Глава 9 ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ. История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.]
Глава 9
ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ
9.1. Содержание понятия и периодизация эпохи
Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение — понятие более широкое, его используют для обозначения этого времени в целом. Реформация часто рассматривается как второй этап в развитии западноевропейского Возрождения и относится к странам Центральной и Северной Европы (Северное Возрождение).
Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс) восходит к XVI в., к работам итальянского художника и историка искусства Дж. Вазари. Содержание этого понятия формировалось на протяжении трех веков (XIV–XVI). Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с Христовым Воскресением — Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и смерти).
В Италии не только появляется термин «Возрождение», там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология Возрождения выглядит следующим образом.
XII–XIV вв. — Проторенессанс, или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н. Бердяев именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время. Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет гуманизм и религиозную духовность.
XIV–XV вв. — раннее Возрождение, проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве, представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература), Донателло, Вероккьо (живопись, скульптура).
Период с XV в. (конец) по XVI в. (20–40-е годы) — Высокое Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л. Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных талантов.
XVI в. (с 1520 по 1540 г. и с 1570 по 1590 г.) — позднее Возрождение. Это закат возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом, наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме — художественном направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и др.
Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат. — преобразование) означает мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20–30-е годы XV в., а само Северное Возрождение, как уже отмечалось, датируется XVI в.
Каковы истоки Возрождения? Почему именно в Италии зародилась эта культура?
Глава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм
Глава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ, ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ Большинство христианских ученых рассматривают еврейскую историю Средних веков как едва различимую нить в сложном орнаменте феодального гобелена. Еврейским историкам эта нить представляется петлей, накинутой на шею евреям. Ни
Глава 4 Реформация – поворотный пункт европейского и мирового цивилизационного развития
СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ, КОНТРРЕФОРМАЦИЯ
СОБЫТИЯ И ПЕРЕМЕНЫ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЕВРОПЫ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕФОРМАЦИЯ, КОНТРРЕФОРМАЦИЯ Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Опыт исследования. М., 1996 (1-е нем. изд. 1860 г.).История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / ред. Л.М. Брагина. М., 1999.Конрад Н.И.
Глава 7 Реформация
Глава 7 Реформация Реформация считается одной из важнейших вех в истории Дании, знаменующих собой конец средневековья и начало нового времени.
Характер этого перелома определялся быстротой, с которой разворачивались события. С тех пор как, согласно свидетельствам, вГлава III Чешская реформация и её социальная сущность. Ян Гус
Глава III Чешская реформация и её социальная сущность. Ян Гус Великий чешский патриот Ян Гус не первый поднялся в Чехии на борьбу против католической церкви. Народные массы уже неоднократно расправлялись с представителями ненавистной верхушки духовенства. Народные
20.2. «Возрождение» ереси жидовствующих в XVI веке и Реформация
20.2. «Возрождение» ереси жидовствующих в XVI веке и Реформация XVI век и начало XVII века — это эпоха Реформации и религиозных войн в Европе. Энциклопедия «Христианство» говорит: «Реформация… одно из крупнейших событий всемирной истории, именем которого обозначается целый
Глава 14 Аменхотеп IV (Эхнатон) и Реформация
Глава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм
Глава 2 Европейские государства в XVI–XVII веках: реформация и абсолютизм «Как событие важное и в политическом, и в культурном, и в социальном отношениях, и притом событие с характером общеевропейским, Реформация в истории Нового времени может быть сопоставлена только с
3.
5.1. характеристика времени эпохи возрождения и реформацииГуманитарные науки / История политических и правовых учений / 3.5.1. характеристика времени эпохи возрождения и реформации
Эпоха Возрождения была временем разложения феодальных устоев и рождения нового капиталистического строя. Кардинальные изменения этого периода коснулись все областей жизни европейского общества. Новая система отношений в экономике формировала новую сословную структуру. Неустойчивое равновесие социальных сил
(теряющего историческое значение дворянства и крепнущей, но не до конца оформившейся, буржуазии, подвергнутого резкому расслоению крестьянства и нарождающихся пролетариев) сохранилось благодаря господству абсолютизма.
Складывалось новое мировоззрение. Достижения науки раздвигали горизонты познания и утверждали критерием истины – опыт. Гуманисты возрождали идеалы античной культуры и изучали современность, выработали новую концепцию человека. Неизмеримо возросло значение личности как носителя политического действия. Все это обусловило новый подход к проблемам политико-правовой науки.
Возрождение и Реформация – самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия – вот что составляло основное содержание Возрождения и Реформации. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.
С Возрождением связан период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.
Реформация же представляла собой облеченное в религиозную форму и буржуазное по социальной природе движение против феодального строя, выступление против защищавшего этот строй католицизма, борьбу против непомерных притязаний римской курии.
Для Возрождения и Реформации характерны:
· ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений;
· усиление авторитета буржуазных прослоек общества;
· критический пересмотр (в отдельных случаях – отрицание) религиозных учений;
· серьезный сдвиг в сторону секуляризации (ограничения), общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому смыслу антифеодальными, пробуржуазными явлениями, Возрождение и Реформация в своих высших (точнее, наивысших) результатах превзошли дух буржуазности, вышли за его пределы. Благодаря этому обрели жизнь такие образцы социокультуры, которые стали органичными и непреходяще актуальными компонентами всего последующего поступательного развития цивилизованного человечества.
В ряд подобных замечательных образцов включается также известная совокупность политико-юридических ценностей и идей.
В процессе их выработки деятели Возрождения и Реформации постоянно обращалась к духовному наследию античности, интенсивно его использовали. Однако сами фрагменты античной культуры, которые отбирались и переносились в современный феодальному средневековью контекст, а главное – способы, мотивы и цели их использования были существенно иными, чем в практике Возрождения и Реформации.
Идеологи Возрождения и Реформации не просто черпали требовавшиеся им представления о государстве, праве, политике, законе из сокровищницы духовной культуры античной цивилизации, а создавали теоретико-правовые построения (модели), нужные для решения новых исторических задач, которые встали перед людьми Возрождения и Реформации.
В борьбе со средневековой консервативно-охранительной идеологией возникла система качественно иных социально-философских взглядов. Ее сердцевиной стали мысли о необходимости: утверждения самоценности личности, признания достоинства индивида, обеспечения условий для свободного развития человека, предоставления каждому возможности собственными силами добиваться своего счастья.
В миропонимании Возрождения считалось, что судьба человека должна предопределяться не его знатностью, происхождением, званием, конфессиональным статусом, а исключительно его личной доблестью, проявляемой активностью, благородством в делах и помыслах. Приобрели особую значимость достоинства индивида: гражданственность, бескорыстное служение общему благу. В свою очередь, под понятие общего блага стало подводиться представление о государстве с республиканским устройством, опирающемся на принципы равенства (в смысле ликвидации сословных привилегий и ограничений) и справедливости. Гарантии же равенства и справедливости, залог свободы личности усматривались в издании и соблюдении законов, содержание которых согласуется с естеством человека.
В рамках миропонимания была обновлена стародавняя концепция общественного договора. С ее помощью объяснялись как причины возникновения государства, так и легитимность государственной власти. Причем ударение ставилось на значении свободного изъявления своей воли всеми организующимися в государство людьми, обычно добрыми по природе.
Несколько по-иному обстояло дело в идеологии Реформации. В ней признавалась известная ценность земной жизни и практической деятельности людей. Признавалось право человека самому принимать решения по важным для него вопросам, отчасти отдавалось должное определенной роли светских учреждений. Главным источником идей Реформации было Священное Писание, Библия (в особенности – Новый Завет).
Своеобразие и величие многих идей Возрождения и Реформации, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они были открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей.
Реформация — Возрождение и Реформация
Введение
Реформация 16-го века, иногда известная как «протестантская Реформация», чтобы отличить ее от католической «Реформации», была общеевропейским движением, призывавшим к реформе Римско-католическая церковь, а также все христианское общество. Однако для многих реформаторов речь шла не только о реформе; они призвали к фундаментальной переосмыслению богословия. Реформация не смогла повлиять на католическую церковь. Мартин Лютер, один из первых лидеров движения, был отлучен от церкви католической церковью, но упорно отстаивал свое понимание христианской веры. В результате Реформации возникли новые протестантские церкви с ярко выраженным теологическим профилем. Несколько особенностей характеризовали исследования Реформации. Во-первых, историография Реформации традиционно имела тенденцию следовать конфессиональной линии, при этом протестантские ученые рисовали негативную картину состояния католической церкви накануне Реформации и яркую картину достижений реформаторов. Католические ученые видели все наоборот. Совсем недавно появилось более разумное, менее конфессионально ориентированное отношение к религиозным потрясениям 16 века. Кроме того, историки Реформации использовали разные концептуальные системы отсчета, особенно в отношении вопроса о первичном факторе (религия, политика, личные амбиции, экономика) потрясений. Эта библиография рассматривает общие черты протестантской Реформации 16 века. В других записях рассматривается Реформация в Англии, Франции и немецких землях; католическая Реформация; радикальные секты; и ключевые деятели Реформации.
Общие сведения
Реформация — одна из наиболее изучаемых тем в европейской истории. Его недоброжелатели и сторонники долгое время поддерживали его превосходство, к лучшему или к худшему, среди европейских религиозных и интеллектуальных движений, подкрепляя такие выводы своими научными результатами. В последние тридцать лет особенно проявился значительный интерес к доведению до всеобщего сведения всего опыта Реформации: Кэмерон 1991, Коллинсон 2004 и особенно Каннингем и Грелль 2000 представляют такие известные компиляции. Chadwick 2001 концентрируется на истоках Реформации, показывая, как новые интеллектуальные и теологические тенденции начали влиять на общество, готовое к переменам. MacCulloch 2004 больше концентрируется на опыте Реформации на Британских островах, а Bossy 1985 рассматривает Реформацию как главу в долгом процессе распада европейской религиозной однородности. Леви 2002 в какой-то степени соглашается, рассматривая Реформацию с точки зрения длительного времени, которое связывает ее с Ренессансом и гуманизмом. MacCulloch 2004, с другой стороны, подчеркивает уникальность Реформации не только как самостоятельного движения, но и как предшественника многих аспектов современности. В то время как Rublack 2005 подчеркивает примат политического и социального контекста, Hillerbrand 2007 подчеркивает центральную роль религии в развитии Реформации.
Босси, Джон. Христианство на Западе, 1400–1700 гг. . Oxford: Oxford University Press, 1985.
Хорошо написанный отчет, в котором Реформация рассматривается как событие в более широком контексте распада средневекового христианского мира. Отчет симпатизирует традиционным интерпретациям христианства, в меньшей степени — «исправленной» версии 16-го века.
Кэмерон Юан. Европейская Реформация . Оксфорд: Кларендон, 19 лет.91.
Текст энциклопедический по своему подходу, с полезным резюме текущих научных акцентов и консенсуса. Исследование Кэмерона охватывает всю географическую широту Европы, от Испании и Скандинавии до ее восточных окраин, и концентрируется на интеллектуальной подоплеке движения, его теологическом и политическом подтексте, а также на множестве вовлеченных личностей.
Чедвик, Оуэн. Ранняя Реформация на континенте . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2001.
Обзор протестантской Реформации до 1560-х годов, изучение изменений в ценностях широких слоев населения, как городского, так и сельского, по мере распространения новых идей о Библии, браке и роли женщин, а также порядке отправления культа.
Коллинсон, Патрик. Реформация: история . New York: Modern Library, 2004.
Краткий обширный синтез, рассматривающий предреформу Эразма, лютеранское восстание, другие реформаторские движения и, в частности, кальвинизм, Реформацию на Британских островах и отношение Реформации к политике. и искусства.
Каннингем, Эндрю и Оле Питер Грелль. Четыре всадника Апокалипсиса: религия, война, голод и смерть в Европе Реформации . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2000.
Увлекательный обзор эпохи Реформации, структурированный лошадь за лошадью — белая, рыжая, черная и бледная — в соответствии с четырьмя темами религиозных изменений, последствиями войны, еды и голода, и смерть и умирание, в расширяющейся Европе, преследуемой апокалиптическим страхом.
Хиллербранд, Ханс Дж. Разделение христианского мира: христианство в шестнадцатом веке . Луисвилл, Кентукки: Вестминстер, 2007.
Всеобъемлющее повествование, сосредоточенное на понимании динамики Реформации как взаимодействия религии и политики со здоровой долей интуиции. Книга, однако, не соглашается с теми, кто утверждает, что религия не имела первостепенного значения для духа времени.
Леви, Энтони. Возрождение и Реформация: интеллектуальный генезис . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2002.
Обстоятельный обзор 14–16 веков, в котором основное внимание уделяется взаимосвязи между религией и культурой и подчеркивается преемственность между схоластикой, гуманизмом и мыслью Реформации.
Маккалок, Диармейд. Реформация . New York: Viking, 2004.
Магистерский синтез чуть менее чем на восьмистах страницах, претендующий на всемирно-историческую уникальность Реформаций, как протестантских, так и католических, как предшественников модернизации и Просвещения. Охватывает протестантский разрыв до 1570 г. в первой части; «разделенная Европа» (1570–1648 гг.), раздробленная на конфессиональные единицы во втором; и социальные и культурные темы, проходящие через весь период в третьем.
Рублэк, Улинка. Реформация Европа . Кембридж, Великобритания: Cambridge University Press, 2005.
Переоценка Реформации, которая фокусируется на общей европейской истории, а затем снова на социальной истории, хотя и с должным вниманием к религиозным событиям. Автор акцентирует внимание на личности самих реформаторов, а также их социальных стратегиях и политике места, в противовес конфессиональным вопросам, прослеживая ранние успехи Реформации.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Раздел 5: Ренессанс и Реформация
Стандарты Флориды- SS.912.W.4.1 Определите экономические и политические причины возникновения итальянских городов-государств (Флоренция, Милан, Неаполь, Рим, Венеция).
- SS.912.W.4.2 Признание основных влияний на архитектурное, художественное и литературное развитие Италии эпохи Возрождения (классическая, византийская, исламская, западноевропейская).
- SS.912.W.4.3 Определите основной художественный, литературный и технологический вклад людей в эпоху Возрождения.
- SS.912.W.4.4 Определение характеристик гуманизма эпохи Возрождения в произведениях искусства.
- SS.912.W.4.7 Определите критические замечания в адрес Римско-католической церкви со стороны таких лиц, как Уиклиф, Гус и Эразм, и их влияние на более поздних реформаторов.
- SS.912.W.4.8 Кратко опишите религиозные реформы, связанные с Лютером, Кальвином, Цвингли, Генрихом VIII и Иоанном Лейденским, и влияние Реформации на Европу.
- SS.912.W.4.9 Проанализируйте реакцию Римско-католической церкви на протестантскую Реформацию в формах Контрреформации и католической Реформации.
Учебник PDF Ссылка | Глава PPT Ссылка |
Часть 5 Страницы рабочей тетради
|
|
|
Модуль 5: Ссылка на Google Doc. |
|
Что Макиавелли сказал бы о Дональде Трампе? Неужели мы неправильно поняли Макиавелли? | Полная ссылка в формате PDF на «Принц» Основные темы принца |
Где началось Возрождение и почему?
Заметки о 1-м дне: Ренессанс | Действительно ли Тайная вечеря имеет скрытый смысл? |
Статья Академии Хана Тайной Вечери |
youtube.com/embed/r_MmQ330d_o?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> |
Документы станции и вопросы
Записная книжка Леонардо да ВинсаЛДВ вел блокнот, куда в течение дня записывал идеи по мере их обдумывания. Он включал в себя наброски всего, что вы можете себе представить, и небольшие заметки для себя, включая его списки покупок. Он написал книгу закодированным зеркальным письмом, чтобы люди не могли легко прочитать его идеи. Чтобы им было еще труднее украсть его идеи, он также намеренно делал ошибки в своих диаграммах. | Что сделало Леонардо да Винчи гением?
|
Когда исторический канал показывал историю
Видео Вопросы
РЕФОРМАЦИЯМартин Лютер и заметки о Реформации
Комикс Реформации | ПРОТЕСТАНТСКАЯ Реформация И обратная сторона исторической амнезии |
Реформация продолжается | Досье Реформации |
youtube.com/embed/Pb4j29AbQXQ?wmode=opaque» frameborder=»0″ allowfullscreen=»»> Графические органайзеры |
Учебное пособие Указания: Чтобы лучше подготовиться к тесту, прочитайте соответствующие главы учебника, просмотрите свои заметки, раздаточные материалы и лист целей из модуля. Ответьте на вопросы ниже, используя свою работу и главы учебника из этого модуля
|