Рафаэль мадонны: Мадонны Рафаэля — Русская историческая библиотека

Рафаэль Санти. Рафаэлевские Мадонны: символ эпохи

Мадонны Рафаэля узнаваемы и уникальны, поэтому их называют «Рафаэлевскими». В этой части разберемся в их умиротворенных образах.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Алина Аксёнова

Историк искусства, экскурсовод и лектор ГМИИ им. Пушкина 2010-2019, автор книги «История искусств. Просто о важном»

Рафаэль. Мадонна Грандука, 1505

Начнем с Мадонны Грандука 👇

🟤 Изначальный замысел картины был другим. Судя по эскизам, она должна была быть заключена в тондо — круглую раму.

Мадонна и младенец смотрят в разные стороны, а пейзаж едва намечен — он не помещается в круг.

🟫 В результате картина получилась вертикальной. Мадонна в полный рост с младенцем Иисусом на руках лучше вписывается в прямоугольник, чем в круг. Взгляд Мадонны задумчив, как и на эскизе. Она держит ребенка обеими руками, будто приносит его в жертву.

Окружности на картине сохранены. Овальное лицо Богоматери, локоть от плеча к руке, складки — все это рифмуется с формой нимба. На нимбе Христа — крест, отличительная черта бога. Но Рафаэль скругляет и его, превращая во что-то вроде лепестков.

💨 Рафаэль использует сфумато: Богоматерь будто выходит из густой тени, дымка обволакивает лицо, делая его еще более задумчивым.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Рафаэль. Прекрасная садовница, 1507

Теперь перед нами «Прекрасная садовница».

Что о ней важно знать 👇

👶 Сюжет. На картине изображена сцена из апокрифов о том, что Иисус и Иоанн Креститель встречались в детстве — и Иоанн узнал будущего Спасителя.

🖼 Гармоничный пейзаж. Выверенная композиция показывает несколько планов разных цветов: люди, потом растения, и на горизонте скалы и камни. Так выстраивается мировой порядок. Пейзаж постепенно тает в дымке.

⛅️ Плавные переходы света и тени. Эта картина — один из образцов идеала и гармонии Ренессанса. Рафаэль — это не печаль, не радость, а умиротворение.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна, 1512

Завершим часть

«Сикстинской Мадонной». Рафаэль написал ее для небольшой церкви монастыря святого Сикста II в Пьяченце. Не самый важный заказ подарил шедевр, ставший одним из символов Ренессанса.

Почему так получилось 👇

✝️ Насыщенная сцена. Слева Святой Сикст II, справа Святая Варвара, внизу ангелы. В центре навстречу нам идет Мадонна и несет на руках дитя. Сикст правой рукой указывает на зрителей, как бы говоря, что Иисус пришел всему миру во спасение. Святые благоговеют перед Богоматерью: Сикст II снял папскую тиару, а Святая Варвара даже не смеет поднять взгляд.

👁 Все персонажи связаны. Богоматерь смотрит на нас, Сикст — на Богоматерь, мафорий — платок на ее голове — ведет наш взгляд к Святой Варваре, а та смотрит на ангелов. Подобный прием использовал Леонардо в «Мадонне в скалах». Картина становится более живой и интересной.

🔺 Композиция вписана в треугольник. Это подчеркивает занавес по краям. При этом Рафаэль использует любимую форму овала: головы Богоматери, Сикста II, Святой Варвары и ангелов образуют овал, который подчеркивается линиями тиары, мафория, складками одежды.

️ Божественный и земной миры в гармонии. Рафаэль реалистично показал воздух и облака, Богоматерь отбрасывает на них тень. Занавески тоже делают изображение приближенным к реальности. Для художника наш мир столь же гармоничен и прекрасен, как мир небесный.

Этот урок> мы посвятили изучению творчества и личности Рафаэля Санти — одного из самых важных мастеров Высокого Возрождения.

Потренируйтесь отличать работы художника в нашем тренажере.

курс Level One

Современное искусство: -измы и -арты 20 века

Курс поможет влюбиться в искусство 20 века. За 5 недель разберемся в главных направлениях и именах современного искусства, найдем причины им восхищаться, а также выясним, как оно стало именно таким. Эксперт Алина Аксёнова покажет, каким разным может быть искусство, и с какой стороны к нему лучше подходить, чтобы разглядеть главное.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Мадонна Рафаэля и в 500 лет

Фото: dapd

Ронни Арнольд, Наталия Королева

31 мая 2012 г.

500-летнему юбилею творения, которое называют символом красоты и добра, посвящена беспрецедентная выставка в Дрездене. Ее успех с самого начала превзошел все ожидания.

https://p.dw.com/p/154Ix

Реклама

Перед входом в Дрезденскую картинную галерею — длинные очереди. К 500-летнему юбилею одного из крупнейших шедевров мировой живописи в этом знаменитом немецком музее только что открылась выставка «Сикстинская мадонна. 500 лет культовому произведению Рафаэля». На выставке, которая продлится до 26 августа, представлено около 250 картин, рисунков, эскизов, документов и других экспонатов. Но главное на ней, конечно, — сама «Сикстинская мадонна».

Величавая простота

Ее облик исполнен благородства, смирения и душевной чистоты. Она поражает воображение красотой и искренностью. Каждый год около двух с половиной миллионов посетителей приходят в Дрезденскую галерею специально для того, чтобы полюбоваться Девой Марией с младенцем Иисусом на руках, босиком ступающей по облакам. Затаив в душе тревогу, она держит путь на Землю — чтобы отдать своего сына «в жизнь».

Она выглядит величественно, но не высокомерно. Изображенный слева на картине Папа Римский Сикст Второй преклоняет перед ней колени. С почтением опускает глаза и Святая Варвара, считавшаяся покровительницей итальянского города Пьяченцы. Лишь два ангелочка с детским любопытством устремляют вверх задумчивые взгляды.

«Сикстинская мадонна» – самое значимое полотно Рафаэля. «Час, который я провел перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Гений чистой красоты был с нею», — так выразил свои чувства Василий Жуковский, когда в 1821 году впервые увидел в Дрездене эту картину. «Сикстинская мадонна» уже давно составляет для европейца «такой же культ, как для араба черный камень в Мекке», утверждал русский художник Василий Поленов.

»Сикстинская мадонна» на юбилейной выставкеФото: picture alliance / dpa

Бриллиант в новой оправе

Сегодня она прекрасна, как и во времена Поленова и Жуковского, как 500 лет назад, когда великий итальянский живописец Рафаэль Санти написал ее для алтаря церкви монастыря Св.

Сикста в Пьяченце. Правда, сейчас шедевр поместили в новую роскошную раму. К юбилею картины эту раму изготовила мюнхенская мастерская Вернера Муррера (WernerMurrer).

Дело в том, что неоренессансное обрамление, в которое в 1950-е годы заключили полотно, с картиной сочеталось плохо. Новую раму делали вручную, по старинной технологии. Каждый отдельный элемент вырезали и покрывали позолотой. Заменили и застекление картины. И теперь «Сикстинская мадонна» сияет еще ярче, чем прежде.

Кстати, на время выставки она покинула свое привычное место в Галерее старых мастеров на втором этаже и переехала в Гобеленовый зал — помещение, которое обычно используется для проведения лекций, литературных чтений, различных торжеств. Его стены украшают гобелены, сотканные по эскизам Рафаэля. На их фоне «Сикстинская мадонна» смотрится еще лучше.

С культовым статусом

«Рафаэль в Риме», «Знаменательное приобретение «Сикстинской мадонны», «На пути к мифу», «Мировая карьера ангелочков: кич и искусство», — так называются разделы юбилейной выставки.

Чтобы разработать концепцию экспозиции, ее куратор Андреас Хеннинг (AndreasHenning) несколько месяцев провел в Италии, чтобы еще раз скрупулезно изучить историю создания и становления культа «Сикстинской мадонны». Своей фантастической популярности эта картина достигла значительно раньше, чем даже ее главная соперница — «Джоконда» великого Леонардо да Винчи. Полотно Рафаэля было возведено в ранг культового уже в первой половине 19 века.

Шедевром не только восхищались. О нем писали, его копировали и репродуцировали, а позже стали широко использовать и для рекламы. Особым «спросом» пользовались здесь и продолжают пользоваться сегодня задумчивые ангелочки, расположившиеся у ног Мадонны. Уже в 19 веке их изображения стали красоваться на украшениях и изделиях из фарфора.

Ну, а с течением времени эти зажившие собственной жизнью пухленькие крылатые мальчики сделали невероятную карьеру. Сегодня они фигурируют на открытках, плакатах, зонтиках, кошельках, сумках и даже. .. на туалетной бумаге. В дрезденской экспозиции представлена целая серия предметов массового потребления, на оформление которых вдохновили дизайнеров персонажи знаменитой картины.

Ангелочки стали любимым мотивом для маркетингаФото: picture-alliance/dpa

Из Пьяченцы в Дрезден, из Дрездена в Москву

Картина «Сикстинская мадонна», высота которой составляет более трех метров (без рамы), была написана Рафаэлем в 1512-13 годах. Но широкая публика познакомилась с ней лишь два с половиной века спустя, когда в 1754 году полотно было приобретено для курфюрста Саксонии Августа III и привезено в его дрезденскую резиденцию.

Шедевр поместили в Дрезденском цвингере (Dresdner Zwinger) — роскошном комплексе, где сейчас находятся различные музеи, в том числе знаменитая Дрезденская картинная галерея. С тех пор «Сикстинская мадонна» — с некоторым перерывом — находится здесь.

Этот перерыв наступил после Второй мировой войны — в сентябре 1945 года. Так называемая «трофейная комиссия», созданная в советской оккупационной зоне Германии, провела тщательную ревизию коллекций восточногерманских музеев и в результате отобрала целый ряд величайших шедевров мирового искусства. Они подлежали конфискации — так сказать, в качестве компенсации за разграбленные и разрушенные гитлеровцами сокровища русской культуры. «Так сказать» — потому, что произведения искусства ни с точки зрения международных соглашений, ни с точки зрения морали не могут быть трофеями.

Рафаэль. Автопортрет (ок. 1506)Фото: picture alliance/akg-images

Сомнительность этой «компенсации», несомненно, понимали и в Кремле. Не случайно произведения «трофейного искусства», включая «Сикстинскую мадонну», увозили в Советский Союз тайно и местонахождение их было засекречено. «Золото Шлимана», например, прятали более четырех десятилетий, вообще отрицая, что оно находится в СССР. «Мадонне» Рафаэля повезло больше. Она была потеряна для мировой культуры «лишь» на десять лет.

Возвращение Мадонны

Вернул картину в Дрезден Никита Хрущев — после смерти Сталина и наступления периода «оттепели». В 1955 году Совет министров СССР принял неожиданное решение о возврате «Сикстинской мадонны» и других вывезенных трофейными командами шедевров «народу ГДР». Правда, в их число вошли лишь полтора миллиона из двух с половиной миллионов конфискованных экспонатов, но «жест доброй воли» все равно удался. Подавалось все это под идеологическим соусом возвращения «спасенного от фашистов культурного наследия». Никакого спасения, конечно, не было: эвакуированные коллекции в 1945 году просто реквизировали. Но каким бы ни был разыгранный спектакль, шедевр Рафаэля в итоге вернулся домой — в Дрезден.

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Мадонна дель Грандука Рафаэля | Произведения искусства

Мадонна дель Грандука — одна из самых известных работ Рафаэля и одно из изображений, отождествляемых с Палатинской галереей, музеем с самым большим в мире количеством полотен и панно художника. Это одна из самых любимых работ Рафаэля, в которой он демонстрирует все свое мастерство в непосредственном, человеческом изображении святых предметов. На этом панно Богородица изображена стоящей с Младенцем на руках. Ее меланхоличный взгляд направлен вниз, когда она протягивает своего ребенка к зрителю, приглашая его или ее созерцать его милое, серьезное лицо. Жесты двух субъектов измеряются; несмотря на свою простоту, вся композиция передает связывающую их глубокую привязанность, а также болезненное осознание грядущей жертвы Христа.Эта картина написана Рафаэлем в 1506-7, во время его пребывания во Флоренции (1504-1508), когда Микеланджело, Леонардо и Фра Бартоломео создавали в городе свои собственные шедевры. Рафаэль, учившийся у Перуджино, повзрослел в этот период и несколько раз использовал в качестве сюжета Мадонну с младенцем вместе с юным Святым Иоанном или Святым Иосифом, рисуя в более монументальном, объемном стиле, полученном с помощью тонкой, тонкой живописи Леонардо. смешанная светотень и стимулирование его внимания к выражениям привязанности к большей эмоциональной интенсивности. Для завершения этой небольшой, но драгоценной картины Рафаэль смог использовать богатство флорентийской иконографии: бесчисленные Мадонны с младенцем из терракоты, лепнины, дерева, мрамора и даже бронзы, которые мастера 15-го века, такие как Донателло, Гиберти и Лука делла Роббиа произвели в большом количестве, чтобы удовлетворить потребности в религиозных изображениях для размещения в церквях, часовнях, уличных скиниях и комнатах во дворцах богатых клиентов. Композиция не начиналась с темного фона: рентгеновские изображения сделанные Opificio delle Pietre Dura, показали, что под черным, окружающим фигуры, был интерьер с колонной, поддерживающей арки, и проблеск сельской местности справа, как это можно увидеть в Мадонне в розовых или Мадонна с Безбородым Святой Иосиф в Эрмитаже (Санкт-Петербург): декорация, подчеркивающая бытовой тон картины. Вполне вероятно, что после завершения, чтобы привести работу в соответствие с меняющимися вкусами, фон картины был удален, чтобы оставить центральную группу в великолепной изоляции, которую мы наблюдаем сегодня.

Эта знаменитая картина, происхождение и заказчик которой неизвестны, получила свое название от Фердинанда III, великого герцога Тосканы (1769-1824), который разрешил ее покупку в период с осени 1799 по зиму 1800 года, когда она попала к Питти. Он никогда не перемещался отсюда, за исключением периода наполеоновского правления, когда Фердинанд взял его с собой в изгнание. Семья великого герцога особенно любила картину, и по возвращении двора во Флоренцию она была выставлена ​​​​в частных комнатах дворца Питти, а великий князь разрешил показывать ее публично только во время своего отсутствия во Флоренции. В 1882 году картина заняла свое место там, где мы видим ее сегодня, в зале Сатурна.

Отдел эстампов и рисунков хранит композиционное исследование этого панно. В свое время и на протяжении столетий после него его искусство считалось воплощением гармонии и идеальной красоты Высокого Возрождения. Родившийся в Урбино, где его отец был придворным художником, он в юности знал работы Мантенья, Учелло и Пьеро делла Франческа. Перуджино оказал влияние на его ранние работы, но после приезда во Флоренцию в 1504 году его вдохновили величие и глубина Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Во Флоренции молодой (и, по общему мнению, очень красивый) Рафаэль приобрел репутацию художника, создающего образы Мадонны с младенцем. Мадонна на лугу написана в это время – дата вышита на вырезе платья Мадонны. Он был сделан для друга и покровителя Рафаэля Таддео Таддеи, который также покровительствовал Микеланджело. (Картина оставалась во флорентийском дворце семьи Таддеи, где она считалась и местом поклонения, и художественным сокровищем, до 1662 года, когда эрцгерцог Фердинанд Карл купил ее для замка Амбрас недалеко от Инсбрука; она находилась в Вене. с 1773 г.

Картина характерна для многих флорентийских Мадонн Рафаэля: полна человеческого тепла, безмятежности, возвышенно совершенных фигур. Под влиянием формальных исследований Леонардо геометрическая композиция основана на треугольнике или, точнее, на пирамиде. Эта структура помогает создать почти потустороннее спокойствие сцены, несмотря на то, что все три фигуры интерактивны и анимированы.

Кудрявый Иоанн Креститель (предание гласит, что в детстве он признал Христа мессией) преклоняет колени перед Младенцем Христом, держащим крест Иоанна, напоминание о жертвенной смерти Христа на кресте. Двое розовощеких детей пристально смотрят друг на друга. Мадонна – бледная, светловолосая и красивая – смотрит на Иоанна, наклоняясь вперед, нежно держа Христа, словно не давая малышу упасть.

Пейзаж также является частью взаимодействия: земляная зеленая местность переходит в далекое голубое небо, а плавно изогнутые холмы повторяют круглые формы фигур, объединяя композицию. Подобно Леонардо, Рафаэль стремился выразить больше, чем физическое, он также хотел передать ощущение психики. Выражение лица, жесты и даже обстановка имеют меланхоличный вид; идиллическая красота не может скрыть трудную судьбу.

Рафаэль достиг вершины своей славы в Риме, где с 1508 года он был придворным художником пап Юлия II и Льва X.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *