Расселение славян: Расселение славян — урок. История, 6 класс.

Содержание

Восточные славяне | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.

– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.

– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Поляне

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Киев

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Кривичи

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Полоцк

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Туров

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

 

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

 

Дулебы

Жили восточнее белых хорватов

 

Тиверцы

Территория между Прутом и Днестром

 

Уличи

Между Днестром и Южным Бугом

 

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

 

Вятичи

Вдоль истоков Оки и Дона

 

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Читать «Великое расселение славян. 672—679 гг.» — Алексеев Сергей Викторович — Страница 1

Сергей АЛЕКСЕЕВ

ВЕЛИКОЕ РАССЕЛЕНИЕ СЛАВЯН

672—679 гг.

ИСТОЧНИКИ

В 602 г. для славянских племен и для всей Восточной Европы начинается новый исторический период. Прорвав границу ослабевшей и раздираемой внутренними смутами Империи, славяне широко расселяются по ее территориям, не только европейским. Одновременно долго сдерживавшиеся государственными и племенными границами потоки славянской колонизации устремляются и на север — к Балтике по всему ее протяжению. На востоке славяне глубже внедряются в лесостепные и лесные земли по границам тюркских степей. На западе они сталкиваются с франками и лангобардами. Катализатором этого бурного движения являлись сначала аварское нашествие, захватившее почти всю славянскую ойкумену, а затем борьба славян за свое освобождение от аварского гнета. В результате всех этих событий Славянская Европа из сравнительно небольшой совокупности племенных территорий превращается в известный нам сегодня Славянский Мир. Его границы уже во второй половине VII столетия простирались от южной оконечности Пелопоннеса до Ладожского озера, от верховий Дона до Рейнского бассейна. Эпоха великих славянских переселений охватила значительную часть VII в., начиная с уже названного 602 г. Условный итог ей подводит болгарское вторжение на Балканы и основание дунайского Болгарского ханства около 680 г.

Для описываемого далее периода несколько сокращается и количество, и значимость византийских греческих источников. Причиной тому и общий упадок Империи, до которой наконец добрались «темные века» и, как ни парадоксально это звучит, сокращение ее контактов со славянами. Ведь теперь греки общались только с той их частью, которая осела к югу от Дуная.

Наиболее глубокий след в исторической памяти византийцев оставила осада Константинополя в 626 г. объединенными силами авар, персов и славян — кульминационный эпизод длительного «варварского» натиска на Империю. Сведения об этом событии содержатся у трех современников. Первый — придворный поэт-панегирист Георгий Писида, автор поэмы «О случившемся нашествии варваров». Второй — неизвестный автор Пасхальной хроники, созданной около 628 г. Третий — автор проповеди «О безумном нападении безбожных аваров и персов на богохранимый Град» Феодор Синкелл. Позднее о тех же событиях писали Феофан Исповедник и патриарх Никифор. Наконец, хронист XII в. Георгий Кедрин использовал, наряду с феофановской традицией, и какие-то несохранившиеся известия о происходившем в 626 г. под стенами столицы.

Основные источники по истории Византии и славяно-византийских отношений описываемого времени — созданные на рубеже VIII–IX вв. «Бревиарий» патриарха Никифора и «Хронография» Феофана Исповедника. Авторы, в свою очередь, использовали разнообразные несохранившиеся источники по истории VII–VIII вв., в том числе общие. Труд Никифора продолжает «Историю» Феофилакта Симокатты и описывает события с 602 по 769 г. Феофан, в целом более подробный и пользовавшийся большим кругом источников, описал события с 284 по 814 г. Его сочинение представляет собой в буквальном смысле «Хронографию», построенную по летописному принципу. Именно у Феофана и Никифора сохранился восходящий к общему источнику детальный рассказ о болгарском нашествии на Фракию.

Наиболее подробный греческий источник о славянах VII в. — «Чудеса святого Димитрия Солунского». Автор Второго собрания чудес, присоединенного к Первому (пера архиепископа Иоанна Солунского) в конце VII в., использовал местные письменные источники и собственные воспоминания. В его труде, по сути являющемся историей Фессалоники VII в., отразились расселение славян в Македонии, их сложные отношения с Империей, тщетные попытки отдельных славянских князей захватить город. Одно из упомянутых в собрании нашествий отразилось и в местной эпиграфике.

Столь же уникальные сведения о славянах содержит и другой греческий житийный памятник. Продолжатель Мосха (чей труд сохранился только в грузинском переводе) в своем собрании житий сообщает о вторжении славян в Малую Азию. Сведения о славянах на Сицилии содержатся в «Житии святого Панкратия» (30-е гг. VIII в.).

Для этого времени мы имеем единственный документальный источник о славянах — упоминание о христианизации далматинских славян в послании римского папы Агафона на VI Вселенский собор, открывшийся в Константинополе в 680 г. При всей краткости этого упоминания значение его для славянской истории, особенно в сопоставлении с другими источниками, весьма велико.

Из источников позднейшего периода следует упомянуть Монемвасийскую хронику, «схолию Арефы» и созданную в том же X в. анонимную эпитому (сокращение) «Географии» Страбона. Они рисуют нам картину расселения славян в Элладе. Особенную же ценность имеют свидетельства Константина Багрянородного (X в. ). Основанные отчасти на далматинской, отчасти на сербохорватской традиции, они излагают связную историю расселения славян на северо-западе Балкан. Об этом более ранние источники сообщают лишь отрывочные сведения. Именно на основе известий Константина, прежде всего, восстанавливаются ранние этапы истории сербов и хорватов на Балканах. С другой стороны, эти известия представляют собой древнейший записанный вариант сербохорватской устной традиции, которая позднее легла в основу Летописи попа Дуклянина.

Уникальным памятником грекоязычной историографии является сохранившийся до нас в славянском переводе конца IX или начала X в. «Именник болгарских князей». Составленный в 60-х гг. VIII в. при дворе болгарских ханов, он представлял собой их официальный перечень от легендарной эпохи Аттилы до описываемого времени. Первоначально, подобно ханским наскальным надписям, он записан по-гречески, но содержит в себе массу явных «тюркизмов», отражение родного языка болгар. Здесь имеется независимое от византийских историков, пусть и краткое, описание прихода болгар на Балканы, а также некоторые иные ценные для славянской истории данные.

Ряд разрозненных сведений по истории славян в VII в. сообщается ближневосточными источниками. Краткое упоминание о нашествии «варваров» (без имени славян) на Византию в начале VII в. есть у коптского хрониста Иоанна Никиуского. Среди сирийских источников надо назвать «Смешанный хроникой», сборник из четырех хроник V! — VII вв. В хронике, доведенной до 636 г., есть уникальное упоминание о вторжении славян на Крит. Автор одной из сирийских «малых хроник» IX в. и еще позднейший хронист Илья Нисибинский подтверждают византийское известие о походе императорской армии на славян в 658 г. Все эти позднейшие сирийские хронисты прямо или опосредованно использовали несохранившиеся труды своих соотечественников VII–VIII вв. Арабский историк X в. Масуди передает восточнославянское предание о расцвете и гибели волынского племенного союза.

Различные сведения о славянах содержатся в так называемой «Армянской географии», созданной в VIII или IX в. В частности, здесь приводятся данные о расселении славян во Фракии и еще один независимый от византийских источников рассказ о переселении болгар хана Аспаруха.

По мере расширения контактов славян с Западной Европой и возрождения там латинской книжности возрастает количество латиноязычных источников о славянах. Некоторые упоминания о славянах, в том числе о расселении на Балканах, есть у знаменитого испанского историка и богослова начала VII в. Исидора Севильского.

Наиболее ценные данные сообщает наш основной источник по истории Франкского государства в VII в. — Фредегар (имя автора хроники считается в науке условным). «Хроника Фредегара» повествует о взаимоотношениях франкских королей с сопредельными славянскими племенами. Много места занимает история крупнейшего западнославянского предгосударственного образования, возглавлявшегося князем Само. Позднейшие источники при описании сюжетов, связанных с Само, следуют за Фредегаром. Это анонимный трактат IX в. «Обращение баваров и карантанцев» (опирающийся также на устные предания Карантании) и «Деяния короля Дагоберта».

Как жили наши далекие предки. Расселение славян.

Как жили наши предки в Древней Руси Как жили и чем занимались наши предки

Ребята, мы вложили в сайт душу. Спасибо за
, что вы открываете для себя эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки по коже.
Присоединяйтесь к нам на Facebook и В контакте с

Если вы думаете, что люди в прошлом были менее эксцентричны, чем нынешнее поколение, то вспомните их моду и традиции — там много удивительного.

сайт составил небольшой список того, что наши предки считали нормальным, и выяснил, что мы с вами не такие уж и странные.

Первый и второй сон

Европейцы в Средние века практиковали так называемый двухфазный сон. Первый сон начинался с заходом солнца и длился примерно до полуночи, затем люди просыпались и бодрствовали 2-3 часа. Кто-то в это время молился или читал, а другие общались с домочадцами или соседями. Затем наступил второй сон, который продолжался до восхода солнца.

Живые будильники

Будильник, или будильник, — профессия, существовавшая с конца 18 века до 1920 года. В обязанности таких людей входило будить тех, кто должен был идти на работу. «Будильники» стучали в окна своих клиентов палками или стреляли в них горошком из духовой трубки. Не совсем понятно, кто сам разбудил стукачей, но есть версия, что они вообще не ложились спать перед работой.

Платья для мальчиков

Начиная с 16 века и примерно до 1920 года было принято одевать мальчиков до определенного возраста (4-8 лет) в платья, и это никого не смущало. Вероятно, основной причиной этого была дороговизна одежды, а платья было легче шить на вырост. Традиция не обошла стороной даже семью Николая II — на фото его сын цесаревич Алексей в платье, похожем на те, что носили его сестры.

Шопен

Шопен, также известный как цокколи и пианелли, представляет собой обувь на платформе высотой до 50 см. Недаром тем, кто носил эту обувь, требовалась помощь прислуги, чтобы буквально не стать жертвой моды. Однако носили шопены не только из стремления к красоте, но и для того, чтобы не испачкать одежду уличной грязью.

Кровопускание от всех болезней

Страх перед водными процедурами

В средние века в некоторых странах считалось, что вода приносит человеку только болезни, а вшей называли «жемчужинами божьими». Эти убеждения разделяли монархи. Изабелла Кастильская гордилась тем, что мылась всего два раза в жизни: при рождении и перед свадьбой. Однажды кавалер обратил внимание на ее грязные руки и ногти, на что королева ответила: «О, вы бы видели мои ноги!»

Посмертные фотографии

Еще один обычай, который в наше время выглядит если не жутко, то как минимум очень странно. Но в 19 веке это был способ сохранить память о близких, которые ушли из жизни. Как правило, перед фотографированием умершим придавали «живой» вид: их усаживали в естественные позы, а глаза рисовали на закрытых веках — как на этом фото.

Радиоактивные продукты и косметика

В начале 20 века радиация воспринималась людьми как исключительно положительное явление, чем не преминули воспользоваться мошенники: косметика, продукты и напитки, обогащенные радием и торием, радиоактивные сувениры и даже в продаже появились устройства для насыщения воды радиоактивными элементами.

Увы, не обошлось без жертв: спортсмен Эбен Байерс выпил огромные дозы напитка «Радитор», в результате чего скончался. The Wall Street Journal отреагировал на это печальное событие ехидной заметкой: «Вода и радий здорово ему помогли. Пока у него не отвалилась челюсть».

Героин как лекарство от кашля

Удивительно, но 100 лет назад героин считался безвредной альтернативой морфию и продавался в аптеках как лекарство от кашля. Более того, его рекомендовали даже детям. Впоследствии было установлено, что героин превращается в морфин в печени, а в 1924 его использование было запрещено, но в

Ребенку в школе дали ответственное задание: сделать семейную дверь, наклеить фото родственников. Если честно, я потратил на это задание часов пять. Рисовала сама, наклеивала семейные фото, одна дочка бы не справилась. Ну и я спонтанно окунулся в историю. Вам также будет интересно узнать, как жили наши предки.

Взгляд в прошлое

Если изучать историю рода, то можно запутаться. Вы должны начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Расшифровкой значения фамилии займутся специальные компании, имеющие доступ к архивам. Они назовут великих и известных людей, которые были в вашем роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас приятно удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили, вызывали дождь и любили природу кочевые славяне. Но можно заглянуть в прошлый век.

СССР и наши предки

Советский Союз — яркий период в жизни людей. Когда воссоединилась могучая держава, наши прадеды и прабабки были молоды (как и мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но советская власть и репрессии нарушили планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины были обязаны отслужить (5 лет в армии), а потом – «родину защищать». Найдите фотографии своего прадеда, он обязательно будет в военной форме.

В послевоенное время была вера в лучшую жизнь. Сельское хозяйство начало активно развиваться. Были открыты колхозы. Женщины работали на полях не меньше мужчин. Работа была тяжелой (с утра до позднего вечера). Девочки не имели права брать больничный или декретный отпуск!

Элита и интеллигенция жили в городах. Им повезло больше. В деревнях наши предки жили скромно. В домах даже удобств не было, про телевизор вообще молчу.

Еще один ужасающий факт: у жителей села не было документов. Но, жили они дружно, в праздники гуляли по улицам, делясь едой и секретами.


Рассвет жизни

В период застоя наши предки стали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выехали в город;
  • ушел в море;
  • посетил кино;
  • купил машин.

Наши предки жили одним днем. Постоянно мечтал о хорошем. Нам остается воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость наших дедов и прадедов.

Helpful1 1 Не очень

Друзья, вы часто спрашиваете, поэтому напоминаем! 😉

Авиабилеты — можно сравнить цены всех авиакомпаний и агентств!

Отели — не забудьте проверить цены на сайтах бронирования! Не переплачивайте. Это !

Rent a Car — также агрегация цен от всех дистрибьюторов, все в одном месте, поехали!

Недавно я рассматривал старые фотографии своих бабушек и дедушек и прабабушек. Пока смотрел, думал о том, как жили наши предки в ХХ веке. Конечно, все по-разному, но некоторые общие черты найти можно. Жизнь в России всегда была интересной, у нас все-таки важная страна, а не какая-то там Ирландия, но живем мы в среднем беднее, чем наши европейские соседи.


Наши предки жили в СССР

Около 30 лет назад была такая страна размером 22 миллиона квадратных метров. км и с населением почти 300 млн человек. Даже у США тогда было меньше населения и территории. Наши родители хорошо помнят СССР. Было много хороших и странных вещей. Например, советскому человеку было трудно выезжать за границу, поэтому он путешествовал в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что и отражено в фильме «Будь моим мужем». В 1970-е и 1980-е годы мои предки проводили летние каникулы в следующих местах:

  • Москва и Ленинград. Они играли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутреннего зарубежья. Там и с ширпотребом было получше, и уровню жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики они отправились за субтропическим климатом Аджарии и вкусной едой.

Советский период запомнился практически каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население было еще в основном сельским, а в 1950-1980-х годах шло масштабное жилищное строительство. Этот период нашел отражение в кинематографе, например, в фильме «Приз», а также в написании картины – «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской Империи

В моем детстве были еще старики, родившиеся до революции. Однако о дореволюционной России в нашей стране вспоминают плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, большинство россиян тогда имели неграмотных или полуграмотных предков и жили в деревне. На жизнь дореволюционной России можно взглянуть на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрел все!

Полезно 0 0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машина, подгузники для ребенка, телефон, я иногда думаю о том, как раньше люди жили без всего этого. Получается, что жили нормально — просто не знали, что можно жить лучше, и поэтому мирились со своей участью. Подробности читайте дальше.


Образ жизни наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даешься… Вся жизнь — это непрерывная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

На рассвете женщины встали и пошли готовить пищу для домашнего скота и семьи, а затем отправились в поля. Мужчины выполняли тяжелую работу.

У наших предков во все времена было много детей. Детям досталась работа полегче — надо было младших нянчить, гусей пасти, избушку охранять.


Когда читаешь о жизни древних людей, становится грустно, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, удовольствиям и радости. Точнее, все это было, но не в таких масштабах, как в наше время, а скудно и недолго.

Но, однако, люди тогда были физически здоровее и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли реализовать себя, наверное, через свое ремесло. Впрочем, это тоже было рутинно, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не мог, поэтому до конца своих дней ковал подковы.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы, что у них много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, которые достались нашим далеким прабабушкам, не до любви и восторга. И часто дети воспринимались как обуза или, наоборот, рабочая сила.

Как составлялись имена наших предков

В средние века стало появляться множество различных профессий и ремесел. Самыми популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • дубильщик;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А в связи с тем, что наши предки всегда жили большими родами, для удобства каждая семья называлась по роду занятий владельца.


Так появились Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пчеловоды назывались Земцовыми), Фурмановы (извозчиков раньше называли фурманами).

Полезно 0 0 Не очень

Комментарии0

Во время зимних каникул мы с сыном, будучи в Омске, посетили историко-краеведческий музей. Экспозиция получилась достаточно большая, и к концу мой ребенок уже устал, но вывести его оттуда все равно было сложно. Его особенно интересовал образ жизни далеких предков, а меня — более поздние времена.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции выделены следующие этапы:

  • каменный век;
  • бронзовый век;
  • железный век.

Как нам рассказали во время экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Охотясь, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, а хижины, покрытые шкурами животных, служили убежищем от непогоды.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома обычно строились все вместе. Хозяйство семьи состояло из избы с печью, летней постройки, бани, дома для прислуги, амбара и погреба с колодцем. При этом часть хозяйственных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был хайвей — старший мужчина. Все решения он принимал сам, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с другими. Если семье не нравился их старший, они обращались к общине, чтобы его заменил кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большие.

Семья весь год много работала: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнялись за счет сбора ягод и грибов, рыбалки. Не имея ряда аптек и врачей, женщины собирали травы, и у каждой хозяйки было несколько лекарственных настоек на всякий случай.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялся разнообразию фамилий.

По ним просто невозможно определить национальность. А после посещения музея я понял, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Люди из одних мест селились вместе, поэтому на территории района есть национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезный 0 0 Не очень

В лесистых местностях, по берегам рек и озер сел, прижился, поставили свои дома и хозяйственных построек наших предков . «Жить рядом с лесом — не быть голодным.» В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы, ближе к ним и поселились наши предки … Не зря столько пословиц и поговорок сложено в народе о дарах леса, например, о грибах:

  • Где один гриб, там и другой.
  • Во влажные годы растут грибы.
  • Грибы ищут — по лесу рыщут.
  • Много комаров — готовьте коробки.
  • Появились опята — кончилось лето.
  • Поздний гриб — поздний снег.

Про детей даже говорили: «Они растут, как грибы после дождя».

Рядом лес, и в нем растет зелье от каждой болезни. Люди давно заметили, что корень валерианы помогает при болях в сердце; знали, что липовый цвет снимает лихорадку, подорожник и березовый сок заживляют раны, настой белены в малых дозах успокаивает, а если много пить, то возбуждает. «Вы переедаете белены?» — спросил, если человек был слишком взволнован. Народная мудрость хранит множество полезных советов, как оставаться здоровым:

  • Живи просто — проживешь до ста лет.
  • Кто долго жует, тот долго живет.
  • Держите голову холодной, желудок голодным и ноги в тепле.

Рядом поселились родственники и просто соседи (те кто рядом поселили ). Постепенно образовалось село ( сесть, устроиться ). Строительство заняло не один день и не два. Во-первых, нужно было освоить сайт. Готовили землю под пашню, рубили, выкорчевывали лес. Так было захват (от слова заимствовать ), а первые постройки назывались ремонт (от слова инициатива , т.е. Старт ).

Изба, клетка, амбар, амбар, гумно, баня — вот что такое крестьянская усадьба. Их строили широко — ведь земли много, строительного материала хватит на всех. Что касается трудолюбия и трудолюбия, то русский человек ими никогда не занимался.

Больше всего для строительства подходили сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

  • Из гнилого леса ненадолго хижина .
  • Вы не можете создать резервную копию Хоромина с помощью Соломы.

Строили большие дома с учетом прибавления в семье; иногда два этажа, со светом. «Семья крепка, когда над ней одна крыша», наших предков … Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

  • Одному страшно, а толпе все равно.
  • Семья в куче — не облако.

На строительство усадьбы одновременно выезжало до двадцати человек.

  • Чем больше рук, тем легче работа.

Сотрудников приглашали, правда, с разбором, так как хороший хата не каждый мог его вырубить. Здесь нужен опыт, сноровка и особый талант. Позже столярные артели стали ходить из города в город, из деревни в деревню. Топор за пояс, скребок , долото — вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но использовались редко.

  • Топор всему голова.
  • С топором весь мир пройдёшь.
  • Без топора — не плотник, без иголки — не портной.
  • Не схватив топор, хат не срубишь.

Топором дрова валили, а ложку можно было выпилить.

Жизнь любого человека сильно зависит от его окружения, природных условий, климата. Не стала исключением и жизнь древних славян. В целом получилось очень просто и оригинально. Жизнь шла своим чередом, размеренно и естественно. Но, с другой стороны, мне приходилось выживать и каждый день искать еду для себя и своих детей. Так как же жили наши предки славяне?

Сельское хозяйство

Они жили вблизи рек и других водоемов. Причиной этого является потребность в большом количестве воды, а земля там очень плодородная. Особенно такими землями могли похвастаться южные славяне. Поэтому одним из основных их занятий было земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами были просо, гречиха и лен. Имелись специальные приспособления для обработки земли: мотыги, бороны, плуги и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). В разных регионах проживания она была разной. Чаще всего в лесу сжигали деревья. Полученную золу использовали для удобрения. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), они переселялись на новые территории.

Жилище

Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это может спасти их от вражеских атак. С этой же целью вокруг жилищ возводили частокол. Он был сделан из бревен.

Как известно, на территории современной России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому славяне на этот период утепляли свои жилища (избы) глиной. Внутри разводили костер, для дыма предусматривались специальные отверстия. Позже стали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим рядом с лесом.

Что касается предметов быта, то их тоже делали из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами выращивали.

Быт

С течением времени у славян сформировался родовой строй, родоплеменные отношения. Единицей или ячейкой был род. Это собрание людей, объединенных родственными узами. Сегодня можно представить, как если бы все дети своих родителей жили вместе со своими семьями. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, они все делали сообща и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собирались на особое собрание (вече), где старейшины рода решали проблемы.

Питание

Если славяне в основном то, что сами вырастили и поймали. Варили супы (щи), каши (гречневая, пшенная и др.). Из напитков пили кисель и квас. Из овощей использовала капусту, репу. Картошки, конечно, еще не было. Готовили славяне и различную выпечку. Самыми популярными были пироги и блины. Из леса привезли ягоды и грибы. Вообще лес для славян был источником жизни. Оттуда они взяли и дерево, и животных, и растения.

Охота и скотоводство

Важно отметить, что наряду с земледелием наши предки занимались и охотой. В лесу обитало много животных (лисы, зайцы, лоси, кабаны, медведи). От них была двойная польза. Во-первых, мясо использовалось в пищу. Во-вторых, для одежды используется шерсть и мех животных. Для охоты славяне строили примитивное оружие — луки и стрелы. Важное значение имела и рыбалка.

С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными не надо бегать, они жили рядом. У большинства славян были коровы и свиньи, а также лошади. Животноводство также принесло много пользы человеку. Это и вкусное мясо, и молоко. Крупные животные использовались как в качестве рабочей силы на полях, так и в качестве транспорта.

Досуг славян

Отдыхать тоже надо уметь! Как развлекались наши предки? Сначала из дерева вырезали различные картины, затем придавая им яркую окраску. Во-вторых, славяне тоже любили музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, тоже были деревянными. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.

Наконец

Такой была жизнь древних славян. Хоть он и не был наполнен простыми бытовыми удобствами, но был. И оно было не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и зачастую имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступеньку. Вряд ли современный человек мог выжить в то время без всех своих удобств, которых он уже не видит. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, что мы с вами сделать не смогли. Мы обязаны им тем, что имеем сегодня.

Спецрепортаж — Один в прошлом.

В прошлом — Особенности древнерусской кухни.

Все мы знаем, что славяне сыграли важную роль в формировании государств Восточной Европы. Эта группа родственных народов, самая многочисленная на континенте, имеет схожие языки и сходные обычаи. Его население составляет около трехсот миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение в Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которые во время Великого переселения народов рассеялись по Евразии. Ближайшими родственниками славян являются балты, поселившиеся на территориях современных Латвии, Литвы, Эстонии. Их соседями были германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. В древности восточные славяне прошли через Восточную и Среднюю Европу, где в междуречье Днепра и Вислы были основаны первые города Украины и Польши. Затем они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян внесла свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших предков занимала обширную территорию. От Ладожского и Онежского озер до побережья Черного моря, от Оки и Волги до Карпатских гор они пахали землю, водили торговлю, строили храмы. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. С ними мирно уживались финно-угорские племена — наши предки не отличались излишней воинственностью, но предпочитали поддерживать со всеми добрые отношения.

Деятельность восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело владели плугом, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степняки распахивали целину, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а в качестве удобрения использовали золу. Дары земли составляли основу рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеницу, ячмень, гречиху, овес использовали для выпечки хлеба и для приготовления каш. Также выращивались технические культуры — лен и конопля, из волокон которых пряли нити и изготавливали ткани. Люди особенно любили домашних животных, так как каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей и домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. На очень высоком уровне были развиты охота, рыболовство, пчеловодство, кузнечное и гончарное ремесла.

Религия праславян

До прихода христианства на славянские земли здесь царило язычество. В древности восточные славяне поклонялись целому пантеону богов, олицетворявших силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения — капища, где стояли идолы и приносились жертвы. Умерших сжигали на кострах, а пепел, помещенный в котел, насыпали курганами. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили о себе письменных свидетельств. Знаменитая книга Велесова вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружия, остатков одежды, украшений, культовых вещей. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и легенды.

CA может избежать кризиса с беженцами, создав Славянскую комиссию

Более 1000 протестующих включают свои мобильные телефоны в поддержку Украины во время молитвенного митинга в воскресенье, 27 февраля 2022 г., у Капитолия штата в Сакраменто. Сара Невис snevis@sacbee.com

4 марта губернатор Гэвин Ньюсом подписал указ, в котором провозглашается, что «Калифорния, которая имеет долгую историю приема украинских и других беженцев, будет и впредь поддерживать переселение», и признается, что «Калифорния гордится тем, что является домом для одного из крупнейшее украинское население в Соединенных Штатах». Президент Байден рассчитывает принять до 100 000 украинских иммигрантов в рамках недавно созданной программы «Единство для Украины».

Данные Института миграционной политики и Калифорнийского института государственной политики показывают, что Калифорния — и особенно регион Сакраменто — уже является домом для наибольшей концентрации американцев украинского происхождения. Самая последняя волна славянской иммиграции была во время постсоветского распада, когда славянские церкви привлекали эмигрантов через прямые радиопередачи и федеральную программу Лаутенберга.

В этот раз государство не готово принять такой большой наплыв украинских иммигрантов. Департамент социальных служб штата уже определил Сакраменто как «округ, затронутый беженцами». Обеспечение того, чтобы новое население хорошо обслуживалось и ассимилировалось в новом окружении, является сложной задачей даже в самых лучших обстоятельствах.

Эта новая волна внимания вызвала споры в славянском сообществе о том, являются ли эти жесты перформативными, особенно учитывая прошлые события. Например, серия встреч в прошлом году нескольких выборных должностных лиц с делегацией авторитарного правительства Беларуси вызвала у некоторых недоумение относительно того, осведомлено ли наше руководство о текущих сложностях внутри славянской общины.

Славянские семьи распадаются из-за политических разногласий по поводу войны в Украине. Конечно, сейчас люди обращают внимание на политику постсоветского блока. Но как насчет их продолжающегося реверберации здесь, в Калифорнии?

Существует также крайне важный вопрос разнообразия, справедливости и включения в представительную демократию: не существует единого сплоченного форума, который представляет голос сообщества. В Государственный консультативный совет по помощи и услугам беженцам входил только один славянин, и срок их полномочий истек в январе.

Привлечение внимания к потребностям быстрорастущего и внутренне разнообразного населения отвечает интересам руководителей штатов, чтобы свести к минимуму социальные дилеммы и чтобы Калифорния оставалась сильной и стабильной демократией, отражающей состав и интересы ее избирателей. .

Создание в Калифорнии комиссии по славяно-американским делам по образцу существующей Комиссии по делам жителей азиатских и тихоокеанских островов могло бы помочь в этом. Комиссия AAPI была сформирована во время увеличения населения в сообществах AAPI, точно так же, как мы сейчас наблюдаем в славянском сообществе.

Комиссия может консультировать правительство по вопросам, касающимся сообщества, и связывать сообщество с программами, которые могут принести пользу сообществу. Что еще более важно, комиссия будет действовать так же, как старые калифорнийские славянские радиопередачи: служить маяком и центральным информационным центром для беженцев.

Эффективная координация между штатом, окружными координаторами по делам беженцев, агентствами по расселению и организациями этнических сообществ имеет решающее значение для предотвращения возникновения «кризиса беженцев».

В случае формирования комиссия должна быть дополнением к Департаменту социальных служб штата. Бюро программ для беженцев уже создало страницу ресурсов для прибывающих в Украину, которую можно рекламировать и расширять. Комиссия могла бы даже служить связующим звеном с украинскими и другими славянскими правительственными чиновниками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *