Какое произведение искусства ассоциируется с революцией и почему?
Революция 1917
№57
Материал из газеты
На этот вопрос отвечают директора музеев, кураторы, художники и коллекционеры в преддверии 100-летнего юбилея революции 1917 года, который сопровождается десятками выставок
Анастасия Петракова Дарья Палаткина Алексей Чирков
16.10.2017
Аркадий Рылов. «В голубом просторе». 1918.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Дмитрий Озерков
Искусствовед, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа
Эта знаменитая работа, называемая иначе «Белая стая», написанная во взорванном революцией Петрограде зимой 1918 года, для меня звучит как эпилог всех предреволюционных творческих исканий с их иллюзиями, романтизмом и эгоцентризмом. Для меня это полный, безоговорочный и ужасный образ конца.
Штурм Зимнего из фильма Михаила Ромма «Ленин в Октябре». 1937
Фото: Мосфильмм/Фотодом
Алексей Ананьев
Коллекционер, меценат, основатель Института русского реалистического искусства
Этот постановочный штурм очень правдиво и эмоционально снят. На мой взгляд, с учетом специфики места и времени. Хочется верить и кому-то хотелось верить, что все именно так и происходило. Если не давать исторических и субъективных оценок революции, то это очень запоминающийся образ.
Борис Кустодиев. «Большевик». 1920.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Познер
Журналист, телеведущий
На мой взгляд, картина внушает страх и ужас. Громадный не то человек, не то робот (у него в лице нет и тени человеческого) движется вперед, не обращая ни малейшего внимания на толпы малюсеньких людей, копошащихся у его сапог. Скорее всего, он давит их своими огромными ножищами. Куда он идет, зачем? Неизвестно. Он груб и туп, его ничто и никто не может остановить. И несет он беду и гибель. Это, по-моему, мощнейшее произведение великого художника, который, возможно, сам не знал, что пишет, но гениальное прозрение которого водило его рукой.
Семен Михайловский
Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, комиссар павильона России в Венеции
Среди самых очевидных и ярких работ, посвященных революции 1917 года, — «Большевик» (1920) Бориса Кустодиева.
По сути, это аллегорическая картина. Гигантская фигура шагающего большевика (к слову, Кустодиев многие годы передвигался в инвалидном кресле) с развевающимся знаменем напоминает мне Хроноса, или Сатурна, бога времени, которого со Средневековья изображали с косой смерти. Знамя в руках большевика и коса в руках Сатурна, на мой взгляд, связанные вещи. Эта картина именно про русскую революцию: бородач со знаменем, пестрая народная толпа, маковки церквей.
Борис Голополосов. «Восстание». 1927.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Екатерина Деготь
Искусствовед, арт-критик, куратор
Мне картина Бориса Голополосова «Восстание» репрезентирует весь трагизм революции, которую делает какая-то кучка людей, весьма немногочисленная, а вокруг нее — враждебное пространство, и ясно, что ничего хорошего у них не выйдет.
Казимир Малевич. Из «Второго крестьянского цикла». 1928–1932.
Фото: Государственный Русский музей
Марина Лошак
Генеральный директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Во-первых, это театр: Всеволод Мейерхольд и Александр Таиров с Александрой Экстер и Алисой Коонен. А во-вторых, «Второй крестьянский цикл» Казимира Малевича. Все произведения, которые я выбрала, не напрямую связаны с революцией 1917 года как таковой. Это вещи, которые преобразовали, изменили человеческое сознание и как плод этого сознания — деятельность художников. Поэтому я назвала «Второй крестьянский цикл». Это результат размышлений серьезного философа и мыслителя, на которого, безусловно, повлияло произошедшее. Но нельзя не сказать о Мейерхольде и Таирове, потому что их эксперименты были невероятно воодушевляющими и влияющими на все вокруг, то есть революционными.
Эль Лисицкий. Плакат «Клином красным бей белых». 1919–1920.
Фото: Van Abbemuseum
Юрий Альберт
Художник
События 1917 года у меня вообще не ассоциируются с изобразительным искусством. Но, немного подумав, я выбрал
Александр Гегелло. Памятник шалашу в Разливе. 1927.
Фото: ТАСС
Алиса Савицкая
Куратор Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал»
Через 100 лет после революции я оказалась в Разливе, у шалаша, в котором Ленин написал часть книги «Государство и революция» — своего базового и почти футуристического текста. На этом месте установлен памятник 1927 года — строгая конструктивистская структура, в которую встроен натуралистичный горельеф шалаша, вырубленный из гранита. Этот образ для меня — очень точное отражение революции как сочетания суперпрогрессивной, авангардной идеи с консерватизмом и выдуманной народностью, которую вытягивает на поверхность отталкивающе реалистический шалаш
Борис Кустодиев. Плакат «Заемъ свободы». 1917.
Фото: Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Ирина Великанова
Генеральный директор Музея современной истории России
Первый образ, который возникает у меня при слове «революция», — возбужденные толпы на улицах Петрограда, среди которых революционные матросы и солдаты с красными лентами и бантами. И именно такая фигура изображена на плакате Кустодиева. Солдат стоит на фоне шеренг с многочисленными красными знаменами, ставшими символом не только завоеванной буржуазной свободы, но одновременно и социалистических преобразований, Интернационала. В 1917 году после февральских событий многие художники пытались облечь в доступную визуальную форму основные лозунги революции. Проводились даже конкурсы на лучшие плакаты, и, кстати, упомянутый плакат Кустодиева занял первое место на одном из таких конкурсов, председателем жюри которого бы
Типовой памятник В.И.Ленину на основе скульптуры Алексея Котихина. 1925.
Фото: Портал «Костанай и костанайцы»
Виктор Скерсис
Художник-концептуалист
Для меня революция — это Ленин, статуя с простертой рукой.
Кузьма Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
Владимир Семенихин
Меценат, коллекционер, сооснователь Фонда культуры «Екатерина»
В первую очередь «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина. В этой картине любовь к русским классическим образам сочетается с абсолютно новыми формами. Она стала символом стремления к новому, определенным пророчеством.
Кузьма Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928.
Фото: Государственный Русский музей
Елена Гагарина
Генеральный директор Музеев Московского Кремля
Это очень яркий и трагический образ революции и последовавшей за ней Гражданской войны. Цена, которую молодое советское государство заплатит за свое становление, будет очень высока, революция принесет много страданий: непримиримый раскол в обществе, смерть, разрушения, потери.
Штурм Зимнего из фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь». 1928.
Фото: Мосфильм/Фотодом
Дмитрий Ханкин
Галерист, меценат
Эта картинка стояла у нас перед глазами: бегущие люди, повисающие на воротах Зимнего дворца, выстрелы вверх, вспышки. Потом уже, когда пришел возраст, я понял, что все это фейк и заказуха. Большевики пытались придать своему перевороту пафос и величие народного движения. Я вообще красных ненавижу, но за то, что они проделывали с историей, — больше всего. Для меня это самая показательная история о том, как они лепили образ собственной революции из ничего. Нагнали какого-то ложного пафоса с кучей статистов. Извращали историю, как хотели
Арсений Авраамов. Симфония гудков. 1922.
Фото: Documenta 14
Александра Селиванова
Куратор, руководитель Центра авангарда
1917 год для меня — это «Гудковая симфония» Арсения Авраамова. Причем не само произведение, которое мы знаем больше по сценариям («наказам») автора, описаниям и условным реконструкциям, а целостное явление, в котором важна и сама авантюрная и трагическая фигура Реварсавра (псевдоним композитора, расшифровывающийся как «революционный Арсений Авраамов». — TANR), и изобретенный им синтетический жанр, выросший из «Пачки ордеров» столь же пассионарного поэта и экспериментатора Алексея Гастева, и собственно процесс строительства этой утопии. Хор из гудков, канонад, сирен, колоколов, треска аэропланов и впервые выстроенной «паровой магистрали» на миноносце «Достойный» в Баку, а затем в новой версии в Москве был признанием в любви 17-летней Ревекке Жив и неслыханным гимном революции. Ни то, ни другое так и не было услышано. Гудки, которыми оказалось невозможно управлять, несмотря на «текстоноты» и сигнальную систему, слились в бессмысленный рев. Чем не метафора событий 1917-го?
Подписаться на новости
Русская живопись и революция 1917 года
Революция 1917 года начала совершенной новый этап в русской живописи, который выразился как в разработке новых ее форм, так и в осмыслении новых, до этого невиданных событий в России.
Можно уверенно отметить, что революционные события этого рубежного для нашей страны года заложили базис и уникальной культурной революции, к слову, не имевшей тогда никаких мировых аналогов. Содержание данного феномена также не может иметь каких-либо однозначных характеристик.
С Октябрьской революции русская живопись оказалась в ситуации, когда:
- Повсеместно реализовывалась идея партийности любого искусства, т.е. исключался существовавший и даже отчасти идеализиризующийся в Серебряном веке принцип свободы творчества. Что в итоге свелось к активной политизации всей культурной сферы, а особенно — искусства и литературы.
- Шло активное «культурное просвещение» всех, в том числе и неграмотных слоев граждан бывшей империи, и их приобщение к национальным достижениям искусства.
Октябрь 1917 года в основном круто изменил положение и характер деятельности мастеров, чья художественная жизнь и манера уже сложились. Следует отметить, что революция, в первую очередь, воззвала к работе молодых художников, что естественно. Однако возникшие в первом ее порыве многочисленные и многообразные платформы просуществовали в целом лишь пять следующих лет. Новые художники явили себя как дерзновенные новаторы, крушившие все и отрывавшие экспериментальные пути.
[the_ad id=»12793″]
Из числа крупных же дореволюционных мастеров согласие с революцией обрели представители:
- русского импрессионизма – К.Юон, А.Рылов
- «Мира искусств» — М.Добужинский, Е.Лансере
- Бубновалетовцы — А.Лентуров, П.Кончаловский, И.Машков
- Авангарда – К.Малевич, В.Кандинский
Возникают же в отечественной живописи на революционном подъеме абсолютно новые направления:
- «Уновис» как представитель уже революционного авангарда (просуществовал 1 год) – входили М.Шагал, К.Малевич, Л.Лисицкий. Задача объединения – новые формы и новое «чистое искусство» (Расшифровка аббревиатуры – «Утвердители нового искусства»)
- Группа художников «НОЖ» — по задачам и формам она была близка с идеями «Бубнового валета»
- «Пролеткульт» — возникает как объединение на принципе создания новой культуры (пролетарской), противопоставленной всему наследию классики
Меж тем, на художественном поприще России, изменившемся с революцией 1917 года, продолжали существовать и художественные группы, державшиеся традиционных форм и глубин философского осмысления – это объединения:
- «Четырех искусств» — К. Петров-Водкин, Н.Тырса, А.Кравченко
- «Маковца» — отец П.Флоренский, В.Чекрыгин
Вождь революционных событий В.Ленин видел в живописи, так же как и в кино, огромный потенциал для:
- Образования населения (общего), т.е. ликвидации его безграмотности
- Просвещения путем агитации, т.е. художественной пропаганды новых идей
- Культурной революции, по словам Ильича, необходимой для «отсталой страны»
Так появились в России целые агитационно-массовые направления, соединяющие в себе живопись, кино, театр, слово.
По стране поехали расписанные художниками пароходы и поезда, на которых к народу отправлялись ораторы, театральные группы, киномеханики т.д. Также эти агитпоезда везли с собой газеты, плакаты и иную продукцию печати, являясь по своей сути на тот момент аналогом СМИ. В тяжелое пятилетие после Октября России почти не располагала иными средствами информации.
Стены и корпуса таких агитационных пароходов и поездов были смыслово украшены либо плакатной графикой, либо художественными панно с использованием примитивных форм и техники, что могли быть доступны необразованному человеку.
Такая живопись непременно дополнялась текстом, объясняющим содержание, а также обязательно мотивирующим зрителя к действию.
Как наиболее мобильный и оптимально-информативный жанр в тогдашней революционной России самой востребованной стала графика, а именно – рисунок (газетный или журнальный) и плакат.
[the_ad id=»12896″]
Советский плакат – виды, темы, художникиОсновными видами, рожденного революцией вместе с новой страной жанра плаката, стали:
- Героический и политический тип (худ. Д.С. Моор, В.Маяковский)
- Сатирический тип (худ. В.Н. Денни, М.М. Черемных)
Агитационная и информативная «нагрузка» в плакате давалась в простой, но яркой, емкой графике. Лозунги к ней имели художественную выразительность и быстро воспринимались и запоминались даже при коротком знакомстве.
Советские художники, работавшие в плакатном жанре, вывели его на высокий уровень техники, обладая как своими уникальными манерами, так и личным художественным мастерством.
На самом деле, плакат как вид или жанр живописи, появился ранее – еще в 19 веке, но в молодой стране, победившей народной революции, он родился заново и стал целым самостоятельным художественным явлением.
Задачи и функции советского плакатного искусства
Еще в мировую войну газетная графика играла значительную роль, сравнимую с действием прямого или психологического оружия, крушившего врага и поднимающего на бой.
Во времена последующего за войной строительства плакат продолжал реализовывать те же задачи, являясь идеологическим средством. Как покажет вся история СССР, в ней не будет ни одного значительного события или явления, которые останутся вне своего плакатного осмысления.
Таким образом, главными функциями советского плаката являлись:
- Агитация
- Информация
- Сатира
- И позднее добавившаяся к ним задача – рекламы (с 20-х гг.)
А для целей – это еще и эстетическое воспитание.
Постепенно как жанр, безупречно справляющийся с идеологическими задачами, плакат выводится в целом как главный вид живописи. Революция «закрепляет» за ним статус настоящего «высокого искусства», так в стране:
- Проводятся тематические плакатные выставки
- Эти произведения включаются в фонды музеев
- Помещаются в архивы
- Открываются учебные курсы
К чести работавших в этом виде искусства художников следует непременно добавить, что, несмотря на всю глобальную заполитизированность плакатного жанра, его искусство всегда воплощалось на высокохудожественном уровне. Отчасти поэтому в дальнейшем в функции советского плаката добавились, кроме вышеназванных, и задачи:
- Коммуникации – как связи народа и власти
- Имиджевые – как формирующие образ самой власти
- Воспитательные – как разрабатывающие нравственные и социальные темы
О влиянии же революции 1917 на русскую культуру в целом — см. здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Запись опубликована в рубрике Русская живопись. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Русская революция в 5 великих картинах
Что такое революция? Самым простым ответом была бы насильственная смена политического режима. Каждая революция в истории представляет собой насильственный политический сдвиг. Даже если революция в конечном итоге потерпит неудачу, она обязательно оставит наследие, которое сотрясет мир еще долго после того, как умолкнут все пушечные выстрелы и все повстанцы исчезнут. Как значительное событие, меняющее жизнь миллионов, революция не может не стать частью искусства. Русская революция не исключение.
Событие, которое потрясло мир и вывело Российскую империю из Первой мировой войны, похоронив государство под обломками, русская революция также вдохновила революционное искусство. Большевики подняли разваливающуюся страну из обломков войны и изменили судьбу некогда великой империи, превратив ее в Советский Союз – еще одно государство, которому суждено было стать великой державой на мировой арене. Художники не могли избежать лихорадки революции и, таким образом, задокументировали потерянные жизни и обретенные идеалы.
Великая Октябрьская революция началась с восстания. Когда Россия загорелась, мало кто знал о последствиях. Последовавшие за этим интриги и политическая борьба никак не смягчили экономический коллапс, угрожавший стране и ухудшивший и без того трудную жизнь рабочих и крестьян в государстве, ведущем кровавую войну. Среди множества политических фракций одна партия возвысилась над другими, чтобы ответить на требования народа, пообещав положить конец войне, предоставить права крестьянам и рабочим и, в конечном итоге, реформировать страну. Большевики не только отвергли эти смелые заявления, но и имели для этого необходимое руководство благодаря Владимиру Ленину, фигуре столь же противоречивой, сколь и влиятельной.
Большевики доминировали в Коммунистической партии после их раскола с меньшевиками в 1903 году. Эти две фракции не могли договориться по ряду вопросов, включая членство в партии и организационные планы. Только при большевистском правлении Коммунистическая партия не была самой многочисленной или могущественной в 1917 году. Однако то, чего им не хватало в численности, они компенсировали решимостью и планированием. Прежде всего, коммунисты представляли все новое, радикальное и свежее для народа. Они действительно стремились построить новый мир на руинах Российской империи. И, конечно, новое государство требовало нового революционного искусства.
Получайте свежие статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей
Взгляд Владимира Ленина на искусство был столь же прост, сколь и революционен. «Искусство принадлежит народу», — писал и повторял он неоднократно. Революционное искусство должно было нравиться широкой публике, а не нескольким избранным аристократам. Впоследствии это новое искусство должно было документировать и пересказывать события, потрясшие государство.
Во время русской революции и последовавшей за ней Гражданской войны многие художники прислушивались к ленинскому учению — часто непреднамеренно и всегда с оттенком собственного чутья. Некоторые из самых знаковых картин, изображающих русскую революцию, посвящены как событиям, так и их историческому значению.
Кровавое месиво, обнадеживающий шаг от реакционного к революционному искусству, начало соцреализма и диктатуры, священное событие или миф — русская революция была всем этим и даже больше, превратившись для многих в поляризующий опыт. Следующие фотографии рассказывают историю этого великого потрясения глазами разных художников, которые сделали все возможное, чтобы запечатлеть спорные и бесспорные, потрясающие землю перемены, которыми стала Великая Октябрьская революция 19-го года. 17.
Сакрализация события или личности — важная тема в религиозном искусстве. Однако в атеистическом государстве духовные подходы принимают другой оборот, как показано в книге Редько «Восстание ». Климент Редько завершил работу через год после смерти Ленина в 1926. Русская революция прошла, большевики победили, а Советский Союз уже восстал из пепла.
В своей живописи Редько сочетает геометрические формы с портретами революционных вождей. Ленин, как и Иисус Христос, остается в центре. Справа от него стоят его «апостолы» — Троцкий, Крупская, Сталин и пр. Как и в средневековой православной иконе, размер фигуры зависит не от ее положения в композиции, а от ее значения. Формат картины напоминает зрителю православное религиозное искусство – фон однотонный и имеет перекошенную перспективу. Неудивительно, что картина больше всего похожа на икону, чем любое другое произведение искусства, созданное в официально светском государстве. Это неоикона, представляющая не реальность, а сакральный образ — то, чем можно восхищаться и к чему стремиться.
Как вождь революции Ленин — самая заметная фигура картины. Словно нимбы над головами святых, световые искры окружают его сподвижников, выходящих из мрака. Ленин как человек, устремленный к вершине власти, становится вечным символом русской революции. Эта попытка создать новую мифологию, которую люди могли бы распознать, отличает работы Редько от многих других. Немногие использовали традицию православной сакральной живописи в качестве иной идеологии, и меньшему числу удалось создать что-то столь же уникальное и таинственное, как Восстание .
Если Редько обратился к знакомой православной традиции изображения святых, то другой прославленный советский живописец Кузьма Петров-Водкин обратился к искусству итальянского Возрождения в своей работе под названием Петроград в 1918 году. Хотя образ Мадонны узнаваем благодаря позе женщины с ребенком на руках, сочетанию синего, белого и красного цветов, окружающему ее, взволнованной толпе позади нее и внушительной архитектуре, все говорит о другом. история.
В отличие от многих мастеров Возрождения, одевавших античных святых и царей в современные одежды, Петров-Водкин делает в своем творчестве совсем другое. Вместо этого художник решил превратить обычную женщину в Деву Марию со скульптурными складками ее плаща, создавая странное столкновение мирского и священного.
Кузьма Петров-Водкин считал, что русская революция может принести духовное обновление полуразрушенному миру Российской империи. Будучи членом свободного философского общества, он нарисовал это произведение революционного искусства как образ надежды и обновления в возвышенной фигуре женщины. Картина вскоре стала культовой, получив прозвище «Петроградская мадонна».
К сожалению, жизнь Петрова-Водкина была не столь полна надежд, как его революционное искусство. Сам художник видел, как многие его коллеги раздавлены колесами нового режима. Затем он умер от туберкулеза в 1939 и, таким образом, чудом избежали надвигающихся ужасов Второй мировой войны.
3. Победите белых красным клином, Эль Лисицкого, 1920
Литографический советский агитплакат Эль Лисицкого оказал влияние на поколения художников-авангардистов как в Советском Союзе, так и за рубежом. На плакате изображен большой красный клин, который разрывает белый круг и уничтожает все соседние геометрические фигуры, символизируя победу большевиков над Белым движением, возглавляемым теми, кто выступал против Советского Союза, во время последующей Гражданской войны. Будучи ярым приверженцем конструктивизма, Лисицкий был очарован простой силой геометрии и сообщениями, которые она могла передать. Не чураясь пропагандистского искусства, и он, и Малевич считали, что только новое революционное искусство может толкнуть в будущее отсталое государство.
Такой экстравагантный и эксцентричный, как Эль Лисицкий, никогда не мог заинтересоваться старыми, священными традициями, что делало его идеальным художником для советской эпохи. Вместо этого он принял принципы конструктивизма, которые позволяли проводить тщательный технический анализ мира и массовое производство искусства.
При жизни Лисицкий придерживался ленинского учения и нес свое искусство в массы. Он даже был послом русской культуры в Веймарской Германии в 1919 году.22, где он работал с величайшими артистами своего поколения и оказал на них влияние. Отпечаток Лисицкого очевиден в таких движениях, как Баухаус и Де Стиль. В Советском Союзе он создавал плакаты и искусство, чтобы вдохновлять и мотивировать советскую публику, помогая военным усилиям, особенно когда Вторая мировая война опустошила страну.
Как любимый советский художник с мировым именем, Дейнека сочетал в своем творчестве реализм и модернизм, начиная от монументальной мозаики и заканчивая скульптурой. Это был его Оборона Петрограда ; однако это стало одной из его самых узнаваемых работ.
Отвергая славу и обновление, Оборона Петрограда представляет собой бесконечный цикл насилия в революционный период. Каждая революция собирает кровавые гонорары, которые затем отражаются в произведениях искусства революции. Александр Дейнека Оборона Петрограда посвящена именно этому, так как его работа больше говорит о лишениях и цене перемен, чем о надежде и радостной пропаганде. Картина интерпретирует события Гражданской войны 1919 года, в ходе которой новообразованная Красная Армия сражалась с так называемыми белыми войсками — противниками советской власти.
Две линии добровольцев маршируют в противоположных направлениях, пересекаясь посередине и никогда не встречаясь. Первый ряд занимает нижний регистр картины, а второй — верхний, раскрывая истинное назначение композиции: Дейнека показывает возвращение раненых и бодрость новобранцев в одной картине. Возвращаясь с фронта, согнутые и сломленные мужчины ковыляют назад, только для того, чтобы их заменили те, кто готов занять их место, не зная, что их ждет. Циклическое панно в стиле советского реализма, Оборона Петрограда — картина, утопающая в серых тонах и не раскрывающая ни одного революционного триумфа.
5. Ленин на трибуне, Александр Герасимов, 1930
Как и Дейнека, Александр Герасимов был еще одним мастером соцреализма. Ленин на Трибуне — почти импрессионистская картина, прославляющая вождя русской революции, напоминающая картины Жака Луи Давида, воспевающие Наполеона, и работы Эжена Делакруа, посвященные Французской революции. Однако это революционное произведение искусства — больше, чем портрет в импрессионистском стиле, написанный яркими и размытыми цветами. Ленин на трибуне больше историческая картина, чем пропагандистская.
Созданное в 1930 году произведение увидело свет, когда Ленин уже умер, а русская революция давно миновала. Герасимов был не самым типичным пропагандистом соцреализма; его яркие цвета и склонность к драматизму часто противоречили более консервативным подходам его сверстников. Однако его стилистическая особенность не помешала ему стать любимым художником Сталина.
Каждый амбициозный советский художник хотел написать Ленина, так как это означало неуклонный подъем по карьерной лестнице. Однако такая устоявшаяся иконография советского вождя и боязнь гнева властей порождали бездарность. Картины Александра Герасимова, напротив, в этом аспекте отличаются. Он был одним из тех редких художников, которые выбирали самые политически нагруженные истории и раскручивали их, угождая властям и одновременно удивляя зрителей. Однако даже Герасимов не решился изобразить вождя Великого Октября мертвым и в гробу.
Кузьма Петров-Водкин создал одну из самых противоречивых картин о русской революции, повествующую о приходе Советского Союза к власти одним изображением. Ленин в гробу известен не прославлением русской революции и не уникальным стилистическим подходом к изображению ее истории. Наоборот, это одна из редких картин, осмеливающихся поставить под вопрос бессмертие великого вождя Владимира Ленина, культовой личности.
Поскольку его тело сохранилось и выставлено в мавзолее, Ленин не должен был считаться мертвым. Символично, что лидер и его революция должны были жить, чтобы их влияние все еще было ощутимым. Это противоречие между мифом и реальностью сделало Ленина в его гробу неудобной картиной для многих в Советском Союзе. В результате он редко выставляется и почти никогда не упоминается критиками и художниками. Но остается творчество Петрова-Водкина, добавляющее новых оттенков сложному наследию русской революции и ее вождя.
В заключениеКак показывают рисунки выше, революцию можно изобразить разными способами. Революционное искусство может найти себя в исторической картине или иконе, созданных как суровое напоминание об ужасах войны или послание надежды. Некоторые из самых глубоких произведений, посвященных революциям, появляются спустя много времени после того, как события уже прошли, и крики о победе и поражении стихли.
Значение русской революции трудно недооценить. Это вызвало серию событий, которые изменили мир и имели долгосрочные последствия, охватившие континенты. Конструктивизм и авангардное искусство процветали только для того, чтобы быть замененными социалистическим реализмом, который в конечном итоге стал языком искусства, а не идеологическим оружием. Тем не менее, русская революция остается тем, чем она была — поляризующим событием, породившим множество различных форм искусства.
Искусство русской революции глазами современников
Перейти к содержанию
Опубликовано вИскусство Отзывы ВыходныеРусская революция была беспрецедентной катастрофой, но ее художественная традиция по-прежнему представляет огромный интерес.
по Дэвид Кэрриер
«Победа над солнцем, русский авангард и не только» в Музее Израиля, Иерусалим, инсталляция (все изображения предоставлены Музеем Израиля, Иерусалим)
ИЕРУСАЛИМ — Часто говорят, что революционное искусство иногда может быть косвенно связано с современными политическими революциями. Вот почему деятельность Жака-Луи Давида во время Французской революции вызывает страстные дискуссии. И именно поэтому политический подтекст картин Гюстава Курбе 1840-х годов так много анализируется. Как же тогда понимать связь между русским модернистским искусством и большевистской революцией 1917 года?
Победа над Солнцем, Русский авангард и не только 9Выставка «0034» в Музее Израиля в Иерусалиме названа в честь оперы « Победа над солнцем » (1913) композитора Михаила Матюшина. Алексей Крученых написал либретто, а Казимир Малевич разработал костюмы и абстрактные декорации. Это торжество новой эстетики вдохновило Малевича на самое известное произведение «Черный квадрат» (1915). А Малевич, как отмечает превосходный каталожный очерк Лолы Кантор-Казовской, разработал «достаточно герметичную и авторитарную [эстетическую] систему, требующую беспрекословного следования своим принципам […]». Таким образом, он был таким же догматиком, как и большевики.
Шоу начинается с четырехминутного 55-секундного видео Михаила Карасика « Утверждателю нового искусства » (2010), иронически вписывающего образы Малевича и поэта Даниила Хармса в историю российской политической жизни 1920-х и 30-е годы, период подавления их революционного искусства. Затем выставка делится на три части: модернистские революционные образы художников-революционеров; работы этих художников-революционеров после прихода Сталина к власти; и, наконец, искусство, созданное после смерти Сталина, в кратковременную оттепель, наступившую в XIX в.60-е годы Никиты Хрущева в сопровождении хорошей подборки более поздних русских и постсоветских произведений, отвечающих революционной традиции.
Казимир Малевич, Русский, «Композиция» (1915) холст, масло, 80 х 80 см, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург (фото © Екатеринбургский музей изобразительных искусств)
Таким образом, нам предоставляется возможность сравнить искусство революции с его более поздними интерпретациями деятелей советской эпохи, а также современных российских художников. В экспозицию вошли различные картины и эскизы костюмов Малевича, а также документация версии Победа , предложенная Эль Лисицким в 1920 году, который был его соперником, а также рисунки и литографии Лисицкого (1918–1919), посвященные пасхальной песне Хад Гадя .
Здесь полно книг разных художников-революционеров, и есть инсталляции 21 века, такие как «Прогулка Вадима Захарова по История русского искусства от русского авангарда до Московской концептуальной школы » (2003) и «Илья». и Туалет в углу 9 Эмилии Кабаковой0034 (2004 г.), а также некоторые картины, в том числе « Двойной автопортрет » (1972 г.) Виталия Комаря и Александра Меламида и « Слава КПСС» Эрика Булатова (2003–2005 гг.). Все эти более поздние художники скептически или даже цинично относятся к ценности революционной традиции; никто из них не занимается супрематической живописью. Действительно, многие из них эмигрировали на Запад.
Виталий Комар и Александр Меламид, «Двойной автопортрет, из серии «Соц-арт»» (1972), холст, масло на доске, диаметр: 92 см, коллекция Давида и Кэтрин Бирнбаум (© Komar & Melamid, фото Наоми ван дер Ланде)
Советский супрематизм был одним из важнейших стилей модернизма, достойным того, чтобы стоять рядом с французским кубизмом, итальянским футуризмом и немецким экспрессионизмом. Русская революция, с чем сейчас согласятся почти все, была беспрецедентной катастрофой, историческим тупиком. Но художественная традиция, представленная в этом спектакле, по-прежнему представляет огромный интерес. На кону, как и при блестящей организации показа сигналов, стоит правильное понимание взаимосвязи между художественной и политической революцией.
Все недавние русские художники на выставке сардонически относятся к супрематизму, потому что они слишком хорошо знают из личного опыта условия жизни в России и судьбу СССР. Но как посторонний может понять их историю?
Любое заявление о выявлении политических последствий художественно-революционного кубизма Пабло Пикассо или абстрактного экспрессионизма Джексона Поллока должно быть в высшей степени спекулятивным, поскольку эти художники не претендовали на роль активистов. А вот советские художники 1917 действительно стремились быть политическими революционерами.
Казимир Малевич, «Задира, эскиз костюма к опере «Победа над солнцем» М. Матюшина и А. Крученых, 1-й Футуристический театр, Санкт-Петербург» (1913), бумага, графит, акварель, 26,7 х 21 см, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства (фото © Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства)
Революция по определению предполагает радикальное изменение образа жизни. Малевич (и его русские коллеги) в 1915 сделали революционные картины, не похожие ни на одно более раннее искусство кого бы то ни было; а в 1917 году Ленин (и его товарищи) создали радикально новую систему управления, революционно порвав с царизмом. Но как же тогда соотносятся, если вообще существуют, эти две очень разные революции — Малевича в его мастерской и Ленина в Кремле? Какова связь между созданием совершенно новых визуальных артефактов и созданием революционно нового политического порядка?
Если мы попытаемся эмпирически связать Малевича и Ленина, убедительную связь между искусством и политикой установить очень трудно, если не невозможно. Октябрьскую революцию никто из художников не представлял себе заранее, хотя и приветствовал ее, когда она пришла; и ни Ленин, ни Сталин никогда не проявляли сочувственного интереса к эстетически революционному абстрактному искусству.
Художественно-революционный французский кубизм около 1907–1914 годов не сопровождался какими-либо соответствующими политическими изменениями; равно как и радикально оригинальное американское искусство абстрактного экспрессионизма конца 1940-х годов не привело к каким-либо драматическим политическим событиям. Но Россия — особый случай, ибо за искусством Малевича 1915 года два года спустя последовала политическая революция.
Эрик Булатов, «Красный горизонт» (1971–72) холст, масло, 140 х 180 см, Музей искусства авангарда (МАГМА), Эрик Булатов (© ADAGP, Париж, 2018, фото предоставлено Музеем авангарда Мастерство)
Может показаться, что это отдельные разработки. Если, однако, вслед за Гегелем (и Марксом) мы предположим, что всякая культура обладает предельным единством, то мы ожидаем (и обнаружим), что революционное искусство неизбежно связано с революционной политикой. Марксист не должен искать эмпирических связей между искусством и политическими событиями, потому что он считает, что они обязательно связаны.
Как мы все знаем, в политическом мире такие гегелевско-марксистские способы мышления больше не кажутся убедительными. Но в истории искусства они сохраняют большой авторитет. Т. Дж. Кларк Прощание с идеей: эпизоды из истории модернизма (1999) — с его политическим анализом Давида, советского революционного искусства и абстрактного экспрессионизма — и ученые, связанные с Октябрь , продолжают развивать этот образ мышления. И поэтому эта великолепная выставка, которая не будет переезжать, представляет интерес не только для специалистов. Здесь можно многое увидеть и понять. Любой, кто заинтересован в понимании эстетического модернизма и сложных отношениях искусства и политики, найдет много интересного. Поскольку многие художники были евреями, а также поскольку некоторые произведения русского авангарда оказались в Израиле, иерусалимский музей является естественным домом для этой выставки, которая содержит многочисленные заимствования из Франции и России и сопровождается полным каталог.
Победа над Солнцем, Русский авангард и не только продолжается в Музее Израиля (Дерех Руппин 11, Иерусалим) до 10 июня.
Koestler Arts работает с заключенными и пациентами в безопасных психиатрических учреждениях, стремясь улучшить их жизнь с помощью творчества.
Наоми Полонски
Местные художники и деятели культуры задаются вопросом, как арена повлияет на арт-ландшафт, включая музеи и альтернативные пространства.
Линн Тримбл
Huaca Pintada представляет собой редкую смесь элементов двух северных перуанских цивилизаций.
Элейн Вели
Цифровые аватарыLensa AI очаровали пользователей, но некоторые говорят, что приложение ворует у художников и отражает расовые стереотипы.
Рея Найяр
Новое исследование опровергает миф о том, что именно противодействие христианства публичной наготе привело к упадку массовых купаний в поздней Римской империи.
Сара Э. Бонд
Выставка в Letterform Archive в Сан-Франциско подчеркивает роль книгопечатания в культовых социальных движениях с 1800-х годов до наших дней.