Радищев путешествие из петербурга в москву план: «Путешествие из Петербурга в Москву» краткое содержание романа Радищева – читать пересказ онлайн

Путешествие по России (по произведению А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву») | План-конспект урока литературы (9 класс) по теме:

Пермский край МАОУ «Гимназия №2» г.Перми

Аптракова Елена Александровна (учитель русского языка и литературы)

Тема:     « Путешествие по России »

(по произведению А.Н.Радищева  «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Цели урока: — обобщение знаний учащихся по произведению А.Н.Радищева и включение    экономического аспекта на уроке;

                      -развитие экономического мышления через анализ, обобщения, сравнения;

                      -на примере литературных персонажей, событий общественной жизни                  воспитать чувство патриотизма, ответственности перед обществом.

Оформление урока: — портрет А.Н.Радищева, под ним слова А.С.Пушкина «Человек с                     духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью…»;

                                 -портрет Екатерины 11;

                                 -карта Российской империи во 11 половине ХУ111 века;

                                 -таблица А. Маслоу «Иерархия человеческих потребностей»;

                                 -столбики-указатели;

                                 -музыка: концерт №4 фо минор А.Вивальди.

  1. Книга А.Н.Радищева и время правления Екатерины 11
  2. Цели и задачи урока.
  3. Панорама быта и нравов различных слоев общества.
  4. Экономическая система крепостной России:

    а) непроизводительные силы:

    –бесправное существование (люди-товар)

    –беззаконие

    –лишение прав и жизни;

    б) способы лишения жизни:

-пополнение казны за счет отнятых средств;

-рекрутские наборы;

-налогообложение.

    в) словарная работа: виды налогов;

    г) казенные и помещичьи крестьяне;

    д) человек и его права;

    е) возможность удовлетворения человеческих потребностей (таблица)

   ж) роль государства.

  1. Актуальность произведения.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание: сочинение-рассуждение.

ХОД УРОКА

  1. Звучит музыка.

Ученица рассказывает о времени правления Екатерины11:

       «Годы царствования Екатерины 11 – это время расцвета абсолютизма. Недаром дворяне назвали это время «золотым веком». Для них это действительно было золотое время, когда привилегии помещиков и крепостной гнет достигли наивысшего развития. Императрица на только усилила власть помещиков над крестьянами, но и старалась умножить число богатых дворян. С этой целью она стала раздавать дворянам казенные земли и государственных крестьян, положение которых политически было абсолютно бесправным.

        Но в переписке с европейскими философами Екатерина 11 рисовала Россию обителью благоденствия и тишины.   «Лучше судьбы наших крестьян у хорошего помещика нет во всей вселенной», — писала Екатерина 11.

     Ученик зачитывает из книги Радищева:

«Жестокосердный помещик! Посмотри на крестьян, тебе подвластных. Не ты ли родишь их в болезни и горести, обложил сверх всех полевых работ оброком? Не ты ли не сотканное еще полотно определяешь себе в пользу? Ты собираешь и то, что тебе не надобно, несмотря на то, что неприкрытая нагота твоих крестьян тебе в обвинение будет».

      Ученица: «Все сие клонится к возмущению крестьян противу помещиков, войск противу      начальства»;

                   «помещиков сочинитель казнит»;

                   «царям грозится плахою»;

                   «Тут рассеивание заразы французской, отвращение от начальства.Сей      

        бунтовщик хуже Пугачева».

Вступительное слово учителя.

        Так отозвалась Екатерина 11 о книге « Путешествие из Петербурга в Москву », о книге замечательного писателя-революционера Александра Николаевича Радищева, которого А.С.Пушкин назвал человеком «с духом необыкновенным, с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью ».

        В своей книге Радищев подверг глубокому анализу и гневному обличению все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России. Сегодня, завершая работу над произведением, мы постараемся проанализировать причины экономического упадка крепостнической России. Посмотрим, насколько актуально произведение, написанное более 200-х лет назад. Поговорим о дне сегодняшнем, о закономерностях экономического развития общества, о социально-экономических изменениях, которые в нем произошли.

  ???   На предыдущих уроках мы увидели, что Радищев показал быт и нравы различных слоев общества. Каких же?

         —    придворное и поместное дворянство,

  1. чиновники «Чудово», купцы «Новгорода»,
  2. вельможи, царские прислужники «Спасская полесть»,
  3. административные чины «Зайцово»,
  4. помещики, крестьяне

ВЫВОД: Радищеву потребовалось высокое мужество, чтобы открыто заявить о пороках такого общества, осудить его законы, систему правления.

         Начиная разговор об экономической системе крепостнической России, хочется привести слова шотландского экономиста Адама Смита: «Государь со всеми своими судебными чиновниками и офицерами, вся армия и флот представляют собою непроизводительных работников. Они являются слугами общества и содержатся на часть годового продукта труда остального населения…»

         ??? Кто же тогда является производительными силами, каково их положение, и какова роль  государства в содержании этих сил? Рассмотрим на примерах.

                Главными производительными силами, несомненно, является народ.

                Каково его положение в государстве?

  1. нищенское существование («Пешки», «Вышний Волочок»)
  2. бесправное существование («Медное»)
  3. беззаконие («крестьянин в законе мертв»)
  4. лишение прав и самой жизни («Пешки»): «Закон запрещает отъяти у него жизнь. Но разве мгновенно. Сколько способов отъяти ее у него постепенно».

         ??? Какие же это способы лишения жизни?

  1. своеволие и жестокость помещика;
  2. рекрутские наборы;
  3. налогообложение.

Ученица рассказывает о видах налогов в крепостной России.

         ??? Какой вид более продуктивный и почему? (Оброк, так если мужик не полениться, то себе что-то и останется «Вышний Волочок»).

         Таким образом, Радищев в главе «Любани» выдвигает экономический аргумент:

 « Крепостное право невыгодно с народнохозяйственной точки зрения, т. к. уменьшает количество материальных благ, добываемых трудом народа; подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя».

«Какая польза государству, что несколько тысяч четвертей в год более родится хлеба, если те, кои его производят, считаются наравне с волом, определенным тяжкую вздирати борозду? Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, называться блаженным?»

        ???  Можно ли назвать блаженным гражданское положение крестьянина в России?

Радищев, однако, отмечает, что есть и прогрессивный момент в положении крестьян. Так он размышляет о казенных и помещичьих крестьянах. В чем выгодность их положения?

        казенные        помещичьи

  1. платят известное                                    1) что господин хочет
  2. судятся с равными                                  2) в законе мертв

          Так Радищев ставит перед нами новую проблему: человек и его права в государстве.

             ??? Что он говорит о праве естественном и праве народном? («Новгород»)

«Ибо гражданин, становяся гражданином, не перестает быть человеком, коего первая обязанность, из сложения его происходящая, есть собственная сохранность, защита, благосостояние. Но он кладет оным преграду, становится послушен велениям себе подобного, словом, становится гражданином. Какия же ради вины обуздывает он свои хотения? Почто поставляет над собою власть? Для своея пользы, скажет рассудок; для воея пользы, скажет внутреннее чувствование; для своея пользы, скажет мудрое законоположение.

Против врага своего он защиты и мщения ищет в законе. Если закон или не в силах его заступить, или того не хочет, тогда пользуется гражданин природным правом защищения, сохранности, благосостояния».

Говоря об этом, хочется привести таблицу «Иерархия человеческих потребностей», предложенная А.Маслоу.

 ??? Каков уровень потребностей человека в крепостнической России?

Первые две ступени. На вершину поднимаются лишь одиночки.

В чем причина?

Крепостное право ограничивает возможности человека, не дает свободы и права.

Что главное? Свобода.

                            Заключительное слово. Актуальность произведения.

           Сегодня, в наше нелегкое время мы с вами тоже находимся в зависимости от государства, являясь гражданами.

Имея свободу выбора, слова и т.д. все ли мы поднялись на вершину? Почему? В чем причина?

Очень многое зависит от самого человека. Имея права, не всегда можем ими пользоваться, приходится бороться за свои права. Как у Радищева: «Член общества тогда известен правительству, его охраняющему, когда нарушает закон, когда становится злодеем».

Получается, что в книге, написанной более 200 лет назад, мы находим те же проблемы, что волнуют нас сегодня.

  ??? Что еще мы получили в наследство от крепостнической России?

Гл. «София»:

         — поборы на дорогах,

— взяточничество.

Гл. «Спасская полесть»:

  1. использование служебного положения для удовлетворения своих нужд «На казенные денежки дыр много».

Гл. «Выезд», гл. «Тосна», гл. «Любани»:

  1. состояние дорог.

Гл. «Новгород»:

  1. спекуляция ценными бумагами.

         Да, многое описанное в книге А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» можно увидеть и в наши дни. Думаю, что итогом изучения этого произведения и размышлений  о дне сегодняшнем будут ваши домашние сочинения-размышления на тему: «Путешествуя по…(улице, городу, России)».

         Начиная путешествие, Радищев писал: « Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уезвленна стала». Оглянитесь вокруг, что из увиденного возмущает вашу душу, что волнует, что хотелось бы изменить?

           

         Заканчивая разговор, мне бы хотелось еще раз открыть книгу и зачитать слова, обращенные через столетия к нам:

«…сей день да будет знаменитейшим в летописях наших…

Не медлите, возлюбленные мои.

Время летит: дни наши переходят в недействии.

Да не скончаема жизни нашея…

Да не воспользуется тем потомство наше, да не пожнет венца нашего и с презрением о нас да не скажет: они были».

о чем повесть, кто автор и главные герои произведения

Александр Радищев – это одаренный русский автор, которому удавалось с легкостью высмеивать пороки людей. Конец карьеры мастера пера ознаменовал выход в свет произведения, получившего название «Путешествие из Петербурга в Москву».

Краткое содержание даст представление о нем, но не позволит в полной мере понять его значение для того времени. Несмотря на то, что писатель совершенно точно знал, что если его творение попадет в печать, ему придется навсегда позабыть о писательской карьере, он не пошел на поводу у страха.

Таким образом, он поставил крест на будущем, но при этом остался честен перед собой и верен собственным принципам.

Оглавление

  • О чем произведение
  • «Выезд», «София» и «Тосно»
  • «Любани» и «Чудово»
  • «Спасская полесть» и «Подберезье»
  • «Бронницы» и «Зайцево»
  • «Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочек»
  • «Выдропуск», «Торжок», «Медное»
  • «Завидово» и «Клин»
  • «Пешки» и «Черная грязь»
  • Полезное видео
  • Подведем итоги

О чем произведение

О чем же повествует книга, которая погубила автора? Она разделена на несколько глав. Автор, который и является рассказчиком, это обычный путешественник. Ему предстоит долгий путь из Петербурга в Москву.

На протяжении всего путешествия герой размышляет о нежелании людей принимать многие вещи такими, какими они на самом деле являются. Именно в этом он и видит их главную слабость. Эти размышления автора призваны помочь людям взглянуть в глаза действительности, которая порой бывает пугающей.

Это интересно! Читаем краткий пересказ повести Бедная Лиза

«Путешествие из Петербурга в Москву», краткое содержание которого будет приведено ниже в статье, представляет собой отчаянную попытку автора попытаться заставить людей, отбросив страх, признать собственные прегрешения. Главными героями произведения становятся, к удивлению, не только обычные крестьяне, к которым писатель всегда испытывал особую жалость, но и дворяне.

Знакомясь с некоторыми представителями «высшей касты», герой отмечает, что далеко не все они испорчены властью. Среди них есть действительно хорошие и добрые люди. Но они, к сожалению, не в силах повлиять на ситуацию.

Автор, примерив на себя роль путешественника и главного героя произведения, взирает на печальную действительность. Но взгляд его полон не просто жалости. В нем четко угадывается и то волнение, с которым смотрит патриот, желающий счастья и процветания своей родине.

Это интересно! Читаем кратчайшее содержание рассказа Тургенева Бежин луг

Каждая новая глава призвана показать читателям, насколько ужасные безобразия творились в стране, сколько произвола и неправд было оставлено без должного наказания. Глазам героя открывается ужасная картина: государственная служба, призванная защищать граждан, на деле оказывается орудием классового угнетения, а вельможи, не боясь кары, просто попирают закон. Но больше всего рассказчика поражает то, насколько сильно при этом страдают крестьяне.

Героя возмущает поведение помещиков, он оправдывает все «злодеяния» простого народа. Причиной этому являются те страдания и муки, которые довелось познать простому люду.

Но более всего поражает то, что автор призывает крестьян не просто к борьбе, а к настоящей революции, чтобы спастись от постоянного гнета.

Несмотря на то, что произведение, как говорит Википедия, написано более 200 лет назад, оно остается актуальным. А точнее, актуальны те упреки, которые автор ставит россиянам.

«Выезд», «София» и «Тосно»

Первая глава повествует, как главный герой, путешественник средних лет, имеющий дворянский титул, от лица которого и ведется повествование, покидает Петербург после ужина в компании товарищей. Он направляется в Москву. Чтобы быстрее добраться до города, он принимает решение путешествовать в кибитке.

Основные события глав «София» и «Тосно» :

  1. Кибитка прибыла в первый городишко. Главный персонаж дает указание ямщику распрячь лошадей. Комиссар сообщил, что свежих лошадей нет. Однако в действительности комиссар просто не захотел работать ночью, поэтому соврал путешественнику. Из-за этого мужчина был вынужден потратить деньги, заплатив ямщикам, чтобы те нашли ему свежих лошадей. Хотя название глав – это лишь наименование населенных пунктов, у этой главы имеется и второе название – «Лень».
  2. Следующей остановкой, описанной в одноименной главе, становится станция Тосно. Там молодой человек знакомится с чиновником, который планирует написать собственную книгу. Но это не просто какой-то рассказ, а история дворянского рода. По задумке чиновника, каждый дворянин сможет, прочитав книгу, узнать о своих корнях.

Важно! Эта идея совершенно не нравится Радищеву, поскольку он считает, что хвастовство собственными корнями – это маленькое зло.

«Любани» и «Чудово»

Основная мысль автора, заложенная в данную главу, – негативное отношение местных чиновников к тем, кто ниже по положению. Прогуливаясь по Любани, герой замечает трудящегося крестьянина.

Он принимает решение поинтересоваться, почему крестьянин работает в праздничный день. Оказалось, что у него нет выбора, поскольку барин дает только один выходной. Его крестьянин использует, чтобы поработать на собственном небольшом участке земли.

Это интересно! Борис Васильев Завтра была война: читаем краткое содержание

В следующей главе рассказывается, как в Чудове путешественник встречает таинственного писателя. Он поведал о трагедии, случившейся в море. Оказалось, что судно, столкнувшись с камнями, начало тонуть. Помощь пришла только под утро, когда рыбаки собственными силами спасли оставшихся в живых людей, ведь местного начальника ночью запретили будить. Поутру тот равнодушно сказал, что не должен заниматься спасением людей.

«Спасская полесть» и «Подберезье»

В следующей главе рассказчик вынужден переночевать на постоялом дворе. Он садится читать книгу и узнает, что к нему подселят супружескую пару. Ночью сосед рассказывает о чиновнике, который за подарок в виде устриц помогает с продвижением по службе.

Утром невольные соседи продолжают путешествие вместе. По пути мужчина засыпает и видит странный сон, в котором он предстает в образе мудрого правителя. Внезапно перед ним появляется загадочная женщина Истина, и она открывает ему глаза на весь произвол, творящийся в стране. Герой в поту просыпается.

Это интересно! Читаем краткий пересказ пьесы Гроза Островского

В Подберезье рассказчик заводит новое знакомство. Юноша недавно окончил духовную семинарию и планирует продолжить обучение. Прощаясь с путешественником, он по неосторожности теряет документ. Прочитав его, автор узнает, что тот является сторонником мартинизма.

В главе о Великом Новгороде автор навещает своего старого товарища Карпа, который является купцом. Он неплохо зарабатывает, обманывая доверчивых покупателей. Пока герой находится в этом величественном городе, он постоянно размышляет о праве и силе.

«Бронницы» и «Зайцево»

В этих главах героя ждут новые встречи. По пути в Бронницы молодой человек рассуждает о Боге и людях. Он верит, что Бог действительно существует – он творец всего живого. Но именно от человека зависит, будет он счастлив или нет.

В Зайцево автор встречается с другом, который работает судьей. Глава посвящена тому, как тот рассказывает ему об одном деле, связанном с расправой крестьян над барином.

Тот постоянно издевался над ними и они, устав терпеть постоянные побои, просто забили помещика насмерть. Друг автора проникся к ним сочувствием и хотел помочь избежать наказания, но коллеги не оценили подобного. Они засудили крестьян, а товарищ Радищева просто уволился и уехал.

В этом же городе путешественник получает извещение о свадьбе пожилого барона и не менее пожилой дамы. Все прекрасно понимают, что это брак исключительно на деньгах. Но при этом каждый держит свое мнение при себе.

Заметив сцену в главе «Крестьцы», когда седой старик прощается со своими сыновьями, которые уезжают, чтобы начать собственную жизнь, герой начинает размышлять об отношениях между поколениями. Герой задается вопросом, действительно ли отношения детей и родителей строятся на чем-то большем, чем деньги.

«Едрово», «Хотилов», «Вышний Волочек»

В главе, посвященной Едрово, автор знакомится с крестьянкой. Девушка мечтает выйти замуж, но у нее нет денег. Она отказывается от помощи путешественника и тот продолжает путешествие, размышляя о неравных браках и о красоте деревенских девушек.

Прибыв в Хотилово, рассказчик подбирает сверток, который лежал на земле. Там содержится план нового проекта по отмене крепостного права. Он оставляет его при себе.

Важно! В Вышнем Волочке автор столкнулся с ужасами крестьянской жизни. В одноименной главе герой размышляет о тяжком труде крестьян и плохом отношении со стороны их барина.

«Выдропуск», «Торжок», «Медное»

Среди найденных бумаг автор находит еще один проект. В нем говорится о необходимости уменьшить расходы царского двора.

В следующей главе автор встречает юношу, который мечтает об отмене цензуры. Он хочет писать правдивые статьи обо всем происходящем в городе. Однако бдительные чиновники ему мешают.

Находясь в Медном, герой на протяжении всей главы размышляет о непростой судьбе крестьян, которые, по сути, являются обычным товаром. Их продают, покупают и нещадно эксплуатируют.

В Твери рассказчик знакомится с поэтом. Тот жалуется на отсутствие развития поэзии. Желая завоевать симпатию автора, он зачитывает ему сокращение написанного им произведения.

Следующая глава описывает прощание матери со своим сыном, который отправляется в армию. Он единственный кормилец, и теперь она погибнет от голода. Но сам он доволен, поскольку служба в армии – это возможность избавиться от помещика.

«Завидово» и «Клин»

В главе «Завидово» автор спорит с начальником. В этом споре рассказчику удается дать ему достойный отпор. Данный спор заставляет Радищева поразмышлять о наглости представителей власти, которую породила покорность народа.

Обратите внимание! Прибыв на станцию Клин, герой делает подаяние старцу, лишенному зрения. Но тот взамен денег просит обычный платок. Вскоре старик умирает, сжимая в руке платок.

«Пешки» и «Черная грязь»

Автор призывает помещиков задуматься об отношении к крестьянам. Он достаточно убедительно описывает жизнь в нищете, жестокости, тем самым надеясь, что его отчаянный крик достигнет сердец богатых людей.

В главе «Черная грязь» автор становится свидетелем свадьбы. Жених и невеста друг друга ненавидят. Они совершенно не хотят вступать в брак. Однако на их браке настаивает барин. И поэтому главные герои торжества вынуждены покориться его воле.

Полезное видео

Подведем итоги

«Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева было для своего времени очень смелым произведением, каждая строка которого пронизана гражданской позицией автора, не желающего мириться с положением дел в России, особенно с невыносимым существованием крестьян.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *