Реформация мартин лютер и: Реформация в Германии — урок. История, 7 класс.

Запад: Реформация. Рождение современной Европы

Что такое Реформация? Благодаря школьным учебникам, а также книгам и фильмам перед глазами встают картины: бунты против разбогатевшей церкви, наживавшейся на суевериях невежественных людей, борьба аристократов за власть, жестокие войны между католиками и протестантами, суровое подавление любого инакомыслия, лучший символ которого — костры инквизиции. Хотя эти ассоциации и не лишены смысла, они не дают истинного представления о Реформации — длительном процессе реформирования западного христианства, в результате которого европейское общество приобрело свои современные очертания. Об этом — седьмая лекция из цикла «Запад»: «Реформация: рождение современной Европы».

Лектор — Анна Серёгина, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН.

Основные тезисы лекции:

  • Реформация была не отдельным событием, а большим процессом, и глав­ной её задачей было изменить сообщество верующих. И като­лики, и протестанты шли параллельным курсом; их главные усилия были направлены именно на воспитание людей — подданных своих государей и добрых христиан, осознанно относившихся к своей вере, знавших основные положения её учения, строго контролировавших своё поведение на публике и в семье. Такое воспитание потребовало массо­вых проповеднических кампаний и создания новой системы европей­ского образования.

  • Раскол некогда общего христианского сообщества на конкурирующие конфессии принёс с собой конфликты — кровавые войны, преследова­ние религиозных меньшинств, поток полемической литературы, авторы которой записывали своих противников в служителей сатаны. Тем не менее главная христианская добродетель — любовь к ближнему — отнюдь не была забыта, хотя этот ближний теперь мог принадлежать к иной конфессии.
    Католикам и протестантам многих стран — Англии и Шотландии, Франции, германских княжеств, Речи Посполитой, земель Габсбургов и других — пришлось научиться жить рядом друг с другом. История Реформации — это вовсе не одно бесконечное противостояние, но чередование всплесков враждебности с периодами мирного сосуществования.

  • Именно Реформация определила облик современной Европы. Прине­сённые Реформацией конфессиональные различия сказались на евро­пейской культуре — на облике храмов, живописи, музыке, литературе. Конфессиональное деление оказало большое влияние на общество и политическую культуру. Рождавшиеся в раннее Новое время нацио­нальные государства принимали отчётливые конфес­сиональные очертания: так, например, Британия мыслилась как протестантское госу­дарство, а Испания, Франция или Бавария — как католические. Так Реформация очерчивала знакомые нам политические границы европейских стран.

 


СМОТРЕТЬ ПОЛНОЕ РАСПИСАНИЕ


 

К лекции «Реформация: рождение современной Европы» сотрудники Российской
государственной библиотеки подготовили мини-выставку из фондов РГБ.
Выставка посвящена инициатору и идейному вдохновителю Реформации —
Мартину Лютеру (1483—1546). На ней представлен автограф Лютера, Библии,
изданные в его переводе на немецкий язык, портреты Лютера
и его соратника Филиппа Меланхтона.

 

Портрет Мартина Лютера. Гравюра офортом и резцом Себастьена Пинзио. Середина XVIII века.
Отдел изоизданий РГБ

Иконографически портрет восходит к работам Лукаса Кранаха Старшего, хотя портретные черты несколько изменены.

Лукас Кранах Старший (1472—1553) — знаменитый немецкий художник, будучи сторонником Реформации и другом Лютера, создал достаточно большое количество портретов Лютера и Меланхтона. Позднейшие их портретные изображения воспроизводят, в основном, иконографические типы Кранаха.

 


Портрет Филиппа Меланхтона.
Гравюра резцом монограммиста HG.
Конец XVI века.
Отдел изоизданий РГБ

Данный лист является копией в обратную сторону гравюры Генриха Альдегревера (1540), сделанной по живописному оригиналу Лукаса Кранаха Старшего (1532). Представляет собой один из распространённых иконографических типов Меланхтона.

Филипп Меланхтон (1497—1560) — сподвижник Лютера, немецкий теолог, педагог, систематизатор лютеранской теологии.

 


Мартин Лютер.
Письмо к Иоахиму II, маркграфу Бранденбургскому.
Виттенберг, 2 мая 1545 года. Немецкий язык.
Немецкое канцелярское письмо. Автограф.
Отдел рукописей РГБ

Письмо от 2 мая 1545 года адресовано курфюрсту Бранденбурга Иоахиму II Гектору (1505—1571). Иоахим II с отроческих лет был лично знаком с Лютером и являлся активным сторонником идей Реформации. При нём в 1539 году в Бранденбурге была проведена церковная реформация.

В данном письме Лютер сообщает курфюрсту о получении от него верительной грамоты для Иоганна Агриколы, но отказывается от встречи с ним. Речь идёт о конфликте, возникшем между Лютером и протестантским теологом Иоганном Агриколой (Шнайдером) (1494—1566), которому Иоахим II покровительствовал, и о попытке курфюрста примирить оппонентов.

Сокращение «E. K. F. G.», которое Лютер использует в письме, раскрывается как «Euer Kurfürstliche Gnaden» — «Вашей Курфюршесткой Милости» и является характерной особенностью писем Мартина Лютера.

На оборотной стороне листа рукой Лютера указан адресат письма, там же имеется запись неустановленного лица о том, что документ написан рукой Мартина Лютера.


Библия. Полное Священное Писание. Виттенберг, 1541.
Biblia: Das ist: Die gantze Heilige Schrifft / Deudsch Auff New zugericht. D. Martin. Luther… — Gedr
ückt zu Wittemberg : Durch Hans Lufft, 1541.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное в Виттенберге Гансом Луффтом в 1541 году.

Перевод Библии стал выдающимся явлением в истории Реформации и немецкого народа. Текст Библии лёг в основу формирования общенационального немецкого языка.

Иллюстрированное издание в ренессансном стиле украшено гравированными на дереве рамками, сделанными неизвестным мастером. Иллюстрации — гравюры на дереве мастера «MS» (Мельхиора Шварценберга) и мастерской Лукаса Кранаха Старшего.

Особую ценность экземпляру придаёт ручная раскраска — иллюминирование, сделанное темперой. На обоих титульных листах запись иллюминатора: «Baltzer Kinast Illummenist» — «Иллюминировал Бальтазар Кинаст».

Ксилографическая рамка титульных листов воспроизводит знаковые события Ветхого и Нового Завета, представленные в контексте учения Лютера об оправдании верой. Перед нами один из примеров попыток перевода протестанских догматов на язык изобразительного искусства.







Библия. Полное Священное Писание на немецком д-ра Мартина Лютера. Виттенберг, 1589—1590.
Biblia Das ist, Die gantze Heilige Schrifft, Deudsch. D. Martin Luther. — Wittemberg: Gedr
ückt durch M. Johan Krafft, 1589—1590.
Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ

Полное издание Библии на немецком языке в переводе Мартина Лютера, напечатанное в Виттенберге Иоганном Краффтом в 1589—1590 годах. Иллюстрации — гравюры на дереве, раскрашенные акварелью и творёным золотом, работы Ганса Брозамера и Иоганна Теуфеля.

Переплёт XVI века работы Томаса Крюгера. На нижней крышке переплёта два тиснёных портрета: Мартина Лютера и Филиппа Меланхтона в полный рост. Иконографически восходят к живописным портретам кисти Лукаса Кранаха Старшего.

Мартин Лютер и Филипп Меланхтон представлены в портретах на переплёте как учёные мужи, фигуры их отличаются монументальностью. Оба держат в руках открытые книги с напечатанным в них текстом, причём читать этот текст надо перевернув вверх ногами — как бы их глазами. В книге Лютера помещён текст из пророка Исайи (30:15) на латинском языке: «В тишине и уповании крепость ваша.

Мартин Лютер». В книге Меланхтона — цитата из Послания к Римлянам Апостола Павла (8:31): «Если Бог за нас, кто против нас? Молитва и труд. Филипп Меланхтон».

На портрете Лютера вверху изображены путти, которые держат блазоны: слева с гербом Саксонских курфюрстов в виде перекрещенных мечей, а справа с эмблемой Лютера —  розой. На портрете Меланхтона вверху слева эмблема Меланхтона — медный змий, справа герб Саксонии с рутовой перевязью. Портреты раскрашены масляными красками.







Мартин Лютер // Библия. Полное Священное Писание на немецком д-ра Мартина Лютера. Виттенберг, 1589—1590.

Научно-исследовательский отдел редких книг РГБ


Памятник Мартину Лютеру в Виттенберге. Гравюра на стали Альбрехта Шультхайса (1823—1909). Третья четверть XIX века.

Памятник Мартину Лютеру установлен на Рыночной площади Виттенберга в 1821 году. Скульптор — Иоганн Готфрид Шадов, директор берлинской Академии художеств. Автор постамента — Карл Фридрих Шинкель, ведущий мастер «готического» романтического историзма в немецком зодчестве.
 

 

два видения христианской перспективы общественного развития

вернуться к списку новостей

Реформация стала знаковым событием в жизни Европы, проложив своеобразный интеллектуальный и духовный водораздел между историей Средневековья и Нового времени. Именно в это время обнаружились тенденции, которые стали определяющими для общества на многие века вперед. Реформация принесла духовное освобождение от тисков феодального строя. Правда, несмотря на популистские представления, она была явлением неоднородным. Английский богослов Алистер МакГрат в своем произведении «Интеллектуальные истоки Европейской Реформации» отмечает: «Целую европейскую Реформацию нужно рассматривать как следствие сложного и многогранного ряда микро-реформаций, каждая из которых опиралась на местное понимание теологических источников и методов и чье будущее взаимодействие определило контуры макро- реформации вообще» [5, с. 7]. То есть внутри самой Реформации было много течений, которые возлагали свою цель в построении идеального общества, основанного на христианских принципах, но предлагали различные способы достижения этой цели.

В сегодняшнем исследовании мы обратим внимание на две исторические фигуры, сыгравшие важную роль в реформационных процессах в Германии: Мартина Лютера и Томаса Мюнцера. Один из них представлял магистральное реформационное направление, второй — радикальное. Некоторое время они выполняли совместную работу, а потом их взгляды на перспективу общественного развития резко разошлись. Оба чувствовали, что протест против официальной церкви приведет не просто к локальным изменениям, это обернется крахом всего строя, в котором Европа жила до этого времени. Лютер видел свое призвание в изменении духовного климата в обществе, в обращении мыслей людей к библейской вере, свободной от старых форм и предубеждений. Мюнцер выступал скорее практиком, «пророком новой эпохи», и поэтому библейская традиция в его взглядах трансформировалась в призывы к активной перестройке классового устройства. Лютер и Мюнцер задали для общества своего времени дихотомию между реформацией и революцией. Для нашего поколения, что также стоит перед духовным самоопределением, это прекрасная возможность усвоить урок из прошлого. Собственно, цель нашего исследования заключается в сравнении этих двух перспектив и попытке ответить на вопрос: какая мировоззренческая позиция больше соответствовала духу Священного Писания и оказалась исторически более жизнеспособной и перспективной?

Между Мартином Лютером и Томасом Мюнцером было много общего. Оба происходили из Саксонии, оба в молодом возрасте избрали духовный путь, оба в свое время увлекались христианской мистикой и аскетикой. Кстати, именно с этого увлечения и выросла одна из фундаментальных реформационных идей — возможность личного общения с Богом, без использования церкви и духовенства в качестве посредников. Их пути пересеклись в Виттенберге. Лютер занимался здесь преподавательской деятельностью еще с 1508 года. Ревностный в своем посвящении Богу (а он был священником августинского ордена), он видел немало злоупотреблений в церкви. К открытому же выступлению с протестом Лютера побудила деятельность монаха Иоганна Тецеля, который продавал по городам Германии индульгенции для сбора средств на строительство собора Святого Петра.

Лютер. Реформация

95 составленных Лютером тезисов, направленных сначала архиепископу Альбрехту Майнцскому, молниеносно распространились в народе через печатные листовки. В тезисах критиковались НЕ столько сама церковь или духовенство, сколько заведенные ими порядки (см. Тезис 50 — «Нужно учить христиан, что папа, если бы узнал о злоупотреблениях продавцов индульгенций, предпочел бы скорее сжечь собор святого Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своей паствы» [6, с. 10]). Но прецедент оказался резонансным: никто тогда не осмеливался говорить в таком тоне о руководящем общественном институте. Этот протест оказался той искрой, которая зажгла пламя Реформации. И молодой Томас Мюнцер, что тогда служил в Ютербози (тогда архиепископство Магдебургское) и уже произносил с кафедры резкую критику в адрес францисканцев, прибыл в Виттенберг тогда же, осенью 1517, и стал одним из горячих сторонников Лютера.

Лютер понимал, что он балансирует на краю пропасти: критика в церковь, и еще не от простого человека, а от университетского профессора, могла закончиться показательной казнью непокорного. «Лютер начал осознавать свою уязвимость более серьезно после того, как папа Лев Х настоял на приемлемости индульгенций, которые Лютер отвергал, и после того, как Иоганн Экк на Лейпцигском диспуте 1519 года спровоцировал его на заявление, что Констанцский собор допустил ошибку, осудив Гуса» [8, с. 13]. Если бы за спиной Лютера не стояли князья, он, возможно, отступил бы. Но молчаливое одобрение протеста со стороны властей придало ему смелости в противостоянии с церковной системой. В 1520 году во дворе Виттенбергского университета он сжег папскую буллу, в которой говорилось о его отлучении от церкви. Это событие стало толчком к написанию программного произведения «Обращение к христианскому дворянству немецкой нации». Эта работа, напечатанная в том же 1520 году, стала своеобразной программой виденья Лютером общественных изменений.

Если еще в 1517 году протест был просто взрывом эмоций, то теперь реформатор уже предлагает конкретные шаги. Лютер безжалостно критикует папскую власть и превышение ею своих духовных полномочий. Он защищает национальные интересы Германии, утверждая, что церковная система паразитирует на ресурсах европейских государств. Опять же, он не против церкви как духовного института, он скорее выступает за ее обновление. Римская курия не должна вмешиваться в светские дела, присваивать себе функцию тотального контроля над обществом. Это приводит Лютера, как мы уже заметили, к программе национального развития:

«В конце концов, немецкая нация, епископы и князья, сами должны позаботиться о христианстве и народ, который им доверен, чтобы управлять им и защищать его материальные и духовные блага от этих хищных волков, прикрывающихся овечьими шкурами и выдающих себя за пастырей и руководителей» [6, с. 32]. Ключ к духовному возрождению общества находится, согласно Лютеру, в обращении к Священному Писанию и принципам, изложенных в нем. Он предлагает 27 рекомендаций, что существенно ограничивают произвол духовенства и благодаря которым моральный климат в стране может оздоровиться. Особое внимание реформатор обращает на просвещение молодого поколения, понимая, что новые люди с новым мировоззрением будут эффективно творить будущие общественные преобразования. «Прежде всего в высших и начальных школах предпочтение должно отдаваться ординарным лекциям из Священного Писания, а для детей — из Евангелия» [Там же, с. 77]. «Любой университет, где не изучают беспрестанно Слово Божие, ведет в погибель, поэтому мы и видим, что за люди сейчас в университетах и как они такими становятся» [Там же, с. 78]. Он призывает поощрять развитие аграрного хозяйства: «Я глубоко убежден в том, что гораздо набожней было бы приумножать земледелие и сокращать торговлю. Достойны похвалы те, кто, в согласии с Писанием, обрабатывают землю и этим добывают себе пропитание» [Там же, с. 84]. Возможно, торговые операции ассоциировались у Лютера с финансовыми махинациями, поэтому он отмечает труд на земле как более ценный. Но стоит обратить внимание на сам принцип: каждый человек должен чувствовать ответственность за собственное благополучие, благополучие своей семьи и государства. А государство, в свою очередь, создать условия для такой работы.

Из «Обращения» видно, что оно ориентировано в первую очередь на немецких князей, которые устали от засилья церкви в своих владениях. Именно их Лютер считал наиболее дееспособным слоем в стране, способным инициировать общественные изменения. Но вместе с тем он предвидел и духовное пробуждение простых людей. Лютер исходил из реалий существующего строя и предлагал лишь ограничить бесконтрольную власть традиционной церкви, а не сломать устоявшуюся сословную систему. Были же люди, что хотели более радикальных изменений, которые понимали свое призвание в полной перестройке общества. Они выступали за расширение прав низших сословий и часто брали на себя роль проводников их интересов, хотя не всегда были выходцами оттуда. В этом плане показателен пример Томаса Мюнцера.

Мюнцер. Революция

Итак, Мюнцер начинал свой реформационный путь как один из соратников Лютера. В 1520 году он, как священник, был рекомендован самим Лютером в приход в город Цвиккау (Саксония). Ему, порывистому и горячему, были гораздо ближе взгляды Андреаса фон Боденштейна (Карлштадт), преподавателя Виттенбергского университета, поддерживающего протест против официальной церкви, «одного из тех людей, нередких среди немцев, которые от рождения склонны мрачно отвергать все установления и защищать то, что не принимают все другие, не имея при этом четких взглядов и здоровых убеждений» [7, с. 241]. Так же ему оказались близкими по духу «цвиккаунские пророки» Николаус Шторх, Томас Дрехзель и Маркус Штюбнер, что уже тогда проповедовали в городе, подстрекая народ к активным действиям. Мюнцер сам вдохновлялся работами мистиков Иоганна Таулера (1300-1361) и Генриха Сузо (1297-1366), защищавших возможность личного общения человека с Богом, и просто сделал следующий логический шаг: значит, каждый простолюдин имеет права личного священства. А почему тогда простолюдины угнетенные и властью церкви, и властью князей?

Идея равенства прав всех людей, к которой европейское общество дорастет гораздо позже, вылилась в сознании Мюнцера в стремление изменить существующий порядок с помощью революции. Он присутствовал на уже упоминавшемся нами Лейпцигском диспуте 1519, горячо соглашался с сомнениями Лютера в непогрешимости папства и слышал, как Иоганн Экк обвинил реформатора в соблюдении еретических взглядов Уиклифа и Гуса [2, с. 285]. Мюнцер в тот момент мог вспомнить гуситские войны, что полыхали в Богемии столетие назад (1419-1434), как вдохновенный пример вооруженного сопротивления власти официальной церкви. А город Цвиккау было близко к границе с Богемией, поэтому здесь подобные ассоциации могли упасть на благодатную почву. Именно от времени служения в Цвиккау мистика и революция стали определяющими векторами мировоззрения Томаса Мюнцера.

Неудивительно, что в апреле 1521 Мюнцер был изгнан из Цвиккау за радикализм проповедей. Далее его путь лежал в Прагу, где жители города встретили его с большим воодушевлением, как последователя и соратника Лютера. Именно здесь у него появляется один из программных документов, «Пражский манифест». Это произведение является письменным свидетельством сложившейся Мюнцером личной мировоззренческой позиции. Мюнцер резко критикует официальную церковь за то, что она сделала Библию непонятной для народа, ссылаясь на Ис. 29 и настаивает на «принятии свидетельства, которое Дух Святой посылает к вашим сердцам» [11, с. 4]. Он отходит от принципа «Sola Scriptura» и использует оборот «Слово Божье» для обозначения непосредственного вдохновения свыше. Это дало основу для развития его взглядов: религиозная экзальтация или даже личные убеждения теперь получили в его воображении Божественную санкцию. И хотя в «Манифесте» еще нет ярко выраженных побуждений к перестройке общества, но в Праге Мюнцер не тратит зря времени, изучая боевой опыт таборитов. Он знал, что это понадобится ему на родине для организации сопротивления. Вдохновленный теми отрывками Священного Писания, где говорится о милости Господа к обездоленным (книги Исаии и Иеремии), он понимал это как призыв к освобождению от феодальной зависимости низших слоев общества. В отличие от Лютера, что обращался к князьям, Мюнцер делал ставку именно на крестьянство, которое должно взрывом возмущения разрушить существующие общественные институты и построить новый порядок. Более того, он наверняка догадывался, какую силу может иметь этот взрыв. Еще с конца XV века беднота организовывалась в тайные «Союза Черевика», готовивших себя в качестве боевых отрядов. Еще свежи были в памяти немцев общественные выступления крестьянства 1476, 1493, 1503, 1513. Каждый раз власти удавалось заставить утихнуть революционные настроения путем жестоких репрессий. Но Мюнцер надеялся своими проповедями настроить народ к более решительным действиям.

Из Праги его заставили выехать уже в декабре того же 1521. Но с новым вдохновением он приступает к проповеднической деятельности в саксонском городе Альштедти. Пламенные выступления Мюнцера вдохновляют людей на общественные беспорядки, и в марте 1524 разъяренная толпа разрушает часовню в Малербасе, устраивая погром культового имущества. Лютер, следя за деятельностью своего бывшего коллеги, только ужасался. Собственно, его безопасное пребывание в Вартбургском замке под защитой саксонских курфюрстов и было прервано широким распространением революционных идей в самом Виттенберге. В ситуации политической нестабильности Лютер становится чуть ли не единственным, кто предусматривает всю опасность превращения духовной Реформации в общественную революцию. Поэтому он начинает побуждать представителей власти к активным действиям. В своем «Письме к князьям Саксонии относительно повстанческого духа» (датирован июнем 1524) реформатор пишет: «Бог будет требовать ответа от вас, почему вы пренебрегли возможностью привести в действие меч, который для того и был доверенный вам» [10, с. 4]. Альштедт уже становится очагом революции, «союз избранных» во главе с Мюнцером разрастается в арифметической прогрессии. Во время инспекции князьями этого города в июле 1524 Мюнцер не стесняется в знаменитом толковании на Дан. 2 прямо с кафедры провозгласить ряд провокационных тезисов. Обвинения были направлены против священников официальной церкви, которые освящают и благословляют существующий порядок. В камне, что разрушил истукана (см. Дан. 2), проповедник видел изменение общественного строя, что уже, по его мнению, полным ходом осуществляется силами народа. Поэтому он ультимативно призвал князей присоединиться к этому процессу: «Что вы должны делать с мечом? А вот что: выгнать тех злых людей, которые пренебрегают Евангелием [имеются в виду церковники], сбросить их, если хотите быть добрыми Божьими слугами, а не дьяволами» [12, с. 13]. Но это уже было слишком. Хотя проповедь позволили напечатать, Томас Мюнцер стал persona non grata во владениях саксонских князей.

Революционер находит пристанище в имперском городе Мюльхаузен, где переходит к конкретным шагам воплощения в жизнь своей программы переустройства общества. В сентябре 1524 было опубликовано 11 пунктов, что поставили магистрат города перед конкретными требованиями: покорить судопроизводство требованиям Божьих заповедей и «святому Божьему Слову» (что было в Мюнцера, как мы помним, эквивалентом «вдохновение сверху»), строго наказывать общественные недостатки и бесчинства, улучшить условия жизни тех, кто живет за чертой бедности. Лишь ценой невероятных усилий магистрату удалось противостоять такому влиятельному лидеру, как Мюнцер. Но пламя войны уже было воспаленное — в Германии разразилась революция, которая, по свидетельствам исследователей, стала самой масштабной в истории Европы вплоть до времен Великой Французской 1789 года. Крестьяне организовывались в боевые отряды, громили и грабили монастыри и крепости феодалов. Томас Мюнцер с ближайшими соратниками координировали этот процесс, пытаясь слить эти локальные взрывы народного недовольства в единое безудержное течение. Мюнцер ездил с проповедями по Центральной и Южной Германии, вдохновляя восставших. «Дело преодоления зла и злых Мюнцер имел целью, на которую и должна быть направлена деятельность «избранных». Это борьба добрых против злых, то есть борьба социальных низов против верхов. Активная вера для него — это революционный процесс по достижению нравственного совершенства как реализация воли Бога по созданию Царства Божьего. При этом Мюнцер отказывал в праве участвовать в этих преобразованиях социальным верхам» [3, с. 255]. Если еще в «Проповеди перед князьями» он призвал чиновников присоединиться, то после вооруженного выступления масс об этом не могло быть и речи.

Этим духом пропитано «Статейное письмо», который стал политической программой объединения восставших. Большинство исследователей согласны с тем, что этот документ был составлен в близких к Мюнцеру кругах в конце 1524 — начале 1525 и, если даже не был написан им самим, то отражал его взгляды. «Статейное письмо» по духу было ультиматумом конкретным опорным пунктам феодалов, монастырям и городам, к которым приближались боевые отряды. В нем выражалось желание осуществить социальный переворот «по возможности без кровопролития» (хотя все прекрасно понимали, что без этого не обойдется) и повторялся призыв к власть имущим «присоединиться к христианскому братству» (а эта идея, скорее всего, была позаимствована у гуситов, получив своеобразные классовые окраски). Тем, кто откажется это сделать, грозило, по тексту документа, «светское отлучение». Это означало невозможность быть членом нового общества — с «отлученными» не стоит «ни есть, ни пить, ни купаться, ни молоть, ни рыбачить, ни пахать, ни защищать, также не привозить для них и не доставлять им ни еды, ни напитков, ни дров, ни мяса, ни чего-либо другого» [13]. Несмотря на масштабное общее виденье, эта программа оказалась все же слишком неконкретной. Но в разгар войны было не до продумывания деталей. Мюнцер был вдохновлен разрушением старого строя больше, чем планированием будущего. Видимо, он в очередной раз решил доверить этот вопрос «руководству Духа».

После нескольких поражений князья усвоили горькие уроки политики умиротворения и перешли к наступательным действиям. Именно тогда, когда военная кампания была в самом разгаре, Лютер написал очередной памфлет «Против убийственных и грабительских шаек крестьян» (апрель 1525), который стал выражением его гражданской позиции. Светское могущество, утверждал он, не может существовать без неравенства, каждый должен выполнять свой долг: дворяне должны следить за порядком, а крестьяне подчиняться власти на основе Евангелия. Лютер остался верен идеологической линии, указанной еще в «Обращении к христианскому дворянству» 1520: реформаторские изменения должны начаться с верхов. При этом можно понять данную им теологическую санкцию на жестокую расправу с восставшими: «Сейчас наступило такое странное время, что князь скорее может заслужить благоволение небес кровопролитием, чем другие люди молитвой» [9]. В полемическом разгаре Лютер удался даже к такому противоречивому утверждению, что погибшие в борьбе с восставшими солдаты — мученики в глазах Божиих.

Попытка Томаса Мюнцера реализовать свою программу переустройства общества завершилась трагически. Повстанцы Центральной Германии, управляемые Мюнцером, начали стягивать свои силы в городок Франкенхаузен — по разным оценкам, их собралось от 6000 до 8000 человек. Они ожидали подмоги с юга, но оказались осажденными войсками князей. Религиозной экзальтации без умения воевать оказалось недостаточно. «Около пяти тысяч крестьян были уничтожены, только 600 взято в плен. Раненый Мюнцер был передан Эрнсту Мансфельдскому [главнокомандующий княжеской армии] и подвергнут пыткам. Мюльхаузен на унизительных условиях сдался на милость победителей. 54 человека, в том числе и Мюнцера, казнили. Этой победы князей было достаточно, чтобы по всей Тюрингии и в соседних землях отряды повстанцев стали постоянно таять. Если пламя восстания не распространилось дальше на Север и Восток, то в большей степени из-за разгрома под Франкенхаузеном» [4, с. 362].

Германия была истощена этой войной. Экономика оказалась в глубоком кризисе. Не хватало людей вести сельское хозяйство — современные исследователи подсчитывают, что из примерно 200 000 крестьян, принимавших участие в беспорядках, в живых осталось меньше половины. Нужно было восстанавливать страну. Выступления радикалов нанесли болезненный удар авторитету Реформации. Написанный резким строгим тоном, полный полемических выпадов трактат Лютера «Против убийственных и грабительских шаек крестьян» задержался в печати и вышел как раз во время ужасной резни, которая сопровождала подавление народных волнений. Лютер написал другой трактат, в более умеренном духе, но уже было поздно. «Это произведение уже осталось незамеченным, — с грустью констатирует исследователь Роланд Бэйнтон, — а знаменитые слова Лютера «колите, рубите и душите» запятнали его репутацию. Крестьяне обвиняли Лютера в измене их дела, а князья-католики в то же время сделали его ответственным за все беспорядки» [1, с. 275].

Выводы

Итак, программы общественных преобразований Мартина Лютера и Томаса Мюнцера были внедрены в жизнь в течение первых лет европейской Реформации. Какая же из них оказалась более жизнеспособной, задала более длительный вектор развития? Которая была ближе к духу Священного Писания? Очевидно, что программа Лютера была более длительной, но реальной именно для тех условий, в которых находилось европейское общество. Программа Мюнцера содержала много положительных компонентов (внимание к низшим слоям населения, борьба за равенство прав), но с самого начала стала проигрышной по следующим причинам:

Возможно, и Лютер допустил много ошибок в полемическом запале. Но его удержал на магистральном пути провозглашенный им принцип «Sola Scriptura». В этом он оказался дальновиднее: изменения в обществе должны состояться благодаря мировоззренческим изменениям, обращению к ценностям Священного Писания. Так же и раннехристианская церковь, руководствуясь советами апостола Павла в Рим. 13: 1-8, не призывала своих адептов к государственным переворотам и свержения существующего строя. Благодаря их истинному посвящению и ревностной миссионерской работе изменилось само римское общество. Уже в IV веке император Константин должен был считаться с тем, что значительная часть его подданных — христиане. В этом урок и для современной Украины. Постепенно Реформация приносит больше пользы, чем стремительная революция. Если нация обращается к библейским принципам и начинает внедрять их в жизнь, тогда перспективы будущего становятся для нее все более четкими.

Литература

Бейнтон Р. На сём стою. — Заокский: Источник жизни, 1996. — 400 с.

Бецольд Ф. История Реформации в Германии. — Том 1. — Спб: Издательство Л.Ф. Пантелеева, 1900. — 510 с.

Докаш В. Кінець світу: еволюція протестантської інтерпретації. — Київ-Чернівці: Книги-ХХІ, 2007. — 544 с.

История Европы с древнейших времён и до наших дней. В 8 тт. — Том 3. От Средневековья к Новому времени (конец XV — первая половина XVII в. ). — М.: Наука, 1993. — 656 с.

Мак-Грат А. Інтелектуальні витоки Європейської Реформації. — К.: Ніка-центр, 2008. — 344 с.

Мартин Лютер. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. — Спб: Роза мира, 2002. — 720 с.

Шафф Ф. История христианской церкви. — Том 7. Современное христианство. Реформация в Германии. — Спб: «Библия для всех», 2009. — 464 с.

Hendrix S. Martin Luther, the Reformer // The Cambridge History of Christianity. — Vol.6. Reform and Expansion, 1500-1660. — Cambridge University Press, 2008. — 752 p.

Luther M. Against the Tumultuous Peasants // Взято з: http://www.andydrummond.net/muentzer/PDFs/luther_against_tumultuous_peasants.pdf від 26.02.2017.

Luther M. Letter to the Princes of Saxony, Concerning the Rebellious Spirit // Взято з: http://www. andydrummond.net/muentzer/PDFs/luther_letter_princes.pdf від 26.02.2017.

Müntzer T. A Broadsheet from Prague // Взято з: http://www.andydrummond.net/muentzer/PDFs/praguemanifesto.pdf від 26.02.2017.

Müntzer T. Sermon Before the Princes // Взято з: http://www.andydrummond.net/muentzer/PDFs/sermonbeforeprinces.pdf від 26.02.2017.

The ‘Letter of Articles’ of the Black Forest Peasantry // Взято з: http://www.andydrummond.net/muentzer/PDFs/the_letter_of_articles_May_1525.pdf від 26.02.2017.

Богдан Коваль

Иллюстрация: vereinonline.org

  • Поделиться

далее

Реформація та Kонтрреформація: здобутки та наслідки

Мартин Лютер и Реформация (Видео)

Мартин Лютер, немецкий монах, впервые прославился своей критикой продажи индульгенций католической церковью в своем документе под названием «Девяносто пять тезисов». Затем он приступил к подрыву института Римско-католической церкви. После того, как Лютер бросил вызов Папе, заявив, что ни один человек не может быть совершенным толкователем Писания, он был отлучен от церкви. Он с помощью некоторых своих сверстников перевел всю Библию с латыни на немецкий, что сделало ее гораздо более доступной для публики.

Стенограмма

Талантливый провидец, прилежный реформатор, повстанец, классовый предатель, предтеча немецкого национализма, антисемит, пророк нацистской партии; все эти и другие эпитеты использовались для описания Мартина Лютера , немецкого монаха 16-го века, чье решение бросить вызов католической церкви привело к сейсмическим сдвигам в религиозном и политическом ландшафте Европы. Любимый или ненавистный, в зависимости от того, кого вы спросите, Лютер был насквозь разрушителем, с широко ощутимым влиянием. Протестантская Реформация , которую он начал, будет иметь как положительные, так и отрицательные последствия для возникновения европейских национальных государств и распространения «европейской цивилизации» за пределы европейского континента.

Лютер был прилежным исследователем и прилежным учеником христианского учения. К тому времени, когда он поступил в престижный университет Эрфурт в 1501 году, он уже заложил прочную основу латыни и основных положений католической доктрины. Завершив обучение до уровня магистра, он поступил в августинский монастырь Эрфурта в 1505 году. Через два года он стал священником.

Лютер в конечном итоге получил докторскую степень по богословию в новом университете Виттенбург , но именно во время учебы в докторантуре он был выбран представлять своих собратьев-монахов в миссии в Рим с 1510 по 1511 год, которая имела длительное влияние. на него. Орден августинцев был разделен на «соблюдающих» и «несоблюдающих» фракции, что указывало на их уровень приверженности строгим правилам ордена. Папа Юлий II объединил обе фракции в соответствии с компромиссным указом, но Лютер лично обратился к папству с просьбой о значимом разделении и признании правоты соблюдающей фракции. Однако Юлий уже отклонил петицию Лютера. Именно этот отпор пробудил в Лютере отвращение к тому, что он считал тревожно декадентской ленью в центре Католическая церковь , самая влиятельная религиозная организация в Западной Европе.

Лютер защитил докторскую диссертацию в Виттенберге в 1512 году и стал профессором библеистики, и многие из его учеников считали его эффективным лектором. Как профессор, он также смог опубликовать свои собственные труды по богословию, которые помогли ему прояснить свою позицию в отношении христианства. По сути, Лютер строго придерживался учения Августина, основателя своего монашеского ордена, который считал, что Библия вытесняет духовенство как высший авторитет в христианстве и что люди не могут достичь спасения через свои собственные дела, а скорее через Бога. один.

Но между взглядами Лютера и взглядами Ватикана назревал конфликт . К средневековью католическая церковь начала подчеркивать значение праведных дел для достижения спасения. Тем не менее, поскольку его определение того, что представляет собой «праведное дело», было открытым для двусмысленности, эта практика в конечном итоге стала порочной.

В 1513 году к власти пришел новый папа, и его папское имя было Лев X . Этому католическому лидеру понадобились огромные деньги, чтобы восстановить Собор Святого Петра в Риме. По сути, это восстановление было связано с полировкой коллективного эго папства, а не с возрождением христианства. Но Лео использовал предлог за предлогом, чтобы вымогать деньги у европейских прихожан на реставрацию. Одним из таких предлогов была выдача «индульгенций»: заявлений папы, купленных за деньги, которые утверждали, что облегчают бремя грешника, возносящегося на Небеса. Жадные до денег епископы буквально продавали индульгенции как товары, созданные из ничего, чтобы набить свои карманы и украсить свои роскошные здания.

Лютер был в ярости. Для него это была та же моральная распущенность, которую он ранее видел в Риме, расширенная до оскорбительной степени и ниспровергающая учение Августина. Поэтому он решил что-то с этим сделать. Первоначальной целью его гнева был доминиканский монах по имени Иоганн Тетцель , который бессовестно проповедовал, что письмо об индульгенции дает отпущение грехов. Поэтому Лютер написал собственное письмо: опровержение идеи индульгенций и подобных церковных злоупотреблений, которое он повесил на двери 9-го дома.0007 Виттенбергский собор , также известный как 95 тезисов . Они были нацелены на реформы, а не на восстание, но, тем не менее, представляли собой провокационную, возможно, повстанческую критику церковной власти. Тезис 86, например, ставит вопрос: «Почему папа, чье богатство сегодня больше, чем богатство богатейшего Красса, не строит базилику св. Петра на свои деньги, а не на деньги бедных верующих? ”

Лютер решил распространять экземпляры Тезисов, и благодаря варианту печатного станка с подвижным шрифтом, изобретенному Иоганн Гутенберг В 1439 году реформаторский текст Лютера начал быстро распространяться по всей Германии.

Последствия были глубокими. Вскоре Лютер столкнулся с лучшими умами римско-католической олигархии, и именно это положило начало протестантской Реформации. Когда Лютера вызвали в Рим для допроса церковными властями, Фридрих III Саксонский, принц территории Лютера, вмешался, чтобы переместить инквизицию в Аугсбург ; свидетельства того, что властное обращение с Лютером со стороны иностранных властей в Риме уже стимулировало своего рода немецкий протонационализм. В 1520 году папа вручил Лютеру Быку антихриста , пригрозив ему отлучением от церкви, если он откажется отречься от своих взглядов, заложенных в 95 тезисах. Лютер драматично дал свой ответ, сжег документ на городской площади Виттенберга.

Эскалация прошла быстро. Карл V , правитель Священной Римской империи , а также обширная Испанская империя призвали Лютера предстать перед Вормским сеймом в следующем году, где имперский представитель Иоганн Эк , помощник архиепископа Трира, потребовал, чтобы Лютер отверг «ереси», присутствующие в Тезисы и другие письменные работы Лютера, в которых они были разработаны. Лютер спокойно заявил о своем отказе в суде. В ответ католические власти в конце концов издали Вормсский эдикт , который объявил Лютера еретиком и запретил католикам владеть его сочинениями или обсуждать их.

Во всех германских княжествах общественная поддержка Лютера росла, и именно благодаря этой поддержке Вормский эдикт так и не вступил в силу в Германии. К 1525 году Лютер перевел Библию на немецкий язык и провел первое христианское богослужение в соответствии со своими теологическими взглядами. Он называл себя «пророком немцев», и его перевод Библии на немецкий язык фактически объединил немцев под одним диалектом их языка, поскольку раньше диалект немецкого языка варьировался в зависимости от княжества. Лютер опубликовал подробное публичное разъяснение лютеранской доктрины, также известной как Аугсбургское вероисповедание , 1530 год. Так началась лютеранская церковь : материнская церковь протестантской Реформации.

Несколько немецких князей, помимо Фридриха III, присоединились к новой церкви, признав ее практическую ценность как прикрытие для расширения своего политического и территориального соперничества с католическими правителями. Распространение Лютером протестантского движения вскоре помогло укрепить амбиции других, негерманских правителей, стремящихся бросить вызов Риму и поддерживаемым римлянами монархам. В 1534 году король Генрих VIII из Англии учредил протестантскую церковь Англии , что сделало его главой этой церкви и тем самым позволило ему развестись с Екатериной Арагонской и конфисковать имущество многих монастырей. В 1536 г. Норвегия объявила себя лютеранской, а Швеция последовала за ней в 1544 г. Ко времени смерти Лютера в 1546 г. конфликт между протестантизмом и католицизмом стал не только религиозным разногласием, но и поводом для территориальной войны между монархами и армиями разных веры. Из лютеранской церкви в конце концов возникло множество деноминаций и ответвлений, все под протестантскими знаменами.

Что сделало взгляды Мартина Лютера такими революционными? Дело было не только в том, что он заметил и отверг произвол Ватикана. В конечном итоге он отверг заявленную власть католических священников толковать Писание и служить проводниками к спасению. Лютер считал, что его сторонники являются настоящими авторитетами в толковании Библии; прихожане, а не священники, были вершителями своего спасения. Для Лютера и протестантов спасение зависело не от посещения церкви, послушания священнику или денежных пожертвований, а вместо этого от оправдания только верой через искупительную жертву и воскресение Христа. Более того, Лютер утверждал, что единственным авторитетным источником христианской веры является Библия; одним махом опровергнув законность папских и других учений, изданных католической церковью. Эти идеи отказывались от необходимости сложной, земной империи церковных зданий, чиновников и указов Ватикана. И, как мы видели, это также обеспечивало мощное религиозное прикрытие, под которым принцы и даже короли могли игнорировать требования Ватикана в отношении своих ресурсов и экспроприировать эти ресурсы для личного пользования.

Как и у всех влиятельных людей в истории, у Мартина Лютера были как положительные, так и отрицательные стороны — он был по-настоящему противоречивой фигурой, вдохновляющей любовников и ненавистников, каждый из которых имел веские основания для своих взглядов. Как строгий академик и теолог, он стремился вернуть христианству его истинное учение. Лютер, его убеждения и начатая ими протестантская Реформация позиционировали его не только как определяющую христианскую фигуру, но и как одного из первых зачинщиков немецкого национализма.

Давайте закончим контрольным вопросом:

Какое из следующих утверждений лучше всего объясняет, почему ранняя поддержка Фридрихом III Мартина Лютера была важна для развития протестантизма?

  1. В результате поддержки Фридриха Лютер получил личный эскорт из телохранителей и солдат, которые защищали его, когда он распространял свою веру в различных княжествах Германии.
  2. Фридрих посвятил часть своего состояния массовым тиражам письменных произведений Лютера.
  3. Поддержка обеспечила убежище, благодаря которому Лютер смог получить безопасный проезд на Вормский сейм и обратно, перевести Библию на немецкий язык и систематизировать лютеранскую доктрину.
  4. При поддержке Фридриха Лютер подал в суд на католическую церковь и получил разрешение Ватикана на проведение богослужений с использованием своего независимого христианского богословия.

Правильный ответ C.

Спасибо за просмотр и удачного изучения!

 

Вернуться к истории Видео

691828

Мартин Лютер и долгий путь к свободе совести

Осужденный Папой Львом X как еретик, Мартин Лютер защищал свои убеждения на Вормском сейме, имперском собрании, состоявшемся в апреле 1521 года.

Пожалуйста, будьте с уважением к авторскому праву. Несанкционированное использование запрещено.

Нет простого объяснения тому, почему 500 лет назад безвестный немецкий монах решил рискнуть всем и бросить вызов авторитетному учению католической церкви. Но забив 95 обвинительных заключений у дверей церкви Всех Святых в Виттенберге 31 октября 1517 года Мартин Лютер начал Реформацию, имевшую исключительный эффект. Намеренно или нет, но он опроверг многие основополагающие предположения западной культуры, спровоцировав революцию в области человеческой свободы, которая продолжает формировать современный мир.

По своей сути протест Лютера против церкви был теологическим, попыткой восстановить историческое значение христианского евангелия из того, что он считал законнической коррупцией. Путь к миру с Богом, настаивал Лютер, лежит не через добрые дела, религиозные ритуалы или схоластические рассуждения, а скорее через искреннюю веру в Иисуса Христа и Его искупительную смерть на кресте.

Тем не менее, защищая евангелие спасения «только верой», Лютер ввел в кровь Запада новый источник авторитета. На протяжении почти тысячи лет каждый европейский мужчина и женщина подчинялись двум видам власти: политической (короли, дворяне, магистраты) и религиозной (папы, соборы, епископы или их представители). Однако когда дело дошло до решения вопросов веры, Лютер обнаружил, что и то, и другое было глубоко ошибочным и ненадежным.

В этом заключалась суть защиты Лютером своих сочинений на Вормсском сейме в 1521 году. «Моя совесть пленена Словом Божьим», — сказал он своим обвинителям. «Я не могу и не буду ни от чего отрекаться, ибо идти против совести нехорошо и небезопасно. Вот стою». Отдельный верующий и его совесть, стоящая перед Богом и его Словом, — вот исповедание, переопределившее смысл веры и достоинство человеческой личности.

В процессе Лютер обнажил позор христианского мира: политическое общество, которое сохранило духовное единство посредством принуждения и насилия. Несогласие с православием было объявлено вне закона, ересь искоренена и наказана огнем и мечом. Например, папская булла 1520 года об отлучении Лютера от католической церкви обвиняла его в распространении 41 ереси и «вредных заблуждениях». Одной из предполагаемых ошибок было его мнение о том, что «сожжение еретиков против воли Святого Духа».

Предтеча Реформации Ян Гус был сожжен на костре за ересь в 1415 году. Лютер утверждал, что сожжение еретиков было «против воли Святого Духа».

Изображение из фотоархива North Wind / Alamy Stock Photo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Лютер не обращался к проблеме свободы совести в своих «Девяносто пяти тезисах» и никогда не разрабатывал политической теории, поддерживающей религиозный плюрализм. Но его письма и крупные труды не оставляют сомнений в том, что отец протестантской Реформации надеялся реконструировать весь средневековый подход к религиозной вере. Лютер предлагает свое наиболее полное рассмотрение этих вопросов в Светская власть: в какой степени ей следует подчиняться (1523), где он резко различал цели церкви и государства, ограничивая возможности правительства сохранением жизни и имущества.

«Ибо над душой Бог не может и не позволит никому властвовать, кроме Себя, — писал Лютер. — Поэтому, когда светская власть позволяет себе предписывать законы для души, она посягает на Божье правление и только вводит в заблуждение и губит души».

Отвергая идею христианского государства, Лютер утверждал, что государство не обладает ни компетенцией, ни мандатом с небес на вмешательство в духовные дела. «Душа не во власти кесаря,— писал он.— Он не может ни учить, ни направлять ее». , ни убить его, ни оживить». Другие реформаторы стремились к радикальному отделению церкви от государства, концепции, которую в конечном счете отверг Лютер, другие пошли еще дальше в защите прав всех верующих, даже еретиков и неверующих, в гражданской и политической жизни9.0003

Тем не менее, практически каждая важная защита религиозной свободы в 17 веке — либеральная политика Уильяма Пенна, Роджера Уильямса, Пьера Бейля и Джона Локка — принимала идеи Лютера как должное. «Единственный узкий путь, ведущий на небеса, известен магистрату не лучше, чем частным лицам, — писал Локк в г. вероятно, так же невежественны, как и я, и кто, конечно, меньше, чем я, беспокоится о моем спасении».

Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, когда скрывался в этой маленькой комнате в замке Вартбург после Вормского сейма, на котором он заявил: «Моя совесть пленена Словом Божьим».

Фотография ДЖЕЙМСА Л. АМОСА, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

В 18 веке Соединенные Штаты стали первой страной, закрепившей в своей конституции протестантскую концепцию прав совести. Джеймс Мэдисон, автор Первой поправки, был вдохновлен достижением Лютера. В письме к Ф.Л. Шеффера, датированного 1821 г., Мэдисон объяснял, что американская модель религиозной свободы «иллюстрирует превосходство системы, которая благодаря должному различию, проложенному гением и мужеством Лютера, между тем, что принадлежит Цезарю, и тем, что должно Бог наилучшим образом способствует выполнению обоих обязательств».

Когда после Второй мировой войны сформировалось современное движение за права человека, комитет общественных интеллектуалов признал Лютера в поисках философской основы для международного билля о правах. В их документе ЮНЕСКО 1947 года Реформация упоминается из-за ее «апелляции к абсолютному авторитету индивидуальной совести» как одно из исторических событий, в наибольшей степени ответственных за развитие прав человека.

Точно так же язык статьи 18 Всеобщей декларации прав человека — «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» — отдает дань уважения видению Лютера. Его главный автор, ливанский посол Чарльз Малик, делегат первоначальной Комиссии ООН по правам человека, также был учеником Реформации. «Самым священным и неприкосновенным в них являются умы и совесть людей, — писал Малик, — а не их принадлежность к тому или иному классу, той или иной нации или той или иной религии».

Сегодня католическая церковь, когда-то яростный противник свободы вероисповедания, является одним из самых энергичных ее защитников на мировой арене. «Человек требует гражданских свобод, чтобы он мог вести в обществе жизнь, достойную мужчины», — писал Джон Кортни Мюррей, архитектор II Ватиканского собора, поддерживающего права совести. «И это требование свободы от принуждения делается с особой силой в том, что касается религии». Здесь, кажется, тихая дань лютеровской революции: «Я буду проповедовать, учить, писать, но никого не буду принуждать силой, ибо вера должна приходить свободно, без принуждения».

Социальные реалии христианского мира — глубокая взаимосвязь церкви и государства — помешали Лютеру разобраться в последствиях своего политического богословия. Как только протестантизм стал общепризнанной верой, он одобрил применение силы против еретиков; его грубое обращение с евреями следовало плачевному образцу европейского христианства.

Тем не менее, моральное мужество и интеллектуальная последовательность инакомыслия Лютера не должны недооцениваться. Хотя Лютер и был несовершенным пророком человеческой свободы, тем не менее его голос был жизненно важен на долгом пути к более справедливому и плюралистическому обществу. В Лютере мы находим защитника человеческого достоинства, который бросил вызов силам религиозного угнетения и переосмыслил политические идеалы средневековой Европы.

В своем неповиновении Лютер бросил вызов совести Запада, как никто другой со времен Нагорной проповеди, столь же важный сегодня, как и полтысячелетия назад.

Джозеф Локонте — адъюнкт-профессор истории Королевского колледжа в Нью-Йорке и автор книги «Бог, Локк и свобода: борьба за религиозную свободу на Западе».

Читать далее

Ее любовь к вулканам вызвала научную революцию

  • Наука

Ее любовь к вулканам вызвала научную революцию

Катя Крафт путешествовала по вулканам по всему миру, чтобы раскрыть их тайны, запечатлеть их красоту и привлечь внимание к связанным с ними опасностям.

Посмотрите на необычную красоту обычного муравья

  • Журнал

Посмотрите на необычную красоту обычного муравья

С помощью своих чрезвычайно крупных планов фотограф надеется привлечь большее внимание к одному из самых успешных животных Земли.

Как определенные продукты снижают риск заболевания

  • Наука
  • Разум, тело, чудо

Как определенные продукты снижают риск заболевания

Многие продукты и питательные вещества связаны с уменьшением воспаления и снижением риска рака или диабет 2 типа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *