Радищев путешествия из питера в москву: Путешествие из Петербурга в Москву

«Путешествие из Петербурга в Москву» – читать онлайн по главам

На нашем сайте вы можете прочитать краткую и подробную биографии А. Радищева, статьи о его идеях и философии, краткое содержание и анализ «Путешествия из Петербурга в Москву», а также полный текст этого произведения по главам:

 

Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Выезд – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава София – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Тосна – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Любани – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Чудово – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Спасская полесть – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Подберезье – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Новгород – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Бронницы – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Зайцово – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Крестьцы – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Яжелбицы – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Валдаи – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Едрово – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Хотилов – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Вышний Волочок – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Выдропуск – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Торжок – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Медное – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Тверь – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Городня – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Завидово – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Клин – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Пешки – полный текст

 

 

«Путешествие из Петербурга в Москву», глава Черная Грязь – полный текст

 

 

  • Назад
  • Вперёд
    org/BreadcrumbList»>
  • Вы здесь:  
  • Русская литература
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» – читать онлайн по главам

Ещё по теме…

Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание романа Радищева

Отправившись в Москву после ужина с друзьями, герой проснулся только на следующей почтовой станции — София. С трудом разбудив смотрителя, он потребовал лошадей, но получил отказ ввиду ночного времени. Пришлось дать на водку ямщикам, они запрягли, и путешествие продолжилось.

В Тосне герой знакомится со стряпчим, который занимался тем, что сочинял древние родословные молодым дворянам. На пути из Тосны в Любань путешественник видит крестьянина, который пахал «с великим тщанием», несмотря на то что было воскресенье. Пахарь рассказал, что шесть дней в неделю его семья обрабатывает барскую землю и, чтобы не умереть с голоду, он вынужден работать в праздник, хоть это и грех. Герой размышляет о жестокости помещиков и в то же время упрекает себя в том, что и у него есть слуга, над которым он имеет власть.

Реклама

В Чудове героя нагоняет его приятель Ч. и рассказывает, почему он должен был спешно покинуть Петербург. Ч., развлечения ради, поплыл на двенадцативесельной лодке из Кронштадта в Систербек. По пути разыгралась буря, и бушующими волнами шлюпку зажало между двумя камнями. Она наполнялась водой, и, казалось, гибель была неизбежна. Но двое отважных гребцов сделали попытку по камням и вплавь добраться до берега, который был в полутора верстах. Одному это удалось, и, выбравшись на берег, он побежал в дом местного начальника, чтобы тот срочно отрядил лодки для спасения оставшихся. Но начальник изволил почивать, и сержант, его подчинённый, не посмел будить его. Когда же, стараниями других, несчастные были все же спасены, Ч. пытался усовестить начальника, но тот сказал: «Не моя то должность». Возмутившись, Ч. «плюнул почти что ему в рожу и вышел вон». Не найдя сочувствия своему поступку у петербургских знакомых, он решил навсегда покинуть этот город.

По дороге из Чудова в Спасскую Полесть к герою подсаживается попутчик и рассказывает ему свою печальную повесть. Доверившись компаньону в делах по откупу, он оказался обманутым, лишился всего состояния и был подведён под уголовный суд. Жена его, переживая случившееся, родила раньше срока и через три дня умерла, умер и недоношенный ребёнок. Друзья, увидев, что его пришли брать под стражу, усадили несчастного в кибитку и велели ехать «куда глаза глядят». Героя тронуло рассказанное попутчиком, и он размышляет о том, как бы довести этот случай до слуха верховной власти, «ибо она лишь может быть беспристрастна». Понимая, что ничем не в силах помочь несчастному, герой воображает себя верховным правителем, государство которого как будто бы процветает, и ему все поют хвалу. Но вот странница Прямо-взора снимает бельма с глаз правителя, и он видит, что царствование его было неправедно, что щедроты изливались на богатых, льстецов, предателей, людей недостойных. Он понимает, что власть есть обязанность блюсти закон и право. Но все это оказалось только сном.

Реклама

На станции Подберезье герой знакомится с семинаристом, который жалуется на современное обучение. Герой размышляет о науке и труде писателя, задачей которого видит просвещение и восхваление добродетели.

Прибыв в Новгород, герой вспоминает, что этот город в древности имел народное правление, и подвергает сомнению право Ивана Грозного присоединить Новгород. «Но на что право, когда действует сила?» — вопрошает он. Отвлёкшись от размышлений, герой идёт обедать к приятелю Карпу Дементьевичу, прежде купцу, а ныне именитому гражданину. Заходит разговор о торговых делах, и путешественник понимает, что введённая вексельная система не гарантирует честности, а, наоборот, способствует лёгкому обогащению и воровству.

В Зайцеве на почтовом дворе герой встречает давнишнего приятеля г. Крестьянкина, служившего в уголовной палате. Он вышел в отставку, поняв, что в этой должности не может принести пользы отечеству. Он видел лишь жестокость, мздоимство, несправедливость. Крестьянкин рассказал историю о жестоком помещике, сын которого изнасиловал молодую крестьянку. Жених девушки, защищая невесту, проломил насильнику голову. Вместе с женихом были ещё несколько крестьян, и всех их по уложению уголовной палаты рассказчик должен был приговорить к смертной казни или пожизненной каторге. Он пытался оправдать крестьян, но никто из местных дворян не поддержал его, и он был вынужден подать в отставку.

Реклама

В Крестцах герой становится свидетелем расставания отца с детьми, отправляющимися в службу. Отец читает им наставление о жизненных правилах, призывает быть добродетельными, выполнять предписания закона, сдерживать страсти, ни перед кем не раболепствовать. Герой разделяет мысли отца о том, что власть родителей над детьми ничтожна, что союз между родителями и детьми должен быть «на нежных чувствованиях сердца основан» и нельзя отцу видеть в сыне раба своего.

В Яжелбицах, проезжая мимо кладбища, герой видит, что там совершается погребение. У могилы рыдает отец покойника, говоря, что он — убийца своего сына, так как «излил яд в начало его». Герою кажется, что он слышит своё осуждение. Он, в молодости предаваясь любострастию, переболел «смрадной болезнью» и боится,

не перейдёт ли она на его детей. Размышляя о том, кто является причиной распространения «смрадной болезни», путешественник обвиняет в этом государство, которое открывает путь порокам, защищает публичных женщин.

В Валдае герой вспоминает легенду о монахе Иверского монастыря, влюбившемся в дочь одного валдайского жителя. Как Леандр переплывал Геллеспонт, так этот монах переплывал Валдайское озеро для встречи со своей возлюбленной. Но однажды поднялся ветер, разбушевались волны, и утром тело монаха нашли на отдалённом берегу.

Реклама

В Едрове герой знакомится с молодой крестьянской девушкой Анютой, разговаривает с ней о ее семье, женихе. Он удивляется, сколько благородства в образе мыслей сельских жителей. Желая помочь Анюте выйти замуж, он предлагает ее жениху деньги на обзаведение. Но Иван отказывается их взять, говоря: «У меня, барин, есть две руки, я ими дом и заведу». Герой размышляет о браке, осуждая существующие ещё обычаи, когда восемнадцатилетнюю девушку могли повенчать с десятилетним ребёнком. Равенство — вот основа семейной жизни, считает он.

По дороге в Хотилово героя посещают мысли о несправедливости крепостного права. То, что один человек может порабощать другого, он называет «зверским обычаем»: «порабощение есть преступление», говорит он. Только тот, кто обрабатывает землю, имеет на неё права. И не может государство, где две трети граждан лишены гражданского звания, «называться блаженным». Герой Радищева понимает, что работа по принуждению даёт меньше плодов, а это препятствует «размножению народа». Перед почтовой станцией он поднимает бумагу, в которой выражены те же мысли, и узнает у почтальона, что последним из проезжавших был один из его друзей. Тот, видимо, забыл свои сочинения на почтовой станции, и герой за некоторое вознаграждение берет забытые бумаги. В них определена целая программа освобождения крестьян от крепостной зависимости, а также содержится положение об уничтожении придворных чинов.

Реклама

В Торжке герою встречается человек, отправляющий в Петербург прошение о дозволении завести в городе книгопечатание, свободное от цензуры. Они рассуждают о вредности цензуры, которая «словно нянька, водит ребёнка на помочах», и этот «ребёнок», то есть читатель, никогда не научится ходить (мыслить) самостоятельно. Цензурой должно служить само общество: оно либо признает писателя, либо отвергает, так же как театральному спектаклю признание обеспечивает публика, а не директор театра. Здесь же автор, ссылаясь на тетрадку, полученную героем от встреченного им человека, рассказывает об истории возникновения цензуры.

По дороге в Медное путешественник продолжает читать бумаги своего знакомого. Там рассказывается о торгах, которые происходят, если разоряется какой-либо помещик. И среди прочего имущества с торгов идут люди. Старик семидесяти пяти лет, дядька молодого барина, старуха восьмидесяти, его жена, кормилица, вдова сорока лет, молодица восемнадцати, дочь ее и внучка стариков, ее младенец — все они не знают, какая судьба их ждёт, в чьи руки они попадут.

Беседа о российском стихосложении, которую герой ведёт с приятелем за столом трактира, возвращает их к теме вольности. Приятель читает отрывки из своей оды с таким названием.

В деревне Городня происходит рекрутский набор, ставший причиной рыданий толпящегося народа. Плачут матери, жены, невесты. Но не все рекруты недовольны своей судьбой. Один «господский человек», наоборот, рад избавиться от власти своих хозяев. Он был воспитан добрым барином вместе с его сыном, побывал с ним за границей. Но старый барин умер, а молодой женился, и новая барыня поставила холопа на место.

Реклама

В Пешках герой обозревает крестьянскую избу и удивляется бедности, здесь царящей. Хозяйка просит у него кусочек сахара для ребёнка. Автор в лирическом отступлении обращается к помещику с осуждающей речью: «Жестокосердый помещик! посмотри на детей крестьян, тебе подвластных. Они почти наги». Он сулит ему Божью кару, так как видит, что на земле праведного суда нет.

Заканчивается «Путешествие из Петербурга в Москву» «Словом о Ломоносове». Герой ссылается на то, что эти записки дал ему «парнасский судья», с которым он обедал в Твери. Основное внимание автор уделяет роли Ломоносова в развитии русской литературы, называя его «первым в стезе российской словесности».

Пересказала О. В. Ермолаева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII вв. / Ред. и сост. В. И. Новиков. —М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Путешествие из Петербурга в Москву | работа Радищева

В России: образование и социальные перемены в XVIII веке

в 1790 году Александра Радищева Путешествие из Петербурга в Москву . В нем Радищев изобразил социальные условия такими, какими он их видел, в частности, расчеловечивание крепостных и развращение их господ, предупредив, что это угрожает стабильности существующего порядка. Возмущенная книгой, Кэтрин…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность»:1},»imarsData»:{«HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»,»INFINITE_SCROLL»:»»},»npsAdditionalContents»: {},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,» infinScrollList»:[{«p»:1,»t»:306774}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:306774,»title»:»Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», «url»:»https://www.

britannica.com/topic/A-Journey-from-St-Petersburg-to-Moscow»,»description»:»Александр Николаевич Радищев: …из Петербурга в Москву (1790; Путешествие из Петербурга в Москву), в которой он собрал в рамках воображаемого путешествия все увиденные им примеры социальной несправедливости, убогости и жестокости. Несмотря на то, что книга была обвинением крепостничества, самодержавия и цензуры, Радищев предназначал ее для…»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Путешествие из Петербурга в Москву»,»metaDescription»:»Другое статьи, где обсуждается «Путешествие из Петербурга в Москву»: Александр Николаевич Радищев: …из Петербурга в Москву (1790; Путешествие из Петербурга в Москву), в которой он собрал в рамках воображаемого путешествия все увиденные им примеры социальной несправедливости, убогости и жестокости. Несмотря на то, что книга была обвинением в крепостном праве, самодержавии и цензуре, Радищев предназначал ее для…»,»идентификаторHtml»:»произведение Радищева»,»идентификаторТекст»:»произведение Радищева»,»alternateTitles»:»Путешествие из Петербурга в Москве», «topicClass»: «topic», «topicKey»: «Путешествие-из-Санкт-Петербурга в Москву», «articleContentType»: «INDEX», «ppTecType»: «THING»,» gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/topic/Путешествие-из-Санкт-Петербурга-Москвы»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/306774/ «},»topicLink»:{«title»:»Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»,»url»:»https://www.
britannica.com/topic/A-Journey-from-St-Petersburg- to-Moscow»},»tocPanel»:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»References»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:null,»citationInfo «:null,»websites»:null,»freeTopicReason»:»TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»авторы»:null,»keywords «:»Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву»,»wordcount»:0,»url»:»https://www.britannica.com/topic/A-Путешествие-из-Санкт-Петербурга-в-Москву» ,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, в которых обсуждается Путешествие из Петербурга в Москву: Александр Николаевич Радищев: …из Петербурга в Москву (1790; Путешествие из Петербурга в Москву), в которой он собрал в рамках воображаемого путешествия все увиденные им примеры социальной несправедливости, убогости и жестокости. Хотя книга и была обличением крепостничества, самодержавия и цензуры, Радищев предназначал ее для…»},»initialLoad»:true}

обсуждается в биографии

  • У Александра Николаевича Радищева

    …из Петербурга в Москву (1790; Путешествие из Петербурга в Москву ), в котором он собрал в рамках воображаемого путешествия все увиденные им примеры социальной несправедливости, убогости и жестокости. Хотя книга представляла собой обвинительный акт против крепостничества, самодержавия и цензуры, Радищев предназначал ее для… Путешествие из Петербурга в Москву . В нем Радищев изобразил социальные условия такими, какими он их видел, в частности, расчеловечивание крепостных и развращение их господ, предупредив, что это угрожает стабильности существующего порядка. Разгневанная книгой, Кэтрин…

    Подробнее

Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву – Harvard Review

Перейти к содержимому Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву

Издательство Колумбийского университета, 2020 г.

Александра Радищева, перевод Эндрю Кана и Ирины Рейфман.

рецензия Хелен Штур-Роммерейм. между двумя блестящими центрами Российской империи конца восемнадцатого века, это не сборник этнографических наблюдений. Вместо этого читатели путешествуют по тщательно продуманным размышлениям об идеалах Просвещения о равенстве, справедливости и прогрессе. Самая известная работа карьерного государственного служащего, который также писал стихи, научно-популярную литературу и философию, sui generis Путешествие коллажирует монологи попутчиков, найденные тексты, описывающие утопические социальные реформы, и сюрреалистические сновидения, чтобы обвинить российское общество времен правления Екатерины Великой, особенно за его зависимость от труда крепостных крестьян.

Наглый текст принес его автору смертный приговор, позже замененный пожизненной ссылкой, хотя Радищев, возможно, не ожидал столь сурового ответа. С момента вступления на престол в 1762 году Екатерина позиционировала себя как идеальную просвещенную самодержицу. Однако фактическое свержение французской монархии охладило ее прогрессивный пыл, и выбор Радищева был неудачным. Его

«Путешествие » не печаталось цензурой на протяжении всего девятнадцатого века, но после большевистской революции его автор был освящен как первый русский мученик-антимонархист.

Несмотря на историческую значимость книги, она практически неизвестна за пределами русистики. Одна из причин заключается в том, что его, как известно, трудно читать по-русски, поскольку он написан иногда намеренно архаичным языком со сложным синтаксисом и предложениями длиной в страницу. Предыдущий английский перевод, опубликованный в 1958 воспроизводит всю эту неуклюжесть, но не стиль. В этом новом переводе Ирины Рейфман и Эндрю Кана окольные обороты Радищева впервые представлены на идиосинкразическом, но в высшей степени удобочитаемом английском языке.

Признание непрозрачности прозы Радищева как целенаправленного стилистического выбора, как это делают Рейфман и Кан в своем превосходном вступлении, не только делает текст вновь доступным для широкого круга читателей; также крайне важно понять его значение.

Путешествие начинается с откровения: «Я почувствовал в себе достаточно сил, чтобы сопротивляться заблуждению; и — невыразимая радость! — я почувствовал, что у каждого есть возможность участвовать в делании добра для равных себе». Это одновременно и отправная, и конечная точка: последующее повествование стремится вызвать у читателя такое же откровение, но это потребует от читателя некоторой работы. На протяжении Путешествия , когда появляются физическая красота, социальная гармония и материальное убранство, они почти всегда оказываются иллюзорными. Эти внешние атрибуты затемняют основное равенство всех людей и, следовательно, моральное уродство крепостничества. Читатели должны прийти к тому, чтобы почувствовать это моральное возмущение нутром в себе — что всякое удовольствие и привилегия, которыми пользуется дворянский класс, есть, в сущности, питье «крестьянских слез», — а не просто знать это своим разумом.

Радищев хочет, чтобы его читатель попробовал соль на вкус.

Путешествие рассказчика происходит как в его душе, так и в физическом пространстве. В ранней главе рассказчику снится, что он великий правитель, окруженный нарядами и льстивыми подданными. К нему приходит старуха; она «Прямая провидица и офтальмолог». Она лечит его «катаракту» и трансформирует его восприятие. Король понимает, что буквально покрыт гнилью: «На пальцах я видел остатки человеческого мозга, ноги стояли в грязи. Те, кто стоял вокруг меня, выглядели еще более мерзкими. Все их внутренности казались черными и сожженными тусклым пламенем ненасытности». Путевые заметки Радищева призваны служить сывороткой правды наподобие того, что подает Провидец. Его читатели будут бороться, чтобы понять это, но в том-то и дело: благодаря борьбе истина будет ощущаться, а не приниматься за очередную иллюзорную поверхность. По пробуждении у рассказчика есть послание для «правителей мира»: «если, читая мой сон, вы саркастически улыбнетесь или нахмурите лоб, знайте: женщина-странница, которую я видел, улетела далеко от вас и чуждается вашего дворца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *