2 Работа с картой.
— Рассмотрите карту (с. 35 учебника).
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
— На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
— К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте.(к восточным славянам)
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 3 )
3. Работа в тетради. (контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
стр 13 контурную карту. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
— А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.
— Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
— Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Кирилл:
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах – куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту)
— Не всё было все так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраивались.
4. Быт древних славян.
Илья: (слайд № 4)
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне.
Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.Б) Занятия древних славян.
— Для того, чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34
— Чем могли заниматься мужчины в этой местности?
— Какую работу выполняли женщины?
IV. Физминутка
— Накануне каждая группа получила задание
I группа расскажет нам как выглядело жильё древних славян.
В) Жилище древних славян. (слайд № 5 )
(Выставка рисунков «жилище древних славян»)
Женя:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
Г) II группа расскажет нам о внешнем виде древних славян. (Слайд № 6)
(рисунки детей)
— А как выглядели древние славяне нам расскажет Настя.
Настя:
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян соберите картинку.
(у каждой группы картинка: у 1 и 3 гр. — женская рубашка, у 2 и 4 гр. – мужская рубашка)
ГДЗ по истории, 6 класс рабочая тетрадь, Крючкова
ГДЗ по истории, 6 класс рабочая тетрадь, Крючкова — §8, зад. 1. Заполните контурную карту «Три ветви славян». – Рамблер/классИнтересные вопросы
Школа
Подскажите, как бороться с грубым отношением одноклассников к моему ребенку?
Новости
Поделитесь, сколько вы потратили на подготовку ребенка к учебному году?
Школа
Объясните, это правда, что родители теперь будут информироваться о снижении успеваемости в школе?Школа
Когда в 2018 году намечено проведение основного периода ЕГЭ?
Новости
Будет ли как-то улучшаться система проверки и организации итоговых сочинений?
Вузы
Подскажите, почему закрыли прием в Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино»?
1. Подпишите названия трёх ветвей славян, закрасьте различными цветами территории их расселения.
2. Напишите на карте названия городов.
3. Обозначьте стрелками вторжения славян на Балканский полуостров.
ответы
вот такая есть
ваш ответ
Можно ввести 4000 cимволов
отправить
дежурный
Нажимая кнопку «отправить», вы принимаете условия пользовательского соглашения
похожие темы
Экскурсии
Мякишев Г.Я.
Психология
Химия
похожие вопросы 5
Глава 3. История России в XIX веке. Часть 1(A). Задание 2. ЕГЭ История России 11 класс Чернова. В каком году была министерская реформа?
В каком году была проведена в России министерская реформа?
1) 1802 г. 3) 1841 г.
2) (Подробнее…)
ГДЗИсторияЕГЭ11 классЧернова М.Н.
Помогите решить контрольную работу
Решите уровнения:
а)4x — 12 = 18 — x
б)21x — 5(2x-7)=24 (Подробнее. ..)
ГДЗ
Привет! Помогите определить национальности. Модуль (Module) 1c № 1. ГДЗ Английский язык Spotlight 6 класс Ваулина.
a) Match the countries to the nationalities. Listen and check. What nationality are you?
b) Choose a flag and describe it (Подробнее…)
ГДЗАнглийский языкSpotlight6 классВаулина Ю.Е.
Выбери Раздел 4A № 4 ГДЗ Spotlight Английский 4 класс Быкова Н. И.
Read and choose the correct word.
(Подробнее…)
ГДЗSpotlightАнглийский язык4 классБыкова Н.И.
Задание 174 Причастие. Повторение. Русский язык. 7 класс. Т.А. Ладыженская ГДЗ
Примеры! Выручите примерами!
Вспомните виды орфограмм, изученные в теме «Причастие», и запишите
по три примера, обозначая в (Подробнее…)
ГДЗРусский языкЛадыженская Т.А.7 класс
Интерпретация контурных карт | METEO 3: Introductory Meetorology
Топографическая карта Гавайев с пометкой «P». Контуры рисуются через каждые 1000 футов.
Авторы и права: Дэвид Бэбб
Метеорологи регулярно используют контурные карты, чтобы увидеть, как погодные переменные (например, температура или давление) изменяются на больших территориях, но они также используют их для оценки значений погодных переменных в отдельных точках. Чтобы начать интерпретацию контурных карт, мы сначала вернемся к нашей топографической карте Гавайев (справа).
Как нам определить высоту точки, отмеченной буквой «P»? Во-первых, мы должны идентифицировать два контура, которые лежат по обе стороны от «P». В некоторых случаях нужные нам контуры четко обозначены; однако в других случаях вам нужно будет использовать интервал контура (в данном случае 1000 футов), чтобы «отсчитывать» вверх или вниз от обозначенного контура. На нашей карте точка «P» лежит между контурами 3000 и 4000 футов, поэтому высота в точке «P» больше (но не равна) 3000 футов, но меньше (но опять же не равна) 4000 футов. Мы знаем, что точка «Р» не равна ни одному из этих значений, потому что она не лежит ни на одной из контурных линий.
Технически это все, что мы можем сказать наверняка о высоте в точке «P» — она может быть где угодно между 3000 и 4000 футов. Однако часто вместо того, чтобы указывать диапазон высот, мы бы предпочли одно число. В таких случаях мы можем интерполировать (сделать оценку, предполагая линейное изменение высоты) между двумя известными контурами. В этом случае мы можем видеть, что точка «P» находится примерно посередине между двумя контурами и, таким образом, имеет высоту примерно 3500 футов. Использование интерполяции обычно дает нам достаточное приближение, но мы всегда должны понимать, что это всего лишь оценка.
Как насчет замкнутых контуров, внутри которых нет других контуров? Посмотрите еще раз на контурную карту и сосредоточьте свое внимание на самой южной вершине, Мауна-Лоа. Как можно оценить высоту этого пика? Ясно, что у нас нет двух контуров… или есть? Последний нарисованный контур составляет 13 000 футов. Это означает, что пик выше, чем 13 000 футов. Однако мы знаем, что вершина Мауна-Лоа на , а не на выше 14 000 футов. Почему? Что ж, если бы это было так, то вокруг вершины был бы проведен контур высотой 14 000 футов. Таким образом, для самого внутреннего замкнутого контура диапазон всегда находится между последним нарисованным контуром и следующим ненарисованным контуром. Следует также отметить, что интерполяция в таких случаях невозможна, потому что у нас нет возможности узнать, как далеко находится ненарисованный контур. Вершина Мауна-Лоа составляет 13 452 фута (в пределах нашего предполагаемого диапазона 13 000-14 000 футов), но мы действительно не могли знать этого только по нашей топографической карте (если только высота пика не была отмечена).
Метеорологи обычно определяют две переменные: температуру и атмосферное давление. Изоплеты температуры называются изотермами (контуры постоянной температуры), а изоплеты давления называются изобарами (контуры постоянного давления). Не путайте два! Было бы неправильно смотреть на карту, на которой изображены только контуры постоянной температуры, и называть их, например, изобарами.
Карты с изобарами давления на уровне моря помогают метеорологам распознавать области высокого и низкого давления. Почему это важно? Ну, вообще говоря, области повышенного давления у поверхности часто являются областями «хорошей» погоды (относительно спокойной, хоть и с солнечным светом). В то же время области пониженного давления часто несколько неспокойны (облачны с осадками). Чтобы увидеть карту с изобарами давления на уровне моря, посмотрите на изображение ниже, от 15° по Гринвичу 1 мая 2017 г.
Анализ изобар уровня моря (контуры постоянного давления) на 15° по Гринвичу 1 мая 2017 г. в то время как L отмечают центры низкого давления (самое низкое давление в регионе). Особенность, которая немедленно бросается в глаза синоптикам как область «активной» погоды, — это большая область низкого давления с центром на Среднем Западе (недалеко от границы Айовы и Висконсина).
Первым шагом в интерпретации значений этого изображения является определение интервала контура, который составляет четыре миллибара (миллибары — стандартная единица измерения давления). Зная это, мы можем оценить давление вблизи центра минимума над Средним Западом. Самая внутренняя закрытая изобара составляет 996 мбар (она не помечена, но находится внутри изобары 1000 мбар, и значения уменьшаются к центру минимума), поэтому давление должно быть меньше 996 мбар. Однако изобара 992 мбар не нарисована, поэтому давление должно быть больше 992 миллибара.
Точно так же метеорологи составляют контурные карты температуры, потому что такие карты позволяют им легко определять области с холодным и теплым воздухом. Но карты изотерм часто имеют цветовую маркировку, чтобы упростить интерпретацию (хотя цвета иногда используются и на топографических картах). Я предупреждаю вас, что цветовые схемы и интервалы между контурами могут сильно различаться на изображениях, которые вы можете видеть по телевизору или в Интернете, и определить, какой цвет является каким, иногда может быть реальной проблемой. Но если вы понимаете, как интерпретировать контурные карты, вы можете не отвлекаться и использовать изотермы (в сочетании с цветами, если хотите) для сбора полезной информации.
Например, посмотрите карту изотерм на 15° по Гринвичу 1 мая 2017 года ниже. Интервал контура на изображении составляет 5 градусов по Фаренгейту. Учитывая это, как бы вы назвали подходящий диапазон температур где-нибудь в Индиане? Учитывая, что изотерма 60 градусов по Фаренгейту и изотерма 55 градусов по Фаренгейту почти соответствуют восточной и западной границам штата (соответственно), справедливо сказать, что температура в Индиане была выше 55 градусов по Фаренгейту, но меньше 60 градусов по Фаренгейту. И, если вы посмотрите на цветовой ключ справа от изображения, оттенок желто-зеленого (или это зелено-желтый?) над Индианой соответствует цвету, используемому для температур между 55 и 60 градусами по Фаренгейту (хотя некоторые могут найти трудно сказать).
Анализ изотерм поверхности (контуры постоянной температуры) при 15 градусах по Гринвичу 1 мая 2017 года. , и оценить конкретную температуру, мы могли бы сделать и это. Точка «P» находится примерно посередине между изотермами 55 и 60 градусов по Фаренгейту, поэтому температура в точке «P» находится примерно посередине между 55 и 60 градусами по Фаренгейту. Мы назовем это 57 или 58 градусами по Фаренгейту, зная, что мы просто делаем нашу лучшую оценку, основанную на изотермах.
Я также должен отметить, что иногда вы даже не увидите построенных изотерм, а вместо этого карта температуры будет просто заштрихована. На самом деле каждая граница, на которой меняются цвета, является изотермой (даже если она не нарисована и не помечена), и иногда используются очень маленькие интервалы контура. На таких картах, как этот анализ температуры от 17 градусов по Цельсию 24 мая 2017 года. Использование цветового ключа — единственный выход, и даже тогда (поскольку в данном случае цвета меняются на каждый градус) оценка конкретной температуры в точке может быть трудным, когда оттенки настолько похожи.
Чтобы увидеть еще несколько примеров интерпретации значений из контурной карты, посмотрите короткое видео (3:28) ниже.
Интерпретация контурных карт
Нажмите здесь, чтобы просмотреть стенограмму этого видео.
Извлечение информации из контурных карт — очень ценный навык. Вы увидите контурные карты в телевизионных прогнозах погоды, а также на веб-сайтах и мобильных приложениях о погоде. Так что очень полезно получить от них некоторую информацию, и я собираюсь показать вам несколько примеров того, как интерпретировать контурные карты.
Это карта температуры поверхности на 19 градусов по Гринвичу в четверг, 18 мая 2017 года. Если мы сделаем преобразование времени, это будет 15:00 по восточному летнему времени. Итак, эта карта сделана в полдень на востоке США. На западном побережье был полдень.
На этой карте дневных температур видно, что для середины мая на востоке было действительно тепло. Используя образец изотерм, мы можем оценить фактические температуры в любом месте на карте.
Первым шагом всегда является определение интервала контура, и здесь это 5 градусов по Фаренгейту. Мы видим изотерму 85 градусов, проходящую через Пенсильванию. На всем протяжении этой изотермы температура составляет 85 градусов, а непосредственно к востоку от нее — 9 градусов.изотерма 0 градусов. На протяжении всей этой изотермы температура составляет 90 градусов, поэтому каждая изотерма представляет собой изменение на 5 градусов по сравнению с изотермой, к которой она примыкает.
Зная это, мы можем оценить температуру в любом месте на карте. Если бы мы выбрали место здесь, в центральной части Пенсильвании, мы бы знали, что температура находится между 85 и 90 градусами, потому что оно находится между этими двумя контурами.
Где-нибудь внутри этой 90-градусной изотермы температура выше 90 градусов, но мы знаем, что она меньше 95 градусов, потому что нет изотермы 95 градусов.
Для другого испытания мы могли бы выбрать место в западной части Северной Каролины. При чем тут температура? Похоже, что она лежит между двумя изотермами 85 градусов. Но если мы посмотрим на запад, мы увидим эту 80-градусную изотерму, проходящую через Средний Запад. Итак, температура в западной части Северной Каролины больше 80 градусов, но меньше 85 градусов.
Если мы перейдем к карте давления на уровне моря в миллибарах, здесь у нас не будет цветового кодирования, но процесс будет таким же.
Как только мы определили интервал контура, все готово, и здесь, похоже, 4 миллибара, поскольку здесь, в Техасе, у нас есть изобара в 1004 миллибара, непосредственно примыкающая к изобаре в 1008 миллибар.
Итак, если мы хотим узнать давление вблизи этого центра низкого давления в Техасе, мы знаем, что оно меньше 1004 мб. Значения изобар уменьшаются по мере приближения к минимуму, от 1008 здесь до 1004 здесь. Но мы знаем, что давление также больше 1000 мбар, поскольку изобары на 1000 мбар не нарисованы. Итак, давление здесь составляет от 1000 до 1004 миллибар.
Здесь, в Миссури, у нас есть еще один из тех случаев, когда кажется, что он находится между контурами с одинаковым значением. 1012 мб здесь на северо-запад и 1012 мбар на юго-восток. Но, если мы посмотрим здесь на юго-запад и северо-восток, у нас будет 1008 изобар мбар, поэтому мы знаем, что давление в нашей точке в Миссури больше 1008 мбар, но меньше 1012 мбар.
Итак, всегда начинайте с определения интервала контура и изучайте значения контуров рядом с вашей точкой, чтобы оценить диапазон значений.
кредит: Penn State University
Наконец, прежде чем продолжить, обязательно ознакомьтесь с разделами Key Skill и Quiz Yourself ниже. Они помогут вам убедиться, что вы можете самостоятельно интерпретировать контурные карты, что является полезным навыком и за пределами метеорологии (высота и многие другие переменные могут быть изоплетированы, и принцип интерпретации значений один и тот же, независимо от что намечается).
Географическая карта. Учимся читать карту. Работа с контурными картами
Прочитав название контурной карты, найдите материал по этой теме в учебнике, посмотрите карту в учебнике или в атласе по истории России за 6 класс. Все это поможет вам правильно выполнить задания дано на контурной карте или предложено учителем. Подпишите реки по их течению, города — возле условного знака (каламбура), которым обозначен город. Старайтесь делать подписи четкими и аккуратными, буквы можно блокировать, а штриховку — цветными карандашами, но не ярко, иначе не будут видны подписи и символы, которые вы будете использовать.
Контурные карты по истории России. 6 класс. К учебнику, изд. СРЕДНИЙ. Торкунова
Описание учебника
Задания
1. Прочитай задания и выбери карандаши разных цветов для их выполнения.
2. Знак морей, больших рек.
3. Обведите границу максимального оледенения.
4. Обведите стрелки, показывающие происхождение человека в Северной Евразии.
5. Заполните треугольники, обозначающие места древнейших поселений человека в Северной Евразии.
7. Обведите и закрасьте районы, благоприятные для а) земледелия и б) кочевого скотоводства.
Восточные славяне и их соседи. VI — IX вв.
Задания
1. Подпишите названия морей, рек и озер.
2. Используя атлас по истории России и материал учебника, подпишите названия славянских племен по местам их расселения. Используйте для этого разные цвета. Например, племена восточных славян подписываются красным, западные – синим, южные – зеленым.
3. Подпишите названия соседей славян — тюркоязычных, финно-угорских и летто-литовских племен и народов.
4. Подчеркните или обведите названия крупнейших племенных союзов восточных славян, а также названия их племенных центров.
5. Обозначить территории Византийской империи и Волжской Болгарии. Напишите названия их столиц.
Древнерусское государство в IX-X вв.
Задания
1. Наметить границы Древнерусского государства, сложившегося к середине X века.
2. Подпишите названия древнерусских городов; красным цветом обозначены Киев и Новгород — главные центры складывания Древнерусского государства.
3. Подчеркните или обведите названия крупных торгово-ремесленных центров Древней Руси; участки земледелия и скотоводства обозначить условными знаками.
4. Обозначьте специальным знаком место первого массового принятия христианства на Руси и напишите дату этого знаменательного события.
5. Назовите важнейшие торговые пути Древней Руси. Укажите, где начался и где закончился «путь из варяг в греки».
6. На материале учебника показать стрелками направления походов русских князей.
Россия в конце 10 — 11 вв.
Задания
1. Обведите границы Древнерусского государства, сложившегося к середине XI века, подпишите названия древнерусских городов, а также морей и крупных рек.
2. Штриховкой показаны территории, присоединенные к Древнерусскому государству князем Владимиром Святославичем, штриховкой другого цвета — князем Ярославом Владимировичем.
3. Используя материал и карту учебника, покажите стрелками разного цвета походы князя Владимира Святославича и князя Ярослава Владимировича.
Экономическое развитие России в XI — начале XIII века.
Задания
1. Наметить границы Древнерусского государства к концу 12 века. Подпишите моря, большие реки, города — центры русских княжеств и земель, крупнейшие торгово-промышленные центры и ярмарки.
2. Символически обозначьте районы добычи — железа, соли, золота, серебра и т.д.
3. Обведите районы выращивания ржи, пшеницы, овса и льна, другим цветом — разведение крупного рогатого скота и лошадей.
4. Укажите условными знаками центры ремесленного производства — льняного, кожевенного, металлообрабатывающего, керамического, гончарного и др.
Используйте материал и карту учебника.
Политическая раздробленность в России. XII — начало XIII века.
Задания
1. Обозначить красной линией общую границу русских земель в 12 веке.
2. Штриховкой разных цветов показать территории Новгородской земли, Владимиро-Суздальского, Черниговского, Галицко-Волынского, Смоленского, Переяславского, Полоцкого и других княжеств. Подпишите их имена и названия городов, указанных на карте, каламбурами (кругами).
3. Отметьте светлой точкой город Москву и напишите дату первого упоминания о нем в летописях.
4. Отметить на карте места обитания кочевников — половцев, печенегов и др.
Условий
Задания
1. Обозначить общую территорию русских княжеств и земель к началу монгольского нашествия. Подпишите моря, большие реки, города. Точкой отметьте место первой встречи русских войск с монгольскими завоевателями. Напишите дату этой битвы.
2. Стрелками отметить завоевания хана Батыя и других монгольских полководцев.
3. Обвести красной линией границы русских княжеств и земель, подвластных Золотой Орде. Обведите территорию Золотой Орды.
4. Напишите названия городов, оказывавших упорное сопротивление монгольским завоевателям.
5. Используйте стрелки разных цветов, чтобы показать завоевания шведских, датских, немецких рыцарей.
6. Стрелками показать походы князя Александра Невского против рыцарей и отметить места основных сражений — Невского побоища и Ледового побоища. Рядом напишите даты этих сражений.
Задания
1. Подпишите названия морей, крупных рек и озер. Использовать для работы учебник и атлас по истории России. 2 Проведите красной линией границы русских княжеств и земель. Подпишите название города, который считался политическим центром России.
3. Обозначить другим цветом (например, зеленым) границы Золотой Орды. Напишите название его столицы.
4. Подпишите названия русских городов, в которых произошли волнения, вызванные злоупотреблениями при сборе дани.
5. Найти и подписать города Тверь, Москва, Нижний Новгород — столицы княжеств, ставших самостоятельными уже при ордынском владычестве.
Великое княжество Литовское в XIII — XV вв.
Задания
1. Зеленой линией обозначить примерные западные границы русских княжеств и земель в начале XIII века.
2. Закрасьте желтым цветом территорию Литвы в начале 13 века. Подпишите ее столицу.
3. Обозначить границы Великого княжества Литовского к середине 15 века.
4. Используя атлас и материалы учебника, подпишите территории, вошедшие в состав Великого княжества Литовского в XIII–XV вв., и их центры.
5. Подпишите соседние государства Великого княжества Литовского.
Конвенция
Северо-Восточная Русь в XIV — первой половине XV века.
Задания
1. Наметить границы русских княжеств и земель к началу 14 века. Подпишите крупные реки, города, столицы «великих» княжеств.
2. Закрасить территорию Московского княжества, сложившуюся к началу 14 века.
3. Используя материалы учебника и карту, закрасьте земли, присоединенные к Москве до 1340 года (год окончания правления Ивана Калиты).
4. Покажите границы Московского княжества к 1462 году. Подпишите названия княжеств и земель, присоединенных к Московскому княжеству до 1462 года.
Задания
1. Обозначьте границы государств, отделившихся от Золотой Орды. Подпишите их имена.
2. Обозначьте точками (синего или любого другого цвета) столицы этих государств и подпишите их названия.
3. Закрасить территорию государства, которое во второй половине XV в. стал вассалом Османской империи.
Задания
1. Проведите зеленой линией границы Великого княжества Московского в 1462 году. Подпишите его столицу, крупные реки и города, указанные на карте штрихами.
2. Черными стрелками показать поход хана Ахмата на Москву в 1480 г.
3. Найти и отметить на карте место противостояния русских и ордынских войск, известное как «стояние на Угре» в 1480 г.
4. Подчеркните города Новгород и Тверь, рядом напишите даты их присоединения к Московскому княжеству.
5. Покажите цветом земли и подпишите города, возвращенные Русскому государству после войн с Литвой в конце 15 — начале 16 века. Напишите дату возвращения Смоленска.
6. Очертить границы Российского государства к 1533 году.
Русские путешественники и землепроходцы
Основные даты
862 — Призвание, по «Повести временных лет», «Норманнский царь» Рюрик
882 — Объединение восточнославянских земель Новгорода и Киева под властью князя Олега. Образование государства Русь
907, 911 — Походы князя Олега на Царьград и договор с Византией
945 — Убийство князя Игоря древлянами
945-946 — Покорение древлян Ольгой. Установление фиксированной дани
957 (?) — Поездка княгини Ольги в Царьград (Константинополь). Обращение Ольги в христианство
988 — Крещение Руси князем Владимиром Святославичем
1015 — Первый письменный свод законов на Руси — Русская Правда Ярослава Мудрого
1037 — Закладка храма св. Софии в Киеве
1045-1050 — Строительство храма св. Софии в г. Новгороде
1097 — Конгресс князей в Любече: «да сохранит каждый отечество свое»
1116 — «Повесть временных лет» — общероссийский летописный свод, составленный в Киеве Нестором, Сильвестром и др. Включает летописи 11 века. и др. источники
1132 — Начало распада Древнерусского государства после смерти великого князя киевского Мстислава II Великого
1147 — Первое летописное упоминание о Москве
12:23, 31 мая — Битва на р. Калка: разгром русско-половецких дружин монголами
1239-1240 — Поход войск Батыя в южнорусские земли
1240, 15 июля — Невская битва
1240, 19 ноября — Взятие Киева монголами
1242, 5 апреля — Ледовое побоище
1252-1263 — Княжение Александра Ярославича Невского во Владимире 1276 — Образование самостоятельного Московского княжества 1325-1340 — Княжение в Москве Ивана I Даниловича Калиты 1359-1389 — Княжение в Москве Дмитрия Ивановича Донского 1367 — Строительство каменного Кремля в Москве
1378, авг. 11 — Первая победа русских войск во главе с Дмитрием Ивановичем над Ордой на р. воже
1380, 8 сентября — Куликовская битва
1389-1425 — Великое княжение в Москве Василия I Дмитриевича, сына Дмитрия Донского 1425-1462 — Княжение (с перерывами) Василия II Васильевича Темного в Москве 1426 — Перенос столицы Великого Владимирского княжества в Москву 1462-1505 — Царствование великого князя Ивана III Васильевича
1469-1472 — Путешествие тверского купца Афанасия Никитина в Индию («Хождение за три моря») 1471 — поход Ивана III на Великий Новгород. Бой на реке Шелони. Разгром новгородцев 1480 г. — «Стояние на Угре»
г. 1485-1508 гг. — Строительство Московского Кремля, строительство соборов и Грановитой палаты 1497 г. — Введение Судебника Ивана III — народного свода законов 1505 г. -1533 — Правление великого князя Василия III
Контурные карты по истории России. 6 класс.
1. Контурные карты называются контурными, потому что они показывают только общие очертания географических объектов. Контурная карта является основой для выполнения практической работы по географии. Контурная карта обычно не заполняется сразу.
2. Приступая к работе с контурной картой, внимательно прочитайте задание учителя. Что именно нужно отметить? Повторите легенду по теме задания.
3. Задания выполняются с использованием материалов школьного учебника, карт школьного атласа и других дополнительных источников информации, рекомендованных учителем.
4. Для начала подготовьте остро заточенные карандаши и цветные карандаши, которые необходимы для выполнения заданий учителя.
5. Любая карточка должна иметь заголовок, подписанный вверху карточки. Оно должно быть четким и лаконичным, а также иметь отношение к изучаемой теме. Не путайте имя вашей карты с названием шаблона карты.
6. Сравните очертания территории, изображенной на контурной карте, с обычной географической картой, чтобы сориентироваться. Определите, где находятся основные горы и реки.
7. Подумайте, в каком порядке следует делать обозначение предметов, чтобы они не перекрывали и не мешали друг другу.
8. Определите символы, которые будете использовать, отметьте их в специально отведенном месте на карте.
9. Все объекты, изображенные на карте, должны быть отражены в легенде (условными обозначениями), включая заливку (цвета), штриховку, пиктограммы, сноски и т.п. Легенда карты должна содержать расшифровку любого цветового обозначения.
10. Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут обозначаться зашкаливающими знаками (цифрами, буквами) и их названия подписываются условными знаками.
11. Тексты и названия географических объектов должны быть разборчивыми. Названия рек, гор и городов пишите четко, блочным шрифтом.
12. Объекты орографии (элементы рельефа) наносят черным цветом, гидрографию (водоемы) — синим цветом.
13. Необходимо выполнять только предложенные задания. Избегайте нанесения «лишней информации» на контурную карту. Оценка за правильно выполненную работу по предложенным заданиям может быть снижена, если к работе добавлена дополнительная информация.
14. В зависимости от задачи объекты можно либо заштриховать простым карандашом, либо раскрасить в соответствующие цвета. Старайтесь использовать те же цвета, что и на печатных картах (см. карты в атласе).
15. Закрашивание предметов, необходимых для выполнения заданий, производится только цветными карандашами. Ни в коем случае не используйте фломастеры и маркеры!
16. Каждая форма рельефа имеет свою цветовую схему, которая соответствует шкале высот и глубин атласа.
17. Для правильного нанесения на контурную карту названий географических объектов следует руководствоваться градусной сеткой: название географических объектов следует писать по линиям градусной сетки, что поможет выполнить задание точнее.
18. Названия мелких объектов в масштабе используемой карты, таких как вулканы или горные вершины, желательно располагать справа от самого объекта, по параллели.
19. Названия линейных объектов, например, гор, рек или течений, должны располагаться такой длины, чтобы их можно было прочитать, не переворачивая карточку.
20. Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключение составляют мелкие предметы. При этом надпись может располагаться рядом с этим объектом или может быть дана ссылка в виде числа, которое расшифровывается в легенде карты (например, на карте: на объекте стоит цифра 1; и в легенде дана расшифровка: 1 — озеро Ильмень).
21. Если вы обозначаете площадной объект, например, равнину или море, то помните, что границы этих объектов не очерчиваются линиями. Надпись названия показывает территорию равнины или акваторию моря.
22. Должна быть система условных знаков. Придерживайтесь картографической традиции в заполнении карт.
23. Контурная карта сдается учителю географии своевременно в указанное время.
На одной карточке может уместиться весь мир, со всеми океанами, континентами, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Просто нужно уметь правильно читать карту. В этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, и какие виды карт бывают сейчас, в чем преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Мы научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты наземных объектов.
Тема: Планета, на которой мы живем
Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к месту, богатому добычей. Вероятно, это одна из самых старых карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных досках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы царапали карты острым предметом на мокрой глиняной плитке, которая после высыхания становилась прочной, с четким изображением.
Это карта мира , в центре которой расположен город Вавилон, которому более 3 тысяч лет.
Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()
Наскальные изображения этого района также были найдены в пещерах, где тысячи лет назад жили люди.
Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()
С изобретением бумаги на ней стали рисовать карты. На карты наносилась вся информация, полученная учеными и путешественниками во время их странствий по разным землям.
Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()
Изготовление карт было долгим процессом, т.к. все детали рисовались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.
долгое время на картах присутствовали только четыре: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели открыли Австралию и Антарктиду.
Когда вы ищете любую страну на земном шаре, вы видите только одно полушарие. А чтобы увидеть что-то еще, глобус надо повернуть.
На земном шаре невозможно обозначить большое количество географических объектов без увеличения его размера. Глобус большого размера не подходит для путешествий.
Масштаб — это отношение длины линий на карте или чертеже к реальной длине. Масштаб физической карты России говорит нам о том, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.
Рис. 7. Физическая карта России ()
На карте можно показать сразу две половины Земли. Если разделить земной шар по экватору, получится карта северного и южного полушарий,
,,
,Рис. 5. Северное и Южное полушария
, а если по линии нулевого меридиана — Западное и Восточное полушария .
Рис. 6. Западное и Восточное полушария
На карте полезных ископаемых специальными значками отмечены места залежей полезных ископаемых.
Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()
На картах местообитаний животных указано местообитаний. различные виды птиц и животных.
Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()
На контурных картах отсутствуют цветовые обозначения и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладки маршрутов.
Рис. 11. Контурная карта
На политической карте мира изображены страны и их границы.
Рис. 12. политическая карта Евразия ()
На синоптических картах условных значков показывают наблюдения за погодой.
Рис. 13. Синоптическая карта ()
Различные карты объединены в атласы .
Рис. 14. Географический атлас ()
На картах изображены разные территории. Есть карты районов, городов, областей, штатов, континентов, океанов, карты полушарий и карты мира.
Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легенда и обычно размещаются внизу карты.
Найдем Западно-Сибирскую равнину на физической карте России.
Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()
Небольшие горизонтальные линии, покрывающие большую часть ее территории, означают болота.
Вот одни из самых больших болот мира — Васюганские. Линии обозначают реки, границы и дороги, круги — города.
Рис. 17. Васюганские болота
Моря и горы имеют реальные очертания и окрашены в разные цвета. Синий и синий – водоемы, желтый – холмы, зеленый – низменности, коричневый – горы.
Внизу карты размещена шкала глубин и высот, с помощью которой можно посмотреть, какая высота или глубина означает тот или иной оттенок цвета на карте.
Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего у Гренландского моря, где глубина достигает 5527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого, где глубина моря 200 метров.
Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана
Чем выше горы, тем темнее они обозначены. Так, Уральские горы, считающиеся относительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены в светло-коричневый цвет.
Рис. 19. Уральские горы
Гималаи — высочайшие горы мира (10 пиков высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.
Рис. 20. Гималаи
В Гималаях находится Джомолунгма (Эверест) — высочайшая вершина мира (8848 м).
По шкале высот легко определить высоту Кавказских гор.
Рис. 23. Кавказские горы
Их Коричневый цвет указывает на то, что высота гор более 5 тысяч метров. Самые известные вершины – гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.
С помощью карты можно определить точное местоположение любого объекта. Для этого нужно знать координат : широту и долготу, которые определяются градусной сеткой, образованной параллелями и меридианами.
Рис. 26. Градусная сетка
Ориентиром служит экватор — на нем широта 0⁰. Широта измеряется от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.
Рис. 27. Широта
Долгота измеряется от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.
Рис. 28. Долгота
Координаты Санкт-Петербурга – 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.
Координаты Москвы – 55⁰ с.ш., 37⁰ в.д.
Рис. 29. Политическая карта России ()
- Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Мир 3. М.: Баллас.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: Изд-во «Федоров».
- Плешаков А.А. Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
- Академик ().
- выживание().
- Найдите Тихий океан на физической карте мира. Определите его самое глубокое место, укажите его название и глубину. Опишите, как вы определили это место.
- Составьте краткий тест (4 вопроса с тремя ответами) по теме «Географические карты».
- Подготовить памятку с правилами работы с карточками.
Комментарий: Работу лучше выполнять поэтапно, последовательно выполняя задания для контурных карт. Чтобы увеличить карту, просто нажмите на нее.
ЗАДАНИЯ
1. Закрасить зеленым цветом территорию Московского государства 1462 г. Подписать название его столицы.
Территория Московского государства в 1462 г. — зеленый цвет
Москва столица
2. Желтым цветом отмечены территории, присоединенные к Московскому государству при Иване III, а оранжевым — территории, присоединенные к Василию III.
Территории, присоединенные к Московскому государству при Иване III — желтый
Территории, присоединенные к Московскому государству при Василии III — оранжевый
3. Отметить на карте путь Московского войска, место и год сражения, описание которого дано в отрывке: «В году 6979 (1471) великий князь Иван Васильевич впал в гнев на Великий Новгород, стал собирать свое войско и стал посылать в новгородские земли. И взяли сначала Старую Русу… и пошли на Шелонь… и много новгородцев погибло.
Отрывок описывает поход великого князя Ивана Васильевича на Великий Новгород.
Путь московского войска отмечен красными стрелками.
Битва отмечена крестиком. Это битва на реке Шелонь, которая произошла в июле 1471 года.
4. Подпишите названия пяти крупных городов, присоединенных Иваном III и Василием III к Москве.
Тверь (1485), Великий Новгород (1478), Псков (1510), Смоленск (1514), Ростов (1474), Ярославль (1468)
5. Определите, какое событие на карте обозначено специальным символом. Подпишите его название и дату в легенде.
Упражнение 1. Заполните пропуски на схеме.
Нажмите, чтобы увеличить
Битва на Р. Шелони .
Результат: победа московских войск над новгородским ополчением.
Эффекты: Иван III признан князем Новгородским; отказ Новгорода от союза с Литвой; выплата возмещения; сохранение независимости Новгородом.
Новгородский договор с Литвой. Сроки: г. признание Казимира IV князем Новгородским; совместные военные действия в случае нападения Москвы; Архиепископ Новгородский принимает хиротонию от Киевского митрополита.
Примечание. Между Новгородом и Литвой не было письменного договора, а условия были лишь намерениями сторон.
Задания 2. Проведите соединительные линии трех цветов между территориями, принадлежавшими к началу царствования Ивана III, Москвой, Литвой, сохранившими свою независимость.
Нажмите, чтобы увеличить
Задание 3. Выберите правильный ответ.
1. Самостоятельность Новгорода была ликвидирована в:
а) 1477 г. ;
б) 1475;
в) 1478.
2. Конец зависимости Руси от Орды связан с:
а) Куликовской битвой;
б) бой на реке Воже;
в) стоящий на реке Угре;
г) битва на реке Шелонь.
Задание 4. На схеме:
а) красным подчеркнуть два крупных города, присоединенных к Московскому княжеству при Иване III (Новгород, Тверь) ;
б) закрасить в зелень земли, присоединенные к Московскому государству к концу царствования Василия III;
в) синим цветом подчеркните древнерусский город, возвращенный Московскому государству при Василии III (Смоленск) .
Нажмите для увеличения
Задание 5. Используя дополнительный материал, напишите небольшое сочинение (не более 100 слов) на тему «Иван III: человек и государь».
г. Иван III, как государь, был замечательно охарактеризован современниками, дав ему прозвище Великий. Иван был умным, расчетливым, хитрым, иногда даже коварным правителем.