Ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 жанр: География достоверная и невероятная. Научность и художественный вымысел

На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (Ломоносов)

Сочинение


Ода — лирический жанр. В ней, по словам Тредиаковского, «описывается… материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных». Ее истоки — хоровая лирика древних греков. Создавались торжественные оды, славившие великое событие или великого героя; анакреонтические — по имени древнегреческого поэта Анакреонта, воспевавшего радости и наслаждения земного бытия; духовные — «преложения» псалмов; в конце XVIII в. появились оды нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и оды-элегии. Но главное место среди всех видов занимают торжественные оды.
Особая судьба у торжественной оды в России. Ее поэтика связана с отечественной традицией панегириков (похвальных речей), а также ,с традициями античной и западноевропейской оды. Торжественная ода стала первенствующим жанром в России XVIII в. , что связано с личностью Петра I и его реформами. «Несравненных дел Петра Великого человеческой силе превысить невозможно», — писал в одной из од М. В. Ломоносов.
Торжественная ода в России XVIII в. — это не только литературный текст, не только слово, но действо, особый обряд. Она подобна фейерверку или иллюминации, которыми сопровождались в Петербурге торжественные события в жизни государства. Оды заказывались правительством, и их чтение составляло часть праздничного церемониала.
М. В. Ломоносов писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II. Однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли. Похвальная ода представлялась Ломоносову наиболее удобной формой беседы с царями. В каждой из них поэт развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства.
Большая часть од была адресована Елизавете Петровне. Это объясняется не только тем, что с ее царствованием совпали двадцать лет жизни самого поэта, но и тем, что она была дочерью Петра!, которой, по мнению Ломоносова, прежде всего надлежало продолжать дела отца.
Поэт выступает творцом, создающим своим словом особый мир, где нет места обыденным предметам и словам. Сознание такой своей миссии дает ему право вмешиваться в государственные дела, говорить «языком богов» о насущных политических и культурных проблемах, формулировать собственные взгляды и давать советы правителям.
Так, в 1747 г., когда русское правительство собиралось вступить в войну на стороне Австрии, Англии и Голландии, воевавших тогда против Франции и германских государств, Ломоносов пишет свою знаменитую оду «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
Ломоносов не был пацифистом, он гордился славой русского оружия и мощью Российского государства, способного постоять за себя перед лицом любого врага. Но, восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое он назвал словом «тишина».
Ода начинается вступлением, содержащим хвалу этой тишине, т. е. мирным временам, которые способствуют процветанию государства и благополучию народа.
Царей, и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.
Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:
Когда на трон она вступила,
Как высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Что касается мирного процветания государства, то и здесь у Ломоносова была четко продуманная программа. Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра. Но все это, по словам поэта, требует «искусством утвержденных рук». Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Общественная программа Ломоносова могла воплотиться в жизнь только при одном условии: ее должен был принять и одобрить монарх. Для того чтобы сделать свои доводы максимально убедительными, поэт вводит образ Петра I. Ломоносов славит Петра за его военные успехи, за создание морского флота, за возведение Петербурга, но особенно за его покровительство наукам. Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников.
Кратко упомянув о царствовании Екатерины I, Ломоносов вновь обращается к Елизавете, в ком ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца, такую же покровительницу науки и искусства. В 1747 году Елизавета утвердила новый устав и новый штат Академии наук, сумма средств на науку была увеличена вдвое. И поэт славит императрицу как поборницу просвещения:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет,
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елисавет. ..
Так в оду вводится новая тема — тема науки, подготовки из среды русских людей ученых. Ломоносов не ограничивал круг ученых рамками одного сословия, не считал образование и научную деятельность привилегией дворянства. В этом проявился демократизм мышления Ломоносова. Талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», по его мнению, может «рождать» вся российская земля. Имена древнегреческого философа Платона и великого английского математика Ньютона приводятся им как символы подлинной учености.
Заключительная строфа оды перекликается со вступительной: поэт вновь славит мир и тишину, и Елизавету, и обращается с предостережением к врагам России.
Художественное своеобразие похвальной оды 1747 г. всецело определяется ее идейным содержанием. Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта. Этот поэт, присутствующий во всех одах Ломоносова, — не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы — вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским «Невтонам» и «Платонам».
Важное место отводится всевозможным «украшениям»: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. «Украшение… — писал Ломоносов в «Риторике», — состоит в чистоте штиля… в великолепии и силе оного». Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки…
Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустынных берегах:
Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?
Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии — Нептун.
Ломоносов считает достоинствами поэтической речи «важность», «великолепие», «возвышение», «стремление», «силу», «изобилие» и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля.
В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Преобразователь нашего стихосложения •— М. В. Ломоносов — первым достиг вершин поэтического исскуства. Своей выдающейся одой «На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» он вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.
Торжественные оды в России XVIII в. писали В. К. Треди-аковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались в дальнейшем русские поэты

9 класс. Литература. М.Ломоносов.Жизнь и творчество.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». — М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Комментарии преподавателя

«Одa на день восшествия…»

— День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему же Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после того, как Елизавета взошла на престол? Причина такова: в этом году Российской академии наук был дарован Елизаветой новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России, а ведь ,как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение наук в отечестве» .

Выразительное чтение и выделение микротем; составление плана оды. Ключевой вопрос : Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?

1.Вступление. Мир – основа блага государства.

2.Главная часть. Величие России, ее процветание:

а)  Восхваление Елизаветы:

— «войне поставила конец» — счастье русских людей дороже новых земель и побед;

— расширяет науки.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

— способствовал распространению наук в России;

— был реформатором, продвигал страну вперед.

в) Описание безграничных просторов и богатств  России: занимает огромное пространство, много леса, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Обращение  к молодежи, пожелание овладеть науками.

3.Заключение.  Традиционная благодарность Царице за деяния на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

— Какова главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема – Родина и ее процветание, просвещение.

— Сформулируйте идею оды,

Вывод 2: великие богатства могут быть открыты и освоены только с помощью науки, способствовать развитию которых – задача русских государей.

— Каким стилем написана ода?

****************************************************

Прежде чем обратиться к рассмотрению отдельных произведений Ломоносова, касаемся вопросов об особенностях классицизма как художественного метода, об идеях, которые проповедовала литература классицизма. Отмечаем особенности русского классицизма.

polpoz.ru

М.В.Ломоносов (1711-1765)- сын поморского крестьянина в 19 лет тайком от отца отправился учиться в Москву, обманом поступил в славяно-греко-латинскую академию. В 25 лет как лучший ученик был послан в Германию для изучения горного дела. Изучал языки, филологию, точные науки. Вернувшись в Россию, стал академиком, профессором химии, явился отцом новой русской науки и культуры. В 1755году он открыл русский университет, который носит его имя. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых работал Ломоносов. И везде он сказал свое веское слово.

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения.Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке»,  «Письмо о правилах российского стихотворства».

Знакомство с одой как жанром героической гражданской лирики.

М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. Она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. Ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. У Ломоносова есть “любимые” проблемы: Россия и мир, история России, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура Петра I, волнуют вопросы науки, проблемы учёных.

Теория литературы. Ода – торжественное лирическое стихотворение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое.

Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол Елизаветы. Поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “Но, — как замечает Г.П. Макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. Ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. Примером произведения подобного рода является «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г. ».

 

Источники

конспекты

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/03/14/plan-uroka-po-teme-mv-lomonosov-na-den-vosshestviya-na-prestol

http://xn—-dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/liter/9-klass/file/408-m-v-lomonosov-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-eya-velichestva-gosudaryni-imperatritsy-elisavety-petrovny-1747-goda.html

http://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literature-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossi.html

Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова. Ода Вознесению Господню…»

  1. Как вы думаете, почему ода стала одним из основных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?
  2. Ломоносов отдавал предпочтение героическим темам в художественных произведениях, претендовал на славу и могущество Русского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, народном образовании. Задачам прославления государства и его наиболее достойных государственных и военных деятелей в наибольшей мере отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» Ломоносов объяснил свое литературное пристрастие следующими словами:0008

    Хоть я и не лишен нежности сердечной В любви я больше восторгаюсь героями вечной славы.

    Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать песни о любви, две из которых дошли до наших дней, главной задачей для него было привить своим согражданам чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности на примерах отечественные герои. Жанр оды позволял тогда соединить в большом произведении лирику и публицистику, высказаться по вопросам государственной важности, и сделать это, по мнению известного исследователя русской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

  3. Какая, на Ваш взгляд, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г. »? Как связаны с ней другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?
  4. Ведущей темой «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…» является тема России, ее настоящего и будущего, восхваления ее величия, богатства, то есть тема патриотическая. Оно раскрывается через ряд подчиненных ему тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них образы Петра I и императрицы Елизаветы Петровны, олицетворяющие Россию и осуществляющие прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромное природное богатство России, а также тема молодого поколения, символизирующая его будущее процветание.

  5. Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сравните его с образом Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.
  6. Прославление монарха является одной из отличительных черт классицистической оды, так как его образ символизирует силу и единство государства, для русских классиков это просвещенный монарх, покровительствующий праву, наукам, видящий цель своего деятельность как хорошие предметы. Такова в оде жена Елисавета Петровна. Ее образ носит парадный, торжественный характер. Как классик, Ломоносов в образе монарха запечатлел свое видение власти и стояния на ней. Императрица в оде Ломоносова прекрасна и величественна (зрение прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия русских. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соответствовало их художественному изображению в портретах классиков. Создавая образ российского монарха, художники придерживались формулы «Елизавета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия бироновщины в царствование Анны Иоанновны. Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в мирное время.

    В долинах слышны клики:

    «Великая Петрова дочь превосходит отцовское великодушие, Отягчает довольство муз, И к счастью открывает дверь».

    Известен портрет Елизаветы Петровны работы И.

    Вишнякова (1743 г.), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, словно незыблемая пирамида. Она по-царски неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержца дополняют такие атрибуты власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и доброжелательная улыбка, обращенная к подданным. Кажется, что слова Ломоносова обращены к этой внешности Елизаветы:

    Тебе одной принадлежит эта слава, Монархина, Твоя великая сила, О, как она благодарна тебе!

    И призыв, свойственный торжественному одическому стилю:

    Взгляни на высокие горы, Взгляни на свои широкие поля…

  7. Какое отношение Ломоносов выражал к Петру I? Какие художественные приемы, характерные для классицизма, используются в изображении Петра? Как они влияют на восприятие читателя?
  8. Как уже говорилось, для русских классиков Петр I — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развитии наук и искусств.

    Так он изображен в оде «В день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.». В его образе прослеживается четкая направленность на античность, что характерно для создания образа героя. Чтобы показать силу и величие Петра I и его деяний, автор использует сравнение с богом войны Марсом, который «напрасно боялся меча своего в руках Петра»; Нептун удивляется, глядя на созданный Петром флот («Русский флаг»). Вообще в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, муз, Парнаса, с которыми он сравнивает собрание муз на русской земле, философ Платон. В то же время Ломоносов усматривает в облике Петра Великого божественную волю, волю «строителя мира», которая прославляет творца, пославшего человека в Россию:

    То, что было неслыханно веками. Через все преграды вознес Главу, победами увенчанную, Русь, растоптанную грубостью, Вознес на небеса с собою.

    Конечно, в одах Ломоносова выражено, хотя и идеализировано, искреннее восторженное отношение к Петру. Поэт как бы забывает, какой ценой было достигнуто его преображение. материал с сайта

  9. Как изображена Россия в оде? Что привлекает внимание поэта? Какими эпитетами и сравнениями он воссоздает образ Родины?
  10. Сравнивая Россию с другими странами, их наследием, Ломоносов дает преимущество России. Это высокие, почти широкие горы, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, безбрежный простор земель, богатства, которыми хвастается Индия. Богатство России – густые леса, разнообразный животный мир. Словно знакомя императрицу с ее обширными владениями, Ломоносов прославляет Россию. И здесь подчас трудно различить объект восхваления в оде — Елисавету Петровну или огромную страну, которая находится под ее подданством. Эти два образа иногда сливаются в восприятии читателей в один, что указывает на приоритетность для поэта образа великого родного государства и его блага.

    Мы прославим твой дар до небес, И поставим знак твоей щедрости, Там, где восходит солнце и где Амур Кружится в зеленых берегах, Желая вновь вернуться В твое государство из Маньчжурии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал на темы:

  • ода ко дню восшествия на престол и классицизм
  • эпитеты к оде Ломоносову ода на день
  • Россия в оде Ломоносова
  • эпитеты в оде на день вступления
  • сравнение о оде

Как вы думаете, почему ода стала одним из основных жанров литературного творчества М. В. Ломоносова?

Ломоносов отдавал предпочтение героической тематике в произведениях искусства, утверждал славу и могущество Российского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественном образовании. Задаче прославления государства и его наиболее достойных государственных и военных деятелей лучше всего отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреонтом» Ломоносов объяснил свое литературное пристрастие следующими словами:0008

Хотя я не лишен нежности сердечной В любви меня больше восхищают герои с вечной славой.

Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать песни о любви, две из которых дошли до наших дней, главной задачей для него было привить своим согражданам чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности на примерах отечественные герои. Жанр оды позволял тогда соединить в большом произведении лирику и публицистику, высказаться по вопросам государственной важности, причем сделать это, по мнению популярного исследователя русской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.

Какая, на Ваш взгляд, главная, ведущая тема «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.»? Как связаны с ней другие, казалось бы, свободно развивающиеся темы?

Ведущей темой «Оды на день восшествия на Всероссийский престол…» является тема России, ее настоящего и будущего, восхваление ее величия, богатства, то есть тема патриотическая. Оно раскрывается через ряд подчиненных ему тем, конкретизирующих отношение автора к Родине и ее народу.

Среди них образы Петра I и императрицы Елисаветы Петровны, олицетворяющие Россию и осуществляющие прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромное природное богатство России, а также как тема молодого поколения, символизирующая его будущее процветание.

Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный Ломоносовым в оде. Сравните его с образом Елизаветы на известных вам портретах русских художников XVIII века.

Прославление монарха является одной из отличительных черт классической оды, так как его образ символизирует силу и единство государства, для русских классиков это просвещенный монарх, покровительствующий закону, наукам, видящий благо своего предметы как цель своей деятельности. Так изображена в оде Елисавета Петровна. Ее образ церемониален, торжественен. Как классик, Ломоносов в образе монарха запечатлел свое видение власти и стояния на ней. Императрица в оде Ломоносова прекрасна и величественна (зрение прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия русских.

Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соотносилось с их художественным изображением в портретах классиков. Создавая образ русской монархии, художники придерживались формулы «Елизавета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских реформ после десятилетия бироновщины в царствование Анны Иоанновны. Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в мирное время.

В долинах слышны клики:

«Великая Петрова дочь превосходит отцовское великодушие, раздражает довольство муз и к счастью открывает дверь.»

Известен портрет Елизаветы Петровны работы И. Вишнякова (1743 г.), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, словно незыблемая пирамида. Она по-царски неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержца дополняют такие атрибуты власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и доброжелательная улыбка, обращенная к подданным. Кажется, что слова Ломоносова обращены к этой внешности Елизаветы:

Эта слава Тебе одному, Монарх, принадлежит, Твоему просторному государству, О, как она благодарна тебе!

И призыв, свойственный торжественному одическому стилю:

Взгляни на высокие горы, Взгляни на свои широкие поля… Какое отношение Ломоносов выражал к Петру I? Какие художественные приемы, характерные для классицизма, использованы в изображении Петра? Как они влияют на восприятие читателя?

Как уже было сказано, для русских классиков Петр I — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развитии наук и искусств. Таким он изображен в оде «В день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Императрицы Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 г.». В его образе прослеживается четкая направленность на античность, что характерно для создания образа героя. Автор, чтобы показать силу и величие Петра I и его деяний, использует сравнение с богом войны Марсом – который «напрасно боялся меча своего в руках Петра»; Нептун удивляется, глядя на созданный Петром флот («Русский флаг»). Вообще в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, муз, Парнаса, с которыми он сравнивает собрание муз на русской земле, философ Платон. В то же время Ломоносов усматривает в облике Петра Великого божественную волю, волю «строителя мира», которая прославляет творца, пославшего человека на Русь:

То, что было неслыханно для века. Через все преграды вознес Главу, победами увенчанную, Русь, растоптанную грубостью, Вознес на небеса с собою.

Конечно, в одах Ломоносова выражено, хотя и идеализировано, искреннее восторженное отношение к Петру. Поэт как бы забывает, какой ценой были достигнуты его превращения.

Как изображена Россия в оде? Что привлекает внимание поэта? Какими эпитетами и сравнениями он воссоздает образ Родины?

Сравнивая Россию с другими странами, их наследием, Ломоносов дает России преимущество. Это высокие горы, широкие поля, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, безбрежный простор земель, богатства, которыми хвастается Индия. К богатству России относятся густые леса, разнообразный животный мир. Словно преподнося императрице ее обширные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь подчас трудно различить объект восхваления в оде — Елисавету Петровну или огромную страну, которая находится под ее подданством. Эти два образа иногда сливаются в восприятии читателей в один, что указывает на приоритетность для поэта образа великого родного государства и его блага.

Мы прославим твой дар небесам, И поставим знак твоей щедрости, Там, где восходит солнце и где Амур Кружится в зеленых берегах, Желая вновь вернуться В твое государство из Маньчжурии.


Для Ломоносова поэзия была отраслью риторики (науки красноречия — умения красиво и убедительно говорить). А для того, чтобы убедить слушателя, были придуманы строгие правила, изложенные Ломоносовым в произведении, которое называлось «Риторика». Смысл правил заключался в том, чтобы научить поэтов излагать любое высказывание как можно подробнее. Все отступления от темы выступления должны были способствовать его раскрытию. По этому принципу строились и оды.
Тема «Оды на Вознесение…» — просвещение России, но дается она постепенно, «за» прославлением Императрицы. «Термины» — так называл Ломоносов слова, составлявшие тему, — в произведении «разбросаны», даны через образы, но после прочтения тема четко определена:

Потом божественные науки
Через горы, реки и моря
Простерли руки к России
К этому монарху, сказав:
«Мы готовимся со всей тщательностью
Файл в русском роду новый
Плоды чистейшего ума…

… Дерзайте нынче ободрено
Покажите с заботой
Что могут владеть Платоны
И догадливые Ньютоны
Русскую землю родить.

Поэт воздействует не столько на разум, сколько на эмоции и воображение читателя. Поэтому образы Ломоносова, восхищавшие одних современников поэта и вызывавшие негодование у других, весьма необычны:

Тишина, огненные звуки,
И перестань колебать свет;
Здесь, в мире, чтобы расширить науку
Элизабет сделала.
Вы, наглые вихри, не смейте
Ревите, но кротко разглашайте
Наши времена чудесны.
В тишине слушай, вселенная:
Се хочет лирой любуясь
Скажи великие имена…

Такие олицетворения взяты Ломоносовым из древних риторических традиций; они не только украшают произведение, но и несут в себе глубокий смысл.
Главной темой, которая волнует поэта на протяжении всех его произведений, является судьба России. По Ломоносову, Бог (Строитель) охраняет эту страну и посылает в нее мудрых правителей. Одним из мудрейших монархов Ломоносов считал Петра Великого, которого воспевал не только в одах, но и в поэме «Петр Великий».
Он же воспет в «Оде на день вознесения…»:

Страшные странные дела
Творец мира от начала
Своими судьбами
Прославься в наши дни;
Послал Человека в Россию
Чего не слышно от века…

После потери Россией Великого Человека наступили годы мрака:

…Но ах, жестокая судьба!
Бессмертия достойного мужа,
Нашему счастью причина
К невыносимой печали наших душ
Ревниво отвергнутый судьбой,
Он погрузил нас в глубокий плач!
Возбуждая наши рыдания в уши,
Вершины Парнаса стонали,
И музы возопили
В небесную дверь светлейший дух. ..

Но благодать пришла с приходом Елизаветы — «блаженство деревни, радость городов». При Елизавете — Тишине (на иврите «Елизавета» — «мир», «тишина») прекращаются войны, и наступает долгожданный мир. Многими добрыми делами поэт показывает главное — покровительство наукам, которое многое даст России, в том числе открытие сокровищ, «которыми хвастается Индия» (полезные ископаемые, которыми богаты «теплые страны»).
Все добрые дела совершаются или будут совершаться при Елизавете, к чему призывает поэт, говоря, что Всевышний будет помощником в добрых делах государыни:

Тебе, о милости источник
О ангел наш мирные годы!
Всевышний на том помощнике,
Кто посмеет со своей гордостью,
Видя наш мир
Аойной восстать против тебя;
Творец хранит тебя
Во всем безупречен
И жизнь твоя благословенна
Сравни с числом твоей щедрости.

Цель поэта — убедить читателя в неоспоримой истине, а раз поэт обращается в произведении к монарху, значит, он должен убедить и его. Вот почему, по мнению Ломоносова, роль поэта в государстве очень важна.

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» написана «высоким спокойствием» и прославляет дочь Петра I. Отдавая дань достоинствам императрицы, ее «кроткому голосу» , «доброе и красивое лицо», стремление «расширить науку», поэт начинает говорить об отце, которого называет «человеком, о котором не было слышно испокон веков». Петр I — идеал просвещенного монарха, отдающего все силы своему народу и государству. В оде Ломоносова дан образ России с ее бескрайними просторами, огромным богатством. Так возникает тема Родины и служения ей — ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Заканчивается она гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу земли русской. Таким образом, просветительские идеалы поэта нашли выражение в «Оде 1747 года».
Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны многих миров», дойти до сути явлений через «малый знак вещей» — таковы темы стихотворений «Вечер-черное отражение», «Два астрономы бывало вместе на пиру…» и т. д. Для того, чтобы приносить пользу стране, нужно не только трудолюбие, но и образованность, рассуждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности» учения, которое делает человека творцом, духовно деятельным человеком. «Используйте свой собственный ум», — призывает он в стихотворении «Послушайте, пожалуйста…».

Предмет: литература.

Тема: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Государыни Императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году.»

Цель: изучение од «На день вознесения…», «Вечернее размышление…», выявление роли Просвещения в произведениях.

Задачи: воспитательные:

Анализировать оды, определять их основные темы и идеи;

Составить план «Оды на день Вознесения…»;

Выявлять особенности стиля изучаемых произведений;

Развивающая:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, выразительного чтения поэтического текста.

Образовательная: — воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, осознание важности образования, изучения наук, стремление к их овладению.

Во время занятий

1. Организационный момент.

2.Обновление знаний.

Расскажите о созданной Вами теории стихосложения.

К какому из 3-х жанров относится ода?

Определение оды.

3. Работа над новым материалом. Текстовый анализ.

Сегодня мы познакомимся с двумя одами. Как вы думаете, каковы цели нашей работы над этими работами?

Чтение учителем оды «Вечернее размышление о Божием величестве…»

Можно ли назвать это произведение гражданским или политическим? Почему?

По каким признакам мы понимаем, что это произведение написано в жанре оды?

Работа над «Одой на день Вознесения…»

Читать полное название оды. Какому событию она посвящена?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. Почему Ломоносов написал эту оду только через 5 лет после восшествия Елизаветы на престол? Причина вот в чем: в этом году Российская академия наук получила от Елизаветы новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в распространении просвещения в России, а между тем, как вы помните, целью жизни Ломоносова было «утверждение науки в отечестве».

Выразительное чтение и выделение микротем; планирую оду. Ключевой вопрос: можно ли считать эту оду классической по содержанию и форме?

1. Введение. Мир – основа благосостояния государства.

2. Основная часть. Величие России, ее процветание:

а) Похвала Елизавете:

— «положи конец войне» — счастье русского народа дороже новых земель и побед;

Расширяет науку.

б) Заслуги Петра 1 перед народом России:

Содействовал распространению науки в России;

Он был реформатором, двигавшим страну вперед.

в) Описание бескрайних просторов и богатств России: она занимает огромные пространства, много лесов, животных; сильный флот; богатые недра.

г) Привлекательность для молодежи, стремление к овладению науками.

3. Заключение. Традиционная благодарность Королеве за дела на благо России.

Беседа по прочитанному произведению, выявление его особенностей:

Какая главная, ведущая тема оды?

Вывод 1: ведущая тема — Родина и ее процветание, просвещение.

Сформулировать мысль оды,

Вывод 2: большие богатства можно открыть и освоить только с помощью науки, способствовать развитию которой и есть задача русских государей.

В каком стиле написана ода?

Используя все вышеизложенное, ответьте на принципиальный вопрос: Можно ли считать эту оду классической по содержанию и форме?

5. Домашнее задание.

1. Выучить отрывок из «Оды…».

2. Индивидуальный — сообщение о жизни и работе

Елизавета Петровна (см. ее полный текст, резюме и анализ). Таким образом он отметил пятилетие правления этой императрицы. При этом взор Ломоносова был обращен не вперед, а назад: поэт с ужасом вспоминал беды, принесенные России предшественницами императрицы — Анной Иоанновной и Анной Леопольдовной, — и прославлял новые времена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *