Раскол церкви на Руси в 17 веке и его причины
В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.
Опыт работы учителем истории — 29 лет.
Причины и предпосылки
Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:
- социальный кризис,
- церковный кризис,
- духовный кризис,
- внешнеполитические интересы страны.
Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви.
Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.
Реформа и раскол
Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г.
во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу. Рис. 2. Патриарх Никон.В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.
Последствия
С одной стороны, реформа укрепила централизацию церкви и её иерархию. С другой, суд над Никоном стал прологом ликвидации патриаршества и полного подчинения церковного института государству. В обществе свершившиеся преобразования создали атмосферу восприятию нового, которая породила критичность по отношению к традиции.
Не принявших новшества стали называть старообрядцами. Старообрядчество – одно из самых сложных и противоречивых последствий Никоновской реформы, раскол внутри церкви и в самом обществе.
Что мы узнали?
Узнали о причинах проведения церковной реформы, её основном содержании и результатах. Русская православная церковь раскололась на старообрядцев и никониан. .
Оценка доклада
А какая ваша оценка?
Церковный раскол 17 века русской православной церкви, причины и последствия
Церковный раскол на Руси произошёл в середине 17 века во время царствования царя Алексея Михайловича Тишайшего. Последствия разделения русской православной церкви на старообрядцев и приверженцев новой веры ощущаются и в настоящее время. По мнению многих историков, основная суть церковной реформы заключалась в восстановлении Византийской империи и наследовании императорского трона царём Алексеем, а Никон возжелал сан Вселенского патриарха.
Реформы церкви в 17 веке
В 988 году древняя Русь приняла христианство и отказалась от язычества. Тогда центром христианского мира была Византия и все церковные обряды и службы велись по принятому там канону. Богослужебные книги так же переписывались с византийских оригиналов.
Важно.
Церковные книги переписывались множество раз, и постепенно в текстах стали появляться и накапливаться ошибки. Появились некоторые расхождения в церковной обрядовой символике и в пении псалмов.
В XVII веке группа священнослужителей высокого ранга осознала необходимость церковных реформ. Царь Алексей Михайлович Романов был не только глубоко верующим человеком, но и разносторонне образованным. Он так же понимал необходимость реформирования христианской веры, принятой в России. Нужно было отказаться от старославянских церковных обрядов и привести все службы и книги в соответствие с греческими (византийскими) канонами.
Это было вызвано следующими причинами:
- После того, как в 1453 Византийская империя пала, по мнению большинства священнослужителей, именно Россия должна была стать центром православной веры.
- Присоединённая к России левобережная часть Украины отправляла церковные службы по греческому образцу, в то время как в России продолжали использовать старославянский канон.
- Правление Алексея Романова было неспокойным. По всей территории возникали стихийные бунты и мятежи. Единообразие религиозных действий, по мнению руководящей верхушки, могло стать важным инструментом для укрепления страны, объединения всех слоёв населения и устранения внутренних противоречий.
Суть и осуществление религиозных реформ, прежде всего, поддерживал российский самодержец. Он понимал, что такие кардинальные изменения встретят не только сопротивление, но и активный протест. Поэтому было проведено что-то вроде референдума.
Большой группе священнослужителей был предложен выбор:
- Сохранить древнерусский церковный канон;
- Реформировать церковь по греческому образцу.
В результате споров и прений победили сторонники церковной реформы. Таким образом всё российское общество буквально раскололось на две части.
Важно. Против церковной реформы выступили не только многие церковники высокого ранга, но и бояре, военачальники и простой народ.
В этих непростых условиях реформирование русской церкви мог провести только умный и жёсткий религиозный деятель.
Греческий и древнерусский обычаи
Главным реформатором царь Алексей назначил патриарха Никона. Этот честолюбивый и властный церковник, как никто другой подходил для этой цели. В 1652 году, по настоянию самого царя Никон был избран патриархом всея Руси, а в 1653 он начал церковную реформу. С современной точки зрения многие положения церковной реформы настолько незначительны, что на них можно вообще не заострять внимание.
Например, как идти крестному ходу вокруг церкви: справа налево или слева направо. Тем не менее, из-за несогласия с такими изменениями люди спокойно шли на костёр. Суть реформ заключалась в том, чтобы внести только несущественные изменения, которые никак не могли повлиять на уклад жизни русского народа.
В таблице кратко указаны основные отличия греческого канона от древнеславянского.
Греческий обычай | Древнерусский обычай |
Имя Христа писалось Иисус | Имя Христа писалось Исус |
Аллилуйя произносилось трижды | Аллилуйя произносилось дважды |
Крестный ход шёл против солнца | Крестный ход шёл по солнцу |
По греческому канону допускались поясные поклоны | В русской церкви кланялись до земли |
Крестное знамение совершалось тремя пальцами | Русские крестились двоеперстием |
Кроме этого, должны быть исправлены тексты некоторых молитв, псалмов и служб, и богослужебные тексты. Самым сложным вопросом в реформе вероисповедания была редакция религиозной литературы. В России были сотни церквей, храмов и монастырских подворий и в каждом были религиозные книги. Чтобы привести это всё в соответствие с византийскими правилами требовалась колоссальная работа.
Причины раскола
Патриарх Никон, получивший от царя все полномочия, крайне жёстко взялся за проведение церковной реформы. Это можно считать основной причиной раскола в России. Чтобы не переписывать богослужебные книги и иконы, написанные с нарушениями греческого канона, они насильно изымались из церквей и монастырей, затем публично сжигались. Подручные Никона обходили жилища москвичей и изымали домашние иконы. Святым образам выкалывали глаза, их рубили на части, жгли и били об пол. Такое отношение к святыням вызывало естественное негодование и ненависть в народе.
Важно. Многие искренне верующие россияне стали воспринимать патриарха Никона, как антихриста, который поднялся из ада, чтобы уничтожить настоящую веру и навязать новую.
Ещё одним фактором сыгравшим сою роль в расколе православной церкви, являлось то, что большинство священников были малограмотными людьми и не могли правильно объяснить пастве суть проводимых изменений.
Крайне негативно верующие восприняли замену крещения двумя перстами на троеперстие. Этот символ, у самых рьяных сторонников старообрядчества, получил название «кукиш» за сходство с неприличной фигурой. Если замену земного поклона на поясной, русские христиане восприняли без отрицания, то изменение текста молитвы «Символ веры», было встречено с негодованием.
Многие верующие не хотели отдавать свои иконы и древние книги, которые передавались из поколения в поколение. Этими святынями очень дорожили и прятали их от служителей патриарха. С такими христианами Никон расправлялся жёстко. Их пытали и подвергали публичным телесным наказаниям. Так возникло понятие «пострадать за веру», по аналогии, как принимали муки и смерть первые христиане.
Важно. Чем сильнее Никон и его подручные издевались над старой верой, тем быстрее крепло движение старообрядцев.
Среди иерархов церкви и рядовых священников не было единодушия по отношению к реформам, поэтому те, кто не приняли изменение канонов православия, возглавили это движение. Началом старообрядчества и церковного раскола считается 1654 год. Церковные реформы и гонения на староверов связывают с именем патриарха Никона.
Участники, реформаторы, противники
Основоположником религиозной реформы был царь Алексей. Ему это было необходимо, чтобы укрепить собственную власть, сгладить трения между Россией и Украиной и сделать государство центром православной веры. Совсем другие цели преследовал лидер религиозного раскола патриарх Никон. Он претендовал на роль соправителя России. Патриарх доказывал, что божественная власть выше царской и хотел править страной вместе с царём, но находясь выше его. Честолюбивым планам Никона не суждено было сбыться.
Алексей Михайлович Романов
Важно. В 1660 царь Алексей Романов приказал церковному собору лишить патриарха Никона сана и сослать его в удалённый монастырь
Жёсткие методы патриарха привели к тому, что большое число верующих отошло от церкви. Тогда же сформировалось мощное движение поборников старой веры. Опальные священнослужители, не признавшие церковные реформы Никона, уходили в глухие леса и основывали там скиты. Потом к ним присоединялись сотни и тысячи людей исповедовавших старую веру и не принявшие реформы.
Особенно много староверческих скитов было на русском севере и в глухих лесах вдоль реки Керженец. Настоящим оплотом старой веры стал Соловецкий монастырь. Вся монастырская братия отказалась принимать новую веру, тогда к монастырю были стянуты царские полки. После длительной осады Соловецкий монастырь был взят. Было казнено более 400 монахов.
Возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум. Он был сильной личностью, ни в чём не уступавшей патриарху реформатору. Две противоборствующие силы Никон и Аввакум ни в чём не хотели уступать друг другу.
Требования патриарха Никона | Позиция протопопа Аввакума |
Скорректировать богослужебные книги по греческому образцу | Сохранить все древнерусские тексты |
Изменить обрядовые действия по византийским канонам | Унифицировать богослужения по канонам, сохранившимся с Древней Руси |
Заменить старорусские иконы на образа греческого письма | Использовать иконы древнерусского письма |
Утвердить духовную власть выше светской | Сохранение главенства царя над всеми верующими |
Расширить связи русской православной церкви с другими странами | Отмена налаживания международных связей |
За приверженность к старой вере и за обличительные крамольные речи против реформ, протопоп был сослан в Сибирь.
Важно. Несмотря на гонения и лишения Аввакум не изменил своих взглядов и продолжал проповедовать и обличать Никона, как антихриста. За свою деятельность протопоп был заключён в глубокую яму, а затем сожжён.
Пострадал не один протопоп Аввакум. Многие ярые сторонники вероисповедания по старорусским законам были прилюдно сожжены на костре из древних рукописных книг и ликов святых. Этот факт положил начало страшной традиции самосожжения, когда жители религиозного скита, вместе с женщинами и детьми, запирались в деревянном строении и поджигали его изнутри. Как правило, спастись никому не удавалось. Самосожжение так же являлось экстремальной формой протеста против гонений и репрессий.
Идеология раскола
Несмотря на гонения и репрессивные меры, движение старообрядцев не прекратилось, а наоборот, захватывало всю территорию российского государства. Тогда церковь пошла на крайнюю меру. На православном Соборе, в середине 17 века все, кто исповедует древнюю веру, были отлучены от лона церкви и преданы церковному проклятию – анафеме. Тогда же, были официально приняты новые обрядовые действия и изданы новые богослужебные книги.
Самым негативным в церковной реформе было то, что всё исконно русское, связанное с многовековой историей России, подлежало безжалостному уничтожению.
Главные итоги церковного раскола
Итоги и последствия реформ были крайне негативными. Вместо того чтобы сплотить население страны, всё закончилось настоящей религиозной войной. По всей России вспыхивали народные волнения, которые активно поддерживались всеми слоями населения. Никониане продолжали применять жёсткие меры, но это только усиливало неприятие новой веры.
В результате проведения церковной реформы в России произошли следующие изменения:
- Религиозный раскол между поборниками старообрядчества и тех, кто принял новую веру, стал национальной трагедией. Фактически весь русский народ разделился на два непримиримых лагеря. После того, как староверы были признаны еретиками и преданы анафеме, гонения на них усилились.
- Впервые в русском государстве возникла вражда на религиозной почве, что разрушило многовековое единство русского народа.
- В управлении государством, церковная власть отошла на второе место, уступив светской власти. Царь, а не патриарх был объявлен защитником всех православных. Важные церковные вопросы стали решаться государственными органами. Позже, патриаршество в России было полностью упразднено.
- Русская православная церковь стала активно налаживать связи с другими странами.
Старообрядческое движение позволило сохранить уникальные иконы и книги дореформенного периода. Кроме того староверам удалось сберечь огромный пласт древнерусской культуры. Это традиции древней иконописи, церковного уникального пения и обрядовых действий. Приверженцы патриарха Никона стремились всё уничтожить, но многое удалось сохранить.
Литература:
- Богданов А.П. «Патриарх Никон и раскол Русской церкви»
- Крамер А.В. «Раскол русской церкви в середине XVII века».
Раскол | Русское Православие | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Факты и сопутствующий контент
Раскол Православной церкви: пять причин, почему это важно 23
Лоуренс Питер
BBC News
Русская Православная Церковь разорвала связи с церковным руководством в Стамбуле, Константинопольский Патриархат, традиционно считающийся штаб-квартирой православной веры.
Московская Русская Православная Церковь насчитывает не менее 150 миллионов последователей — более половины всех православных христиан.
В центре спора — решение Константинополя на прошлой неделе признать независимость украинских православных верующих.
Вы могли бы подумать, что это еще один тайный теологический спор. Ну, это еще не все.
Это часть конфликта между Россией и Украиной
Стремление к независимости Украинской православной церкви усилилось в 2014 году, когда Россия аннексировала Крым, а поддерживаемые Россией сепаратисты захватили большую часть территории на востоке Украины.
Украинские правительственные войска продолжают напряженное противостояние на востоке, а российское правление в Крыму, непризнанное на международном уровне, привело к широкомасштабным санкциям против Москвы.
Русская православная церковь обвиняет украинских националистов в многочисленных нападениях на ее храмы.
Ослабление влияния Москвы на украинских верующих было неотъемлемой частью украинской государственности с тех пор, как бывшая советская республика стала независимой в 1991 году.
Источник изображения, AFP восточные повстанцы (фото 2015 г.)
Теперь это личное
Президент Украины Петр Порошенко говорит, что церковная независимость — официально именуемая «автокефалией» — является «вопросом национальной безопасности Украины». Он назвал решение Константинопольского Патриархата от 11 октября «великой победой благочестивого украинского народа над московскими бесами, победой добра над злом, света над тьмой».
Многие украинцы видят в Московском отделении Украинской Православной Церкви орудие Кремля. Но Московский патриархат утверждает, что имеет законную власть над Украинской церковью, начиная с 1686 года, и что Киев был родиной Русской православной церкви.
Президент Владимир Путин поднял престиж Русской православной церкви, и многие ее священники тесно связаны с его националистической программой. Иногда они торжественно благословляют российские военные самолеты и космические ракеты.
Источник изображения, AFP
Подпись к изображению,Российский священник благословляет истребитель Су-27 в Крыму (фото 2014 г.) другие известные православные сайты.
Владимир Путин участвует в больших церковных торжествах на Пасху, Крещение и Рождество.
- Путин назван национальным спасителем в преддверии выборов в России
- Украина назвала Россию государством-агрессором
- Церковь придает вес путинскому патриотизму
Воспроизведение этого видео невозможно
Для воспроизведения этого видео необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Заголовок в СМИ,Президент Путин бросается в ледяную воду на Крещение
Возможны драки из-за церковного имущества .
Президент Порошенко обвиняет Кремль в попытке разжечь религиозную войну и предупредил, что российские агенты могут попытаться захватить церковное имущество.
Московский Патриархат заявляет, что его прихожане больше не должны посещать богослужения, проводимые лояльным Константинополю духовенством. Отныне он также будет бойкотировать совместные православные церковные обряды.
Источник изображения, AFP
Подпись к изображению,Президент Порошенко (справа) является союзником патриарха Филарета (в центре), главы Киевского патриархата
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что Кремль будет защищать «интересы россиян и русских ораторов и интересы православных», но только с использованием «политико-дипломатических мер».
Россия также заявила, что должна защищать этнических русских в преддверии военной интервенции на Украине в 2014 году. ), Православная Церковь Киевского Патриархата и Малая Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ).
Решение Константинополя «является большим ударом для России», заявил в интервью Би-би-си эксперт по религиоведению Королевского колледжа Лондона Марат Щерин.
«Использование Россией культуры во внешней политике очень важно — чувство идентичности, причастности к большему православному миру».
Пострадали миллионы
По оценкам, 150 миллионов последователей Московского Патриархата делают Россию лидером в православном мире, который насчитывает не менее 260 миллионов человек.
Но Константинополь традиционно считался «первым среди равных». И теперь поддерживает создание новой единой Православной церкви в Киеве.
Источник изображения, Getty Images
Image caption,Афонский монастырь в Греции принимает множество православных паломников
В Украине Московский Патриархат контролирует около 12 000 приходов, в то время как Киевский Патриархат насчитывает около 5 000, а УАПЦ — почти 1 000.
Но г-н Щерин, который читает лекции о тенденциях в бывших советских республиках, говорит, что некоторые связанные с Москвой приходы, вероятно, перейдут в новую церковь под руководством Киева, потому что многие приходы «не сильно различаются в своих политических предпочтениях».