Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет»(1835)
1. Н.В.Гоголь. Повесть «Портрет»(1835)
“…Талант есть драгоценнейший дарБога – не погуби его…”
Искусство — это нектар
души, собранный в трудах
и муках.
Т.Драйзера
Без горького, постоянного
труда не бывает художников
И.Тургенев
Гоголь назвал свою повесть «Портрет».
портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни
его героев, художников, судьбы которых сопоставлены
в двух частях повести;
автор хотел дать портрет современного общества и
талантливого человека, который гибнет или спасается
вопреки
враждебным
обстоятельствам
и
унизительным свойствам натуры;
это портрет искусства и души самого писателя,
пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия
и очистить душу высоким служением искусству.
3. Портрет — изображение в литературном произведении внешности персонажа
Описание лица— Особенности
фигуры
— одежды
—
—
—
—
Манеры
поведения
Мимика
Жесты
4.
Композиция повести «Портрет»Судьба художникаI часть
Истории художника
Чарткова
II часть
Обстоятельства
создания портрета
и судьба его автора
Повесть Гоголя
«Портрет» рассказывает о
молодом художнике по
фамилии Чартков, который
однажды, зайдя в картинную
лавку, обнаруживает
удивительный портрет. На
нем изображен старик в неком
азиатском костюме, а сам
портрет – старый. Но Чарткова
просто поражают глаза
старика с портрета: они
обладали странною
живостью.
Чартков покупает портрет и несет его
в свой бедный дом. Есть у Чарткова
мечта – разбогатеть и стать модным
живописцем. Дома он рассматривает
портрет лучше, и видит, что теперь
живы не только глаза, ни и все лицо,
кажется, будто старик вот-вот оживет.
Молодой художник ложится спать, и
ему снится, будто старик вылез из
своего портрета, и показывает мешок,
в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. Утром он действительно
обнаруживает деньги.
А что же происходит с главным
героем далее? Чартков нанимает
новую квартиру, заказывает о
себе в газете похвальную статью
и начинает писать модные
портреты. Причем сходство
портретов и заказчиков минимальное, так как художник
приукрашивает лица и убирает
изъяны. Деньги текут рекой.
Чартков сам удивляется, как он
мог раньше придавать столько
значения схожести и тратить
столько времени на работу над
одним портретом.
«Прошелся по тротуару гоголем…»
Художники Кукрыниксы
Чартков становится модным,
известным, его всюду
приглашают
С тонкой наблюдательностью и
пластической убедительностью
раскрыт сам процесс творчества:
быстрые движения увлеченного
работой молодого Чарткова,
пишущего портрет Лизы.
«Чартков пишет
портрет Лизы»
Скоро мы видим
Чарткова с ленивовеличественной
позой, с
откинувшегося в
кресле
преуспевающего
художника.
«Чартков пишет
портрет чиновника»
12. Нравственный выбор героев
Жертвоватьсобой ради искусства
Художник
Довольствоваться
сытой жизнью, поставив
своё искусство
в услужение толпе обывателей
I часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»
II часть повести Н.В.Гоголя «Портрет»
15. Нравственный выбор героя
ЧартковАвтор
портрета
Довольствовуется
сытой жизнью, поставив
своё искусство
в услужение толпе обывателей
Жертвует
собой ради искусства
Внешние препятствия
для развития творчества
“последний
двугривенный”
“нестерпимо холодная
гостиная”
“мастерская с
мерзнущими окнами”
“оборванный диван”
“не на что купить кисти и
краски”
“нечем платить за
квартиру”
Брань хозяина квартиры
Внутренний голос и побуждения Чарткова
Оценка профессора:
нетерпеливость;
увлеченность чем-нибудь одним;
нет хороших “ремесленных” навыков художника;
погоня за модой;
предпочтение светской жизни, а не ремеслу.
Собственное желание Чарткова:
“хотелось кутнуть, щегольнуть, показать свою молодость”;
досада от чужого денежного успеха;
желание бросить все и закутить с горя на зло всему;
деньги, даже воображаемые, способны заворожить, а вид живых денег способен
довести почти до безумия
Внезапно появившиеся деньги
Голос рассудка
появилась
возможность
работать;
есть деньги на
содержание и
обеспечение
Голос чувств
“во власти все, на что смотрит завистливыми глазами”;
желание “одеться, разговеться, нанять новую квартиру”;
отправился в театр, кондитерскую и прочее;
купил нечаянно лорнет, бездну всяких галстуков;
более ежели нужно завил локоны;
катался в карете без причины;
объелся без меры конфектами;
в новой квартире все, что получше поставил на видное
место, что похуже в угол;
желание непреоборимое схватить славу за хвост;
заказал статью о себе; читал с тайным удовольствием.
Чартков собирается было
раскритиковать, но вдруг видит, как
великолепно творчество молодого
таланта. Он понимает, что когда-то
променял свой талант на деньги. И
тогда им обладает зависть ко всем
талантливым художникам – он
начинает скупать лучшие картины с
одной целью: придти и разрезать дома
их на куски. При этом Чарткову
постоянно мерещатся глаза старика с
портрета. Вскоре он умирает, ни
оставив после себя ничего: все деньги
были потрачены на уничтожение
прекрасных полотен других
художников.
II часть
На аукционе продается портрет старика. Все хотят купить
странную картину, но среди прочих один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек,
купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–
давно жил в Петербурге некий ростовщик, который мог ссудить
какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто
получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий
юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег
у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать
доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его
наказывают, ссылают и он умирает. Или – некий князь
влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как
разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и
становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом,
но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего
картину был художником. Однажды ростовщик попросил
изобразить его. Но чем дольше он рисовал, тем больше
отвращения испытывал к старику. Когда портрет оказался
нарисованным, ростовщик сказал, что теперь будет жить в
портрете. А вечером следующего дня умер. В самом художнике
происходит перемены: он начинает завидовать таланту
ученика… Когда же портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет
принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько
беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи,
завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто
заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже
нет. Кто-то успел украсть его. Так заканчивается повесть
Н.В.Гоголя «Портрет».
Семинар
В чем трагедия художника Чарткова? Когда он ее
осознает? В чем ее причины? Существуют ли
подобные проблемы сегодня?
О чем говорится в 1 части повести, о чем – во 2ой? Что их связывает? Почему нарушена
хронология (2 ч. должна предшествовать 1ой)?
Повесть называют «эстетической программой» Гоголя. Расскажите и
покажите с помощью текста, каковы взгляды писателя на искусство и
художника (писателя, музыканта и т.д.). Кто из героев повести и
почему является истинным художником? Что думает Гоголь о
свободе творчества, о предназначении искусства, о
взаимоотношениях его с религией?
Семинар
В 1-ой редакции повести финал был таким:
после рассказа об истории страшного
портрета изображение ростовщика у всех
на глазах исчезает с полотна. Во 2-ой
редакции портрет во время рассказа
крадут. В чём смысл такого финала?
Критик В.Г.Белинский дал повести такую оценку: «Мысль повести
была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе. В
Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего
талант свой жадностию к деньгам… Не нужно было бы приплетать
страшного портрета… не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона,
ни многого, что поэт почёл столь нужным именно оттого, что
отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство». Чего не
принял критик в повести? Только ли в жадности к деньгам трагедия
Чарткова? Согласны ли вы с такой оценкой творчества Гоголя?
Проблемные вопросы
Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться
сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе
обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его
сделать? На чаше весов с одной стороны – труд, служение
искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава.
Какая же чаша перевесит? Каков же истинный художник?
1. Какова роль искусства в
обществе?
2. Каково истинное
предназначение художника?
3. Насколько актуальны эти
проблемы сегодня?
Чартков смотрит
картину «Портрет»
В сцене прозрения, когда он
понимает, что предал и погубил
свой талант, в полной драматизма
иллюстрации «Отчаяние»
художники выразительно передали
иное душевное состояние
Чарткова.
24. Явление Христа народу
Вывод:Настоящее
искусство
облагораживает
человека, возвышает его, приближает к
совершенству и через отдельную личность
совершенствуется общество.
Истинное предназначение художника – это
быть ответственным за свой труд, умело
направлять дар, данный Богом, на благо
каждого
отдельного
человека,
творить,
распространять добро, любовь, поучать и
самоотверженно служить музе, отдавать
всего себя служению искусству.
сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» – замечательное произведение русской литературы. В повести поднимаются актуальные во все времена проблемы, великий писатель выражает свое отношение к определенным явлениям.
Особый интерес представляет композиция повести. Первая часть представляет собой историю жизни Чарткова, которая является одной из многих историй, связанных с портретом ростовщика. Во второй части говорится о личности самого ростовщика, который и при жизни обладал «дьявольской силой», и о создании портрета ростовщика. Получается, что в первой части держится интрига, читатель не знает, что из себя представляет портрет, купленный Чартковым.
Фантастические элементы привлекают внимание. С помощью образа портрета ростовщика в повести ощущается присутствует дьявола. Однако фантастика служит для раскрытия основной идеи повести, ее нельзя рассматривать как центральный компонент, поскольку главное в повести – не фантастическое, а реальное. Идею повести проще понять при сопоставлении первой и конечной редакций гоголевской повести.
Важен в повести образ создателя портрета ростовщика. Оказавшись под дьявольскими чарами созданного портрета, герой смог отказаться от этого влияния. Осознав ответственность за собственное творение, которое обессмертило жестокого ростовщика, художник отправился очищать свою душу. Н.В. Гоголь фактически ставит Чарткова и создателя портрета в одинаковую ситуацию, и то, что художнику, в отличие от Чарткова, удается сохранить душевную чистоту, удается развить талант, говорит о возможности противостояния злу.
Изображая в финале произведения кражу портрета ростовщика, который художник Б. хотел уничтожить, Н.В. Гоголь подчеркивает, что зло продолжает существовать в мире, поэтому так важно сохранять душевную чистоту.Используя прием антитезы, Н.В. Гоголь раскрывает важные идеи. Демонстрируя кардинальные изменения, происходящие внутри Чарткова, автор показывает, насколько сильно способен измениться человек, сам этого не понимая. Противопоставляя Чарткова и создателя портрета, Чарткова и его «прежнего товарища», который создал настоящее произведение искусства,
Понравилось сочинение? А вот еще:
Рассказ «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание и анализ произведения / Paulturner-Mitchell.com
Николай Васильевич Гоголь — известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистике автор умеет привнести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и никого не оставляет равнодушным. Какого труда это не требует, везде чувствуешь недосказанное, недоделанное, таинственное. Между строк всегда можно прочесть нечто, передающее глубину души маэстро.
Например, произведением, насквозь пропитанным фатализмом, страхом перед неведомыми и потусторонними силами, является «Портрет» (Гоголь). Его краткое содержание может передать только основные моменты сюжета. Но только полная версия может погрузить вас в мир иллюзий, в мир прекрасного слога и передать то настроение, которое хотел передать Николай Васильевич.
«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание
Произведение начинается с описания непростой судьбы молодого и талантливого художника. У него совершенно нет денег на оплату жилья, нет денег на еду и даже на свечи. Вот он и просиживал без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и ордена, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычайно яркими глазами. А то из-за него он чуть с ума не сходит. Чартков везде видит эти глаза: они снятся ему, снятся ему каждую ночь, прямо в душу заглядывают. Но вдруг из картины выпадает картинка в тысячу червонцев. На этом жизнь артиста вроде бы налаживается.
Повесть «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которой может заинтересовать читателя и побудить прочесть полную версию, рассказывает о будущем Чарткова. Он востребованный художник, но со временем становится жадным, и его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные работы других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна в результате зверски уничтожаются, а персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же азиатские глаза.
Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого сложно описать в нескольких предложениях, продолжается объяснением всей этой загадочной истории. После смерти Чарткова на один петербургский аукцион попадает портрет китайца с мастерски нарисованными глазами. Там его находит человек, чей отец написал картину. Оказывается, на ней изображен ростовщик, который всем одалживал деньги. Однако удачи эти средства никому не принесли — все, кто брал деньги у азиата из Коломны, умирали страшной смертью, сходили с ума.
Продолжаем краткое изложение.Портретом Гоголя назван образ духа тьмы, и художник нарисовал его с ростовщиком. Но в процессе работы автора преодолевает болезненное чувство, и он не хочет продолжать писать. Китайец просит закончить портрет, чтобы остаться «живым» после смерти, но умирает, так и не увидев эту работу. Автор хочет его сжечь, но отдает по просьбе друга. Далее портрет начинает негативно воздействовать на каждого своего владельца. Поэтому рассказчик ищет картинку, чтобы остановить поток зла, но она таинственным образом исчезает.
«Портрет» (Гоголь). Анализ рассказа
Этот рассказ представляет собой глубокое философское произведение, затрагивающее тему влияния потусторонних сил на человеческие судьбы. Над судьбой властен не только человек, но и другие обстоятельства, другие люди и даже мистика. Верить этому или нет — решать каждому читателю. Читая же произведение, так и хочется насладиться интересным сюжетом и пением языком его создателя.
ПОРТРЕТ ГОГОЛЯ | Энди Меррифилд
По утрам, когда я провожал дочь в школу, много лет назад, мы проходили мимо небольшого паба под названием «Принц Альберт» на узкой старой улочке, недалеко от центра города, мимо собора. На столбе, торчащем над входом в паб, висел портрет упомянутого принца-консорта, мужа королевы Виктории, написанный в 1840 году королевским художником Джоном Партриджем. В ветреные дни принц раскачивался, поскрипывал на ветру, напоминая, что он нес вахту над головой. Каждое утро я ухмылялся, смеялся про себя, иногда смеялся вслух. Моей дочери стало немного скучно, потому что она знала, над чем я смеюсь. В конце концов, я говорил ей каждый день: «Вы знаете, этот князь Альберт вон там, наверху, он точная копия Гоголя». Она знала также, что я имел в виду Николая Гоголя, великого русского писателя, моего давнего любимца. Тонкий выдающийся нос, живые глаза, маленькие холеные усики, общий жеманный вид, походность, несмотря на военные регалии, — все это был Гоголь до мозга костей!
Помню, я видел изображение самого Гоголя, тоже написанное в 1840 году его приятелем петербургским художником Федором Меллером. Он был выставлен в лондонской Национальной портретной галерее на специальной выставке 2016 года под названием «Россия и искусство». Мысль о том, что у Гоголя был двойник, что князь Альберт был тайным Гоголем, или что Гоголь был тайным князем Альбертом, крадущимся из России, напугала, после того как власти возмутились его издевательством над провинциальным чиновничеством в залихватской драме Правительственный инспектор , тайно сбежавший к британской королевской семье, показался мне типичным гоголевцем. Путешествие по Европе под вымышленным именем было настолько причудливым и сюрреалистичным, насколько только Гоголь мог представить правдоподобным, как слух, который он пустил в конце первой части своего незаконченного романа « Мертвые души »: что капитан Копейкин на самом деле Чичиков. Как, черт возьми, ветеран войны с отсутствующей рукой может превратиться в мошенника с целыми конечностями? Только по прикосновению сатирического пера Гоголя.
Я бы, наверное, сам слишком много Гоголя читал, чтобы придумать такую пару; хотя украинец Гоголь (1809-1852) и немец князь Альберт (1819-1861) были в значительной степени современниками, и хотя оба умерли относительно молодыми, в сорок два года. Но именно увидав портрет князя Альберта с птичьим носом и увидав образ самого Гоголя — с его знаменитым клювом, — я вспомнил гоголевский рассказ «Портрет ». Одного этого было достаточно, чтобы поселить в голове идеи. Каждое утро глаза принца Альберта смотрели так же, как выскочили эти глаза на бедного молодого художника Гоголя Чарткова. У Гоголя есть Чартков, роющийся однажды в дешевой петербургской художественной лавке среди запыленных потертых картин, где он натыкается на портрет старика с бронзовым, изможденным, скуластым лицом. Самым необычным были глаза. После долгих раздумий молодой художник расстается со своими последними копейками и, шатаясь, бредет с холстом обратно на свою сквозняковую мансарду в самой грязной части города.
С наступлением темноты, пытаясь задремать на диване, он не может вынести мысли об этих глазах, словно какой-то страшный призрак, смотрящих на него. Он набрасывает простыню на портрет. Тем не менее, лунный свет усиливает его белизну, призрачное присутствие портрета. Когда Чартков засыпает, в дело вступает перо Гоголя. Листа больше нет; старик зашевелился. Внезапно, опираясь на раму обеими руками, он вытягивает обе ноги, чтобы освободиться от заточения. Чартков пытается закричать, но у него нет голоса. Сходит старик, достает мешок с пачками баснословных золотых рублей. Одна пачка падает на пол; Чартков подбегает, хватает ее, пытается открыть, но не может. Он кричит — и просыпается.
К утру в комнате уныло, мрачно, так как «в воздухе моросит неприятная сырость». Чарткову кажется, «что среди сна был какой-то страшный обломок действительности». «Боже мой, если бы у него была хотя бы часть этих денег», — вздыхает он. Стук в дверь возвещает о приходе помещика и пристава, «которого вид, — говорит Гоголь, — как известно, для маленьких людей более неприятен». Арендодатель требует невыплаченную арендную плату. Он отставной служащий, «деловой человек, франт и дурак, — шутит Гоголь, — сливший в себе все эти острые особенности в какую-то неопределенную тупость». Чартков, разобравшись с грязью, предлагает ему свои картины. Но хозяин равнодушно усмехается. Тем временем инспектор рассматривает портрет старика, и, неуклюже подняв его, его рама раскалывается. Одна сторона падает на землю вместе с пакетом, завернутым в синюю бумагу, с надписью «1000 рублей золотом». Чартков, как сумасшедший, бросается, хватает тяжелый пакет.
Его беды позади — по крайней мере, так может показаться. Теперь у него есть состояние, как он и предвидел во сне. Он расплачивается с хозяином, устраивается в шикарной буржуазной квартире на Невском проспекте, самой красивой торговой улице Петербурга. У него завитые волосы, он носит модные сшитые на заказ костюмы, обедает в модных французских ресторанах, расхаживает по тротуару, любуясь собой, как самый элегантный из денди. Странным образом взлетает репутация Чарткова как великого художника. Это потому, что он заставляет петербургскую газету опубликовать написанную им самим статью о своих необыкновенных талантах, блеске, достойном любого Тициана или Ван Дейка. Петербургская элита очарована появлением в городе нового гения и засыпает его заказами. Поначалу его портреты сияют тонкими мазками и мастерской штриховкой. Но ситтеры хотят меньшего, их умиляют банальность, штампованные образы, пустые улыбки и чопорность высших слоев общества. Чем мельче портрет, тем лучше — и тем больше он востребован. Он вознаграждается всем: деньгами, комплиментами, рукопожатиями и поцелуями, приглашениями на обеды, на гламурные вечера. Вскоре, говорит Гоголь, «совсем невозможно было узнать в нем того скромного художника, который когда-то работал незаметно в своей лачуге». Однако через некоторое время блеск богатства и нарядов тускнеет. Он устает штамповать сотни одних и тех же портретов, одних и тех же лиц, чьи позы и позы он знает наизусть.
Когда Академия художеств приглашает Чарткова оценить новую работу молодого русского художника, уже провозглашенного великим гением, он настроен скептически. Увидев полотно в галерее, окруженное толпами посетителей, он ошеломлен: на стене висит самое чистое, самое непорочное зачатие, картина такая скромная, такая божественная, что слезы текут по щекам зрителей. Он сдулся, стоит неподвижно, «с открытым ртом перед картиной». Все существо Чарткова, говорит Гоголь, «в одно мгновение пробуждается, как будто к нему вернулась молодость, как будто вновь вспыхнули погасшие искры таланта». Повязка вдруг спадает с его глаз, и он понимает, что не внял совету своего профессора, что погубил свои лучшие годы, пренебрег долгим, трудным уроком постепенного обучения. Он стал этим ужасным видом: модным художником. (Интересно, чувствовал ли когда-нибудь то же самое Джон Партридж, художник принца Альберта, когда-нибудь сожалел о своей жизни в качестве придворного художника, срисовывавшего льстивые портреты королевских особ, дворян и светских людей?)
Чартков не может больше выносить этих безжизненных картин, портретов застегнутых гусар и статских советников, вечно причесанных дам; он приказывает им покинуть свою студию. Потом он вспоминает о купленном им странном портрете, который каким-то образом воспламенил все его тщеславные порывы и возвестил о его кончине. Ярость врывается в душу Чарткова. Желчь поднимается в нем всякий раз, когда он видит произведение, отмеченное печатью величия. Он начинает скупать великие шедевры, тащит их к себе в комнату, где разрывает, кромсает, режет на куски в дикой оргии разрушения, предвещающей самоуничтожение Чарткова, причудливо повторяя собственную судьбу Гоголя. Жестокая лихорадка, усугубленная скоротечной чахоткой, вскоре провожает нашего художника. «Труп его был страшен, — говорит Гоголь. «Из его огромного богатства ничего не удалось найти; но, увидев изрезанные остатки величественных произведений искусства, стоимость которых превышала миллионы, стало ясно, что они могут быть использованы в ужасных целях».
***
Гоголь работал над Портретом много раз на протяжении многих лет, добавляя и переделывая, обрезая и изменяя, слагая его в один из лучших своих рассказов. Он впервые опубликовал версию в 1835 году, в «Арабесках » — сборник «мешанина», как он его назвал, — исторических очерков об искусстве и архитектуре, о средневековье и о Пушкине, наряду с двумя другими блестящими рассказами, Невский проспект и Дневник сумасшедшего . Портрет Take-2 появился спустя семь лет, стал длиннее и лучше отточен, и именно его я здесь цитировал. Известный критик и представитель либералов Виссарион Берлинский, самый резкий собеседник Гоголя, а также самый ярый поборник, счел сверхъестественное в Take-1 слишком неуклюжим. Это не было вызвано блестящим реализмом рассказа, особенностью, по словам Берлинского, которая делала самые невероятные и невероятные моменты Гоголя правдоподобными и правдоподобными. Как всегда, Гоголь принял близко к сердцу лишь часть критики Берлинского; он никогда не откажется от своей пытки реальности, никогда не избавится от сюрреалистических завитков, которые делали его обыденность такой необыкновенной, его сатиру такой язвительной, а его творения такими своеобразными и оригинальными. Он был слишком тонким художником, чтобы капитулировать перед скучнейшим соцреализмом или перед самым надуманным сюрреализмом. Он всегда будет работать против своей предсказуемости, часто обращая собственную изобретательность против самой себя, иногда даже против 9.0035 сам , как раз тогда, когда мы меньше всего этого ожидаем. Мы, читатели, крутимся и крутимся, как его персонажи крутятся и крутятся, как он сам крутится и крутится, вращаясь под действием какой-то странной космической силы.
Оказывается, рассказывает Гоголь во втором разделе приложения к «Портрет Take-2», что старик с жуткими глазами был страшным ростовщиком, ростовщиком, вымогавшим у петербургских бедняков, а иногда и у петербургских богачей. Бедствие постигло всех, кто брал у него деньги. Он обладал каким-то странным темным проклятием, которое проклинало его и всех, к кому он прикасался. Даже художник, написавший его портрет, был поражен бесами, но сумел изгнать их, став кающимся монахом-отшельником. Картина так же наделяла дьявольскими силами, и трагедия постигала всех, кто ею владел, кто чувствовал ее горящие глаза. В конце Портрет , когда картина вот-вот будет продана с аукциона, внезапно появляется сын художника и требует, чтобы картину сожгли, уничтожили любой ценой или что-то еще.
Так предостерегает повесть Гоголя, много рассказывающая нам о роли художника в нашем обществе, о дихотомии между художественной целостностью и бытовым материализмом, между искусством чистого творчества и зарабатыванием на жизнь. Он также много говорит нам о собственном положении Гоголя в мире, о его привязанностях к «маленьким людям» и о том, что искусство для него должно служить высшим благом нравственным. Он знал, как известно, в обществе, диктуемом денежными ценностями и управляемом поверхностными, застегнутыми на все пуговицы людьми, что истинная художественная страсть всегда будет противиться ей. Есть такие художники, как Чартков, изолированные и обездоленные, посвященные своему творчеству, но достойные игры, которые можно купить, нанять в качестве наемных рабочих, соблазненных всеми атрибутами высшего общества, которое, по мнению Гоголя, на самом деле довольно низкое.