5. Государство, право, Церковь в феодальном обществе — Библиотека — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
К Оглавлению
Социально-экономический строй, который сладывался в Западной Европе с V века, определил все функции и характер политической, правовой и идеологической системы ранних и более поздних феодальных государств. Государство, право, официальная религия и Церковь стояли прежде всего на защите интересов господствующего класса, т.е. класса феодалов-землевладельцев, и, в первую очередь, наиболее крупных.
Феодальное государство на протяжении всей истории феодализма эволюционировало. В раннефеодальном периоде это были крупные государственные объединения. Классическим примером являлась империя Карла Великого.
В Х-ХП вв. на смену крупным политическим государственным организациям приходят новые их формы — княжества, герцогства, графства и т.п. Эти государственные образования были по существу независимыми друг от друга, и если в той или иной стране они и были зависимы от короля, то эта зависимость, как правило, была чисто номинальной — короли в этот период были слабыми. Это был период феодальной раздробленности.
В XIII-XV вв. вновь меняются формы государственных образований. В это время оформляются единые централизованные государства. Первым результатом этого процесса явилось оформление сословной монархии, король приобретает определенную власть, которую он делит с сословными представительными органами (английским Парламент, французскими Генеральными Штатами, испанскими Кортесами).
В процессе дальнейшей централизации феодальных государств формируется новый тип государства, который является самым сильным государственным образованием эпохи Позднего феодализма — абсолютная монархия. С появлением абсолютной монархии в стране исчезает сословно-представительный орган и власть короля становится абсолютной. Классическим государством абсолютной монархии считается Франция.
С возникновением государства оформляется законодательство. Феодальное право было зафиксировано либо обычаем, обычным правом, особенно на ранних этапах, когда обычай строго соблюдался, либо первыми законодательными сводами. Раннее феодальное законодательство государственных институтов Западной Европы оформилось в правовых сводах, получивших название «Правд» — Саксонская, Рипуарская, Бургундская и др. «Правды». Наиболее широко действующей и известной была «Салическая Правда». Более поздние своды законов раннего средневековья — «Капитулярии» Карла Великого, «Кодекс» Юстиниана, «Эпанагос» Василия I. Своды законов оформляли основы ранних феодальных государств и институционных образований: юридическое оформление собственности и феодального землевладения, положение феодалов и крестьян и т.д.
Самые первые своды законов, как и последующие законодательства, закрепляли и освящали монополию земельной собственности феодалов, их права на личность крестьянина и судебную и политическую власть феодала над крестьянином. Большую роль в укреплении феодальных государств, причем не только на ранней стадии феодализма, играла Церковь, ее духовный авторитет.
Феодальное государство: образование и развитие
Феодализм возник на рубеже античности и средневековья. К подобной системе отношений общество могло прийти двумя путями. В первом случае феодальное государство появлялось на месте разложившегося рабовладельческого государства. Именно так сложилась средневековая Европа. Вторым путем был путь перехода в феодализм из первобытной общины, когда родовая знать, вожди или старейшины становились крупными собственниками важнейших ресурсов – скота и земли. Подобным образом зарождалась аристократия и закабаленное ею крестьянство.
Образование феодализма
На рубеже античности и средневековья вожди и родовые военачальники становились королями, советы старейшин преобразовывались в советы приближенных, ополчения переформатировались в постоянные армии и дружины. Хотя у каждого народа феодальное государство складывалось по-своему, в целом данный исторический процесс протекал одинаково. Духовная и светская знать теряла античные черты, образовывалось крупное землевладение.
Параллельно с тем разлагалась сельская община, а свободные крестьяне теряли волю. Они попадали в зависимость от феодалов или самого государства. Ключевое их отличие от рабов заключалось в том, что зависимые крестьяне могли иметь свое небольшое хозяйство и некоторые личные инструменты.
Эксплуатация крестьян
Столь вредная для целостности страны феодальная раздробленность государства основывалась на принципе феодальной собственности. На нем же строились отношения крепостных крестьян и помещиков – зависимость первых от последних.
Эксплуатация одного социального класса другим осуществлялась с помощью взимания обязательной феодальной ренты (существовало три вида ренты). Первым типом являлась барщина. При ней крестьянин обязывался отработать установленное количество трудовых дней в неделю. Второй тип – натуральный оброк. При нем от крестьянина требовалось отдавать феодалу часть своего урожая (а от ремесленника – часть продукции). Третьим видом был денежный оброк (или денежная рента). При ней ремесленники и крестьяне платили сеньорам валютой.
Феодальное государство строилось не только на экономической, но и на неэкономической эксплуатации притесняемых слоев населения. Часто такое принуждение выливалось в открытое насилие. Некоторые его формы были прописаны и зафиксированы в качестве легальных методов обхождения в законодательстве. Именно благодаря поддержке государства власть феодалов продержалась несколько столетий, когда положение остальных слоев общества часто оставалось просто катастрофическим. Центральная власть систематически угнетала и подавляла массы, охраняя частную собственность и социально-политическое превосходство аристократии.
Средневековая политическая иерархия
Почему феодальные государства Европы были так устойчивы к вызовам времени? Одна из причин – строгая иерархия политико-общественных отношений. Если крестьяне подчинялись землевладельцам, то те, в свою очередь, подчинялись еще более влиятельным землевладельцам. Венцом этой характерной для своего времени конструкции был монарх.
Вассальная зависимость одних феодалов от других позволяла даже слабо централизованному государству сохранять свои границы. Кроме того, даже если крупные землевладельцы (герцоги, графы, князья) конфликтовали друг с другом, их могла сплотить общая угроза. В качестве таковой обычно выступали внешние вторжения и войны (нашествия кочевников на Руси, иностранная интервенция в Западной Европе). Таким образом, феодальная раздробленность государства парадоксальным образом и раскалывала страны, и помогала им пережить различные катаклизмы.
Как и внутри общества, так и на внешней международной арене номинальная центральная власть являлась проводником интересов не нации, а именно господствовавшего класса. В любых войнах с соседями короли не могли обойтись без ополчения, которое приходило к ним в виде отрядов младших феодалов. Часто монархи шли на внешний конфликт только для того, чтобы удовлетворить требования своей элиты. В войне против соседней страны феодалы грабили и наживались, оставляя в своих карманах огромные состояния. Часто с помощью вооруженных конфликтов герцоги и графы захватывали контроль над торговлей в регионе.
Налоги и церковь
Постепенное развитие феодального государства всегда влекло за собой разрастание государственного аппарата. Этот механизм содержался за счет штрафов с населения, больших налогов, пошлин и податей. Все эти деньги брались с городских жителей и ремесленников. Поэтому даже если гражданин не находился в зависимости от феодала, ему приходилось отказываться от собственного благосостояния в пользу власть имущих.
Еще одним столпом, на котором стояло феодальное государство, была церковь. Власть религиозных деятелей в средневековье считалась равной или даже большей власти монарха (короля или императора). В арсенале церкви находились идеологические, политические и экономические средства воздействия на население. Эта организация не только защищала собственно религиозное мировоззрение, но оставалась на страже государства периода феодальной раздробленности.
Церковь являлась уникальным связующим звеном между разными частями расколотого средневекового общества. Вне зависимости от того, был человек крестьянином, военным или феодалом, он считался христианином, а значит, подчинялся папе (или патриарху). Именно поэтому церковь обладала возможностями, недоступными ни одной светской власти.
Религиозные иерархи отлучали неугодных и могли запретить богослужения на территории феодалов, с которыми у них возникал конфликт. Такие меры были эффективными инструментами давления на средневековую европейскую политику. Феодальная раздробленность Древнерусского государства в этом смысле мало отличалась от порядков на Западе. Деятели православной церкви часто становились посредниками между конфликтовавшими и воевавшими удельными князьями.
Развитие феодализма
Самым распространенным в средневековом обществе политическим строем являлась монархия. Реже встречались республики, которые были характерны для определенных регионов: Германии, Северной Руси и Северной Италии.
Раннее феодальное государство (V-IX вв.), как правило, было монархией, в которой господствовавший класс феодалов только начинал формироваться. Он сплачивался вокруг королевской власти. Именно в этот период образовались первые крупные средневековые европейские государства, в том числе монархия франков.
Короли в те столетия были слабыми и номинальными фигурами. Их вассалы (князья и герцоги) признавались «младшими», но фактически пользовались независимостью. Образование феодального государства происходило вместе с образованием классических феодальных слоев: младших рыцарей, средних баронов и крупных графов.
В X-XIII столетиях для Европы были характерны вассально-сеньориальные монархии. В этот период феодальное государство и право привели к расцвету средневекового производства в натуральном хозяйстве. Окончательно оформилась политическая раздробленность. Сложилось ключевое правило феодальных отношений: «вассал моего вассала – не мой вассал». У каждого крупного землевладельца были обязательства только перед своим непосредственным сеньором. Если феодал нарушал правила вассалитета, его в лучшем случае ждал штраф, а в худшем – война.
Централизация
В XIV веке начался общеевропейский процесс централизации власти. Древнерусское феодальное государство в этот период оказалось в зависимости от Золотой Орды, однако даже несмотря на это, внутри него кипела борьба за объединение страны вокруг одного княжества. Главными противниками в судьбоносном противостоянии стали Москва и Тверь.
Тогда же в западных странах (Франции, Германии, Испании) появились первые представительные органы: Генеральные штаты, Рейхстаг, Кортесы. Центральная государственная власть постепенно усиливалась, а монархи сосредотачивали в своих руках все новые рычаги управления обществом. Короли и великие князья опирались на городское население, а также на среднее и мелкое дворянство.
Конец феодализма
Крупные землевладельцы, как могли, сопротивлялись усилению монархов. Феодальное государство Руси пережило несколько кровопролитных междоусобных войн, прежде чем московским князьям удалось установить контроль над большей частью страны. Схожие процессы происходили в Европе и даже в других частях света (например, в Японии, где также были свои крупные землевладельцы).
Феодальная раздробленность ушла в прошлое в XVI-XVII вв., когда в Европе сложились абсолютные монархии с полным сосредоточением власти в руках королей. Правители выполняли судебные, фискальные и законодательные функции. В их руках оказались крупные профессиональные армии и значительная бюрократическая машина, с помощью которой они контролировали ситуацию в своих странах. Сословно-представительные органы потеряли свое прежнее значение. Некоторые пережитки феодальных отношений в виде крепостного права сохранялись в деревне вплоть до XIX века.
Республики
Помимо монархий, в средневековье существовали аристократические республики. Они были еще одной своеобразной формой феодального государства. На Руси торговые республики сложились в Новгороде и Пскове, в Италии – во Флоренции, Венеции и некоторых других городах.
Верховная власть в них принадлежала коллективным городским советам, в которые входили представители местной знати. Важнейшие рычаги управления принадлежали купцам, духовенству, зажиточным ремесленникам и помещикам. Советы контролировали все городские дела: торговые, военные, дипломатические и т. д.
Князья и вече
Как правило, у республик была довольно скромная территория. В Германии они в основном и вовсе ограничивались землями, тесно прилегавшими к городу. В то же время у каждой феодальной республики был свой суверенитет, денежная система, суд, трибунал, армия. Во главе войска (как в Пскове или Новгороде) мог стоять приглашенный князь.
В русских республиках также существовало вече – общегородской совет свободных горожан, на которых решались внутренние хозяйственные (а иногда и внешнеполитические) вопросы. Это были средневековые ростки демократии, хотя они и не отменяли верховную власть аристократической верхушки. Тем не менее существование множества интересов разных слоев населения нередко приводило к возникновению внутренних конфликтов и гражданских противостояний.
Региональные черты феодализма
В каждой крупной европейской стране были свои феодальные особенности. Общепризнанной родиной системы вассальных отношений считается Франция, которая, кроме того, в IX веке была центром Франкской империи. В Англию классический средневековый феодализм был «завезен» нормандскими завоевателями в XI столетии. Позже других эта политико-экономическая система сложилась в Германии. У немцев развитие феодализма столкнулось с противоположным процессом монархической интеграции, что породило множество конфликтов (противоположным примером являлась Франция, где феодализм сложился раньше централизованной монархии).
Почему так сложилось? В Германии правила династия Гогенштауфенов, которая попыталась построить империю с жесткой иерархией, где каждая нижняя ступенька подчинялась бы верхней. Однако у королей не было собственного оплота – прочной базы, которая дала бы им финансовую независимость. Король Фридрих I попытался сделать таким монархическим доменом Северную Италию, однако там он вступил в конфликт с папой римским. Войны между центральной властью и феодалами в Германии продолжались два столетия. Наконец в XIII веке императорский титул стал выборным, а не наследственным, потеряв шанс на верховенство над крупными землевладельцами. Германия на долгое время превратилась в сложный архипелаг из независимых княжеств.
В отличие от северной соседки, в Италии становление феодализма шло ускоренными темпами еще с раннего средневековья. В этой стране в качестве наследия античности сохранилось независимое городское муниципальное управление, которое в итоге и стало основой политической раздробленности. Если Франция, Германия и Испания после распада Римской империи были массово заселены инородными варварами, то в Италии старые традиции никуда не делись. Вскоре крупные города стали центрами прибыльной средиземноморской торговли.
Церковь в Италии оказалась преемницей прежней сенаторской аристократии. Епископы вплоть до XI века часто были ключевыми администраторами городов на Апеннинском полуострове. Исключительное влияние церкви было поколеблено разбогатевшими купцами. Они создавали самостоятельные коммуны, нанимали внешних администраторов и завоевывали сельскую округу. Так вокруг самых успешных городов сложились собственные владения, где муниципалитеты собирали налоги и зерно. В результате вышеописанных процессов в Италии возникли многочисленные аристократические республики, расколовшие страну на множество небольших кусков.
Феодализм в Средние века
Стенограмма
Феодализм в Западной Европе был политико-экономической системой, которая создавала социальную ткань с военными обязательствами. Он породил набор манер и норм — рыцарство — и породил элегантную форму литературы, которая помогла европейцам уловить и развить гордость за свою историю. Но для народных масс оно было весьма угнетающим и к концу средневековья исчерпало себя. Давайте посмотрим поближе.
Примерно до 400 г. н.э. большая часть Западной Европы находилась под властью Римской империи . К этому моменту империя уже была разделена на западную и восточную части Диоклетианом, правление которого закончилось в 305 году. Но к началу V века это разделение стало постоянным — восточная часть процветала и в конце концов приняла мантию римской власти. тогда как западная часть пришла в упадок из-за неоднократных вторжений иноземных племен и официально прекратила свое существование в 476 году. Эти племена под общим названием «германские», хотя они и не обязательно происходили из того, что сейчас является Германией, имели свои собственные местные законы под своими собственными правителями. это не подчинялось централизованной власти в Риме.
Чтобы сохранить власть и предотвратить любые попытки узурпировать его власть, германский король даровал земли своей знати в обмен на их обещание военной поддержки, когда король призывал ее. Ко второй половине 8-го века наиболее успешным практиком этой системы был франкский правитель по имени Карл Великий, который построил империю, которая охватывала значительную, хотя и усеченную, часть бывшей Западной Римской империи. Благодаря согласованной, тщательно продуманной правовой системе и централизованной шпионской службе Карл Великий удостоверился, что дворяне по всей империи подчиняются его власти. В обмен на то, что эти дворяне оказали ему поддержку своих солдат-прислужников, известных как рыцари, франкский правитель разрешил дворянам владеть наделами земли в пределах империи. Эта франкская версия феодализма стала образцом для версии, которая прочно утвердилась на большей части территории Западной Европы.
По своей сути система представляла собой не только иерархию отношений, включающую военные обязательства, но и экономическую систему, основанную на сельском хозяйстве. Король предлагал защиту, а знати — участки земли, известные как поместья или феодальные владения. Из-за своей сельскохозяйственной базы феодализм в Западной Европе наиболее широко распространился в районах, которые тогда были преимущественно сельскими, включая Германию, Англию и северную часть Франции.
Клеем, скреплявшим феодализм, была клятва верности, или верности — по сути, обещание верно служить вышестоящему в феодальной иерархии. Верность сама внушалась участникам с помощью религии. Это было организовано через формальную церемонию, называемую данью уважения, напоминающую человеку, что божественное возмездие постигнет его, если он нарушит клятву.
Тем временем власть короля при феодализме подтверждалась «божественным правом», которое утверждало, что Бог наделил королей правом контролировать и распоряжаться своими землями по своему усмотрению. Поскольку легитимность короля зависела от того, верила ли остальная часть королевства, что он действительно имеет это право, а не просто говорил об этом, многие монархи на протяжении средневекового периода активно искали и получали официальную санкцию на божественное право от папства в Риме. Католический папа рассматривался и использовался как канал для предоставления божественного права королей. Карл Великий воспользовался этим институтом, когда в декабре 800 г. он был коронован императором папой Львом III.
Следующим звеном феодальной иерархии была знать. Как получатели земель от короля, которыми они либо владели, либо арендовали, дворяне были известны как вассалы, и, конечно же, их лорды были их королями. В рамках своей присяги на верность королю вассальная знать имела особое обязательство оказывать военную защиту путем предоставления армий, в которые входили тяжеловооруженные кавалерийские солдаты, которые были их вассалами, также известными как рыцари. Дворяне, в свою очередь, считались лордами рыцарями, которыми они правили в своих вотчинах. Часто дворянин должен был предоставить монархии оговоренное количество рыцарей, пропорционально размеру феодального владения этого дворянина.
Дворяне имели высокий уровень автономии на своих территориях, поскольку они, а не король, часто занимали самые высокие посты в локации. Эти дворяне использовали свои права для создания сводов законов, сбора налогов и обращения собственной валюты. Они служили посредниками или судьями при рассмотрении и разрешении споров во всех этих областях и при одобрении браков подданных, хотя в более важных уголовных и гражданских делах король оставлял за собой исключительное право судить. Интересно, что еще одним классом лиц, имевших права, равные правам знати при феодализме, было духовенство Римско-католической церкви. Они также получали феодальные владения от монархов, жили в элегантных домах, получали доход от земель, были обязаны поставлять воинов для защиты короля и заседали в качестве судей в судебных делах в своих юрисдикциях. По мере развития Средневековья ранги дворянства и королевской власти прямо под королем пересекались с духовенством: были князья-епископы, обладавшие огромной властью.
Ниже дворян, как я уже упоминал, стояли рыцари. Они не всегда владели землей — обычно рыцари, владевшие землей, находились в особенно больших вотчинах, слишком больших даже для аристократов, чтобы ими могли управлять. Рыцари, получившие собственные феодальные владения, часто тем или иным образом демонстрировали свою храбрость, например, храбро сражаясь в бою. Они должны были собирать налоги, сражаться от имени своих лордов и предоставлять солдат со своих земель (если они ими владели) по приказу. В сотрудничестве с дворянами рыцари также должны были платить за собственное снаряжение для битвы и платить за призыв любых дополнительных требуемых солдат.
Независимо от того, сражались ли они непосредственно за своих лордов или вместе со своими лордами за короля, рыцари имели обязательный период военной службы в 40 дней, который при определенных обстоятельствах мог быть увеличен до 90 дней. На протяжении всего остального средневековья существовала реальная социальная мобильность для рыцарей-стажеров — с 7-летнего возраста, известных как пажи, и с 14-летнего возраста, как оруженосцы, — которые могли в конечном итоге стать рыцарями и получить покровительство и богатство от их лорды. Кодекс поведения, регулирующий похвальное рыцарское поведение, известный как рыцарство, процветал. Рыцари использовали его для развития и продвижения идентичности и идеалов своего класса посредством имитационных военных столкновений, называемых турнирами. Получая денежные выигрыши от этих турниров, рыцари могли увеличивать свои доходы, а затем покупать земли или увеличивать размер уже имеющихся земель, прокладывая путь к дворянству.
Доходы, взимаемые лордами и рыцарями, поступали от низшей части феодальной иерархии: крестьян. Большая часть крестьянства состояла из крепостных, сельскохозяйственных рабочих, которым было запрещено покидать землю своего господина без разрешения своего господина. Те крестьяне, которые не были крепостными и, следовательно, имели некоторую свободу, могли быть и часто призывались в пехоту, чтобы присоединиться к кавалерийским отрядам дворян и рыцарей. Экономическое существование крестьян состояло в основном из изнурительной сельскохозяйственной работы на полях, где они должны были выращивать урожай и пасти скот, чтобы обеспечить пропитание королевства. В обмен на то, что им разрешалось оставлять себе часть своей продукции и жить на земле, которую они обрабатывали, они платили своему господину налог — иногда наличными или в виде различных повинностей, но часто в виде остальной части своей продукции. Этот налог, в какой бы форме он ни уплачивался, был известен как рента, и из этого периода истории появился этот термин и термин «землевладелец», обозначающий феодала, получавшего ренту. Из феодальной эпохи в Европе мы также получаем термины «аренда» и «арендаторы», которые были другими словами для феодального владения и крестьян, обрабатывающих землю феодального владения.
К началу 14 века феодализм стал нормой в Германии, Франции, Англии и большей части Испании. Эта ситуация радикально изменилась с приходом бубонной чумы, или Черная смерть . В период с 1347 по 1351 год было уничтожено до половины населения Европы, опустошив ряды как лордов, так и крестьян. В результате крестьяне-арендаторы обрабатывали большие участки земли, что привело к резкому сокращению их рабочего населения. Лорды, в свою очередь, обнаружили, что их спрос на рабочую силу увеличился, но с уменьшением размера рабочей силы им пришлось привлекать больше крестьян работать на себя — и они сделали это, введя систему наемного труда и денежную ренту. система, которая поэтапно отказалась от предыдущих договоренностей об аренде. С заработной платой пришла финансовая независимость, а с финансовой независимостью появилась реальная возможность переехать из сельскохозяйственного поместья в город, чтобы стать искусным ремесленником. Именно в этот момент феодализм начал быстро отступать в Западной Европе — и общество обретало новую текучесть по мере того, как формировались ранние капиталистические структуры эпохи Возрождения.
Хорошо, давайте посмотрим, прежде чем идти. Система феодализма начала процветать в конце 8 века, и Карл Великий был самым выдающимся ранним практиком этой системы. Социальная иерархия включала монархов, дворян, рыцарей, крестьян и крепостных. Каждый из этих уровней иерархии зависел друг от друга, и как только бубонная чума уничтожила значительную часть населения, система больше не могла должным образом поддерживать себя и в конечном итоге распалась.
Спасибо за просмотр и удачной учебы!
Вернуться к историческим видео
165907
Средневековое европейское общество в начале 14 века
Дорси Армстронг, доктор философии, Университет Пердью , Англия. (Изображение: Maya K. Photography/Shuterstock)
Было бы чрезмерным упрощением утверждать, что Англия, Франция, Италия или Германия были похожи в средневековый период. Однако, чтобы понять Европу в начале 14 века, необходимо сделать некоторые общие предположения, например, что вся Европа была христианской, аграрной и феодальной.
Значение церкви в средневековом обществе
Церковь ничем не отличалась от государства в средневековой Европе. Церковь была важной частью повседневной жизни и функционировала как руководящий орган в 14 веке. Было немыслимо, чтобы кто-либо из того периода принял их как отдельные сущности.
Церковь также была крупнейшим владельцем всей собственности. Имея несколько деловых интересов и глубокое участие на всех уровнях образования, церковь играла значительную роль в делах средневекового общества.
Влияние церкви на культуру
Церковь была могущественной силой, которая влияла на все стороны жизни людей. Он структурировал повседневную жизнь сообщества, окружавшего аббатство или часовню. Годовой календарь был следствием ритуалов, которым следовала и отмечала Церковь.
Церковь также определила время проведения фестивалей и праздничных дней в соответствии со сменой времен года. Великий пост, например, соблюдался, когда амбары пересыхали, а мяса не хватало. Таким образом, Пасха была не просто празднованием воскресения Христова, а праздником, когда пополнялись амбары зерна и готовились к уборке свежие овощи с дачных огородов.
Узнайте больше о влиянии чумы на средневековую церковь.
Аграрная природа общества
Каждое домашнее хозяйство в типичной английской деревне 14 го века имело самодостаточный огород и место для мелких животных. Натуральное хозяйство стало преобладающим образом жизни после распада городских центров Римской империи.
Деревни следовали системе открытых полей с тонкими длинными полосами полей за пределами деревенских центров. (Изображение: старый розыгрыш/общественное достояние)Деревни следовали системе открытых полей с тонкими длинными полосами полей за пределами деревенских центров. Эти полосы земли удерживались как можно дольше, потому что их вспахивали волы.
Деревня также состояла из группы домов, церкви и магазинов на углу, окруженных пашнями.
Они помогали друг другу в посадке, вспашке, сборе урожая и других видах деятельности, связанных с сельским хозяйством.
Фермеры позаботились о севообороте культур и полей, чтобы азот из почвы возвращался в почву, а земля давала время восстановиться. Помогали даже дети.
Тем не менее, как и во всех общинах, между средневековыми жителями тоже были споры. Имеются интересные судебные документы того периода, которые дают представление о характере споров, таких как отсутствие взаимного сотрудничества с точки зрения выделения времени для работы, слишком большая вспашка на полосе соседа или выбор посева зерновых вместо бобы.
Структура феодальной системы в средние века
Феодализм процветал в средневековых европейских обществах, устанавливая социальную иерархию в обществе. Король находился на вершине иерархической пирамиды феодальной системы, в то время как дворяне, графы, вассалы и крестьяне подчинялись королю.
Король в средневековом мире обещал свою поддержку и защиту дворянам, а также даровал им земли и титулы. Дворяне, в свою очередь, присягали королю, обещая военную службу во время войн.
Узнайте больше о Европе на грани черной смерти.
Система вассалитета
Вассалы были людьми низшего ранга, которые присягали на верность дворянам и брали на себя взаимные обязательства со своими лордами. В феодальном обществе эта система досталась крестьянам.
В феодальной системе вассал получал защиту от лорда или монарха в обмен на верность ему. (Изображение: Queen Mary Master/Общественное достояние)Крестьяне договаривались со своими лордами о количестве урожая или количестве рабочих дней и зарабатывали право оставить себе часть своего урожая. В феодальной системе средневекового общества крестьяне находились у подножия пирамиды.
Это стенограмма из серии видео Черная смерть: самая разрушительная чума в мире . Смотри сейчас же, Вондриум.
Модель трех сословий в средневековом обществе
Средневековое общество было организовано на основе «Модели трех сословий». Оно было разделено на три социальных сословия: первое сословие включало тех, кто правил или сражался, второе сословие составляло тех, кто молился, а третье сословие включало тех, кто работал.
Те, кто сражался, должны были защищать других в общественном порядке, в то время как духовенство должно было защищать человечество от совершения грехов. Наконец, крестьяне поддержали членов Первого и Второго сословий.
Количество людей, составлявших каждую из социальных групп трех сословий, было очень неравномерным. Почти 90 процентов населения принадлежало к рабочему классу, и только десять процентов принадлежали к первому и второму сословиям вместе взятым. Однако грамотность вызывала беспокойство, поскольку даже среди высшего социального слоя было очень мало людей, умеющих читать и писать.
Переход от первого сословия ко второму
Старший сын, рожденный в семье первого сословия, унаследовал титулы, земли и доход семьи. К 14 -й -й век дворяне и землевладельцы осознали, что практика первородства была единственным способом сохранить свое наследие и власть. Они полагали, что разделение земель и титулов поровну между наследниками вскоре приведет к ссоре из-за крошечных участков земли.
Решение этой проблемы было воспринято как отправка других детей в семье молиться в качестве монахов и монахинь. Эти дети, рожденные в Первом сословии, станут частью Второго сословия и будут вести комфортную жизнь. Следовательно, вторые и третьи сыновья или дочери будут проводить свою жизнь в комфорте религиозных домов.
Общие вопросы о средневековом европейском обществе в начале 14 века
В: Какое значение имела церковь в средневековом обществе?
Церковь была могущественной силой, которая влияла на все стороны жизни людей.