Расскажите историю жизни павла петровича глава 7 – Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»: биография и история жизни |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»: биография и история жизни |LITERATURUS: Мир русской литературы

Спор Базарова с
Павлом Петровичем
Кирсановым.
Художник Д. Боровский
Павел Петрович Кирсанов — один из центральных героев знаменитого романа «Отцы и дети» Тургенева. Этот персонаж является дядей юного «нигилиста» Аркадия Кирсанова и старшим братом помещика Николая Петровича Кирсанова.

Ниже представлена краткая биография и история жизни Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети».

Смотрите: 
— Все статьи о Павле Кирсанове
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

История жизни Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: биография героя


Светская жизнь в Петербурге

Будучи юношей, Павел Петрович оканчивает престижное военное училище, Пажеский корпус, и поступает на службу в гвардию. Он  становится «светским львом» и повесой, вращаясь в высшем свете Петербурга. Павел Петрович быстро продвигается по службе. Впереди у него блестящая военная карьера. Но в его жизни появляется любовь.


Любовь к княгине Р.

Однажды Павел Петрович страстно влюбляется в эксцентричную княгиню Р. Чтобы быть с ней рядом, он бросает службу и уезжает за границу. Когда княгиня Р. разрывает с отношения с Павлом Петровичем, это «убивает» его. Он остается один, с разбитым сердцем, без карьеры и без семьи.

Жизнь в деревне

Через некоторое время Павел Петрович переезжает жить в деревню к брату. Но даже здесь, в провинциальной глуши, он по-прежнему ведет себя, как аристократ. Он одевается по моде и пользуется изысканными духами. Несмотря на свой возраст, он все еще остается красивым и видным мужчиной.

     Смотрите: Внешность Павла Петровича Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов придерживается либеральных взглядов. Он — славянофил, хотя и любит все английское. Павел Петрович выписывает модные газеты на английском языке.

Дуэль Кирсанова и Базарова

Павел Петрович хорошо воспитан и почтителен. Он терпеть не может циничного нигилиста Евгения Базарова. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров целует Фенечку, неофициальную жену Николая Петровича.

Сам Павел Петрович, вероятно, тоже питает нежные чувства к Фенечке, потому что она внешне похожа на покойную княгиню Р. Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль за его дерзкое поведение. К счастью, дуэль заканчивается удачно — никто не погибает.

Отъезд за границу

Павел Петрович уезжает на лечение за границу после свадьбы своего племянника Аркадия Кирсанова. Павел Петрович поселяется в Дрездене. За границей он ведет все ту же аристократическую жизнь: бывает в театрах, общается с интересными людьми. Однако в глубине души он по-прежнему несчастлив. 

Так выглядит краткая биография и история жизни Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» Тургенева. 

www.literaturus.ru

история жизни и характеристика персонажа

«Отцы и дети» — так называется роман И. С. Тургенева , опубликованный в 1862 году. Годом ранее царь Александр Второй принимает указ, отменивший крепостное право в России. В этот период энергично развивается промышленность и прогрессируют естественные науки. Крепнут экономические и культурные связи с Европой. Русское общество разделяется на «славянофилов» и западников. Поколение молодых людей приветствует нововведения, приходящие с запада, и отвергает старинный уклад жизни. Павел Петрович Кирсанов, один из главных героев романа, относится к лагерю отцов.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Биография Кирсанова

Карьера военного

Павел Кирсанов родился в семье отставного генерала, человека грубого и полуграмотного. Мать мальчика принадлежала к категории «матушек-командирш», любила носить нарядные чепцы и красивые шелковые наряды. До четырнадцати лет юного барина воспитывали дешёвые гувернёры.

Будучи сыном боевого генерала, Павел Петрович Кирсанов имел право обучаться в Пажеском корпусе. Зачисление в престижное военное училище производилось по высочайшему указу царствующего монарха. В программу обучения входили следующие дисциплины:

  1. Русский и иностранные языки.
  2. Точные науки — математика, физика, география.
  3. Военное дело, геральдика, генеалогия.
  4. Гуманитарные дисциплины — история, философия, мораль, право.

Кроме того, пажей обучали танцам и придворному этикету. Занятия проводили профессора и преподаватели санкт-петербургского университета. Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого после окончания училища была блестящей, начинает службу в гвардии.

Такое право предоставлялось лучшим выпускникам элитного учебного заведения. В полку Кирсанов проявил себя как смелый и ловкий офицер. К 28 годам он дослужился до чина капитана. Стремительное продвижение по служебной лестнице предвещает блестящее будущее.

Молодой военный не прочь был и поразвлечься. Галантность, аристократичные манеры и изысканная речь, рыцарское отношение к женщинам привлекают к Кирсанову внимание светских красавиц. Элегантный романтик, постоянно следящий за последними веяниями европейской моды, Кирсанов пользовался неизменным успехом в высшем свете. Неожиданно светской жизни и военной карьере приходит конец.

Роковая любовь

На одном из балов происходит встреча Петровича с княгиней Р. На светских раутах изящная Нелли, так звали княгиню, кокетничает с молодыми повесами и танцует до упаду. Она не считается красавицей, но загадочный взгляд серых глаз обаятельной женщины пленил сердце Кирсанова. Капитан, влюблённый в таинственную княгиню, оставляет военную службу. Вслед за Нелли Павел отправляется за границу, но в Бадене происходит окончательный разрыв.

Возвратившись на родину, отвергнутый любовник пытается вернуться к прежней праздной жизни, однако образ любимой женщины постоянно присутствует в мыслях Кирсанова. Светский лев может похвастать новыми победами, но во взоре рафинированного аристократа таится скучающее равнодушие. Через десять лет Кирсанов узнаёт, что возлюбленная скончалась. В эти дни Санкт-Петербург посещает Николай Петрович Кирсанов и предлагает брату переехать в деревню.

Жизнь в деревне

Поселившись в Марьино, Павел Петрович отдался чтению иностранных книг. Свою деревенскую жизнь отставной капитан обустроил на английский манер. Не заводя близких знакомств с помещиками старого уклада, Кирсанов не сходится и с представителями нового поколения. Окружающие люди уважали его за манеры, за слухи о любовных победах, за умение играть в карты, за безупречную честность, но гордый аристократ держал всех на расстоянии.

Павел Петрович прилюдно восхищается русским народом, защищает крестьян, готов помочь им. Однако разговаривая с мужиками, не забывает нюхать платок, надушенный благородным одеколоном. Закоренелый холостяк высоко ценит семейные ценности, уважает брата и заботится о благополучии родственников. Тем не менее, при встрече племянника Аркадия, приехавшего в деревню с приятелем Базаровым, ведёт себя манерно.

Дуэль

В романе Тургенева происходит не только дуэль на пистолетах. На протяжении всего повествования происходит поединок между разными мировоззрениями. Павел Кирсанов и Евгений Базаров различаются и внешним обликом, и поведением, и мыслями:

  1. Седые волосы пожилого человека коротко пострижены и аккуратно причёсаны. Длинные волосы Базарова раздражают Кирсанова.
  2. В отличие от изысканно и модно одетого аристократа, нигилист носит скромную и староватую одежду.
  3. Речь Базарова проста и незамысловата, а образованный помещик употребляет витиеватые и напыщенные фразы, подчёркивая расстояние, разделяющее простолюдина и дворянина.
  4. Кирсанов боготворит женщин и относится к ним по-рыцарски. Базаров рассматривает женский пол только с физиологической точки зрения.

Кирсанов считает, что такие люди как Базаров несут с собой разрушение. Павел Петрович отвергает достижения современной науки, считает новейшие технологии угрозой устоям общества. Базаров ратует за прогресс, за созидательное изменение существующего миропорядка.

Диаметрально противоположные политические взгляды приводят к спорам между представителями старого и молодого поколения. Дуэль между отцами и детьми не даёт ответа на вопросы — кто прав и что делать, чтобы жизнь стала лучше.

Современники И. С. Тургенева бурно реагировали на издание романа «Отцы и дети». Консервативно настроенная печать критиковала писателя в заискивании перед молодым поколением. Приверженцы западничества обвиняли в клевете на прогрессивные течения.

Но писательское мастерство и чуткое отношение к процессам, происходящим в русском обществе середины девятнадцатого века, поднимают произведение Тургенева на небывалую высоту. Даже прочитав роман однажды в школе, будет не лишним снова обратиться к этому шедевру русской литературы. Общение с великим русским языком принесёт неизъяснимое наслаждение неравнодушному читателю. Книга, написанная полторы сотни лет назад, созвучна процессам, происходящим в сегодняшнем мире.

obrazovanie.guru

История Павла Петровича Кирсанова

Аркадий рассказывает историю Кирсанова-старшего в ответ на резкие высказывания Базарова с нескрываемым сочувствием, словно желая и в своего наставника вселить такое же отношение к Павлу Петровичу. Следует отметить, что, вопреки ожиданиям Аркадия и читателя, реакция Базарова на услышанное была весьма сдержанной.

«Кольцо с вырезанным на камне сфинксом», подаренное Павлом Петровичем княгине Р, за которой он волочился по всей Европе, является своеобразным символом, ведь сфинкс – загадочное крылатое существо из древнегреческой мифологии с туловищем льва и головой и грудью женщины, загадывавшее сложные загадки при входе в рай и сбрасывавшее со скалы не решивших эти загадки. Видимо, княгиня Р была для Павла Петровича неразгаданной тайной, властно и необъяснимо притягивающей его. Это по-настоящему тургеневское, неподвластное разуму влечение.

Но многозначительна и развязка: княгиня возвращает Кирсанову кольцо, на котором теперь сфинкс перечёркнут. Тем самым предмет слепого обожания Павла Петровича словно ставит крест на загадке, упрощая жизненную ситуацию, снимая налёт таинственности и превращая, казалось, незаурядную романтическую историю любви в незамысловатый фарс. «А никакой тайны не было», — будто говорит герою княгиня. Очевидно, Павел Петрович принимал желаемое за действительное, и после этой истории он стал значительно более сдержанным с женщинами, о чём свидетельствует в дальнейшем его отношение к Фенечке.

Исходное отношение Павла Петровича к Базарову

Эта неприязнь объясняется целым рядом причин. Во-первых, встречая гостя «по одёжке», Павел Петрович, который как аристократ уделяет много внимания своему внешнему облику, чрезвычайно раздражён небрежностью Базарова; во-вторых, его сильно заботит возможное влияние уездного лекаря на молодого неоперившегося племянника; в-третьих, интуиция предсказала Кирсанову-старшему будущее соперничество с Базаровым решительно по всем вопросам. Кроме того, как выяснится для Базарова и для читателя позже, важную роль в жизни братьев Кирсановых играет Фенечка, и в Павле Петровиче тяга к ней, постоянно сопровождаемая соображениями благородства и чести по отношению к младшему брату, могла в момент приезда Базарова дополниться неосознанными опасениями за ещё одно потенциальное соперничество. Дальнейший ход сюжета (эпизод с поцелуем Базарова и Фенечки в беседке) показал обоснованность подобных скрытых опасений Кирсанова.

Базаров и его нигилизм

Биография Базарова нигде в романе цельно не описана, а разбросана осколками по всему роману не только потому, что герой ещё молод. Вероятно, даже в этом есть определённая авторская позиция. Тургенев, всё более уважающий Базарова на протяжении повествования, тем не менее хочет подчеркнуть, что сам тип Базаровых ещё не сложился как исторический, у него нет цельной истории, нет биографии, он в какой-то степени преждевременен, лишён исторической закономерности. Не случайно Базаров в романе столь одинок, рядом с ним нет не только настоящих единомышленников, но даже просто понимающих или сочувствующих.

Нигилизм Базарова – модное в то время увлечение передовой разночинной молодёжи, строящееся на беспощадном отрицании всех общественных явлений и всех идеалистических оснований человеческой жизни, в число которых нигилисты включали и любовь, и искусство, и веру, во имя утверждения материалистического подхода к действительности, естественнонаучного знания как единственного критерия истины.

Роман, дочитанный до конца, точнее проясняет суть нигилизма Базарова. Это и болезненная, крайняя реакция на торжество спокойного и неподвижного аристократизма Кирсановых, и своего рода маскарадный костюм циничного естествоиспытателя, скрывающий подлинное лицо и подлинные чувства. Называя себя «самоломанным», Базаров признаётся не в двуличии и не в двойственности, а в характерном для любого аскета свойстве – борьбе с собственной натурой. Эта мучительная, по существу, смертельная борьба Базарова с собственной натурой есть самое интересное в романе для современного читателя.

studfiles.net

Павел Петрович Кирсанов — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Павел Петрович Кирсанов
Создатель И. С. Тургенев
Произведения «Отцы и дети»
Пол мужской
Возраст 45 (««…На вид ему было лет сорок пять…»»)
Семья Кирсанов, Николай Петрович — брат

Па́вел Петро́вич Кирса́нов

— персонаж романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Является главным противником Базарова в романе, основным оппонентом в его идейных спорах.

Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывал зависть у мужчин. В двадцать восемь он уже был капитаном, его ждала блестящая карьера. Однако всё внезапно изменилось: в петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Однако это препятствие не остановило героя. Много лет он пытался хранить эти отношения, много лет эта иссушающая, изнуряющая страсть не давала ему покоя.

Мучительно привязавшись к княгине Р. Кирсанов никогда не мог понять её, его поражала её странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в её душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, что ему, однако, не удалось. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьино. В конце своей жизни он переехал в Дрезден, где и дожил свою жизнь в одиночестве.

Кирсанова характеризуют следующие слова автора: он интеллектуален, принципиален, проницателен, благороден и восхищается англичанами, обладает волевым характером (хоть его высокие либеральные принципы о свободе и равенстве так и остаются на словах, по силе своего характера он действительно достойный соперник Базарова).

  • Е. В. Амелина, Готовимся к экзамену по литературе — Оникс 21 век, 2005. — 0с. ISBN 5-329-01102-7

См. также[

ru.wikipedia.org

описание событий, характеристика героев. Роман Ивана Сергеевича Тургенева

В феврале 1862 года состоялась первая публикация романа «Отцы и дети» Тургенева. Предлагаем вашему вниманию его краткий пересказ. «Отцы и дети» по главам будут рассмотрены нами с точки зрения основных событий. Кроме того, в статье вы найдете характеристику героев. Сначала предлагаем вам прочитать краткий пересказ. «Отцы и дети», по главам изложенные нами, начинаются следующими событиями.

Знакомство с Николаем Петровичем

Кирсанов Николай Петрович — помещик, с виду уже немолодой. Ему около 40 лет. 20 мая 1859 года он ожидает прибытия Аркадия, своего сына, только что завершившего обучение в университете. Николай Петрович ждет его на постоялом дворе.

Кирсанов был сыном генерала, однако военная карьера, предназначенная ему, не состоялась. Дело в том, что этот герой сломал ногу, будучи еще молодым человеком. На всю дальнейшую жизнь он остался «хроменьким». Кирсанов Николай Петрович женился рано. Его супругой стала дочь одного незнатного чиновника. В браке помещик был счастлив. Однако, к большому горю Николая Петровича, в 1847 году его супруга умерла. После этого он посвятил все свое время и силы воспитанию сына. Он жил вместе с ним даже в Петербурге и старался подружиться со студентами, товарищами Аркадия. В последнее время Кирсанов активно занялся преобразованием имения.

Аркадий привозит в имение своего друга

Вот, наконец, происходит встреча Николая Петровича и Аркадия в произведении, автор которого — Тургенев («Отцы и дети»). Однако Аркадий прибывает не один. Вместе с ним самоуверенный, высокий и некрасивый молодой человек. Это начинающий доктор, который согласился некоторое время погостить у Кирсановых. Его зовут Базаров Евгений Васильевич.

Сначала разговор отца с сыном не клеится (5 глава). Николая Кирсанова смущает Фенечка. Эту девушку он содержит при себе и имеет от нее ребенка. Его сын старается сгладить неловкость снисходительным тоном, что немного коробит Кирсанова.

Павел Петрович ждет их дома. Это старший брат Николая Петровича. Между ним и Базаровым сразу же возникает взаимная антипатия. А вот слуги и дворовые мальчишки охотно подчиняются прибывшему гостю, хотя он и не намерен искать их расположения.

Словесная перепалка между Павлом Петровичем и Базаровым

Между Павлом Петровичем и Базаровым на следующий день происходит словесная перепалка (6 глава). Инициатором стычки становится именно Кирсанов. Евгений Васильевич не намерен полемизировать с ним, однако все-таки высказывает свое мнение по основным вопросам своих убеждений. По его представлению, люди стремятся к цели, поскольку испытывают «ощущения» и желают добиться «пользы». Евгений Базаров убежден, что химия намного важнее, чем искусство. Что касается науки, важнее всего в ней именно практический результат. Базаров даже гордится тем, что у него отсутствует художественный вкус. Он считает, что незачем изучать психологию какого-то отдельного человека. Для того, чтобы судить обо всем роде людском, достаточно одного экземпляра. Базаров беспощадно отрицает любые «постановления» в быту. Он высокого мнения о своих способностях, однако своему поколению Евгений Васильевич отводит вовсе не созидательную роль. Он говорит о том, что требуется сначала «расчистить место».

Рассказ о молодости Павла Петровича

«Нигилизм», который пропагандирует Базаров и Аркадий, подражающий ему, Павлу Петровичу представляется необоснованным и дерзким учением, существующим «в пустоте». Возникшее между гостем и братом отца напряжение пытается сгладить Аркадий. Для этого он рассказывает своему приятелю историю жизни Кирсанова Павла Петровича (7 глава). Этот человек в молодости был многообещающим и блестящим офицером. Он очень нравился женщинам. Однажды Павел Петрович повстречал княгиню Р., светскую львицу. Страсть к этой женщине изменила всю жизнь Кирсанова. Когда закончился их роман, Павел Петрович чувствовал себя полностью опустошенным. Он сохраняет от прошлой своей жизни только изысканность манер и костюма, а также любовь ко всему английскому.

Новая атака Павла Петровича, позиция Николая Кирсанова

Поведение и взгляды Базарова очень раздражают Павла Петровича. Он принимается снова атаковать Евгения Васильевича. Однако тот снисходительно и довольно легко разбивает все аргументы Кирсанова, направленные на защиту существующих традиций. Смягчить начавшийся спор пытается Николай Петрович, однако и он не может полностью согласиться со столь радикальными убеждениями Базарова. Тем не менее, Николай Кирсанов убеждает себя в том, что он и его брат отстали от жизни.

Встреча Аркадия и Евгения с Ситниковым и Кукшиной

Аркадий и Базаров отправляются в один губернский город (12 глава). Здесь они встречаются с Ситниковым, отпрыском откупщика, который считает себя «учеником» Евгения Васильевича. Ситников знакомит их с Кукшиной, «эмансипированной» дамой. Оба они считают себя «прогрессистами», отвергающими все авторитеты. Ситников и Кукшина, следуя моде, стремятся проявлять «свободомыслие». Оба они не умеют и не знают ничего, но в «нигилизме» своем оставляют позади и Базарова, и Аркадия. Евгений Васильевич откровенно презирает Ситникова, а в гостях у Кукшиной занимается в основном шампанским.

Знакомство Евгения с Одинцовой

Тургенев («Отцы и дети») далее рассказывает нам о том, как Аркадий знакомит своего приятеля с Одинцовой (14 глава). Эта богатая, красивая и молодая вдова. Ею сразу же заинтересовывается Евгений Васильевич. Интерес к этой женщине у него вовсе не платонический. По поводу нее он цинично заявляет Аркадию Кирсанову, что «пожива есть…».

Кирсанов считает, что он влюблен во вдову. Однако у Аркадия это чувство напускное. А вот между Евгением Васильевичем и Одинцовой устанавливается взаимное тяготение. Вдова приглашает приятелей погостить некоторое время у нее.

Друзья гостят у Одинцовой

Гости в доме у этой женщины (ее зовут Анной Сергеевной) знакомятся с Катей, ее младшей сестрой. Девушка держится скованно. Евгений Базаров также чувствует себя неловко. Он «глядит сердито» и начинает раздражаться в гостях у Одинцовой. Мучается и Аркадий («Отцы и дети»). Он находит утешение, общаясь с Катей.

Чувство, которое внушила Анна Сергеевна Базарову, оказывается новым для него. Этот человек, презиравший любые проявления «романтизма», неожиданно для себя понимает, что в нем скрывается «романтик». Евгений объясняется с Одинцовой (18 глава). Та не сразу вырывается из его объятий. Поразмыслив, принимает роковое решение Одинцова. «Отцы и дети» продолжились бы совершенно другими событиями, если бы она приняла любовь Базарова. Однако Одинцова решает, что «спокойствие» для нее дороже всего.

Отъезд Базарова, жизнь у родителей

Базаров, не желая сделаться рабом страсти, уезжает к своему отцу. Он живет неподалеку и работает уездным лекарем. Одинцова не желает удерживать Евгения. Базаров в дороге размышляет о том, что случилось. Он говорит, что все это «вздор», что позволить женщине завладеть собой — худшее, что может произойти.

Прибыв домой, Евгений сталкивается с тем, что его мать и отец не могут надышаться на ненаглядного сына. Ему же скучно в родном доме. Он покидает родителей уже через несколько дней. Базаров решает вернуться в имение Кирсановых.

Возвращение Евгения в имение Кирсановых, эпизод с Фенечкой

Здесь от скуки и жары Евгений обращает внимание на любимую Николаем Петровичем Фенечку (23 глава). Застав эту девушку одну, он крепко ее целует. Павел Петрович становится случайным свидетелем этой сцены. Его возмущает до глубины души поступок Евгения Базарова. В особенности Павел Кирсанов негодует потому, что он находит какое-то сходство между Фенечкой и княгиней Р.

Дуэль Павла Петровича с Базаровым

Павел Петрович, в соответствии со своими нравственными убеждениями, решается вызвать Евгения Васильевича на поединок (24 глава). Базаров, чувствуя неловкость и понимая, что вынужден поступиться собственными принципами, соглашается. Он считает, что дуэль в теоретическом отношении нелепа, а в практическом — совсем другое дело.

В результате поединка Базаров легко ранит Павла Петровича и сам же оказывает ему первую помощь. Очень достойно держится Павел Кирсанов («Отцы и дети»). Павел Петрович даже пытается подшучивать над собой. Однако и ему, и Базарову при этом неловко. Настоящую причину дуэли от Николая Петровича решили скрыть. Тот в этой ситуации также ведет себя благородно. Он находит оправдание обоим противникам.

После дуэли Павел Петрович, который раньше возражал против свадьбы своего брата и Фенечки, начинает уговаривать Кирсанова сделать ей предложение.

Развитие любовной линии романа, отъезд Базарова

Любовь в «Отцы и дети» — одна из центральных тем. Расскажем о том, как развивалась эта линия после дуэли. Аркадий все больше сближается с Катей. Между ними устанавливается взаимопонимание. Катя замечает, что Евгений Базаров для них чужой, поскольку они «ручные», а он «хищный».

Евгений Васильевич, потерявший последнюю надежду на взаимность Анны Сергеевны, переступает через себя и решительно расстается с Одинцовой и с Аркадием (26 глава). Прощаясь, Базаров говорит бывшему другу, что тот «славный малый», но «либеральный барич». Кирсанов огорчен, но вскоре находит утешение в общении с Катей. Он признается ей в любви и убеждается во взаимности.

Жизнь Евгения в родительском доме, заражение и смерть

Евгений Базаров возвращается в дом родителей и старается посвятить все свое время работе, чтобы забыть о своей любви к Одинцовой. Однако через несколько дней страсть к работе пропадает. Она заменяется «глухим беспокойством» и «тоскливою скукой». Евгений Базаров пытается заговорить с мужиками, но не обнаруживает в их головах ничего, кроме глупости. Но и мужики относятся к Евгению Васильевичу не иначе как к «шуту гороховому».

Базаров, вскрывая труп тифозного больного, ранит палец, в результате чего происходит заражение крови (27 глава). Спустя несколько дней он говорит отцу, что дни его сочтены. Базаров перед смертью просит Анну Сергеевну приехать для того, чтобы попрощаться с ним. Евгений напоминает женщине о своей любви и замечает, что все его гордые мысли, как и чувство к ней, пошли прахом. Базаров с горечью отмечает, что России он не нужен. Ей требуется лишь портной, сапожник, мясник…

После того, как Евгения Васильевича причащают по настоянию родителей, автор отмечает, что на его «помертвевшем лице» отразилось «содрогание ужаса».

Венчание двух пар, дальнейшая судьба героев

Проходит 6 месяцев. В маленькой деревенской церкви происходит венчание двух пар: Кирсанова Николая с Фенечкой и Аркадия с Катей (28 глава). Все довольны, однако в этом настроении было что-то и искусственное, как будто все согласились разыграть «простодушную комедию».

Аркадий со временем становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином. Через некоторое время имение Кирсановых начинает приносить хороший доход благодаря его усилиям. В семейной жизни и управлении имением находит смысл жизни Аркадий. «Отцы и дети» продолжаются описанием судьбы Николая Петровича. Он становится мировым посредником. Николай Кирсанов активно работает на общественном поприще, что очень подходит его натуре. Кирсанов Павел Петрович переехал в Дрезден. Автор отмечает, что «жить ему тяжело», хотя он все еще выглядит джентльменом.

Кукшина находится в Гейдельберге. Она водится со студентами, увлекается архитектурой. По ее словам, она открыла в ней какие-то новые законы. Что касается Ситникова, он женился на княжне. Жена помыкает им. По его собственному мнению, он «продолжает» дело Евгения Базарова, работая публицистом в одном темном журнальчике.

Заключительный эпизод произведения

Переходим к описанию финальной сцены, завершающей краткий пересказ. «Отцы и дети» по главам нельзя изложить, не включив в рассказ этот эпизод из последней, 28-й главы. Хотя в развитии сюжета он большой роли не играет, он очень важен для понимания замысла автора. Не зря Тургенев включил его в свой роман, а мы — в краткий пересказ («Отцы и дети»). По главам изложенный сюжет произведения позволяет нам до конца понять именно эта сцена.

Дряхлые старички часто приходят на могилу Евгения. Они горько плачут и молят бога упокоить его душу. Завершая произведение, автор описывает цветы, растущие на могильном холмике. Иван Сергеевич замечает, что они напоминают всем живущим не только лишь о равнодушии и спокойствии природы. Цветы говорят нам о жизни бесконечной и о вечном примирении. Таким образом, «Отцы и дети» — история с жизнеутверждающим финалом.

Предлагаем теперь поближе познакомиться с героями произведения. Ниже представлена их характеристика.

«Отцы и дети»: характеристика персонажей

Базаров Евгений Васильевич — студент, нигилист, начинающий медик. Базаров в романе «Отцы и дети» — центральный персонаж. В своем нигилизме он является наставником Аркадия. Этот герой выступает против либеральных идей, которые в романе представляют братья Кирсановы, а также против консервативных взглядов, свойственных его собственным родителям. Евгений Базаров — разночинец, революционер-демократ. К концу произведения он влюбляется в Одинцову, после чего изменяет нигилистическим взглядам в отношении любовного чувства. Страсть к Одинцовой становится серьезным испытанием для Базарова. В конце произведения он умирает в результате заражения крови, полученного во время вскрытия трупа.

Кирсанов Николай Петрович — либерал, помещик, вдовец, отец Аркадия. Он любит поэзию и музыку. Этот герой интересуется современными прогрессивными идеями, включая новые способы ведения сельского хозяйства. Автор отмечает, что в начале произведения он стыдится своего чувства к Фенечке из простого народа. Однако в конце романа он решает жениться на ней.

Старшим братом Николая является Кирсанов Павел Петрович. «Отцы и дети» — произведение, которое нельзя себе представить без этого героя. Это самоуверенный и гордый аристократ, отставной офицер, ярый сторонник либерализма. Он часто спорит с Евгением Васильевичем о природе, любви, науке, искусстве, аристократии. Одинок Павел Петрович. «Отцы и дети» — роман, в котором автор знакомит нас и с годами его молодости. В юности он пережил трагическую страсть к княгине Р. Павел Кирсанов видит в Фенечке черты своей возлюбленной. Он питает ненависть к Базарову и решает вызвать его на дуэль. Во время поединка он получает легкое ранение.

Другом Базарова является Аркадий Николаевич Кирсанов. «Отцы и дети» начинается его возвращением в родительский дом после окончания Санкт-Петербургского университета. Под влиянием своего приятеля этот герой становится нигилистом, однако затем решает отказаться от этого мировоззрения.

Базаров Василий Иванович — отец Евгения. Это небогатый армейский хирург в отставке. Он управляет имением, принадлежащим его жене. Василий Иванович в меру просвещен и образован. Он понимает, что из-за сельской жизни он оказался изолированным от современных идей. В целом этот герой придерживается консервативных взглядов. Он любит своего сына и довольно религиозен.

Весьма примечательна и Арина Власьевна в произведении «Отцы и дети». Содержание по главам этого произведения, кратко изложенное выше, не позволяет составить определенное представление о ней. Поэтому особенно важно прочитать характеристику матери Евгения Васильевича, которой является эта женщина. Она владеет деревушкой Базаровых. В ее распоряжении находятся 22 души крепостных. Эта женщина набожна и очень суеверна. Кроме того, она сентиментально-чувствительна и мнительна. Арина Власьевна любит Евгения и очень обеспокоена тем, что он отрекся от веры.

Следует представить и такого персонажа, как Анна Сергеевна Одинцова («Отцы и дети»). Это богатая вдова, у которой гостили Аркадий и Евгений. Ей нравится Базаров, однако после его признания она не решается ответить взаимностью.

Локтева Екатерина Сергеевна — сестра Одинцовой. Это незаметная и тихая девушка, которая любит играть на клавикордах. Аркадий проводит в ее обществе много времени, мучаясь от своей любви к Анне. Однако через некоторое время он понимает, что любит именно Катю. Екатерина в конце произведения становится женой Аркадия.

Фенечка — простая девушка, которая родила ребенка от Николая Петровича. Она проживает в одном доме с ним. В заключительной главе она становится супругой Николая Петровича.

Таковы герои романа «Отцы и дети» (портрет автора представлен выше). Конечно, для понимания характера каждого из них лучше познакомиться с оригиналом произведения. Читать его, кстати, очень интересно — все герои романа «Отцы и дети» имеют яркие и любопытные характеры. А основная тема произведения — взаимоотношения между поколениями — актуальна всегда. Не случайно многим и в наше время нравятся «Отцы и дети». Смысл этого романа глубокий, а проблемы, которые ставит автор, вечны.

fb.ru

Княгиня Р. в романе «Отцы и дети»: отношения, история любви с Павлом Кирсановым |LITERATURUS: Мир русской литературы

Княгиня Р. — одна из самых загадочных героинь романа «Отцы и дети» Тургенева.

Княгиня Р. является возлюбленной Павла Петровича Кирсанова. Подробное описание героини можно найти в главе VII романа «Отцы и дети».


Княгиня Р.  в романе «Отцы и дети»: характеристика, образ, описание, отношения с Павлом Кирсановым и их история любви


Много лет назад, в свои 27 лет, Павел Петрович Кирсанов страстно влюбляется в княгиню Р. Имя княгини — Нелли.

В это время княгиня Р. состоит замужем, но не имеет детей. В обществе ее считают странной и эксцентричной особой:

«…На двадцать восьмом году от роду он уже был капитаном; блестящая карьера ожидала его. Вдруг все изменилось.  
В то время в петербургском свете изредка появлялась женщина, которую не забыли до сих пор, княгиня Р. У ней был благовоспитанный и приличный, но глуповатый муж и не было детей…»
Княгиня Р. ведет себя странно и непредсказуемо. С виду она кажется легкомысленной и веселой дамой. Но по ночам она беспокойно плачет и страдает от душевных мук:
«…Она внезапно уезжала за границу, внезапно возвращалась в Россию, вообще вела странную жизнь. 
Она слыла за легкомысленную кокетку, с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям, танцевала до упаду, хохотала и шутила с молодыми людьми, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась, не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате, тоскливо ломая руки, или сидела, вся бледная и холодная, над Псалтырем. 
День наставал, и она снова превращалась в светскую даму, снова выезжала, смеялась, болтала и точно бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение…»


Княгиня Р. не является красавицей, но у нее красивый и загадочный взгляд, она изысканно одевается:

«…Она была удивительно сложена; ее коса золотого цвета и тяжелая, как золото, падала ниже колен, но красавицей ее никто бы не назвал; во всем ее лице только и было хорошего, что глаза, и даже не самые глаза – они были невелики и серы, – но взгляд их, быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, – загадочный взгляд. Что-то необычайное светилось в нем, даже тогда, когда язык ее лепетал самые пустые речи. Одевалась она изысканно…»

Павел Петрович Кирсанов знакомится с княгиней Р. на одном из балов в Петербурге и влюбляется в нее:

«…Павел Петрович встретил ее на одном бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в нее страстно. Привыкший к победам, он и тут скоро достиг своей цели; но легкость торжества не охладила его…»
В княгине Р. таится какая-то загадка, которая манит Павла Петровича Кирсанова. Он крепко привязывается к этой женщине:
«…он еще мучительнее, еще крепче привязался к этой женщине, в которой, даже тогда, когда она отдавалась безвозвратно, все еще как будто оставалось что-то заветное и недоступное, куда никто не мог проникнуть. Что гнездилось в этой душе – бог весть! Казалось, она находилась во власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил; они играли ею, как хотели…» 
Княгиня Р. не отличается большим умом:
«…ее небольшой ум не мог сладить с их прихотью…»
Но она покоряет Кирсанова своим обаянием:
«…Ее образ, этот непонятный, почти бессмысленный, но обаятельный образ слишком глубоко внедрился в его душу…»
Княгиня Р. ведет себя непредсказуемо и нелогично. Кажется, что любовь не приносит ей радости:
«…Все ее поведение представляло ряд несообразностей; единственные письма, которые могли бы возбудить справедливые подозрения ее мужа, она написала к человеку почти ей чужому, а любовь ее отзывалась печалью: она уже не смеялась и не шутила с тем, кого избирала, и слушала его и глядела на него с недоумением…»
У княгини Р. случаются приступы печали, и тогда она запирается в комнате и рыдает:
«…Иногда, большею частью внезапно, это недоумение переходило в холодный ужас; лицо ее принимало выражение мертвенное и дикое; она запиралась у себя в спальне, и горничная ее могла слышать, припав ухом к замку, ее глухие рыдания…»
 Павел Петрович страдает от этих причуд княгини Р., но продолжает любить ее:
«…Не раз, возвращаясь к себе домой после нежного свидания, Кирсанов чувствовал на сердце ту разрывающую и горькую досаду, которая поднимается в сердце после окончательной неудачи. «Чего же хочу я еще?» – спрашивал он себя, а сердце все ныло…»  
«…прибавила она с незначительною усмешкой, а глаза глядели все так же странно…»
В конце концов княгиня Р. охладевает к Кирсанову, из-за чего он чуть не сходит с ума. Княгиня уезжает за границу, чтобы сбежать от его преследований:
«…Тяжело было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он терзался и ревновал, не давал ей покою, таскался за ней повсюду; ей надоело его неотвязное преследование, и она уехала за границу…»
Кирсанов бросает службу и блестящую карьеру и уезжает за границу вслед за княгиней Р.:
«…Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней; года четыре провел он в чужих краях, то гоняясь за нею, то с намерением теряя ее из виду; он стыдился самого себя, он негодовал на свое малодушие… но ничто не помогало…» 

Их отношения возрождаются на какое-то время, но в конце концов заканчиваются разрывом:

«…В Бадене он как-то опять сошелся с нею по прежнему; казалось, никогда еще она так страстно его не любила… но через месяц все уже было кончено: огонь вспыхнул в последний раз и угас навсегда. Предчувствуя неизбежную разлуку, он хотел, по крайней мере, остаться ее другом, как будто дружба с такою женщиной была возможна… 
Она тихонько выехала из Бадена и с тех пор постоянно избегала Кирсанова…»
После разрыва с княгиней Р. Кирсанов возвращается в Петербург, но его жизнь теряет смысл. 10 лет его жизни проходят бесплодно и бесцветно:
«…Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею <…> О женитьбе он, разумеется, и не думал. Десять лет прошло таким образом, бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро…»
Однажды Кирсанов узнает, что княгиня Р. умерла. Эта новость потрясает его:
«…Однажды за обедом, в клубе, Павел Петрович узнал о смерти княгини Р. Она скончалась в Париже, в состоянии, близком к помешательству. Он встал из за стола и долго ходил по комнатам клуба, останавливаясь, как вкопанный, близ карточных игроков, но не вернулся домой раньше обыкновенного. Через несколько времени он получил пакет, адресованный на его имя: в нем находилось данное им княгине кольцо. Она провела по сфинксу крестообразную черту и велела ему сказать, что крест – вот разгадка…»
После смерти княгини Кирсанов пытается не думать о ней:
«…Павел Петрович потерял свои воспоминания; после смерти княгини он старался не думать о ней…»

Со смертью княгини Р. Кирсанов как будто теряет свое прошлое, настоящее и будущее:

«…потеряв свое прошедшее, он все потерял…»
С годами Павел Петрович не забывает о княгине Р. Во время болезни в бреду он признается брату Николаю Кирсанову, что Фенечка похожа на его любимую княгиню Р.:
«…А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли? <…> С княгинею Р… Особенно в верхней части лица. C’est de la meme famille*…» (*в переводе с франц. — в том же роде ) 
«…Николай Петрович… сам про себя подивился живучести старых чувств в человеке…»
Павел Петрович Кирсанов чувствует себя несчастным в глубине души. Любовь к княгине Р. навсегда оставила свой след в его сердце и жизни. Это была цитатная характеристика княгини Р. в романе «Отцы и дети» Тургенева: образ, описание героини, отношения с Павлом Петровичем Кирсановым и их история любви.

Смотрите: Все материалы по роману «Отцы и дети»

www.literaturus.ru

Урок 2 по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».

Урок второй (главы 5-11).

В имении Кирсановых.

Цель урока: используя детальный анализ текста разобраться в жизненных взглядах главных героев; разобраться в понятии «нигилизм» и во взглядах передового дворянства 2-ой половины 19 века; работать над художественной деталью и сделать вывод о её роли в тексте.

1. Как ведёт себя в доме Кирсановых Базаров? Чем занимается?

2. Как Аркадий отнёсся к тому, что у отца вторая семья? Такой ли реакции ждал от него отец?

3. Как вы думаете, почему при каждом появлении Павла Петровича даётся очень подробное описание его внешности, его костюма? (другие герои произведения так подробно не описываются)

4. Как Аркадий объясняет значение слова «нигилист»? (глава 5: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружён этот принцип»).

5. Что на это возражает П.П. Кирсанов? («Мы, люди старого века, полагаем, что без принципов, принятых на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве»). Как вы думаете, его брат, Н.П. Кирсанов, тоже так же жёстко следует принципам? Можно ли считать отступлением от принципов его любовь (по-моему, именно любовь, а не увлечение) к небогатой мещанке Федосье Николаевне? Кстати, как вы думаете, почему он не женился на ней и женится ли когда-нибудь?

6. Расскажите историю жизни Павла Петровича (глава 7). Как оценивают произошедшее с П.П. Аркадий и Евгений? («Аркадий: «Он скорее сожаления достоин, чем насмешки… Надо быть справедливым, Евгений… Он глубоко несчастен, поверь мне; презирать его – грешно».

Базаров: «Да кто его презирает?… А всё-таки я скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина, не самец»).

7. Как вы думаете, почему П.П., который никогда раньше не заходил в комнату к Фенечке и, скорее всего, вообще не общался с ней, после приезда Аркадия решился зайти к Фенечке и взглянуть на ребёнка Н.П.? Зачем, по-вашему, автор заканчивает эту главу описанием его одиночества (см. конец 8 главы)?

8. Как вы понимаете слова Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? Почему Евгений рассмеялся, услышав, как отец Аркадия играет на виолончели? Согласны ли вы с ним?

9. В чём состоит суть спора между П.П. Кирсановым и Е. Базаровым (глава 6 и 10)?

Попробуем заполнить таблицу, которая поможет нам разобраться в предмете их спора и уяснить их позиции.

Подымаемые в споре вопросы

Взгляды Павла Петровича

Взгляды Евгения Базарова

О роли аристократии (дворянства) в обществе

В аристократах развито чувство собственного достоинства, они уважают других, и это уважение начинается с того, что они не теряют в себе Человека, следовательно, они достойны уважения.

«… вы уважаете себя и сидите сложа руки; какая же польза от этого (обществу)…? Вы бы не уважали себя и то же бы делали».

Об отношении к истории

Надо следовать логическому ходу истории (эволюционный путь).

Надо всё ломать. А строить будут другие (революционный путь).

Об отношении к России, русскому народу.

С умилением относится ко всему патриархальному, чтит традиции, с любовью говорит о России и русском народе (хотя знает об этом больше теоретически: говоря с мужиками, не понимает их и «нюхает одекалон», так как запаха их не переносит)

Надо критиковать то, что плохо в России, а не умиляться её историей и красотой. С русским мужиком надо уметь говорить на его языке. И если русский мужик жостоин презрения, то надо его презирать, а не заигрывать с ним.

Считает, что он и сам – представитель русского народа («Мой дед землю пахал»).

Отношение к плодам цивилизации (культурному наследию)

Надо быть культурным человеком, для которого важны плоды цивилизации (искусство, литература).

Культура – чепуха: «Рафаэль гроша ломаного не стоит», надо признавать лишь то, что приносит практическую пользу.

Отношение к науке, прогрессу

Скептически относится к тому, что молодёжь сейчас увлекается западными учениями: «… немцы мне не по нутру. Ещё прежние туда-сюда… А теперь пошли какие-то химики да материалисты».

Наука намного важнее искусства. Не важно, кто наши «учителя», важно, чтобы они дело говорили.

10. О чём размышляет после этого спора Николай Петрович? (Зачитать отрывок из гл. 11 от слов «Но отвергать поэзию? – подумал он опять, — не сочувствовать художеству, природе?..»).

Вывод: итак, что мы узнали о взглядах главных героев?

(Итак, взгляды Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова прямо противоположны: Павел Петрович – дворянин (аристократ) и либерал; Базаров – разночинец и демократ. В них есть и сходство: они непримиримы и не признают ничьих взглядов, кроме своих, то есть категоричны.

Н.П. и Аркадий пока находятся в тени двух выше названных героев. Хотя лирическая душа Н.П., его способность ценить простое семейное счастье, его любовь к сыну, к природе, к искусству вызывают уважение).

11. Какова роль художественной детали в тексте романа И.С. Тургенева?

Художественная деталь очень важна. (Далее ребята доказывают эту мысль примерами из текста).

Например, красная (рабочая) рука Базарова и холёная, с ухоженными ногтями, в белом манжете, застёгнутом запонкой с опалом, рука Павла Петровича могут уже многое сказать о том, что за герои перед нами (разночинец – аристократ и т.д.).

Во фразе Павла Петровича о современных немцах «… немцы мне не по нутру. Ещё прежние туда-сюда… А теперь пошли какие-то химики да материалисты» уже это одно слово подчёркивает неуважение к современным немецким учёным. И т.д.

В конце 11 главы автор показывает двух братьев, Николая Петровича и Павла Петровича, на фоне природы (в вечернем саду под звёздным небом), но если у Николая Петровича такая картина природы вызывает слёзы умиления («…навёртывались слёзы, беспричинные слёзы; это было во сто раз хуже виолончели»), то в глазах его брата «не отразилось ничего, кроме света звёзд. Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щёгольски-сухая и страстная… душа». Если мы обратим внимание на эту деталь, то в конце романа нам станет понятно, почему Николай Петрович обретает в живёт счастливо, а Павел Петрович одинок и несчастлив.

И т.д.

(Д.з. прочитать главы 14-19 романа)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *