Проведена реорганизация Правительствующего Сената | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина
15 (26) декабря 1763 г. по указу императрицы Екатерины II была проведена реорганизация Правительствующего Сената.
Реформа Сената упорядочила делопроизводство высшего органа государственной власти, распределив дела между шестью департаментами, четыре из которых находились в Петербурге, а два в Москве вместо бывшей Сенатской конторы.
Первый департамент был создан для надзора за местным управлением и являлся органом административной юстиции. В 1805 г. департамент был разделён на пять экспедиций (к 1917 г. их насчитывалось уже 12).
Второй департамент был учреждён для рассмотрения дел Рекетмейстерской конторы, Судного приказа, розыскных экспедиций, Экспедиции о колодниках. Первоначально дела в департаменте распределялись произвольно между четырьмя экспедициями, с 1805 г. — между тремя экспедициями по территориальному признаку.
Третий департамент был учреждён в составе трёх экспедиций.
Ему были поручены дела по губерниям, состоявшим на особом положении (Малороссия, Лифляндия, Эстляндия, Выборгская губерния, Нарва) и некоторым специальным управлениям.
Четвёртый департамент занимался делами по Военной и Адмиралтейской коллегиям, с зависящими от них установлениями. Первоначально состоял из трёх экспедиций.
Из московских департаментов, 1-му было поручено «отправление всяких Государственных текущих дел, каковы ныне исправляет Сенатская Контора», 2-му — «апелляционные дела и по Герольдии, против 2-го Департамента». Все департаменты были признаны самостоятельными коллегиями, «в равной силе и достоинстве».
Во главе департаментов были поставлены обер-прокуроры, а во главе Первого — генерал-прокурор (с 1771 г. — обер-прокурор).
Реформа 1763 г. меняла порядок рассмотрения дел: они должны были решаться единогласно в департаментах, и лишь в случае возникновения разногласий вопрос выносился на общее заседание Сената. Таким образом, каждый департамент выступал как самостоятельное подразделение Сената со своим кругом дел и своей канцелярией, что разрушало единство этого высшего государственного учреждения.
В ходе реформы законодательные функции Сената были сведены к устранению мелких пробелов в законах, не имевших политического значения, однако по-прежнему за ним были сохранены функции контроля и высшего судебного органа.
Декретом Советской власти от 22 ноября (5 декабря) 1917 г. Сенат в России был упразднён.
Лит.: Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. СПб., 1998. Т. 1; Градовский А. Д. Начала русского государственного права. СПб., 1876. Т. 2. Кн. 2. Отд. 2. Гл. 1: Правительствующий Сенат (п.п. 55-109).
См. также в Президентской библиотеке:
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 2: Правительствующий сенат в царствования Елисаветы Петровны и Петра Феодоровича;
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 5, дополнительный: Местонахождение, помещение и убранство Сената со дня его учреждения по настоящее время; Форменная одежда сенаторов, чинов обер-прокурорского надзора и Канцелярии Правительствующего сената; Издания при Сенате;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года.
СПб., 1830. Т. 16 (С 28 июня 1762 года по 1764). № 11989. С. 462;
Правительствующий сенат: краткий исторический очерк и биографии сенаторов. СПб., 1912;
Троцина К. Е. История судебных учреждений в России. СПб., 1851;
Цейль М. А. Правительствующий сенат: Справочная книга. СПб., 1898.
остроумная история» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»
Александр Каменский — лекция «Реформы Екатерины Великой. Екатерина II: остроумная история» смотреть и слушать бесплатно онлайн в хорошем качестве. Видео на портале «Культура.РФ»Образование
Каталог лекций
История России
2018
75 мин
Россия
Начать просмотр
Лекция «Реформы Екатерины Великой» входит в цикл «Екатерина II: остроумная история». Его выпустил в 2018 году Государственный музей-заповедник «Царицыно».
Историк Александр Каменский рассказывает, почему реформы Екатерины II не были такими стремительными и масштабными, как преобразования Петра I, Александра II и Петра Столыпина, но заметно изменили внутреннюю политику.
К наиболее важным нововведениям того времени лектор относит передачу церковной собственности государству, реформу Сената, который с 1763 года стал главным судебным и административным органом империи, губернскую реформу 1775 года, после которой изменилось территориальное деление России.
Лектор: Александр Каменский
Образование
История
Каталог лекций
В подборках
Цикл лекций «Екатерина II. Остроумная история»
Смотрите также
Все лекции
Как и где библиотеке найти партнеров
Анна Филатова202265 мин
Обзор важных изменений трудового законодательства в 2022 году
Ольга Шикун2022108 мин
Эффективная афиша. Понять и посетить.
Петр Щербанос2022106 мин
Выбор маркетинговой кампании на основе данных
Екатерина Шекова202256 мин
Коммуникационная стратегия: как мы говорим о культуре
Анна Михайлова202256 мин
Игровые механики: викторины и квесты на платформе Artefact
Ирина Ежова202247 мин
Неиспользованные отпуска работников.
Как не нарушить закон, выплачивая компенсацию
Ольга Шикун2022106 мин
Работа со зрителем в рамках «Пушкинской карты». Опыт Оренбургского театра музыкальной комедии
Александр Де Форест202253 мин
«Пушкинская карта» на краю географии: опыт сельского Дома культуры
Анна Столярова202294 мин
Стать лидером региона в реализации «Пушкинской карты» ничего не делая. Опыт Алтайского государственного музыкального театра
Виктория Белоусова202253 мин
Программа «Пушкинская карта» в музее: опыт Чувашского национального музея
Татьяна Давыдова202262 мин
«Пушкинская карта»: опыт Музея-заповедника «Казанский кремль»
Лия Давлетшина202257 мин
«Пушкинская карта» в 2023 году: готовимся прямо сейчас
Юрий Печкин2022107 мин
Кроме «Пушкинской карты»: какие платные услуги будут востребованы в КДУ
Юрий Печкин2022112 мин
Стратегии развития учреждений культуры в условиях санкций
Екатерина Шекова202259 мин
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.
РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Канадско-американские славистические исследования, том 23, выпуск 1 (1989 г.)
- Заголовок:
- ПРОЕКТ УСТАВА ЕКАТЕРИНЫ II О ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕСТЬЯНСТВЕ*
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.

org/10.1163/221023989X00031
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 36–57
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 23: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
| Все время | Прошлый год | Последние 30 дней | |
|---|---|---|---|
| Абстрактные представления | 154 | 24 | 3 |
| Полнотекстовые просмотры | 104 | 3 | 0 |
| Просмотры и загрузки PDF | 46 | 10 | 0 |
- Заголовок:
- ПРОЕКТ УСТАВА ЕКАТЕРИНЫ II О ГОСУДАРСТВЕННОМ КРЕСТЬЯНСТВЕ*
- Тип статьи:
- исследовательская статья
- DOI:
- https://doi.
org/10.1163/221023989X00031
- Язык:
- Английский
- Страницы:
- 36–57
- В:
- Канадско-американские славистики
- В:
- Том 23: Выпуск 1
- Издатель:
- Брилл | Шёнинг
- E-ISSN:
- 2210-2396
- Распечатать ISSN:
- 0090-8290
- Предметы:
- История, славяноведение и евразийство
| Все время | Последние 30 дней | ||
|---|---|---|---|
| Абстрактные представления | 154 | 24 | 3 |
| Полнотекстовые просмотры | 104 | 3 | 0 |
| Просмотры и загрузки PDF | 46 | 10 | 0 | Подкасты0230


org/10.1163/221023989X00031
ЛоТемпио – Seward & Kissel LLP 22 июля 2021 г.
3 Однако гибкость должника не безгранична; районный суд может передать дело в другой район в интересах правосудия или для удобства сторон. 4
Спонсоры Закона о реформе явно принадлежат к первому лагерю, утверждая, что «[правосудие] лучше всего обеспечивается, когда решения о корпоративных банкротствах рассматриваются на местном уровне, с удобным доступом в суд для сотрудников, пенсионеров и местных кредиторов и с судьей, который знает пострадавшее сообщество». ». 6 Тем не менее, этот аргумент, по-видимому, не учитывает, что у большинства компаний могут быть сотрудники и кредиторы по всей стране, если не по всему миру.
Многие из этих адаптаций, вероятно, останутся, что подрывает часть движущей силы Закона о реформе. Конечно, даже если бы Закон о реформе был принят обеими палатами Конгресса, его все равно должен был бы подписать президент, который свел на нет предыдущие усилия по проведению реформ во время своего пребывания на посту сенатора от штата Делавэр (еще одно популярное место встречи потенциальных должников).