Кто такой шуберт: Франц Шуберт (Franz Schubert) | Belcanto.ru

Франц Шуберт (Franz Schubert) | Belcanto.ru

Доверчивый, откровенный, неспособный на предательство, общительный, разговорчивый в радостном настроении — кто знал его другим?
Из воспоминаний друзей

Ф. Шуберт — первый великий композитор-романтик. Поэтическая любовь и чистая радость жизни, отчаяние и холод одиночества, томление по идеалу, жажда странствий и безысходность скитаний — все это нашло отзвук в творчестве композитора, в его естественно и непринужденно льющихся мелодиях. Эмоциональная открытость романтического мироощущения, непосредственность выражения подняли на невиданную до тех пор высоту жанр песни: этот прежде второстепенный жанр у Шуберта стал основой художественного мира. В песенной мелодии композитор мог выразить целую гамму чувств. Его неиссякаемый мелодический дар позволял сочинять по нескольку песен в день (всего их более 600). Песенные мелодии проникают и в инструментальную музыку, например песня «Скиталец» послужила материалом для одноименной фортепианной фантазии, а «Форель» — для квинтета и т.

п.

Шуберт родился в семье школьного учителя. У мальчика очень рано обнаружились выдающиеся музыкальные способности и его отдали на обучение в конвикт (1808-13). Там он пел в хоре, изучал теорию музыки под руководством А. Сальери, играл в ученическом оркестре и дирижировал им.

В семье Шуберта (как и вообще в немецкой бюргерской среде) музыку любили, но допускали лишь как увлечение; профессия музыканта считалась недостаточно почетной. Начинающему композитору предстояло пойти по стопам отца. В течение нескольких лет (1814-18) школьная работа отвлекала Шуберта от творчества, и все же он сочиняет чрезвычайно много. Если в инструментальной музыке еще видна зависимость от стиля венских классиков (главным образом В. А. Моцарта), то в жанре песни композитор уже в 17 лет создает произведения, полностью выявившие его индивидуальность. Поэзия И. В. Гёте вдохновила Шуберта на создание таких шедевров, как «Гретхен за прялкой», «Лесной царь», песни из «Вильгельма Мейстера» и др. Много песен Шуберт написал и на слова другого классика немецкой литературы — Ф.

Шиллера.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставляет работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом) и переселяется в Вену (1818). Остаются такие непостоянные источники существования, как частные уроки и издание сочинений. Не будучи пианистом-виртуозом, Шуберт не мог легко (подобно Ф. Шопену или Ф. Листу) завоевать себе имя в музыкальном мире и таким образом содействовать популярности своей музыки. Не способствовал этому и характер композитора, его полная погруженность в сочинение музыки, скромность и при этом высочайшая творческая принципиальность, не позволявшая идти ни на какие компромиссы. Зато он находил понимание и поддержку среди друзей. Вокруг Шуберта группируется кружок творческой молодежи, каждый из членов которого непременно должен был обладать каким-либо художественным талантом (Что он может? — таким вопросом встречали каждого новичка). Участники «шубертиад» становились первыми слушателями, а часто и соавторами (И. Майрхофер, И. Зенн, Ф. Грильпарцер) гениальных песен главы их кружка.

Беседы и жаркие споры об искусстве, философии, политике чередовались с танцами, для которых Шуберт написал массу музыки, а часто просто ее импровизировал. Менуэты, экоссезы, полонезы, лендлеры, польки, галопы — таков круг танцевальных жанров, но над всем возвышаются вальсы — уже не просто танцы, а скорее лирические миниатюры. Психологизируя танец, превращая его в поэтическую картину настроения, Шуберт предвосхищает вальсы Ф. Шопена, М. Глинки, П. Чайковского, С. Прокофьева. Участник кружка, известный певец М. Фогль пропагандировал песни Шуберта на концертной эстраде и совместно с автором совершил поездку по городам Австрии.

Гений Шуберта вырос на почве давних музыкальных традиций Вены. Классическая школа (Гайдн, Моцарт, Бетховен), многонациональный фольклор, в котором на австро-немецкую основу накладывались влияния венгров, славян, итальянцев, наконец, особое пристрастие венцев к танцу, домашнему музицированию — все это определяло облик творчества Шуберта.

Расцвет шубертовского творчества — 20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая «Неоконченная» симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету). Обе симфонии долгое время были неизвестны: до-мажорная была обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а «Неоконченная» — найдена только в 1865 г. Обе симфонии оказали влияние на композиторов второй половины XIX в., определив различные пути романтического симфонизма. Шуберт не слышал ни одной из своих симфоний в профессиональном исполнении.

Много трудностей и неудач было и с оперными постановками. Несмотря на это, Шуберт постоянно писал для театра (всего около 20 произведений) — оперы, зингшпили, музыку к спектаклю В. Чези «Розамунда». Он создает и духовные произведения (в т. ч. 2 мессы). Замечательную по глубине и силе воздействия музыку писал Шуберт в камерных жанрах (22 сонаты для фортепиано, 22 квартета, около 40 других ансамблей). Его экспромты (8) и музыкальные моменты (6) положили начало романтической фортепианной миниатюре. Новое возникает и в песенном творчестве. 2 вокальных цикла на стихи В. Мюллера — 2 этапа жизненного пути человека.

Первый из них — «Прекрасная мельничиха» (1823) — своего рода «роман в песнях», охваченный единой фабулой. Молодой человек, полный сил и надежд, отправляется навстречу счастью. Весенняя природа, бодро журчащий ручеек — все создает жизнерадостное настроение. Уверенность вскоре сменяется романтическим вопросом, томлением неизвестности: Куда? Но вот ручей приводит юношу к мельнице. Любовь к дочери мельника, ее счастливые мгновения сменяются тревогой, терзаниями ревности и горечью измены. В ласково журчащих, убаюкивающих струях ручья герой находит покой и утешение.

Второй цикл — «Зимний путь» (1827) — ряд скорбных воспоминаний одинокого скитальца о неразделенной любви, трагические раздумья, лишь изредка перемежающиеся светлыми грезами. В последней песне, «Шарманщик», создается образ бродячего музыканта, вечно и монотонно крутящего свою шарманку и нигде не находящего ни отзыва, ни исхода. Это — олицетворение пути самого Шуберта, уже тяжело больного, измученного постоянной нуждой, непосильной работой и равнодушием к своему творчеству. Сам композитор называл песни «Зимнего пути» «ужасными».

Венец вокального творчества — «Лебединая песня» — сборник песен на слова различных поэтов, в том числе Г. Гейне, оказавшегося близким «позднему» Шуберту, острее и болезненнее почувствовавшему «раскол мира». В то же время Шуберт никогда, даже в последние годы жизни, не замыкался в скорбных трагических настроениях («боль оттачивает мысль и закаляет чувства», — написал он в дневнике). Образно-эмоциональный диапазон шубертовской лирики поистине безграничен — она откликается на все, что волнует любого человека, при этом острота контрастов в ней постоянно возрастает (трагедийный монолог «Двойник» и рядом — знаменитая «Серенада»). Все больше и больше творческих импульсов Шуберт находит в музыке Бетховена, который, в свою очередь, познакомился с некоторыми произведениями своего младшего современника и очень высоко их оценил. Но скромность и застенчивость не позволили Шуберту лично познакомиться со своим кумиром (однажды он повернул назад у самых дверей бетховенского дома).

Успех первого (и единственного) авторского концерта, организованного за несколько месяцев до смерти, привлек наконец внимание музыкальной общественности. Его музыка, прежде всего песни, начинает быстро распространяться по всей Европе, находя кратчайший путь к сердцам слушателей. Она оказывает огромное влияние на композиторов-романтиков следующих поколений. Без открытий, сделанных Шубертом, невозможно представить Шумана, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Малера. Он наполнил музыку теплотой и непосредственностью песенной лирики, раскрыл неисчерпаемый душевный мир человека.

К. Зенкин

  • Жизненный и творческий путь Шуберта →
  • Песни Шуберта →
  • Фортепианное творчество Шуберта →
  • Симфоническое творчество Шуберта →
  • Камерно-инструментальное творчество Шуберта →
  • Хоровое творчество Шуберта →
  • Музыка для сцены →
  • Список произведений Шуберта →

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии — лирико-драматической и эпической. Шуберт вкорне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта — песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Музыка Шуберта формировалась на венской почве, оплодотворенной гением Гайдна, Моцарта, Глюка, Бетховена. Но Вена — это не только классика, представленная ее корифеями, но и насыщенная жизнь музыки быта. Музыкальная культура столицы многонациональной империи издавна подвергалась ощутимому воздействию ее разноплеменного и разноязычного населения. Скрещение и взаимопроникновение австрийского, венгерского, немецкого, славянского фольклора с веками неубывающим притоком итальянского мелоса приводили к образованию специфически венского музыкального колорита. Лирическая простота и легкость, доходчивость и изящество, веселый темперамент и динамика оживленной уличной жизни, беззлобный юмор и непринужденность танцевального движения наложили характерный отпечаток на бытовую музыку Вены.

Демократизмом австрийской народной музыки, музыки Вены овеяно творчество Гайдна и Моцарта, ее влияние испытывал и Бетховен, по Шуберт — дитя этой культуры. За приверженность к ней ему приходилось даже выслушивать упреки от друзей. Мелодии Шуберта «иногда звучат слишком по-отечественному, слишком по-австрийски, — пишет Бауэрнфельд, — напоминают народные песни, несколько низменный тон и некрасивый ритм которых не имеют достаточного основания для проникновения в поэтическую песню». На подобного рода критику Шуберт отвечал: «Что вы понимаете? Оно таково и таким должно быть!». И действительно, Шуберт говорит языком жанрово-бытовой музыки, мыслит ее образами; из них вырастают произведения высоких форм искусства самого разнохарактерного плана. В широком обобщении песенных лирических интонаций, вызревавших в музыкальном обиходе бюргерства, в демократической среде города и его предместий — народность шубертовского творчества. На песенно-танцевальной основе развертывается лирико-драматическая «Неоконченная» симфония. Претворение жанрового материала можно ощутить и в эпическом полотне «Большой» симфонии C-dur и в интимной лирической миниатюре или инструментальном ансамбле.

Стихия песенности пропитала все сферы его творчества. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений. Например, в фортепианной фантазии на тему песни «Скиталец», в фортепианном квинтете «Форель», где мелодия одноименной песни служит темой для вариаций финала, в квартете d-moll, куда введена песня «Смерть и девушка». Но и в других произведениях, не связанных с темами определенных песен, — в сонатах, в симфониях — песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития материала.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

«Из числа музыки не для театра, не для церкви, не для концерта есть особенно замечательный отдел — романсы и песни для одного голоса с фортепиано. От простой, куплетной формы песни этот род развился до целых маленьких единичных сцен-монологов, допускающих всю страстность и глубину душевной драмы. Этот род музыки великолепно проявился в Германии, в гении Франца Шуберта», — писал А. Н. Серов.

Шуберт — «соловей и лебедь песенности» (Б. В. Асафьев). В песне — вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма. Наступившая с начала XIX века эра песни, романса — общеевропейское явление, которое «можно назвать по имени величайшего мастера городской демократической песни-романса Шуберта — шубертианством» (Б. В. Асафьев). Место песни в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена. По словам Б. В. Асафьева, Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен — в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом «простых естественных помыслов и глубокой человечности». Через мир лирических чувств, отраженных в песне, он высказывает свое отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Лиризм составляет самую суть творческой натуры Шуберта. Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, странничества, одиночества, с темой природы. Природа в творчестве Шуберта — не просто фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит.

Шубертовская лирика претерпела некоторую эволюцию. С годами наивная юношеская доверчивость, идиллическое восприятие жизни и природы отступали перед потребностью зрелого художника отразить подлинные противоречия окружающего мира. Подобная эволюция вела к росту психологических черт в музыке Шуберта, к усилению драматизма и трагической выразительности.

Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски — к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических — к светлым, созерцательным. Почти одновременно работал Шуберт над лирико-трагической «Неоконченной» симфонией и радостно-юными песнями «Прекрасной мельничихи». Еще разительнее соседство «ужасных песен» «Зимнего пути» с изящной непринужденностью последних фортепианных экспромтов.

Все же мотивы скорби и трагического отчаяния, сосредоточенные в последних песнях («Зимний путь», некоторые песни на слова Гейне), не могут затмить огромной силы жизнеутверждения, той высшей гармонии, которую несет в себе шубертовская музыка.

В. Галацкая


Шуберт и Бетховен. Шуберт — первый венский романтик

Шуберт был младшим современником Бетховена. На протяже­нии приблизительно пятнадцати лет оба они жили в Вене, создавая в одно и то же время свои значительнейшие произведения. «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» Шуберта — «ровесники» Седьмой и Восьмой симфоний Бетховена. Одновременно с Девятой симфонией и «Торжественной мессой» Бетховена Шуберт сочинил «Неоконченную симфонию» и песенный цикл «Прекрасная мель­ничиха».

Но уже одно это сопоставление позволяет заметить, что речь идет о произведениях разных музыкальных стилей. В отличие от Бетховена, Шуберт выдвинулся как художник не в годы револю­ционных восстаний, а в то переломное время, когда на смену пришла эпоха общественно-политической реакции. Грандиозности и мощи бетховенской музыки, ее революционному пафосу и философской глубине Шуберт противопоставил лирические миниатюры, картинки демократического быта — домашние, интимные, во многом напо­минающие записанную импровизацию или страничку поэтического дневника. Совпадающее по времени бетховенское и шубертовское творчество отличаются одно от другого так, как и должны были отличаться передовые идейные направления двух различных эпох — эпохи Французской революции и периода Венского кон­гресса. Бетховен завершил вековое развитие музыкального классицизма. Шуберт был первым венским композитором-романтиком.

Искусство Шуберта отчасти родственно Веберу. Романтизм обоих художников имеет общие истоки. «Волшебный стрелок» Вебера и песни Шуберта были в одинаковой мере порождением демо­кратического подъема, охватившего Германию и Австрию в период национально-освободительных войн. Шуберт, как и Вебер, отразил наиболее характерные формы художественного мышления своего народа. Более того, он был ярчайшим представителем именно венской народно-национальной культуры этого периода. Его музы­ка в такой же мере дитя демократической Вены, как исполнявшие­ся в кафе вальсы Ланнера и Штрауса-отца, как народно-сказоч­ные пьесы и комедии Фердинанда Раймунда, как народные празд­ники в парке «Пратер». Искусство Шуберта не только воспевало поэзию народного быта, оно часто непосредственно там зарожда­лось. И именно в народно-бытовых жанрах проявился прежде все­го гений венского романтика.

Вместе с тем всю пору своей творческой зрелости Шуберт провел в меттерниховской Вене. И это обстоятельство в огромной степени определило характер его искусства.

В Австрии национально-патриотический подъем никогда не имел столь действенного выражения, как в Германии или Италии, а реакция, утвердившаяся во всей Европе после Венского конгрес­са, приняла там особенно мрачный характер. Атмосфере умствен­ного рабства и «сгущенной мгле предрассуждений» противостояли лучшие умы современности. Но в условиях деспотии открытая об­щественная деятельность была немыслима. Энергия народа была скована и не находила достойных форм выражения.

Жестокой действительности Шуберт мог противопоставить только богатство внутреннего мира «маленького человека». В его творчестве нет ни «Волшебного стрелка», ни «Вильгельма Телля», ни «Гальки» — то есть произведений, вошедших в историю как непосредственные участники общественно-патриотической борьбы. В годы, когда в России рождался «Иван Сусанин», в творчестве Шуберта звучала романтическая нота одиночества.

И тем не менее Шуберт выступает как продолжатель бетховенских демократических традиций в новой исторической обстановке. Раскрыв в музыке богатство сердечных, чувств во всем многообра­зии поэтических оттенков, Шуберт ответил на идейные запросы пе­редовых людей своего поколения. Как лирик он достиг идейной глубины и художественной силы, достойных бетховенского искус­ства. Шубертом начинается лирико-романтическая эпоха в музыке.

Судьба шубертовского наследия

После смерти Шуберта началась интенсивная публикация его песен. Они проникали во все уголки культурного мира. Харак­терно, что и в России песни Шуберта получили широкое распростра­нение в среде русской демократической интеллигенции еще задол­го до того, как приезжие гастролеры, выступая с виртуозными ин­струментальными транскрипциями, сделали их модой дня. Имена первых ценителей Шуберта — самые блестящие в культуре России 30 — 40-х годов. Среди них А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, А. В. Кольцов, В. Ф. Одоевский, М. Ю. Лермон­тов и другие.

По странной случайности большинство инструментальных про­изведений Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Десять лет спустя после смерти композитора одно из его инст­рументальных произведений (Девятая симфония, обнаруженная Шуманом) привлекло к нему как к симфонисту внимание мировой общественности. В начале 50-х годов был напечатан С-dur’ный квинтет, а позднее — октет. В декабре 1865 года была обнаружена и исполнена «Неоконченная симфония». А еще через два года в подвальных складах одного венского издательства поклонники Шуберта «откопали» почти все его остальные забытые рукописи (в их числе пять симфоний, «Розамунда» и другие оперы, несколь­ко месс, камерных произведений, множество мелких фортепиан­ных пьес и романсов). С этого момента шубертовское наследие стало неотъемлемой частью мировой художественной культуры.

В. Конен

  • Жизненный и творческий путь Шуберта →

Произведения

Вокальное творчество (Шуберт) 16.08.2014 в 22:12

Гретхен за прялкой (Шуберт) 17.08.2014 в 19:22

Двойник (Шуберт) 18.08.2014 в 17:50

Дева озера (Шуберт) 12.01.2011 в 12:07

Зимний путь (Шуберт) 12.01.2011 в 12:55

Камерно-инструментальное творчество (Шуберт) 16.08.2014 в 15:10

Лебединая песня (Шуберт) 12.01.2011 в 12:43

Лесной царь (Шуберт) 17. 08.2014 в 19:53

Месса No. 2 (Шуберт) 12.01.2011 в 13:08

Месса No. 4 (Шуберт) 12.01.2011 в 13:18

Месса No. 6 (Шуберт) 12.01.2011 в 13:15

Оперное творчество (Шуберт) 05.07.2020 в 17:24

Полевая розочка (Шуберт) 17.08.2014 в 19:05

Прекрасная мельничиха (Шуберт) 12.01.2011 в 12:51

Симфоническое творчество (Шуберт) 05.07.2020 в 16:15

Симфония No. 1 (Шуберт) 09.03.2011 в 19:00

Симфония No. 4, «Трагическая» (Шуберт) 09.03.2011 в 19:11

Симфония No. 5 (Шуберт) 09.03.2011 в 19:20

Симфония No. 8, «Неоконченная» (Шуберт) 09.03.2011 в 19:33

Симфония No. 9 (Шуберт) 09.03.2011 в 19:48

Соната «Арпеджионе» (Шуберт) 09.06.2015 в 18:46

Сонаты для фортепиано (Шуберт) 16.08.2014 в 18:01

Струнный квартет No. 14 («Смерть и девушка») (Шуберт) 22.09.2021 в 12:51

Фантазия «Скиталец» (Шуберт) 16.08.2014 в 17:47

Фортепианное творчество (Шуберт) 16.08.2014 в 16:02

Хоровое творчество (Шуберт) 16.08.2014 в 15:40

Публикации

Концерт Иэна Бостриджа в «Зарядье» 29. 12.2021 в 18:08

«Новая опера» отметила юбилей Шуберта 11.02.2017 в 01:09

На восьмом Большом фестивале РНО 19.10.2016 в 21:32

Вечер Молодёжной программы в Бетховенском зале 24.03.2015 в 12:53

Боги и герои Mozartwoche-2015. Часть II 15.03.2015 в 19:40

Пётр Лаул исполнил сочинения Шуберта и Равеля 08.02.2015 в 14:05

Джошуа Белл как «продукт» академического шоу-бизнеса 22.12.2014 в 21:48

«Зимний путь» австрийской осенью (operanews.ru) 10.11.2014 в 18:21

В Зальцбурге «вспомнили» про оперу Шуберта (operanews.ru) 01.09.2014 в 12:38

Йонас Кауфман на фестивале «Опера Априори» (operanews.ru) 21.04.2014 в 12:28

Торжество двойного Воскрешения в Лазареву субботу (operanews.ru) 21.04.2014 в 12:27

Фурланетто и Четуев исполнили «Зимний путь» 17.03.2014 в 20:16

На концерте пианиста Сергея Кузнецова 09.07.2013 в 19:28

О нет, Андраш Шифф не спешил на самолёт! 18.09.2012 в 11:14

«Домашняя война» и другие опусы от Геннадия Рождественского 25. 12.2008 в 11:40

Влияние Бетховена на музыку будущего. Проблема «Бетховен и романтики» 09.07.2003 в 12:43

Жизненный и творческий путь Франца Шуберта 05.07.2003 в 17:56

Главы из книг

Шуберт (classic-music.ru)

Большая опера, романтическая драма и итальянская школа (classic-music.ru)

Записи

Шуберт Франц. Записи в mp3 (classic-music.ru)

Франц Шуберт — биография и произведения композитора

Фото Все
Видео Все

Франц Петер Шуберт — австрийский композитор, основоположник романтизма, творения Шуберта вошли в число известнейших музыкальных произведений.

Судьба отпустила слишком мало времени для жизни величайшего композитора, но и за свои неполные 32 года жизни, Франц написал великое множество музыкальных шедевров, которые до сегодняшнего дня покоряют и удивляют любителей классической музыки своим неповторим звучанием, чувственностью и разнообразием музыкальных жанров. Ференц Лист, признанный одним из самых авторитетных представителей музыкального романтизма, писал, что Шуберт является «поэтичнейшим из музыкантов, которые когда-либо жили на свете».

Детство и юношество

Родиной великого композитора стала Австрия. Он родился недалеко от Вены, в её пригороде, зимой 1797 года, в самой обычной, небогатой, но дружной семье. Его родители Франц Теодор и Элизабет родили в браке 14 детей, но выжили только четверо, двое из них Франц и Фердинанд впоследствии посвятили себя музыке.

Элизабет работала поварихой, а Франц Теодор, отец будущего композитора, работал преподавателем приходской школы Лихтенталя, а всё свободное время семья посвящала музыке. Отец был непрофессиональным музыкантом-любителем. Он стал первым учителем музыки юного Франца, давая уроки игры на скрипке. Игнат, старший брат Франца обучил его игре на фортепиано. Вечерами они устраивали музыкальные вечера, собирая своих друзей. Знакомые Шубертов любили бывать у них дома, наслаждаясь исполнением произведений этой музыкальной семьи.

Портрет Франца Шуберта в юности

В шесть лет мальчик пошел в школу, в которой преподавал его отец. В семилетнем возрасте родители стали замечать у ребёнка особую тягу к творчеству и музыкальные способности. Отец отдаёт его на обучение к капельмейстеру Лихтентальской церкви, для обучения игры на органе, немного позднее Франц стал заниматься вокалом с регентом церкви Хольцером.

Юный Франц обладал необыкновенно красивым голосом, и в 11 лет, венская придворная капелла принимает его «певчим мальчиком». Затем он зачисляется в школу-пансион Конвикт. Его музыкальным наставником стал знаменитый Антонио Сальери, который кстати не стал брать за свои уроки плату. Он преподавал Францу контрапункт и композицию. По вокалу Шуберту давал уроки генерал-бас Венцель Ружичка, который очень высоко оценил вокальные данные Франца сказав, что «учить его практически нечему, он все уже знает от Господа Бога». Но вокальное исполнение было не основное чему обучался в школе юноша, он изучал произведения Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. В оркестре школы он был второй скрипкой и смог познакомится с инструментальными произведениями этих гениальных композиторов, что называется «вживую».

А уже в 1810 году он начинает сочинять свою собственную музыку. За три последующие года он сочинил симфонию и оперу, несколько фортепианных песен и пьес. Точные науки и латынь давались юному гению непросто, к тому же у ребёнка стал ломаться голос. В связи с этим событием ему пришлось покинуть хор, а затем и саму школу. Франц возвращается домой и по наставлению своего родителя, который хотел, чтобы и он стал учителем, поступает в учительскую семинарию. В 1814 году Шуберт успешно её заканчивает и устраивается на работу в школу, в которой и преподаёт его отец.

Работа учителем не приносит ему удовлетворения, его мысли заняты только музыкой. Всё своё свободное время он посвящает сочинительству и изучению произведений Моцарта и Бетховена, творчество которого он боготворил до конца своих дней. В 1814 году Франц напишет оперу «Увеселительный замок сатаны» и церковную мессу «Фа мажор».

Музыка

Франц Шуберт предпринимает попытку укрепиться в качестве композитора. Он пытается напечатать свои произведения, но издательства раз за разом отказывали ему в публикации. А в 1816 году он претендовал на должность капельмейстера в Лайбахе, но также получил отказ. Встреча с известным поэтом Францем фон Шобером приносит ему знакомство с исполнителем и обладателем баритона Иоганном Фоглем. Исполнение песен Фогелем на музыку Шуберта стали очень популярны. Музыка Франца Шуберта звучала практически в каждом салоне Вены. Франц аккомпанировал знаменитому певцу, но он не был виртуозным пианистом, и его игра на пианино не привлекала к себе должного внимания.

Франц Шуберт пишет музыку

Шуберт полностью сосредоточился на сочинительстве, он просыпался ночью, чтобы записать мелодию, которую «услышал во сне». На встречах со своими друзьями он часто играет свои произведения, импровизирует. Его музыка покоряла сердца всех хоть раз слышал его игру. Все его знакомые становятся поклонниками его творчества.

В 1817 году Шуберт напишет к словам своего однофамильца Кристиана Шуберта музыку. Эту песню он назвал «Форель». Впоследствии она стала очень популярна и принесла ему хоть какую-то известность. Но стать знаменитым ему суждено будет только после написания баллады на слова Гёте «Лесной царь».

В 1818 году издательство наконец опубликует его «Erlafsee», но всё же до славы ему ещё предстоит долгий путь. Финансовое положение Франца было плачевно. В этом же году он оставит работу в школе. Его родитель был крайне недоволен таким решением, и лишил своего хотя уже достаточно взрослого, но всё же ребёнка финансовой поддержки. В это время он подружился с чиновником Иозефом фон Шпауном, музыкантом Антоном Хольцапфелем, поэтом Шобером и Майрхофером, художником Швиндом и Купельвизером и многими другими творческими людьми.  Зачастую именно они Францу помогали деньгами и давали ему кров.

Опера Альфонсо и Эстрелла

Написанная Шубертом опера «Альфонсо и Эстрелла», которая очень нравилась композитору, и он считал её своей удачей, не обрела заслуженной популярности. В 1822 году у него возникает проблема со здоровьем, которую к счастью ему удалось решить. Летом того же года он отправляется в Желиз, где начинает преподавать уроки музыки дочерям графа Иоганна Эстерхази.

В 1823 году его избирают почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. Этот год подарит почитателям его таланта целый песенный цикл, который он назовёт «Прекрасная мельничиха» на слова поэта Вильгельма Мюллера. Романтическое произведение рассказывает о юноше, который отправляется за своим счастьем. Найдя свою возлюбленную, он понимает, что взаимности нет. Девушка выбрала в спутники себе другого, и чувство восторга от первой любви переходит в чувство горя и безысходности.

Сюжет этого вокального цикла отличает драматургический замысел композитора. Это не короткая песня, и для того чтобы донести до слушателя смысл этого произведения, певцы должны исполнять его целиком. Франц продолжает трудиться, создавая и следующий цикл на тексты Мюллера «Зимний путь». Это произведение отличает пессимистический настрой автора, и позднее он скажет, что это детище не что иное как «венок жутких песен».

Вероятно, что неустроенность в быту и одиночество, наложили отпечаток и на его творчество. Композитор был беден, он переезжал с место на место, зачастую ему приходилось селится на чердаках. Свои творения он вынужден был писать на обрывках бумаги. Собственно, кроме его таланта у него не было ничего. В это время Франц написал: «Что будет со мной… мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но удача всё же улыбнулась ему, в 1828 году 26 марта он даёт свой единственный авторский концерт. Это был триумф. Его произведения имели грандиозный успех, зрители рукоплескали молодому композитору. За своё выступление Шуберт получил 800 гульденов, и приобрёл себе рояль.

Могут быть знакомы

Творчество

В его творчестве преобладала музыка, написанная для голоса и фортепиано, попросту говоря песни. Таких произведений насчитывается более 600. Композитор сам называл их песнями либо романсами, реже балладами. Длительность такого произведения не превышала как правило 5 минут. Но были у автора и «артефакты», по времени исполнения их можно сравнить с операми или кантатами. К ним можно отнести его знаменитого «Ныряльщика», которая длится целых 25 минут и балладу «Адельвольд и Эмма» с продолжительность в 28 минут.

Франц Шуберт имел такую особенность как модернизировать свои произведения. «Лесной царь» к примеру, имеет целых четыре редакции, а «Форель» — пять. Франц мог адаптировать написанную песню, например, под голос исполняемого её певца. Многие песни не связанны между собой смыслом, но есть в его творчестве и целые циклы, которые исполнялись целиком. К ним относятся «Прекрасная мельничиха», «Лебединая песня», «Зимний путь».

Наследие, которое он оставил своим потомкам очень разнообразно по жарнам. Франц Шуберт написал 9 симфоний, более 25-ти камерно- инструментальных произведений, 23 сонаты, много пьес и 10 опер и более 600 песенных композиций. Так же он писал и церковную музыку, им создано 6 месс и произведения для хора.

При жизни композитора, да и после его кончины он признавался только как автор известных песенных сочинений. Его называли «королём песни». И только в XIX знатоки классической музыка стали изучать его творчество, и осмысление его достижений дало им понятие о таланте и масштабе написанных им произведений. Франц Шуберт вознёс песню на высокий уровень по значимости с другими музыкальными жанрами. Отражаемые поэтические образы в его произведениях, охватывают почти всю историю немецкой и австрийкой поэзии.

Франц Шуберт

Так же нужно отметить и его вклад в формировании нового пути для фортепьянной, камерной и симфонической музыки. У Шуберта своё личное музыкальное мышление, которое значительно отличалось от господствовавшего и бесконечно любимого им Бетховена. При жизни произведения Франца издавалось очень мало. И после смерти композитора осталась масса неизданных рукописей.

Сразу после кончины были опубликованы небольшие произведения, а объемные труды всё так же хранились в шкафах в разных местах у его друзей и издателей. Даже самые близкие люди не знали сколько он написал всего, и где находятся все эти работы. В 1838 году, Роберт Шуман отыскал рукопись «Большой симфонии». Забрав её с собой в Лейпциг, он дал ей жизнь. Публика услышала великое творение в исполнении Феликса Мендельсона.

Но самый большой вклад в розыске его произведений внесли Джордж Гроув и Артур Салливан. В 1867 году они разыскали семь симфоний, несколько опер и месс, огромное количество песен и фрагментов пьес.

Начиная с 1830 года и по 1873 год, Ференц Лист сделал аранжировки и транскрибировал большое количество произведений Шуберта, основная часть которых были песенные композиции. В 1897 году издаётся собрание сочинений композитора, Иоганнес Брамс стал главным редактором этого издания.

Личная жизнь

О личной жизни у великого композитора известно очень мало. Его природная застенчивость и робость не позволяли ему обзавестись дамой сердца. Да и материальное положение Франца было не столь привлекательно для создания семьи.

Он был единожды влюблён в девушку по имени Тереза Горб. Но молодая особа предпочла ему более состоятельного жениха. С ней он познакомился в церкви, когда он пел в церковном хоре. Его поразила не столь привлекательная внешность Терезы, сколь её необыкновенное и трепетное умение слушать пение церковного хора. Ему нравилось любоваться лицом девушки, которое абсолютно преображалось с первыми нотами исполнителей хора. Подробности его более поздних годов жизни неизвестны.

Смерть

Франц Шуберт умер 19 ноября 1828 года, от брюшного тифа. Композитор не дожил до своего 32-летия. Он был похоронен на Виргинском кладбище — это было его последние желание. Он хотел быть погребён рядом со своим кумиром Бетховеном, который скончался за год до его смерти.

Памятник Францу Шуберту

На его надгробии выгравирована надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». В 1888 году прах его и Бетховена был перезахоронен на Центральное кладбище в Вене.

Избранные произведения

  • Симфония № 8
  • Симфония № 9
  • 8 увертюр
  • «Прекрасная мельничиха»
  • «Зимний путь»
  • «Лебединая песня»
  • Ave Maria
  • «Лесной царь»
  • 23 сонаты
  • «Скиталец»
  • 11 экспромтов
  • 6 музыкальных моментов
  • Свыше 400 танцев
  • Сонаты, увертюры, фантазии
  • Венгерский дивертисмент
  • Рондо, вариации, полонезы, марши
  • Альфонсо и Эстрелла
  • Братья-близнецы
  • Заговорщики, или Домашняя война
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Франц Шуберт | Биография, музыка и факты

Франц Шуберт

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
31 января 1797 г. Австрия
Умер:
19 ноября 1828 г. (31 год) Вена Австрия
Известные работы:
«Аве Мария!» «Дас Вандерн» «Der Hirt auf dem Felsen» «Дер Линденбаум» «Умри Форель» «Эрлкениг» “Гретхен-ам-Спиннраде” «Соната для фортепиано № 21 си-бемоль мажор» «Песнь духов над водой» «Струнный квартет ля минор» «Струнный квинтет до мажор» «Лебединая песня» «Симфония № 4 до минор» «Симфония № 9до мажор» «Форельный квинтет» «Неоконченная симфония» «Зимний путь» «Die schöne Müllerin»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Кем был Франц Шуберт?

Франц Шуберт был австрийским композитором 19-го века и ключевой фигурой в соединении классического и романтического периодов. Он известен мелодичностью и гармонией в своих песнях и камерной музыке. Он также написал несколько симфоний, месс и фортепианных произведений.

Какой была молодость Франца Шуберта?

Франц Шуберт родился 31 января 1797 года недалеко от Вены, Австрия. Он был одним из пяти детей Франца Теодора и Элизабет Шуберт. Шуберт получил свое музыкальное образование от отца и старшего брата, играя на альте и органе и изучая теорию музыки под руководством органиста приходской церкви.

Какие изменения внес Франц Шуберт в классическую гармонию?

Франц Шуберт намеренно отказался от модуляции с помощью плавной последовательности опорных аккордов. Он предпочитал внезапно переходить в несвязанные, а потому неожиданные тональности, как в переходе от до мажор к ми минор во вступительной части его Симфонии № 9 до мажор , которую он начал в 1825 году.

Что некоторые из самых известных композиций Франца Шуберта?

Франца Шуберта больше всего помнят за его песни, также называемые «лидер», и его камерную музыку. Он также создавал симфонии, мессы и фортепианные произведения. Его самые известные работы включали Erlkönig , написанный в 1815 году по мотивам стихотворения Гёте; Аве Мария! , написанный в 1825 году; и Симфония № 9 до мажор , начатая в 1825 году.

Как умер Франц Шуберт?

В октябре 1828 года Франц Шуберт заболел брюшным тифом в результате употребления испорченной воды. Последние дни он провел в компании брата и нескольких близких друзей. Он умер 19 ноября 1828 года в Вене, Австрия. Ему был 31 год.

Франц Шуберт , полностью Франц Петер Шуберт , (родился 31 января 1797, Химмельпфортгрунд, недалеко от Вены [Австрия] — умер 19 ноября 1828, Вена), австрийский композитор, соединивший миры классической и романтической музыки, известен мелодичностью и гармонией своих песен (лидеров) и камерной музыки. Среди других произведений: Симфония № 9 до мажор ( Великая ; 1828), Симфония си минор ( Неоконченная ; 1822), мессы и фортепианные произведения.

Отец Шуберта, Франц Теодор Шуберт, был школьным учителем; его мать, Элизабет, в девичестве Витц, на момент замужества работала домашней прислугой. Франц был их четвертым выжившим сыном. Его старшими братьями были Игнац, Карл и Фердинанд, а также была младшая сестра Мария Терезия. Старший Франц Шуберт был человеком с характером, основавшим процветающую школу. Семья была музыкальной и культивировала дома струнный квартет, мальчик Франц играл на альте. Основы своего музыкального образования он получил от своего отца и брата Игнаца, позже продолжив занятия игрой на органе и теорией музыки под руководством органиста приходской церкви. В 1808 году он получил стипендию, которая дала ему место в хоре императорской придворной капеллы и образование в Stadtkonvikt, главной школе-интернате для простолюдинов в Вене, где его наставниками были Венцель Ружичка, органист императорского двора, а позже композитор Антонио Сальери, тогда на пике своей славы. Шуберт играл на скрипке в студенческом оркестре, быстро был назначен руководителем и в отсутствие Ружички дирижировал. Он также посещал занятия в хоре и вместе со своими одноклассниками занимался камерной музыкой и игрой на фортепиано.

По свидетельству школьных друзей, Шуберт был склонен к застенчивости и неохотно показывал свои первые сочинения. Его ранние работы включали длинную Фантазию для фортепианного дуэта , песню, несколько оркестровых увертюр, различные произведения камерной музыки и три струнных квартета. К тем же годам относится и неоконченная оперетта на текст Августа фон Коцебу, Der Spiegelritter ( The Mirror Knight ). Интерес и поддержка его друзей преодолели его застенчивость и в конечном итоге привлекли внимание Сальери к его работе. В 1812 году у Шуберта сорвался голос; он покинул колледж, но продолжил учебу у Сальери в частном порядке еще как минимум три года. В это время он поступил в педагогическое училище в Вене и осенью 1814 года стал помощником в школе своего отца. Отклоненный от военной службы из-за невысокого роста, он оставался школьным учителем до 1818 г.

Многочисленные сочинения, написанные им между 1813 и 1815 годами, замечательны своим разнообразием и внутренней ценностью. Это произведения молодого гения, еще не достигшего зрелости, но демонстрирующего стиль, оригинальность и воображение. Помимо пяти струнных квартетов, прозвучали три полномасштабных мессы и три симфонии. Его первая полнометражная опера, Des Teufels Lustschloss ( Дворец желаний дьявола ), была закончена, когда он учился в колледже. Но в этот период песенное сочинение было его главным, всепоглощающим увлечением. 19 октября, 1814 г., он впервые положил на музыку стихотворение Гёте «Gretchen am Spinnrade» («Гретхен за прялкой»), из Фауст ; это была его 30-я песня, и в этом шедевре он одним махом создал немецкую ложь (авторскую песню). Следующий год принес композиции более 140 песен.

Викторина «Британника»

Композиторы и их музыка

Многочисленные незаконченные фрагменты и наброски песен, оставленные Шубертом, дают некоторое представление о работе его творческого ума. Ясно, что первичный стимул был мелодичным. Слова стихотворения породили мелодию. Гармония (аккордовая структура композиции) и модуляция (смена тональности) затем подсказывались контурами мелодии. Но внешние детали сцены поэта — природные, бытовые или мифические — подсказывали в аккомпанементах такие чудесно-графические образы, как прялка, плеск воды или «мерцающая одежда» весны. Эти черты в полной мере присутствовали в песнях 1815 года. Последующие годы углубили и обогатили, но не революционизировали эти новаторские отступления в песне. В течение 1815 года Шуберт также продолжал заниматься своими злополучными операми: с мая по декабрь он написал Der vierjährige Posten ( Четырехлетний часовой ), Фернандо , Клодин фон Вилла Белла и Die Freunde von Salamanka ( Друзья Саламанки ).

В это время внешняя жизнь Шуберта была беспрецедентна. Друзья его студенческих лет были ему верны, особенно Йозеф фон Шпанун, который в 1814 году познакомил его с поэтом Иоганном Майрхофером. Он также побудил молодого и блестящего Франца фон Шобера посетить Шуберта. В конце 1815 года Шобер пришел в здание школы на Зойленгассе, нашел Шуберта перед классом с грудой его рукописей и воспламенил молодого композитора, охотного слушателя, желанием освободиться от своих обязанностей. Весной 1816 года Шуберт подал заявление на должность музыкального руководителя в колледже в Лайбахе (ныне Любляна, Словения), но безуспешно. Его друзья пытались заинтересовать Гёте песнями и в апреле 1816 года отправили поэту в Веймар том из 16 настроек. Это не дало никакого результата. Наконец, в декабре 1816 года Шобер убедил Шуберта подать заявление на отпуск. Несмотря на сопротивление отца, он получил отпуск и впоследствии провел восемь месяцев со Шобером, живя в доме овдовевшей матери своего друга.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

В начале 1817 года Шобер привел к себе домой баритона Иоганна Михаэля Фогля, чтобы встретиться с Шубертом. В результате этой встречи исполнение Фоглем песен Шуберта стало предметом ажиотажа венских гостиных. Его дружба с братьями Хуттенбреннер, Ансельмом, композитором, и Йозефом, музыкантом-любителем, а также с Йозефом фон Гаи, пианистом, с которым он играл дуэтами, восходит к этим дням. Но этот период свободы длился недолго, и осенью 1817 года Шуберт вернулся к своим преподавательским обязанностям. Он писал своим друзьям о себе как о verdorbener («разочарованный») музыкант. Два предыдущих года были особенно плодотворными. Песни этого периода включают «Ganymed», «Der Wanderer» и Harper’s Songs из романа Гёте Wilhelm Meisters Lehrjahre . Были еще две симфонии: № 4 до минор , которую сам Шуберт назвал Трагической (1816), и популярная № 5 си-бемоль мажор (1816). Четвертая месса до мажор была написана в 1816 году. 1817 год примечателен началом его мастерской серии фортепианных сонат. Шесть были сочинены в доме Шобера, лучшие из них — 9. 0045 № 7 ми-бемоль мажор и № 11 си мажор .

Летом 1818 года закончились годы неблагоприятного обучения Шуберта в школе. Весенний период его разочарования породил только одно существенное произведение, Симфонию № 6 до мажор . Тем временем его репутация, однако, росла, и первое публичное исполнение одного из его произведений, Итальянской увертюры до мажор , состоялось 1 марта 1818 года в Вене. В июне он покинул город, чтобы занять должность учителя музыки у двух дочерей Иоганна, графа Эстерхази, в семейной летней резиденции в Зелизе, Венгрия. Письма к друзьям показывают его в приподнятом настроении, а летние месяцы отмечены новым творческим порывом. Фортепианные дуэты Вариации на французскую песню ми минор и Соната си-бемоль мажор , наборы танцев, песен и Deutsche Trauermesse ( Немецкий реквием ) были завершены.

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Британника объясняет
    В этих видеороликах Британника объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *