Ранняя классика милетская натурфилософия: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. — Студопедия

Содержание

1. Ранняя древнегреческая натурфилософия.

Философия возникла в Древней Греции в 6 веке до н.э.

Первой философской школой была Милетская школа натурфилософии в городе Милет. Её основателем является

Фалес (около 640/625 – около 547/545 до н.э.), один из «семи мудрецов». В 585 до н.э. он пред­сказал солнечное затмение, измерил высоту египетских пирамид по их тени. В центре внимания Фалеса были проблемы природы (фюзиса). В своих размышлениях он вёл поиск субстанции мира, из которой можно было бы вывести всё многообразие мира. Он считал, что всё многообразие явлений и вещей имеет единое первоначало – воду. Он называл воду Божественной Первовлагой и считал, что «всё есть формы воды». Вода в учении Фалеса не является физической водой, она является образом, заимствованным Фалесом из древнегреческой мифо-поэтической традиции, в которой вода, океан понимаются как источника жизни и всех вещей. Фалес понимал воду не просто как поэтический, художественный образ матери-прародительницы мира, а как мыслимый образ единства всего существующего.

Учеником и продолжателем Фалеса был Анаксимандр (610–540 до н.э.). Анаксимандр не хотел, чтобы первоначало было ограничено рамками лишь одной стихии, потому субстанцией мира он назвалапейрон – нечто материальное, качественно неопределен­ное и бесконечное. Апейрон вечен, он есть основа всего сущего и начало, из которого путем выделения возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и не­уничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. Выделение апейрона в качестве первоначала мира явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорив­шими о каком-то одном и обязательно конкретном, каче­ственном первоначале. Анаксимандр впервые в философии употребил слово «архе» для обозначения первоначала мира.

Последним видным представителем Милетской школы был ученик Анаксимандра Анаксимен (585–525 до н.э.). В качестве ма­териального первоначала мира Анаксимен предложил бесконечный воздух, который одновременно отвечал идее Фалеса (первоначало как конкретная природная стихия) и представлениям Анаксимандра (бескачественное начало мира). Воздух у Анаксимена – это самая бескачественная из всех материальных стихий, прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно увидеть, которая не имеет цвета и обычных теле­сных качеств. Воздух бесконечен, подвижен, изменчив, как наш мир. Из воздуха благодаря разрежению возникает огонь, благодаря сгущению – ветер, облака, вода, земля и камни. Поэтому, по сути, всё, что существует, состоит из трансформированного воздуха (сгущённого или разреженного).

 

Кроме философской школы в г. Милет существовала Пифагорейская школа философии в г. Кротон.

Пифагор (ок. 570 до н.э. – ок. 500 до н.э.) первым дал себе название «философ» (любомудр), вместо «мудрец» (сведущий). На место мудрости как осведомленнос­ти о практической жизнедеятельности общества и лич­ности, Пифагор поместил чистое размышление, рассмотрение «мудрости» как любимого предмета, что впоследствии было названо философией (греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Пифагор основал религиозную, мистическую общину, каждый член которой стремился постичь мир в его гармоничности и соразмерности. Пифагорейцы считали, что первоосновой мира является число, числовые соотношения, числовые гармонии. Числа присутствуют везде: в музыке, в движении Солнца и планет, в доброте, в стихиях, в вещах. Пифагорейцы воспринимали число не только как математическую конструкцию, но и как элемент мироустройства, поэтому они считали, что занятия математикой – это занятия философией. Кроме термина «философия» Пифагор ввёл термин «космос» (от греч. kosmos — устройство, упорядо­ченность, украшение) для обозначения мироустройства. Всей античной культуре свойственен повышенный интерес к изучению космоса. Поэтому можно говорить о том, что вся античная культура 
космоцентрична
. Даже человек в античной культуре называется микрокосмосом, подобным космосу Вселенной. В античной культуре космос – это гармоничное, совершенное, упорядоченное шарообразное целое.

 

Ещё одним важным философов ранней античной философии был Гераклит из г. Эфес (ок.540 – ок. 480 до н.э.). Он считал, что первоосновой мира является изменчивый, вечный, живой огонь, находящийся в постоянном движении. Космос не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасаю­щим. Божественный первоогонь у Гераклита обладает жизнью, сознанием, волей, правит Вселенной, является носителем космическо­го правосудия и Судьёй, карающим грешников в конце времен. В первоогне есть чистый разум, Божественный Логос, который упорядочивает движения огня, поэтому космос имеет внутренний порядок. Гераклит говорил, о том, что всё течёт, всё изменяется, так как по сути всё есть вечно изменяющийся огонь. Кроме этого в учении Гераклита присутствуют диалектические идеи  о том, что весь мир основан на противоположностях, между которыми происходит борьба, в ходе которой из огня появляется мир.

Всех древнегреческих философов раннего периода можно назвать физиками, так как в изучении мира их больше всего интересовала природа (греч.

 phusis).

Античная философия — презентация онлайн

1. Античная философия

Античность — в
общем смысле это
слово означает
«греко-римская
древность», иначе
говоря, цивилизация Древней
Греции и Древнего
Рима во всём
многообразии её
исторических форм.
Античная философия — философия
античности, подразделяется на
древнегреческую и древнеримскую (конец VII
в. до н. э. — VI в. н. э.), от
раннеклассической философии до 529 г.,
когда указом императора Юстиниана была
закрыта последняя философская школа в
Афинах.
Античная философия сформировалась под
влиянием и воздействием предфилософской
греческой традиции, которую условно можно
рассматривать как ранний этап самой
античной философии, а также воззрений
мудрецов Египта, Месопотамии,
древневосточных стран.

4. Периодизация античной философии по смене основных проблем:

Натур-философский (главная проблема — проблема
устройства мира, проблема первоначала).
Гуманистический (смена проблематики от природы к
человеку и обществу).
Классический (период большого синтеза). Создание
первых философских систем — весь круг философских
проблем.
Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим).
Соперничают разные философские школы. Проблема
счастья.
Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу
философских проблем добавляется проблема религии.
Зарождение христианской мысли, монотеистической
религии.
Натурфилософия (от лат. natura — природа) —
исторический термин, обозначавший (примерно до
XVIII века) философию природы, понимаемую как
целостную систему самых общих законов
естествознания.
Натурфилософия возникла в античную эпоху как
попытка найти «конечные причины» и
фундаментальные закономерности природных
явлений. Предложенные тогда и позднее
натурфилософские системы включали такие
важнейшие естественнонаучные понятия, как
субстанция, материя, пространство, время,
движение, закон природы и др.
В cредние века натурфилософия развивалась
главным образом со времени поздней схоластики.
Большинство натурфилософских систем до XVIII века
были чисто умозрительными; с появлением
классической физики натурфилософия быстро
вытесняется более аргументированной философией
науки.

6. Хронологическая периодизация античной философии:

Ранняя классика (Архаика)
VIII—VII вв. до н. э. — предфилософская традиция. Не являясь по сути философией,
предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем.
VII—V вв. до н. э. — ранняя классика, или греческая натурфилософия. Первые греческие
натурфилософы не касались или почти не касались вопросов этики и эстетики, уделяя
внимание в первую очередь космогонии и космологии и заложив основу для последующего
развития точных наук.
Классика
V—IV вв. до н. э. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени
Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла,
этики поведения человека.
IV—III вв. до н. э. — Аристотель и перипатетики. Деятельность Аристотеля и крупнейших
представителей его школы — перипатетиков — логически завершила и подытожила
достижения классики.
Эллинистическая философия
IV—I вв. до н. э. — философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми
школами, так и новыми представителями старых (платоников, перипатетиков и киников).
Римская и позднеантичная философия
I в. до н. э.—V в. н. э. — римская философия начала активно развиваться под сильным
влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии
относятся также греки — представители римских школ.
I в. до н. э.—V в. н. э. — греческая философия периода влияния Древнего Рима также
развивалась под сильнейшим влиянием классики, а позже — зарождавшегося христианства.

7. Основные черты античной философии:

Космоцентризм.
(Чрезвычайно важным для античной философии, особенно на первых этапах её
развития, было понятие «космос». Это понятие происходит от греческого глагола,
означающего «украшать», «приводить в порядок». В греческом мышлении
понятия «космос» и «хаос» были противопоставлены. Хаос как неупорядоченное,
негармоничное состояние мироздания постепенно превращался в прекрасный,
упорядоченный, гармоничный космос, в котором господствует строгая
пропорциональность и закономерность.)
Онтологизм.
(Онтологизм прежде всего заключается в признании бытия мира независимого от
нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире.
Античная философия была укоренена в онтологических бытийственных
проблемах, это в первую очередь размышление о бытии.)
Диалектичность.
(Именно античной философии европейская традиция обязана формированием
основ диалектического метода. Греческие мыслители первые начали
рассматривать мир как постоянно изменяющееся противоречивое целое. Они
заложили традицию изучения бытия в процессе его становления. )
Милетская
школа —
философская
школа, основанная Фалесом в
Милете, греческой колонии в
Малой Азии
(1-я пол. VI в. до
н.э.).
Представители
Милетской школы:
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Фалес (640/624 —
548/545 гг. до н. э.) —
древнегреческий
философ и математик из
Милета (Малая Азия).
Представитель
ионической
натурфилософии и
основатель милетской
школы, с которой
начинается история
европейской науки.
Традиционно считается основоположником
греческой философии (и науки) — он неизменно
открывает список «семи мудрецов», заложивших
основы греческой культуры и
государственности.
Анаксимандр Милетский
(610 — 547/540 до н. э.) —
древнегреческий философ,
представитель милетской
школы натурфилософии,
ученик Фалеса Милетского и
учитель Анаксимена. Автор
первого греческого научного
сочинения, написанного
прозой («О природе»).
Ввёл термин «закон», применив понятие
общественной практики к природе и науке.
Анаксимандру приписывают одну из первых
формулировок закона сохранения материи («из тех же
вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти
же самые вещи они разрушаются согласно
предназначению»).
Анаксимен
Милетский (585/560 —
525/502 до н. э., Милет)
— древнегреческий
философ,
представитель
милетской школы
натурфилософии,
ученик Анаксимандра.
Развил новые представления о мире. Приняв в
качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл
новую и важную идею о процессе разрежения и
сгущения, посредством которого из воздуха
образуются все вещества: вода, земля, камни,
огонь.
Философы Милетской школы стояли у
истоков греческой науки: астрономии,
биологии, географии, метеорологии,
физики и математики.
Исходя из принципа сохранения: «из
ничего не возникает нечто», милетцы
полагали единое вечное, бесконечное,
«божественное» первоначало видимого
многообразия вещей, источник жизни и
существования космоса.
Гераклит Эфесский (544—483
гг. до н. э) — древнегреческий
философ-досократик.
Единственное его сочинение, от
которого сохранилось только
несколько десятков фрагментовцитат, — книга «О природе»,
состоявшая из трех частей («О
природе», «О государстве», «О
боге»).
Основатель первой исторической или первоначальной формы
диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и
его философская система контрастировала с идеями Демокрита,
на что обратили внимание последующие поколения.
Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё
меняется».
Гераклит устанавливает 4 различных вида связи между
очевидными противоположностями:
а) те же самые вещи производят противоположный эффект
«Море — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и
спасительная, людям — негодная для питья и губительная».
б) различные аспекты тех же самых вещей могут находить
противоположные описания (письмо — линейно и округло).
в) хорошие и желательные вещи, такие как здоровье или отдых,
выглядят возможными только если мы распознаем их
противоположность:
«Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость,
усталость — отдых».
г) некоторые противоположности сущностно связаны (буквально «быть
тем же самым»), поскольку они следуют друг за другом, преследуются
друг другом и ничем кроме самих себя.
Демокрит Абдерский
(ок. 460 до н. э. — ок. 370 до
н. э.) — древнегреческий
философ, ученик Левкиппа,
один из основателей
атомистики и
материалистической
философии.
Главным достижением философии Демокрита
считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» —
неделимой частице вещества, обладающей истинным
бытием, не разрушающейся и не возникающей
(атомистический материализм). Он описал мир как
систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную
делимость материи, постулируя не только
бесконечность числа атомов во Вселенной, но и
бесконечность их форм.
Демокрит считал, что всё зло и несчастья
происходят с человеком из-за отсутствия
необходимого знания. Отсюда он делал
вывод, что устранение проблем лежит в
приобретении знаний. Оптимистическая
философия Демокрита не допускала
абсолютности зла, выводя мудрость
средством достижения счастья.
Демокрит отрицал существование богов и
роль всего сверхъестественного в
возникновении мира. Он считал, что «мы
пришли к мысли о богах от происходящих в
мире необыкновенных явлений».
Пифагор Самосский
(570—490 гг. до н. э.) —
древнегреческий
философ, математик и
мистик, создатель
религиозно-философской
школы пифагорейцев.
Учение
Пифагора
следует разбить
на две
составляющие
части: научный
подход к
познанию мира
и религиозномистический
образ жизни,
проповедуемый
Пифагором.
Деятельность Пифагора как религиозного
новатора заключалась в создании тайного
общества, которое не только ставило перед
собой политические цели, но, главным
образом, освобождение души путём
нравственного и физического очищения с
помощью тайного учения (мистическое
учение о круговороте переселений души). По
Пифагору, вечная душа переселяется с небес
в бренное тело человека или животного и
претерпевает ряд переселений, пока не
заслужит права вернуться обратно на небеса.
В современном мире Пифагор считается
великим математиком и космологом
древности.
Сократ (ок. 469 г. до н.э., — 399 г. до
н.э., Афины) — древнегреческий
философ, учение которого знаменует
поворот в философии — от
рассмотрения природы и мира к
рассмотрению человека. Его
деятельность — поворотный момент
античной философии. Своим методом
анализа понятий (майевтика,
диалектика) и отождествлением
положительных качеств человека с его
знаниями он направил внимание
философов на важное значение
человеческой личности.
Сократа называют первым философом в собственном смысле
этого слова. В лице Сократа философствующее мышление
впервые обращается к себе самому, исследуя собственные
принципы и приёмы.
Используя метод диалектических споров, Сократ пытался
восстановить через свою философию авторитет знания,
поколебленный софистами.
Грань между присущими человеку духовными
процессами и материальным миром, уже намеченная
предшествующим развитием греческой философии, была
более отчетливо обозначена именно Сократом: он
акцентировал своеобразие сознания сравнительно с
материальным бытием и одним из первых глубоко
раскрыл сферу духовного как самостоятельную
реальность, провозгласив её как нечто не менее
достоверное, чем бытие воспринимаемого мира (монизм).
В вопросах этики Сократ развивал принципы
рационализма, утверждая, что добродетель проистекает
из знания, и человек, знающий, что такое добро, не
станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание,
поэтому культура интеллекта может сделать людей
добрыми.
Платон (428 или 427 до н.э., 348 или 347 до н.э., Афины) —
древнегреческий философ, ученик
Сократа, учитель Аристотеля.
Принято считать, что Платон является
одним из основателей
идеалистического направления в
мировой философии.
Во многих сочинениях философа проводится мысль о
том, что бытием в подлинном смысле слова можно
назвать только абсолютные сущности, сохраняющие
своё бытие безотносительно пространства и времени.
Такие абсолютные сущности называются в сочинениях
Платона идеями, или эйдосами.
В философии Платона легко обнаружить признаки
дуализма. Платон часто противопоставляет душу и
тело как две разнородные сущности. Тело —
разложимо и смертно, а душа — вечна. Согласно
учению, изложенному в диалоге «Государство», в
отличие от тела, которое можно погубить, душе
ничто не может помешать существовать вечно. Если
мы согласимся, что вред душе наносит порок и
нечестие, то даже и в этом случае остаётся признать,
что порок не приводит душу к смерти, а просто
извращает её и делает её нечестивой. То, что
неспособно погибнуть ни от какого зла, можно
считать бессмертным: «раз что-то не гибнет ни от
одного из этих зол — ни от собственного, ни от
постороннего, то ясно, что это непременно должно
быть чем-то вечно существующим, а раз оно вечно
существует, оно бессмертно».
Аристотель (384 до н.э., Стагир —
322 до н.э., Халкида, остров Эвбея) —
древнегреческий философ. Ученик
Платона. С 343 до н. э. — воспитатель
Александра Македонского. В 335/4 г. до
н. э. основал Ликей.
Он — натуралист классического периода. Наиболее
влиятельный из диалектиков древности;
основоположник формальной логики. Создал
понятийный аппарат, который до сих пор
пронизывает философский лексикон и сам стиль
научного мышления.
Аристотель разделяет науки на
теоретические, цель которых — знание ради
знания, практические и «поэтические»
(творческие). К теоретическим наукам
относятся физика, математика и «первая
философия» (она же — теологическая
философия, она же позднее была названа
метафизикой). К практическим наукам —
этика и политика (она же — наука о
государстве). Одним из центральных учений
«первой философии» Аристотеля является
учение о четырёх причинах, или
первоначалах.
В «Метафизике» Аристотель развивает учение о
причинах и первоначалах всего сущего.
Причины эти таковы:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих
объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она
не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в
своём количестве; она инертна и пассивна.
Первичнооформленная материя выражена в виде пяти
первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир
(небесная субстанция).
Форма— «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина
становления многообразных вещей из однообразной материи.
Создает формы разнообразных вещей из материи Бог.
Действующая, или производящая причина — «то, откуда».
Характеризует момент времени, с которого начинается
существование вещи. Началом всех начал является Бог.
Цель, или конечная причина— «то, ради чего». У каждой вещи
есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.
Эллинистическая философия —
последний период развития философии
Древней Греции, последовавший за
Аристотелем.
К основным чертам
эллинистической философии относят
этическую направленность и адаптацию
восточных религиозных моментов.
Эллинистическая
философия
Эпикуреизм
Стоицизм
Скептицизм

29. Эпикуреизм

Самым ярким представителем
эпикуреизма является Эпикур (341—
270 до н. э.). Эпикур развил идеи
атомизма. Он не мог принять
причинность, царившую в мире атомов
Демокрита, согласно которому все
создано в результате «столкновений» и
«отскакиваний» атомов. Эпикур
приписывает атомам способность
«отклоняться» в результате движения
«связной цепью». Он фактически
приписывает атомам определенную
волю, из-за которой мир не является
хаотичным.
Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не
страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет
смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания
Эпикур рассматривает как результат осмысления
чувственного опыта.
Центральной идеей этического учения Эпикура
является стремление к наслаждению (принцип
гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом
для философа по Эпикуру является постоянное
ощущение наслаждения, то есть избавление от
страданий. Для этого он призывает жить разумно и
нравственно, проявлять уважение к богам.

31. Стоицизм

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э.
Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей.
Стоики в своих учениях уделяли много внимания
феномену воли.
Философия ранних стоиков строится на том, что
мир состоит из четырёх стихий: земли, воды, огня
и воздуха. Надо сказать, что стоики верили
предсказаниям и астрологии. Основой мироздания
считались огонь и воздух. Закон, по которому
огонь переходит в другие стихии, вслед за
Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков
есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в
мире.
Основным представителем стоицизма
является Марк Аврелий- римский
император. Он считал, что всё в мире
взаимосвязано, развивается по какомуто закону, под руководством
божественного провидения.
Существует единая мировая душа,
управляющая всем сущим. Особенно
отчетливо эта мысль звучит в трудах
Сенеки, для которого свобода —
высший идеал.
Марк Аврелий также считал, что все
люди равны от рождения и уважал
формы правления, при которых в
управлении страной задействовано всё
население страны.
Луций Анней Сенека (4 до н. э., Кордуба
— 65, Рим) — римский философ-стоик, поэт
и государственный деятель. Воспитатель
Нерона и один из крупнейших
представителей стоицизма.
Будучи стоиком, Сенека настаивал на
телесности всего сущего, однако верил в
возможность безграничного развития
человеческого знания. Основу для
душевного равновесия Сенека искал в
пантеистических воззрениях стоической
физики, или натурфилософии.
В отличие от классического стоицизма, в философии Сенеки
присутствует четкий религиозный элемент, а мысли Сенеки
настолько сильно совпадали с христианством, что он считался
тайным христианином и ему приписывали переписку с
апостолом Павлом. Ощутимое влияние на Сенеку оказали
взгляды Посидония, в поздние годы Сенека изучал также
Эпикура, однако его установок не разделял.

34. Скептицизм —

Скептицизм направление в философии, возникшее под влиянием
античной философии на основе идеи о текучести
всего сущего («все течет, все меняется»). В
частности Демокрит утверждал, что мёд ничуть не
более сладок, чем горек, кроме того он постоянно
меняется. Всякая вещь, с точки зрения скептиков,
«есть это не в большей степени, чем-то».
Скептики также отмечали разницу между
чувственным восприятием и мышлением. Поэтому
утверждать ничего в точности не имеет смысла.
Лучше высказываться, например, так: «Мне кажется,
что еда сладкая». Воздержание от категорических
суждений приводит к невозмутимости — идеалу для
мудреца.
Основателем скептицизма
является Пиррон (360—270 до н.
э.). Одной из центральных идей
философии Пиррона является
стремление к безмятежности
(атараксии). Пиррон не писал
сочинений, а излагал свои идеи
устно.
Он придерживался того мнения,
что ничто в действительности не
является ни прекрасным, ни
безобразным, ни справедливым,
ни несправедливым, так как в
себе все одинаково, и поэтому
оно не в большей степени одно,
чем другое.

36. Значение Античной философии:

Философия античного мира оказала огромное влияние на последующую
философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.
Античная философия, в которой содержались зачатки основных видов
философского мировоззрения, разрабатывавшиеся во все последующие
века, — это не “музей древностей”, а живая картина становления
теоретической мысли, полная смелых оригинальных идей. Это великое
торжество разума. Вот почему она никогда не потеряет своего высокого
значения в глазах мыслящего человечества. Она явилась настоящей
общественной силой античного мира, а затем и всемирно-исторического
развития философской культуры и каждое новое поколение, получая
высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток
юной, впервые себя опознавшей философской мысли.
Античная философия вызывает живой интерес у каждого
любознательного человека, которого волнуют философские вопросы.
Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не
утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии
не только обогащает нас ценной информацией о результатах
размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию
более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и
рвением углубляется в их творения.

37. Задание: 1. Расположить в хронологическом порядке и сформулировать философское кредо каждого

Годы жизни
Анаксагор
Анаксимандр
Анаксимен
Аристотель
Гераклит
Демокрит
Диоген из Синопа
Лукреций
Марк Аврелий
Философское кредо
Годы жизни
Пифагор
Платон
Сенека
Сократ
Фалес
Эпикур
Философское кредо

39. 2. Контрольные вопросы: — в чем видели первооснову мира античные философы; — определите роль софистов (позитивную, негативную)

в духовном развитии Эллады;
— каким представлялось идеальное
госудаство Платону;
— какие идеи античного образования и
воспитания, по Вашему мнению, актуальны
и в наше время.

Истоки греческой философии – Философия в гуманитарных науках

Досократики

Видео

Видео-обзор  — «Ионические истоки греческой философии» Даниэля Рианьо  (11)

Около 600 г. до н.э. греческие города Ионии были интеллектуальными и культурными лидерами Греции и крупнейшими морскими торговцами Средиземноморья. Милет, самый южный ионийский город, был богатейшим из греческих городов и главным центром «ионийского пробуждения» — название начальной фазы классической греческой цивилизации, совпавшей с зарождением греческой философии.

Первая группа греческих философов представляет собой триаду милетских мыслителей: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Их главный вклад заключался в разработке и применении теории, основанной исключительно на эмпирическом наблюдении за природными явлениями. Казалось, все они согласны с тем, что все вещи происходят из одного «первоначала или субстанции». Фалес считал, что это вода; Анаксимандр говорил, что это субстанция, отличная от всех известных субстанций, «бесконечная, вечная и нестареющая». а Анаксимен утверждал, что это был воздух.

Наблюдательность была важна в милетской школе. Фалес предсказал затмение, которое произошло в 585 г. до н. э., и, похоже, ему удалось вычислить расстояние корабля в море по наблюдениям, сделанным в двух точках. Анаксимандр, основываясь на том факте, что человеческие младенцы беспомощны при рождении, утверждал, что если бы первый человек каким-то образом появился на земле в младенчестве, он бы не выжил: следовательно, люди произошли от других животных, потомство которых более приспособлено. Наука у милетцев была сильнее их философии и несколько рудиментарна, но она поощряла наблюдательность у многих последующих мыслителей, а также служила хорошим стимулом для рационального подхода ко многим традиционным вопросам, ответы на которые раньше решались с помощью мифа, тем самым открывая гносеологический и метафизический мир позднейших философов.

(3)

Аристотель, Метафизика

Чтение Аристотеля, Метафизика

Книга первая: разделы 1.983b–1.990a.

Большинство первых философов считали, что в основе всех вещей лежат только материальные принципы. То, из чего состоят все вещи, из чего они впервые возникают и во что в конце концов растворяются при своем разрушении, сущность чего сохраняется, хотя и видоизменяется под воздействием своих аффективных состояний, — это, говорят они, есть элемент и начало существующих вещей. Следовательно, они верят, что ничего не создается и не уничтожается, поскольку такого рода первичная сущность всегда сохраняется. Точно так же мы не говорим, что Сократ рождается

абсолютно  , когда он становится красивым или культурным, или что он разрушается, когда теряет эти качества; потому что субстрат, сам Сократ, сохраняется. Точно так же ничто другое не создается и не уничтожается; ибо есть какая-то одна сущность (или несколько), которая всегда сохраняется и из которой порождаются все остальные вещи. Однако не все согласны относительно количества и характера этих принципов. (12)

Милетцы, Фалес и Анаксимандр

Фалес, основатель этой философской школы, говорит, что постоянной сущностью является вода (именно поэтому он также предположил, что земля плавает на воде). Предположительно, он вывел это предположение из того, что увидел, что пища всего сущего влажна и что сама теплота возникает из влаги и зависит от нее в своем существовании (а то, из чего вещь возникает, всегда является ее первоначалом). Отсюда он вывел свое предположение; а также из того, что семена всего имеют влажную природу, тогда как вода есть первый принцип природы влажных вещей.

(12)

АНАКСИМАНДР (ок. 610–ок. 546 до н. э.) из Милета был учеником Фалеса, и недавние исследования утверждают, что его, а не Фалеса, следует считать первым западным философом из-за того, что у нас есть прямая и бесспорная цитата из Анаксимандр, в то время как у нас ничего не написано Фалесом. Анаксимандр изобрел идею моделей, нарисовал первую карту мира в Греции и, как говорят, был первым, кто написал книгу прозы. Он много путешествовал и был высоко оценен современниками. Среди его основных вкладов в философскую мысль было его заявление о том, что «основным веществом» вселенной является апейрон, бесконечное и безграничное, философское и теологическое утверждение, которое до сих пор обсуждается среди ученых и которое, как утверждают некоторые, дало Платону основу его космологии.

Симплиций пишет,

О тех, кто говорит, что оно едино, движется и бесконечно, Анаксимандр, сын Праксиада, милезианин, преемник и ученик Фалеса, сказал, что начало и элемент существующих вещей есть апейрон [неопределенный или бесконечный], являющийся впервые ввел это название материального начала. Он говорит, что это не вода и не какой-либо другой из так называемых элементов, а некая другая апейронная природа, из которой возникают все небеса и миры в них. И источник возникновения для существующих вещей есть то, в чем происходит и разрушение «по необходимости»; ибо они платят наказание и возмездие друг другу за свою несправедливость в соответствии с оценкой времени », как он описывает это в этих довольно поэтических выражениях. Ясно, что он, видя превращение четырех элементов друг в друга, счел правильным не делать субстратом ни один из них, а нечто другое, кроме этих; и он производит возникновение не через изменение элемента, а через отделение противоположностей посредством вечного движения. Физика , 24)

Это высказывание Анаксимандра о том, что элементы платят друг другу штраф в соответствии с оценкой времени, считается старейшим из известных письменных произведений западной философии.

Фалес утверждал, что Первопричиной всех вещей была вода, но Анаксимандр, признавая, что вода была еще одним из земных элементов, полагал, что Первопричина должна исходить от чего-то за пределами такого элемента. Его ответом на вопрос «Откуда все взялось?» был apeiron, безграничное, но что именно он имел в виду под «безграничным», породило многовековые споры. Относится ли «безграничное» к пространственному или временному качеству или оно относится к чему-то неисчерпаемому и неопределенному?

В то время как невозможно с уверенностью сказать, что имел в виду Анаксимандр, лучшее понимание можно получить с помощью его аргумента «давным-давно», который Аристотель формулирует таким образом в своей Физике .

Некоторые делают эту Первопричину (а именно то, что является дополнительным к элементам) Беспредельным, но не воздух или воду, чтобы другие не были уничтожены одним из них, будучи безграничными; ибо они противоположны друг другу (например, воздух холоден, вода влажна, а огонь горяч). Если бы какое-либо из них было безграничным, оно давно бы уничтожило другие; но теперь есть, говорят они, нечто иное, из чего они все порождены. (204b25–29)

Другими словами, ни один из наблюдаемых элементов не мог быть Первопричиной, потому что все наблюдаемые элементы изменчивы и, будь один из них сильнее других, он давно бы их уничтожил. Однако, как замечено, элементы земли, по-видимому, находятся в равновесии друг с другом, ни один из них не имеет превосходства, и, следовательно, следует искать какой-то другой источник в качестве первопричины. Делая это заявление, Анаксимандр становится первым известным философом, работавшим в области абстрактной, а не естественной философии и первый метафизик еще до того, как был придуман термин «метафизика».

Он составил карту небес, много путешествовал, был первым, кто заявил, что Земля парит в космосе, и первым, кто постулировал ненаблюдаемую Первопричину (которая, вне зависимости от того, повлияла ли она на Платона, безусловно, имеет сходство с Аристотелевским Перводвигателем). Диоген Лаэртский пишет: «Аполлодор в своих « Хрониках» сообщает, что во второй год пятьдесят восьмой Олимпиады [Анаксимандру] было шестьдесят четыре года. И вскоре после этого он умер, процветая примерно в то же время, что и самосский тиран Поликрат». В Милете была воздвигнута статуя в честь Анаксимандра. (13)

Элеаты Парменид и Зенон Элейский

Парменид (ок. 485 г. до н. э.) из Элеи был греческим философом из колонии Элея на юге Италии. Он известен как основатель элейской школы философии, проповедовавшей строго монистический взгляд на реальность. Философский монизм — это вера в то, что весь чувственный мир состоит из одной основной субстанции и бытия, несотворенного и неразрушимого.

Парменид был младшим современником Гераклита, утверждавшего, что все вещи постоянно находятся в движении и изменении (что основная «сущность» жизни — это само изменение). Мысль Парменида не могла быть далее удалена от идеи Гераклита в том, что Парменид утверждал, что ничто не движется, изменение невозможно и что для постижения Истины нельзя полагаться на человеческое чувственное восприятие.

Философ неизменного бытия

Согласно Пармениду, «Есть путь, который есть, и путь, которого нет» (путь факта, или истины, и способ мнения о вещах), и нужно прийти к пониманию пути, «который есть». понять природу жизни. Известный как Философ Неизменного Бытия, Парменид настаивал на вечной, единственной Истине и его отказ от релятивизма и изменчивости оказал большое влияние на молодого философа Платона, а через него и на Аристотеля (хотя последний интерпретировал Истину Парменида совершенно иначе, чем его мастер сделал). Платон посвятил этому человеку, Пармениду, диалог, в котором Парменид и его ученик Зенон приезжают в Афины и обучают молодого Сократа философской мудрости. Это дань уважения мысли Парменида в том, что в большинстве диалогов Платон представляет Сократа как мудрого вопрошающего, который не нуждается ни в чьих инструкциях. Хотя Парменид был старшим современником Сократа, сомнительно, чтобы эти двое мужчин когда-либо встречались.

Зенон Элейский

Зенон Элейский был самым известным учеником Парменида и написал сорок парадоксов в защиту утверждения Парменида о том, что изменение и даже движение — это иллюзии, которыми нужно пренебречь, чтобы познать природу себя и вселенной. Работа Зенона была предназначена для разъяснения и защиты утверждений Парменида, таких как… реальность едина. Ничто не способно существенно измениться по своей сути, потому что сама сущность реальности неизменна, а «ничто» не может быть постигнуто.

Ничто не может возникнуть из ничего

Тем не менее, кажется, что сами идеи Парменида были трудны для понимания его слушателями, что потребовало математических парадоксов Зенона. Однако главная мысль Парменида заключалась просто в том, что ничто не могло произойти из ничего и что «бытие» должно было существовать всегда.

Быть и не быть

Проще говоря, его аргумент состоит в том, что, поскольку «что-то» не может произойти из «ничего», то «что-то» всегда должно было существовать, чтобы произвести чувственный мир. Таким образом, этот мир, который мы воспринимаем, состоит из одной субстанции — той самой субстанции, из которой он произошел, — и мы, населяющие его, причастны к тому же единству субстанции. Следовательно, если окажется, что человек рождается «из ниоткуда» или что он умирает и уходит куда-то еще, оба эти восприятия должны быть неправильными, поскольку то, что есть сейчас, никогда не могло быть «не» и никогда не может «не быть». ‘. В этом Парменид, возможно, развивает идеи более раннего философа Пифагора (ок. 571–49).7 г. до н.э.), который утверждал, что душа бессмертна и неоднократно возвращается в чувственный мир через реинкарнацию. Однако если это так, то Парменид очень радикально отошел от пифагорейской мысли, которая допускает, что в нашей реальности присутствует множественность. Для Парменида и его последователей элейской школы такое утверждение было бы свидетельством веры в чувства, которым, как они настаивали, никогда нельзя доверять, чтобы они открыли истину. Элейский принцип, согласно которому все едино и неизменно, оказал значительное влияние на более поздних философов и философские школы. Помимо Платона (который, помимо диалога, Парменид также обращался к элейским понятиям в своих диалогах о Софисте и Государственном деятеле), знаменитый софист Горгий использовал элейские рассуждения и принципы в своей работе, как и Аристотель позже, главным образом в своей Метафизике. (14)

Плюралисты и атомисты

Эмпедокл , из древнегреческого города Акрагас (Agrigentum на латыни), современный Агридженто на Сицилии, по-видимому, частично соглашался с элейской школой, частично противостоял ей. С одной стороны, он утверждал неизменную природу субстанции; с другой стороны, он предполагает множество таких субстанций, т. е. четыре классических элемента: землю, воду, воздух и огонь. Из них мир строится при посредстве двух идеальных движущих сил — любви как причины соединения и раздора как причины разлуки.

Первую явно материалистическую систему сформировали Левкипп (5  вв. до н. э.) и его ученик  Демокрит  из Абдеры (460–370 до н. э.) из Фракии. Это было учение об атомах — малых первичных телах, бесконечных в числе, неделимых и нетленных, качественно сходных, но отличающихся своей формой. Вечно двигаясь сквозь бесконечную пустоту, они сталкиваются и соединяются, порождая таким образом объекты, различающиеся в соответствии с разнообразием, числом, размером, формой и расположением составляющих их атомов. (15)

Другой взгляд: Творение в философии Древней Индии: Ригведа

К философскому вопросу космогенеза в Греции подходили по-разному, как мы видели в начале этого Модуля; вот пример ответа на вопрос с другой точки зрения. (1)

«Тогда не было ни несуществующего, ни существующего: не было царства воздуха, неба за ним. Что замазано и где? А что дало приют? Была ли там вода, неизмеримая глубина воды?

ЕДИНСТВЕННЫЙ дышал без воздуха по собственному импульсу; через жар тапаса (желание) было проявлено (1) Кто истинно знает и кто может здесь объявить это, откуда оно родилось и откуда происходит это творение? Боги более поздние, чем производство этого мира. Кто знает тогда, откуда оно впервые появилось? Тот, первоначало этого творения, сотворил он все это или не сотворил, чей глаз контролирует этот мир на высочайшем небе, он воистину знает это, а может быть, и не знает».

(Ригведа 10.129.1-7)

Существует еще один рассказ о том, как зародилась Вселенная, который не имеет эквивалента ни в одной другой традиции. Вселенная на самом деле является сном бога, который после 100 лет Брахмы растворяется в сне без сновидений, и вселенная растворяется вместе с ним. Еще через 100 лет Брахмы он пересобирает себя и снова начинает видеть великий космический сон. Между тем, в других местах существует бесконечное множество других вселенных, каждая из которых является сном своего собственного бога. (16)

К какому выводу могла бы прийти каждая из этих интерпретаций, если бы их аргументы продолжали развиваться? (Вопрос риторический. Вам не нужно считать это заданием, а лучше иметь его в виду, когда мы переходим к следующему модулю.)  (1)

Милетцы – Retrospect Journal

Хотя греки известны в основном своим развитием сложной философии под руководством Платона и Аристотеля, менее известно то, что эти мыслители, наряду со многими другими, были вовлечены в раннюю космологию. В это время граница между искусством и наукой отсутствовала, что, по сути, создавало возможность сочетания рассудка с поэзией. Философия и наука, таким образом, были взаимосвязаны и позволяли объяснять явления природы таким образом, который никогда не могли бы проиллюстрировать грубые факты.

Истоки современной космологии, несомненно, восходят к Милету V века, городу-государству на побережье Эгейского моря. Как один из самых могущественных ионийских городов Малой Азии, он процветал во многих аспектах, особенно в торговле и колонизации. Однако больше всего город отличался своими научными, философскими и литературными деятелями, объединенными в милетской школе. Именно здесь произошла революция в мышлении, которую возглавил ряд лиц, рассматривавших физику как всеобъемлющий предмет, способный использовать как поэтические, так и математические средства восприятия.

Действительно, милетцы в первую очередь понимали, что с помощью наблюдения и рассуждений можно исправить свое мировоззрение. Это было известно как эмпирический метод и заменило более раннюю традицию рассказывания историй для объяснения основ мира. Это не значит, что воображение исчезло — в этом новом развитии физики действительно процветала поэзия. Некоторые члены Милетской школы разработали еще больше подходов к наблюдению, выходящих за рамки эмпирических, выбрав авангардный подход через создание аксиом. Воплощением этого был физик Фалес.

Фалес Милетский был одним из семи греческих мудрецов, титул, данный семи «мудрецам» в классической греческой традиции. Он был политиком, философом и физиком, родившимся во время 35-й -й Олимпиады, который проложил путь для будущей милетской мысли. Хотя ни одно из его сочинений не сохранилось, многие историки древности описывают его как экстраординарного. Истории описывают, как он советовал мореплавателям ориентироваться в созвездии Малой Медведицы, а не Большой, и также говорят, что он измерил пирамиды Египта, используя свои собственные знания геометрии, по словам поэта Каллимаха. Это близко совпадает с идеей о том, что на него сильно повлияла египетская наука — есть свидетельства о том, что он посещал египетских священников, чтобы узнать об их математических знаниях, что впоследствии позволило ему разработать несколько геометрических теорем, которые используются до сих пор. Он сделал это с помощью доказательства дедукцией, которое включало создание набора аксиом, как упоминалось выше. Это утверждения, которые до сих пор считаются истинными и с тех пор используются математиками.

Несомненно, Фалес наиболее известен своими достижениями в космологии, изучением происхождения мира и, что более важно, своим вниманием к воде. Он предположил, что элемент воды был строительным блоком для формирования мира, используя образ земли как корабля, покоящегося в океане. Для него океан был бесконечен и объяснял все природные явления, такие как землетрясения, и хотя его наблюдение было далеко, он был первым, кто попытался объяснить вещи без включения сверхъестественных средств. Насколько нам известно, его аргументация в пользу важности воды неясна, хотя Аристотель предположил, что это могло быть связано с тем, что вода является источником питания всех вещей, и поэтому сам мир нуждался в душе — в конце концов, Фалес был философом.

Анаксимандр был учеником, преемником и знакомым Фалеса, который продолжил наследие своего учителя, но также обосновал различные новые идеи. Он установил образ мышления, который признавал несоответствия между искусством и наукой, но также принимал их. Известный своим воображением и использованием антропоморфного языка, его записи были показными и артистичными. В то время как Фалес утверждал, что основой земли является вода, Анаксимандр создал новую космологическую теорию равновесия; сама земля уравновешивалась не бесконечным океаном, а симметрией, которая позволяла солнцу, луне и звездам окружать ее на заданных расстояниях.

Анаксимандр также продемонстрировал свой отход от принципов Фалеса своей верой в первичную субстанцию ​​апейрон, «бесконечность», из которой, по его мнению, состоит все. До того, как появилась Теория Большого Взрыва, появилась его идея о том, что Земля была продуктом вечного движения, которое вращалось во вращательном движении и разделяло противоположности, такие как тьма и свет. В свою очередь, они взаимодействовали с апейроном, чтобы породить все живое. Это божественное космологическое объяснение, безусловно, демонстрирует признаки философской мысли, поскольку Анаксимандр считал, что апейрон также может уничтожить мир, чтобы отомстить за потерю времени. Примечательно, что самое близкое, что сейчас напоминает апейронное вещество, — это ковариантное квантовое поле; это поля, которые сами по себе способны генерировать пространство-время и являются проявлением единой формы единицы, используемой в современной теории квантовой гравитации.

Анаксимандр был не единственным милетцем, бросившим вызов своему предшественнику. Его собственный ученик, Анаксимен, повторил его прежние действия и еще раз преобразовал космологическую мысль. Он был греческим философом, который, очевидно, черпал большую часть своих мыслей из мистических верований, которые отличали его от других членов милетской школы. Следуя предположению, что над — это то, из чего состоит Земля из , , он намекнул, что различные плотности воздуха связаны с различными типами материи, которая существует вечно в движении. Он распространил это на духовный уровень, изобразив aer как качество, которое обладало жизнью и следовало по траектории хаоса. Бесспорно, его сюрреалистические космические теории бурным образом сочетали миф и естественные процессы.

Тем не менее, помимо мистических компонентов, в творчестве Анаксимена были и некоторые полезные истины. Он также заявил, что природные явления произошли из-за того, что aer могли сжиматься и разжиматься. Предполагая это, он смог показать, что элементы мира не гранулированы, а образуют непрерывный спектр: 9Например, 0025 aer станет водой при конденсации, но огнем при разрежении. Этот процесс потенциально можно интерпретировать как объяснение того, как сами частицы раздвигаются и сближаются, поэтому это означает, что Анаксимен был проатомистом, изображающим первое элементарное предположение того времени.

Эти три милетских мыслителя были инженерами-космологами, в конечном счете объединившими философскую мысль досократовских времен и научную теорию. Была ли это вода, «беспредельность» или воздух, которые заложили основу материи, ничтожно мало по сравнению с тем, чего коллективно достигли эти великие мыслители: новая система мысли, начатая в космосе.

Автор Kat Jivkova

Библиография

Черри, Джованни. «Концепция« Материи »в архаической Греции, 1: Хаос / Аэр в Теогонии Гесиода». Пейто Том 8 (2018): 53-80.

Эванс, Джеймс. (2020) «Анаксимандра». [В сети]. [По состоянию на 20 сентября 2020 г.].

www.britannica.com/biography/Anaximander#ref65003

Керр, Энн и Райт, Эдмунд. Словарь всемирной истории (3-е изд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *