Рассказ про москву для 1 класса по окружающему миру: Презентация по окружающему миру на тему «Москва

Содержание

Урок окружающего мира «Москва — столица России» 1 класс | План-конспект урока по окружающему миру (1 класс):

Долгожданный дан звонок начинается урок.

— Улыбнитесь друг другу.

Широка страна моя родная
Много в ней лесов, морей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где трудом так славен человек!

— Скажите, о какой стране идёт речь? (России)

— На прошлом уроке мы говорили о нашей Родине. Давайте вспомним, что мы уже о ней знаем.

Я буду задавать вопросы, а вы поднимать руку и отвечать на них.

1.Как называется наша маленькая родина, посёлок, в котором мы живём?

2.Как называется наша область? А главный город в нашей области?

3.Как называется страна, в которой мы живём?

4.В каком городе находятся эти памятники? (Москва)

5.Почему все люди нашей страны знают этот город?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Москва – столица России

— Ребята, а кто из вас бывал в Москве?

— Что же понравилось и запомнилось вам в столице?

— Есть такая пословица “Кто в Москве не бывал, красоты не видал”.

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Ребята! Кто из вас хочет побывать в Москве? Замечательно!

— Сейчас мы с вами совершим заочное путешествие в столицу нашей России город-герой Москву. Экскурсоводом буду не только я, но и вы, ребята. Мы познакомимся с достопримечательностями города, интересными событиями и фактами.                Итак, отправляемся!

— Из прошлых уроков вы узнали, что у стран и городов есть символы. Какие?

                                       (герб, флаг, гимн)

— Перед вами герб г. Москвы. Посмотрите внимательно. Кто изображён на гербе?

— Почему герб г. Москвы изображён в центре Российского герба?

— Как вы думаете, почему Москву назвали столицей?

— Давным-давно Российским государством правил царь. Царствовать – значит “сидеть” на престоле (троне) в главном городе страны. В словаре Ожегова даётся такое толкование этому слову: “Столица — главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений”.

-А вы знаете кто президент нашей страны?

(В.В. Путин).

-Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным?

(Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.)

-Вот и на гербе Москвы изображён герой – святой Георгий Победоносец, насмерть пронзающий змея. Посмотрите, краски какого цвета в гербе главные.

Белый, красный, синий, золотой

-Что они могут значить?

(Золотой – цвет хлеба, золото куполов;

синий – цвет мирного неба;

красный – цвет победы, силы;

белый – цвет чистоты, добра)

— А откуда пошла Москва? Кто же её основал?

Появление названия города Москвы, как и многих городов связано с географическим расположением. Город Москва связан с именем реки Москвы, на которой он стоит.

Люди здесь поселились потому, что в лесах водилась дичь, река была богата рыбой, в лесах были лесные пчёлы, а значит можно было добывать мёд, охотиться и заниматься рыболовством.

В 1147 Юрий Долгоруким приказал заложить город. Имя городу было дано от названия реки — Москва.

История Москвы неразрывно связана с историей Кремля.

Сначала стены Московского Кремля были деревянные. Такой Кремль прослужил городу примерно 200 лет.

В тринадцатом веке москвичам пришлось испытать страшное нашествие хана Батыя. Москва была полностью сожжена.

В 14 веке при князе Иване Калите были возведены дубовые стены Кремля (из прочного дерева).

Шли годы. Князь Дмитрий Донской, построил стены Кремля из белого камня. С тех пор Москву стали звать белокаменной. Со временем были выстроены новые кирпичные стены и башни. На Спасской башне Кремля были установлены часы.

Физминутка “Весёлая зарядка”

-Москва знаменита своими историческими архитектурными памятниками. О некоторых из них, мы узнаем сегодня, поработав в группах.

Групповая работа.

-Перед вами конверты с заданием. Это текст, который разделён на части. Ваша задача составить части по порядку, чтобы получился связанный рассказ об одной из достопримечательностей Москвы.

(рисунок и текст разрезанный на части)

Спасская башня

Это одна из самых красивых башен. В ней 10 этажей. На Спасской башне находятся часы. Они называются куранты. Часы занимают 3 этажа.

Успенский собор

Один из первых соборов Кремля. Долгое время этот собор оставался главным храмом Руси. Здесь совершались самые торжественные и пышные церемонии. Здесь венчались на престол цари.

Царь-пушка

Царь-пушка сделана из бронзы. Изготовил её мастер Иван Чохов. Вес пушки 40 тонн. Это самая большая пушка в мире. Эта пушка никогда не стреляла.

Царь-колокол

Царь-колокол изготовлен мастерами Моториными. Вес его 200 тонн. Однажды случился пожар. Колокол раскалился, его полили водой. Металл не выдержал, и откололся “кусок” весом 11 тонн.

Собор Василия Блаженного

Собор Василия Блаженного находится на Красной площади. Он построен в память о победе над Казанью. Существует легенда, что царь Иван Грозный велел ослепить строителя этого храма, чтобы тот не мог построить более красивый храм.

-Кроме исторических архитектурных памятников, есть ещё и скульптурные памятники. Вот один из них. Он находится на Красной площади.

-Давайте прочтём слова на постаменте памятника

“Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

-За что же Россия благодарна этим людям? Как вы думаете?

-В далёкие времена Русь была захвачена врагами.

Кузьма Минин начал собирать народное войско для борьбы с врагами. А командовать войском позвали военачальника Дмитрия Пожарского. Вместе они освободили Москву и русский народ от захватчиков.

-Можно ли сказать, что эти люди совершили подвиг?

-Посмотрите внимательно,  какому знаменитому поэту установлен памятник в центре Москвы?

Мы можем ещё много перечислять знаменитых людей нашей обширной Родины, но к сожалению на уроке очень мало времени и мы будем постепенно о них узнавать на других уроках.

-Вот и закончилось наше с вами путешествие на сегодня

-Давайте проверим, что вы запомнили?

Тест

1. Что находится на Спасской башне?

А) часы

Б) портрет президента

В) термометр

2. На берегах какой реки стоит город Москва?

А) река Урал

Б) река Волга

В) Москва-река

3. Кому установлен памятник в центре города Москвы?

А) Пушкину

Б) Путину

В) школьнику

4. Во время пожара от него откололся “кусок”, весом 11 тонн. О каком памятнике идёт речь?

А) Царь-пушка

Б) Царь-колокол

В) памятник Минину и Пожарскому.

-Поднимите руку, кто выполнил тест правильно. Давайте поаплодируем этим ребятам.

Вывод: “Москва – столица России. В каждой стране есть главный город, столица. Теперь мы знаем, чем интересна Москва, чем она примечательна”.

Откройте учебники с.44-45. Рассмотрите иллюстрации на этих страницах. А теперь попробуйте узнать силуэт какого сооружения изображён на листках, которые я вам раздала.

(Спасская башня)

Раскрасьте этот силуэт.

(Под музыку о Москве)

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что нового вы узнали на этом уроке?

-Покажите, какое у вас настроение?

ГДЗ по окружающему миру 1 класс — рабочая тетрадь

На данной странице вы найдете ГДЗ по окружающему миру 1 класс из 2 части рабочей тетради авторов Плешакова А. А. и Новицкой М.Ю. по программе для начальной школы Перспектива на 2020 -2021 учебный год. Надеемся оно окажется для вас полезным.

ГДЗ по окружающему миру 1 класс

Город и село (Красота любимого города)

Страница 3 — 4

1. На страницах этой тетради ты будешь много путешествовать. Закрась кружки у тех предметов, которые ты возьмёшь с собой на экскурсию по родному городу.

2. Запиши с помощью взрослых.

  • Мой город называется: Москва.
  • Дата его основания: точная дата основания Москвы неизвестна.
  • Мой город располагается: в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги.
  • Мой город называется: Санкт-Петербург.
  • Дата его основания: 27 мая 1703 года.
  • Мой город располагается: на севере Европейской части России.
  • Мой город называется: Екатеринбург.
  • Дата его основания: 18 ноября 1723 года.
  • Мой город располагается: на восточном склоне Уральских гор, на реке Исеть.
  • Мой город называется: Новосибирск.
  • Дата его основания: 1893 год.
  • Мой город располагается: в юго-восточной части Западно-Сибирской равнины на Приобском плато, примыкающем к долине реки Обь, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС, на пересечении лесной и лесостепной природных зон.

3. Раскрась изразец — украшение городского здания. Для примера используй фотографию.

Выполненный вариант:

Мы в городе

Страница 5

1. Подбери и приклей заметку из газеты о твоём земляке, который сделал доброе дело для города.

Заметка из газеты «Магнитогорский рабочий» о Константине Еремине

3. Нарисуй, что ты и твоя семья сделала хорошего и полезного для своего двора. Можешь сюда приклеить и фотографию.

Субботник во дворе

Красота родного села

Страница 6

1. Запиши с помощью взрослых.

  • Моё село называется: Варзуга.
  • Дата его рождения: возникновение поселения Варзуга относят к XIII веку.
  • Моё село располагается: в Терском районе Мурманской области.
  • Моё село называется: Эссо.
  • Дата его рождения: село возникло в 1932 году.
  • Моё село располагается: на Камчатке.
  • Моё село называется: Вятское.
  • Дата его рождения: 1502 год.
  • Моё село располагается: на реке Ухтанка в левобережной части Некрасовского муниципального района Ярославской области.

2.Дорисуй и раскрась украшение сельского дома.

Выполненный вариант:

3. Запиши названия украшений сельского дома, которые ты знаешь.

Конёк

Полотенце

Причелина

Наличники окон

Окошко светёлки

Лобовая доска

Мы в селе

Страница 7

1. Подбери и наклей заметку из газеты о твоём земляке, который сделал доброе дело для села.

Заметка из газеты правительства Кировской области «Вести»

2. Нарисуй, что ты и твоя семья сделали хорошего и полезного для своего села. Можешь сюда наклеить фотографию.

Посадка дерева

Природа в городе

Страница 8 — 9

1. Рассмотри рисунок. Что обозначено цифрами? Проверь себя по Приложению. Что есть в вашем городе (закрась кружки)?

Цифрами на рисунке обозначено:

  1. Зоопарк
  2. Памятник природы
  3. Сквер
  4. Парк
  5. Бульвар
  6. Детская площадка
  7. Ботанический сад

2.Придумай и нарисуй необычную клумбу.

Необычная клумба

Проект

Страница 10 — 11

На эти страницы мы можешь приклеить фотографии на тему «Природа в городе» или нарисуй на них свой город (село). На линии вверху напиши название своей работы.

Мой город — Москва
  
  

Что растёт в городе?

Страница 12 — 13

1. Узнай деревья и кустарники по веточкам. Если сомневаешься, посмотри в атласе-определителе. Впиши номера в кружочки.

1. Сирень. 2. Липа. 3. Тополь. 4.Боярышник. 5. Рябина. 6. Черёмуха. 7. Ель

2. Рассмотри и зарисуй веточки лиственного и хвойного деревьев, выданные учителем. Сравни их. Зарисуй.

Веточка лиственного дереваВеточка хвойного дерева

3. Какие деревья или кустарники ты посадил или хотел бы посадить в своем городе (селе)? Нарисуй.

Розы

Чудесные цветники

Страница 14 -15

1. Вырежи растения из Приложения и «высади» их на клумбе.

Проверь по учебнику, правильно ли ты разместил рисунки.

Выполненное задание:

2. Нарисуй свои любимые растения цветника.

Розы

3. Раскрась цветы.

Выполненный вариант:

3. Какие растения цветника ты сажал в своем городе (селе)? Нарисуй.

В ботаническом саду

Страница 16 — 17

1. Раскрась картинку.

Выполненный вариант:

Какие растения на этой картинке ты можешь назвать? Проверь себя по учебнику.
На рисунке изображены следующие растения:

  • Секвойя — самое высокое дерево на Земле.
  • Розы.
  • Бананы — это не деревья, а травянистые растения.
  • Земляничное дерево. Плоды этого дерева при созревании похожи на землянику.

2. Представь, что ты художник. Нарисуй, как бы ты оформил вход в ботанический сад.

Вход в ботанический сад

3. Если ты бывал в ботаническом саду, нарисуй растения, которые там видел. Можно приклеить фотографию.

Виктория регия — из семейства кувшинниковых (Nymphaeaceae), составляющее один род с единственным надежным видом V. regia.

Экскурсия «Кто живет в парке»

Страница 18 — 19

1. Знаешь ли ты название этих насекомых? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия.

Выполненное задание:

2. Знаешь ли ты название этих птиц? Соедини ниточками от клубочков рисунки и названия птиц.

Выполненный вариант:

3. Каких животных ты видел в зоопарке? Нарисуй. Можно приклеить фотографию.

Леопард

4. Если тебе запомнилась встреча с каким-нибудь животным парка, придумай рассказ об этом. Попроси взрослого записать его.

Этим летом мне посчастливилось посетить контактных зоопарк. Там было много животных, но больше всего мне понравились кролики. Они быстро перебегали из одно укрытие в другое, но все же мне удалось поймать одного, взять на руки и погладить. Я покормил его листьями капусты, принесенными с собой. Кролики очень пушистые и милые зверьки. Их ближайшие родственники зайцы, которые живут в лесу. Мне они очень нравятся!

В зоопарке

Страница 20 -21

Используя картинки из Приложения, рассели животных в зоопарке.

 

 

 

 

Выполненное задание:

2. Представь, что ты художник. Нарисуй как бы ты оформил вход в зоопарк.

3. Раскрась тигра и попугая.

Выполненный вариант:

Войдем в музей!

Страница 22 -23

  1. Такие игрушки хранятся в музеях. Раскрась те из них, которые тебе понравились больше всего.

Выполненный вариант:

2. Нарисуй в витрине игрушку, с которой твои родные играли в детстве.

Деревянная пушка

3. Составь с помощью вопросов описание своего экспоната.

Эта игрушка дедушки. Ее сделал и подарил ему его папа. Это было когда 
он был маленький. А когда я стану взрослым и у меня появятся свои дети, 
я хочу передать эту игрушку своему сыну.

4. Запиши с помощью взрослых, в каких музеях тебе уже удалось побывать.

Я побывал:

  • в Музее истории управления Сибирью (Дворец Наместника) в городе Тобольске,
  • в Государственной Третьяковской галерее в городе Москве,
  • в Доме вверх дном в Екатеринбурге,
  • в Музее военной техники «Боевая слава Урала» в городе Верхняя Пышма.

Экскурсия «В библиотеке»

Страница 24

1. Библиотека — тихое царство книг. Каждая книга полна чудес. Докрась рисунок для книги сказок А.С. Пушкина.

Сказка о рыбаке и рыбке

2. Запиши название сказки: Сказка о рыбаке и рыбке.

Если не знаешь, не огорчайся. С помощью старших запишись в библиотеку. Библиотекарь всегда поможет тебе найти нужную книгу для ответа на любой вопрос.

Экскурсия «В театре»

Страница 25

1. Театр — мир мечты. Рассмотри рисунки. Отметь знаком «+», как ведут себя в театре благодарные зрители. Знаком «-» отметь рисунки, на которых показано, как ведут себя неблагодарные зрители.

2. Дополни предложение.
Я был благодарным зрителем на спектакле Мойдодыр.

Мы помним наших земляков

Страница 26 — 27

1. Напиши имена твоих земляков, в честь которых названы улица, площади, парки.
Перечислим имена людей, в честь которых были названы улицы Екатеринбурга, впрочем такие же названия улиц можно встретить и в других
городах России.

  • Улица Малышева названа в честь Ивана Малышева. Он был революционером. Был влюблен в идеи революции и погиб за нее в
    возрасте 29 лет подавляя восстание под Златоустом.
  • Улица Халтурина названа в честь Степана Халтурина — террориста, который устроил взрыв в Петербурге с целью убить Александра II,
    ибо считал, что если «падет царь, то падет и царизм».
  • Улица Крауля названа в честь человека с фамилией Крауль или же Краул. История не дает точных фактов о том был ли такой человек
    или нет. О нем ходило много слухов. По одной из версий это был рабочий спичечной фабрики Екатеринбурга. В 1918 году он ушел на фронт и погиб от руки белогвардейца.
  • Улица Крестинского названа в честь Николая Крестинского — большевика и политика. Он занимал хорошие партийные должности. В 1917 году перебрался в Екатеринбург и занял должность председателя Екатеринбургского губкома РСДРП(б). Под его началом совет Екатеринбурга стал полностью большевистским и первым среди других городов России.
  • Улица Юмашева названа в честь Юмашева Андрей — летчика испытателя.
  • Улица Фучика названа в честь Фучик Юлиуса — чехословацкого журналиста, воодушевленного идеями социализма. Он стал автором книги «Репортаж с петлей на шее».
  • Улица Патриса Лумумбы названа в честь — борца за независимость и африканский поэта Патриса Лумумбы. Он стал первым премьер-министром Конго.
  •  Улица Шварца названа в честь академика Шварца, который был ученым экологом и возглавлял Институт экологии растений и животных АН СССР.
  • Улица Серафима-Дерябина названа в честь дочки екатеринбуржкого чиновника, посвятившей свою жизнь партийной работы. Серафима Дерябина также писала стихи и пьесы, по одной из них даже была постановка в екатеринбургском театре. Ее издавали большими тиражами.

Таким образом, в рабочую тетрадь можем записать следующие имена:

Иван Малышев, Степан Халтурин, Крауль, Николай Крестинский, Андрей Юмашев, 
Юлиус Фучик, Шварц, Серафима Дерябина.

3. Какие дни памяти отмечают в твоём крае? Запиши.

В России днями памяти являются дни гибели определенных людей. Как правило, под этим днем понимают «День поминовения» или иначе «День памяти усопших».  Согласно традиции христиан таких дней в году несколько:

  • Дмитровская суббота в ноябре.
  • Последняя суббота перед масленицей.
  • Вселенская родительская суббота в марте.
  • Радуница или радоница он же родительский день в январе.

4. Кому поставлены памятники в твоём городе (селе)? Найди их изображения, приклей и подпиши.

Памятник Петру Ильичу ЧайковскомуПамятник Александру Сергеевичу Пушкину

Все профессии важны

Страница 28 — 29

1. Рассмотри рисунки. Расскажи, чем занимаются мастера своего дела. Поразмышляй, какими они должны быть. Соедини ниточками от клубочков названия профессий и качества человека.

Соединим качества человека, которые нужны для разных профессий.

2. Напиши, кем ты хочешь стать. Объясни почему.

Я хочу стать программистом как мой папа потому, что хочу быть таким же умным как и он.

Родная страна — Россия — наша родина

Страница 30 — 31

1. С помощью учебника подпишите на карте названия городов.

 

Карта России с названием городов

На карте из учебника это будет выглядеть так:

Карта России

2. Примерно обозначь на карте место, где ты живёшь. Напиши его название.
3. Из Приложения вырежи герб и флаг России, фотографию столицы нашей Родины. Приклей их в окошки.

Герб РоссииФлаг РоссииСтолица России — Москва

4. Отгадай загадку. Напиши ответ.

Где находится города без домов, реки без воды, леса без деревьев?
Ответ: карта

Природа России

Страница 32 — 33

1. Нарисуй удивительный мир природы на карте нашей Родины.

2. Напиши, в каких местах России тебе уже удалось побывать.

Москва, Липецк, Шадринск, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Тобольск.

3. Напиши, в каких местах России тебе хотелось бы побывать.

Санкт-Петербург, Сочи.

Москва — столица России

Страница 34 — 35

1. Попробуй узнать, какие сооружения изображены на рисунках. Рассмотри их в учебнике. Подпиши названия. Раскрась силуэты.

На рисунках изображены: Спасская башня и Покровский собор.

2. Как эти сооружения «разговаривают» с москвичами и гостями столицы? Нарисуй ответы в этих двух окошках. Проверь себя по Приложению.

Колокол и часы

3. Из Приложения вырежи герб России и Москвы. Наклей каждый в своё окошко. Рядом нарисуй или наклей изображение герба твоего города или области. Подпиши его. Расскажи, что ты о нём знаешь.

Герб Екатеринбурга разделен на 2 части — золотую и изумрудно-зелёную — это символ границы между Европой и Азией.
Зеленая часть похожа на крепость, которой был Екатеринбург изначально. Синие волны символизируют реку Исеть. На гербе также изображены медведь, который символизирует Европу и соболь, символизирующий Азию. На гербе изображен кристалл, который говорит о богатствах Урала.

4. Разгадай ребус.

На рисунке изображен хлеб, и соль, если эти слова подставим, то получим слово: хлебосольная.

Допиши поговорку о Москве.

Матушка-Москва - золотая 

Получится:

Матушка-Москва - золотая голова.

Почему так говорят о Москве?

Все дело в том, что в Москве очень много церквей с золотыми куполами. 

Мы — семья народов России

Страница 36 — 39

1. Раскрась народные костюмы. В пустом окошке нарисуй себя в костюме твоего народа.

Русские

 

ТатарыУдмуртыЧукча

2. С помощью взрослых подбери к русским пословицам похожие по смыслу пословицы других народов. Отметь их одинаковыми знаками.

Русские пословицы
- Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
- Чтобы из ручья напиться, и то нужно наклониться.
- Правда как солнце: её ладонью не прикроешь.
- Где река всего глубже, там меньше шумит.
Пословицы других народов
- Ладонью солнца не заслонишь. 
                          (Калмыцкая пословица)
- Большие птица молчаливы, маленькие птицы крикливы. 
                          (Бурятская пословица)
- Кто любит рыбку, должен сидеть в воде.
                          (Татарская пословица)

Сопоставим пословицы:

3. К пословице без пары найди подходящую в творчестве своего народа. Запиши ее.

Без пары осталась пословица: «Мир освещается солнцем, а человек — знанием. » Парой к ней будет следующая пословица:

У Земли спутник — Луна, а у человека — книга.

4. Отметь (закрась кружки), какие человеческие качества ценятся всеми народами.

  • Трудолюбие
  • Глупость
  • Аккуратность
  • Честность
  • Ум
  • Трусость
  • Лживость
  • Щедрость
  • Лень
  • Небрежность
  • Смелость
  • Доброта
  • Скупость
  • Грубость

Охрана природы

Страница 40 — 41

1. Рассмотри рисунки. Подумай, что хорошо для природы, а что плохо. Отметь то, что хорошо для природы, зелёным кружком, а то, что плохо для природы, красным кружком.

2. Нарисуй, что ты и твоя семья сделали хорошего для природы. Можешь сюда наклеить фотографию.

Красная книга России

Страница 42 — 43

1. Используй картинки из Приложения, помести каждое растение и животное рядом с его названием.

2. С помощью взрослых узнай, какие ещё растения и животные внесены в Красную книгу России. Нарисуй их или наклей фотографии.

Серый геккон

Заповедные тропинки

Страница 44 — 45

1.Рассмотри рисунки. Подумай, что можно, а чего нельзя делать в заповеднике. Отметь то, что можно делать, зелёным кружком, то, чего нельзя, красным кружком.

2. Если в твоём крае есть заповедник, узнай о нём побольше. С помощью взрослых напиши рассказ об этом заповеднике. Свой рассказ проиллюстрируй рисунком или фотографией. Можешь собрать сведения и о любом другом заповеднике России, который тебе интересен.

Ильменский заповедник
     Ильменский заповедник занимает площадь 303 кв. км. Находится в 
Центральной части Челябинской области около города Миасс. Занимает
34 место среди заповедников страны по своей площади.
     В заповеднике 268 минералов, 16 из которых были открыты впервые.  
85% территории занимает лес из которых 55% - сосна обыкновенная и 
40% - береза повислая.
Ильменский заповедник

3. Давай погуляем в музее заповеднике «Малые Корелы» недалеко от города Архангельска. Ниточками от клубочков соедини с названиями старинные постройки, их детали и украшения.

4. С помощью взрослых запиши, в каких музеях под открытым небом тебе уже довелось или хотелось бы побывать.

Музей военной техники «Боевая слава Урала»

Человек и окружающий мир — Всему свой черёд

Страница 48 — 49

1. В семейном альбоме подбери фотографии мужчин разного возраста и вклей в окошки с левой стороны.

Детство

Молодость

 

Зрелость

 

 

Старость

2. Из  Приложения вырежи картинки природы в разные времена года. Наклей их рядом с фотографиями с правой стороны.

3. Постарайся рассказать, что ты думаешь о внутреннем мире этих людей.

У каждого времени свой плод

Страница 50 — 51

1. В семейном альбоме подбери фотографии женщин разного возраста и наклей их в окошки.

Девочка

Девушка

Мать с ребенком

 

 

Бабушка с внуками

 

2. Дополни рисунки художника своими картинками цветов и плодов, которые подходят девочке, девушке, маме, бабушке.

3. Постарайся рассказать, что ты думаешь о внутреннем мире этих людей.

Я — часть мира

Страница 52 — 53 — 54

1. Прочитай стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова.

В лесу
Я иду тропинкой узкой,
Пробираюсь в лес густой;
Зеленеющие ели
Стелят ветви надо мной. 
По бокам трава с цветами, 
Песни птиц звенят кругом;
Ручеёк журчит в ложбинке, -
Струйки блещут серебром.
Я один, - и мне не страшно:
Кто обидит здесь, когда
Сам пришёл не обижать я - 
Отдохнуть пришёл сюда!
Я не трону птички малой
И цветов не стану рвать;
Если жизнь я дать не в силах, 
Как могу её отнять?

2. Представь себя героем этого стихотворения. Опиши своё состояние. Используй вопросы. Запиши ответы.

Я дышу (чем?) носом.
Я иду (по чему?) по тропинке.
Я пью (что?) воду.
Я слышу (что?) песни птиц.
Я вижу над собой (что?) деревья. 
Я виду под собой (что) цветы.
Я вижу рядом с собой (что?) деревья.
Я чувствую в себе (что?) радость.

3. Докрась рисунок. Наклей в окошко свою фотографию.

4. Нарисуй, где и как ты хочешь провести лето.

Море

Волшебный клубочек прощается с вами до будущего года! Будьте здоровы и счастливы! А тетради со своей работой сохраните на добрую память!

Категория: Москва — изучение международного языка

26. 04.2014

26 комментариев

 

Класс миссис Полли спросил: Что вы думаете о том, как там работают школы? Мои ученики спросили: Какие там школы? Мои коллеги спросили: Как бы Вы оценили русские школы по сравнению с нашими?

Подборка:


Студенты встают в 9 лет0024 учителя входят в класс

Если есть один вопрос, который мне задают чаще всего, то это вопрос: чем отличаются американские и российские школы? Ответ и прост, и сложен одновременно.

Простой ответ: российская система образования и американская система очень похожи, но имеют некоторые отличия.

Некоторые сходства включают озабоченность по поводу адекватного финансирования, снижения уважения к учителям, качества учителей, стандартизированного тестирования, оплаты труда учителей, учебного плана и дифференциации. Основные курсы, которые изучают студенты, остаются теми же, как только вы приступите к ним: математика, чтение, письмо, естествознание и история. Студенты озабочены своей общественной жизнью, тем, кто самый популярный поп-певец, и следят за своими любимыми спортивными командами, как и в Америке. Учителя заботятся о том, чтобы обеспечить наилучшее возможное обучение, о жизни своих учеников, о соблюдении Стандартов и о выполнении всего за ограниченное время, которое у них есть.

Некоторые из наиболее очевидных различий включают отношение и поведение учеников в классах, организацию школ и питание в столовой!

Сложный ответ в том, что он сложный!

Сложные части — это то, что становится сложнее. Кое-что из того, что я пишу здесь, может звучать как критика, но я пытаюсь представить свои наблюдения как можно более непредвзято. Я не могу сказать, что одна система в целом лучше другой, но я могу рассказать о некоторых очевидных философских различиях в образовательной системе, которые я видел. Помните, я продукт американской системы, поэтому у меня есть некоторые предубеждения. Это уже будет длинный пост в блоге, поэтому я ограничусь тремя основными отличиями.

Наблюдаемая разница номер 1:


Запоминание и творческое решение проблем «почему» за тем, как решается проблема. Например, при изучении математики наши молодые люди не просто изучают таблицу умножения, они используют манипуляции, чтобы физически представить действие умножения. Они учатся умножать разными способами: все с целью понять, почему умножение работает именно так.

Однако в России гораздо больше внимания уделяется получению правильного ответа и знанию фактов. Один из примеров этого упомянул другой учитель из российской когорты TGC, Мэри Сью Бернс. Цитата из ее блога:

Видео урока английского языка во втором классе гимназии №13 в Екатеринбурге. Студенты не только учат свои числа до 20 на английском языке, но и выполняют умножение и, кажется, хорошо запоминают математические факты.

Я наблюдала за лабораторией химии в Мичуринском лицее. Лаборант (сотрудник школы, а не учитель) заранее настроил все оборудование и отмерил все химические вещества. В подходящий момент учитель провел учащихся по этапам эксперимента (который должен был показать образование двуокиси углерода реакцией карбоната кальция и соляной кислоты). Студенты выполняли лабораторную работу в парах, все пары добавляли реагенты, закрывали пробирку пробкой и помещали выпускную трубку в известковую воду в идеально срежиссированном унисоне. Они не носили очков. Они не убирались; это сделает лаборант. (ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ БЛОГ)

Затем она продолжила рассказ о том, как студенты смогли получить много прямых фактов о химических веществах и их свойствах. Для сравнения, однако, в ее собственном классе ее ученики должны были бы проводить все измерения, выдвигать гипотезы о том, что произойдет во время эксперимента, и оценивать эффективность.

Ученики 10-го (или 11-го?) класса Анжелики Удивительной представляют, что они включат в капсулу времени. Все уроки английского иностранного языка были ОЧЕНЬ структурированы, хотя, когда я оглядываюсь назад на свои курсы испанского языка как иностранного в старшей школе и колледже, они тоже были одинаково структурированы.

Критика, которую я довольно часто слышал в случайных разговорах с некоторыми другими американскими учителями в России, заключалась в том, что система, которую мы видели, была «шириной в милю, но глубиной в дюйм», что означает, что они охватывают все темы, но никогда не углублялся в них.

Я понимаю, почему эта критика может показаться справедливой, особенно если посмотреть на классы, где было так много заучивания. Однако я могу утверждать, что та же самая критика может быть применена и к американским школам. Наши учащиеся знакомятся со столькими разными предметами в ходе своей образовательной карьеры, что иногда им грозит опасность стать «мастерами на все руки, а не мастерами ни в чем».

Все русские студенты, с которыми я встречался и с которыми общался, обладали удивительным объемом фактов и знаний, которые они могли извлечь во время наших бесед, но я заметил еще одно различие, которое, кажется, относится к этому подходу к запоминанию и решению проблем.

В Соединенных Штатах нас учат на курсах подготовки к преподаванию, активно поощряют за наше профессиональное развитие и даже оценивают по использованию нами таксономии Блума и трех верхних уровней: обычно называемых «мышлением более высокого порядка». навыки.» Эти навыки мышления более высокого порядка — анализ, синтез и оценка — это то, с чем у нормально красноречивых и хорошо говорящих русских студентов, с которыми я разговаривал, действительно боролись. Обучение, которое я наблюдал во многих школах, которые я посещал, имело тенденцию сосредотачиваться на трех низших навыках — знании, понимании и применении.

Наблюдаемое отличие номер 2:


Организация школ.

Как правило, в Америке школы делятся на начальные школы, средние школы/неполные средние школы и средние школы. Детский сад обычно предназначен для 5-летних детей, а в некоторых штатах может быть обязательным.

За исключением частных школ, специализированных школ и чартерных школ, большинство школьных округов в Соединенных Штатах предлагают одни и те же базовые курсы, а «отслеживание» — ругательное слово.

В России школы обычно делятся на классы с 1 по 11. Все классы находятся в одном здании. Детский сад предназначен для детей в возрасте (приблизительно) от 2 до 6 лет. Перед детским садом есть «ясли» для младенцев — похожие на наши ясли.

В школе №1099 г. Москвы мы увидели исполнение учащимися народных песен и танцев. Школа № 1099, хотя и не лицей или гимназия, является школой, специализирующейся на «искусстве и физическом здоровье». Все их ученицы посещают уроки танцев (все их девочки изучают балет!).

Государственные школы делятся на три типа. Лицеи, гимназии и школы. Лицей – это школа, которая специализируется на математике и естественных науках. Гимназия обычно фокусируется на гуманитарных науках / языках. Обычные школы — это только то, что они преподают базовые курсы, но могут также предлагать такие специальности, как искусство или физкультура. Чтобы школа могла квалифицироваться как лицей или гимназия, в ней должно быть определенное количество высококвалифицированных и сертифицированных учителей, их результаты тестов по своим специальным предметам должны быть достаточно высокими, и они должны поддерживать это превосходство и «переаттестовывать». » часто.

Гимназия №13 в Екатеринбурге – одна из таких школ. Они сосредоточены на английском языке. Помимо базовых курсов, которые должны пройти все школьники в России, их ученики проходят дополнительные курсы по английскому языку с 1 по 11 класс. Уровень английского языка, который был у учеников 9-11 классов, был поразителен! Я бы хотел, чтобы больше школ в Соединенных Штатах требовали такой программы иностранного языка на протяжении всей карьеры своих учеников.

Студенты в классе Анжелики Удивительной, получившие несколько ежеквартальных/семестровых наград. Они носят синие шарфы, когда получают награды в школе.

Наблюдаемое отличие № 3: Ожидания и поведение


Ожидание № 1: Администрация школы — директор и помощник директора — по-прежнему преподают хотя бы один курс! Русские директора и другие учителя, с которыми мы разговаривали, были поражены, когда мы рассказали, что в американских школах директора и помощники обычно не проводят уроки. По их мнению, это выводит администрацию «из игры», они забывают, что значит быть учителем, и «теряют связь» со студентами.

Ожидание № 2: (Связано с № 1) Поведение учащихся всегда будет хорошим. Когда администраторы разговаривали с нами, часто они пропускали уроки, которые должны были проводить. Мы предполагали, что у них будут подменные учителя. Но сабов в России не бывает.

Когда учащиеся достигают 9 класса, все они сдают довольно важный экзамен, который требует российское правительство. Результаты этого теста помогают родителям и учащимся принимать решения относительно своего будущего. Студенты могли выбрать профессиональный маршрут. Они будут посещать профессионально-техническое училище, где, помимо 5 обязательных основных предметов, они изучат профессию, например, механика или строительство. Если они не хотели идти по профессиональному маршруту, они могли продолжить университетский маршрут.

В конце 11-го класса все ученика сдают основные экзамены. Обязательных два: русский и математика. Затем учащиеся решают сдать дополнительные тесты, которые могут потребоваться в предпочитаемом ими университете, например, по химии, физике, английскому языку и т. д. Университет бесплатно.

В последний день нашего пребывания в Екатеринбурге 11-классник Анжелики показал свой проект. Когда мы смотрели это, все студенты присоединились к пению, когда песни появились на презентации! Это было невероятно.

По словам Анжелики Удивительной, когда учителя нет в классе, происходит одна из трех вещей. 1) Другие учителя либо возьмут ее уроки к себе на этот день. 2) Учитель будет освещать свой класс в свободное время. или 3) Учитель уходит с работы, а ученики работают над ней… совершенно без присмотра! Число 3 наиболее вероятно. Когда мы были в гостях в школе в Бережовском, директор и оба ее заместителя пропустили занятия и просто оставили ученикам выполнять свою работу. В школе Анжелики, когда она брала нас с собой в другие школы, она просто оставляла работу ученикам, и когда другим учителям по какой-то причине приходилось пропускать уроки, они делали то же самое.

Та же история была и во многих других школах, куда ходили стипендиаты TGC в России. Учителя просто оставляли работу ученикам, и дети делали это!

Когда мы спросили: «Ученики не ведут себя плохо?» типичный ответ был «Не обычно!» Если имело место плохое поведение, об этом быстро позаботились по возвращении учителя. Я не думаю, что когда-либо получал удовлетворительный ответ на свой вопрос о том, «Какого рода наказания они получили?»

В Соединенных Штатах нам просто не разрешается оставлять студентов без присмотра — никогда! В моей собственной школе мне даже не разрешено покидать класс, даже если в комнате есть еще один взрослый, если только этот взрослый не является сертифицированным учителем. Из-за этого я думаю, что наши ученики никогда не учатся управлять собой.

Учитель ВСЕГДА говорит им, что делать, как делать и когда. К тому же у нас такое сутяжническое общество, что если случится что-то, что не понравится родителю, то, вероятно, будет иск против школы.

Окончательный ответ?


Я начал этот пост с вопроса, который задал класс миссис Полли: Что вы думаете о том, как там работают школы? Я не совсем уверен, что ответил на этот вопрос.

Я не могу судить, какая система образования лучше. Что я могу сделать, так это поделиться своим мнением о двух системах в целом: я искренне верю, что если бы мы объединили сильные стороны обеих систем, будущие поколения были бы потрясающими! Если бы мы могли взять прочную фактическую базу, которую Россия предоставляет всем своим студентам, варианты, доступные для студентов, которые хотят выбрать профессиональную траекторию, и поведенческие ожидания, которые у них есть, и объединить их с акцентом американской системы на навыках мышления высшего порядка и возможностях. для студентов, чтобы они продолжали преследовать свои интересы на многих различных факультетах, наши дети и наше будущее были бы невероятными.

В одной школе, которую мы посетили, это гордо висело на стене. Я думаю об этом как о символе. Точно так же, как ученые и астронавты из России и Америки сотрудничают на космической станции для дальнейших исследований по всему миру, наши школы должны работать вместе, чтобы повысить влияние образования на наше будущее.

26 комментариев

12.04.2014

2 комментария

 

Сегодня был мой последний полный день в России и я постарался вместить в него как можно больше!

Первый день мы начали с посещения Американского центра в Москве. Американский центр — это библиотека в библиотеке, находящейся в ведении посольства через городскую библиотеку. Люди могут пойти на уроки английского, почитать книги на английском и провести там всевозможные культурные презентации. Наша цель сегодня состояла в том, чтобы поразмыслить над нашим опытом и просмотреть всю информацию, которую мы получили за две недели, проведенные здесь.

Было много дискуссий об увиденном, культурных сюрпризах, разрушенных стереотипах, поднятых вопросах и людях, которых мы встретили.

Одним из наших занятий была Т-диаграмма, в которую мы записывали одно или два воспоминания или момента из нашего путешествия, которые можно было описать как радость, разочарование, красоту или грусть. В этой поездке произошло так много всего, что трудно было выделить 1 или 2 вещи для радости и красоты. Были Балет, Филармония, Невьянская Пизанская Башня, Дом кузнеца, посещение школ, слушание, как 10-классник Анжелики Удивительной поет под видео, которое они сняли, игра «Яблоки к яблокам», бросание конфет в учеников, ужин с Ларисой и ужин с Татьяной и Александром.

Придумать что-нибудь для «разочарования» было легко. Мы воспринимаем нашу свободу слова и нашу свободу выражать различные мнения как должное в Соединенных Штатах. Мы можем говорить о политике, не опасаясь последствий или опасаясь неприятностей. Мы можем откровенно говорить с нашими студентами практически на любую тему, если используем свое профессиональное суждение. Я даже не знаю, могу ли я откровенно говорить о некоторых конкретных вещах здесь, в моем блоге, потому что я не хочу, чтобы люди, о которых я сейчас глубоко забочусь, попали в беду, когда я буду в безопасности в Соединенных Штатах.

После быстрого обеда мы вернулись в отель. Несколько моих новых друзей и я решили сделать несколько последних покупок сувениров на Старом Арбате, который был примерно в миле от отеля. Был такой прекрасный день, а погода стояла практически теплая (около 40 градусов), что мы решили прогуляться. Это было потрясающе. Мы прошли вдоль Москвы-реки до пешеходного моста у Храма Христа Спасителя.

Этот собор в сталинские времена снесли и превратили в бассейн! Когда 19Случились 90-е и коммунизм пал, православная церковь заново отстроила собор на том же месте.

На Старом Арбате мы купили всякие сувениры. Некоторые покупали украшения, шарфы, шляпы, открытки, флажки, матрешки, магниты и т.д.

Несмотря на то, что сегодня мой последний день в России, это не последний мой день с этим блогом. В течение следующих нескольких дней я буду добавлять другие посты с фотографиями и впечатлениями, которые у меня просто не было времени опубликовать. Я также буду писать ответы на основные вопросы и рассказывать о том, как я собираюсь использовать этот опыт для обучения в GWMS.

Ответы на вопросы из комментариев


6-й класс спросил:
Что вам больше всего запомнилось? Отличный вопрос, но на него действительно сложно ответить. Когда я закрываю глаза и думаю об этом путешествии, первое, что приходит мне в голову, это первый взгляд на собор Василия Блаженного. Потом думаю об ужинах с Татьяной и Ларисой. Затем я думаю о студентах и ​​их нетерпеливых вопросах, объятиях и смехе. Я думаю обо всех местах, которые я посетил, и обо всех людях, которых встретил.

Вы будете рады вернуться к своим ученикам?


Конечно! Будете ли вы рады, что ваш учитель вернулся?

2 комментария

    Джоан Клайд


    Джоанна преподает английский язык более 10 лет. Этот блог — ее первый международный опыт в качестве профессионала в области образования. Она надеется продолжить узнавать больше о глобальном образовании.

    Этот блог не является официальным блогом Государственного департамента США. Представленные взгляды и информация принадлежат грантополучателю и не представляют собой программу «Учителя для глобальных классов», IREX или Государственный департамент США.

    Архив

    апрель 2014 г.
    март 2014 г.
    февраль 2014 г.

    Категории

    Все
    Основной вопрос
    Всемирный образовательный симпозиум
    Встреча с людьми
    Москва
    Россия
    Посещение школы
    Осмотр достопримечательностей
    Екатеринбург

    Блоги других сотрудников TGC


    Россия Когорта


    Март/апрель 2014 г.
    • Одаренные выходят на мировой уровень
    • Глобальные градиенты
    • Going Global 2014
    • Ofstedahl: Teachers for Global Classrooms 
    • Spoon Sailing 
    • Teaching Globally
    • Teaching Meaning
    • Torlak’s Travels
    • Travel With Purpose  
    • Traveling Tracy

    Когорта Марокко


    Март 2014 г.
    • AOC выходит на мировой рынок
    • AstridSugarPepper
    • Крис Лазарски 
    • Глобальные классы для сегодняшнего и завтрашнего дня 
    • LutzM’s Blog
    • Moonlight in Morocco
    • Morocco Blog
    • Morocco March 2014
    • Mr. V. Morocco
    • Mrs. Z on the Go
    • Ms. Bennett’s Website
    • Transforming Education
    • Travels A La Mode
    • Western Exposure

    Гана Когорта


    Март 2014 г.
    • Ворота в мир
    • Приключения в Гане
    • Ghana Gazeteer  
    • Ghana Keep You Updated… 
    • Global Future
    • Learning Adventures in Ghana
    • No Limits Learning
    • Oh My Ghana
    • Today in Ghana
    • Visit to Ghana

    Когорта Филиппин


    июнь 2014 г.
    • Шахта. Ваш. Их… Наши
    • Технарь-книголюб

    Индия Когорта


    июль 2014 г.
    • Открытия в Индии
    • Джесси Адамс за границей

    Колумбия Когорта


    июль 2014 г.
    • Кочевой учитель
    • Думай глобально, учись на месте

    RSS-канал

Эдвард Сноуден: Нерассказанная история

Сообщение приходит на мою «чистую машину», MacBook Air, загруженный только сложным пакетом шифрования. «Изменение в планах», — говорит мой контакт. «Будьте в холле отеля ______ к 13:00. Принеси книгу и жди, пока ES тебя найдет». ¶ ES — Эдвард Сноуден, самый разыскиваемый человек в мире. В течение почти девяти месяцев я пытался договориться с ним об интервью — дважды ездил в Берлин, Рио-де-Жанейро и несколько раз в Нью-Йорк, чтобы поговорить с горсткой его доверенных лиц, которые могут организовать встречу. Среди прочего, я хочу ответить на животрепещущий вопрос: что побудило Сноудена к утечке сотен тысяч сверхсекретных документов, разоблачений, которые обнажили обширные масштабы правительственных программ внутренней слежки? В мае я получил электронное письмо от его адвоката, поверенного ACLU Бена Визнера, подтверждающее, что Сноуден встретится со мной в Москве и позволит мне пообщаться и поболтать с ним в течение трех полных дней в течение нескольких недель. Это максимальное время, которое журналисту было позволено провести с ним с тех пор, как он прибыл в Россию в июне 2013 года. Но более мелкие детали встречи остаются окутанными тайной. Я приземлился в Москве, не зная точно, где и когда мы со Сноуденом встретимся. Теперь, наконец, установлены детали.

Эдвард Сноуден, 13 июня 2014. Платон

Я остановился в гостинице «Метрополь», причудливом памятнике дореволюционного модерна песочного цвета. Построенный во времена царя Николая II, он позже стал Вторым Домом Советов после прихода к власти большевиков в 1917 году. В ресторане Ленин разглагольствовал о своих последователях в шинели и высоких кирзовых сапогах. Теперь его изображение украшает большую табличку на фасаде отеля, подобающе обращенную в сторону от символов новой России в соседнем квартале — дилерских центров Bentley и Ferrari и роскошных ювелиров, таких как Harry Winston и Chopard.

За три десятилетия моей работы журналистом-расследователем мне доводилось останавливаться в «Метрополе». Я останавливался здесь 20 лет назад, когда брал интервью у Виктора Черкашина, старшего офицера КГБ, курировавшего таких американских шпионов, как Олдрич Эймс и Роберт Хансен. И я снова остался здесь в 1995 году, во время войны русских в Чечне, когда я встретился с Юрием Модиным, советским агентом, руководившим печально известной британской шпионской сетью Cambridge Five. Когда Сноуден бежал в Россию после того, как украл самый большой запас секретов в американской истории, некоторые в Вашингтоне обвинили его в том, что он является еще одним звеном в этой цепи российских агентов. Но насколько я могу судить, это обвинение без веских доказательств.

Признаюсь, я чувствую некоторое родство со Сноуденом. Как и его, меня направили в подразделение Агентства национальной безопасности на Гавайях — в моем случае это было частью трехлетней действительной службы на флоте во время войны во Вьетнаме. Затем, будучи резервистом на юридическом факультете, я разоблачил АНБ, когда наткнулся на программу, которая включала незаконную слежку за гражданами США. Я свидетельствовал о программе на закрытых слушаниях в Комитете Черча, расследовании Конгресса, которое привело к широкомасштабным реформам злоупотреблений американской разведкой в ​​19-м веке.70-е годы. Наконец, после выпуска я решил написать первую книгу об АНБ. Несколько раз мне угрожали преследованием по Закону о шпионаже, тому самому закону 1917 года, по которому обвиняют Сноудена (в моем случае эти угрозы не имели под собой оснований и так и не были осуществлены). С тех пор я написал еще две книги об АНБ, а также множество журнальных статей (в том числе две предыдущие статьи об АНБ для журнала WIRED), рецензии на книги, статьи и документальные фильмы.

Несмотря на то, что Сноуден стал объектом всемирной розыска, он выглядит расслабленным и оптимистичным, пока мы пьем кока-колу и отрываемся от гигантской пиццы пепперони, которую подают в номер. Через несколько дней ему исполнится 31 год. Сноуден все еще надеется, что когда-нибудь ему разрешат вернуться в США. «Я сказал правительству, что буду добровольцем в тюрьме, если это будет служить правильной цели», — говорит он. «Меня больше волнует страна, чем то, что происходит со мной. Но мы не можем позволить закону стать политическим оружием или соглашаться отпугивать людей от отстаивания своих прав, независимо от того, насколько хороша сделка. Я не собираюсь участвовать в этом».

Тем временем Сноуден будет продолжать преследовать США, непредсказуемые последствия его действий найдут отклик дома и во всем мире. Однако сами документы находятся вне его контроля. Сноуден больше не имеет к ним доступа; он говорит, что не привез их с собой в Россию. Копии в настоящее время находятся в руках нескольких новостных организаций, в том числе: First Look Media, созданной журналистом Гленном Гринвальдом и американским режиссером-документалистом Лорой Пойтрас, двумя первоначальными получателями документов; Газета The Guardian , которая также получила копии до того, как британское правительство оказало на нее давление с целью передачи физической опеки (но не права собственности) на The New York Times ; и Бартон Геллман, писатель для The Washington Post . Крайне маловероятно, что нынешние хранители когда-либо вернут документы в АНБ.

Эдвард Сноуден своими словами объясняет, почему он решил раскрыть секретные подробности внутренней слежки, которую ведут спецслужбы США. Платон

Это привело официальных лиц США в состояние, похожее на бессильное ожидание, ожидание следующего раунда разоблачений, очередного дипломатического потрясения, новой дозы унижения. Сноуден говорит мне, что так быть не должно. Он говорит, что на самом деле хотел, чтобы у правительства было хорошее представление о том, что именно он украл. Перед тем, как сбежать с документами, он попытался оставить след из цифровых «хлебных крошек», чтобы следователи могли определить, какие документы он скопировал и взял, а к каким просто «прикоснулся». Таким образом, как он надеялся, агентство увидит, что его мотивом было разоблачение, а не шпионаж в пользу иностранного правительства. Это также даст правительству время подготовиться к утечкам в будущем, что позволит ему изменить кодовые слова, пересмотреть оперативные планы и предпринять другие шаги для уменьшения ущерба. Но он считает, что аудит АНБ упустил эти подсказки и просто сообщил об общем количестве документов, к которым он прикасался, — 1,7 миллиона. (Сноуден говорит, что на самом деле он взял гораздо меньше.) «Я полагал, что им придется нелегко, — говорит он. «Я не думал, что они будут полностью недееспособны».

На просьбу прокомментировать утверждения Сноудена представитель АНБ Вэни Вайнс ответила только: «Если мистер Сноуден хочет обсудить свою деятельность, этот разговор должен быть проведен с Министерством юстиции США. Ему нужно вернуться в Соединенные Штаты, чтобы предъявить обвинения против него».

Сноуден предполагает, что правительство опасается, что документы содержат материалы, которые наносят большой ущерб — секреты, которые хранителям еще предстоит раскрыть. «Я думаю, они думают, что есть неопровержимое доказательство, которое станет политической смертью для них всех», — говорит Сноуден. «Тот факт, что правительственное расследование провалилось — что они не знают, что было похищено, и что они продолжают выбрасывать эти смехотворно огромные цифры, — подразумевает для меня, что где-то в их оценке ущерба они, должно быть, видели что-то вроде «черт возьми». .» И они думают, что это все еще там».

Тем не менее, вполне вероятно, что никто точно не знает, что находится в гигантской куче документов — ни АНБ, ни хранители, ни даже сам Сноуден. Он не сказал, как именно он их собрал, но другие представители разведывательного сообщества предположили, что он просто использовал поисковый робот, программу, которая может искать и копировать все документы, содержащие определенные ключевые слова или комбинации ключевых слов. Это может объяснить многие документы, в которых просто перечислены высокотехнологичные и почти неразборчивые параметры сигналов и другие статистические данные.

В тот же день, когда я делюсь пиццей со Сноуденом в номере московского отеля, Палата представителей США пытается затормозить АНБ. По неравномерному подсчету 293 против 123 члены голосуют за прекращение практики агентства по проведению необоснованных поисков в обширной базе данных, содержащей миллионы электронных писем и телефонных звонков американцев. «Нет никаких сомнений в том, что американцы все больше встревожены размахом необоснованных государственных программ наблюдения, используемых для хранения и поиска их личных данных», — сообщают спонсоры демократов и республиканцев в совместном заявлении. «Приняв эту поправку, Конгресс может сделать верный шаг к тому, чтобы закрыть черный ход для массовой слежки».

Это одна из многих предложенных реформ, которые никогда бы не состоялись, если бы не Сноуден. Вернувшись в Москву, Сноуден вспоминает, как садился в самолет, летевший в Гонконг, по пути, чтобы раскрыть себя как разоблачителя захватывающего тайника секретов, и задавался вопросом, стоит ли его риск того. «Я думал, что вполне вероятно, что общество коллективно просто пожмет плечами и пойдет дальше», — говорит он. Вместо этого слежка АНБ стала одной из самых насущных тем в общенациональном разговоре. Президент Обама лично обратился к этому вопросу, Конгресс рассмотрел этот вопрос, а Верховный суд намекнул, что он может рассмотреть вопрос о несанкционированном прослушивании телефонных разговоров. Общественное мнение также изменилось в пользу прекращения массовой слежки. «Это во многом зависит от вопроса для голосования, — говорит он, — но если вы спросите просто о таких вещах, как мое решение раскрыть Prism» — программу, которая позволяет государственным учреждениям извлекать пользовательские данные из таких компаний, как Google, Microsoft и Yahoo, — «55 процентов американцев согласны. Что необычно, учитывая тот факт, что в течение года правительство говорило, что я какой-то суперзлодей».

Возможно, это преувеличение, но ненамного. Спустя почти год после того, как появились первые утечки информации о Сноудене, директор АНБ Кит Александер заявил, что Сноуденом «теперь манипулирует российская разведка», и обвинил его в причинении «необратимого и значительного ущерба». Совсем недавно госсекретарь Джон Керри заявил, что «Эдвард Сноуден — трус, он предатель и предал свою страну». Но в июне правительство, казалось, отступило от своей самой апокалиптической риторики. В интервью The New York Times , новый глава АНБ Майкл Роджерс сказал, что он «пытался быть очень конкретным и взвешенным в своих характеристиках»: «Вы не слышали, как директор сказал: «Боже мой, небо падает».

Сноуден внимательно следит за своим публичным профилем, но он отказывается говорить о себе. Отчасти это связано с его природной застенчивостью и нежеланием «втягивать в это семью и получать биографию». Он говорит, что беспокоится, что раскрытие личных данных заставит его выглядеть самовлюбленным и высокомерным. Но больше всего его беспокоит то, что он может непреднамеренно отвлечь внимание от дела, ради которого рисковал своей жизнью. «Я инженер, а не политик, — говорит он. «Я не хочу на сцену. Я боюсь давать этим говорящим головам какое-то отвлечение, какой-то предлог, чтобы поставить под угрозу, очернить и делегитимировать очень важное движение».

Уволившись из армии, Сноуден устроился на работу охранником на сверхсекретном объекте, что требовало от него высокого уровня допуска. Он прошел проверку на детекторе лжи и строгую проверку биографических данных и, почти не осознавая этого, оказался на пути к карьере в подпольном мире разведки. После участия в ярмарке вакансий, посвященной разведывательным службам, ему предложили должность в ЦРУ, где он был назначен в отдел глобальных коммуникаций, организацию, занимающуюся компьютерными проблемами, в штаб-квартире агентства в Лэнгли, штат Вирджиния. Это было расширением сети и инженерной работы, которой он занимался с 16 лет. «Все секретные сайты — сайты прикрытия и так далее — все они подключены к штаб-квартире ЦРУ», — говорит он. «Это были я и еще один парень, который работал в поздние смены». Но Сноуден быстро раскрыл один из самых больших секретов ЦРУ: несмотря на имидж передовой организации, его технологии были безнадежно устаревшими. Агентство было совсем не тем, чем казалось со стороны.

Будучи младшим специалистом в компьютерной команде, Сноуден отличился достаточно, чтобы его отправили в секретную школу ЦРУ для технических специалистов. Он жил там, в гостинице, около полугода, постоянно учась и тренируясь. После завершения обучения в марте 2007 года Сноуден направился в Женеву, Швейцария, где ЦРУ искало информацию о банковской отрасли. Он был направлен в миссию США при Организации Объединенных Наций. Ему дали дипломатический паспорт, четырехкомнатную квартиру у озера и хорошее задание для прикрытия.

Именно в Женеве Сноуден воочию увидел некоторые из моральных компромиссов, на которые шли агенты ЦРУ в полевых условиях. Поскольку шпионы продвигались по службе в зависимости от количества людей, которых они завербовали, они спотыкались друг о друга, пытаясь завербовать всех, кого могли, независимо от их ценности. Оперативники напивали жертв настолько, чтобы они попадали в тюрьму, а затем выручали их, ставя цель перед ними в долгу. «Они делают действительно рискованные вещи, чтобы завербовать их, что оказывает действительно негативное, глубокое влияние на человека и может иметь серьезные последствия для нашей национальной репутации, если нас поймают», — говорит он. «Но мы делаем это просто потому, что можем».

По словам Сноудена, находясь в Женеве, он встречался со многими шпионами, которые были категорически против войны в Ираке и политики США на Ближнем Востоке. «Все оперативники ЦРУ ушли, что, черт возьми, мы делаем?» Из-за его работы по обслуживанию компьютерных систем и сетевых операций он имел больше доступа, чем когда-либо, к информации о ведении войны. То, что он узнал, глубоко обеспокоило его. «Это был период Буша, когда война с террором стала очень мрачной, — говорит он. «Мы пытали людей; у нас было незаконное прослушивание телефонных разговоров».

Он начал подумывать о том, чтобы стать осведомителем, но, поскольку Обама должен был быть избран, он воздержался. «Я думаю, что даже критики Обамы были впечатлены и с оптимизмом смотрели на ценности, которые он представлял», — говорит он. «Он сказал, что мы не собираемся жертвовать своими правами. Мы не собираемся менять себя только для того, чтобы поймать еще небольшой процент террористов». Но Сноуден был разочарован, поскольку, по его мнению, Обама не довел до конца свою возвышенную риторику. «Они не только не выполнили эти обещания, но и полностью от них отказались», — говорит он. «Они пошли в другом направлении. Что это значит для общества, для демократии, когда люди, которых вы избираете на основе обещаний, могут фактически подчинить волю электората?»

Потребовалось несколько лет, чтобы наступил новый уровень разочарования. К тому времени — 2010 году — Сноуден перешел из ЦРУ в АНБ, устроившись техническим экспертом в Японии в компанию Dell, крупного подрядчика для Агенство. После 11 сентября и огромного притока денег от разведки большая часть работы АНБ была передана на аутсорсинг оборонным подрядчикам, включая Dell и Booz Allen Hamilton. Для Сноудена назначение в Японию было особенно привлекательным: он хотел посетить эту страну с подросткового возраста. Сноуден работал в офисе АНБ на авиабазе Йокота под Токио, где он инструктировал высокопоставленных чиновников и военных, как защитить свои сети от китайских хакеров.

Во время работы на Booz Allen Сноуден уделял много внимания анализу потенциальных кибератак из Китая. Его мишенями были учреждения, обычно считавшиеся неподведомственными военным. Он считал, что эта работа выходит за рамки мандата разведывательного управления. «Не секрет, что мы очень агрессивно взламываем Китай, — говорит он. «Но мы перешли черту. Мы взламываем университеты, больницы и полностью гражданскую инфраструктуру, а не настоящие правительственные и военные объекты. И это реальная проблема».

Последней каплей для Сноудена стала секретная программа, которую он обнаружил, когда осваивал возможности огромного и сверхсекретного хранилища данных АНБ в Блаффдейле, штат Юта. Потенциально способное хранить до йоттабайта данных, около 500 квинтиллионов страниц текста, здание площадью 1 миллион квадратных футов известно в АНБ как хранилище данных миссии. (По словам Сноудена, первоначальное название было Massive Data Repository, но оно было изменено после того, как некоторые сотрудники сочли его слишком жутким и точным. ) Миллиарды телефонных звонков, факсов, электронных писем, передачи данных с компьютера на компьютер и текстовых сообщений. со всего мира проходят через MDR каждый час. Какие-то протекают напрочь, какие-то держатся ненадолго, а какие-то остаются навсегда.

Масштабная слежка была достаточно неприятна, но Сноуден был еще больше встревожен, когда обнаружил в разработке новую программу странджловской кибервойны под кодовым названием MonsterMind. Программа, представленная здесь впервые, автоматизирует процесс поиска очагов иностранной кибератаки. Программное обеспечение будет постоянно отслеживать шаблоны трафика, указывающие на известные или предполагаемые атаки. Обнаружив атаку, MonsterMind автоматически заблокировал бы ее от въезда в страну — «убийство» в кибертерминологии.

Подобные программы существовали десятилетиями, но программное обеспечение MonsterMind добавило новую уникальную возможность: вместо того, чтобы просто обнаруживать и уничтожать вредоносное ПО в точке входа, MonsterMind автоматически открывал ответный огонь без участия человека. Это проблема, говорит Сноуден, потому что первоначальные атаки часто осуществляются через компьютеры в невиновных третьих странах. «Эти атаки можно подделать», — говорит он. «У вас может быть кто-то, например, сидящий в Китае и делающий вид, что одна из этих атак исходит из России. А потом мы заканчиваем тем, что стреляем в российскую больницу. Что будет дальше?»

Помимо возможности случайного начала войны, Сноуден рассматривает MonsterMind как высшую угрозу конфиденциальности, потому что для того, чтобы система заработала, АНБ сначала должно тайно получить доступ практически ко всем частным сообщениям, поступающим из-за границы. людям в США. «Аргумент состоит в том, что единственный способ идентифицировать эти вредоносные потоки трафика и отреагировать на них — это анализировать все потоки трафика», — говорит он. «И если мы анализируем все потоки трафика, это означает, что мы должны перехватывать все потоки трафика. Это означает нарушение Четвертой поправки, изъятие личных сообщений без ордера, без вероятной причины или даже подозрения в правонарушении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *