Игнатий Лойола — основатель Ордена иезуитов – DW – 29.11.2002
Религия
29 ноября 2002 г.
31 июля католическая церковь чтит память Игнатия Лойолы.
https://p.dw.com/p/2tCd
Реклама
Орден иезуитов стал своего рода реакцией на Реформацию, отразил стремление значительной части католического клира к духовному обновлению церкви.
Иньиго Лопес де Оньяс и Лойола, ставший впоследствии известным всему миру под именем Игнатий Лойола, родился тринадцатым ребёнком в семье знатных, но крайне обедневших баскских дворян в 1491 году. Его мать умерла вскоре после родов, и поэтому ребёнка на какое-то время отдали на воспитание жившей по соседству крестьянке. Затем его воспитанием занимается сестра матери, бывшая до замужества придворной дамой королевы Изабеллы. После смерти отца 13-летний Игнатий оказался в семье королевского советника, где он воспитывался в соответствии с рыцарскими традициями. Так он стал «блестящим и изысканным юношей, любящим роскошные наряды». Сам Игнатий в своей «Автобиографии» пишет, что «до 26 лет он был человеком, предававшимся тщеславию света», а «наибольшее наслаждение доставляло ему владение оружием, сопровождавшееся великим и суетным желанием снискать себе славу».
В возрасте 25 лет Игнатий поступил на службу к вице-королю Наварры, как раз незадолго до того, как король Франции Франциск I напал на это королевство. Вскоре французские войска осадили Памплону, в которой находился Игнатий. Положение было безнадёжным, и было решено сдать город. Однако Игнатий с небольшим отрядом укрылся в городском замке, полный решимости оказать сопротивление врагу. После 6-часового обстрела крепости начался рукопашный бой. Один из пушечных снарядов раздробил Игнатию обе ноги. Крепость пала. Но французы оказали герою военные почести и доставили его в родовой замок. Рана была очень серьёзной, а лечение поначалу было крайне неудачным, так что Игнатий вскоре оказался при смерти, и его даже соборовали. Но, на удивление всем, он выздоровел и даже мог ходить, правда, сильно хромая.
Во время болезни прикованного к постели Игнатия не покидали мечты о великих подвигах. Но к сожалению, в замке Лойолы не оказалось ни одного модного в то время рыцарского романа. Ему принесли две книги, которые удалось найти: «Жизнь Христа» картузианца Лудольфа Саксонского и «Золотую легенду», то есть «Жития святых» Иакова Ворагинского. И тут Игнатий обнаружил, что существует иной мир — мир святых Франциска, Доминика и многих других; мир, в котором также любят, сражаются, страдают и обретают славу, но во имя иного Господина и иной Любви.
Выздоровев, Игнатий отправился в монастырь в Монсеррате неподалёку от Барселоны. Там в канун Благовещения 1533 года он исповедовался, затем отдал свою богатую одежду бедняку и надел его нищенское рубище «из очень грубой мешковины». Повесив своё оружие у алтаря Мадонны, он всю ночь провёл на коленях в молитве, чтобы таким образом стать рыцарем Господа и Святой Девы. После этого Игнатий на целый год уединился в сырой пещере неподалёку от небольшого городка Манрезе. Там он пытался повторить подвиги святых Франциска и Доминика, предаваясь строжайшей аскезе. Здесь ему были ниспосланы 5 видений, сформировавших его как христианина. Игнатий называет их внутренними озарениями. Здесь же он почти полностью написал свой знаменитый труд “Духовные упражнения», ставший основой устава будущего Ордена иезуитов.
После года уединения Игнатий посетил Иерусалим и Рим, но вскоре вернулся в Испанию, где он усердно принялся за учёбу. Он посещал университеты в Барселоне, Алькале и Саламанке, а затем продолжал занятия в Париже. Одновременно Игнатий, не будучи священником, активно -выступал со своего рода проповедями, за что и оказывался несколько раз в застенках Инквизиции. Тем не менее, он настаивал на своей правоте: «Мы не проповедуем, но лишь доверительно разговариваем с людьми о божественных вещах». В Париже Игнатий и создал ядро будущего Общества Иисуса, как официально называется Орден иезуитов. В 1534 году вместе с 6 единомышленниками в часовне Девы Марии на Монмартре он даёт обет бедности и целомудрия. Все семь человек решают отправиться в качестве миссионеров в Святую Землю. Однако затянувшая война между Венецией и Турцией задержала их в Италии. Здесь они были рукоположены в священники и стали называть себя «Общество Иисуса». А в 1540 году Папа Римский Павел III подтвердил основание нового ордена, усмотрев в намерении Игнатия Лойолы «перст Божий». Правда, численность ордена не должна была превышать 60 человек, однако уже в 1543 году это ограничение было снято.
С одной стороны, своей жёсткой иерархией, беспрекословным подчинением младших старшим и чисто военной дисциплиной Орден иезуитов напоминает армию, а с другой, тайное общество, поскольку действует он часто негласно и цели его содержатся в секрете не только от рядовых членов, но даже от многих высокопоставленных деятелей Ордена.
Члены Ордена иезуитов разделены на 4 степени (класса): новиции (послушники), схоластики (ученики), коадъюторы (светские кандидаты, не дающие монашеских обетов, и духовные кандидаты), профессы («исповедники трёх обетов» и «исповедники четырёх обетов»). Переход из одного класса в другой зависит от способностей и степени развития кандидата. Послушники бывают светские (тот, кто готовится стать учителем, чиновником и прочее) и духовные (тот, кто готовится стать священником, миссионером, монахом). Послушником может стать каждый, кроме того, кто уже был послушником в другом духовном ордене. Послушник отрекается от своей воли и семьи и в течение 2 лет проходит суровую школу беспрекословного послушания старшим. Правила повседневной жизни, пища, одежда и жилище — одинаковы для всех послушников. Они могли в любой момент и без объяснения причин навсегда покинуть Орден. Схоластики, или ученики практически ничем не отличаются от новициев, разве что большей интенсивностью занятий и более строгой дисциплиной. Большинство иезуитов завершали свою жизнь в степени коадъютера — светского или духовного.
Высшая степень в Ордене иезуитов — профессы. Исповедник трёх обетов занимает различные должности и действует в соответствии с полученными инструкциями, но часто не знает мотивов того или иного распоряжения. Для того, чтобы знать все тайные намерения, планы и соображения руководителей Ордена, необходимо стать исповедником четырёх обетов. Право произнести четвёртый обет (обет беспрекословного подчинения воле Папы Римского) получает лишь тот, кто доказал свою преданность Ордену, кто не станет повиноваться Папе Римскому в ущерб Ордену и дипломатично сможет выйти из затруднительного положения. Исповедников четырёх обетов, как правило не бывает больше 50 человек.
Кроме перечисленных 4 степеней, в распоряжении Ордена иезуитов находятся так называемые экстерны, или аффилиированные члены. Это — «светские иезуиты», «привлечённые» к сотрудничеству, среди которых бывали даже короли. Они не принадлежат ни к одной из степеней и — без видимой связи с Орденом — занимают самое различное положение в обществе. Большинство из них воспитывались в иезуитских учебных заведениях.
Возглавляет Орден иезуитов генерал, находящийся под непосредственной властью Папы Римского и не подчиняющийся епископам и кардиналам. Избирается он Верховным советом (Конгрегацией) пожизненно. Все члены Ордена подчиняются генералу беспрекословно. От него зависит приём или удаление членов, он созывает Верховный совет, председательствует на нём и обладает двумя голосами. В качестве советников для генерала Конгрегация избирает пятерых ассистентов и одного адмонитора, однако генерал не обязан следовать их советам. Перед смертью генерал сам назначает своего преемника, если же он этого не сделал, то нового главу немедленно избирают исповедники четырёх обетов, так чтобы Орден ни на мгновение не оставался без руководителя. Разумеется, первым генералом Ордена иезуитов был его основатель Игнатий Лойола.
Игнатий открыл новый способ посвящать себя Богу: он освободил членов своего ордена от длительных совместных молитв, покаяния и монастырских обычаев, хотя и относился к ним с уважением. Он оставил лишь одно требование — безоговорочное послушание, например, готовность отправиться в любое место и действовать, как того требует Слава Христова и Орден. Безусловное повиновение старшим и полное отречение от собственной воли считаются главными добродетелями иезуитов. Младший должен уподобляться посоху в руках старшего, быть, как труп, которому можно придать любое положение, в руках того, кто для него представляет Христа и указывает Его волю.
С самого начала огромное внимание иезуиты уделяли просвещению. За первые 10 лет существования Ордена во многих странах Европы, а также в Индии, Бразилии и Японии появились иезуитские коллегии. В 1551 году была открыта «Римская коллегия», у входа в которую красовалась табличка с надписью: «Бесплатная школа грамматики, гуманитарных наук и христианской доктрины». А уже через 4 года, в 1555 году, эта коллегия была признана университетом (ныне знаменитый Григорианский).
После основания Ордена Игнатий больше не покидал Рим, где он и умер в 1556 году (кстати, согласно уставу иезуитов, резиденция генерала всегда должна находиться в Риме). Живя в духовном центре христианского мира, Игнатий желал, чтобы этот город стал «примером, а не позором мира». Он управлял Орденом, руководствуясь девизом, в котором выразились все его духовные устремления: «Ad majorem Dei gloriam» — «К вящей Славе Божией». Он стремился служить Богу, служить Церкви и достигать в этой абсолютной преданности вершин созерцания; быть подобным величайшим мистикам, но послушно предавать себя Христу и Его Церкви. Многих возмущает высказывание Игнатия, включённое в составленный им свод правил Ордена: «Мы всегда должны помнить, что то, что мы видим белым, является чёрным, если так говорит Церковь». Однако понять эти слова может лишь тот, кто находится во власти великих страстей и великой веры.
Святые — даже величайшие из них — проходят через наш мир просто и непринуждённо. Но, следуя за ними, мы встречается с Богом.
Реклама
Пропустить раздел Близкие темыБлизкие темы
Монастыри в ГерманииКатоличествоХрамы в ГерманииХристианствоМартин ЛютерПропустить раздел Топ-тема1 стр. из 3
Пропустить раздел Другие публикации DWНа главную страницу
27 СЕНТЯБРЯ 1540 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА БЫЛ ОБРАЗОВАН ОРДЕН ИЕЗУИТОВ — СМИ — Аналитические статьи
27 сентября 1540 года Папа Павел III подписал буллу, положившую начало Обществу Иисуса (орден Иезуитов).
Этот орден, посвященный евангелизации и образованию, возник в результате встречи в 1529 году в Парижском университете савойского студента Пьера Фавра, молодого наваррского дворянина Франциска Ксаверия и 37-летнего баска, к тому же хромого, Иньиго де Лойола (после обращения принявшего имя Игнатий в честь выбранного им себе небесного покровителя Игнатия Антиохийского). Эти трое обучаются в знаменитом Наваррском колледже (при Парижском университете) и живут в одной комнате.
Вместе с несколькими другими студентами, также желающими посвятить свою жизнь служению Христу, они тренируют свое тело и разум с помощью ряда духовных упражнений, разработанных Игнатием Лойолой.
Слепое послушание Папе
15 августа 1534 года молодые люди присутствуют в часовне на Монмартре на мессе своего друга Пьера Фавра, недавно рукоположенного в священники. После мессы они клянутся отправиться в паломничество в Иерусалим.
Но в Венеции им не удается сесть на корабль, и они направляются в Рим, где предлагают свои услуги Папе. В этот период вся Европа потрясена протестантской Реформацией Лютера.
В Риме и основывается Общество Иисуса. Его члены, иезуиты, являются священниками, которые в обязательном порядке принимают на себя традиционные монашеские обеты, включая целомудрие, и обязуются во всем подчиняться Папе и своему начальнику. Последний, носящий титул генерала Общества Иисуса, назначается пожизненно лично понтификом и имеет неограниченную власть. Первым генералом ордена становится Игнатий де Лойола.
Благодаря своей энергии, интеллектуальным способностям, решимости и исключительной военной дисциплине, иезуиты становятся вооруженным крылом католической контрреформации в Австрии, Германии, Франции, Южной Америке…
На протяжении нескольких веков Общество Иисуса играет важнейшую роль в развитии католицизма и укреплении папской власти. Иезуиты с немалым успехом распространяют католицизм по всему миру.
Франциск Ксаверий проводит массовые обращения на Гоа (Индия), где сейчас покоятся его останки, а также в Японии. Миссионер-иезуит, математик, астроном, картограф и переводчик Маттео Риччи основывает иезуитскую миссию в Пекине. Он даже представлен ко двору китайского императора. Иезуит способствует установлению культурных связей между христианской Европой и замкнутым китайским обществом.
Фатальная ревность
В Японии, однако, императорское правительство, с подозрением относящееся к иностранному влиянию, изгоняет миссионеров и преследует новообращенных. Многих из них казнят самым страшным образом.
В самой Европе успех иезуитов вызывает зависть в конкурирующих орденах, особенно среди францисканцев. В особенности францисканцы обвиняют иезуитов в том, что они находят компромисс между традиционными китайскими обрядами и христианской верой. Эта, так называемая «ссора обрядов», подрывает миссионерское движение в Китае.
В XVIII веке в Америке, возмущенные зверствами европейских поселенцев, иезуиты организуют индейцев Парагвая в независимые сельскохозяйственные колонии, что вызывает со стороны колонизаторов смертельную к ним ненависть.
В 1760-х годах орден указами властей распускается в Португалии, Австрии, Франции и Испании. 21 июля 1773 года Папа Климент XIII уступает напору со стороны французских и испанских кардиналов (голосами которых он избран), и своим специальным посланием «Dominus ac Redemtor» объявляет о роспуске Общества Иисуса. Имущество ордена конфискуется в пользу светских властей. Генерал ордена Лоренцо Риччи, противостоящий роспуску и заявивший: «Sint ut sunt aut non sint» («Пусть будет как есть, или не будет вовсе»), заточен, вместе со своим заместителем, в римскую крепость св. Ангела, где и умрет в 1775 году.
Орден буквально возродится из пепла, более активный, чем когда-либо, после революционных потрясений во время понтификата Григория XVI.
В настоящее время генералом ордена является венесуэльский римско-католический священник и доктор политологии Артуро Соса, избранный на этот пост 14 октября 2016 года.
В России деятельность иезуитов была запрещена вплоть до революции 1917 года.
27.09.2021
Александр ПАРХОМЕНКО
Об иезуитах // Вера в Маркетте // Университет Маркетта
Иезуиты, или Общество Иисуса, если использовать официальное название, выросли из шести товарищей-студентов, собранных Игнатием Лойолой в Парижском университете в 1530-х годах.
Когда их первоначальный план миссионерства в Палестине был заблокирован войной, они поставили себя на службу Папе Павлу III. Постепенно они пришли к пониманию необходимости в правилах и структурах, если их работа и союз в служении Богу должны продолжаться и возрастать. Они сформировали религиозный орден, избрали Лойолу своим генеральным настоятелем и получили одобрение папы в 1540 г.
Средневековые ордена, такие как бенедиктинцы, доминиканцы и францисканцы, пытались сочетать служение другим с молитвой; иезуиты сильно склонили чашу весов в пользу помощи другим, стремясь обрести Бога именно в активном служении. Католическая церковь столкнулась с кризисом протестантской Реформации, когда были основаны иезуиты. Стремясь отделиться от Рима, протестанты поощряли реформы католицизма. Тридентский собор прояснил католическую доктрину, папы в значительной степени перешли от политических игр за власть и покровительства искусству к религиозному возрождению, возникли новые религиозные ордена — капуцины, урсулинки и ораториане, помимо иезуитов.
Первоначальный рост иезуитов был медленным в Северной Европе, но быстрым в Испании и самым быстрым в Португалии и Сицилии, где угрозой был ислам, а не Мартин Лютер. К 1565 году иезуитов насчитывалось 3500 человек, к 1626 году иезуиты, вероятно, достигли зенита своего влияния и насчитывали 15 544 члена. В следующем столетии их рост замедлился, главным образом потому, что у них не было денег на обучение кандидатов.
Первые иезуиты зарекомендовали себя как проповедники, реформаторы монастырей и миссионеры, но в 1548 году иезуиты открыли свой первый колледж, предназначенный для студентов-мирян, в Мессине на Сицилии. Это имело мгновенный успех, и петиции о создании новых иезуитских колледжей потекли в Рим из большинства городов католической Европы.
Вскоре образование стало основным служением иезуитов. К 1579 году иезуиты управляли 144 колледжами (большинство принимаемых студентов было от двенадцати до двадцати) в Европе, Азии и Латинской Америке. К 1749 году иезуиты укомплектовали 669 колледжей и 235 семинарий по всему миру. Система образования иезуитов, основанная на учебной программе, разработанной гуманистами эпохи Возрождения, была систематизирована в Ratio Studiorum 1599 года. Этот подход контролировал образование иезуитов до конца девятнадцатого века, когда американские иезуитские университеты начали приспосабливаться к условиям в Соединенных Штатах. .
Университет Маркетт был пионером в обучении женщин, сначала сестринскому делу и образованию, а затем и другим дисциплинам.
Вместе с образованием пришло написание книг — учебников, катехизисов, научных трудов по богословию и философии, ответов на протестантскую полемику, изучения священных писаний, пьес, написанных для постановки в иезуитских колледжах, описаний народов и частей света, посещенных иезуитскими миссионерами. Иезуиты познакомили Китай с западной наукой и философией.
Миссионерская работа всегда была одним из самых ценных видов служения иезуитов, от Франциска Ксавьера до наших дней. При жизни Лойолы были открыты миссии в Африке, Индии, Малайзии, Индонезии и Японии. Позже миссионеры-иезуиты работали в Северной и Южной Америке.
Иезуитам часто приходилось работать в подполье в странах, правители которых преследовали католиков, и многие из них приняли мученическую смерть, как Эдмунд Кэмпион, Пол Мики и Мигель Про.
За свою долгую историю иезуиты нажили много врагов по разным причинам. В середине восемнадцатого века их ненавидели философы, многие из которых были деистами, за их религиозную веру. Просвещенные деспоты не доверяли иезуитам, потому что они выступали против растущего государственного контроля над религией и поддерживали папу. Короли Португалии, Франции, Испании и Неаполя, подстрекаемые советниками, которые были учениками философов, сначала изгнали иезуитов со своих земель, а затем в 1773 г. вынудили папу подавить Орден по всему миру. После краткосрочного подавления и благосклонности Екатерины Великой иезуиты сохранились в России.
Из-за репрессий иезуиты играли лишь небольшую роль в первые десятилетия американской католической церкви, но бывший иезуит Джон Кэрролл стал первым американским епископом. Другие бывшие иезуиты, особенно Пьер де ла Клоривьер, сыграли решающую роль в создании конгрегаций обучающих монахинь, которые должны были стать основой американского католического образования в период 1850–1960 годов.
После эпохи Французской революции и Наполеона последовала реакция на идеи Просвещения и религиозное возрождение. Папа Пий VII восстановил иезуитов во всем мире в 1814 году. К 1830 году их было 2137, к 1900 было 15 073. Пик пришелся на середину 1960-х, когда насчитывалось 36 000 иезуитов. Иезуиты остаются крупнейшим мужским религиозным орденом церкви.
Иезуиты продолжают управлять уникальной сетью школ по всему миру, особенно в Соединенных Штатах, где есть двадцать восемь иезуитских университетов, почти все в крупных городах, и сорок шесть иезуитских средних школ. Есть также иезуитские университеты в таких городах, как Рим, Мадрид, Бейрут, Манила, Токио и Сеул.
Журналы иезуитов выходят на большинстве основных языков мира, и около 500 иезуитов работают в средствах массовой информации, в основном в странах третьего мира.
Иезуиты продолжают работать по всему миру, от престижных школ до лагерей беженцев, делая все возможное «для большей чести и славы Бога» — A.M.D.G.
Иезуиты сыграли центральную роль в истории церкви: двусторонняя: NPR
Иезуиты сыграли центральную роль в истории церкви: двусторонняя Иезуиты — крупнейший известный католический орден за их приверженность образованию и преданность бедным. Но в прошлом они также вызывали споры.
Папская преемственность
Миссия иезуитов в Санта-Каталине в Кордове в Аргентине. Луис Давилла / Getty Images
переключить заголовок
Луис Давилла / Getty Images
Миссия иезуитов в Санта-Каталине в Кордове в Аргентине.
Луис Давилла / Getty Images
Восхождение кардинала Хорхе Бергольо на пост Папы Франциска неожиданно привлекло внимание к его ордену иезуитов.
Папство Франциска является первым для члена Общества Иисуса, которое было основано в 1540 году испанцем св. Игнатием Лойолой и превратилось в крупнейший католический орден, играющий центральную и иногда противоречивую роль церковь.
Сегодня около 20 000 иезуитов, примерно три четверти из них священники, работают более чем в 100 странах и наиболее известны своими школами и высшими учебными заведениями, которыми они управляют.
На протяжении веков иезуиты основали сотни миссионеров, школ, колледжей и семинарий по всему миру.
Члены принимают обеты бедности, целомудрия и послушания, и их иногда называют «папскими морскими пехотинцами», потому что они клянутся в особой верности понтифику и соглашаются принимать религиозные ордена в любой точке мира, даже в экстремальных условиях.
(Иезуиты также клянутся не добиваться почетных или престижных должностей, что является одной из причин того, что возвышение Бергольо стало неожиданностью для многих. Отец Роберт Баллесер, национальный директор по продвижению призвания Общества Иисуса США, сообщает NPR. что иезуиты могут принимать такие должности, если их попросят, как способ «быть послушными священниками»). миссионеров, но в 1548 году иезуиты открыли свой первый колледж, предназначенный для студентов-мирян, в Мессине на Сицилии Это имело мгновенный успех, и петиции о создании новых иезуитских колледжей потекли в Рим из большинства городов католической Европы9.
«Очень быстро образование стало основным служением иезуитов. К 1579 году иезуиты управляли 144 колледжами (большинство принимаемых студентов было в возрасте от двенадцати до двадцати лет) в Европе, Азии и Латинской Америке. К 1749 году иезуиты насчитывали 669 колледжей и 235 семинарий по всему миру. -широкий.»
«Основная миссия всегда была очень гибкой, и она заключалась в том, чтобы делать все во славу Божию», — говорит преподобный Джеймс Мартин, иезуит, редактор католического еженедельника America и автор книги «Иезуитский путеводитель по (почти) всему».
«Вот я журналист католического журнала», — замечает он. «У меня есть друзья-иезуиты, тюремные капелланы, писатели и учителя».
В соответствии с традициями науки многие иезуиты также были учеными и математиками и служили астрономами в Ватиканской обсерватории.
Но ордену иезуитов не чужды противоречия как внутри церкви, так и за ее пределами.
Лояльность иезуитов к папе вовлекла их в европейские политические интриги во времена протестантской Реформации и так называемой Контрреформации. В 18 веке иезуиты стали настолько влиятельными в европейских дворах, что папа Климент XIV принял меры, чтобы запретить орден.
В 1970-х и 80-х годах священники-иезуиты в Латинской Америке сыграли важную роль в распространении теологии освобождения, которая интерпретирует учение Иисуса как направленное на устранение экономических, политических и социальных репрессий.
Папа Иоанн Павел II и его преемник Бенедикт XVI активно препятствовали движению, а в 2007 году доктринальный офис Ватикана подверг критике «ошибочные или опасные» труды испанского ученого-иезуита Джона Собрино, заявив, что они «могут причинить вред верующие».
(В то время, когда «многие священники, в том числе многие иезуиты, тяготели к прогрессивному освободительному теологическому движению», Бергольо «настаивал на более традиционном прочтении игнатийской духовности, предписывая, чтобы иезуиты продолжали укомплектовывать приходы и действовать как капелланы, а не движение в «низкие сообщества» и политический активизм», согласно The National Qatar Reporter.