Разгром запорожской сечи: Краткий курс истории. Конец Запорожской Сечи

Екатерина II уничтожила Запорожскую сечь из-за наглости казаков

244 года назад по повелению Екатерины II был ликвидирован «оплот украинского казачества» — Запорожская сечь. Причиной тому стало дерзкое самовольство казаков, которое современники назвали бы проявлениями сепаратизма и экстремизма: они захватывали земли, никогда им не принадлежавшие, разоряли дома жителей Новороссии и насильно уводили крестьян, пытаясь создать независимую территорию с разбойничьим укладом жизни. Учитывая, что Сечь находилась на границе Российской Империи, Екатерина не могла позволить осуществиться этим планам.  

И вот, 17 июня 1775 года (по новому стилю) генерал-поручик Пётр Текели с императорскими войсками занял Запорожскую сечь «в совершенном порядке и полной тишине, без всякого от казаков сопротивления». Через два месяца Екатерина II объявила, что более не существует Запорожской Сечи ни как политического явления, ни как рода казачества.

14 августа в Москве при Сенате был опубликован «Высочайший Манифест об уничтожении Запорожской сечи и о причислении оной к Новороссийской губернии».

В нём Екатерина отметила, что на этот шаг она была вынуждена пойти, так как казаки игнорировали и все увещевания встать на путь исправления, и прямые указы Её Величества. Тем самым они навлекли на себя «праведный гнев» императрицы и «строгость Высшего правосудия».

Ярость Екатерины хорошо иллюстрирует экспрессивная лексика: в Манифесте она не скупилась на уничижительные характеристики запорожцев, называя их пьяницами и невежами, «вредным скопищем», «политически разнообразным и юродивым составом», промышляющим разбоем и грабежами.

Императрица подчёркивала, что к ней регулярно поступали жалобы от соседних государств «за наглости и за грабительства, которые непрестанно в их границах происходят от запорожцев».

Вспоминая историю создания Сечи, Екатерина обратила внимание, что запорожские казаки «ничто иное были, как часть от малороссийских казаков». Только последние всегда были «полезными гражданами», а запорожцы «одичали в своих ущелинах и порогах» и в итоге составили «противоборствующее политическое сонмище».

Насельникам Сечи было дано больше свобод, чем другим воинским формированиям. Привыкнув к «праздной, холостой и беспечной жизни» в Сечи, они сделали из своих новых привычек «неподвижный закон», предпочитая оставаться в казачьей вольнице до конца дней, негодовала императрица.  

В Сечи казаки жили без жён — это было их право, дабы не подвергать семьи опасности пленения во время набегов чужаков. Холостая жизнь им нравилась, и менять здесь они ничего не хотели. Был один минус: отсутствие жён и детей грозило постепенным сокращением «козацького роду». Потому они стали «принимать без разбора в своё худое общество людей всякого сброда, всякого языка и всякой веры, и сим единым средством существовали они до настоящего уничтожения», констатировала Екатерина II в Манифесте.

Однако поводом для ликвидации Сечи стали более серьёзные своевольства казаков. Она вменяла им самовольный захват земель, нередко проводившийся с применением оружия. Главным образом казаки захватывали территории, принадлежавшие Новороссийской губернии и войску Донскому. Особо императрицу возмущали заявления казаков, якобы эти земли «издревле им принадлежат», что по факту было ложью. Кроме того, гнев монаршей особы вызвали факты препятствования межеванию земель в Новороссии, которое проводилось по её личному приказу.  

Припомнила Екатерина и то, что во время войны с Османской империей многие казаки предавали Отечество и переходили на сторону неприятеля. При этом тем запорожцам, которые во время войны проявили «отличные опыты мужества и храбрости», она всё же воздала похвалу в Манифесте.

Читайте также:

• Почему Иван Грозный ввёл опричнину • Соляной бунт: причины восстания 1648 года • Причины отмены крепостного права в России

Ещё один пункт обвинения: регулярное разграбление и разорение домохозяйств в Новороссии. Кроме того, с помощью насилия или обмана они вынуждали семейных крестьян переселиться в Сечь и заниматься там земледелием. Таким образом, запорожцы — люди военного склада и сохи в руках не державшие — пытались обеспечить себя продовольствием. Екатерина увидела в таком поведении угрозу национальной безопасности.  

«Заводя собственное хлебопашество, расторгали они тем самое основание зависимости их от Престола Нашего и помышляли конечно составить из себя, посреди отечества, область, совершенно независимую, под собственным своим неистовым управлением, в надежде, что склонность к развратной жизни и к грабежу будет при внутреннем изобилии, беспрестанно обновлять и умножать их число», — разъяснялось в Манифесте.

Все эти причины и вынудили Екатерину II «разрушить Сечь Запорожскую и имя казаков, от оной заимствованное».

Территория Сечи была причислена к землям Новороссийской губернии для пользы населения. С бывшими запорожцами императрица обошлась милостиво: разрешила вернуться в свои родные города, а тем, кто пожелает остаться, повелела дать земли в вечное пользование. Старшинам, которые «служили порядочно» и имеют рекомендации от военачальников императорской армии, дали соразмерные службе и званию степени. 

The Photonews Post: Разгром Запорожской Сечи

Катерино, вража мати, Що ж ти наробила?
Степ широкий, край веселий Та й занапастила!

                                                   (Тарас Шевченко) 

16 июня 1775 года по приказу Екатерины ІІ русские войска под командованием генерала Петра Текели разгромили Запорожскую Сечь.


Причина ликвидации Запорожской Сечи предельно проста — островок свободы, демократии и относительной независимости был очень опасен для рабовладельческой империи. Мысли об опасности Сечи для самодержавия звучали еще со времен Петра I, но именно Екатерина II смогла удачно выбрать подходящий момент и уничтожить своего непредсказуемого вассала — мятежную Сечь.

План ликвидации был запущен в 1763 году, когда в ответ на просьбу козацкой старшины разрешить создание гетманского парламента, царица отозвала к себе в столицу гетмана Кирилла Разумовского и потребовала его отставки. 10 ноября 1764 года, после неудачных попыток достичь компромисса, Разумовский отказался от гетманства.

«Когда в Малороссии исчезнут гетманы, — говорила Екатерина II, — надо сделать все, чтобы стереть из памяти их и их дела». Особенно беспокоила царицу Запорожская Сечь, в которой насчитывалось почти 20 тысяч  козаков. Сечь стала убежищем для беглых крестьян. Как только вспыхивало восстание против господ, запорожцы непременно поддерживали его. Кроме того, царизм был обеспокоен и постоянными социальными конфликтами среди запорожцев. Между запорожской старшиной и рядовыми козаками (голотой) порой возникали социально-экономические противоречия, что нередко заканчивалось конфликтами. Такая демократия не нравилась царице.

Эти обстоятельства, а также упорное сопротивление, которое постоянно оказывали козаки, подтолкнули Екатерину П к радикальному решению этой проблемы. После окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг., когда татары уже не угрожали России, а значит, в помощи козаков она не нуждалась, Екатерина II приказала разрушить Запорожскую Сечь.

Судьба Сечи была решена на специальном совещании 23 апреля 1775 года. Организатором и исполнителем выступил новороссийский генерал-губернатор князь Григорий Потемкин. Именно он представил комиссии план уничтожения Сечи с помощью вооруженных сил. Именно он возглавил расправу с запорожской вольницей, хотя перед этим сам козакував в Кущевском курени под прозвищем Грицька Нечоса.


Для уничтожения Сечи задействовали войско численностью свыше 100 тыс. воинов во главе с генерал-аншефом  Петром Абрамовичем Текели (серб), которе возвращалось с русско-турецкой войны 1768-1774 гг.

К июне 1775 года пехотно-конное соединение царских войск незаметно подошло к стенам сечевой крепости.  Текели послал своего представителя к кошевому атаману с требованием прибыть к нему. При этом генерал-аншеф велел выставить пушки. На Сечи начался мятеж, часть козаков готова была вступить в неравную борьбу. Однако настоятель Сечевой церкви, архимандрит Сокальский, уговорил козаков не начинать кровопролития. Много усилий приложил для усмирения козаков и сам Калнышевский, не желавший  проливать христианскую кровь.

Старшинский совет с участием духовенства после длительного обсуждения решил сдать Сечь без сопротивления. 5 июня 1775 года по приказу Текели флаги, символы, ценности и архив военной канцелярии козаков были собраны для отправки в Петербург.

Все постройки  на Сечи (500 козацких мастерских  и торговых домов), кроме укреплений, русские войска разрушили. Пушкарню засыпали, большинство куреней разобрали, а часть использовали под склады. В течение длительного времени на всей территории Запорожья находились царские полки.

Сдавшиеся Екатерине II представители запорожской старшины перешли на службу к царскому правительству,  получив за предательство чины, земли, поместья и т.д.

29 июня 1775 года был издан указ Сената, согласно которому обеспечивалось  содержание старшинам и козакам, которые не принимали участия в «поступках кошевого». В результате бывший кошевой атаман Филипп Федоров, есаулы Сидор Белый, Логин Мощенський, Ломака, Легкоступ, полковники Андрей Белый, Иван Высочин, Чепига, Афанасий Ковпак, полковые старшины Тимковський, Антон Головатый и другие полностью сохранили свои владения и, кроме того, получили офицерские чины. Некоторым дали и дополнительные земли. Из их числа были назначены руководители «уездов», созданных на территории Запорожской Сечи.

В 1776 году «уезды» были переданы в ведение российских властей.

Козацкие земли были розданы приближенным  императрицы,  часть козаков были превращены в крепостных, а изгнанные со своей земли 5 тыс. запорожцев ушли на территории Османской империи в устье Дуная и основали там Задунайскую Сечь.

29 июля 1776 года после окончательного разгрома Запорожской Сечи последний украинский Кошевой атаман Петр Калнышевский по приказу царицы Екатерины II был отправлен на Соловецкие острова, где провел в заключении 25 лет.

Сторонников Калнышевского судили.В 1776 году были отправлены на заслание в Турухунанский и Тобольский монастыри старшины   Степан Аист, Иван Кулик,  куренной атаман Главком и полковник Иван Гараджа, войсковый писарь Иван Глоба военный судья Павел Головатый.

Синод утвердил указ Потемкина монастырским властям , по которому  «содержаны были узники безвыпускно из монастырей и удалены были не только от переписок, но и от всякого с посторонними людьми обращения».

Калнышевский Петр (1690-1803) — последний Кошевой Запорожской Сечи (1762, 1765-1775). Родился в с. Пустовойтовка у м. Ромны (ныне Сумская область) в семье украинского шляхтича Лубенского полка.  На карьерном пути служил и «походным полковником» (1752 — 1761 гг.),  и военным есаулом ( 1754 — 1761 гг), и военным  судьей.

Главной своей задачей на должности Кошевого атамана Калнышевский считал  уменьшение зависимости Сечи от российского правительства. Он заботился об освоении и колонизации запорожских земель, о развитии  земледелия и торговли, а также занимался духовным подъемом края. На его  средства были построены церкви и соборы в Лохвице, Ромнах, Пустовойтовке, Межигорском монастыре, Петриковке, приобретено большое количество церковных книг и утвари как в Украине, так и в Иерусалиме.

Отстаивая территориальные права Сечи, трижды принимал участие в делегациях  Коша в Петербурга. В течение русско-турецкой войны блестяще руководил козацким войском, за что и был награжден золотой медалью на Андреевской ленте.   Похоронен на главном дворе монастыря перед Преображенским собором.

На Соловках Калнышевского удерживали в одном из самых страшных казематов  Головленковской тюрьмы. По преданию, его выводили из камеры только на Пасху, Спас и Рождество. Именно там кошевой просидел 16, а затем еще в другой камере 9 лет. Когда ему исполнилось 110 лет, Александр I  в апреле 1801 года «даровал прощение» узнику.

Калнышевский, олицетворение силы и мужества, здоровья и мощи украинских казаков, умер на Соловках в возрасте 112 лет. Похоронен на главном дворе монастыря перед Преображенским собором.

Екатерина II пыталась стереть даже народную память о запорожцах и запретила упоминание  «запорожский козак».

С августа 1775 года появился царский манифест о ликвидации Сечи. «Запорожская Сечь, — объявлялось в нем, — вконец уже разрушена с истреблением и самого названия запорожских козаков». Запорожцы обвинялись в том, что вопреки власти осваивали земли на территории Новороссийской губернии и Северного Причерноморья, принимали на Запорожье «без разбора. .. людей всякого сброда…».

Прошли годы, и мы видим, «що не так сталося, як гадалося». Славное украинское козачество не исчезло  в памятинародной. Наоборот, спустя столетия на новом витке истории оно снова становится мощной военной силой на пути извечного российского  врага.

По материалам ресурса studbooks

Украина Запорожье Достопримечательности — Хортица Запорожская Сечь и казаки

Пять последующих Запорожских Сечей — Томаковская (1564-1593 гг.), Базавлукская (1594-1638 гг.), Никитинская (1639-1652 гг.), Чертомлыкская (1652-1709 гг.) .), Покровская (1734-1775 гг.) находились на территории современного района и города Никополь (Днепропетровская область). Две другие сечи — Каменская (1709-1711 гг.) и Алешкинская (1711-1730 гг.) были вниз по течению Днепра — на землях современного Херсона.

\Запорожская Сечь находилась на охраняемой природной территории. Он был окружен рвом и 10-метровым валом, на котором стоял деревянный частокол. Внутри сечи была площадь с церковью и позорным столбом, где наказывали виновных. Вокруг площади располагались казачьи дома, дома офицеров, склады, арсеналы, ремесленные и лавки.

Запорожские казаки или низовые казаки называются из-за места их основного обитания — в низовьях Днепра ниже днепровских порогов. Образование постоянной главной крепости («кош») позже получило название «сечь». казаки в нем жили и окружающие его стали называться сечевыми казаками. Сечевые (низовые) казаки жили обособленно и независимо от какой-либо государственной общины.

Прием на Запорожскую Сечь новичка осуществлялся на следующих условиях:
— Он должен был быть свободным и неженатым
— Хорошо поговорили на казачьем языке
— Приходилось исповедовать православную веру и знать символы веры и молитвы
— Пришлось пройти полную подготовку по прибытии на Запорожскую Сечь — изучить армейские приказы и только потом записаться в список «доверенных товарищей» это могло произойти не раньше, чем через семь лет.

Основными источниками доходов Запорожской Сечи были военные трофеи и грабежи в походах, внешняя и внутренняя торговля, продажа вина, переправочная дань. По обычаю лучшую часть добычи казаки отдавали церкви, а остальное делили между собой. Вторую значительную часть доходов составляла дань от прохождения через земли Запорожской Сечи купцов, торговцев, промышленников и чумаков. Значительная часть доходов составляла налог на дома в армии. Последним источником дохода была заработная плата, которую запорожцы получали от польского короля. а потом от московского царя.

Окончательная судьба казаков и Запорожской Сечи была решена подписанием 5 августа 1775 года российской императрицей Екатериной II манифеста: «Об уничтожении Запорожской Сечи и присоединении ее к Новороссийской губернии».

В 2004 году на острове Большая Хортица началось строительство уменьшенной копии Запорожской Сечи, обнесенной рвом, валом и бревенчатым валом. частокол с несколькими башнями. Уже в 2009 г. официальное открытие историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» для посетителей.

Остров Большая Хортица имеет площадь 2 386 га. Он протянулся более чем на 12 км и шириной 2-3 км. Название острова происходит от имени священных собак (Хорт), охранявших расположенный на острове великий языческий храм бога Хорса. На Хортице раскинулось огромное количество достопримечательностей как дохристианского времени и почти каждый год археологи находят все новые и более интересные объекты.

На Украине говорят: «Запорожские казаки могут обмануть самого черта». У казаков чудесно сочеталось искреннее благочестие с не менее искренним богохульством: сегодня мог стоять на коленях у икон, а завтра — сквернословить, поминать всех святых и чертей.

Были «урусские черти», называемые также «характерниками» — то есть близкие по смыслу к «магам» и «волшебникам». По легенде они могут разогнать тучи и вызвать бурю, превращаться в животное, находиться долгое время под водой, проходить через огонь и залечивать раны словом и даже возвращать мертвых к жизни! Характерники имели и то, что сейчас называется гипнозом. В старину это называлось «отвести взгляд».

Характерники знают, что злейший враг их не татары и турки, а Любовь к Женщине. Поговорка «от любви потерял голову» для казаков имела буквальное значение. Считалось, что женщина берет силу воина. Персонажники, влюбившиеся в женщину, теряли бдительность и магическую энергию, которая так необходима в бою.

Рассказывают, что атаман Иван Сирко, начальник казаков — не проигравший ни одного боя а их было около 50, подписал известное письмо турецкому султану Мехмету IV, участвовал во взятии крепости Дюнкерк в течение Тридцатилетнего Война и после смерти атамана Ивана Сирко — казаки разбили врагов, неся впереди войска его правую отрубленную руку.

Его прозвали атаманом Иваном Пидковым за то, что он мог пальцами сломать подкову (по-украински — пидкова). Он был так силен, что ломал не только подковы, но и талеры. Взяв заднее колесо, он остановил карету, запряженную шестью лошадьми. Взяв на зубы бочку с медом, перекинул ее через голову.

Летописец Мартин Бельский описал гибель атамана Байды Вишневецкого в Стамбуле — его сбросили с башни на крюках в стене бухты. Попав на края крюка, он прожил еще три дня, пока турки не убили его луками и стрелами за то, что он хулил их веру.

После разрушения Запорожской Сечи последний атаман Петр Калнышевский был сослан на Соловки и умер там в возрасте 112 лет!

Достопримечательности Запорожья — Хортица Запорожская Сечь и казаки Вы можете посетить с Экскурсией по Запорожью!

Непочтительное письмо, которое казаки написали османскому султану в 1676 году

Казаки были социальной и военной группой, которая к 10 веку обосновалась на юге России и современной Украине.

Они имели тюркское происхождение и прибыли с полчищами монгольских нашествий в этот район, осев там навсегда. Известные своими боевыми навыками и военной стратегией, они постепенно интегрировались и смешивались с другими этническими группами славянского происхождения.

К XVII веку они разделились на русских казаков (расселившихся на восток) и украинских казаков. Последний образовал государство Запорожская Сечь в 1649 г.(в Запорожской области в центре-юге современной Украины), а националистическая традиция считает их основателями современной украинской нации.

Мехмед IV / фото из общего доступа на Викискладе

Из своей цитадели в укрепленной Сечи Запорожской (или Запорожской) они превратились в грозную военную и политическую силу, в равной степени противостоящую и угрожающую окружающим народам: Польше-Литве, России и Османской империи. . Наконец, в 18 веке Российская империя уничтожила их раз и навсегда.

Но перед этим, в 1676 году, запорожцы разбили на поле боя войска османского султана Мехмеда IV. Однако он продолжал настаивать на том, чтобы они подчинились его власти, и направил им ультиматум:

Запорожский казак, картина Сергея Васильковского (1900 г.) Султан; сын Мухаммеда; брат солнца и луны; внук и наместник Бога; правитель царств Македонии, Вавилона, Иерусалима, Верхнего и Нижнего Египта; император императоров; государь государей; выдающийся рыцарь, ни разу не побежденный; стойкий хранитель гроба Иисуса Христа; попечитель, избранный Самим Богом; надежда и утешение мусульман; посрамитель и великий защитник христиан, — повелеваю вам, казакам запорожским, покориться мне добровольно и без всякого сопротивления и не беспокоить меня своими нападками.

Казаки под командованием атамана Ивана Сирко ответили султану письмом, вошедшим в историю дипломатии (и эсхатологии) с отличием:

Запорожские казаки турецкому султану!
О султан, турецкий дьявол и проклятый дьявольский родственник, секретарь самого Люцифера. Какой же ты, черт возьми, рыцарь, что ежа голой задницей не заткнешь? Дьявол гадит, а ваша армия ест. Не делай, сын блуда, сыновей-христиан подданными; мы не боимся твоей армии, на суше и на море мы будем сражаться с тобой, е##к твою мать.
Ты вавилонский поваренок, македонский колесник, иерусалимский пивовар, александрийский козловар, свинопас Большого и Малого Египта, свинья Армении, подольский вор, катамит татарии, палач каменецкий, а юродивый всего мира и подземный мир, идиот перед Богом, внук Змея и дырка в нашем члене. Свиное рыло, кобылья задница, скотобойня, некрещеный лоб, мать твою нахер!
Так запорожцы заявляют, подонок. Вы даже не будете пасти свиней для христиан. Теперь мы закончим, потому что мы не знаем даты и не владеем календарем; луна на небе, год у Господа, день здесь такой же, как и там; за это поцелуй нас в жопу!
– Кошевой атаман Иван Сирко со всем Запорожским войском.

Репродукция письма на украинском языке / фото infoukes.com

К сожалению, оригинал письма так и не был найден, поэтому весь этот эпизод долгое время считался легендой. Но в 1870 году этнограф Новицкий нашел в городе Днепр копию, датированную XVIII веком. Оно написано по-русски, явно указывая на то, что это перевод с польского (возможно, что польский здесь означает украинский, так как тогда еще не было наименования для этого языка).

Некоторые исследователи считают, что это действительно была бы пародия на ответ на письма, которые король Польши получал от султана в том же смысле, созданная таким образом польской элитой в качестве забавы. Но другие, такие как украинец Павел Тарковский, утверждают, что она подлинная и написана казаками. Пока в турецких архивах не будет найдена копия, мы никогда не узнаем правды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *