Реформа патриарх никон: Церковные реформы патриарха Никона – пролог реформ Петра Великого

Церковные реформы патриарха Никона – пролог реформ Петра Великого

Известные реформы патриарха Никона и последовавший за ними церковный раскол стали проявлением необходимости изменений на Руси, невозможности оставить положение дел «как есть». В культурном отношении Россия во второй половине XVII в. получила толчок к просвещению: улучшались межгосударственные связи и отношения, происходило культурное заимствование и культурный обмен.

Патриарх Никон стал ломать барьер, существовавший между российским и греческим православием со времен Флорентийской унии (1439 г.). Во времена Алексея Михайловича и церковная, и государственная власть успешно стремилась к выстраиванию внешнеполитических отношений и осуществляла культурно-религиозный диалог. Но к нему не было готово российское общество, продолжавшее подозрительно относиться к Православию современных им греков. Ввиду чего реформы Патриарха Никона, претворявшиеся в жизнь чрезвычайно решительно, жестко и поспешно, вызвали столь трагическую реакцию, привели к церковному расколу.

Борьба с иконами «франкского» письма, с двоеперстием, споры относительно «двугубой» или «сугубой» аллилуйи, о крестном ходе «посолонь» или «противосолонь» и прочем являли собой пример урегулирования частностей с целью унификации богослужения и приведения его в соответствие с современным греческим. Исправления книг также происходило по греческим образцам. Но к вероучению эти изменения не имели никакого отношения. При этом крестящихся двумя перстами назвали «еретиками» и предали анафеме.

Имевшиеся у знатных людей того времени иконы «франкского», западного письма, которые оказались под запретом, отразили усиление культурных связей России с Западной Европой. Посольства в другие страны, знакомство с иностранцами, жившими в Москве, польско-литовское влияние и т.п. факторы способствовали возникновению нового направления в общественной жизни России того времени, выражавшегося в активном взаимодействии с людьми из Западной Европы.

Разумеется, при этом ряд изменений, предпринятых Никоном, носил разумный и логичный характер – уменьшение количества земных поклонов, введение «единогласия» вместо «многогласия» – когда в разных частях храма одновременно пели различные тексты и т.

п.

Проблема, и, по сути, трагедия раскола состояла в том, что «обрядоверцами» были и старообрядцы, и так называемые «никониане» – второстепенным, обрядовым сторонам жизни и богослужения придавалось значение вероучительных и догматических истин.

Последующие преобразования Петра I явились масштабными, всеобъемлющими и в определенной степени закономерными, следующими из политики его предшественников. Военное отставание от лучших армий того времени привело к военной реформе; отсутствие выхода к морю – к завоеванию приморских территорий; общение с «немцами» ‑ к чрезвычайно активному заимствованию с Запада.

Реформа государственного управления, судебная реформа, военная, финансовая реформы – страна претерпевала невероятные изменения за исторически кратчайший промежуток времени.

Одновременно Петр I учитывал негативный – в его восприятии – опыт церковно-государственных отношений в годы правления своего отца, помнил идею Никона «священство выше царства».

В 1700 г. после смерти патриарха Адриана будущий император не дал выбрать нового главу Русской Церкви, а в 1721 г. учредил Святейший Правительствующий Синод, орган коллегиального управления Церковью. Плодом петровских реформ явилось низведение Церкви до уровня одного из министерств или «коллегий» по протестантскому образцу. В отличие от времени Алексея Михайловича, когда главенствующее значение в государственно-церковной и общественной жизни имели церковные постановления, а к «симфонии» между светской и церковной властью в правление московских государей хотя бы формально стремились, при Петре главную роль стали играть государственные законы. На 200 лет Святейший Синод стал высшим органом церковной власти в Российской империи. Но Синод был полностью подконтролен государству, следовательно, высшей властью для Церкви являлось государство в лице императора.

Как отмечал протоиерей Георгий Флоровский, новизна петровских реформ была «не в западничестве, но в секуляризации» всей государственной, общественной и даже церковной жизни. Реформа, несомненно, смутила церковную иерархию, клир и верующий народ. Тем не менее, синодальное устройство было одобрено восточными патриархами и принято в России и духовенством, и обществом. Ввиду чего в церковной реформе Петра, по мысли церковного историка протоиерея Владислава Цыпина, несмотря на ее неканоничность, «не было усмотрено ничего такого, что извращало бы строй церковной жизни настолько, чтобы Русская Церковь выпала из кафолического единства Вселенского Православия».

Секуляризация петровской эпохи продолжалась на протяжении всего XVIII в. Но уже в конце столетия образованное общество стало ощущать религиозный голод. Увлеченность Вольтером и скептически-пренебрежительное отношение к Православию уже в начале XIX в. контрастировали с уровнем Духовных академий, расцветом богословской науки, золотым веком русской литературы.

А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.Ю. Лермонтов и другие классики российской литературы в своем творчестве показали несомненно напряженную духовную жизнь и высокий уровень религиозности.

Именно в синодальный XIX век произошел перевод Священного Писания на русский язык. Развитие книгопечатания и удешевление книг позволило иметь литературу не только богатым, но и простым людям. Ряд типографий специализировались на народной и аудитории, выпуская книги нравоучительного, культурного и катехизического содержания.

Павел Белоус

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Поделиться в социальных сетях:

В. Петрушко. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Богослужебная реформа — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

Церковная реформа Патриарха Никона, повлекшая за собой возникновение старообрядческого раскола, нередко воспринимается как главная цель его деятельности. На самом деле она была, скорее, средством. Во-первых, через реформу Патриарх угождал царю, чающему стать вселенским православным государем – именно с этого и началось возвышение Никона. Во-вторых, благодаря преобразованиям Никон укреплял свое положение и мог надеяться, со временем, стать таким же вселенским Патриархом.

Начинались реформы со ставшего уже традиционным для Москвы дела книжной справы. До своего Патриаршества Никон отнюдь не был грекофилом, а наоборот, придерживался убеждений, типичных для московских консерваторов. Никон был начитан, но не имел систематического богословского образования, не знал греческого и не понимал сути книжной справы, хотя бы даже на уровне справщиков начала XVII в. Тем не менее, сблизившись с Алексеем Михайловичем, будущий Патриарх очень скоро переориентировался и стал приверженцем реформ по греческому образцу.

В Патриаршество Никона книжная справа стала осуществляться по греческому образцу, причем, не по старым, а по современным изданиям. Патриарха мало волновала проблема поиска первичного, исторически неискаженного варианта чинопоследований и текстов. Гораздо важнее ему казался вопрос унификации православного богослужения в видах централизации православного мира под главенством России, царя Алексея и, конечно же, его самого.

При Никоне стали трудиться новые справщики. Наиболее видным из них был знаменитый киевский иеромонах Епифаний Славинецкий. Крупнейшим учеником Епифания стал инок Чудова монастыря иеродиакон Евфимий. Среди новых справщиков также выделялись иеромонах Савватий и Иван Озеров, ученик Киево-Могилянской коллегии и ртищевской школы в Андреевском монастыре.

К сожалению, заметное место среди справщиков при Патриархе Никоне занял и такой одиозный деятель, как Арсений Грек. Справщики в большинстве своем были людьми не только учеными, но и безупречно нравственными. Арсений же на их фоне выглядел не только отъявленным авантюристом, но и совершенно аморальным типом, чья скандальная репутация сильно повредила Никоновским реформам и способствовала их дискредитации. Грек Арсений, рожденный в Османской империи, дважды изменял Православию, перейдя сначала в униатство, а затем в ислам. Арсений бежал из Турции в Западную Русь, откуда перебрался в Москву. Но когда в Российской столице стали известны подробности его биографии, афериста отправили в ссылку на Соловки.

В Соловецком монастыре Арсений Грек буквально изумил тамошних монахов своей исключительно богатой эрудицией и столь же феноменальной нечестивостью. Здесь, на Соловках, Арсения и заприметил в 1652 г. Новгородский митрополит Никон, приехавший в монастырь за мощами св. Митрополита Филиппа (Колычева). Никон взял ученого грека в Москву и поместил его в основанную Епифанием Славинецким в Чудовом монастыре латино-греческую школу. Личность Арсения и его участие в книжной справе впоследствии вызвали сильные нарекания со стороны противников реформ. Особенно негодовала Соловецкая братия. Иноки были до крайности раздражены на Никона за то, что он вывез из Соловецкой обители мощи очень почитаемого здесь св. Филиппа. Но в их памяти прочно запечатлелся и другой факт: одновременно будущий Патриарх увез с Соловков и привлек к делу справы Арсения. Оба этих неприятных для соловецкой братии события оказались тесно сопряженными в сознании иноков. Впоследствии, когда начались реформы, негативное отношение к ним на Соловках было в значительной степени сформировано обидой на Никона и отвращением к Арсению.
Именно в этом крылась основная причина оппозиционного настроя Соловецкой братии, вылившаяся потом в знаменитое «Соловецкое осадное сидение».

Став Патриархом, Никон, еще более интенсивно повел дело книжной справы. Благодаря расположению царя он добился передачи Печатного двора из ведения государя под свое личное управление. При Московской типографии Никон собрал не только образованных справщиков, но и гигантскую библиотеку. Сюда из русских монастырей, с Афона и Востока были доставлены тысячи древних рукописей. Но, к сожалению, при Никоне очень немногие из этих сокровищ было задействованы при проведении книжной справы. Равнение шло, главным образом, не на старые образцы, а на современную греческую практику. Прямое указание на сей счет справщики получили от Предстоятеля уже в первый год Патриаршества Никона. Патриарх обосновывал свое требование текстом обнаруженной им грамоты Восточных Патриархов св. Иову, первому Патриарху Московскому и всея Руси. Более полувека она пролежала «под сукном», так как вызвала в Москве обиду предоставлением Русскому Патриарху лишь пятого по чести места в диптихах, а не третьего, как хотели на Руси.

В грамоте указывалось, что Русская Церковь должна быть во всем согласна с другими Православными Патриархатами. Разумеется, речь шла о единстве Православного вероучения, но Никон расширил понимание этой формулы, распространив ее и на сферу церковных обрядов. Так радикальная перестройка богослужения Русской Церкви обрела видимость борьбы за чистоту Православия. В свою очередь, тем же самым будут обосновывать свою позицию и противники затеваемой реформы.

Обрядовые перемены начались с того, что Патриарх повелел исключить статьи о двуперстии и 16 земных поклонах на молитве Ефрема Сирина в новых изданиях Псалтири 1652-1653 гг. Первой реакцией на эти новшества стал протест старых московских справщиков – иеромонаха Иосифа Наседки и Савватия. Они подали в отставку и покинули Печатный двор. Накануне Великого поста 1653 г. Патриарх опубликовал «Память». Этим меморандумом он оповещал свою паству, что отныне следует творить поклоны Ефрема Сирина по-новому (4 земных и 12 поясных, а не 16 земных) и креститься троеперстно. Увы, Патриарший указ не содержал никаких разъяснений и не объяснял пастве, почему привычные обряды отныне заменялись новыми в приказном порядке. Никон, уверенный в поддержке царя, просто не считал нужным задуматься о возможной реакции духовенства и народа церковного на свои инициативы. Стиль его поведения, по сути, не мог не повлечь народного возмущения.

Как и следовало ожидать, сразу начался ропот, чем не преминули воспользоваться протопопы-«боголюбцы» – бывшие друзья, а теперь недруги Патриарха-реформатора: Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Костромской, Логгин Муромский, Лазарь Романовский. Они возглавили борьбу за сохранение старого обряда. Характерно, что как Патриарх, так и протопопы-оппозиционеры верили в то, что ведут сугубо идейную борьбу, хотя на самом деле личные амбиции играли в этом противостоянии едва ли не главную роль.

В Русской Церкви вполне оформились две идеологии: старообрядческая и реформаторская (или «никонианская», как ее называли противники Патриарха). Между приверженцами обоих направлений развернулась острейшая борьба. Патриарх начал преследовать оппозиционеров. Муромский воевода в угоду Никону обвинил протопопа Логгина в хуле на святые иконы, придравшись к бытовой мелочи. Патриарх летом 1653 г. провел соборное разбирательство по этому поводу. Логгина велено было посадить под арест. За него вступился Неронов, требовавший царского суда. В итоге Неронов и сам угодил в ссылку в Спасо-Каменный монастырь.

Мятежные протопопы почувствовали героику в своем противлении Никону. Начала формироваться особая психология старообрядчества с имитацией катакомбной деятельности, с ощущением причастности к мученическому подвигу. Так, Аввакум после неудачной попытки занять место Неронова в Казанском соборе Москвы, стал служить в каком-то амбаре, но здесь его прихожан переловили и посадили в тюрьму, что придало бунтарям страдальческий ореол.

Логгина Муромского по указу Патриарха расстригли. Делалось это публично, за Патриаршей литургией. Рассказ Аввакума о том, как проходило расстрижение, страшен: Логгин, мня себя мучеником, плюет через Царские врата в алтарь, в лицо Никону, снимает с себя рубашку и бросает туда же, на престол. Аввакум отмечает: «И — о чудо! — растопырилась рубашка и покрыла на престоле дискос будто воздух». Осудил Патриарх и Даниила Костромского, которого сослали в Астрахань и там уморили в земляной тюрьме. Аввакума Никон также собирался расстричь, но за него вступился сам царь, и протопопа вместе с женой отправили в ссылку в Сибирь. Пострадали вплоть до расстрижения, ссылок или тюремного заточения и многие другие, менее значительные духовные лица.

Расправившись с противниками, Никон еще более решительно продолжил реформы. Но боярская оппозиция была недовольна, раздавались голоса с требованием соборного обсуждения конфликта между Патриархом и протопопами. Весной 1654 г. он созвал собор, который проходил в царском дворце, под председательством Алексея Михайловича. Никон выступил на соборе. Лейтмотивом его речи была мысль о необходимости согласия между Русской Церковью и Восточными Патриархатами не только в догматах, но и в уставе. Никон привел некоторые примеры того, что новые греческие тексты имели параллели в древних русских. На этом основании он поставил знак равенства между новыми греческими и древнерусскими (до XV в.) текстами и противопоставил им новые русские книги. После этого Патриарх задал вопрос, по большей части риторический: чему следовать при книжной справе? Естественно, что против грекофильской позиции царя и Патриарха большинство участников собора не осмелилось возражать и приняло столь обидную для русского сердца идею реформы по греческому образцу.

Против этого выступил один лишь епископ Павел Коломенский. Он сослался на то, что имеются два древних списка устава, где предписано творить 16 земных поклонов Ефрема Сирина. В результате собор вынужден был принять довольно неопределенное постановление: быть в этом вопросе согласными с древними уставами, но какими именно, не уточнялось. Владыка Павел подписал соборное деяние, но указал, что имеет свое мнение. Несмотря на такое вполне лояльное поведение Павла Никон лишил Павла сана и отправил в ссылку на Север, где тот сошел с ума и вскоре погиб при неясных обстоятельствах.

Таким образом, собор 1654 г. при всей расплывчатости своей формулировки дал Никону основание для того, чтобы править книги исключительно по греческому образцу. Показательно, что Никон сознательно не выносил на собор отдельные вопросы о двуперстии, сугубой аллилуиа и прочие, опасаясь, что при решении частных вопросов не удастся признать необходимость исправления старого русского обряда. Как и следовало ожидать, деяния собора 1654 г., Никон стал трактовать в смысле санкции на исправление русского богослужения по греческому образцу как более соответствующим древности. Конечно, это было весьма далеко от реальности. Более того, многое в русских обрядах сохранилось неизменным от времени Крещения Руси, тогда как у греков претерпело изменения. Но никто не исследовал этого вопроса (что, впрочем, в XVII в. едва ли было возможно). Хуже того – никто не объяснил народу церковному, зачем и почему производятся перемены в обряде. Особенно драматическими выглядели перемены в таких значимых богослужебных текстах и молитвословиях, как Символ веры, Херувимская, «Богородице Дево…» и проч.

Парадоксальным образом обрядовая унификация, затеянная Никоном, могла способствовать укреплению и консолидации Вселенского Православия. Но для Русской Церкви никоновские реформы стали камнем преткновения. Никон не понимал, что при том болезненно искаженном восприятии места обряда в Предании Церкви, которое сложилось на Руси, где при слабом знании и понимании содержания, привыкли отождествлять его с формой, важно было любые изменения в богослужение вводить как можно мягче и деликатнее, как, например, это делалось в Патриаршество Филарета (Романова). Никон же ни в малой степени не оценил, каков будет отклик его паствы на вводимые новшества, и это в итоге привело к расколу. В его появлении равно повинны обе стороны, как Патриарх, бурно перекраивающий привычные богослужебные формы, перед которыми веками благоговел русский народ, так и оппоненты Никона, которые в своем неприятии преобразований не заметили, как подошли к пропасти: логика раскола привела их, в конечном счете, к выпадению из Церкви.

Собор 1654 г. не придал реформам подлинного соборного характера, ибо иерархи лишь из покорности Никону подписали его деяния. Патриарх хотел опереться на нечто более масштабное. И он решает воззвать к Восточным Патриархам, что должно было подчеркнуть вселенский характер обрядовой унификации. При этом Никон, однако, опять-таки не учел, что при традиционном подозрении русских к греческому Православию после Флорентийской унии, попытка опереться на авторитет Восточных Патриархов едва ли могла быть убедительной. Тем не менее, Никон отправил свое послание к Патриарху Паисию Константинопольскому. Не дожидаясь ответа, Никон обратился и к грекам, находившимся в Москве. Летом 1654 г. сюда прибыл Патриарх Сербский грек Гавриил. А в начале 1655 г. Москву посетил Макарий, Патриарх Антиохийский, эллинизированный араб. Оба Патриарха стали поощрять ревность своего Московского собрата в деле обрядовых реформ.

В Неделю Торжества Православия в 1655 г. Никон совершил литургию в Успенском Соборе Кремля. По просьбе Никона к народу держал слово Макарий Антиохийский. Он призвал русских креститься троеперстно, как во всем православном мире. Однако аргумент в пользу этого он мог найти лишь один: в Антиохии, где верующие во Христа были впервые названы христианами и откуда, по словам Макария, происходит весь православный обряд (?), крестятся, как и повсюду на Православном Востоке троеперстно. Эти слова, как и следовало ожидать, москвичей не убедили.

В конце Великого Поста того же 1655 г. Никон созвал собор, в котором приняли участие Макарий Антиохийский и Гавриил Сербский. На соборе было постановлено принять новую редакцию славянского Служебника, которая, по сути, явилась переводом с нового греческого Служебника венецианского издания. Никон на соборе демонстрировал свое единомыслие с греками, говоря: «Я русский и сын русского, но мои убеждения и моя вера – греческие». Но поскольку первая часть заявления Патриарха-мордвина вызывала сомнения, это давало повод усомниться в истинности и второй половины этого пафосного высказывания. Павел Алеппский, сын и архидиакон Макария Антиохийского, вспоминал о глухом ропоте некоторых участников собора. Однако, открыто возражать Никону никто не решался, боясь повторить участь Павла Коломенского. Таким образом, вновь никакого объяснения или обоснования для обрядовых перемен предоставлено не было.

Вполне здравый подход к проблеме обрядности продемонстрировал Патриарх Константинопольский Паисий, от которого в мае 1655 г. Никон получил ответ на свое послание. Кроме Паисия грамоту подписали 24 митрополита, архиепископ и 3 епископа Константинопольского Патриархата. Паисий мудро предвидел, какая беда может произойти от неумеренного рвения Никона в деле обрядовой реформы. Патриарх Паисий писал, что единство Церкви не повреждается различием в обряде, но может нарушиться только через ересь. Паисий писал: «Не следует нам и теперь думать, будто извращается наша православная вера, если кто-нибудь имеет чинопоследование, несколько отличающееся в пунктах, которые не принадлежат к числу существенных членов веры, лишь бы он соглашался с Кафолической Церковью в важных и главных». Паисий, отвечая на запросы Никона, сообщал, что в Константинопольской Церкви принято троеперстие и именословное иерейское перстосложение. Но при этом добавлял, что «впрочем, при том же значении можно слагать персты и иначе». Патриарх Константинопольский уговаривал Никона прекратить распри на обрядовой почве ввиду их ничтожного значения в деле единства Церкви. Он лишь рекомендовал увещевать упорствующих в неприятии греческого обряда, но отнюдь не навязывать его взамен русского. К сожалению, Никон не придал словам Паисия никакого значения.

Напротив, Макарий Антиохийский, человек не слишком образованный, немало способствовал тому, что Никон продолжал дело преобразований. Во время богослужения в Чудовом монастыре 12 февраля 1656 г., в день памяти св. Мелетия Антиохийского, Никон прочел проложное поучение, содержавшее не очень ясное место, на которое ссылались сторонники русского обряда в оправдание двоеперстия. Никон применил весьма эффектный внешне прием: за истолкованием он обратился к преемнику св. Мелетия по кафедре – Макарию. Антиохийский Патриарх не стал просто сообщать о греческой практике троеперстия, но прямо заявил, что крестящиеся двуперстно суть подражатели армян, то есть еретиков-монофизитов. В Неделю Торжества Православия в 1656 г. за богослужением в Успенском соборе Макарий еще более резко заявил, что православные должны креститься исключительно троеперстно, и проклял всякого, кто крестится двуперстно. По просьбе Никона восточные иерархи, бывшие тогда в Москве составили и подписали заявление, в котором повторялось все сказанное Макарием: канонизировалось троеперстие, а всякий, кто крестится двуперстно, объявлялся еретиком, подражателем армян, проклятым и отлученным. Все это Никон напечатал в изданной им книге «Скрижаль». Здесь же были напечатаны и ответы Паисия Константинопольского, но, увы, не ради его мудрого предупреждения, а исключительно как свидетельство того, что Константинопольский Патриархат служит по тому обряду, который Никоном утверждается в Русской Церкви.

Не отдавая себе отчета в том, что народ уже открыто ропщет на своего Патриарха, Никон упрямо шел напролом в деле ломки традиционного для Руси обряда. Не обращал он внимания и на то, что в соответствии с определениями Стоглавого Собора 1551 г. (которые пока еще никто не отменял) те, кто не крестится двумя перстами, в свою очередь подпадают под анафему. Никон продолжал принуждать народ покориться его, Патриарха, взгляду на обряд. В апреле 1656 г. Патриарх Никон созвал собор русских архиереев, на котором еще раз подытожил все инициативы Макария Антиохийского. Не приемлющие троеперстия отлучались собором от Церкви.

Вплоть до своего ухода с Патриаршества продолжал Никон вносить изменения в обряды по советам Макария и других восточных иерархов. Книги продолжали править по греческому образцу. Патриарх даже повелел духовенству носить платье греческого образца. Сам же Никон не только облачился в греческого покроя одежды, надел греческого типа (хотя и белого цвета) клобук, но даже завел у себя греческую кухню. Правда, греческому языку так и не выучился.

Но неожиданно грекомания Никона, связанная, главным образом, с его теократическими проектами, к концу его Патриаршества стала иссякать. Мечта Никона о главенстве в православном мире рушились из-за охлаждения между ним и царем Алексеем. На этом фоне греческий обряд просто перестает быть нужным Никону, он уже не в состоянии помочь Патриарху возвыситься. Удивительно, но последние никоновские издания вновь печатались после сличения текста со старыми греческими и древними славянскими списками. После последовавшего уже незадолго до ухода Никона его примирения с Нероновым Патриарх заявлял старцу Григорию о старых и новых богослужебных книгах: «Обои де добры, все де равно, по каким хочешь, по тем и служишь». Никон позволял Неронову сугубить аллилуиа, в то время как сам, служа с ним вместе, трегубил. Об отходе Никона от своего реформаторского замысла свидетельствуют и издания, напечатанные уже после его ухода с Патриаршества в никоновском Иверском монастыре. Издания Иверской типографии вообще целиком сделаны со старых, дореформенных образцов. На Соборе 1666-1667 гг. Никон, по сути, встал на позицию своих оппонентов-старообрядцев, когда неожиданно отозвался о греческих книгах как об испорченных еретиками. Но это утверждение уже ничего не могло изменить: дело затеянной Никоном реформы набрало колоссальные обороты и продолжалось уже без своего поверженного инициатора.

Никон, Патриарх (Никита Минин, 1605–1681)

гейл

просмотров обновлено

НИКОН, ПАТРИАРХ (Никита Минин, 1605–1681), патриарх Московский (1662) Руси16 и все наиболее известен тем, что инициировал литургические реформы, против которых решительно выступали старообрядцы. Стремление Никона к власти и богатству вызвало враждебность среди кремлевской элиты и в конечном итоге привело к его свержению царем Алексеем I Михайловичем (годы правления 1645–1676).

Стремительный взлет Никона из его крестьянского происхождения начался с его принятия послушником в Макарьев монастырь (под Нижним Новгородом), который в то время был жизненно важным центром православного возрождения, пользующегося поддержкой Романовых. Никон познакомился в монастыре с влиятельными церковниками, которые поддержали его возведение в 9-й сан.0013 игумен (игумен) и, вероятно, также стал причиной его судьбоносной встречи с царем Алексеем в Кремле в 1646 году. Впечатленный смелым видением Никона религиозной реформы, царь назначил его на ключевые церковные должности, сначала архимандритом Новоспасского монастыря в Москве. а затем митрополитом Новгородским.

После избрания Никона на патриаршество в июле 1652 года он быстро приступил к пересмотру богослужебных книг, чтобы привести русские формы богослужения в соответствие с формами греческого православного мира. Среди главных нововведений Никона были трехперстное крестное знамение (вместо обычного двухперстного знака) и печатание новых богослужебных книг на основе греческих и украинских рукописей. По распоряжению Никона церковные соборы 1654 и 1656 годов отлучали от церкви старообрядцев, отказавшихся принять эти нововведения.

Бояре возмущали близкие личные отношения Никона с царем, а также растущие светские амбиции патриарха, о чем свидетельствует его систематическое накопление монастырских имений, строительство роскошных дворцов, покупка роскошных облачений и карет. Отношения с боярами обострились еще больше, когда Никон правил регентом в отсутствие царя во время русско-польской войны (1654–1667). Боярские интриги окончательно убедили царя в том, что Никон намеревался расширить церковную власть за счет Кремля. Когда в июле 1658 года Никон удалился от патриаршего двора в монастырь, в знак протеста против боярских оскорблений царь не разрешил ему вернуться в Москву.

Никон, однако, не отрекся от престола и продолжал править как патриарх в своих имениях. Когда Кремль готовился к его свержению, Никон в почти тысячестраничном «Опровержении» («Возражение») доказывал, что светская власть не имеет права диктовать церковные дела. Даже после понижения в монашество и последующего изгнания в декабре 1666 года Никон сохранил свой титул и отказался признать законность своих патриарших преемников.

Никон захватывал воображение как современников, так и последующих поколений. Старообрядцы осуждали его как предшественника Антихриста или как самого Антихриста. Народные повстанцы видели в изгнанном патриархе жертву кремлевских козней и мечтали вернуть его к власти. И многие обычные К могиле Никона совершали паломничества русские. Историки в основном рассматривали Никона как дальновидного лидера, стремившегося к равенству церкви и государства. Если бы ему это удалось, то можно было бы предотвратить отмену церковной автономии при Петре I (годы правления 1682–1725 гг.).

См. также Алексей I (Россия) ; Аввакум Петрович ; Староверы ; Православие, русский .

Хемер, Кристиана. Herrschaft und Legitimation im Russland des 17. Jahrhunderts: Staat und Kirche zur Zeit des Patriarchen Nikon. Франкфурт-на-Майне, 1979.

Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. 2 тома. Москва, 1996.

Палмер, Уильям. Патриарх и Царь. 6 тт. Лондон, 1871–1876 гг.

Туминс, Валери А. и Джордж Вернадский, пер. и изд. Патриарх Никон о церкви и государстве: «Опровержение» Никона. Берлин и Нью-Йорк, 1982.

Георг Михельс

Европа, 1450–1789: Энциклопедия раннего Нового времени групп, возникших в результате русских церковных реформ, начатых между 1654 и 16… Никон , НИКОН НИКОН (1605–1681), патриарх Московский, реформатор Русской православной церкви. Никон ненадолго доминировал на российской политической и церковной сцене… Православие , Православие Африканская православная церковь, Inc. Албанская православная епархия Америки Американская Карпато-Русская Православная Греко-Католическая Церковь Американская Экзархия… Русская Православная Восточная Церковь, православие в конце восемнадцатого века институциональная ортодоксия в девятнадцатом веке народное православие Православие в эпоху революции biblio… Константин Петрович Победоносцев , Победоносцев, Константин ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН ПОБЕДОНОСЦЕВ, КОНСТАНТИН (1827–1919).07), обер-прокурор Священного Правительствующего Синода Русского Орта… пресвитериан, пресвитериан ★427 ★ Американская пресвитерианская церковь 1647 Дайр Ст. Филадельфия, Пенсильвания, 19124-1340 Американская пресвитерианская церковь была основана в 1977 году PE…

об этой статье

Обновлен О около Encyclopedia.com Содержание ПЕЧАТНАЯ Статья

Вы также можете как
  • Orthdoxy, Russian

  • Nikita Minos Minos, Minoshon, Nikita Minos.0003
  • NIKON, PATRIARCH

  • Orthodox Church of Russia

  • Anthony Vadkovsky, Metropolitan

  • Anthony Khrapovitsky, Metropolitan

  • European Free Church Family

  • JOAKIM, PATRIARCH

БЛИЖАЙШИЕ ТЕРМИНЫ

Никон, Патриарх

Никольск-Уссурийский

Никольсбург

Николовский, Властимир

Николов, Лазар

Николич, Томислав

Николайва, Татьяна (1924–1993)

Николайева, Елена (1966–)

Nikolayeva, Tatyynaeva (Petrovna)

Nikolalay, Tatynavana, Nikolaiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiian, NIKOLAYIAN, NIKOLAYIAN, NIKOLAYIAN. 1924–1993)

Николаева Маргарита (1935–)

Николаев

Николай Пржевальский и русская экспансия: исследование Центральной и Восточной Азии

Николай Михайлович Пржевальский

Nikolaus Otto

Nikolaus Federmann

Николаус Бернулли

Николаус Август Отто

Николаева, Мария 1952–

NIKOLIS,

NIKOLE,

NIKORIS,

NIKORIS,

NIKORIS,

. Николай Алвин

Николай Николаевич Лузин

Никон, Патриарх (Никита Минин, 1605–1681)

Никон, Патриарх Московский

Никонова Валентина (1952–)

Nikopol (City, Ukraine)

Nikopol (Nicopolis)

Nikosia

Nikoultchia, Irina (1974–)

Nikova, Rina

Nikulin, Yuri

Nikula, Marina (Marina

, Yuri

Nikula, Marina (Marina 9000–

, YuriN, Yuri

, Marina

, YuriN, Yuri

, Marina

. NIL

NIL BOTH

NIL DESPERANDUM

NIL SORSKY, St.

Niland, Deborah 1951–

Nile Bichir

Nile, Willie

Niles (Neyhus), Дэвид K.

Niles ‘Reghe0003

Niles, Blair

Niles, Blair (1880–1959)

Niles, Blair Rice

Niles, Douglas

Niles, John Jacob

Niles, May Ann (1938–1987)

nilgai

Timeline — Низложение Самодержавного Патриарха Никона

  • Дэн Грейвс, MSL
  • 2010 3 мая

Иисус Христос пришел в кротости и смирении, отрекшись от эмблем власть и статус. Он никому не навязывал свои пути и не навязывал формы. поклонения. Когда его ученики боролись за положение, он убеждал их служить друг другу. Его последователи на протяжении веков не всегда понимали смысл этого учения или следовать ему.

Показательный пример произошел в событиях, которые привели к свержению совета Никон, Патриарх Московский, в этот день, 12 декабря, 1667. К решению присоединились греческие и русские прелаты, чего требовал царь Алексей Романов. Царю легко удалось добиться его цель, потому что своевольный Никон был самым непопулярным.

В русскую литургию вкрались ошибки и неверные переводы. За Например, русские подписывали крест двумя пальцами, а не три, как это делали греки. Никон настаивал на реформе. Но многие христиане которые выросли с традиционными русскими формами, протестовали против изменения обратно к греческим формам. Если греки были так правы, то почему Бог поместил большинство Православия под властью турок? Никон ответил самодержавно и при полном содействии государства пытались сокрушить любого, кто отказывался принять его новую трудовую книжку.

Непонятно, почему вмешалась Алексис; вероятно, он сделал это, потому что Никон пытался избавиться от государственного контроля над церковью. Под давлением от царя, Никон ушел в отставку, но не хотел отказываться от своей сила. Он продолжал агитировать за восстановление своего авторитета. В на самом деле, он даже вернулся в Москву и попытался приступить к своим обязанностям, как будто ничего не произошло. Царь хотел заменить его, но, во избежание обвинения в том, что было два патриарха, просил, чтобы Никон был формально низложен.

Синод согласился. Гнев, обида и месть были очевидны в своем решении: «Поскольку мы теперь узнали, что Никон жил тиранически, а не кротко, как подобает святителю, и что ему дали к беззаконию, жадности и тирании, мы запрещаем ему, в соответствии с Божественные и священные каноны благовествующих апостолов и вселенских и поместных православных соборов, от всякой священнической функции, так что впредь он не будет иметь власти совершать какие-либо епископские действия …и постановляем со всем поместным церковным собором, что впредь он будет известен как простой монах по имени Никон, а не как патриарх Москва; ему будет назначено место, где он будет жить до самого конца своего дней, и пусть это будет какой-нибудь старый и подходящий монастырь, где он сможет оплакивать грехи свои в великом молчании» 9. 0003

Несмотря на то, что он был сослан в монастырь на Белом море, реформы были сохранены. Гонения на старообрядцев, которые у него были спровоцированное продолжение. Позже умирающий Алексей просил прощения человека, которого он погубил. После четырнадцати лет заключения (которое был иногда очень резок) Никон был приглашен обратно в Москву новым Царь, но он умер в пути. Его похоронили со всеми почестями.

Библиография:

  1. Аввакум Петрович. Житие протоиерея Аввакума, им самим. Перевод с русского языка XVII века Джейн Харрисон и Хоуп Мирлис. С преф. князем Д. С. Мирским. Лондон, Хогарт Пресса, 1963.
  2. Фортескью, Адриан. «Никон». Католик Энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон, 1914.
  3. «Никон». Новая религиозная энциклопедия Шаффа-Герцога Знания. Гранд-Рапидс: Книжный дом Бейкера, 1954.
  4. «Никон». Оксфордский христианский словарь Церковь. Под редакцией Ф. Л. Кросса и Э. А. Ливингстона. Оксфорд, 1997.
  5. Различные церковные истории и истории восточного православия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *