Рассказ о древней русской литературе: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА • Большая российская энциклопедия

Содержание

Сочинение на тему: Древнерусская литература. Помощь школьнику

Сочинение на тему: Древнерусская литература. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько сочинений на тему — Древнерусская литература. Используйте наши примеры для написания школьной сочинений по этой теме.

Сочинение 1 (кратко)

Употребляя термин «литература», мы вкладываем в это совершенно определённый смысл – это какие-то книги, которые мы читаем для развлечения, для удовольствия, для эстетического наслаждения. Ничего подобного, никаких таких целей древнерусская литература не знала. С этой точки зрения её не точно называть литературой, а правильнее было бы говорить «древнерусская книжность» или «древнерусская письменность». Но это обозначение (древнерусская литература) утвердилось, и мы будем им оперировать.

Книжность, письменность появилась на Руси вместе с принятием христианства. Отсюда и назначение, которое имела эта литература. Прежде всего, она имела в виду распространение христианства в только что окрещённых массах древних славян. Задача была перевести, прежде всего, книги священного писания (Ветхий и Новый Заветы), богослужебные песнопения, а также жития святых, то есть людей, которые церковью были признаны и канонизированы.

Древнерусская литература совершенно не знала вымысла. Русскому книжнику в Средние века в голову бы не пришло сочинять какие-то выдуманные истории о выдуманных, никогда не существовавших людях. Это было равносильно греху лжи.

Поэтому даже когда в средневековых произведениях речь идёт о совершенно невероятных с нашей точки зрения вещах (например, воскрешение умерших), то для древнерусского писателя это было в порядке вещей. Он верил, что так оно и было на самом деле. И только в XVII веке возникнут в русской литературе повести с вымышленными героями, с вымышленными сюжетами. И то первоначально это будут произведения переводные.

Сочинение 2

В предыдущих классах изучалась «Повесть временных лет», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Поучение» Владимира Мономаха и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнилось последнее произведение. Эта повесть была написана в конце XV века. В её основе лежат две сказки: о «летающем змее» и о «мудрой деве», которые талантливо объединены в одно литературное произведение. Повесть легко распадается на две части: в первой повествуется о правлении в Муроме князя Павла, о змее, прилетавшем к его жене, о брате Павла Петре, которому была открыта тайна гибели змея. От капель змеиной крови Петр заболел. Во второй части рассказывается о мудрой деве Февронии, ставшей женой Петра. Через некоторое время Павел умер, а его место занял Петр. Бояре невзлюбили его жену Февронию. Но Петр предпочел оставить свою княжескую власть и уехал из города с Февронией. Без князя в городе начались беспорядки, и бояре попросили Петра и Февронию вернуться, после возвращения герои правили честно, при их правлении город процветал.

«Повесть о Петре и Февронии» заканчивается рассказом об их смерти в один день. Они были похоронены вместе в двойном гробу, хотя бояре пытались воспрепятствовать этому. Несмотря на то что это повесть о любви, в ней обличается боярство, несправедливая жизнь. Особенно ценно то, что главной героиней повести оказалась простая крестьянка, ставшая княгиней благодаря своему уму. В её лице был показан образ идеального правителя. Повесть интересна и сегодня, её легко читать, она имеет занимательный сюжет. Кроме того, многие идеи повести важны и сегодня.

Авторов древнерусской литературы привлекали прежде всего подвиги воинские, а также духовные. Они описывали в своих произведениях идеальные характеры и идеальную жизнь. Но в XVII веке литература отказывается изображать только подвиги, обращается к литературному вымыслу. Героями литературных произведений становятся не только князья и бояре, но и простые люди.

Жанр житий святых

Жития святых ни в коем случае не предназначались для какого-то увеселительного чтения. Это прежде всего было чтение назидательное, душеполезное, душеспасительное. На примере жизни святых человек учился нормам поведения. Читателям предлагалось следовать примерам святых и подражать им. С этой точки зрения жанр житий святых – самый канонизированный в древнерусской литературе. То есть этому жанру придавались какие-то строго определённые формы (и композиционные, и лексические).

Жанр житий ни в коем случае не предполагает биографизма. Один из исследователей очень точно и тонко заметил, что житие так же относится к биографии, как икона к портрету. Житие – это чтение назидательное. И только с этой точки зрения нам будут понятны все труды древнерусского книжника.

Житие имело очень строгую композицию и представляло собою трёхчастное произведение. Начиналось оно всегда со вступления, потом следовал рассказ о жизни святого, который завершался, естественно, его смертью, и заканчивалось житие славой, хвалой святому, о котором шла речь.

Первыми русскими житиями, то есть житиями канонизированных русских мучеников, стали «Жития Бориса и Глеба». Это было очень важно и с политической точки зрения, потому что, если появляются свои святые, значит, русская церковь (ещё очень молодая) становится как бы вровень с церковью греческой, приобретает самостоятельное значение, повышается в своём значении.

Сочинение 3

Древнерусская литература, возникшая в конце 10 века, сочетает в себе литературу русского, украинского и белорусского народов. Появившаяся в период принятия христианства, древнерусская литература сохранила в себе церковные сведения и христианские ценности общества. Литература Древней Руси заслуженно признана уникальным памятником истории, культуры, общественного развития.

Особенности древнерусской литературы

Древнерусская литература, насчитывающая несколько веков с момента своего возникновения, имеет несколько примечательных особенностей, свойственных только ей:

Отсутствие вымышленных персонажей и событий
Все события и персонажи литературы Древней Руси не были придуманы преднамеренно. Зачастую в литературе 10 века описывались реальные исторические события, а образы главных героев были взяты с реальных людей.

• Сохранение обычаев, традиций, ценностей того времени

• В древнерусской литературе нашли своё отражение традиции, культурные ценности, нравственные идеалы того периода. Страницы литературы Древней Руси веют духом 10 века. Благодаря этой особенности древнерусской литературы понять образ жизни людей, правила общественного порядка, морально-нравственные нормы.

• Отражение исторических фактов

Так как древнерусская литература, в основном, заключает в себе описание реальных событий, то современные учёные и исследователи могут установить достоверную хронологию исторических фактов, оценить эпоху Древней Руси.

• Воспитание чувства патриотизма

•  Древнерусская литература неразрывно связана с историческим развитием русского государства. Книги времён Древней Руси пропитаны патриотизмом, любовью к родине, гордостью за свою страну.

Значение древнерусской литературы в наши дни

В современное время нельзя недооценивать роль древнерусской литературы. Литература Древней Руси на сегодняшний день является уникальным культурно-историческим памятником русского народа, помогающим понять и оценить его достижения.

Значение древнерусской литературы заключается также в том, что она воплотила в себе идейность Древней Руси, красоту и богатство родного языка, разнообразие жанров (повесть, фольклор, слово и др. ). Лучшие произведения литературы Древней Руси стали классическими и считаются литературным достоянием русского народа («Слово о полку Игореве», «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»).

Неоспоримо влияние литературы Древней Руси на становление русской литературы в целом. Древнерусская литература – источник неразрывной связи прошлых поколений с будущими.

Все сочинения

Почему древнерусскую литературу нужно учить в школе. Даже если кажется, что нет ничего зануднее

Кажется, ничего скучнее древнерусской литературы на уроках быть не может (даже «Обломов» и затяжная война в «Войне и мире» увлекательнее). Тяжело, непонятно и неясно — для чего. Учитель литературы Александр Закуренко объясняет, почему древнерусскую литературу нельзя вычёркивать из школьной программы. Но преподавать её надо по-другому.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом» — если воспользоваться этой пушкинской метафорой, то мы уже давно должны жить в постколумбовский период. И Древняя Русь через её архитектуру, литературу и культуру в целом должна процветать в сознании школьника, как нынешняя Америка.

Но на самом деле Колумб всё ещё плывет к неизвестным берегам и Америка за туманом, не открыта. Потому что древнерусская литература оказалась не по зубам школьной программе.

Дело в том, что простое механическое включение тех или иных текстов древнерусской литературы в школьную программу могут вызвать лишь скуку и непонимание, даже у старшеклассников.

Одна из основных проблем — незнание истории. Циклическое, а не линейное изучение литературы и истории. Школьник не представляет ни этапы развития текстов и стилей, ни того, как видел мир средневековый автор. Ему неизвестен язык, на котором писалась вся эта древнерусская литература, а навыка анализа слов по этимологии и морфемам у школьника нет. И приходится изучать древнерусскую литературу или в переводах, или в пересказах.

Но тем не менее, древнерусская литература нужна. По крайней мере, вот по каким причинам.

Сейчас модно говорить о национальном коде, культурном коде, скрепах и цивилизационных основах. Но без понимания, что лежит в фундаменте русской культуры, все эти разговоры — всего лишь идеологические пузыри, выдуваемые для развлечения младенцев.

Понимание своей культуры начинается с понимания того, откуда пошла русская культура. А русская культура начиналась как книжная, письменная. Кирилл и Мефодий не просто просвещали славян, они весь опыт сделали доступным для прочтения и фиксации.

Кирилл и Мефодий / Фото: Shutterstock (Adam Jan Figel)

Невозможно представить грека, не знающего греческие мифы и Гомера, или итальянца, забывшего о Данте. А представить русского, который кривится от одного упоминания древнерусской литературы, — легко.

Начальная школа — сказки и былины

По-хорошему, древнерусская литература должна начинаться в начальной школе — как игра. Загадки, пословицы — это ещё и задачи на развитие логики, языковой интуиции, сообразительности. Можно просто давать загадки и пословицы, а можно рассказывать о них на уроках чтения и объяснять, что так 1000 лет назад в Новгороде или Киеве, Суздале или Ростове пытались найти ответы наши далёкие предки.

В начальной школе можно изучать русские народные сказки. Есть интересный проект Александра Княжицкого — сравнительные сказки с комментариями. Берутся сказки, похожие по структуре и сюжету, скажем, русская и татарская, русская и малороссийская — и в их сравнении можно потихоньку вводить в проповский мир архетипического в сказке. Того, что узнаётся с любого возраста и в любой культуре. Так же можно работать и с былинами. Начинать с того, что интересно в младшей или средней школе — подвига, сражения, чуда, а потом вводить понятия психологического портрета, устойчивого словосочетания, эпитета.

Именно древнерусская литература может стать мостиком в предельно важную тему истории и мифа. Миф — оказывается, такая же реальность. И, скажем, миф «Игры престолов» или «Властелина колец» — это современное переосмысление той же средневековой и античной сказки, мифа, былины, героической эпической песни. Дракон и змей-горыныч — братья, а Зигфрид и Илья Муромец? А Арагорн и Владимир Креститель? А Василиса Прекрасная и Елена Прекрасная?

Образ Ильи Муромца. Картина Виктора Васнецова / Фото: Wikimedia Commons

Средняя школа (5-6 класс) — летописи и жития

Со средней школы можно уже изучать летописи, жития. Задача именно в том, чтобы древнерусская литература была для школьников сочетанием традиции и новаторства. Скажем, «Слово о полку Игореве» неожиданно хорошо работает на уроках географии — когда из текста можно «выудить» названия рек, городов и построить свой топос Древней Руси.

Титульный лист «Слово о полку Игореве», издание 1934 года / Фото: Wikimedia Commons

В младшей и средней школе будет интересно рассказывать об обрядовых песнях через сезонные песни, семейные — и сами сезоны узнаваемы, и семейные проблемы ничуть не изменились с тех пор, разве что вместо лапты теперь смартфон и интернет. Тут же можно рассказать, как отмечали на Руси свадьбы, каким вообще был детский и взрослый досуг в деревне и городе.

Но опять же, такая фольклорная средневековая стихия будет понятна школьнику лишь через игру. Обязательно нужны практические задания — сочинения, отгадывания, исполнения, игры. Теоретическая часть здесь сама по себе — набор дат и имён, названий размеров и жанров — работать не будут.

8 класс — «Повесть временных лет»

В восьмом классе, когда нужно переходить к системному представлению о мире и об истории, нужно вновь вернуться к древнерусской литературе. Но уже на другом уровне — на понимании этапности движения времени и исторических периодов.

«Повесть временных лет». 14-й лист Радзивилловской летописи / Фото: Wikimedia Commons

Любой курс русской литературы в 8 классе должен начинаться с «Повести временных лет». С изучения повести идёт изучение жанра летописи и умение различать историческую фактуру и мифологические, сказочные сюжеты. При этом важно понимать, что в средней школе теоретическое мышление не работает. Погружать в ситуацию нужно игрой, воображением и работой со словом. Просто пересказ текста или ответы на вопросы в конце главы в учебнике работать не будут — ученик забудет текст как только пройдёт тему. В идеале древнерусская литература с 8 класса должна идти отдельным блоком и длительное время, хотя бы полгода.

Нельзя понять русскую культуру, не зная древнерусскую

Самое страшное, что делают с древнерусской литературой — превращают её в скучный предмет. Потому что сами учителя часто её не понимают и не знают, как с ней работать.

Учитывая, что психология средневекового человека, его представления о мире серьёзно отличаются от современных, нужно древнерусскую литературу связывать с историей, историей культуры, музыкой, живописью, архитектурой. Нужно показывать разные примеры «языка» древнерусского писателя, художника, зодчего. То есть изучение древнерусской литературы должно быть комплексной задачей вообще изучения средневековой культуры.

Например, школьники читают в переложении Житие Сергия Радонежского, что неплохо, но сразу превращает литературу в морально-назидательную сказку (конечно, если ребёнок религиозен, ему проще — он верит в чудеса жития и в жизнь святого).

Для остальных житие — просто странная сказка. Скучный Гарри Потер. Вернее, устаревший

И тут необходимо изучение контекста — рассказ о христианстве на Руси, о роли принятия христианства, об идеале средневекового русского человека. О смысле чуда.

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного, 1558—1576 / Фото: Wikimedia Commons

Конечно, если бы учителя могли опираться на работы Хомякова, братьев Киреевских, Проппа, академика Топорова, Шмелева, Гаспарова, академика Зализняка — то, помимо работы с сюжетом, школьники учились бы разным приёмам анализа и знакомились с разными культурными установками. Такая работа с древнерусскими текстами помогала бы лучше понять классические произведения русской литературы, увидеть и определить евангельские и исторические подтексты в стихах и прозе Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Булгакова. То есть изучение древнерусской литературы стало бы вполне современным по методам анализа и способам интерпретаций.

В противном случае можно говорить с полной уверенностью, что, скажем, роман «Мастер и Маргарита» или чтение Раскольниковым и Мармеладовой сцены о воскрешении Лазаря школьниками не будут опознаны и поняты — как тот самый культурный код нации.

Я бы каждый год часть времени в курсе чтения/литературы уделял определённой эпохе и внутри эпохи — знакомству с двумя-тремя жанрами. Важно не количество — а глубина чтения с комментариями. Поиск вместе с учителем слов, выдумывание по примеру игр, ритуалов, жанров. Выстроенная таким образом — от игры и головоломки до системного изучения, с комментариями, практикой и сравнением с другими дисциплинами и культурами — древнерусская литература органично вошла бы в общий курс литературы от курочки Рябы до Иосифа Бродского.

Изображение на обложке: Shutterstock (Aleks49)

Издания библиотеки Рутледжа: русская и советская литература — Серия книг

Просмотреть все Серия книг

СЕРИЯ КНИГ



  • Названия серий
  • Авторы

17 названий серий

На странице

122448

Сортировка

Дата публикацииЗаголовок (по возрастанию)Заголовок (по убыванию)


Включить будущие заголовки

Дисплей

25 лет советской русской литературы (1918–1943)

1-е издание

By Глеб Струве
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1944 году, представляет собой всесторонний обзор послереволюционной русской литературы до начала 1940-х годов. Исследуется огромный круг писателей, и анализ проводится, зная о подчас значительном давлении правительства на писателей в Советской России….

История русской литературы: в сборнике «История русской литературы» и «Современная русская литература»

1-е издание

By D.S. Mirsky, Francis J. Whitfield
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1949 году, представляет собой сокращенную версию двух классических текстов Мирского о русской литературе, обновленную постскриптумом редактора, оценивающим развитие советской литература. Прекрасно написанный Мирским анализ русских писателей и литературы идет рука об руку с его …

Чехов: биографическое и критическое исследование

1-е издание

Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1950 году, представляет собой взвешенное исследование жизни и творчества Чехова, критический анализ его рассказов и пьес на фоне его жизни. . Используя произведения Чехова, его биографические данные и, главное, его многотысячные письма,…

Словарь русской литературы

1-е издание

Уильям Э. Харкинс
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1957 году, содержит важную информацию обо всей области русской литературы, а также многое из литературной критики, журналистики, философии, театра и смежных тем. Русская литературная традиция имеет тенденцию стирать различия между социальным и …

Достоевский: его жизнь и творчество

1-е издание

Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1978, демонстрирует, как романы Достоевского вырастали непосредственно из-под давления мучительного опыта и личности их создателя. Рональд Хингли опирается на важный свежий исходный материал, который включает окончательное советское издание произведений Достоевского с …

От Горького до Пастернака: Шесть современных русских писателей

1-е издание

By Елена Мучник
15 октября 2022 г.

В этой книге, впервые опубликованной в 1961 году, прослеживается жизнь и творчество шести выдающихся русских авторов, каждый из которых интересен и важен сам по себе, а также за свой вклад в русскую литературу . Как личности они чрезвычайно разнообразны, а также как художники, настолько, что каждый из них…

Соловьиная лихорадка: русские поэты в революции

1-е издание

Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

В этой книге, впервые опубликованной в 1981 году, рассматриваются драматические и трагические истории четырех величайших русских поэтов ХХ века, их борьба за выживание в сталинские годы и их преданность делу свое искусство, несмотря на значительную личную опасность. Переплетая истории Анны Ахматовой…

Пастернак: Биография

1-е издание

Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

Это биографическое исследование, впервые опубликованное в 1985 году, основано на обширном новом доступном материале и освещает жизнь и деятельность человека, пережившего один из самых бурных периодов российской истории, чтобы произвести часть величайшей поэзии его страны и ее самый значительный современный роман.

Реконструкция канона: русская письменность 1980-х годов

1-е издание

Отредактировано By Arnold McMillin
15 октября 2022 г.

В этой книге, впервые опубликованной в 2000 г., представлены анализы некоторых наиболее важных русских писателей 1980-х годов, периода больших перемен в культурной жизни России, когда контроль советского коммунизма уступили место широкому разнообразию беспрепятственного письма. Разнообразие критических…

Русская литература от Пушкина до наших дней

1-е издание

Ричард Хэйр
15 октября 2022 г.

В этой книге, впервые опубликованной в 1947 году, исследуются действительно важные и непреходящие качества ведущих русских писателей как литературы и как интересных документов этапов российской истории. Это одна из самых ярких черт русской литературы со времен Пушкина – она трактовала художественно-социально… Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1977 году, начинается с пристального взгляда на жизнь русских писателей девятнадцатого века и на проблемы их профессии.

Затем в нем рассматривается окружающая их среда в более широком аспекте, Российская империя рассматривается с точки зрения географии, этнографии, … Автор: Рональд Хингли
15 октября 2022 г.

Эта книга, впервые опубликованная в 1979, дает систематическую анатомию современных российских авторов в контексте их общества того времени. Постреволюционная русская литература оказала глубокое влияние на Запад, сохранив при этом свою традиционную роль средства политической борьбы в …

1-12 из 17

История и литература России Архив

Слушайте: Подкасты Apple | Спотифай | Саундклауд | Древняя вера Пока татарская орда господствует над Киевом, Илья потихоньку копает…

Продолжить чтение о В каком-то царстве: Возвращение Ильи Муромца

Написал:
Николай

Этот курс будет предлагаться в середине-конце 2021 года. Зарегистрируйтесь здесь, чтобы присоединиться к листу ожидания: …

Продолжить чтение о том, как читать классическую русскую литературу

Автор:
Николай

Те из вас, кто следил за этим блогом или читал мои книги, знают, что у меня довольно визуальный стиль написания художественной литературы. Часть этого …

Продолжить чтение о славянской мифологии В центре внимания: русский импрессионизм

Автор:
Николай

Когда вы думаете о великих изобретателях истории, на ум приходит несколько имен: Архимед, Леонардо да Винчи, Галилей, Томас Эдисон. …

Продолжить чтение о Человеке эпохи Возрождения: Семь изобретений русского Леонардо да Винчи

Автор:
Николай

18 октября 2018

Иногда правда действительно удивительнее вымысла. Возьмите историю Золушки, типичную историю из грязи в князи, историю о…

Продолжить чтение о русской истории Золушки: как царь выбирал себе невесту

Автор:
Николай

Кажется, что викинги и все, что связано с викингами, сейчас популярны во всем мире. Возьмите многосезонный канал «История» …

Продолжить чтение об Ольге, королеве викингов Руси

Автор:
Николай

Вас угнетает цикл новостей? Потеряли ли вы надежду на появление героя нашего времени, который мог бы руководить нашим политическим …

Продолжить чтение о Герой нашего времени: князь Димитрий Пожарский

Автор:
Николай

Опубликовано:
1 июня 2018

На этой неделе мы завершаем удивительную историю Анны Достоевской, женщины, без которой Достоевский никогда бы не написал своего …

Продолжить чтение об Анне Достоевской: сердце и душа величайшего писателя России, часть 3

Автор:
Николай

На прошлой неделе вы познакомились с одним из самых увлекательных и плодотворных романов в истории литературы. Федор и Анна …

Продолжить чтение об Анне Достоевской: сердце души величайшего писателя России, часть 2

Автор:
Николай

На этой неделе день рождения моего третьего романа. Это был долгий процесс, чтобы напечатать его, и многие переделки и исправления…

Продолжить чтение об Анне Достоевской: сердце и душа величайшего русского автора, часть 1

Автор:
Николай

Стереотипы — забавная штука. С одной стороны, они зачастую не более чем карикатуры. С другой стороны, есть удивительное …

Продолжить чтение о 6 неожиданных стереотипах о российских городах

Автор:
Николай

Проблема власти и личности интересовала людей с самого начала истории. Мы идем через наш …

Продолжить чтение о Константине Великом: Российский тайный царь

Автор:
Николай

Вы читали прекрасный роман Евгения Водолазкина Лавр? Если нет, то вы лишили себя редкого опыта…

Продолжить чтение Розеттский камень для Древней Руси Был ли… куском бересты?

Автор:
Николай

На прошлой неделе мы подробно рассказали о молодости и творчестве Михаила Нестерова, художника, который во многих отношениях был мостом. Он преодолел …

Продолжить чтение о Михаиле Нестерове: разрываясь между двумя страстями, часть II

Автор:
Николай

Конец 19-го и начало 20-го веков были для России периодом богатого культурного подъема. По мере расширения империи …

Продолжить чтение о Михаиле Нестерове: современный художник со старой душой, часть I

Автор:
Николай

Вы знаете сцену из «Крестного отца II», где американский пограничник дает молодому Вито фамилию «Корлеоне» только потому, что…

Продолжить чтение о Странная история о том, как солдаты Наполеона стали казаками

Автор:
Николай

Один из первых читателей моего первого романа пожаловался, что в моем тексте слишком много прилагательных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *