Футуризм как литературное направление: «Футури́зм» — происхождение и значение слова

Содержание

Презентация — Футуризм — литературное направление (22 слайда)

Слайд 1

Презентация урока на тему: «Футуризм – литературное направление» 11 класс
Учитель русского языка и литературы: Шубунова В. И.
Санкт-Петербург 2014 г.

Слайд 2

Цель урока:
познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения футуризма; раскрыть историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; показать значение футуризма для развития русской литературы XX века; познакомиться с представителями этого литературного направления.

Слайд 3

Футуризм — (итал. futurismo от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение 1910-х – начала 1920-х ХХв., наиболее полно проявившееся в Италии и России. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, музыке.

Слайд 4

Зарождение футуризма
Родина футуризма – Италия День рождения футуризма — 20 февраля 1909 года Теоретик и основоположник футуризма – Филиппо Томазо Маринетти

Слайд 5

Ф. Т. Маринетти (1876 — 1944)
«Поднимите голову! Гордо расправив плечи, Мы стоим на вершине мира И вновь бросаем вызов звездам!»
Из «Манифеста футуризма»

Слайд 6

Слайд 7

Русский футуризм
В России футуризм появился в живописи
Казимир Малевич, 1914
Н. Гончарова «Велосипедист»

Слайд 8

Из первого манифеста русского футуризма «Пощечина общественному вкусу»
«Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности». Стремясь создать «искусство будущего», футуристы декларировали отрицание традиционной культуры, культивировали эстетику урбанизма и машинной индустрии.

Слайд 9

Слайд 10

Группы:
1. Кубофутуризм 2. Эгофутуризм 3. «Центрифуга» 4. «Мезонин поэзии»
Зарождение новой поэзии…
Согласно представлениям футуристов, поэзия должна вырваться из книжной темницы и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, использование более причудливых рифм, форсированная инструментовка. С этим связана и активная речевая перестройка речетворчества футуристов, использование элементов народной лубочной частушечной поэзии, поэтической рекламы, фольклорных заговоров. В этом соединении самых противоречивых элементов проявилась эстетическое бунтарство футуристов.

Слайд 11

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУБОФУТУРИЗМА
Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, А.Е. Крученых, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, которые в своей программе считали главным – новое отношение к слову, как к материалу, из которого строится стихотворение. Слово у кубофутуристов делилось на части, «разрубалось», появлялись такие стихи: Дыр, бул, щил, Уберщур Скум Вы со бу, Р л за. (А. Крученых)
Футуристы А. Крученых, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Бурлюк, Б. Лифшиц Петербург, 1912 (слева направо)

Слайд 12

Велимир Хлебников создаёт теорию «заумного языка» и пишет стихи, создавая новые слова…
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи–гзи–гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо. (1909 г.)

Слайд 13

В.В. Маяковский переносит в поэзию принципы кубистической живописи с пересечением плоскостей, разложением предметов на геометрические фигуры:
У – лица, Лица У
Догов Годов резче
Через Железных коней…
В. Хлебников писал: «Если мы имеем пару таких слов, как двор и твор, и знаем о слове дворяне, мы можем построить слово творяне – творцы жизни… Слову ветер отвечает петер от глагола петь: это ветра ласковый петер…»
Н. Гончарова «Аэроплан над городом», 1913 г.

Слайд 14

ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЭГОФУТУРИЗМА
И.В. Северянин, К.К. Олимпов, И.В. Игнатьев, В.И. Гнедов, Г.В. Иванов, Грааль-Апрельский Считали, что «Я»,… эгофутуризм – непрестанное устремление каждого эгоиста к достижению возможностей будущего в настоящем. Эти мотивы соединялись с прославлением цивилизации – города, электричества, фабрик, машин. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Эгоизм – это индивидуализация, осознание, Преклонение и восхваление «Я».
И.В. Северянин

Слайд 15

Представители «ЦЕНТРИФУГА»
Н.Н. Асеев, Б.Л. Пастернак, С.П. Бобров, Божидар (Б. Гордеев) объединились вокруг издательства «Центрифуга». Эти поэты своеобразно сочетали традиции лирики XIX века с новаторскими достижениями кубофутуризма. Активный период деятельности длился до 1917 года.
Б.Л. Пастернак

Слайд 16

Основные черты футуризма:
разрыв с традиционной культурой; стихийное ощущение «неизбежности крушения старья»; стремление передать хаотический пульс жизни, мгновенной смены событий – переживаний; словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.

Слайд 17

Задание:
— Найдите черты футуризма в стихотворении В.В. Маяковского «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Слайд 18

Поверь себя! Что вы узнали о футуризме? Назовите представителей футуризма. В чём отличие футуризма от символизма и акмеизма? Какие черты характерны для футуризму?

Слайд 19

«Чужие образцы…»

Слайд 20

Джакомо Балла «Уличный фонарь», 1910-1911
Футуризм в живописи

Слайд 21

Запишите вывод
1. Корни русского футуризма как мировоззрения восходят к европейскому, и в частности, итальянскому футуризму, но при этом эти направления различны. 2. Для раннего русского футуризма основной характерной чертой стал эпатаж, возведенный до уровня мировоззренческой программы. 3. В поэтическом плане творчество футуристов значительно отличалось от всех существующих в то время поэтических течений, Для него характерны: словотворчество, отрицание синтаксиса как такового, новые формы построения поэтического текста.

Слайд 22

Источники:
Электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература» Библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс» ИИСС «Серебряный век» ЦОР «Русская художественная культура» 10-11 кл. 11 кл. Рапацкая Л.А. Соавтор — Кащеева Анастасия https://ru.wikipedia.org/wiki/Кубофутуризм Iteratura5.narod.ru/kubofuturizm.html dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/2509/Кубофутуристы Кубофутуристы — Своебразие русского футуризма futurismrus.narod.ru/gileya.htm
Домашнее задание
1. Чт. стр. 137-159 2. Ответить письменно по вариантам: — жизненный путь А. Ахматовой; — жизненный путь Й. Мандельштама; — жизненный путь Тэффи.

Футуризм как литературное направление

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, откуда, когда и как в России появился футуризм.

· Обозначим главные черты этого литературного направления.

· Определим, какое место занимал футуризм в литературе начала двадцатого века.

В литературе начала XX века развивалась борьба четырёх главных литературных направлений. Это символизм, акмеизм, имажинизм и футуризм, о котором мы и будем говорить на нашем уроке.

Мы уже знаем, что акмеизм возник как бунт против идей и художественных принципов символизма. А что стало толчком для появления футуризма? Тоже бунт!

Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блёсткая

аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Эти стихи написал поэт-эгофутурист Игорь Северянин. Уже по этим строкам видно, что в своём стремлении бунтовать футуристы зашли гораздо дальше акмеистов. Футуристы отрицали всю классическую мировую культуру. Это кажется странным, но футуризм как культурное явление был антикультурным.

Как и большая часть литературных течений, футуризм пришёл в русскую литературу из Европы. Отцом этого направления называют итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти. 20 февраля 1909 года на страницах парижской газеты «Фигаро» Маринетти опубликовал статью под названием «Обоснование и манифест футуризма». Эту дату и считают днём рождения футуризма.

Сам термин «футуризм» образован от латинского слова

«futurum» ‒ будущее. И в нём содержится основная идея футуризма – устремлённость в будущее и отрицание прошлого. Сравните. Акмеисты хотели разорвать мистическую пелену символизма, чтобы смотреть на мир ясным взглядом и воспевать его естественную красоту, приумножая сокровища мировой культуры. Футуристы в своём радикализме призывали уничтожить старую, отжившую своё культуру. А потом создать культуру новую, которая будет соответствовать современной эпохе.

В своём манифесте Маринетти прямо говорил об «антикультурной, антиэстетической, антифилософской» направленности футуризма. Историческая задача футуризма, которую провозгласил Маринетти, звучит ещё более вызывающе: «ежедневно плевать на алтарь искусства»!

Чем же классическое искусство не устраивало Филиппо Маринетти и его последователей? Футуристы считали «старое» искусство слишком пассивным и статичным, неспособным отражать новую реальность.

«Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живём в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость», ‒ писал Маринетти в манифесте.

Что должно воспевать новое искусство? Скорость, технический прогресс, индустриализацию, сильную личность, агрессию и войну. «Не существует красоты вне борьбы. Нет шедевров без агрессивности!»

Футуризм очень быстро распространился по всей Европе и проник в России. Уже в 1910 году появился первый сборник русских футуристов творческой группы под названием «будлетяне». В эту группу входили Давид Бурлюк, Василий Каменский и Велимир Хлебников. Результат своего коллективного творчества они назвали «Садок Судей».

И на первых же страницах сборника поместили программные заявления нового литературного течения.

Футуристы призывали разрушить синтаксис и грамматику:

«– Мы перестали рассматривать словопостроение и словопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в буквах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.

– Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание.

– Нами уничтожены знаки препинания…»

Правила стихосложения тоже отправлялись на свалку истории. Футуристы называли себя новыми людьми новой жизни.

В сборнике не было оглавления, заглавия и имена авторов располагались на полях в виде ремарок. Стихи и прозу печатали единым потоком. Кроме того, футуристы за семь лет до реформы русского алфавита отказались от некоторых букв: ять, ижица, фита.

Так что в этом сборнике вызывающим было абсолютно всё, в том числе и рисунки.

Кстати, тесную связь литературы и живописи считают одной из главных особенностей русского футуризма. Как художники прославились Велимир Хлебников, братья Давид и Владимир Бурлюки. И конечно же, Владимир Маяковский. Кроме того, футуристы снимали фильмы, ставили оперы и спектакли, самостоятельно создавая для них всё, от текстов до декораций и музыки.

Стремление эпатировать публику ‒ важная черта русского футуризма. Причём делали это футуристы всеми возможными способами: выступали с раскрашенными лицами и в провокационной одежде. Вспомним легендарную жёлтую блузу Маяковского или пучок редиски и ложки вместо бутоньерок на пиджаках «будлетян». Давид Бурлюк часто носил с собой повсюду гантели, а Василий Каменский – диванную подушку, которую вешал себе на шею с помощью шнура. Во время выступления футуристы могли даже выплеснуть в публику остатки чая.

Основной манифест русских футуристов так и назывался «Пощёчина общественному вкусу».

Именно в нём содержался знаменитый призыв «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности». Этот манифест тоже написали «будлетяне»: Алексей Крученых, братья Бурлюки, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Василий Каменский. Они образовали общество «Гилея» и стали, пожалуй, самой влиятельной группой русского футуризма.

Стоит помнить, что футуризм в России не был монолитным направлением, как акмеизм или имажинизм. Существовало множество направлений футуризма, которые выдвигали свои эстетические принципы как единственно верные. А обществ и объединений футуристов было просто бесчисленное множество. Но самых значимых течений футуризма насчитывают три. Это кубофутуристы, эгофутуристы и группа «Центрифуга».

Первое течение – это кубофутуристы из группы «Гилея», которые и стали первыми русскими футуристами. Братья Бурлюки, Алексей Кручёных, Василий Каменский, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский и другие. В центре внимания кубофутуристов были языковые эксперименты.

Новому времени нужна новая культура, а новой культуре – новый язык.

Кубофутуристы стремились освободить слова из плена ассоциаций и смыслов. В этом они зашли гораздо дальше акмеистов, отбросив и содержание слова. Главным кубофутуристы сделали звучание и форму слова. Будлетяне стремились изменить синтаксис. Например, Давид Бурлюк отказывался от предлогов. Кубофутуристы ломали ритм и рифму, изобретали неологизмы. Иногда тексты они печатали, комбинируя разные шрифты и располагая слова вкривь и вкось, а то и вовсе переворачивая.

Пожалуй, одним из самых ярких примеров кубофутуризма можно назвать «заумь» Алексея Кручёных и Велимира Хлебникова.

В стихах это выражалось так:

Сияющая вольза

Желаемых ресниц

И ласковая дольза

Ласкающих десниц.

Чезори голубые

И нрови своенравия.

О, мраво! Моя моролева,

На озере синем мороль.

Ничтрусы туда!

Где плачет зороль.

Кубофутуристы воспевали индустриализацию и прогресс. Кроме того, они декларировали искусство для широких народных масс и приветствовали революцию. Именно кубофутуристы создали знаменитый ЛЕФ ‒ «Левый фронт искусств», из которого выросла новая, советская литература.

Ещё одним значимым направлением футуризма был эгофутуризм. Основателем и лидером этого движения стал поэт Игорь Северянин, возглавивший «Ассоциацию эгофутуристов» в Петербурге. В неё входили поэты Иван Игнатьев, Константин Олимпов и Георгий Иванов. Вскоре появилось и московское крыло эгофутуристов. Их общество получило название «Мезонин поэзии». Московские эгофутуристы Вадим Шершеневич и Рюрик Ивнев сейчас более известны как главные поэты имажинизма.

Эгофутуристы провозгласили идею «вселенского эгоизма». Главным для них стало самоутверждение личности. Эгофутуризм в поисках нового не отвергал старое. Зато категорически отвергал «заумь», выступая за осмысленные неологизмы.

Я соловей! на что мне критик

Со всей небожностью своей?

Ищи, свинья, услад в корыте,

А не в руладах из ветвей!

Я соловей, и, кроме песен,

Нет пользы от меня иной.

Я так бессмысленно чудесен,

Что Смысл склонился предо мной!

Писал Игорь Северянин в стихотворении «Интродукция».

Внятной программы у эгофутуристов не было, поэтому просуществовал он недолго. Большая часть поэтов переходила в другие литературные течения, разочаровавшись в идее вселенского эго.

Группу «Центрифуга» можно назвать наименее радикальной из всех направлений в русском футуризме. Сергей. Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак и другие выступали против культурного нигилизма.

По их мнению, искусство призвано превращать временное в вечное. Поэтические средства не нуждаются в пересоздании, их достаточно обновить, обогатить опыт прошлых поколений.

Ещё одним отличием от кубофутуризма было то, что поэты «Центрифуги» предпочитали работать с синтаксисом, интонацией и ритмом, а не со словом. Экспериментируя, поэты «Центрифуги» опирались на традиции.

В качестве примера возьмём «Определение поэзии» Бориса Пастернака.

Это круто налившийся свист,

Это щёлканье сдавленных льдинок,

Это ночь, леденящая лист,

Это двух соловьёв поединок.

Это сладкий заглохший горох,

Это слезы вселенной в лопатках,

Это с пультов и с флейт Фигаро

Низвергается градом на грядку.

«Центрифуга» просуществовала до конца 1917 года. Её называли самой «интеллигентской» и «филологической» из футуристических объединений. А история доказала идейную правоту «Центрифуги». Футуристы не смогли уничтожить старую культуру и создать абсолютно новую. Но безусловно они внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

Из-за отсутствия единой программы и взглядов на искусства и раздробленности футуристов, кризис этого движения наметился уже в 1915 году. Максим Горький тогда написал: «Русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский».

Окончательно движение футуристов угасло к 1921 году. Футуризм исчез вместе с Серебряным веком русской поэзии.

Историк и критик Вячеслав Павлович Полонский так писал о важности бунта футуристов: «Человеческая мысль, как правило, предпочитает двигаться по проторённым путям, по гладко укатанной дороге. Закон экономии сил и средств заставляет людей идти по путям наименьшего сопротивления. Но если бы этот закон сделался господствующим в искусстве – развитие искусства остановилось бы».

CEEOL — Детали статьи

Файлы cookie помогают нам предоставлять наши услуги. Используя наши услуги, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie. Узнать больше.

СодержаниеИмя автораНазвание серииНазвание журналаНазвание книгиИздательКлючевые словаISBNISSN Расширенный поиск

Автор(ы): Вирве Сарапик
Тема(ы): Литературные тексты
Издатель: Tartu Ülikooli Kirjastus

Summary/Abstract: Прежде всего хотелось бы отметить, что понятие футуризма (или, точнее, антифутуризма) в названии не относится к детерминированному культурному феномену как таковому, возникшему в Италии. и России перед Первой мировой войной, а не к некоторым ее характерным аспектам. К ним относятся его ориентация на будущее и существенная связь с современной городской культурой, промышленностью и технологиями. В искусстве и литературе, а также в деятельности футуристов футуризм иногда приобретал довольно причудливые формы, которые привлекали внимание и вызывали отпор, и поэтому часто игнорировалась гармоничная связь между высокой культурой и техникой.

  • Детали
  • Содержимое

Журнал: Interlitteraria

  • Выпуск Год: XIV/2009
  • 1
  • . Английский

Обратно к списку

Родственный контент

Проблема титров в живописи Проблема титров в живописи. 1999 Сиссеюхатус Введение 2004 Пилт, искусство и текст (сиссеюхатават) Изображение, искусство и текст 2004 Дивная новая Эстония, или Пишем мир искусства (краткое содержание) Дивная новая Эстония, или Пишем мир искусства 2007 Hea uus Eesti ehk kunstiilma kirjutamine Дивная новая Эстония, или Пишем мир искусства 2007

Движение русского футуризма Обзор | TheArtStory.

гибкий, приспособленный для различных художников и практик в течение периода, примерно датируемого 19 г.С 12 по 1916 г. В Санкт-Петербурге и в Москве сформировались отдельные коллективы русских футуристов, которые издавали журналы, организовывали дебаты и курировали выставки своих работ. Люди, практикующие футуристы (будь то самоидентифицированные или идентифицированные как таковые критиками и прессой), разделяли страсть к исследованию новых способов выражения в поэзии, изобразительном искусстве, музыке и перформансе, а также разрушали различия между этими средами.

Черпая влияние Запада и смешивая его со своим собственным русским наследием, футуристы прославляли новые концепции в психологии, теории цвета и лингвистике. Одним из их самых необычных элементов был скрытый архаизм или привязанность к русским традициям, несмотря на подавляющую ориентацию на новые технологии и формы. События Первой мировой войны заставили многих художников искать новый глубокий смысл для своих работ, и футуристская жилка вскоре переросла (или была вытеснена) в такие движения, как супрематизм и конструктивизм. Возможно, из-за того, что русский футуризм изначально возник как преимущественно литературное течение, некоторые из его самых потрясающих и оригинальных произведений представляют собой экспериментальные книги. Это сотрудничество между поэтами и художниками предлагает наиболее характерное наследие, которое можно проследить в произведениях саунд-поэзии середины века и концептуальном искусстве.

Удалить рекламу

Основные идеи и достижения

  • Русский футуризм отказался от традиционных художественных методов, предложив новый визуальный и лингвистический словарь для современного опыта. В своем самом известном манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.) футуристы провозгласили, что «только мы являемся лицом нашего времени» и заявили о «непреодолимой ненависти к языку, существовавшему до [нас]».
  • Они восприняли (и неизбежно романтизировали) признаки «нового»: науку, технологии, изобретения и скорость. Это были общие символы современности, но также и новой России, выпрыгнувшей из аграрного прошлого в промышленную и политическую революцию.
  • Хотя русские футуристы яростно отвергали прошлое, они прославляли традиционное русское наследие, включая аспекты народной жизни и религии. Они опирались на широкий спектр русских «примитивных» форм искусства — религиозные иконы и гравюры на дереве, древнюю языческую скульптуру, народное искусство и костюмы — которые они переводили во все более чистые цвета и абстрактные формы.
  • Одними из самых влиятельных и плодовитых русских футуристов были женщины. Художники, в том числе Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова и Мария Синякова, играли заметную и центральную роль в художественном движении. Многие из этих женщин путешествовали или жили за пределами России, где новые идеи о равенстве процветали в международных и космополитических городах, таких как Париж и Берлин.
  • Русские футуристы были настроены против истеблишмента, но не имели единой политической программы. Лев Троцкий позже назвал их «кафе-артистами буржуазии », хотя он думал, что они уловили «ритмы движения, действия, нападения и разрушения, которые были еще неясны» в дореволюционный период.

Убрать рекламу

Произведения и художники русского футуризма

Развитие искусства

Изображения

1907-08

Сенокосы

Художник: Наталья Гончарова

По сюжету и стилю картина Сенокосы характерна для неопримитивизма, за который выступала Гончарова и многие ее современники, в том числе Ларионов и Марк Шагал. На картине рабочие, косящие сено, изображены с нарочито детской рукой и простой современной цветовой палитрой. Гончарова отказалась от реалистичной перспективы и пропорций, нарисовав рабочих на переднем плане намного меньше, чем крестьянина с косой на среднем плане. Этот выбор способствует прочной связи между рабочими и пшеницей, стоящей за ними. Судя по их росту, осанке и даже цвету кожи, они сделаны из того же вещества, что и сено.

Острое ощущение движения создается на картине множеством противоположных диагоналей: коса, тела рабочих и пшеница, дорога, по которой двигаются лошадь и повозка, уводят взгляд зрителя в разные стороны. Гончарова объединила эти элементы с героическим размахом центральной крестьянки, чтобы создать сцену, в которой батраки неразрывно связаны с землей. Вместо того, чтобы изображать незападные «примитивные» культуры Африки, Азии или островов Тихого океана, неопримитивисты Сенокосы прославляют традиционную русскую культуру и укрепляют фундаментальную ценность крестьянина в российском обществе. Таким образом, неопримитивизм знаменует собой важный, специфически русский, отход от аналогичных стилей в Западной Европе.

1912

Игра в аду

Художники: Наталья Гончарова, Велимир Хлебников, Алексей Крученых

Игра в аду — пример амбициозного футуристического сотрудничества между писателями и художниками. Напечатанная полностью с помощью литографии, включая рукописный текст, книга представляет собой авангардное издательское дело во всей его красе. Отбросив традиционное разделение текста и образа, экспериментальный язык поэмы Хлевникова и Кручёных сливается со смелыми образами Гончаровой в непосредственном, синтетическом изложении. Изображение дьявола Гончаровой можно интерпретировать как светскую игру с русскими иконами и другими религиозными изображениями, но в особенно футуристическом жесте ее использование традиционной русской иконографии остается двусмысленным и в равной степени может быть истолковано как дань уважения народному творчеству ее Родина. Этот захватывающий союз между современной литературой и изобразительным искусством будет продолжать развиваться в России и других странах как ранние примеры того, что мы сейчас называем «мультимедийным» искусством.

Изображения искусства

1913

Dyr Bul Shchyl

Художник: Alexei Kruchenykh

Dyr Bul Shchyl был первым самопровозглашенным Zaum Poem, опубликованная как часть Kruchenykh’s Kook’s Pomada, Pomadadshida Pomadste04, опубликованная как часть Kruchenyks’s Kook’s Pomadadykh’s . проиллюстрировано простыми литографиями его другом Михаилом Ларионовым. Zaum — составное слово, которое лучше всего выражается в английском языке как «заумный» или «запредельный». Его бессмысленные слова и буквы произвольны, лишены смысла. В результате получается литературное произведение, последствия которого не может предвидеть даже его автор. Каждый раз буквы zaum читаются или произносятся, они приобретают разное звучание или значение для читателя, а также для любого слушателя. Таково было истинное намерение языка zaum : быть надрациональным, превзойти мелочность логического мышления и вместо этого существовать на более высоком плане творчества, вплоть до того, что быть вне досягаемости его автора.

Не менее важным, чем творчество автора стихотворения, было творчество его читателя. Полностью без формальных правил, zaum Практикующие считали, что этот «язык» универсален для всех людей, таким образом преодолевая препятствия, присущие языкам, которые необходимо переводить и транскрибировать, чтобы достичь понимания и оценки. Стремление Крученых к основным абстрактным строительным блокам языка было отражено художниками-футуристами, чьи работы также становились все более абстрактными. Zaum менее известен, чем аналогичные языковые эксперименты движения дадаистов, хотя дадаисты приветствовали недопонимание и несостоятельность языка.

1913

Велосипедист

Художник: Наталья Гончарова

Несмотря на известное значение в истории русского искусства, эта сцена Гончаровой является чем-то вроде аномалии среди русских футуристических картин, учитывая ее изображение действия движения — подход обычно встречается только в работах итальянских футуристов. В этой работе западный акцент на движении сочетается с отчетливо русским акцентом на языке. На холсте запечатлены фрагменты слов, обозначающих витрины магазинов, мимо которых проезжает велосипедист, — шелк, нитки, шляпы и прочее. Однако велосипедист, кажется, игнорирует эти дорогие товары, упрямо крутя педали; его даже направляет туда, откуда он пришел, большая рука, указывающая позади него. Его трудное путешествие по мощеным улицам отражается в его теле, и картина становится скорее комментарием к состоянию рабочего состояния, чем прославлением современного передвижения. Хотя политический аспект картины похож на некоторые из более ранних работ Гончаровой, ее отличает покадровое изображение движения. Он существует между ними; ни итальянский футуризм, ни строго русский, он как бы улавливает конфликт двух течений.

1913

Голова быка

Художник: Михаил Ларионов

На этой типично лучистской картине голова быка преломлена и разъединена; глаза животного уменьшены до отражающих стекол, а его рот открыт, из-за чего его челюсть замерзает в середине жевания. Композиция изолирует его голову, оставляя действие и преломление света вокруг лица единственным предметом картины. Мы не только видим множество ракурсов на этом изображении, но также можем видеть текущие движения животного (в движении его челюсти) одновременно с его потенциальным движением, демонстрируемым наклонными диагональными линиями, которые преобладают на изображении.

Хотя лучистский манифест Ларионова 1913 года решительно осуждал Запад, лучизм был, пожалуй, ближайшим русским родственником итальянского футуризма, сочетая итальянское изображение движения с кубистским многоплоскостным анализом объектов. Действительно, Ларионов и Гончарова были среди художников русского авангарда, имевших самую непосредственную связь с Западом; они оба бегло говорили по-французски и в конце концов эмигрировали в Париж в 1914 году. Их отъезд из России ознаменовал конец лучистского движения; хотя другие художники подписали соответствующий манифест, Ларионов и Гончарова были основными приверженцами этого визуального стиля, и он представлял собой кульминацию их достижений в довоенной России.

1913

Корова и скрипка

Художник: Казимир Малевич. начало 1910-х годов. Алогизм сосредоточен на полном изменении логики, на которую обычно полагаются при чтении картины; по его обратным правилам корова и скрипка, которые доминируют на этой картине, были выбраны исключительно потому, что они не имеют ничего общего друг с другом. Точно так же (относительно) реалистично изображенная корова подрывает кубизм фона, указывая на стилистическую и повествовательную абсурдность. Надпись Малевича на реверсе гласит: «Алогическое сопоставление двух форм «скрипка и корова» как элемент борьбы с логикой, натурализмом, мещанским смыслом и предрассудком» — художник намеренно разрывает попытку зрителя примирить два объекта. . Эта картина, выполненная на переработанной столешнице, а не на новом дорогом холсте, отражает борьбу художника с затратами на его ремесло, а также служит точным комментарием к традициям и материалам изобразительного искусства и современной живописи.

1913

Победа над Солнцем

Художники: Алексей Крученых, Михаил Матюшин, Казимир Малевич

Эта кубофутуристская опера, исполненная в декабре 1913 года для петербургской публики, произвела на публику шокирующее зрелище. Его сюжетная линия следует за действиями людей будущего, которые захватывают солнце, представляющее декадентское прошлое. Они срывают его с неба и запирают в бетонном ящике перед похоронами, завоевывая мир природы с помощью технологий. Сценарий, написанный в основном Алексеем Крученых, в значительной степени опирался на использование zaum , бессмысленный язык, часто используемый русскими футуристами как способ выражения, выходящий за рамки ограничений обычной речи. Костюмы, разработанные Казимиром Малевичем, превратили актеров в строгие, ярко раскрашенные геометрические фигуры на черно-белых фонах, некоторые из которых по своей простоте граничили с абстракцией. Бурная музыка, написанная Михаилом Матюшиным, была сыграна на расстроенном фортепиано и исполнена любителями.

Спектакль, полностью призванный шокировать зрителей, является образцовым выражением довоенного русского художественного мира на изломе, полностью отвергающего прошлое и всем сердцем устремляющегося в будущее. Выступления в шоу, вероятно, представляли собой самое широкое знакомство публики с заум язык. Значение для карьеры Малевича невозможно переоценить; впервые он был не только простым участником группы, но и неотъемлемой частью совместного мультимедийного трио. Благодаря этому сотрудничеству Малевич смог найти свой собственный уникальный голос, который вскоре превратился в его собственное движение супрематизма.


Убрать рекламу

Начало русского футуризма

Формирование группы Early Hylaea

19 декабря11 ноября художник и поэт Давид Бурлюк и его братья Владимир и Николай отправились в загородный дом, где прошло их детство, чтобы провести рождественские каникулы. За несколько месяцев до этого праздника их познакомили с работами Пабло Пикассо, а непосредственно перед отъездом им вручили фотографию одной из его недавних картин из Парижа — кубистское исследование человеческой фигуры. Стремясь исследовать это новое влияние, оказавшись дома, братья штамповали холст за холстом, экспериментируя с несколькими перспективами, сглаживая объекты в плоскости и используя причудливые цветовые комбинации в поисках чего-то нового. Бенедикт Лившиц, писатель и недавний знакомый братьев, также был приглашен присоединиться к ним в их путешествии, и он тоже упивался безумием художественных экспериментов, создавая страницу за страницей прозы, исследуя новые ритмы в том, что он считал нужным. быть прямым переводом кубизма на русский язык. Вместе они вчетвером основали новую группу под названием «Hylaea» и объединились, чтобы достичь чего-то совершенно нового в искусстве. Выбранное ими название напоминало о путешествии Геракла и Скифской империи русских степей, подчеркивая склонность группы к примитивным формам, а иногда и к ярким цветам, отличающимся от приглушенной палитры кубистического направления. Это также отражало гордое внимание к наследию участников, примитивному искусству их предков и внутренней работе их языка. Вскоре к коллективу присоединились другие художники и писатели, такие как Владимир Маяковский, Алексей Крученых и Велимир Хлебников. Их будут называть гилейцами за два года до того, как пресса применит к ним термин «футуристы».

Рост в Москве и Санкт-Петербурге

К моменту основания Гилеи уже существовали две группы художников-единомышленников, которые регулярно выставляли свои работы за пределами академии: «Бубновый валет» в Москве и Союз молодежи В Санкт-Петербурге. Участники этих выставок быстро восприняли идеи гилеян (которые сами уже были связаны с этими выставочными обществами), и авангард расцвел под влиянием этих и многих других новых концепций в начале 19 века.10 с. Исследуя свои собственные исторические корни и сочетая их с новыми влияниями Запада, а также с современной философией, теорией цвета и лингвистикой, целью русского авангарда в то время было совершить подлинный разрыв с буржуазным прошлым академической науки. искусство. Эксперименты не ограничивались холстом, но также исследовались на сцене, в публичных дебатах и ​​особенно на письменной странице. Футуристы в дальнейшем внедряли свои идеалы в свою повседневную жизнь, вынося свое искусство на улицы. Они прославились диким поведением на публике: носили одежду диковинных цветов или раскрашивали лица символами, линиями и даже портретами. В манифесте «Почему мы красимся» (1913) Михаил Ларионов и Илья Зданевич объясняли: «Мы присоединили искусство к жизни… мы громко призвали жизнь, и жизнь вторглась в искусство… Раскрашивание наших лиц есть начало нашествия».

Различные мнения

К 1912 году в этих группах появились осколки, поскольку некоторые художники выбрали свой собственный путь. Несмотря на то, что они сосредоточили свое внимание на своем собственном русском культурном, визуальном и языковом наследии для вдохновения, гилейцы также с радостью ассимилировали западные тенденции в своей работе. Другие художники-авангардисты, такие как Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, с другой стороны, выступали против новизны кубизма, утверждая, что такие формы уже были исследованы в античном искусстве. По их мнению, примитивные формы и приемы русского народного творчества несли достаточно вдохновения, и не было причин смотреть на Запад как на путеводную звезду; Россия была вполне способна определить свой собственный авангард. Так родился в 1912 еще одна группа, названная «Ослиный хвост», которая утверждала, что смотрит внутрь России, а не вовне, на Запад (в частности, Францию), для генезиса своих концепций и экспериментов.

Поэзия и язык

Важной для футуристической среды была концепция прямого сотрудничества между визуальными художниками и писателями, которая привела к выпуску большого количества иллюстрированных сборников стихов и стихов. Они печатались и производились вручную, финансировались, публиковались и рекламировались через лиц, близких к кругу футуристов, или самих футуристов. Подобно тому, как многие художники-футуристы начали вставлять фрагменты текста в свои полотна, поэты и писатели почувствовали важность иллюстраций и визуальных стимулов для передачи замысла своей работы. Таким образом, письменный и устный язык футуристов развивался во многом рука об руку с визуальным языком их коллег. Типографские эксперименты послужили еще одним визуальным аналогом языкового взрыва, происходящего в футуристической поэзии.

Термин «русский футуризм»

С течением времени историки стали определять авангардную деятельность в России в довоенный период как «русский футуризм», но такое использование на самом деле проблематично. Это неправильно подразумевает целенаправленную связь с (более всемирно известным) футуризмом, который был родом из Италии, и, к сожалению, это недоразумение доминирует сегодня в области искусства. На самом деле большая часть ранних работ, которые мы теперь определяем как русский футуризм, была разработана совершенно независимо от итальянского футуризма. Хотя о зарождении итальянского движения сообщалось в русской печати почти сразу после его основания в 1909, усилия его художников и писателей мало интересовали их коллег в России, пока Филиппо Томмазо Маринетти не посетил Россию в 1914 году.

Удалить рекламу

неизменно использовалось как прилагательное для описания произведения искусства и было практически взаимозаменяемо с термином кубист.

Если картина отражала актуальные современные веяния из России или с Запада, журналист мог так же легко назвать ее футуристской, как кубистской или современной, и термин футуризм по сути стал синонимом авангардизма. гард в общем.

К 1913 году слова футуристы и футуризм стали использоваться некоторыми русскими художниками и писателями для описания своих собственных усилий. Вероятно, это была уступка тому факту, что именно так их работа стала известна через прессу — их собственный предпочтительный термин budetliane не получил распространения в репортажах. По большей части русские отрицали какую-либо связь с деятельностью своих итальянских современников, которые якобы действовали под той же терминологией, и никогда не объединялись в формальную группу. Однако они были дальновидными художниками, которые очень много вкладывали в будущее, и поэтому к ним, к лучшему или к худшему, применялись существующие дескрипторы футуризма. Однако важно иметь в виду, что, хотя некоторые русские художники в конце концов приняли терминологию футуризма для описания своих усилий, они по-прежнему считали свою работу совершенно отдельной от любой группы в западной среде.

Русский футуризм: концепции, стили и направления

Опора на прошлое

В начале футуристического периода подавляющее большинство авангардного русского искусства находилось под сильным влиянием исторического искусства и культуры региона, выходящего за рамки академии к оригинальным корням искусства в своем регионе. В частности, вновь и вновь обращались к изобразительным традициям икон и народному творчеству как к напоминаниям о глубоком наследии, связанном с культурой России и окружающих ее стран. Самобытный стиль русской гравюры на дереве ( lubki ) был особенно важным ориентиром. Лубки были популярным видом искусства, которым бедняки часто украшали свои дома вместо гораздо более дорогих икон, написанных вручную. Многие художники нашли большую выразительную силу в использовании упрощенных, традиционных форм и незамысловатых цветовых палитр, полагаясь на скромный, серьезный характер инстинктивного представления для решения социокультурных проблем дня. Традиционные визуальные представления в народном и религиозном искусстве изначально функционировали скорее как язык, чем как искусство, и футуристы стремились включить эту художественную честность в свои работы.

Неопримитивизм

В творчестве Натальи Гончаровой и некоторых других художников-футуристов этот ретроспективный подход стал известен как неопримитивизм. Сознательный ответ французскому примитивизму, этот метод восходит к традиционным формам искусства, одновременно опираясь на современную теорию цвета и современные подходы к созданию произведений искусства. Заметная разница между этими французскими и русскими экспериментами, однако, очевидна в самих их определениях: примитивизм очень внимательно относился к объектам и сюжетам, принадлежавшим культуре, которая была чуждой или «другой» для Запада и его французских авторов, в то время как Нео — Примитивизм был очень гордо русским по своим корням, всегда черпая вдохновение из традиционных культурных практик и тем.

Удалить рекламу

Кубофутуризм

Одним из самых популярных направлений в русском искусстве этого периода был кубофутуризм. Этот стиль разбивал сюжет и представлял движение в манере, напоминающей кубизм и итальянский футуризм, но также часто включал плоские цветовые плоскости, а также фрагменты слов и фраз, чтобы полностью представить объект или момент. В отличие от произведений кубизма, созданных в Париже, в которых часто использовалась приглушенная палитра, работы кубофутуристов, как правило, использовали широкий спектр выразительных цветов. В конце концов, этот разрыв формы и времени привел к абстрактным произведениям супрематизма и конструктивизма.

Лучизм

В 1912 году Михаил Ларионов и его партнерша Наталья Гончарова разработали стиль под названием лучизм (попеременно переводимый на английский как лучизм и лучизм). Этот визуальный подход был основан на представлении о том, что световые лучи пересекаются и преломляются вокруг объектов, иногда обнажая, а иногда затемняя или искажая изображенный объект. Лучизм был одним из наиболее ярко выраженных разделов русского футуризма, и во многих его произведениях акцент на свет, а не на освещаемый объект, выходил за рамки абстракции.

Лучизм Движение Стр.

Алогизм

Как следует из названия, алогизм был подходом, который переворачивал логику с ног на голову, удаляя смысл и тем самым значение объектов, изображенных на картине или в литературном произведении. Воздействие этих произведений было связано с борьбой зрителя за поиск смысла в алогическом произведении, которое часто казалось сложной загадкой, но на самом деле было намеренно лишено смысла. Категорически отрицая важность символического значения, алогические (или алогические) картины открыли дверь к полной абстракции супрематизма в 19 в.15.

Удалить рекламу

Театр

Футуризм также оказал сильное влияние на театр и кино. В декабре 1913 года в Санкт-Петербурге состоялась премьера футуристической трагедии «Владимир Маяковский » (по сценарию Маяковского и в главной роли) и оперы «Победа над солнцем ». Несмотря на высокие цены на билеты, они играли при аншлагах, а провокаторы мгновенно стали сенсацией. Вдохновленные цирком и кабаре, футуристы освободились от традиционных театральных условностей. Они избегали профессиональных актеров и выступали за импровизацию, участие публики и использование заум и другие бессмысленные языки и звуки. Их голые декорации, современная музыка и неповествовательные сюжеты предвосхитили развитие дадаизма и даже Fluxus.

Последующие события — после русского футуризма

Маринетти в России

В феврале 1914 г. Ф.Т. Маринетти, основатель итальянского футуризма, впервые посетил Россию, прочитав серию лекций об итальянском футуризме в Москве и Санкт-Петербурге и заявив, что футуристические течения в России были чисто результатом его собственного движения. Во многом это турне стало началом конца русского футуризма, так как вызвало большой раскол среди художников русского авангарда. Его визит показал русским не только, насколько они отличаются от итальянцев, но и насколько они отличаются друг от друга. Одни художники во главе с Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым хвалили итальянца за его идеи, другие с ходу их отвергали и еще более гордо национализировали свои мысли и дела. Когда несколько месяцев спустя Россия вступила в войну, эти националистические идеалы укрепились и в конечном итоге привели к серьезным изменениям.

Первая мировая война

Первозданная среда Первой мировой войны вызвала у русских футуристов момент напряженного самоанализа. В первые месяцы после вступления России в войну официальных авангардных выставок не организовывалось, поскольку художники искали способы придать своим работам новый смысл. Несколько футуристов, в том числе Малевич и Владимир Маяковский, выпустили серию военных открыток и плакатов, изображения которых напрямую отсылали к традиционным русским гравюрам на дереве (9).0103 lubki ) и являлись непосредственным отражением национального фольклора художников. Их ужасающие образы делали войну неизбежной и служили сильным комментарием к конфликту. Наталья Гончарова также создала серию литографий под названием « Мистические образы войны » (1914 г.), набор, в котором ярко представлены последствия войны для нации. В этот же период Ольга Розанова начала работу над серией цветных линогравюр к поэтическому циклу ее мужа Алексея Крученых «9».0103 Универсальная война (1916 г.). Некоторые из этих иллюстрированных газетных репортажей в полной жестокости их содержания комментируют оторванность репортажей прессы от кровавой реальности войны. Несколько художников, в том числе Ларионов и Бенедикт Лившиц, активно служили на войне; Ларионов был даже ранен. Вскоре после этого он и Гончарова эмигрировали на Запад, как и многие другие русские художники и интеллектуалы.

Результирующие перемещения

Ограничения на товары и услуги заставили всех сосредоточиться на практических вопросах, и любое чувство игры, которое можно было найти в более ранних работах футуристов, вскоре было заменено серьезностью климата военного времени. Картина больше не могла просто исследовать предмет — она должна была быть средством социального содержания. Так начался целенаправленный поиск нового, универсального изобразительного языка, в результате которого были выделены отдельные лагеря, определяемые зарождающимся супрематизмом Малевича и конструктивизмом Владимира Татлина, оба из которых дебютировали на Всемирной выставке 19 декабря. 15 Санкт-Петербург выставка 0.10: Последняя выставка картин футуристов . Невероятно преждевременный приход русских к беспредметной форме, которую исследуют в обоих движениях, был, таким образом, прямым результатом футуристического развития.

Вместо того, чтобы рассматривать футуризм как отдельное движение со строгим началом и концом, полезно определить его место в более широком контексте русского авангарда. Формальные инновации в период после футуризма включали новаторский вклад в фотографию, кино и графический дизайн, наиболее известными из которых были работы таких художников, как Эль Лисицкий и Александр Родченко. Этот революционный период в изобразительном и исполнительском искусстве продолжался до середины XIX в.30-е годы, когда соцреализм стал официальной государственной доктриной.

Удалить рекламу

Полезные ресурсы по русскому футуризму

Книги

Веб-сайты

Подробнее

Книги

Приведенные ниже книги и статьи представляют собой библиографию источников, использованных при написании этой страницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *