Реформация таблица: Таблица. … — ответ на Uchi.ru

Trojden | Возрождение и Реформация: Данилов Д. Д. — 10 класс

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Духовный рост

Деградация духовности

Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха (Возрождения и Реформации. — Прим. ред.), которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности…

Ф. Энгельс. Диалектика природы

Термин «Ренессанс» («Возрождение») введён в обиход в середине XIX в. французским историком Жюлем Мишле. Название отражает обращение эпохи к наследию Античности, возрождению её культуры и свободы. Мишле считал, что с падением городских коммун в Германии и Франции.

.. были подорваны личное достоинство и гордость, разрушены дух сопротивления и веры в себя. В начале XVI в. пали и итальянские города. Но творческая жизнь остальной Европы снова проснулась. И по итальянскому примеру восстала в том же столетии в Лютере и Кальвине (лидерах Реформации. — Прим. ред.), в Рабле и Шекспире (титанах Возрождения. — Прим. ред.).

Энциклопедия для детей. Аванта+

Т. 21. Культура мира. 2005 г.

В древности человек владел душою при помощи магии. В христианскую эпоху он научился владеть ею через Божественное откровение и веру. Ныне человек отверг и магию, и религию, и притом потому, что отверг и самую душу… Дух отмирает в нём; душа пренебрежена и запущена: её ведут интересы, страсти и произвол. Западный европеец постепенно утрачивает веру в Бога и во Христа. Истоки этого безверия восходят к эпохе Возрождения (XIII-XV вв.) и к эпохе Реформации (XVI в.).

И.А. Ильин. Манифест русского движения

В эту эпоху совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы. Именно это послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Н.А. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства

• Сравните оценки Возрождения и Реформации: в чём противоречие?

• Сформулируйте проблему урока на основании этого противоречия и сравните с вариантом авторов (с. 335).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

• Вспомните значения слов: гуманизм, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, пуритане (словарь).

• Какие изменения в европейском обществе породили развитие капитализма и Великие географические открытия? (§ 24)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Культура Возрождения и гуманизм

• На ваш взгляд, какие положительные и какие отрицательные духовные явления привнесла в жизнь европейцев эпоха Возрождения? • Сделайте вывод: Возрождение и Реформация — это прогресс культуры или упадок духовности?

В Европе XV—XVI столетий перемены в социальноэкономической области происходили одновременно с серьёзными крупными новациями в культурно-идеологической жизни. Наиболее важным по своим последствиям стал процесс постепенного освобождения человеческого разума от диктата церковной католической доктрины. Началу перемен способствовал всплеск интереса к культуре Античности. Сначала преклонение перед золотым веком древности овладело Италией, затем мода на Античность охватила другие страны. Состоятельные люди не жалели денег на приобретение предметов старины; учёные штудировали древнюю латынь, читали трактаты греческих и римских философов. Люди искусства упражнялись в написании картин, стихов, создании статуй и строительстве зданий, напоминавших высокие образцы античной культуры. Уходившее в прошлое Средневековье стали называть «тёмными веками», а свою эпоху гордо именовали эпохой Возрождения (возвращения к золотому веку Античности).

Это было время, когда в человеке проснулось уважение к самому себе. Мыслители XV—XVI вв. были не согласны с церковным мнением о ничтожности человека и его разума перед лицом Господа. Поскольку человек сотворён Богом по Его образу и подобию, то он является не прахом, а богоподобным существом. Эту часть учения Возрождения принято именовать гуманизмом. Человек наделён разумом, который способен постичь все тайны мира. Поэтому главной задачей человека является постоянное самосовершенствование, стремление к знанию. Человек, как считали мыслители эпохи, должен быть гармонично развит и может достичь высот во всех сферах своей деятельности. Наиболее известные люди Возрождения, «титаны», стремились проявить себя в самых разных областях. Так, Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти известны как гениальные художники, скульпторы, архитекторы, поэты, музыканты, учёные и военные инженеры.

Вместе с тем, раскрепостив человеческий дух, настроив его на критический лад, гуманизм давал иногда неприятные плоды. Признавая высшей ценностью благополучие человеческой личности, некоторые сторонники гуманизма готовы были на пути к собственному счастью сокрушить все препятствия, включая и других людей. Правители, не смущаясь, стали руководствоваться принципом «Цель оправдывает средства». Именно эпоха Возрождения и гуманизма стала, как ни странно, временем наиболее разнузданной охоты на «ведьм» и «колдунов», находивших смерть на кострах. Именно конец XV столетия ознаменовался расцветом инквизиции. Римские папы и окружавшие их кардиналы соревновались друг с другом в порочности, стяжательстве и властолюбии, убивая соперников и делая герцогами своих внебрачных детей. Наиболее проникшиеся идеями Возрождения и гуманизма римские папы, такие, как Пий II и Сикст IV, беззастенчиво обирали свою паству ради создания шедевров искусства Ренессанса (в частности, Сикстинской капеллы).

Джоконда. Худ. Леонардо да Винчи

Платон и Аристотель. Худ. Рафаэль Санти

2. Реформация Католической церкви

• На ваш взгляд, какие положительные и какие отрицательные духовные явления привнесла в жизнь европейцев эпоха Реформации? • Сделайте вывод: Возрождение и Реформация — это прогресс культуры или упадок духовности?

Сильная королевская власть, утвердившаяся к концу XV в. в Англии, Франции и Испании, с успехом боролась с притязаниями римских пап. Германия, остававшаяся раздробленной, со слабой императорской властью, была менее удачливой.

Римские папы не без иронии называли её своей «дойной коровой», выжимая из страны всё, что возможно. Но именно в Германии разразилась гроза, раз и навсегда расколовшая религиозное единство Западной Европы. Вызов римскому папе Льву X Медичи (сыну знаменитого Лоренцо Великолепного, приватно именовавшему христианство «доходной басней»), 31 октября 1517 г. был брошен монахом-августинцем Мартином Лютером. Сначала Лютер выступил против торговли индульгенциями. Написанные им «95 тезисов» против индульгенций задевали авторитет папства, а отказ Лютера отречься от своих взглядов сделал конфликт предельно острым. Папа и монах отлучили друг друга от Церкви. На сторону Лютера перешли многие немцы — от крестьян до герцогов.

В дальнейшем Лютер и его ученики разработали новые религиозные постулаты, составившие систему протестантизма, или лютеранства. Полного отказа от прежнего вероучения не было, поэтому борьбу сторонников Лютера против католицизма принято называть Реформацией. Основными новшествами стали оправдание человека перед Богом одной лишь верой (а не поступками), удаление из храмов икон и распятий (под предлогом борьбы с идолопоклонством), отказ от монашества (сам Лютер женился на расстриженной монахине).

Богослужение должно было совершаться на родном языке, Церковь лишалась своих богатств. Последнее обстоятельство привлекало к идеям Лютера зарождавшуюся в Европе буржуазию, ведь протестантизм избавлял её от уплаты церковной десятины.

Некоторые из последователей Лютера пошли дальше своего учителя. Французский протестант Жан Кальвин, поселившийся в Швейцарии, дополнил систему лютеранства учением о предопределении. По мнению Кальвина, Бог заранее избирает из числа верующих людей небольшое количество тех, кто спасёт свою душу и попадёт в рай (причём выбор этот делается Господом вне зависимости от их личных качеств). Остальные обречены на вечную гибель в аду и не способны спастись, несмотря ни на какие усилия. Видимым свидетельством избранности того или иного человека Кальвин признавал лишь его материальное процветание. Поэтому сторонники кальвинизма всеми силами стремились разбогатеть, считая высшей добродетелью бережливость.

В Англии, напротив, Реформация приняла гораздо более умеренный характер. Король Генрих VIII, раздражённый отказом римского папы благословить его развод с супругой, в 1534 г. провозгласил начало Реформации в своём королевстве. Монарх объявил себя главой английской церкви, закрыл монастыри, конфисковал церковное имущество, но настоял на сохранении безбрачия священников и традиционной церковной иерархии. Оформившаяся таким образом Англиканская церковь стала компромиссом между католицизмом и протестантизмом.

3. Контрреформация

• На ваш взгляд, Контрреформация — это борьба идей или война за власть и богатство? • Сделайте вывод: Возрождение и Реформация — это прогресс культуры или упадок духовности?

Распространение реформационных идей вызывало ожесточённое сопротивление со стороны Католической церкви — Контрреформацию. Протестанты подвергались как церковному отлучению, так и физической расправе со стороны католиков. В 1540 г. римским папой был утверждён устав ордена иезуитов, члены которого, подчиняясь лишь непосредственно папе, должны были отстаивать прежние ценности. Католическая церковь неоднократно издавала «индексы» — списки запрещённых к чтению и распространению книг. Сторонники Реформации практиковали те же методы борьбы, сжигая на кострах не только католиков, но и расходившихся с ними во взглядах протестантов. Кальвина, особо рьяного в преследовании инакомыслящих, запретившего азартные игры, танцы и театр, называли даже «женевским папой».

Варфоломеевская ночь (убийства католиками протестантов ). Фрагмент. Худ. Ф. Дюбуа

В некоторых странах противоборство между сторонниками разных направлений в христианстве вылилось в настоящие религиозные войны. Междоусобицы в Германии завершились подписанием в 1555 г. Аугсбургского религиозного мира, закрепившего принцип «Чья власть, того и вера» (подданные должны были следовать убеждениям своего монарха). Францию религиозные войны сотрясали на протяжении второй половины XVI в. Наиболее кровавым их эпизодом стала печально знаменитая Варфоломеевская ночь 1572 г., в ходе которой было перебито более 30 тыс. французских протестантов (гугенотов). Лишь Нантский эдикт короля Генриха IV, бывшего гугенота, предоставил в 1598 г. французским протестантам свободу вероисповедания.

Конфессиональный (церковный) раскол охватил всю Западную Европу. Идеи Лютера восторжествовали на севере Германии и в Скандинавских странах; последователи Кальвина утвердились в Швейцарии, Голландии, Шотландии и на юге Франции; в Англии было провозглашено англиканство. Оплотом католицизма оставались юг Германии, север Франции, Италия, Пиренейский полуостров, Польша.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

Для эпохи Возрождения и Реформации характерны как великие духовно-нравственные поиски, так и распространение принципа «Цель оправдывает средства».

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Немецкий философ и экономист К. Маркс. XIX в.

Немецкий философ М. Вебер. XIX в.

Самые общие, глубинные причины, вызвавшие Реформацию, связаны с разложением феодального способа производства, зарождением новых, капиталистических отношений и новых классов, обострением социально-политических противоречий. Реформация являлась первым ударом по феодализму… Для того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношения, нужно было сорвать с них ореол святости.

Можно считать характерным, что среди прозелитов французских гугенотских церквей преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы, ремесленники), причём это положение сохранилось и в период преследований гугенотов. Уже испанцам было известно, что «ересь» (то есть нидерландский кальвинизм) способствует развитию «торгового духа».

• Сравните две позиции по причинам развития капитализма и религиозной Реформации: в чём они противоречат друг другу?

• Предложите свою формулировку проблемы на основании этого противоречия и сравните с вариантом авторов (с. 335).

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

• Найдите решение проблемы урока на основании текстов источников и исторических исследований. Для этого заполните таблицу.

 

Доказательства в пользу того, что

развитие капитализма было причиной Реформации

Реформация была причиной развития капитализма

Выводы и обобщения историков-исследователей

  

Факты, содержащиеся в источниках

  

1. Источники о Реформации

• С помощью источников заполните таблицу и сделайте вывод: что следствие, а что причина — капитализм или религиозная Реформация?

Ж. Кальвин. О христианской жизни

Об авторе. Кальвин Жан (1509-1564) — французский богослов, реформатор Церкви, основатель кальвинизма.

Об источнике. «О христианской жизни» — фрагмент главного сочинения Жана Кальвина «Наставление в христианской вере». Идея подражания Христу у Кальвина предполагает путь совершенствования христианина в миру, а монашеские аскетические правила раскритикованы. Святость мыслится не как отказ от земных благ, а как пользование многообразными дарами земного бытия на началах евангельской справедливости.

Первое требование заключается в том, чтобы люди, пользующиеся благами этого мира, любили его так же мало, как не пользующиеся; …покупающие — как ничего не имеющие, согласно предписанию св. Павла. Второе требование — научиться переносить бедность терпеливо и безропотно, а изобилием пользоваться умеренно.

Кальвин Ж. О христианской жизни. — М. : Протестант, 1995.

Пуританский (протестантский) проповедник Р. Бакстер

Об авторе. Бакстер Ричард (1615—1692) — английский пуританский проповедник и богослов. В Английской буржуазной революции XVII в. выступал на стороне парламента.

Если Бог указывает вам путь, следуя которому вы можете без ущерба для души своей и не вредя другим законным способом заработать больше, чем на каком-либо другом пути, а вы отвергаете это и избираете менее доходный путь, то вы тем самым препятствуете осуществлению одной из целей вашего призвания и отказываетесь быть управляющим от Бога. <…> Не для утех плоти и грешных радостей, но для Бога следует вам трудиться и богатеть.

Цит. по: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

Ч. 2. Профессиональная этика аскетического протестантизма.

Гл. 2. Аскеза и капиталистический дух.

2. Историки и политики о Реформации

• С помощью текстов заполните таблицу и сделайте вывод: что следствие, а что причина — капитализм или религиозная Реформация?

М. Вебер

Об авторе. Вебер Максимилиан Карл Эмиль (Макс Вебер) (1864—1920) — известный немецкий социолог, историк и экономист. Сторонник познания мира через социальное действие, которое он считал «атомом общественной жизни». «Протестантская этика и дух капитализма» — один из основополагающих трудов Макса Вебера, где он обосновывает теорию возникновения капиталистических отношений из протестантской этики.

Можно считать установленным, что протестанты как в качестве господствующего, так и в качестве подчинённого слоя населения, как в качестве большинства, так и в качестве меньшинства проявляли специфическую склонность к экономическому рационализму, которую католики не обнаруживали и не обнаруживают ни в том, ни в другом положении. Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

Л.С. Чиколини

Об авторе. Чиколини Людмила Сергеевна — доктор исторических наук, специалист по эпохе Возрождения.

Реформационное движение, отвечавшее интересам ранней буржуазии, части крестьян и горожан, оказалось в Италии не столь мощным и широким, как в Германии и Швейцарии… Там рано возникли условия для секуляризации философской и социальной мысли, сложились предпосылки для критики церкви благодаря Возрождению с его светским мироощущением.

Чиколини Л.С. Движения за реформу Церкви в Италии //История Европы. Т. 3. — М., 1993.

В.М. Володарский

Об авторе. Володарский Всеволод Мордухович — кандидат исторических наук, доцент учебно-научного центра зарубежной истории и кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историкоархивного института РГГУ. Специалист в области германистики и истории культуры. Занимается историей культуры Возрождения и историей Реформации.

Кальвин теологически санкционировал религиознонравственные стимулы энергичной деятельности индивида, его волевой закал, способствовавший, в частности, духу предпринимательства ранней буржуазии. Лютер развивал этику труда, отвечавшую интересам бюргерства («Человек рождён для труда, как птица для полёта»). Кальвин, подчёркивая, что труд — долг человека, выступал за сокращение числа праздничных дней. Оба реформатора нравственно возвышали труд. Решительнее Лютера Кальвин оправдывает накопительство: прибыль — дар Бога, хотя и испытание для человека. Строжайшая бережливость, расчёт, энергия — типичные добродетели предпринимательства — необходимы при «служении», к которому призван человек; если оно связано с капиталом, он должен расти, а не умаляться. Беднякам предписываются смирение в испытаниях и добросовестность в самом тяжком труде. Признаёт Кальвин и возможность рабства. Всё это было созвучно потребностям зарождавшейся буржуазии.

Володарский В.М. Реформация в Западной и Северной Европе.

Германия, Швейцария и Скандинавские страны //История Европы. Т. 3. — М., 1993.

А.И. Неусыхин

Об авторе. Неусыхин Александр Иосифович (1898-1969) — доктор исторических наук, профессор, специалист по социально-экономической истории Средневековья.

Как показывает профессиональная статистика европейских стран со смешанным в отношении вероисповедания населением, капиталисты и предприниматели, а также квалифицированные рабочие большей частью являются протестантами, а не католиками. Этот, на первый взгляд поразительный, факт, по-видимому, легко поддаётся объяснению: достаточно указать лишь на то, что как раз самые богатые города Центральной Европы были в XVI в. на стороне Реформации; потомки их зажиточных обитателей, принявших протестантизм, унаследовали их привилегированное экономическое положение. Из их рядов вышла значительная часть современных предпринимателей, которые и оказались, таким образом, по своему вероисповеданию протестантами.

Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. — М., 1974.

Н. Розенберг, Л. Бирдцелл

Можно утверждать даже, что не протестантизм создал капитализм, но что он сам был порождением капитализма. При этом критики Вебера имеют в виду, что протестантизм предложил ряд верований, превосходно подходивших и крайне лестных для удачливых капиталистов, которые по этой причине и приняли их. Возможен и менее обидный аргумент: религиозные институты феодализма не отвечали религиозным и моральным нуждам новых торговцев, и этот вакуум заполнил протестантизм.

Розенберг Н., Бирдцелл Л. Как Запад стал богатым: экономическое преобразование индустриального мира. Новосибирск: Экор, 1995.

Р. Тоуни

Об авторе и источнике. Ричард Генри Тоуни (1880-1962) — британский экономический историк, христианский социалист. В российской историографии известен как учёный, поднявший вопрос о социальных предпосылках Английской революции XVII в. Его труд «Религия и становление капитализма» написан в 1926 г. В нём Р. Тоуни обосновывает мысль о том, что именно протестантизм заимствовал у капитализма терпимое отношение к риску, стремление делать прибыль, а не наоборот.

Дух капитализма стар как сама история и, вопреки некоторым утверждениям, не является порождением пуританства. Но он нашёл в ряде аспектов позднего пуританства источник энергии, который тонизировал и укрепил этот уже достаточно сильный дух.

Пер.: Tawney R. Religion a the Rise of Capitalism L.: Murrey, 1929.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница