Реализм номинализм и концептуализм в средневековой философии: Номинализм и реализм это

Концептуализм | Понятия и категории

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — одно из направлений средневековой схоластической философии. Разновидность так называемого «умеренного номинализма», отрицающего реальное существование общих понятий и заменяющего их на чисто мыслительные образования, которые существуют в уме человека. Основоположник концептуализма — П. Абеляр.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 136.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — понятие), философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает концепт, выраженный словом. В средневековой философии образец подобного решения проблемы универсалий выдвинул

Абеляр. В новой философии, в противовес реализму кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса, теорию концептуализма разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма…

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ (в научном знании) — понятие, обобщающее различные виды структур научного знания. Развитие научно-познавательной деятельности приводит к появлению все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур, наиболее высокоорганизованным видом которых являются теоретические системы (см. Теория). Однако уже исходная установка научного и вообще рационально-теоретического мышления на рефлексивный анализ своих познавательных средств предполагает направленность на создание специфических понятийных конструкций, обладающих своей внутренней структурой (см.

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — одно из направлений философской мысли (наряду с реализмом и номинализмом), связанное с решением проблемы универсалий. Сторонники этого направления полагали, что общее существует в вещах (in rebus) и обнаруживается в речевых актах. Это направление определяет средневековый характер мышления, тесно связанного с идеей воплощения Слова и тем самым обеспечивающего понимание вещей и их связей. Направление получило название от термина «концепт» (от лат. conceptus — схватывание).

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ принципиально меняет установку на восприятие искусства. С художественно-эстетического созерцания произведения она переносится на возбуждение аналитико-интеллектуальной деятельности сознания реципиента, лишь косвенно связанной с собственно воспринимаемым артефактом. При этом концептуалисты достаточно регулярно и осознанно играют (см. Игра) на предельно тривиальных, банальных, общеизвестных в обыденном контексте «концепциях» и «идеях», вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (напр., в музейную среду).

Tags: 

Эстетика

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. conceptus — понятие) — умеренное направление средневековой традиции номинализма, занимающее в вопросе об универсалиях позицию трактовки последних в качестве содержащихся в человеческом сознании имен (nomina) соответствующих объектов, однако предусматривающее при этом наличие реально существующих общих признаков единичных предметов в качестве основания для объединения их в класс, фиксируемый в общем понятии (conceptus). Фундирующие К.

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (лат. сопсерtus — мысль, понятие) — одно из направлений решения так называемой проблемы универсалий, возникшей в Средние века. Идеи, сходные с концептуализмом, развивались в учении стоиков. В отличие от реализма, концептуализм отрицает возможность существования общего вне человеческого ума, до вещей или в самих вещах. По мнению представителей концептуализма, общее находится в уме познающего.

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ [лат. conceptus — мысль, понятие] — одно из главных направлений в решении проблемы общих понятий. В противоположность реализму концептуализм отрицает какую бы то ни было онтологическую реальность общего, его существование вне человеческого сознания и считает, что общее находится только в уме познающего субъекта. Будучи, таким образом, разновидностью

номинализма, концептуализм утверждает (в отличие от того направления номинализма, для которого общее лишь словесное обозначение), что общее как результат абстрагирования сходных признаков вещей и их объединения в уме человека, есть мысленные предметы, идеальные сущности, существующие в уме человека. В древности точка зрения концептуализма была представлена в гносеологии стоицизма. В Средние века концептуализм снова появляется как одно из решений проблемы универсалий с точки зрения номинализма.

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ — направление схоластической философии; представители — Абеляр, Иоанн Солсберийский и др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма (Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности. В новое время к позициям концептуализма был близок Локк.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 203.

Tags: 

Философия

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (CONCEPTUALISME). Один из трех традиционных способов решения проблемы универсалий. Концептуализм утверждает, что общие идеи существуют только в уме человека (в отличие от реализма, утверждающего, что они существуют сами по себе или в абсолюте), но зато уж действительно существуют — как мыслительные единицы, не сводимые к словам, служащим для их обозначения (в отличие от того, что утверждает номинализм). Сторонниками концептуализма выступали, например, Абеляр и Локк. Но и рад номиналистов, в частности Вильгельм Оккам, кое-что заимствовали у концептуализма. Если концепт облечен в мысль, разве это не значит, что он перестает быть просто словом?

Tags: 

Философия

Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии

                           МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ  И ИНФОРМАТИКИ

Кафедра «Философия»

 

 

 

Реферат по философии

на тему

«Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии»

 

 

исполнил: студент 2 курса

кафедры «Мировая экономика»

Экономического  факультета

Вавилова

Ольга Владимировна

 

проверил: кандидат

философских наук

доцент Тогузова

Людмила Изатбековна

 

 

 

 

Москва-2010

Содержание

 

Введение

1. Оппозиционные философские направления в средние века

2.

Проблема универсалий в концепциях номиналистов и реалистов

3. Концептуализм Пьера Абеляра

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. Реализм в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире (на латинском языке, которым пользовались представители схоластики, эта мысль выражалась в формуле: universalia sunt realia). Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей (ante rem), представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033-1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

           Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «nomen», что значит «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех.

А поскольку все люди суть живые и одушевленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое существо, наделенное разумом. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей (post rem). Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, французский философ и теолог Иоанн Росцелин (ок. 1050 — ок. 1120), даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, не существующая даже в человеческом уме.

           Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще Аристотелем, различавшим первичные и вторичные сущности и затруднявшимся в определении онтологического статуса тех и других.

 

 

1.Оппозиционные философские  направления в средние века

 

          Начиная с XII в., после установления богатых и плодотворных контактов между западноевропейской культурой и культурой восточных стран, в философии появляются новые доктрины оппозиционного характера — пантеистический аристотелизм, мистика.  
          В основе этих мировоззренческих систем в отличие от официальной схоластики лежал пантеизм («мир сам является Богом»), согласно которому мир вечен, он не имеет ни начала, ни конца, представляет собой растворенность Бога в природе. 
Центром борьбы против спекулятивной теологии, начиная с XII в., несомненно, была философская школа в Шартре (Франция), известная своими гуманистическими традициями, своим рационализмом и натурализмом. Шартские ученые прекрасно знали арабскую науку, античную философию, особенно труды Платона и Аристотеля. Философию природы они умело сочетали с логикой, считая, что в основе мира и в основе человеческого мышления лежит одна и та же реальность. 
          Своеобразной формой оппозиции официальной схоластике был мистицизм. Мистикой называют веру в способность человека непосредственно общаться с Богом. Дня мистика авторитет Церкви и ее учений отходит на второй план по сравнению с личным чувством и субъективным сознанием сопричастности к Богу. Сторонники этого направления — Бернар из Клерво (ок. 1091 — 1153), Ришар Сен-Викторский (ум. В 1137), Бонавентура (1221 — 1274) — утверждали, что наилучшим и единственным средством философии является общение с Богом. Не разум ведет к Богу, а любовь и привязанность к Нему человеческой души. Полное познание Бога поэтому возможно лишь в состоянии экстаза. Мистики призывали человека стремиться к душевному спокойствию, равновесию, тогда человек будет сопричастен вечности. 
          Мистицизм выступал как против светской науки, так и против теологии, отвергая их рационализм. С одной стороны, это направление тормозило развитие философии, а с другой — провоцировало к ней интерес исследователей. Так, мистики обратили внимание на такой обойденный схоластикой способ познания, как интуиция. 
В духовной жизни средневекового общества мистика часто выступала своеобразной формой оппозиции против официального вероучения, ибо личное отношение к Богу, личное толкование веры при известных условиях могли перейти в критику, или борьбу против господствующей системы и ее идеологии.

 

2. Реализм и номинализм

 

Во время господства христианства главным направлением в развитии философии была так называемая схоластика (от латинского schole). Это философия, преподававшееся в школах, а с середины XII века  и в университетах.

          В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам. Например, таким. Сколько чертей уместится на кончике иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных вопросов впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта.

Один из вопросов, обсуждаемых  схоластами,  представляет и сегодня сложную проблему. Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.

Обсуждение некоторых  религиозных догматов вело к постановке философских вопросов. Важнейшим  из них был вопрос об отношении  общего к единичному, или спор об универсалиях, возникший при обсуждении догмата о Троице. Библия кроме  Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого  Духа называет еще и Бога. Возникает  вопрос: кто он?

Одни утверждали, что существуют три отдельных бога — Отец, Сын, Святой Дух, а Бог — это просто общее имя — номин для всех троих [как фамилия у людей]. Тех, кто так считал, назвали номиналистами.

Другие же утверждали, что  Бог существует реально. Их назвали  реалистами. Но им нужно было ответить на вопрос, кто же Отец, Сын и Святой Дух. Реалисты считали, что это — три лица, три ипостаси, которыми нам является один и тот же реально существующий Бог.

Впоследствии слово «Бог»  был заменен понятием универсалии, а вопрос стал звучать так: как соотносятся универсалии и единичные вещи? Например, спорили: что появилось вперед — лошадность или лошади? Номиналисты утверждали, что вначале появились лошади, а затем понятие лошадности. Номиналисты считали, что все общие понятия лишены объективного значения. Они — термины, знаки. Вне ума все вещи единичны. Реалисты, наоборот, утверждали, что вначале идея лошадности появилась в голове Бога, а потом он создал лошадей.

Впоследствии был сформулирован  современный философский вопрос: как соотносятся общее и единичное? И сегодня при ответе на этот вопрос философов можно разделить на номиналистов и реалистов.

Проблема универсалий  уходит корнями в философию Платона  и Аристотеля. Аристотель критиковал учение Платона об идеях как особом мире, реальность которого состояла в  неизменности и неподвижности идей, являющихся истинной причиной всех вещей, их свойств и отношений и одновременно их целью. По Аристотелю, идеи не предшествуют чувственно воспринимаемым предметам, не являются причинами вещей, но зависят  от них. Невозможно, чтобы идеи как  сущности вещей были отделены от того, сущностью чего они являются.

В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих философов древности, а  от их комментаторов, в частности  от ученика Плотина Порфирия. Последний в работе «Введения к категориям Аристотеля» поставил вопросы о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них.

Порфирий не ответил на поставленные вопросы. Боэций в своих комментариях в связи с вопросами, поставленными Порфирием, подошел к новой проблеме: являются категории Аристотеля видами реальных вещей или лишь знаками языка? Под влиянием стоицизма он склонялся к выводу, что они являются знаками языка. Философской основой спора между реализмом и универсализмом был вопрос об отношении общего и единичного, индивидуального. Реализм приписывал существование лишь общему. Он проявился в ряде концепций, в которых излагалось отношение к реальности общих понятий и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях; общее — это идеи, которые существуют до единичных вещей (апtе rеs) и вне их. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах (in rebus), но ни в коем случае не вне их.

Номиналисты (от лат. nomen —  имя), напротив, не допускали реального  существования универсалий, общее  существует лишь после вещей (роst rеs). Приверженцы крайнего крыла номинализма  считали общее лишь пустым, ничего не содержащим «выдохом голоса», звуковой стороной слова. Более умеренные  также отрицали реальность общего в  вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в  познании (концептуализм).

В споре средневекового номинализма  и реализма намечаются элементы, тенденции  борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого»  материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо  исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения  философии от теологии, а также  для нового естествознания.

Согласно Уильяму Оккаму, реально существует лишь единичное; любая вещь вне души единична, и только в познающей душе возникают общие понятия. С этой точки зрения сущность (субстанция) утрачивает свое значение самостоятельно сущего. Бог, согласно номиналистам, может создать любое, не нуждаясь для этого в субстанции. В результате умопостигаемое бытие вещи (сущность) и ее простое эмпирически данное бытие (явление) оказываются тождественными. Ориентация на опыт — характерная черта номинализма.

Номинализм формирует  новое представление о познании и природе познающего ума. Поскольку познание направлено не на сущность вещи, а на вещь в ее единичности, то оно есть интуитивное познание (созерцание отдельных свойств вещи), и знание трактуется как установление связи между явлениями. Теоретическая способность в номинализме утрачивает свой онтологический характер, умы больше не рассматриваются как высшие в иерархии сотворенных сущих. Ум есть не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие. Так в номинализме формируется представление о субъекте, противостоящем объекту, как особого рода реальности, и о познании как субъект-объектном отношении. Возникает субъективистское истолкование ума, человеческого духа, рождается убеждение, что явления психического ряда достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно, тогда как физические — опосредованно. В теологии при этом подчеркивается приоритет веры над знанием, воли — над разумом, практически-нравственного начала — над теоретическим.

Оккам считал вообще недоступным  для человеческого понимания  все содержание веры. Быть в вере мистиком, в науке эмпириком и, где необходимо скептиком – таков  лозунг схоластического номинализма.

Ортодоксальному католицизму, с одной стороны, теоретически был  ближе реализм, но, с другой стороны, он практически представлял католицизму  угрозу — в частности, в том, что  вел к пантеизму, т. е. к отрицанию  личного бога, и к некоторым  другим атеистическим следствиям.

Теологический рационализм, обусловленный реализмом, также  был источником рационалистической критики схоластики.

Период после Эриугены вплоть до выхода на историческую арену  следующего из отцов схоластики —  Ансельма Кентерберийского (1033—1109) —  был в философском отношении  малоплодотворным. Лишь в некоторых  городах и центрах сохранились  труды античных авторов и трактаты первых «отцов церкви».

Жизнь Ансельма характеризуется  двумя фазами. Во Франции он вел  тихую жизнь ученого и учителя, в Англии, как архиепископ, воевал с английским королем за права  церкви. В средние века его называли «вторым Августином». Взял он от Августина  многое, прежде всего принципы отношения  веры и разума, а также понятие  бога. Среди его произведений —  «Монологиум» и «Прослогион», трактаты о главных вопросах теологии, о  реальности и характере бога. Ансельм  пишет от первого лица, в духе схоластики.

Так же как Эриугена, он тесно  связывал философскую истину-разум  и истину откровения — веру. Мышление должно быть подчинено вере, которая  является его предпосылкой и должна ему предшествовать. Без веры нет  подлинного познания. Ансельм в словах «верю, чтобы понимать» (сredo, ut intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной точкой и  целью рационального мышления, но вера должна быть исключена из операций мышления, она не может служить  аргументом. Святое писание указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является истиной. Разум  свободен и самостоятелен — но в границах догматов. Девизом Ансельма было «вера ищет разум», что характерно для всего периода древней  схоластики. Ансельм, таким образом, впервые сформулировал задачи теологии и философии. Многие историки средневековой философии называют его первым схоластом.

История философии 28

История философии 28 Центр Жака Маритена: История философии / Уильям Тернер

Проблема универсалий . В Исагоге Порфирия, переведенный Боэцием, который до тринадцатого века был в обычном школьном учебнике логики встречается следующий отрывок:

Mox de generibus et speciebus, illud quidem sive subsistant, sive in solis nudis intellectibus posita sint, sive subsistentia corporalia sint incorporalia, et utrum separata a sensibilihus an in sensibilibus posita et circa haec consistia, дайсере reeusabo : altissimum enim negotium est hujusmodi et majoris egens инквизиция. {1}
Этот пассаж, поставивший проблему универсалий на первый план философов Средневековья, предлагает три вопроса: (1) Действительно ли универсалии (родовые и частные понятия) существуют в мире реальность, или они просто вещи ума ( голый интеллект )? (2) Если они существуют вне разума, они телесные или бестелесные? (3) Существуют ли они в бетоне толковые вещи или снаружи их? dicere recusabo из Порфирий был прямым вызовом школьникам. Боэций в одном из его комментарии утверждали объективную реальность универсалий, хотя в другом комментарии он говорил так, как будто считал, что они являются просто вещами ума. {2} Таким образом, ранние школьники были брошены на собственные ресурсы. Не разработав еще адекватного психологической системы, они были вынуждены довольствоваться несовершенное и то, что можно назвать предварительным, решением проблемы Порфирия. вопросы. Однако мало-помалу проблема универсалий предложил вопросы психологии и метафизики, так что пока это неверно представлять всю схоластическую философию как сосредоточенную вокруг проблема универсалий, правда, именно эта проблема вызвало рост от примитивной формы схоластики к Схоластика века совершенства, хотя и были, как мы увидим, другие факторы, которые способствовали этому развитию.

Ответы на вопросы Порфирия обычно делятся на три категории. головы: номинализм, концептуализм, реализм . Номинализм утверждает, что не существует универсальности ни понятия, ни объективная реальность, — единственная универсальность — это универсальность имени. Концептуализм признает универсальность идеи, но отрицает, что существует универсальность вещей, соответствующая универсальности мысленное представление. Реализм в его преувеличенной форме утверждает что всеобщее как таковое существует вне разума, — в других словами, что существуют объективные реальности, которые независимо от нашего умы, обладают универсальностью; реализм в его умеренной форме, известный как Аристотелевский, или томистический, реализм, допускающий, что в вещи объективной, потенциально универсальной реальностью, утверждает, что формальный аспект универсальности придается разумом, и что, следовательно, всеобщее во всей полноте своего универсальность существует только в уме, имея, однако, фундамент в отношении . Формула, ставшая общепризнанной лозунг номиналиста и концептуалиста — универсалия пост рем ; формула преувеличенного реализма — universalia ante рем . Умеренный реализм в духе истинного синтеза сохранялся universalia ante rem (типы вещей, существующих в уме Бога), universalia post rem (понятия, существующие в человеческом разум) и universalia in re (потенциально универсальные сущности существующие в вещах).

В первый период схоластической философии Эригена и Фредегис выступал за преувеличенную форму реализма. Причина этого не далеко искать. Учение соответствовало пантеистическому духу философия Эригены; она предложила наиболее очевидное решение некоторых догматические проблемы, такие как передача оригинала грех; и его предположение о совершенном соответствии ментального представления с внешними вещами рекомендовали его некритическому дух эпохи начинаний. Это было из-за отсутствия развитой системы психологии, что эпоха требовала категорического ответа на вопрос: существуют ли универсалии вне разума? Поэтому, когда Эрик а другие отрицают объективное существование универсалий, их следует классифицируются не как номиналисты или концептуалисты, а просто как антиреалистов, ибо, хотя они и пытаются найти положительный ответ на вопрос, Как существуют универсалии? их решение проблему следует рассматривать в ее отрицательном, а не в положительном аспект. Номинализм и концептуализм появились только во второй период схоластической философии, и уже тогда трактовка Проблема универсалий была диалектической, а не психологической. {3}

Нельзя отрицать, что некоторые из проблем, обсуждавшихся позднее школьники были легкомысленного характера; однако это серьезно ошибка в описании проблемы универсалий как бесплодный спор, спор о сверхтонких тонкостях. отрицание всеобщего означает сенситивность и ведет, между прочим, к отрицание абстрактной силы человеческого разума. Более того, всеобщее имеет как этический, так и психологический аспект, и отрицание всеобщего означает, в конечном счете, разрушение нравственных представлений и подрыв стабильности моральных принципов. Следовательно, схоластами следует восхищаться, а не порицать их за то, что они так много значение проблемы универсалий. Интересно отметить, что именно эта проблема развила схоластический метод, вывела элемент рационализма, скрытый в схоластике и ведущий, как было отмечено, к росту схоластической психологии и метафизики.


ГЛАВА XXVIII


ПРЕДШЕСТВЕННИКИ РОСЕЛИНА

Кроме антиреалистов, Эрика, Реми и т. д., до дней Росцелина, диалектики, выступавшие против господствовавшего духа реализм. Du Boulay {4} упоминает некоего «Joannes qui eamdem artem sophisticam vocalem esse disseruit». Авторы L’Histoire littéraire de la France говорят о том же учителе, что и Джоанн Софиста. Уден и Каулич считают, что Дю Буле относится к Эригене. Более вероятно, что Иоанном, о котором идет речь, является Иоанн Глухой, иначе называемый Иоанном Врачем.

Герман, аббат Турне, писавший в первой половине XII в. века, говорит, что в 1100 году Раймберт Лилльский и многие другие преподавали диалектически номиналистически. Не может быть, чтобы школа Росселин мог вырасти до таких размеров за полвека его рождение. Следовательно, у Росселина должны были быть предшественники в учение о номинализме; он не был основателем системы, а скорее его первый великий толкователь и защитник.


{1} См. Migne, Patr. лат. , Том. LXIX, кол. 82.

{2} См. Migne, Patr. лат. , лок. цит. ; Де Вульф, оп. цит. , с. 170.

{3} См. Арков ф. Геш. дер Фил. , корпус IX (1896 г.), высота 4.

{4} Historia Universitatis Parisiensis, I, 443.

<< История философии >>

Концептуализм | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков


Концептуализм — это философское учение, занимающее промежуточное положение между номинализмом и реализмом, которое утверждает, что универсалии существуют только внутри разума и не имеют внешней или субстанциальной реальности. [1]

Содержание

  • 1 Концептуализм в схоластике
  • 2 Современный концептуализм
  • 3 См. также
  • 4 Внешние ссылки
  • 5 Каталожные номера

Концептуализм в схоластике

В поздней и «второй» схоластике учения, которые сейчас отнесли бы к концептуалистским, назывались либо умеренным номинализмом, либо полуноминализмом. [ выделено ] Посредством позднесхоластической терминологии концептуализм может быть определен как вера в универсальные формальные понятия (вытекающая из формальной точности) и отрицание объективных понятий (вытекающая якобы из объективной точности) . Другими словами, умеренный реализм и концептуализм согласны в признании универсальных психических актов (формальных понятий), но отличаются тем, что умеренный реализм утверждает, что таким актам соответствуют всеобщие акты.0006 интенциональных объектов , тогда как концептуализм отрицает любые такие универсальные объекты.

В средневековой мысли первым концептуалистом был, вероятно, Пьер Абеляр, но некоторые мыслители относят его к умеренным реалистам. [ цитирование требуется ] Основная масса мыслителей позднего средневековья, которых обычно называют «номиналистами», на самом деле были концептуалистами: Уильям Оккам, Жан Буридан и др. [ цитирование необходимо ] десятилетия, особенно среди иезуитов: Уртадо де Мендоса, Родриго де Арриага и Франсиско Овьедо — главные фигуры. Хотя орден вскоре вернулся к более реалистической философии Франсиско Суареса, идеи этих иезуитов оказали большое влияние на современных мыслителей раннего Нового времени.

Современный концептуализм

Концептуализм явным или неявным образом был принят большинством мыслителей раннего Нового времени, таких как Рене Декарт, Джон Локк или Готфрид Лейбниц, — часто в довольно упрощенной форме по сравнению со сложными схоластическими теориями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *