Радищев путешествие из петербурга в москву критика: Критика о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева: отзывы современников и критиков

Содержание

О чем повесть Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

О чем повесть Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», которая увидела свет в 1790 году в Петербурге? Давайте проведём небольшой анализ повести и рассмотрим в чем её суть коротко.

При анализе повести «Путешествие из Петербурга в Москву» надо учитывать, что её публикация превратилась в самый настоящий скандал, настолько резонансным стал текст для того времени. А кроме того сам Радищев был сослан в Сибирь. Но, к счастью, книга не была утеряна и не исчезла. Наоборот, культурная элита Царской России могла успешно читать её в рукописном виде, а сейчас эту повесть изучают даже в школах.

Эпиграф к произведению

Критика властей в те времена, когда Радищев написал свою повесть, была очень даже наказуема. Пугачёвский бунт усугубил ситуацию, и автор прекрасно это понимал, хотя правды скрывать не стал. Он использовал намёки и метафоры, чтобы достигнуть своей цели. Это хорошо прослеживается в эпиграфе к повести «Путешествие из Петербурга в Москву», анализ которой мы проводим.

Обратите внимание, что фразу «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и (лающе) лаяй» Радищев позаимствовал из строк известной в то время поэмы «Телемахида». В поэме автор пишет о Цербере — легендарном чудище. Какую цель преследовал Радищев, использовав этот образ в своём произведении? Многие литературоведы считают, что благодаря этим приёмам Радищев смог донести особенности современного ему общественного уклада России. И четко видно, что обвинения автора направлены не одному монарху — все граждане, обладающие хоть какой-то долей власти, виноваты.

Герою, который был в путешествии, довелось столкнуться и с взяточничеством, и с безразличием к окружающим, и с безответственным отношением к работе во всех областях — от коневодства до управления страной. Вот о чем повесть «Путешествие из Петербурга в Москву» в частности, из ее эпиграфа мы можем судить о многом, делая анализ произведения.

Какой жанр повести?

Чтобы определить, какой жанр у произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», посмотрим немного в историю подобного рода текстов. Английские писатели в XVIII веке часто стали описывать в своих трудах собственные путешествия. И такие книги обычно не просто рассказывали о пути и увиденном по дороге, но содержали впечатления и определенные выводы автора.

Например, поговорим о формировании сентиментализма — жанре, когда автор в своем произведении старается вызвать жалость читателя. Этот жанр был полностью сформирован после выхода книги Лоренса Стерна под названием «Сентиментальное путешествие». Вскоре сентиментальные произведения достигли Российской империи, став даже модными, и произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, анализ которого мы проводим, яркий пример проявления этого жанра. Почему можно так утверждать? Радищев не только критикует уклад общества и власть, но пытается затронуть чувства читателя, заставляет его жалеть людей, в частности, речь идет о крепостных — очень много случаев именно о них мы находим в разных главах повести.

Итак, мы уже рассмотрели эпиграф повести, ее жанр и некоторые другие особенности. Продолжим анализ текста и обратим внимание на историю создания книги.

История написания

Какое-то время Радищев жил за границей, и в то время на него сильно повлияли революционные идеи, направленные на коренные изменения в обществе и власти, которые пропагандировали французские и немецкие писатели. Вернувшись в Россию, Радищев понял, что действительно нужны перемены, и увидел как сильно отстала страна от Европы. Тогда он решил описать свои соображения в книге.

В 1785 году автор впервые описал продажу простых крестьян, которая происходила на торгах. Этот очерк лег потом в основу главы «Медное». Далее он пишет рассказ за рассказом, где без приукрас излагает свои взгляды на лень и жадность власть имущих, а также описывает бесправное положение, в котором находятся крепостные. Но вскоре происходит событие, которое побуждает Радищева особенно усиленно взяться за работу над публикацией своей повести. Делая анализ произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», учтите обязательно этот момент.

Дело в том, что императрице Екатерине вздумалось своими глазами посмотреть на жизнь народа. Однако увидеть правду ей помешал Потемкин, который по дороге путешествия Екатерины создал несколько поселений, где императрицу встречали ряженые и довольные крестьяне. Уловка удалась, и у правительницы сложилось впечатление, что в стране у простого народа все прекрасно.

Радищев узнал об этом, как и некоторые другие, и побуждаемый негодованием, вознамерился открыть правду в виде произведения-путешествия. Интересно, что Радищев даже позаботился об устройстве собственной типографии, чтобы без проблем опубликовать свою книгу. Тираж был небольшим — шестьсот пятьдесят экзеvпляров, но этого хватило, чтобы текст книги дошел до народа.


В этом небольшом анализе произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева мы рассмотрели далеко не все, однако вы узнали об истории написании повести, ее эпиграфе и замысле писателя. В других статьях нашего блога вы найдете дополнительную информацию.

Теги: 

анализ

жанры

книги

рецензия

Анализ «Путешествия из Петербурга в Москву» (Путешествие из Петербурга в Москву Радищев)

Путешествие из Петербурга в Москву

Александр Николаевич Радищев

Краткое изложение

Читается примерно за 9 минут

Сочинения

17 сочинений

Статьи критиков

Сочинение


Россия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он рассмотрел и подверг уничтожающей критике в «Путешествии…» всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе.

«Путешествие…», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присуще ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень»), как взаимная зависимость самодержавия и церкви. Он сказал, что узники неволи, власть и острие в руках имеющие», могут быть «наияростнейшими проповедниками ее», что цензура, останавливая шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровителя общества. С особенной силой и страстью звучит обличающий голос писателя в главе «Спасская Полесть», где языком прозрачного иносказания нарисовано государство и двор Екатерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, «первейшим в обществе убийцей, первейшим предателем», «ханжою и пагубным комедиантом».

Наблюдая вакханалию угнетения крестьянства, видя моральную деградацию верхов, Радищев находил опору для оптимистических прогнозов в народе. Мерилом ценности человека становятся в его произведении народные критерии. Не случайно в речи о воспитании юношества, произносимой крестицким дворянином, одним из единомышленников путешественника, выдвигается требование кормиться делом рук своих, что является важнейшей нормой крестьянской морали («Едрово»). Благородство и красота нравственного и физического облика крестьян, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождения. Растущее в народе чувство протеста заставляло его восклицать: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Как далеко шел Радищев в своей ненависти к дворянству, видно из следующего его высказывания: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…» Писатель прозревал революцию: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…» Оглядываясь на прошлое России и Европы, сравнивая новую историю России, Франции и рабовладельческой Америки, Радищев видел то, чего не видели его современники, — оттого ода «Вольность», включенная в «Путешествие», рисовала крушение тронов, возведение царей на плаху, установление республики.

Враг самодержавия, своим «Путешествием» Радищев выступил и против реакционных течений общественной мысли, которые помогали воспитанию человека-«делателя», отвлекали от социальной борьбы, уводили «в поля бредоумствований» (масонство). Он доказывал, что человек не может быть счастлив, если несчастен мир, обличал трусость зрячих, которая объективно упрочивала власть помещиков-крепостников. Писатель — воплощенная совесть России — видел идеал человека в борце, живущем действительными интересами народа.

Радищев опережал свой век. Книга и имя его озарили перспективу русского освободительного движения на целые десятилетия вперед. Он входит в нашу историю под именем первого русского революционера. И когда произошла Октябрьская социалистическая революция, в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца, бывшей резиденции царей, рабоче-крестьянская власть поставила свой первый памятник: обращенное к невским далям высеченное из камня лицо пророка революции писателя Александра Николаевича Радищева.

Другие сочинения по этому произведению


Путешествие из Петербурга в Москву

Почему жанр произведения А. Н. Радищева «путешествие?»

Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву»Художественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохиАнализ «Путешествия из Петербурга в Москву» РадищеваПутешественник — характеристика литературного герояИзображение народа и о6разы в произведении “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева«Путешествие из Петербурга в Москву», как художественное произведениеРадищев рабства враг – Путешествие из Петербурга в МосквуИзображение помещиков в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»Современники о книге «Путешествие из Петербурга в Москву»Рассказ о творческой истории «Путешествия и Петербурга в Москву»Новый литературный жанр — «путешествие» Радищева»Путешествие из Петербурга в Москву» в художественном и идеологическом контексте эпохиХудожественное своеобразиеХудожественное своеобразие «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и его влияние на передовую мысль эпохи

ПУТЕШЕСТВИЕ ОТ СВ. С ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ

по Александр Радищев ; переведено Эндрю Кан & Ирина Рейфман ‧ ДАТА ВЫПУСКА: 3 ноября 2020 г.

Сатирическое путешествие по России екатерининской эпохи автора, считавшегося тогда политическим радикалом.

Радищев малоизвестен даже русским читателям, пишут переводчики в их подробном предисловии; его произведения часто подвергались цензуре и печатались в самиздате или иностранных изданиях, и в любом случае он писал что-то вроде затхлой прозы, характерной для его времени, до того, как прорвался модернизм, что впоследствии принесло ему репутацию «плохого писателя». Его роман, хотя часто занимательный, страдает от некоторой старомодности: «Наконец звон колокольчика почтового вагона, ставший утомительным для моих ушей, призвал благодетельного Морфея» — характерная фраза. Главный герой находится на пути из имперской столицы в самый важный город в сердце страны, но действие романа не происходит ни в одном из концов. Вместо этого вещи происходят внутри различных транспортных средств, в том числе лодок («В конце концов, второй из этих подражателей Моисея при пересечении морских глубин пешком без чуда остановился на скале, в то время как мы полностью потеряли из виду первого» ) и вышеупомянутый почтовый вагон. У этого главного героя есть привычка задавать надоедливые вопросы или отваживаться соблюдать обряды, которые заставляют его собеседников уйти или уехать в раздражении: он удивляется феодализму, привязывающему крепостных к их господам («Какая дьявольская идея — ссужать своих крестьян). другому на работу»), тонко критикует полезность политических династий («в этом мире все возвращается на прежнюю стадию, ибо все берет свое начало в разрушении»), подшучивает над литературными критиками («Что за ямб, хорей, дактиль или анапест? знают все, кто имеет хоть малейшее представление о правилах стихосложения»), и даже прокрадывается несколько колкостей в адрес цензоров («И вот, не навязывая цензуры почтовым лошадям, я в спешке отправляюсь в путь») .

Ценный взгляд на Россию в годы, предшествовавшие ее литературному возрождению в XIX веке.

  • 0

Дата публикации: 3 ноября 2020 г.

ISBN: 978-0-231-18591-2

Количество страниц: 300

Обзор опубликован онлайн: 2 сентября 2020 г.

Обзоры Kirkus Выпуск: 15 сентября 2020 г.

Категории: ЛИТЕРАТУРА

Поделитесь своим мнением об этой книге

Вам понравилась эта книга?

Протесты возобновляются, поскольку Россия пытается подавить критиков вторжения даже когда власти стремились подавить распространяющиеся антивоенные настроения и создать образ силы и праведности.

Крупнейшая демонстрация вспыхнула в Санкт-Петербурге, где несколько сотен человек стихийно собрались в центре города, скандируя «Нет войне!» когда полиция в полном снаряжении задерживает одного протестующего за другим.

Правозащитная группа ОВД-Инфо, отслеживающая политические аресты, насчитала 437 задержаний в 26 городах России, в том числе 226 в Москве и 130 в Санкт-Петербурге. По сообщениям СМИ, в Москве полиция также задерживала случайных людей, которые просто проходили мимо.

Митинги в пятницу вечером оказались меньше, чем в четверг, когда по всей России на улицы вышли тысячи людей. По данным ОВД-Инфо, в ночь на четверг в 58 городах России было задержано 1820 демонстрантов, в том числе 1002 — в Москве.

РЕКЛАМА

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков попытался преуменьшить масштабы протестов, заявив в пятницу, что, хотя президент Владимир Путин «слышит мнение каждого», он также знает «долю тех, кто имеет другую точку зрения, и тех, кто придерживается другой точки зрения». с пониманием относится к такой необходимой операции».

Russia-Ukraine Conflict

  • NATO chief fears Ukraine war could widen into wider conflict

  • France’s TotalEnergies pulls out of Russian gas producer

  • 67 journalists, media workers killed on the работа в этом году

  • В преддверии голосования польский лидер начинает антинемецкую риторику Рамзан Кадыров. В пятницу чеченские СМИ сообщили, что Кадыров собрал около 12 000 силовиков в центре Грозного, столицы региона, для того, что было названо проверкой оперативной готовности.

    По сообщению местного новостного сайта «Чечня сегодня», Кадыров заявил, что готов принять участие «в любой спецоперации», если потребуется, и призвал президента Украины Владимира Зеленского позвонить Путину и принести извинения.

    Главный редактор российского государственного телеканала RT Маргарита Симоньян разместила в Telegram видео, на котором российская бронетехника катится по сельской местности, а мужчина кричит: «Боже, спаси вас, ребята! Мы ждали тебя восемь лет».

    Симоньян, чей блог в Telegram насчитывает более 132 000 подписчиков, сообщил в посте, что это украинцы под Харьковом приветствуют российских военных.

    Тем временем те, кто выступал против вторжения, столкнулись с последствиями.

    Елена Черненко, журналист газеты «КоммерсантЪ», заявила, что ее исключили из пула МИД за открытое письмо с осуждением нападения на Украину, подписанное почти 300 журналистами. Черненко заявила в приложении для обмена сообщениями Telegram, что министерство сослалось на ее «непрофессионализм», и призвала чиновников не принимать ответных мер против журналистов, подписавших письмо.

    РЕКЛАМА

    «Видимо, такие времена», — написала Черненко о запрете, который ей сейчас грозит.

    Другим журналистом, попавшим в беду, стал Юрий Дудь. Как и многие другие, в четверг Дудь, ярый критик Кремля, который ведет один из самых популярных блогов на YouTube в России, написал подробный пост в социальных сетях, осуждающий вторжение в Украину.

    В пятницу влиятельная поддерживаемая Кремлем группа по надзору за интернетом «Лига безопасного интернета» подала запрос в Генеральную прокуратуру и Минюст с просьбой рассмотреть возможность признания Дудь «иностранным агентом». и сильные уничижительные коннотации, которые дискредитируют его.

    Популярный государственный телеканал «Первый канал» объявил о замене развлекательных передач в своем расписании новостями и политическими передачами «из-за сложившейся ситуации». Среди отмененных было ночное шоу популярного комика Ивана Урганта, который высказался против вторжения в Instagram.

    В пресс-службе канала заявили, что решение об удалении передачи Урганта из программы не связано с его публикацией в Instagram.

    В качестве еще одного признака того, что Кремль закручивает гайки в отношении инакомыслящих, Роскомнадзор объявил о «частичных ограничениях» доступа к Facebook в ответ на ограничение платформой учетных записей нескольких поддерживаемых Кремлем СМИ.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *