Ранняя империя принципат кратко: Эпоха ранней Римской империи 30 г. до н.э.-96 г. н.э.

Эпоха ранней Римской империи 30 г. до н.э.-96 г. н.э.

Содержание статьи

1. Периодизация

2. Ранняя Римская империя

3. Общая характеристика эпохи Ранней империи

Периодизация

Историю Рима времен империи можно разделить на следующие периоды:

  1. Ранняя империя ($30$ год до н.э. – $69$ г. н.э.)
    • Принципат Августа ($30$ г до н э — $14$ г. н. э.) – период острой социально-политической борьбы и завершение организации империи
    • Правление Юлиев-Клавдиев ($14$ – $69$ гг.) – время террористического режима и его падения, рост республиканской оппозиции и борьба с ней, гражданская война 68 – 69 гг.
  2. Расцвет империи($69$ — $161$ гг.) — правление Флавиев и первых Антонинов, укрепление императорской власти
  3. Кризис империи ($161$ — $284$ гг.) – правление Антонинов, гражданская война, правление Сервов, общий кризис империи
  4. Доминат Диоклециана и Константина ($284$ — $337$ гг.) – временное ослабление кризиса
  5. Падение империи (конец $IV$ — конец $V$ в. ).

Ранняя Римская империя

Победа при Акции и смерть Антония открыли Октавиану путь к управлению Римским государством. Несмотря на отсутствие соперников, он делает все возможное для предупреждения их появления.

Октавиану удалось удержать власть до своей смерти и создать форму государственного строя — принципат, просуществовавшую на протяжении нескольких столетий до установления абсолютизма.

Определение 1

Принципат – переходная форма правления от республики к империи, характеризующаяся разделением власти между сенатором и императором, где последний, считаясь правителем, одновременно был первым среди равных.

В чем же причины данного явления?

  • Непрерывная, на протяжении $18$-ти лет гражданская война. Номинально, в ней боролись две категории римских граждан: оптиматы и популяры. Но реально, в борьбу были вовлечены все граждане, провинциалы, союзники, вассальные государства. Война стала колоссальным бедствием для всех ее участников.
    Восточные провинции подвергались жесточайшему разорению, так как правителям нужно было в кратчайшие сроки получить все необходимое для дальнейшего ведения войны. Исчез капитал, замерла торговля, подорван моральный дух.
  • Поражение, но не потеря сословных преимуществ всадничеством и нобилями, вследствие чего, создавая Конституцию, Октавиан вынужден был пойти на компромисс со старой знатью и новой военной властью.
  • Смена политической элиты. Несмотря на удержанные позиции, нобилитет сильно пострадал в гражданской войне. Главные составляющие основу могущества — имения и богатства были конфискованы или разграблены. Им на смену пришли их слуги, по большей части даже не римляне – италики или провинциалы. Начался путь новой аристократии, которая могла получить привилегии только в одном случае – принять условия Октавиана.
  • Расцвет культурного римского ренессанса. Этот процесс начался еще до гражданской войны, но активное развитие получил в данную эпоху, когда появилась целая плеяда историков биографов, литераторов, художников.
    Их работы были отмечены печатью меланхолии, что, безусловно связано с усталостью от непрерывной гражданской войны и отражало в целом состояние общества.
  • Общий упадок морального духа населения. Отчаяние было настолько велико, что даже образованные римляне верили в конец мира. В области религии это настроение выразилось в популяризации культа Фортуны – богини удачи и материального успеха. Расцветают восточные культы предсказаний и гаданий, популярность приобретает астрология. Данные явления были широко распространены во времена правления преемников Августа, но корни феномена кроются в гражданской войне.
  • Развитие культа обоготворенного государственного деятеля. Ореол спасителя приписывался изначально Цезарю, который чуть позднее перешел Октавиану, как гаранту долгожданного мира. Именно с его правлением связывают прекращение военных действий. Теперь у людей появляется в достатке хлеб, раздаются земли ветеранам, открываются морские и сухопутные пути, появляются соблюдающие закон, провинциальные чиновники.
    Все это укрепило его авторитет, и позволило, спустя три года принять приставку Август.

Общая характеристика эпохи Ранней империи

Империя принесла относительный мир и спокойствие. Изменилась социальная политика, эксплуатация провинций стала более организованной. Развивалось городское строительство, расцвела культура, морские пути были очищены от пиратов, создавалась разветвленная дорожная сеть.
Во времена ранней империи отмечается развитие техники, ремесел, подъем хозяйственной жизни провинций, местной и международной торговли. Повышается благосостояние господствующего класса, провинции получают самоуправление.

Но, на фоне видимого процветания существовали и отрицательные факторы, которые привели, в конечном счете, к упадку государства.

  • Аграрный кризис Италии – жизненно важного центра Империи.
  • Обнищание широких масс населения, усиление его иждивенческих настроений.

    Большой удар гражданская война нанесла по мелким земледельцам, которые, хотя и получили земельные наделы, за время войны утратили навыки ее возделывания и привыкли жить за государственный счет. Таким образом, недавно розданные участки стали легкой добычей крупного капитала, активно скупавшего или присваивающего земли. В то же время разоренные войной области были обложены большими налогами, что заставляло селян покидать место жительства и переходить для поиска заработка в город. Вследствие чего, численность городского населения росла за счет новых толп бедняков. Те же, кто остался в сельской местности, постепенно попали в зависимость от крупных землевладельцев.

  • Массовая эмиграция трудового творческого населения в западные провинции — Испанию и Галлию. Этот факт способствовал культурному расцвету территорий в ущерб самой Италии. Здесь появлялись новые производственные центры. Италия же опустела. Работа здесь велась все более вяло.

  • Истощение военных ресурсов

Замечание 1

Таким образом, социально-экономическое развитие эпохи ранней империи имело противоречивый, двойственный характер. Империя была территориальным государством, но не являлась национальным образованием, она представляла собой конгломерат областей, стоявших на разной ступени экономического и социального развития, объединенных военной диктатурой римских императоров.

Эпоха империи характеризуется расцветом городской жизни. Численность населения Рима достигала $1$ млн. чел. Города получали свою специализацию. Например, Капуйя была центром ремесленного производства, в то время как Падуя и Аквилея специализировались на торговле. Коринф и Эфес стали центрами транзитной торговли с Финикией и Сирией. Александрия активно торговала с Аравией, Индией и Экваториальной Африкой. Даже в отдаленной Британии Лондиний (Лондон) стал крупным торгово-ремесленным поселением, насчитывающим $45$ тыс. жителей. Из небольших поселков вырастают новые города, среди которых можно отметить Бонну (Бонн), Виндобону (Вена), Аквинк (Будапешт), Сингидун (Белград).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 28.08.2022

Принципат в Древнем Риме – государственный и общественный строй

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 234.

4.4

Средняя оценка: 4.

4

Всего получено оценок: 234.

Принципат в Древнем Риме имел большое значение, поскольку положил начало смене государственной форме правления. В этот непростой период происходило зарождение империи, но при этом сохранялись черты демократической республики.

Предпосылки появления принципата

Период с III до конца I вв. до н.э. история Древнего Рима переживала глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, которые привели к созданию принципиально нового государства.

Многочисленные победоносные сражения стали причиной появления в стране огромного количества рабов и финансовых влияний, благодаря которым стало возможным бурное развитие экономики, культуры и общественных отношений.

Рис. 1. Укрепление римского государства.

Республиканские государственные аппараты перестали удовлетворять потребности державы, которая стремительно расширяла свои территории. Они были эффективны во время существования города-полиса, но зарождающаяся империя нуждалась в иной форме общественного управления и контроля.

Государственный строй принципата

Решением накопившихся проблем стала особая политическая система под названием принципат. Это переходная форма правления между республикой и монархией, основы которой стали закладываться при первом римском императоре – Августе Октавиане.

Рис. 2. Август Октавиан.

Термин «принципат» в переводе означает «первый среди равных», и это во многом определяет сущность этой формы правления, которая подчеркивала демократичность власти принцепса – главы государства. Принципат стал ранним периодом в истории Римской империи.

При новом строе еще сохранялись черты прежнего режима:

  • Созыв народных собраний (аристократических, цензовых, всеобщих).
  • Заседание сената.
  • Избрание консулов, народных трибунов, преторов.
  • Работа магистратур.

Однако на деле работа республиканских учреждений стала формальностью. К тому же все чаще в них фиксировались случаи подкупа, коррупции и даже насилия над членами совета.

Рис. 3. Заседание сената.

В реальности контроль над государством перешел к принцепсу, который сосредоточил в своих руках жреческую, гражданскую и военную власть. Августу Октавиану удалось возложить на себя все важнейшие в римском государстве полномочия. Одновременно он был консулом, диктатором, цензором, народным трибуном, претором. В зависимости от ситуации, он выступал в том или ином амплуа:

  • В роли трибуна он отменял неугодные ему действия любого органа власти, он мог арестовывать граждан или миловать виновных по собственному усмотрению.
  • Как цензор он занимался формированием сената.
  • В качестве консула он определял политический курс государства.
  • Будучи диктатором, он управлял провинциями, командовал армией.

Помимо утверждения монархической власти, Октавиану удалось ввести в государстве так называемый «культ императора». В период его правления и после его кончины обществу всячески навязывалось поклонение личности, признание императоров богами на земле. «Культ императора» стал неотъемлемой чертой принципата.

Что мы узнали?

При изучении темы «Принципат» мы узнали, в каком состоянии пребывало Римское государство в III-I веках до н.э. и в каких переменах оно нуждалось. Мы выяснили, что означает термин «принципат», и какие формы правления он в себе сочетал.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 234.


А какая ваша оценка?

Римская империя (60 г. до н.э. – 160 г. н.э.): ранний принцип: Август и Тиберий (30 г. до н.э. – 37 г. н.э.)

Резюме

Выиграв гражданскую войну после Цезаря, Октавиан хотел заверить римлян в аристократия и массы возвращения к нормальной жизни, означающей мир и республиканское процедура в правиле. Он начал с жестов в этом направлении. Октавиан распустили большинство мобилизованных легионов времен войны, аннулировали незаконные приказы и объявил амнистию большинству участников гражданской войны, за исключением Старшие помощники Марка Антония в Акции. Реверсирование кесарева сечения меры, Октавиан также сократил Сенат в два этапа, с 1000 до 800, и затем, наконец, до 600 г., в процессе расположив к себе старшую римскую аристократию. В 28 до н. э. Октавиан и его друг Агриппа были совместными консулами. В первый раз через двадцать лет консулы остались дома и не участвовали ни в каких крупных военных кампании. Кроме того, они провели перепись, впервые за семьдесят лет. годы. Все это было сделано для того, чтобы восстановить доверие населения к механизмы государства; первоначальный успех этих мер указан в рост процентных ставок, отражающий увеличение ликвидного капитала. Главным Однако оставшийся вопрос относился к средствам управления в пост- Сулла и послецезаревская эпоха.

Ответом на вопрос о правительстве был принципат, возникший в два «поселения» 27 и 23 г. до н.э. До 27 года был ежегодный консульство, которое всегда занимал Октавиан. 13 января того же года он публично отказался от всех своих провинций и полномочий перед Сенатом, чтобы что он восстановил эти прерогативы. Сенаторы выразили протест, после чего Октавиан согласился взять на себя управление крупными провинциями — Галлией. Иберия и Сирия. Остальные регионы будут находиться под управлением сенатора. проконсул. В то же время Сенат продолжал выдвигать Октавиана на должность консулом и проголосовал за то, чтобы ему дали новое имя — Август. Эпитет богов, это означает «увеличение» или «пятерка увеличения». Юридически его титул был «Принцепс» — первый гражданин, а принципат был правлением первого гражданин. Важно помнить, что Октавиан-Август руководил этим процессом. через большое количество сенаторов, которые были его союзниками и были обязаны своим статусом Для него.

Второе «поселение» произошло в 23 г. Август начал с того, что отказался от своего ежегодного, постоянное консульство, должность, несколько оскорбляющая традиционную сенаторская аристократия. Но что более важно, Сенат изменил природу империи Августа года. Обычно проконсул империум истекал когда он переправился через Померий в основные римские земли, которые должны были быть под непосредственным управлением Сената. Теперь Августу было позволено сохранить imperium где бы он ни был. Кроме того, его империум был аугментирован до maius imperium, заменяет все остальные в штате. Часть это включало в себя получение им tribunicia potestas, власти трибуна вносить законопроекты в Сенат, а также налагать вето на административные законодательства и некоторых категорий сенаторских действий. Таким образом, пока форма Республиканская жизнь была восстановлена ​​и гарантирована Августом, его индивидуальным мощность рулевого управления была неприступной.

Обладая этими полномочиями, Август предпринял реорганизацию гражданской и военной администрация. Наряду с сокращением численности Сената процессы допуск регулировался требованием определенного финансового положения, военной карьеры, а также свидетельства о хорошем характере кандидата. Класс Компания всадников также была реорганизована. Хотя ранее исключены из государственная служба, теперь это изменилось. При Августе, когда всадник закончив военную службу, он мог теперь войти в правительство в качестве прокурора, который был финансовым агентом принцепса, присутствующим во всех августинских провинциях, а также в сенаторских регионах, содержащих финансовые интересы. Те всадники , отличившиеся, сохранят должность в течение многих лет, обеспечивая карьеру государственной службы. Лучшие лошадей — прокураторы могли подняться выше, чтобы управлять ключевыми провинциями, такими как Египет или Иудея, или в префектуру (командование) флота, вахту, снабжение хлебом, или престижная дворцовая гвардия, известная как преторианская гвардия. Пока это было выгодно для лошадей как группы, было и второе преимущество: военно-финансовая элита итальянских городов, часто с экономическими интересами в Рим, их прежняя поддержка Октавиана теперь окупилась. Они могли стремиться к длительную административную карьеру, а некоторые были назначены в сенаторы. приказом принцепса, даже получив консульство. В этот период Сенат стали черпаться из более широкого общественно-политического круга, и различие между Римом и другими итальянскими городами стали отступать. Были подобные возможности для сенаторов, из числа которых принцепс получил своих легатов, некоторые из них возглавляли легионы, а лучшие из них должны были управлять собственными войсками Августа. провинции. Все эти административные изменения предоставили кадры для расширенный бюрократический аппарат и государственная служба. Упомянутый выше, Август создал советов или административных отделов. Агриппа всегда интересовался воды и начал строить акведуки со своими рабами в Риме. Когда он умер в 12 г. до н.э., его 240 рабов-гидротехников были превращены в воду. департамент при конном префекте. Кроме того, Август учредил правление для предотвратить затопление Тибра. Дорожное управление было учреждено в 20 г. до н. э. номинально контролировался Сенатом, который финансировал его вместе с городами подключен в систему. Позже в 6 г. н.э. был учрежден зерновой совет для обеспечить регулярные поставки в столицу, как и пожарная часть с шестью когорты по 1000 рабов каждая были созданы по пожарным округам при конных префектах, известных как бдение. Продолжая административное расширение, римская почтовая служба появилась в Италии по крайней мере через которые города поддерживали эстафету лошадей и гонцов, чтобы обеспечить скоростная связь.

Что касается вооруженных сил, основная реформа Августа заключалась в создании постоянной армии , в отличие от более ранних сил, которые якобы расформировывались в конце кампаний и могли стать политически нестабильными. Август создал двадцать восемь легионов по 5500 человек в каждом. Эти легионы были организованы в десять когорт, каждая из которых далее подразделяется на шесть единиц под центурионы. Кроме того, легионы стали постоянными формированиями с именами, номера, полковые знамена и стационарные базы; настоящий боевой дух и возникла боевая традиция. Все регулярные солдаты должны были быть римскими гражданами, и служил в течение двадцати лет, за 225 динариев в год. На пенсии они получили деньги или землю, эквивалентную 3000 динариев. Самые старшие центурионы ушел бы в конный орден. Август также создал пенсионный фонд для сил, основанных на налогах с продаж и посмертных пошлинах. Это сломало финансовая связь между (отставными) солдатами и римскими полководцами. Сейчас силы финансово зависели от принцепса. Армия также приобрела новый элита — преторианская гвардия. Их основной обязанностью была охрана личность и собственность самого принцепса, и участвовать в кампаниях, к которым он будет руководить ими. Было девять преторианских когорт по 1000 человек в каждой. люди. Они служили шестнадцать лет, получали 730 динариев в год и под командованием конных префектов. 3000 из них разбили лагерь недалеко от Рима. Таким образом, все регулярные постоянные римские силы насчитывали 500 000 человек. В Кроме того, там были помощники, рекруты из менее цивилизованных частей империя. Не рожденные римлянами, они расположились лагерем рядом с Легионами, были командовали их собственные дворяне, а при выходе на пенсию часть получила римские гражданство. Эти вспомогательные войска составляли большую часть имперских сил, и были хорошо интегрированы в профессиональную армию. Тем не менее меры Августа численность армии не увеличилась. Фактически демилитаризация имел место древний мир, поскольку до 30 г. до н.э.

Наконец, Август продолжил свою роль суперпроконсула, заботясь о провинции и границы. Он (и Агриппа) неоднократно объезжал провинции, их изучение, проведение переписей и реорганизация их дани Риму. Это был теперь стандартизирован в 1) земельный налог и 2) подушный налог на несельскохозяйственные богатство. Он также построил дороги и основал в этих районах римские города. На уровень иностранных дел, отношения с Парфией были тревожными. В 22 г. до н.э. они думали, что нападение римлян неизбежно; вместо этого он отправился на запад и основал новый городов, после чего он повторил процесс в Греции и Малой Азии. Впечатленный, Затем парфяне отправили переговорщиков к Августу. Возникающее поселение определил, что Евфрат был границей между двумя государствами, и что Армения будет государством-клиентом Рима. Возвращение Рима в 19до н.э., Август также беспокоился о северных провинциях и варварах за пределами их границы. В 17-16 годах Агриппа победил кантеберийцев, затем перешел к разделить северную Галлию на три провинции, включая новую систему дорог. В 16 августа Август объехал местность и применил те же дивизии к Иберии. Из 25-9 г. до н.э. римское оружие также использовалось в альпийско-дунайской области. Между 25- 17 г. римские полководцы завоевали северный и западный альпийские перевалы, ранее подвергался преследованиям со стороны этрусских племен. В 15 г. пасынки Августа Тиберий и Друз увели свои силы из Галлии в Альпийско-Дунайскую область, захватив все земли к западу Дуная к 13 г. В 13 г. Агриппа действовал в Паннонии — восточной Венгрии, Югославия и Австрия. Когда последний умер в 12 г. до н. э., власть взял на себя Тиберий. кампании, проведя всего по 9, в этот момент граница Рима достигла Река Дунай. Это привело со временем к романизации Балкан. В Германии предпринимались серьезные попытки отодвинуть границу за Рейн к Эльба, чтобы исправить оборонительные трудности угла Дунай-Рейн. Друз началось в 12 г. до н.э., но, несмотря на успешные зачистки, отсутствие городов и правителей захват сделал все достижения эфемерными. Друз умер в 9 г. до н. э., и Тиберий принял на себя ответственность и здесь к 4 г. н.э. Примерно в это же время Германское племя маркоманов прибыло в регион под предводительством Маробадуус. В 5 г. н.э. Тиберий повел войска на восток до реки Эльбы, и его флот исследовал Ютландию. В 6 г. он планировал покорить маркоманов, принеся сходящиеся легионы из Богемии и Дуная. В Богемии дела завязли, хотя недавно покоренные паннонские и далматинские племена восстали, требуя, чтобы Тиберий проложил себе путь к плацдарму в Сермиуме, вдоль способ истощить его тактический резерв. Восстание было подавлено только в 9СЕ. Немцы между Рейном и Эльбой заметили это, и хотя они не с самого начала возмутился, вождь по имени Черуси, служивший римлянином вспомогательный, тоже собирался восстать. легатом Августа в регионе был Квинтиллий Варрус. Он был успешным легатом в Сирии, но не понимать местную племенную и политическую динамику в приграничных районах Германии. Осенью 6 г. н.э. он привел к Рейну три легиона. В то время как в Тевтобургский лес, немцы устроили ему засаду, почти уничтожив его силы. Варрус покончил жизнь самоубийством, и большая часть Рейнской области и района Эльбы в Германии был потерян для Империи. Это была единственная военная катастрофа Августа, и он отказался от идеи взять немецкие леса. Хотя он отправил Тиберия обратно Район Рейна, чтобы показать, что Рим не был запуган, эта река стала границей римская граница. Область была разделена на две провинции, каждая из которых получила четыре легиона и вспомогательные договоренности с немцами на границе или вблизи нее стали появляться.

ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ |


Реформы Августа

Октавиан стал единоличным хозяином империи после победы при Акции и завоевания Египта. Поскольку римский мир оставался в состоянии замешательства, ему пришлось восстановить порядок и установить какую-то форму правления, чтобы гарантировать постоянную безопасность. В бурные годы после убийства Цезаря Октавиан превратился из ловкого политика в политического лидера самого высокого порядка. Он видел, что о возврате к старой республиканской системе не может быть и речи, поскольку эта система больше не могла ни удовлетворять организационные потребности империи, ни гарантировать политическую стабильность, необходимую для эффективного управления и защиты государства. В то же время он понимал, что попытка установить абсолютную монархию оскорбит чувства республиканцев и может привести к новым волнениям. Римская концепция государства была настолько тесно связана с республиканским режимом и его правящим классом, что политическая стабильность была практически невозможна без поддержки республиканских традиций. Основываясь на этой реалистической оценке ситуации, Октавиан предпринял мастерские манипуляции, чтобы преобразовать римскую систему правления в систему, которая была республиканской по форме и внешнему виду, но монархической, поскольку речь шла о фактической исполнительной власти. Он преуспел там, где Цезарь потерпел неудачу, скрыв свое по существу монархическое положение и апеллируя к уважаемым прецедентам и традиционным конституционным нормам, чтобы создать видимость того, что он «восстанавливает» республику. Немногие из его информированных современников были обмануты, и мало кого это волновало. После стольких лет анархии и гражданской войны римский мир был готов принять стабильность при просвещенном правителе, который заявлял, что уважает политические, социальные и экономические чувства важных классов. 1

Октавиан-Август постепенно установил и поддерживал свою автократию в течение длительного процесса; легитимация его положения на долгосрочной основе в 27 г. до н. э. была лишь одним этапом. Стремясь устранить опасность фракционной розни, главной причины бед республики, он постепенно нейтрализовал сбивающую с толку смесь семейных союзов и групп давления, составлявших сенаторскую олигархию; стал главным политическим покровителем государства; и так или иначе сделал всех римлян своими клиентами. Он добился этого, не разрушая традиционные институты республиканского государства. Собрания и сенат по-прежнему собирались для выполнения своих традиционных функций, а прерогативы сенаторов и всадников сохранялись. Август демонстративно довольствовался несколькими решающими элементами власти, такими как проконсульская власть (9 г.0054 imperium proconsulare ) над приграничными провинциями, что давало ему верховное командование большей частью армии, 2 консульскую власть ( imperium consulare ) над городскими районами Рима (с 19 г. до н.э.) и расширены полномочия трибуната ( tribunicia potestas ), благодаря чему он мог эффективно контролировать законодательство. Неоднократно ему давали полномочия цензора, что обеспечивало ему право голоса в составе сената. Более того, как обладатель позиции pontifex maximus (после 12 г. до н.э.), он осуществлял общий надзор за религиозными делами государства. Но более важным, чем все эти полномочия и титулы, дарованные Августу, был личный авторитет ( auctoritas ), которым он пользовался, что гарантировало его превосходство над всеми другими органами государства. 3 Август, в отличие от Цезаря, воздерживался от принятия диктаторских полномочий и заявлял, что он не более чем принцепс , термин, означающий просто «первый гражданин государства». Он хвастался, что не получил ни одной магистратуры, противоречащей традициям предков, и что официальные полномочия, которыми он обладал, не превышали полномочий его коллег по соответствующей должности. Правда, однако, в том, что силы принцепс не подпадали под ограничения, традиционно налагаемые на магистратуру, инициатива переходила от сенаторской олигархии к одному человеку, и вся система функционировала под потенциально автократическим, хотя и благожелательным контролем императора. 4

Возможно, самой революционной реформой Августа было расширение базы общественно-политической элиты за счет включения конных классов Италии, которые стали играть заметную роль в общественной и политической жизни. Август заручился поддержкой всадников, предоставив им более широкое участие в управлении государством. Он использовал конных государственных служащих для противодействия сенаторской нелояльности, особенно в финансовом управлении и важных военных должностях, и покровительствовал их продвижению в сенат. Тогда конный класс был открыт для омоложения снизу, поскольку успешные представители низших классов теперь могли достигать конного ранга. Таким образом, общество было более мобильным и динамичным, чем во времена республики, поскольку талантливые или амбициозные люди продвигались по имперской службе. Более того, Август реорганизовал римскую армию в профессиональную постоянную силу и в то же время сократил количество легионов. Он понимал, что чрезмерно большая армия истощает людские и природные ресурсы государства и становится ненужной и потенциально опасной после окончания гражданских войн. Он использовал эту новую армию, удивительно эффективную боевую машину, как инструмент явно империалистической внешней политики на протяжении большей части своего правления. Однако в конце он поставил перед собой задачу создать постоянные оборонительные рубежи, за которыми могла бы мирно развиваться римская цивилизация. Август попытался изменить нравственный тон римского общества, далеко отклонившегося от традиционных римских ценностей. Таким образом, он продвигал старые религиозные культы и стремился законодательно изменить нравы высшего сословия. Поощрялись большие семьи, бездетность стала инвалидностью для претендентов на высокие посты, а супружеская измена стала уголовным преступлением. Однако в конечном итоге изменение нравственной ткани общества сверху оказалось невыполнимой задачей.

Новая система, установленная Августом, какой бы успешной она ни оказалась в течение следующих двух столетий, была омрачена основной слабостью. Это произошло из-за противоречия между конституционным положением Августа как римского магистрата, чье пребывание в должности производилось от сената и народа, и его де-факто статусом императора, сохранение власти которого в конечном итоге зависело от поддержки армии. Стабильность империи обычно зависела от преемственности имперского лица и политики, и тем не менее само умение, которое Август использовал для маскировки своей власти под республиканскими формами, усложняло передачу этой власти преемнику. Сознавая, что он не может на законных основаниях назначить преемника, Август стремился решить проблему, назначив на руководящие должности определенных лиц из своей семьи, которых он считал подходящими кандидатами на имперскую должность. Когда он умер в 14 г. н.э., единственным оставшимся в живых из этой группы предполагаемых преемников был его приемный пасынок Тиберий; сенат и народ без колебаний провозгласили Тиберия императором. Хотя «усыновленный император» стал ответом на новый кризис системы, вопрос о престолонаследии оставался постоянной проблемой, и никогда не было найдено решения проблемы свержения императора без применения насилия. Неудивительно, что империей правила череда коротких династий, правление которых было отмечено, по крайней мере в первом веке нашей эры, частыми заговорами, интригами и убийствами.



Органы имперской администрации

Как отмечалось ранее, в системе, основанной Августом, полномочия императора принадлежали высшим магистратам Республики, но теперь эти полномочия были объединены и сосредоточены в одна персона. С течением времени эти полномочия постепенно расширялись, хотя их правовая основа оставалась в значительной степени неизменной. 5 Принцепс , в конце концов, стал правящим государственным деятелем и правителем с такими огромными ресурсами в своем распоряжении, что он мог лично брать на себя задачи государства. Но новая политическая система была не тождественна правлению одного человека, а правлению императорского двора (9).0054 domus principis ) — семья и династия принцепса , его родственники, советники и распорядители.

Для того, чтобы управлять обширными обязанностями своего офиса, император нуждался в помощниках, подотчетных непосредственно ему. Ранние императоры в значительной степени полагались на членов своей семьи, особенно вольноотпущенников, для заполнения государственных постов, хотя некоторые важные должности были зарезервированы для сенаторов и представителей всадников. 6 Новые имперские чиновники отличались от магистратов Республики в некоторых важных отношениях: они избирались самим императором, без участия сената или народных собраний, и подчинялись непосредственно ему; они назначались на неопределенный срок, хотя император мог уволить их в любое время по своему усмотрению, и оплачивались за их работу соответственно их сану; им не предоставили imperium или potestas (их единственными полномочиями были полномочия, делегированные императором, который мог одобрять, отменять или изменять их решения по своему усмотрению), и принцип коллегиальности на них не распространялся.

Наиболее важными имперскими чиновниками были префект претория ( praefectus praetorio ) и городской префект ( praefectus urbi ). Со времен Августа префект претория был командиром особых воинских частей, служивших личным телохранителем императора ( praetoria , cohors praetoria ). Должность превратилась в одну из самых влиятельных в государстве, а ее держатели, выходцы из всаднического сословия, стали главными советниками императоров по военным и гражданским делам. 7 Их военное командование распространялось на все войска, дислоцированные в Италии, и, начиная с третьего века, они взяли на себя важные административные и судебные функции. Их юрисдикция распространялась на всю Италию (за исключением области, включающей Рим и стомильную зону вокруг города) и провинции. 8 Среди обладателей должности praefectus praetorio были некоторые ведущие юристы имперского периода, такие как Папиниан, Паулус и Ульпиан. Префект города изначально был представителем императора в Риме, когда император отсутствовал. Во время раннего принципата офис был преобразован в постоянный, и городской префект был ответственен за поддержание общественного порядка в Риме с римской полицией (городскими когортами) в его распоряжении. Более того, после отмены старых постоянных судов при императоре Септимии Севере (19 г.3–211), ему были предоставлены широкие юрисдикционные полномочия в Риме и его окрестностях на расстоянии до ста миль от города. 9 Другими важными должностными лицами этого периода были префект снабжения зерном ( praefectus annonae ), назначенный на неопределенный срок для надзора за поставками зерна и других продуктов на рынок в Риме и для регулирования цен, 10 и префект вахты ( praefectus vigilum ), начальник пожарных команд Рима ( cohortes vigilum ), в чьи обязанности входила ночная охрана города, борьба с пожарами и любыми другими стихийными бедствиями, которые могли возникнуть. 11 Еще одной категорией должностных лиц с разной степенью полномочий были прокуроры ( procuratores ). 12 Прокуроры действовали как агенты императора при выполнении ряда задач в рамках гражданской администрации, особенно в провинциях, таких как сбор налогов, управление государственными доходами и надзор за общественными зданиями и фабриками. Наиболее распространенной обязанностью прокурора была должность губернатора небольшой провинции или территории. 13

При решении важных административных и юридических вопросов императоры, начиная с Августа, часто консультировались с группой советников ( consilium principis ), состоящей из доверенных друзей ( amici Caesaris ), государственных чиновников и экспертов. При Адриане (117–38 гг. Н. Э.) consilium principis стал постоянным органом, состоящим из высших должностных лиц государства, а его члены ( consiliarii ) получали регулярное вознаграждение за свои услуги. Выдающиеся юристы, занимавшие высшие посты в имперской администрации (например, Юлиан, Папиниан и Ульпиан), часто участвовали в consilium и сыграл важную роль в развитии имперского законодательства и отправлении правосудия. К середине третьего века нашей эры консилиум стал важнейшим элементом имперской администрации, поскольку взял на себя большинство функций и обязанностей сената. 14

В первые годы принципата имперская государственная служба не имела структуры, и Август и его непосредственные преемники вели администрацию как часть своего частного бизнеса, полагаясь на личных секретарей из своих домов, особенно вольноотпущенников. Важным изменением, внесенным во время правления Клавдия (41–54 гг. Н. Э.), Было преобразование этих секретарских должностей в могущественные министерства с названиями, указывающими на различные возложенные на них задачи. Отдел a rationibus занимался вопросами, касающимися государственных финансов, a libellis отвечал на петиции частных лиц, ab epistulis занимался официальной перепиской императора, a cognitionibus расследовал судебные споры, касающиеся императора и мемория выполняла секретарскую работу по всем решениям, письмам, назначениям и распоряжениям, издаваемым императором. Эти отделы были укомплектованы на более низком уровне рабами ( servi Caesaris ) и на более высоком уровне вольноотпущенниками. Однако в последующие годы роль вольноотпущенников на имперской службе была ограничена. Домициан (81–96 гг. Н. Э.) и Траян (98–117 гг. Н. Э.) Назначали секретарей всадников, а со времен Адриана (117–38 гг. Н. Э.) Руководители различных отделов выбирались исключительно из класса всадников. Всадники также играли все более важную роль в управлении имперской казной ( fiscus ), которая была хранилищем потока налогов, взимаемых в имперских провинциях и из которой император выплачивал жалованье государственным чиновникам и солдатам. 15



Сенат, магистраты и собрания

Как отмечалось ранее, в новой системе правления, введенной Августом, не было разрыва с прошлым. Полномочия, которыми он был облечен, были переданы ему в формах, совместимых с республиканскими прецедентами, и сама Республика продолжала функционировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *