мужи, фигуры их отличаются монументальностью. Оба держат в руках открытые книги с напечатанным в них текстом, причём читать этот текст надо перевернув вверх ногами — как бы их глазами.
В книге Лютера помещён текст из пророка Исайи (30:15) на латинском языке: «В тишине и уповании крепость ваша. Мартин Лютер». В книге Меланхтона — цитата из Послания к Римлянам Апостола Павла (8:31): «Если Бог за нас, кто против нас? Молитва и труд. Филипп Меланхтон».На портрете Лютера вверху изображены путти, которые держат блазоны: слева с гербом Саксонских курфюрстов в виде перекрещенных мечей, а справа с эмблемой Лютера — розой. На портрете Меланхтона вверху слева эмблема Меланхтона — медный змий, справа герб Саксонии с рутовой перевязью. Портреты раскрашены масляными красками.
Мартин Лютер // Библия. Полное Священное Писание на немецком д-ра Мартина Лютера. Виттенберг, 1589—1590.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ
Памятник Мартину Лютеру установлен на Рыночной площади Виттенберга в 1821 году. Скульптор — Иоганн Готфрид Шадов, директор берлинской Академии художеств. Автор постамента — Карл Фридрих Шинкель, ведущий мастер «готического» романтического историзма в немецком зодчестве.
Через пять веков после Реформации католико-протестантское разделение в Западной Европе исчезло
Папа Бенедикт XVI обнимается с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом (слева) в лондонском Вестминстерском аббатстве во время вечерней молитвы в сентябре 2010 года. (Richard Pohle/WPA Pool/Getty) Изображения)В то время как протестанты готовятся к празднованию 500-летия Реформации, новое исследование Pew Research Center показало, что среди католиков и протестантов в Западной Европе преобладает мнение, что они больше похожи в религиозном отношении, чем различаются. И на континенте, который когда-то был свидетелем долгих и кровавых религиозных войн, и протестанты, и католики теперь в подавляющем большинстве выражают готовность принять друг друга как соседей и даже как членов семьи.
Опрос также показывает, что один из главных богословских споров протестантской Реформации больше не разделяет рядовых католиков и протестантов в Западной Европе. Сегодня большинство или множество представителей обеих групп говорят, что для того, чтобы попасть на небеса, необходима вера и добрых дел – традиционная католическая позиция. Меньше людей говорят, что одна лишь вера (по-латыни: sola fide ) ведет к спасению, — позиция, которую Мартин Лютер сделал центральным объединяющим лозунгом протестантских реформаторов 16-го века.
Тем не менее, между двумя христианскими традициями остаются различия. Географически протестанты по-прежнему сосредоточены на севере, а католики — на юге Европы. Во многих странах значительное меньшинство как католиков, так и протестантов (примерно четыре из десяти или более католиков в Соединенном Королевстве, Ирландии, Италии и Франции и сопоставимые доли протестантов в Швейцарии и Великобритании) говорят, что эти две группы более религиозны. чем они похожи. А протестанты и католики, которые считают религию важной в своей жизни, с большей вероятностью займут традиционную позицию своей церкви в отношении спасения по сравнению с теми, кто считает, что религия менее важна.
Это одни из основных результатов нового опроса, проведенного Pew Research Center среди 24 599 взрослых в 15 странах Западной Европы с апреля по август 2017 года посредством телефонных интервью как с мобильных, так и со стационарных телефонов. Исследование, финансируемое благотворительным фондом Pew Charitable Trusts и фондом Джона Темплтона, является частью более масштабных усилий исследовательского центра Pew Research Center, направленных на изучение религиозных изменений и их влияния на общества во всем мире. Ранее Центр проводил религиозные исследования в странах Африки к югу от Сахары; регион Ближнего Востока-Северной Африки и многие другие страны с большим мусульманским населением; Латинская Америка и Карибский бассейн; Израиль; Центральная и Восточная Европа; и Соединенные Штаты.
Новые опросы являются репрезентативными на национальном уровне, с выборкой примерно 1500 или более респондентов в каждой стране, что позволяет исследователям анализировать мнения католиков в 11 странах и протестантов в восьми странах.
Pew Research Center также опросил католиков и протестантов в США, чтобы узнать их мнение по вопросам, связанным с протестантской Реформацией, в том числе по нескольким вопросам, которые задавались и в Западной Европе. С результатами опроса в США можно ознакомиться здесь.
В Западной Европе лишь немногие страны имеют равномерную смесь протестантов и католиков.
Примерно через пять столетий после разрыва между протестантизмом и католицизмом Западная Европа по-прежнему в основном состоит из стран, население которых либо преимущественно католическое, либо преимущественно протестантское.
Католики составляют самую большую группу в девяти исследованных странах, в основном на юге. Протестанты являются крупнейшей религиозной группой в пяти странах, все на севере.
Германия, где Лютер жил и написал список из 95 богословских положений, публикация которых в 1517 году является событием, которое многие протестанты отмечают как начало Реформации, на 42% католическая, на 28% протестантская и на 24% не принадлежащая к какой-либо религии. Но даже Германия более однородна в религиозном отношении на региональном уровне, с большим количеством протестантов на севере, католиков на юге и людей без религиозной принадлежности на востоке. (Подробнее о Реформации см. на этой врезке.)
Многие европейцы отождествляют себя с отдельными течениями протестантского христианства, а не с протестантизмом в целом. Например, в скандинавских странах большинство протестантов идентифицируют себя как лютеране, в то время как в Великобритании большинство идентифицируют себя как англикане (или англиканская церковь). Англиканцы иногда описывают свою церковь как идущую особым путем, который не является ни римско-католическим (поскольку Генрих VIII отказался от власти папы в 1534 г. ), ни полностью протестантским (поскольку англиканская церковь все еще считает себя частью вселенской или «католической» церкви). ). Тем не менее, для целей настоящего анализа англикане включены в широко определяемая протестантская категория , наряду с другими церквями, порвавшими с Римом, начиная с 16 века.
Нидерланды — единственная опрошенная страна, в которой значительная часть взрослого населения (48%) не имеет религиозной принадлежности (идентифицирует себя как атеист, агностик или «ничего особенного»). Но тенденции секуляризации очевидны во всем регионе. Люди без религиозной принадлежности составляют значительную долю населения в нескольких странах, в том числе примерно четыре из десяти взрослых в Норвегии (43%), Швеции (41%) и Бельгии (37%).
Кроме того, католики и протестанты в Западной Европе обычно демонстрируют низкий уровень соблюдения религиозных обрядов.
Относительно небольшой процент представителей обеих групп говорит, что они ежедневно молятся (в среднем 12% католиков и 14% протестантов) и что религия очень важна в их жизни (13% католиков и 12% протестантов). Посещаемость церкви также довольно низкая среди обеих групп, хотя католики несколько чаще, чем протестанты, говорят, что посещают церковь не реже одного раза в неделю.
Голландские протестанты отличаются относительно высоким уровнем религиозности: около половины (51%) говорят, что религия очень важна в их жизни, а большинство (58%) ежедневно молятся. Кроме того, 43% говорят, что еженедельно посещают церковь — больше, чем среди католиков в Западной Европе, и более чем в четыре раза больше, чем среди протестантов в любой другой стране региона.
Как среди протестантов, так и среди католиков люди склонны говорить, что для того, чтобы попасть на небеса, необходимы и вера, и добрые дела
Со времен протестантской Реформации sola fide , или спасение «только верой» стало отличительной чертой протестантского богословия. Исторически протестанты подчеркивали, что люди спасаются не своими добрыми делами или покаянием, а верой в жертву Иисуса, через которую Бог решил простить грехи всех людей. По словам Лютера: «Только вера достойно и в достаточной мере оправдывает и спасает человека». 1 Это был серьезный отход от акцента католической церкви на необходимости искупления христианами своих грехов через исповедь и покаяние.
Сегодня, однако, западноевропейские католики и протестанты больше не разделяются резко по этому богословскому вопросу: больше католиков и протестантов говорят, что и вера, и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса, чем говорят, что только вера ведет к спасению. И значительная часть обеих групп не занимает четкой позиции по этому вопросу, возможно, отражая незнание богословских тонкостей.
Безусловно, католики в Западной Европе (медиана 59%) чаще, чем протестанты (медиана 47%), занимают традиционно католическую позицию, согласно которой для спасения необходимы как добрые дела, так и вера в Бога. Но даже протестанты во всех опрошенных странах, кроме Норвегии, скорее скажут, что оба элемента необходимы для спасения, чем займут традиционно протестантскую позицию sola fide. Например, немецкие протестанты почти в три раза чаще говорят, что вера и добрые дела необходимы, чтобы попасть на небеса (61%), чем говорят, что только вера — это путь на небеса (21%).
На самом деле, в странах, где проживает значительная доля как католиков, так и протестантов, только в Нидерландах католики (66%) чаще, чем протестанты (47%), говорят, что спасение приходит через веру и добрые дела. В Германии, Швейцарии и Великобритании протестанты с такой же вероятностью, как и католики, если не с большей вероятностью, придерживаются этой традиционной католической веры.
Как среди католиков, так и среди протестантов те, кто говорит, что религия «очень» или «отчасти» важна в их жизни, с большей вероятностью, чем те, кто говорит, что религия менее важна, придерживаются позиции своей собственной традиции в отношении спасения.
Религиозные реформации и религиозные войны в Европе
Если в качестве отправной точки протестантской Реформации нужно выбрать одну дату, общепринятым выбором будет 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, монах-августинец и профессор университета в Виттенберге , Германия, публично опубликовал длинный список академических аргументов против практики католической церкви. Это событие широко отмечается в праздновании 500-летия Реформации в этом году, которая в конечном итоге расколола западное христианство и привела к более чем вековой религиозной войне по всей Европе. 2
Вместо описания одной Реформации, которая внезапно разделила западную церковь на две совершенно разные части, многие историки теперь говорят о многочисленных Реформациях и подчеркивают преемственность, а также различия между средневековым католицизмом и протестантизмом. 3 Ученые все чаще относят семена инакомыслия к церковным реформаторам прошлых веков. До Лютера (который родился в 1483 г. и умер в 1546 г.) среди средневековых реформаторов были Питер Вальдо в северной Италии (около 1140–1205 гг.), Джон Уиклиф в Англии (около 1330–1384 гг.) и Ян Гус на территории современной Италии. Чехия (около 1370-1415 гг.).
Тем не менее, Лютер и 1517 год играют ключевую роль в историческом повествовании. Первоначально Лютер выступал в основном против одной практики католической церкви — продажи индульгенций, которую он рассматривал как форму коррупции. 4 Вскоре после этого он также поставил под сомнение честность папства и священства, утверждая, что обычные христиане могут иметь более прямые, непосредственные отношения с Богом. Вскоре он стал утверждать, что папы и великие соборы подвержены ошибкам, а непогрешима только Библия. Папа Лев X отлучил его от церкви, но доводы Лютера распространились по Европе и нашли множество откликов и вариантов. Среди других реформаторов, действовавших при его жизни, были Ульрих Цвингли в Цюрихе (1484–1531) и Жан Кальвин в Женеве (1509).-1564), чьи направления Реформации стали известны как реформатское христианство.
В то время как различные реформаторы и протестантские церкви яростно расходились во мнениях по теологическим вопросам, большинство протестантов приняли несколько доктрин с небольшими вариациями. Среди наиболее важных были «только Священные Писания» (на латыни, sola scriptura ), согласно которым Библия, а не совокупность учений пап и церковных соборов, является высшим источником авторитета для христиан; «только вера» ( sola fide ), в котором утверждалось, что спасение нельзя заслужить добрыми делами, а тем более купить индульгенциями, а скорее дарует Бог тем, кто верит в Иисуса Христа; и «только благодать» ( sola gratia ), идея о том, что спасение приходит непосредственно от Бога к каждому человеку, без каких-либо посредников, таких как священники, и, следовательно, роль духовенства состоит в том, чтобы просто быть служителями в служении другим.
В ответ на распространение протестантизма усилия по реформированию католической церкви набрали силу, включая основание ордена иезуитов. Многие изменения последовали за Трентским собором (1545–1563), который осудил протестантские учения как ереси, но также стремился прояснить католические учения и привел к систематизированным версиям мессы и католического требника (молитвенника), которые существовали веками.
В эпоху, когда религия была переплетена со всеми аспектами жизни, включая политику, Реформация также вызвала религиозное насилие по всей Европе, кульминацией которого стала Тридцатилетняя война, длившаяся с 1618 по 1648 год. разрушительной войны и предоставило права меньшинств католикам, лютеранам и кальвинистам во многих частях Европы. Тем не менее, войны на религиозной почве продолжались до начала 18 века, а напряженность между католиками и протестантами распространилась и в современную эпоху в таких местах, как Северная Ирландия.
Даже среди более религиозных католиков и протестантов высокий уровень принятия друг друга
Несмотря на долгую историю конфликта между католиками и протестантами после Реформации, западноевропейские католики и протестанты теперь очень хорошо принимают друг друга. В каждой опрошенной стране примерно девять из десяти или более католиков и протестантов говорят, что они готовы принять представителей другой традиции в качестве соседей. И подавляющее большинство представителей обеих групп говорят, что были бы готовы принять членов другой религиозной группы даже в качестве членов семьи.
В двух странах, Ирландии и Италии, католики, считающие религию хоть сколько-нибудь важной в своей жизни, значительно реже, чем те, кто считает религию менее важной, готовы принять протестантов в члены семьи или в качестве соседей. Тем не менее, большинство представителей обеих групп говорят, что готовы принять протестантов в свои семьи. В Ирландии, например, 76% католиков, для которых религия очень или в некоторой степени важна, говорят, что были бы готовы принять протестантов в члены семьи, по сравнению с 9% католиков.3% ирландских католиков говорят, что религия менее важна в их жизни.
Среди протестантов как высокорелигиозные, так и менее религиозные люди с одинаковой вероятностью заявят, что были бы готовы принять католиков в качестве соседей или членов семьи.
Католики с высшим образованием особенно охотно принимают протестантов как членов семьи и соседей, хотя большинство из менее образованных также говорят об этом.
Католики с высшим образованием, протестанты чаще других знают представителя другой веры
В большинстве стран большинство католиков и протестантов заявляют, что лично знают представителя другой веры, но протестанты, живущие в скандинавских странах, с меньшей вероятностью имеют личные связи с католиками. Например, только 31% финских протестантов говорят, что знают католика, как и примерно половина жителей Дании (49%) и Швеции (49%). Среди католиков жители Бельгии (39%) и Испании (35%) меньше всего говорят, что лично знают протестанта.
Как среди католиков, так и среди протестантов взрослые с высшим образованием чаще, чем менее образованные, говорят, что лично знают представителей другой традиции. Это верно для всех северных стран. Например, в Норвегии большинство (72%) протестантов с высшим образованием лично знают католика по сравнению с примерно половиной (51%) тех, у кого меньше образования. Аналогичная картина наблюдается среди католиков в нескольких странах, включая Бельгию (53% среди взрослых с высшим образованием против 34% среди людей с низким уровнем образования) и Испанию (46% против 32%).
Все больше людей считают католиков и протестантов схожими в религиозном отношении
Большинство или множество взрослых (включая католиков, протестантов и людей, не принадлежащих к какой-либо религии) во всех 15 опрошенных странах Западной Европы говорят, что католики и протестанты сегодня «религиозно больше похожи, чем они разные.»
Тем не менее, значительные меньшинства в некоторых странах считают католиков и протестантов «религиозно более разными, чем похожими». Почти четыре из десяти взрослых в Ирландии занимают эту должность (39%), Италия (39%) и Великобритания (37%).
Как правило, люди в преимущественно католических странах чаще, чем в других странах, говорят, что сегодня эти две группы религиозно различны. В большинстве опрошенных стран с преимущественно католическим населением примерно одна треть или более взрослых придерживаются этой позиции. В других местах меньшие доли видят различия между двумя группами, в том числе 18% в Норвегии и 19% в Швеции. Люди в преимущественно протестантских странах также несколько чаще, чем жители католических стран, не занимают позицию по этому вопросу. Среди католиков и протестантов региона преобладает мнение, что две традиции западного христианства больше похожи, чем различны.
Люди, которые говорят, что лично знакомы с представителем другой христианской традиции, особенно склонны замечать религиозное сходство между католиками и протестантами. С другой стороны, во всем регионе те, кто считает религию важной в своей жизни, с большей вероятностью, чем те, для кого религия не важна, говорят, что эти две группы более различны, чем схожи в религиозном плане. В Ирландии, например, 43% тех, кто считает религию очень или в некоторой степени важной в своей жизни, считают эти две группы разными, по сравнению с 35% тех, кто считает, что религия занимает менее важное место в их жизни.
После публикации этого отчета Исследовательский центр Пью улучшил веса опроса для большей точности. Последующий анализ, основанный на данных из 15 европейских стран, использует обновленные веса, что приводит к небольшим различиям в некоторых цифрах между этим отчетом и другими публикациями. Существенные выводы этого отчета не затрагиваются пересмотренными весами. Пожалуйста, свяжитесь с Центром по вопросам, касающимся корректировки веса.
История Европы | Сводка, Войны, Карта, Идеи и Колониализм
история Европы , история европейских народов и культур с доисторических времен до наших дней. Европа — более неоднозначный термин, чем большинство географических выражений. Его этимология сомнительна, как и физические размеры области, которую он обозначает. Его западные границы кажутся четко очерченными береговой линией, однако положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» в основном означает континентальную Европу. На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас некоторые задаются вопросом, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы, как известно, неуловимы. Если Уральские горы отмечают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считаться европейской? Вопросы имеют не только географическое значение.
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала больше, чем географическое выражение. После Второй мировой войны много было слышно о «европейской идее». По существу, это означало идею европейского единства, сначала приуроченную к Западной Европе, но к началу XIX в.90-е, кажется, способны наконец охватить Центральную и Восточную Европу.
Единство Европы — древний идеал. В некотором смысле она была имплицитно предвосхищена Римской империей. В Средние века она была несовершенно воплощена сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позже ряд политических теоретиков предложили планы европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер пытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать способы мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав. У них было четыре мотива: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности, путем примирения Франции и Германии и помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась в период между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых мировых сверхдержав, но на гражданской основе; и начать цивилизовать международные отношения, вводя общие правила и институты, которые будут определять и продвигать общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
Викторина «Британника»
История: правда или вымысел?
В основе этой политики лежит убеждение, что у европейцев больше общего, чем разъединяющего, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами Западная Европа мала и чрезвычайно разнообразна, разделена реками и горами, изрезана заливами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно ее народы можно разделить на нордический, альпийский или кельтский и средиземноморский типы, а большую часть их языков отнести либо к романским, либо к германским. В этом смысле европейцев больше всего объединяет их разнообразие; и, может быть, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Хотя плодородные почвы и умеренный климат им исключительно благоприятны, они уже давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжений, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов как внутри Европы, так и за ее пределами. Многие европейские поля были полями сражений, и многие европейские города, как говорят, были построены на костях.
Тем не менее, европейцы также были в авангарде интеллектуальной, социальной и экономической деятельности. Как мореплаватели, исследователи и колонисты, они долгое время господствовали над большей частью остального мира и оставили в нем отпечаток своих ценностей, своих технологий, своей политики и даже своей одежды. Они также экспортировали как национализм, так и оружие.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
Тогда, в 20-м веке, Европа была близка к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней европейцев, Вторая мировая война унесла более 18 миллионов жизней в боях, бомбардировках и систематическом нацистском геноциде, не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Помимо погибших, войны оставили неизгладимые раны, как психологические, так и физические. Но если Первая мировая война обострила национализм и идеологический экстремизм в Европе, то Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Обожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. Через пять лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Робер Шуман, подстрекаемый Жаном Монне, предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер ФРГ Конрад Аденауэр согласился. Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Поль-Анри Спаак. Все, кроме Монне, были выходцами из языковых и политических границ Европы: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы способствовало ее стремлению к объединению.
Статья посвящена истории европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента см. Европа. Для истории отдельных стран см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Чтобы узнать о жизни выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по именам, например, Карла Великого, Эразма и Бисмарка. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия, греческая религия, германская религия, христианство и иудаизм), литературе (например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительном искусстве (например, английская литература).