Равноапостольные кирилл и мефодий: Равноапостольные Мефо́дий Моравский, архиепископ, Кирилл (Константин) Философ

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – «основатели нашей письменности и нашего просвещения»

24 мая во всех славянских странах отмечается ежегодный праздник, День славянской письменности и культуры, восходящий к чествованию с 1863 года Русской православной церковью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, проповедников православия, создателей в 863 году славянской азбуки. В 1985 году в СССР, когда отмечалось 1100-летие со дня кончины Мефодия, день 24 мая был провозглашён праздником славянской письменности и культуры. С 1986 года центрами торжеств становились разные российские города, а 30 января 1991 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР День славянской письменности и культуры получил государственный статус, став единственным в России государственно-церковным праздником.

«Это день, празднуемый всею образованною Россиею и всеми славянскими народами. Едва ли найдётся имя более популярное и известное всем им, чем имя Кирилла и Мефодия… Мы вспоминаем о них, как о первоучителях всех Славян, как о изобретателях той самой азбуки, которою мы с некоторыми изменениями пользуемся до настоящаго времени», – отметил в своей речи «Очерк жизни и деятельности славянских первоучителей Кирилла и Мефодия» учёный и педагог Пётр Мельгунов. Включающее эту речь издание «Сведения о частной гимназии Фр. Креймана в Москве» (1869), другие многочисленные научные труды, посвящённые жизни и деятельности этих просветителей и тайнам церковно-славянской азбуки, а также видеолекция доктора филологических наук Дмитрия Романова «К истории кирилло-мефодиевской письменности в России» доступны на портале Президентской библиотеки в коллекциях «Русский язык» и «Кирилл и Мефодий – славянские просветители».

Братья, происходившие из знатной болгарской семьи христиан из города Салоники (Солуни) в Македонии и получившие хорошее образование, посвятили свои жизни распространению православия среди славянских народов. Огромная их заслуга в том, что, давая славянам возможность молиться и читать церковные книги на их родном языке, они создали первую славянскую азбуку, по имени младшего из них Кирилла (до пострига в монахи – Константина) названную кириллицей.

Как сказал профессор Евгений Голубинский в своей речи «Святые Константин и Мефодий, первоучители славянские» (1885), «…возъиметь мысль и ревность, и иметь мужество составить азбуку и сделать перевод книг, когда никто об них не думал, когда никто не находил их нужными, когда все были против них, с этой стороны совершённое Константином дело действительно есть великое дело и его заслуга для нас – Славян, действительно есть великая заслуга». И далее: «Первыя слова, которые были написаны на славянском языке и славянскими буквами, были начальныя слова Евангелия Иоанна: „Искони бе Слово, и Слово бе от Бога, и Бог бе Слово…“».

Профессор Константин Зеленецкий в работе «О языке церковно-славянском, его начале, образователях и исторических судьбах» (1848) писал, что большинство учёных «…принимали решительно, что всей своею грамотностью и письменностью Славяне обязаны Кириллу и Мефодию и что до этих первоучителей, „светильников миру“, как говорит Четия, у них ничего не было, в этом отношении».

Славяновед, историк Александр Гильфердинг в разделе «Кирилл и Мефодий» I тома «Собрания сочинений» (1868) подчёркивал, что «…Кириллу и Мефодию действительно принадлежит наша, всенародная славянская грамота, что действительно они основатели нашей письменности и нашего просвещения».

Азбука, давшая славянам письменность и дальнейшее развитие культуры, явилась не просто практическим, узко прикладным делом. Гильфердинг продолжает: «На пороге исторической жизни Славянского племени эти люди стоят предвестниками его духовного единства…».

В Болгарии церковная традиция празднования дня «Солунских братьев» восходит к XI веку, а сейчас это официальный болгарский национальный праздник – День болгарского просвещения, культуры и славянской письменности.

В Северной Македонии официальные названия праздника – День всеславянских просветителей и учителей или День святых солунских братьев святых Кирилла и Мефодия.

В Чехии и Словакии День святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия (праздник славянской письменности) отмечают 5 июля – в день их прихода в Моравию – торжественными богослужениями в церквях. Как и в России, это единственный государственно-церковный праздник.

По словам профессора Голубинского, «великие люди посылаются Богом народам, чтобы они совершали бòльшее или меньшее на благо последних. В свою очередь народы обязуются благоговейно хранить память своих великих людей».

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Святые равноапостольные братья Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (в миру Михаил) были выходцами из города Солуни (Салоники). Нет единого мнения относительно этнического происхождения братьев, но доподлинно известно, что происходили они из состоятельной семьи и получили хорошее образование.

Город Солоники, в котором родились братья, в то время находился на славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии. Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка наверняка звучал и славянский говор. Есть мнение, что святой Кирилл еще до начала миссии по просвещению славян, составил азбуку и начал перевод Евангелия на славянский язык.

До пострижения в монашество святой Мефодий, пользуясь поддержкой друга и покровителя семьи, великого логофета евнуха Феоктиста, сделал хорошую военно-административную карьеру, увенчавшуюся постом стратига Славинии, провинции, расположенной на территории Македонии. Святой Кирилл же, после получения блестящего по тем временам образования занял должность хартофилакса (хранителя библиотеки) при храме Святой Софии в Константинополе.

Центральным моментом миссионерской деятельности святых братьев стала Моравская миссия. В 862 году в Константинополь явились послы от моравского князя Ростислава с просьбой: «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей». Император Михаил III и Патриарх Фотий, призвав солунских братьев, предложили им идти к моравам.

В Моравии святые Кирилл и Мефодий продолжали работу над начатыми ранее переводами церковных книг с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трёх лет, а затем отправились с учениками к Папе Римскому. В то время некоторые западные богословы стали утверждать, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках: еврейском, греческом и латинском. Поэтому святые Кирилл и Мефодий, проповедовавшие христианство в Моравии, были восприняты как еретики и вызваны в Рим. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности.

По дороге в Рим посетили они ещё одну славянскую страну — Паннонию, где находилось Блатенское княжество. Здесь, в Блатнограде, по поручению князя Коцела братья обучили славян книжному делу и богослужению на славянском языке. После того, как святой Кирилл передал Папе Римскому Адриану II обретённые им в своём херсонесском путешествии мощи святого Климента, тот утвердил богослужение на славянском языке, и переведённые книги приказал положить в римских храмах. Тогда же святой Мефодий был рукоположен в епископский сан. В Риме святой Кирилл тяжело заболел и почил, но его брат продолжал общее дело просвещения славян до своей блаженной кончины в 885 году.

Роль святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, почитаемых как Восточной Церковью, так и Западной, поистине велика. Они являются не только создателями славянской азбуки, творцами первых переводов Священных текстов и богослужения на славянский язык, но и небесными предстателями и ходатаями перед Престолом Владычним обо всех, жаждущих образования и желающих послужить делу духовного просвещения.

Не случайно святые равноапостольные братья выбраны небесными покровителями Общецерковной аспирантуры и докторантуры, носящей их святые имена. Святой Кирилл является небесным покровителем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – создателя Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Оба святителя являются молитвенниками за славянские народы и помощниками в деле возрождения веры и религиозного знания о Боге и Церкви в восточнославянских странах.

Равноапостольные и учители славян Кирилл и Мефодий

Тропарь и кондак

Святые равноапостольные и просветители славян Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода, жившего в греческом городе Фессалонике. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — младшим. Сначала святитель Мефодий был военным и был наместником в одном из зависимых от Византийской империи славянских княжеств, вероятно, в Болгарии, что дало ему возможность выучить славянский язык.

Прожив там около десяти лет, святитель Мефодий впоследствии принял монашеский постриг в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия).

Святитель Константин отличался большими способностями и учился у императора Михаила у лучших учителей Константинополя, в том числе у святителя Фотия, будущего Константинопольского Патриарха (память 6 февраля).

Святой Константин изучил все науки своего времени, а также знал несколько языков. Он также изучал творения святителя Григория Богослова. За острый ум и проницательный ум святой Константин был назван «философом» (мудрым). По окончании обучения святитель Константин был рукоположен в сан священника и назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии. Вскоре он покинул столицу и тайно ушел в монастырь.

Обнаруженный там, он вернулся в Константинополь, где был назначен преподавателем философии. Мудрость и вера юного Константина были так велики, что он выиграл спор с Ананией, предводителем еретических иконоборцев.

После этой победы Константин был послан императором для обсуждения Святой Троицы с сарацинами, и снова одержал победу. Вернувшись, святой Константин отправился к своему брату святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.

Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил проповедовать Евангелие хазарам. По пути они останавливались в городе Корсунь, готовясь к своей миссионерской деятельности. Там святые братья чудесным образом обрели мощи священномученика Климента, папы Римского (память 25 ноября).

Там в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами [т.е. славянский] и человек, говорящий на славянском языке, и научился он от этого человека читать и говорить на этом языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где победили в споре с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангелие. По дороге домой братья еще раз посетили Корсунь и, взяв мощи святого Климента, вернулись в Константинополь.

Святой Константин остался в столице, а святой Мефодий был поставлен игуменом в небольшой Полихронский монастырь близ горы Олимп, где по-прежнему вел подвижническую жизнь.

Вскоре к императору пришли гонцы от моравского князя Ростислава, находящегося под давлением немецких епископов, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые смогли бы проповедовать на славянском языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Ты должен идти туда, но лучше бы никто об этом не знал».

Святой Константин постом и молитвой готовился к новой задаче. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он изобрел славянскую азбуку и перевел книги, необходимые для совершения богослужений: Евангелие, Послания, Псалтирь и собрание службы, на славянский язык. Это произошло в 863 году.

Завершив перевод, святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великим почетом, и стали учить службы на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, которые совершали богослужения в моравских храмах на латыни. Они восстали против святых братьев, убежденных, что богослужения должны совершаться на одном из трех языков: древнееврейском, греческом или латинском.

Святой Константин сказал: «Ты знаешь только три языка, на которых может быть прославлен Бог. Но Давид пел: «Хвалите Господа, все народы, хвалите Господа, все народы» (Пс. 116/117:1). А в Евангелии от Матфея (28:18) сказано: «Идите, научите все народы… «Немецкие епископы были унижены, но ожесточились и пожаловались в Рим.

Святых братьев вызвали в Рим для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Зная, что святые братья везут с собой эти мощи, папа Адриан встретил их в пути со своим духовенством. Святых братьев встретили с честью, Папа разрешил совершать богослужения на славянском языке, а переведенные братьями книги повелел ставить в латинских храмах, а литургию совершать на славянском языке.

В Риме святой Константин заболел, и Господь открыл ему близкую кончину. Пострижен в схиму с именем Кирилл. 14 февраля 869 года, через пятьдесят дней после принятия схимы, преподобный Кирилл скончался в возрасте сорока двух лет.

Святой Кирилл повелел своему брату святому Мефодию продолжать дело просвещения славянских народов светом истинной Веры. Святой Мефодий умолял папу отправить тело его брата для погребения в родной земле, но папа велел поместить мощи святого Кирилла в храм святого Климента, где от них стали происходить чудеса.

После кончины святого Кирилла Папа послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его в архиепископа Моравского и Паннонского, на древнем престоле святого Андроника (память 30 июля). В Паннонии святой Мефодий и его ученики продолжали распространять богослужебные книги, написанные на славянском языке. Это снова вызвало гнев немецких епископов. Святителя Мефодия арестовали и судили, сослали в цепях в Швабию, где он претерпел много страданий в течение двух с половиной лет.

После освобождения по повелению Папы Римского Иоанна VIII и восстановления своей епархии святой Мефодий продолжал проповедовать Евангелие среди славян.

Он крестил чешского князя Боривого и его жену Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей. Немецкие епископы в третий раз стали преследовать святителя за то, что он не принял ошибочного учения об исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына. Святой Мефодий был вызван в Рим, но, оправдавшись перед папой, сохранив православное учение в его чистоте, был снова отправлен в столицу Моравии Велеград.

Здесь в оставшиеся годы жизни святитель Мефодий с помощью двух своих бывших учеников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Книги Маккавеев, и даже Номоканон (Правило святых отцов) и Патерик ( книга святых отцов).

Чувствуя близость смерти, святой Мефодий назначил одного из своих учеников, Горазда, достойным преемником себе. Святой епископ предсказал день своей кончины и скончался 6 апреля 885 года, когда ему было около шестидесяти лет. Отпевание святого совершалось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Похоронен в соборной церкви Велеграда.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Святые Кирилл и Мефодий были братьями из Фессалоники от знатных и богатых родителей, Льва и Марии. Старший брат Мефодий провел десять лет офицером среди македонских славян и таким образом выучил славянский язык. После этого Мефодий удалился на гору Олимп и посвятил себя монашеской жизни подвижничества. Именно здесь к нему позже присоединился Кирилл (Константин). Когда хазарский царь Каган запросил у императора Михаила III проповедников веры Христовой, то по повелению императора эти два брата были найдены и отправлены к хазарам. Убедив царя Кагана в вере Христовой, они крестили его вместе с большим числом его главных помощников и еще большим числом народа. Через некоторое время они вернулись в Константинополь, где составили славянскую азбуку, состоящую из тридцати восьми букв, и приступили к переводу церковных книг с греческого на славянский язык. По просьбе князя Растислава они отправились в Моравию, где распространяли и утверждали благочестивую Веру, умножали книги и раздавали их священникам для обучения молодежи. По просьбе папы Кирилл отправился в Рим, где заболел и скончался 14 февраля 867 г. Затем Мефодий вернулся в Моравию и до самой смерти трудился над укреплением веры Христовой среди славян. После его смерти – он умер в Господе 6 апреля 885 г. н.э. – его ученики, ПЯТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ, во главе со святым Климентом, епископом, пересекли реку Дунай и спустились на юг в Македонию, откуда из Охрида они продолжали свой труд среди славян, начатый Кириллом и Мефодием на севере.

 

2. СВЯТОМУЧЕННИК МОКИЙ [МУЦИЙ]

Мокий был римлянином по происхождению и пресвитером в Амфиполе, городе в Македонии. Он пострадал во времена правления Диоклетиана. Молитвой он разрушил статую бога Дионисия, которая озлобила против него одних язычников, а других обратил в Веру. Усечен за Христа в 295 году н.э. 

3. СВЯТОЙ НИКОДИМ, АРХИЕПИСКОП ПЕК

Этот великий святитель был сербом по происхождению. Он вел подвижническую жизнь на Святой Горе Афон и был настоятелем Хилендарского монастыря. После смерти Саввы III он был избран архиепископом «всех сербов и приморских земель» в 1317 году н.э. Никодим короновал царя Милутина в 1321 году н.э. Он перевел Иерусалимский Типикон на сербский язык. [Типикон — книга, содержащая рубрики (указания) для совершения Божественных Таин и других должностей Православной Церкви.] Во вступлении к этой книге Никодим говорит: «Всемогущий Бог, знающий наши немощи, даст нам духовную силу, но только если мы сначала проявим усилие». Он искренне любил подвижническую жизнь и подвизался укреплять ее по всей сербской земле. Он неустанно трудился над искоренением богомильской ереси и укреплением православной веры. Он скончался в Господе в 1325 году н.э. Его чудотворные мощи покоятся в монастыре в Пече.

ГИМН

СВЯТОЙ КИРИЛЛ

Мусульманские лидеры спросили  Кирилл

9000 Какие три личности были в Боге4?

Если Бог один, то откуда три лица?

Наш Бог один, ваш — три!

Кирилл  отвечает: Не так, не так,

Но, как сияющее солнце, что согревает в полдень,

И свет, тепло, круговорот свой имеет,

Но бледный образ Божественного Триада, то есть

Одна сущность и три божественные личности 

Через Христа открывается эта истина.

Никогда смертный человек не поймет этого 

Сам Бог открыл это; этому учит Церковь.

 

ОТРАЖЕНИЕ

В стане сарацин спросили святого Кирилла: «Как христиане могли вести войну и в то же время соблюдать заповедь Христову о молитве Богу за своих врагов?» На это святой Кирилл ответил: «Если две заповеди будут записаны в одном законе и даны людям для исполнения, то какой человек будет лучшим исполнителем закона: тот, кто исполняет одну заповедь, или тот, кто исполняет обе?» На это сарацины ответили: «Несомненно, тот, кто исполняет обе заповеди». Св. Кирилл продолжал: «Христос Бог наш повелевает нам молиться Богу за гонящих нас и даже благотворить им; но и Он сказал нам: большей любви нельзя явить в этом мире, как если кто положит свою жизнь для своих друзей». Нет большей любви, чем то, что человек положит душу свою за друзей своих » ( Св. Иоанна 15:13 ). Вот почему мы сносим оскорбления, которые наши враги наносят нам индивидуально, и мы молимся Бог за них, и мы, как общество, защищаем друг друга и отдаем свои жизни, чтобы вы как-нибудь не поработили наших братьев, не поработили их души их телами и не убили их телом и душой.  

СОЗНАНИЕ

Созерцать действие Бога Святого Духа на апостолов: 

  1. Как из простого Он делает мудрым;
  2. Как из нечленораздельных, Он делает их красноречивыми.
ПРОПОВЕДЬ

О непреодолимой воле Божией

«Я говорю себе, я не буду упоминать его, я не буду больше говорить от его имени. Но тогда это становится как огонь, горящий в моем сердце, заключенный в моих костях Я устал держать это в себе, я не могу этого вынести» ( Иеремия 20:9 ).

Если кто еще сомневается, что Бог говорил через пророков, пусть прочитает это исповедание великого пророка Иеремии и пусть больше не сомневается. Пророк признается, что решил больше не говорить во Имя Господа. Почему? Потому что мало кто обратил внимание на его слова. Если кто внял слову его, то пророк терпел» упреки и насмешки ежедневно » ( Иеремия 20:8 ). Но когда он решил промолчать, то разве он действительно промолчал? Нет, не мог: « Я устал сдерживать это, я не может вынести этого !» Непреодолимая сила Духа Божия побудила его говорить, и он должен был говорить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *